Рефераты

Доклад: Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

Доклад: Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

Доклад

Тема: «Стихотворения в прозе» Тургенева

Выполнил:

ученик 10Б класса

Лицея №2 г. Иркустка

Куклин Алексей

ДОКЛАД

«Стихотворения в прозе» И..С.Тургенева.

Наряду с произведениями, посвященным отвлеченно-этическим проблемам,

появились «Стихотворения в прозе». Они создавались в течение четырех лет (с

1878 по 1882 год), были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и

для небольшого кружка людей, сочувствующих такого рода вещам.

«Стихотворения в прозе» состоят из двух разделов «Старческие» и «Новые

стихотворения в прозе». Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в

журнале «Вестник Европы» № 12 за 1882 год. «Новые стихотворения в прозе»

при жизни Тургенева не печатались.

Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив их

характерные черты.

Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора. В большинстве случаев

– прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. Повышенная

выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то

смятение. Дневниковость, носящая исповедальный характер.

По содержанию цикл «Стихотворений в прозе» весьма разнообразен. Значительеая

часть «стихотворений» затрагивает общественно-политические проблемы,

посвящена размышлениям писателя о русском народе, о родине, о счастье и

красоте, о гуманности человеческих отношений. При решении их глубоко

интимный контакт с читателем, чуткость и человечность, какой бы вопрос не

решался – сугубо личный, общественный или планетврный.

Стихотворение в прозе дает возможность сгустить, сплющить огромные временные

и пространственные величины до величины одной фразы. Острейшая

наблюдательность позволяет обыкновенную бытовую деталь превращать в символы.

Ритм стихотворений в прозе каждый раз нов, разнообразен, подчинен авторской

интонации. Каждая фраза, строка, абзац целая вещь выдержана в определенном

музыкальном ключе. Мелодичность эта подчас доходит у Тургенева до

сладкогласия, упоительного бельканто, как называют в Италии красивое, плавное

пение.

Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется

художником на свое место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на

целое, то собранные вместе камешки кажутся мозайкой, создающие цельную картину.

Одним из лучших политических стихотворений в прозе по праву считается

«Порог». Напечатан «Порог» впервые в сентябре 1883 года. Написано оно под

впечатлением процесса Веры Засулич, честной и саиоотверженной русской

девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Она

стоит на пороге новой жизни. Писатель создает благородный образ женщины-

революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и

свободы народа. И она переступает через этот символический порог .

«. и тяжелая занавеса упала за нею.

- Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

- Святая! – пронеслось откуда-то в ответ».

С какой контрастностью передано отношение к одному и тому же факту, явлению,

событию со стороны двух совершенно разных людей!

Здесь не только два прямо противоположных друг другу высказывания. Здесь два

взгляда на мир, на жизнь, на людей. В вопросе о том, как человеку прожить

свою жизнь столкнулись сбыватель и романтик (ое же Гражданин с большой

буквы, человек чести и высокого общественного сознания). Героине, решившей

принести в жертву свою жизнь, обыватель говорит «Дура!», романтик -

«Святая!». За этими короткими словами две философии. Обыватель рассуждает,

казалось бы, трезво: на свете каждый живет только один раз, а посему – живи

себе в свое удовольствие, ешь, пей, веселись; он рассуждает так, не

задумываясь над тем , что блага, которые он берет, нет, не берет – хватает,

достались ему ценой жертв, принесенных сильными и отважными людьми. Романтик

называет героиню святой. Романтик – человек, видящий в жизни не только малые

дела и малые цели, но и большие дела и большие цели, готовый совершить

прекрасное и героическое во имя общего блага.

«Порог» заставляет каждого читателя задумываться над своей жизнью, осмыслить

и, если нужно, переосмыслить ее.

Это стихотворение в прозе говорит каждому из нас, особенно в юные молодые

годы: приглянись к судьбам людей и направь свою жизнь к высокой цели,

достойной человека!

Откликнулся Тургенев и на русско-турецкую войну 1877-1878 годов. В эти годы,

как и в эпоху создания романа «Накануне», он много размышляет о вновь

возникшем восточном вопросе, об освободительном движении славнских народов.

Писатель симпатизирует восставшим болгарам и призывает русский народ помочь

им. Он осуждает кровавую бойню, втянувшую в «разверстую пасть смерти» тысячи

людей. Осуждая бессмысленность кровопролития и безумство военачальников,

Тургенев с горячим сочувствием говорит о жертвах войны. Одной из таких жертв

была Юлия Петровна Вревская – вдова генерала И.А.Вревского, убитого на

Кавказе в 1858 году. В 1874 году она гостила у Тургенева в Спасском-

Лутовине – с 21 по 26 июня. Сохранилось сорок восемь писем Тургенева к

Вревской. Уже весной 1874 года Тургенев пишет ей о своем чувстве кней, -

«несколько странном, но искреннем и хорошем». Он почти влюблен в нее. В 1877

году он пишет ей еще одно откровение: «С тех пор, как я встретил вас, я

полюбил вас дружески и в тоже время имел неотступное желание обладать вами».

