Доклад: Стихотворения в прозе И.С. Тургенева
Доклад: Стихотворения в прозе И.С. Тургенева
Доклад
Тема: «Стихотворения в прозе» Тургенева
Выполнил:
ученик 10Б класса
Лицея №2 г. Иркустка
Куклин Алексей
ДОКЛАД
«Стихотворения в прозе» И..С.Тургенева.
Наряду с произведениями, посвященным отвлеченно-этическим проблемам,
появились «Стихотворения в прозе». Они создавались в течение четырех лет (с
1878 по 1882 год), были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и
для небольшого кружка людей, сочувствующих такого рода вещам.
«Стихотворения в прозе» состоят из двух разделов «Старческие» и «Новые
стихотворения в прозе». Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в
журнале «Вестник Европы» № 12 за 1882 год. «Новые стихотворения в прозе»
при жизни Тургенева не печатались.
Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив их
характерные черты.
Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора. В большинстве случаев
– прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. Повышенная
выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то
смятение. Дневниковость, носящая исповедальный характер.
По содержанию цикл «Стихотворений в прозе» весьма разнообразен. Значительеая
часть «стихотворений» затрагивает общественно-политические проблемы,
посвящена размышлениям писателя о русском народе, о родине, о счастье и
красоте, о гуманности человеческих отношений. При решении их глубоко
интимный контакт с читателем, чуткость и человечность, какой бы вопрос не
решался – сугубо личный, общественный или планетврный.
Стихотворение в прозе дает возможность сгустить, сплющить огромные временные
и пространственные величины до величины одной фразы. Острейшая
наблюдательность позволяет обыкновенную бытовую деталь превращать в символы.
Ритм стихотворений в прозе каждый раз нов, разнообразен, подчинен авторской
интонации. Каждая фраза, строка, абзац целая вещь выдержана в определенном
музыкальном ключе. Мелодичность эта подчас доходит у Тургенева до
сладкогласия, упоительного бельканто, как называют в Италии красивое, плавное
пение.
Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется
художником на свое место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на
целое, то собранные вместе камешки кажутся мозайкой, создающие цельную картину.
Одним из лучших политических стихотворений в прозе по праву считается
«Порог». Напечатан «Порог» впервые в сентябре 1883 года. Написано оно под
впечатлением процесса Веры Засулич, честной и саиоотверженной русской
девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Она
стоит на пороге новой жизни. Писатель создает благородный образ женщины-
революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и
свободы народа. И она переступает через этот символический порог .
«. и тяжелая занавеса упала за нею.
- Дура! – проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! – пронеслось откуда-то в ответ».
С какой контрастностью передано отношение к одному и тому же факту, явлению,
событию со стороны двух совершенно разных людей!
Здесь не только два прямо противоположных друг другу высказывания. Здесь два
взгляда на мир, на жизнь, на людей. В вопросе о том, как человеку прожить
свою жизнь столкнулись сбыватель и романтик (ое же Гражданин с большой
буквы, человек чести и высокого общественного сознания). Героине, решившей
принести в жертву свою жизнь, обыватель говорит «Дура!», романтик -
«Святая!». За этими короткими словами две философии. Обыватель рассуждает,
казалось бы, трезво: на свете каждый живет только один раз, а посему – живи
себе в свое удовольствие, ешь, пей, веселись; он рассуждает так, не
задумываясь над тем , что блага, которые он берет, нет, не берет – хватает,
достались ему ценой жертв, принесенных сильными и отважными людьми. Романтик
называет героиню святой. Романтик – человек, видящий в жизни не только малые
дела и малые цели, но и большие дела и большие цели, готовый совершить
прекрасное и героическое во имя общего блага.
«Порог» заставляет каждого читателя задумываться над своей жизнью, осмыслить
и, если нужно, переосмыслить ее.
Это стихотворение в прозе говорит каждому из нас, особенно в юные молодые
годы: приглянись к судьбам людей и направь свою жизнь к высокой цели,
достойной человека!
Откликнулся Тургенев и на русско-турецкую войну 1877-1878 годов. В эти годы,
как и в эпоху создания романа «Накануне», он много размышляет о вновь
возникшем восточном вопросе, об освободительном движении славнских народов.
Писатель симпатизирует восставшим болгарам и призывает русский народ помочь
им. Он осуждает кровавую бойню, втянувшую в «разверстую пасть смерти» тысячи
людей. Осуждая бессмысленность кровопролития и безумство военачальников,
Тургенев с горячим сочувствием говорит о жертвах войны. Одной из таких жертв
была Юлия Петровна Вревская – вдова генерала И.А.Вревского, убитого на
Кавказе в 1858 году. В 1874 году она гостила у Тургенева в Спасском-
Лутовине – с 21 по 26 июня. Сохранилось сорок восемь писем Тургенева к
Вревской. Уже весной 1874 года Тургенев пишет ей о своем чувстве кней, -
«несколько странном, но искреннем и хорошем». Он почти влюблен в нее. В 1877
году он пишет ей еще одно откровение: «С тех пор, как я встретил вас, я
полюбил вас дружески и в тоже время имел неотступное желание обладать вами».
