Рефераты

: Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова

: Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова

"Герой нашего времени"

М.Ю.Лермонтова

Нравственно-психологоческий роман( его художественные особенности ).

"Герой нашего времени" - первый в русской прозе лирико-психологический

роман. Лирический потому, что у автора и героя "одна душа, одни и те же

муки". Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не

события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое

богатство романа заключено прежде всего в образе "героя времени". Через

сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что

нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое

глубже слов, идей.

Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны.

Лермонтов ведет читателя от поступков Печерина ( в первых трех повестях ) к

их мативам ( в 4 и 5 повестях ), тоесть от загадки к разгадке. При этом мы

понимаем, что тайной являются не поступки Печерина, а его внутренний мир,

психология.

Автор использует принцып хронологической инверсии ( отказ от

последовательного изображения ). Такая разочарованная позиция в точности

соответствует "разачарованной", противоречивой личности человека.

В первых трех повестях ("Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань") представленны

лишь поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры печеринского равнодушия,

жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей (

Бэла ), либо как жертвы его холодного расчета ( бедные контабандисты ).

Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печерина является

власть и эгаизм: "какое дело мне: странсвующему офицеру, до радостей и

бедствий человеческих ?"

Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно

совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В "Княжне Мери" звучит

трезвый отчет Печерина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: "Во

мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и

судит его." А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное

кредо: "Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как

пищу, поддерживающую мои духовные силы..." На основании этого правила Печерин

развивает целую теорию счастья: "Быть для кого-нибудь причиной страданий и

радости, не имея на то никакого положительного права,- не самая ли это

сладкая пища нашей гордости ? А что такое счастье ? Насыщенная гордость."

Казалось бы, умный Печерин, знающий в чем состоит счастье, и должен быть

счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но

счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука... Почему же судьба

героя так трагична ?

Ответом на этот вопрос является последняя повесть "Фаталист". Здесь решаются

уже проблемы нестолько психологические, сколько философские и нравственные.

Повесть начинается с философского спора Печерина с Вуличем о предопределении

человеческой жизни. Вулич - сторонник фатализма. Печерин же задается

вопросом: "Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля,

рассудок ?" Этот спор прверяется тремя примерами, тремя смертельными

схваиками с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок

окончившийся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице

пьянымказаком; в-третьих, отважный брасок Печерина на казака убийцу. Не

отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя

смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор

избавил роман от мрачного финала. Печерин, о смерти которого неожиданно

сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только

спасается от казалось бы верной гибели, но и впервые совершает поступок,

приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат

поздравления с победой над смертью: "офицеры меня поздравляли - и точно было

с чем ".

Герой относится к фатвлизму прредков двойственно: с одной стороны он

иронизирует над их наивной верой в светила небесные, с другой стороны, он

откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера - благо. Но

отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время 30-е годы нечем

заменить утраченные идеаллы. Несчастье Печерина в том, что он сомневается не

тоолько в необходимости добра вообще; для него не только не существует

святынь, он смеётся "над всем на свете"... А безверие порождает либо

бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и

энергичного человекаю

Показывая мужество своего героя Лермонтов одновременно утвердил необходимость

борьбы за свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей

свободой: " Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою

жизнь на карту, но свободы своей не продам". Но такая свобода без

гуманистических идеалов связанна с тем, что Печерин постоянно пытается

подавить голос своего сердца: "я давно уже живу не сердцем, а головой".

Однако Печерин не самодовольный циник. Выполняя "роль палача или топора в

руках судьбы", он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы,весь роман

- это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно

реквием одаренному, а может быть гениальному человеку который не смог

"угадать своего высокого назначения".

Набито: Диденко Александром.

27 марта 1996 г.


© 2010 Рефераты