Для Вревской Тургенев стал одним из самых близких друзей. Может быть, он ей

нравился больше, чем друг. Но о замужестве она не помышляла. Она мечтала о

каком-нибудь подвиге во имя человечества; были у нее мечты ехать в Индию,

очевидно - помагать бедным.

Война началась. Вревская сообщила Тургеневу, что едет сестрой милосердия в

Болгарию. «Желаю от всей души, чтобы взятый на вас подвиг не оказался

непосильным», - отвечал писатель.

В 1878 году Вревская умерла от тифа в болгарском госпитале. Стихотворение

«Памяти Ю.П.Вревской» было, по выражению Тургенева, цветком, который он

возложил на ее могилу.

Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям

ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях «Два богача», «Маша», «Щи»,

«Повесить его!». Здесь, как и в «Записках охотника», показано нравственное

превосходство простого русского мужика над представителями господствующих

классов.

В «Стихотворениях в прозе» с особой теплотой Тургенев пишет о родине.

Прозвучав впервые, эта тема никогда не исчезала из творчества писателя.

Среди стихотворений в прозе видное место занимает патриотическая миниатюра

«Русский язык». С необыкновенной тонкостью и нежностью относился великий

художник слова к русскому языку. Писатель призывал беречь наш прекрасный

язык. Он верил в то, что русскому языку принадлежит будущее, что с помощью

такого языка можно создавать великие произведения.

Сатирическим пафосом овеяна та часть стихотворений в прозе, в которой

развенчиваются стяжательство, клеветничество, корыстолюбие. Такие

человеческие пороки, как эгоизм, жадность, злость, остро изобличены в

стихотворениях: «Довольный человек», «Писатель и критик», «Дурак», «Эгоист»,

«Враг и друг», «Гад», «Корреспондент», «Житейское правило». В основе

некоторых из этих стихотворений лежат жизненные факты. Например, в

стихотворении «Гад» изображен продажный реакционный журналист Б.М. Маркевич.

Ряд стихотворений в прозе проникнут грустными раздумьями, пессимистическими

настроениями, навеянные длительной болезнью писателя.

Однако как бы ни были грустны и тягостны впечатления личной жизни писателя,

они не заслоняли перед ним мир. Обессиленный болезнью, Тургенев все же

стремился собственные страдания, пессимистическое настроение. Он не утрачивал

веру в будущее народа, в торжество прогресса и человечности. Личным

страданиям писатель противопоставлял мысли, утверждавшие веру в человека.

Пафосом гуманности и оптимизма проникнуты стихотворения «Воробей», «Мы еще

повоюем!».

«Любовь. сильнее смерти и страха смерти. Только ей, только любовью держится и

движется жизнь » - такова идея стихотворения «Воробей». В стихотворении «Мы

еще повоюем!» жизнеутверждение выражено еще более ярче: пусть смертоносный

ястреб грозно кружит над семейкой резвых воробьев. Они веселы и беззаботны, в

них торжествует жизнь. Пусть смерть неизбежна. Но склоняться перед ней

преждевременно не следует. Надо бороться. Борцам и смерть не страшна. В

финале автор, отгоняя мрачные думу, восклицает «Мы еще повоюем черт возьми!»

В «Стихотворениях в прозе» талант Тургенева блеснул новыми гранями.

Большинство этих лирических миниатюр отличается музыкальностью,

романтичностью; в них выразительны пейзажные зарисовки, выполненные то в

реалистической, то в романтической манере, а нередко – и с привнесением

фантастического колорита.

До сих пор тургеневские «Стихотвореня в прозе» остаются образцом мастерского

владения русским слогом. Писатель знал тайну и художественного и одновременно

этического внушения и умел волновать не только красотою, но и совестью своего

таланта. Скупая сдержанность слога при щедрости мыслей и красок, устранение

всего лишнего и мешающего целостному восприятию произведения, простота при

глубине – все это читатель нходит в «Стихотворениях в прозе».

В жанровом отношении цикл «Стихотворений в прозе» многолик: здесь есть такие

жанровые разновидности, как сон, видение, миниатюрный рассказ, диалог,

монолог, легенда, элегия, послание, сатира и даже некролог. Это многообразие

формы, сочитающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком

мастерстве художника. Тургенев обогатил русскую литературу новыми

изобразительными средствами и проложил дорогу таким писателям, как И.Бунин,

В.Короленко и другие, которые продолжили развитие этого жанра.

Литература

1. Тропа к Тургеневу В.Афанасьев, П.Боголепетов.

2. Творческий путь Тургенева. П.Г.Пустовойт.

3. «Стихотворения в прозе» Тургенева. Л.А. Озеров


© 2010 Рефераты