Для Вревской Тургенев стал одним из самых близких друзей. Может быть, он ей
нравился больше, чем друг. Но о замужестве она не помышляла. Она мечтала о
каком-нибудь подвиге во имя человечества; были у нее мечты ехать в Индию,
очевидно - помагать бедным.
Война началась. Вревская сообщила Тургеневу, что едет сестрой милосердия в
Болгарию. «Желаю от всей души, чтобы взятый на вас подвиг не оказался
непосильным», - отвечал писатель.
В 1878 году Вревская умерла от тифа в болгарском госпитале. Стихотворение
«Памяти Ю.П.Вревской» было, по выражению Тургенева, цветком, который он
возложил на ее могилу.
Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям
ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях «Два богача», «Маша», «Щи»,
«Повесить его!». Здесь, как и в «Записках охотника», показано нравственное
превосходство простого русского мужика над представителями господствующих
классов.
В «Стихотворениях в прозе» с особой теплотой Тургенев пишет о родине.
Прозвучав впервые, эта тема никогда не исчезала из творчества писателя.
Среди стихотворений в прозе видное место занимает патриотическая миниатюра
«Русский язык». С необыкновенной тонкостью и нежностью относился великий
художник слова к русскому языку. Писатель призывал беречь наш прекрасный
язык. Он верил в то, что русскому языку принадлежит будущее, что с помощью
такого языка можно создавать великие произведения.
Сатирическим пафосом овеяна та часть стихотворений в прозе, в которой
развенчиваются стяжательство, клеветничество, корыстолюбие. Такие
человеческие пороки, как эгоизм, жадность, злость, остро изобличены в
стихотворениях: «Довольный человек», «Писатель и критик», «Дурак», «Эгоист»,
«Враг и друг», «Гад», «Корреспондент», «Житейское правило». В основе
некоторых из этих стихотворений лежат жизненные факты. Например, в
стихотворении «Гад» изображен продажный реакционный журналист Б.М. Маркевич.
Ряд стихотворений в прозе проникнут грустными раздумьями, пессимистическими
настроениями, навеянные длительной болезнью писателя.
Однако как бы ни были грустны и тягостны впечатления личной жизни писателя,
они не заслоняли перед ним мир. Обессиленный болезнью, Тургенев все же
стремился собственные страдания, пессимистическое настроение. Он не утрачивал
веру в будущее народа, в торжество прогресса и человечности. Личным
страданиям писатель противопоставлял мысли, утверждавшие веру в человека.
Пафосом гуманности и оптимизма проникнуты стихотворения «Воробей», «Мы еще
повоюем!».
«Любовь. сильнее смерти и страха смерти. Только ей, только любовью держится и
движется жизнь » - такова идея стихотворения «Воробей». В стихотворении «Мы
еще повоюем!» жизнеутверждение выражено еще более ярче: пусть смертоносный
ястреб грозно кружит над семейкой резвых воробьев. Они веселы и беззаботны, в
них торжествует жизнь. Пусть смерть неизбежна. Но склоняться перед ней
преждевременно не следует. Надо бороться. Борцам и смерть не страшна. В
финале автор, отгоняя мрачные думу, восклицает «Мы еще повоюем черт возьми!»
В «Стихотворениях в прозе» талант Тургенева блеснул новыми гранями.
Большинство этих лирических миниатюр отличается музыкальностью,
романтичностью; в них выразительны пейзажные зарисовки, выполненные то в
реалистической, то в романтической манере, а нередко – и с привнесением
фантастического колорита.
До сих пор тургеневские «Стихотвореня в прозе» остаются образцом мастерского
владения русским слогом. Писатель знал тайну и художественного и одновременно
этического внушения и умел волновать не только красотою, но и совестью своего
таланта. Скупая сдержанность слога при щедрости мыслей и красок, устранение
всего лишнего и мешающего целостному восприятию произведения, простота при
глубине – все это читатель нходит в «Стихотворениях в прозе».
В жанровом отношении цикл «Стихотворений в прозе» многолик: здесь есть такие
жанровые разновидности, как сон, видение, миниатюрный рассказ, диалог,
монолог, легенда, элегия, послание, сатира и даже некролог. Это многообразие
формы, сочитающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком
мастерстве художника. Тургенев обогатил русскую литературу новыми
изобразительными средствами и проложил дорогу таким писателям, как И.Бунин,
В.Короленко и другие, которые продолжили развитие этого жанра.
Литература
1. Тропа к Тургеневу В.Афанасьев, П.Боголепетов.
2. Творческий путь Тургенева. П.Г.Пустовойт.
3. «Стихотворения в прозе» Тургенева. Л.А. Озеров
|