Доклад: Сатира
Доклад: Сатира
Р Е Ф Е Р А Т
На тему: «Саша Черный»
Выполнил:
ученик 11 «Б» кл.
ЛСШ № 1
Корнев Е.Г.
Руководитель:
Карбаинова И.Ф.
р.п. Любино 2003 г.
Саша Черный (псевдоним, настоящее имя – Александр Михайлович Гликберг) –
поэт, прозаик, переводчик. Наибольшую известность получил как блестящий поэт-
сатирик.
Первая публикация – в журнале «Зритель» - острополитического стихотворения
«Чепуха» принесла ему широкую читательскую популярность и послужила причиной
закрытия журнала. Первый стихотворный сборник поэта «Разные мотивы» (1906)
был арестован, и его автору грозило судебное разбирательство. В 1906 г.
уезжает в Германию, где посещает лекции в Гейдельбергском университете. В
Россию возвращается в 1908 г. и входит в число сотрудников (среди которых
были А.Аверченко, Н.Тэфи, П.Потемкин) журнала «Сатирикон». Стихи,
опубликованные в «Сатириконе», были собраны автором в сборнике «Сатиры»,
вышедшем в 1910 г. Через год вышел в свет еще один сборник поэта – «Сатиры и
лирика».
Основные мотивы поэзии Саши Черного – изобличение политической реакции в
самых разных ее проявлениях; высмеивание омещанившейся интеллигенции,
обывательского образа жизни; эстетических крайностей нового модернистского
искусства. Причем во втором сборнике ирония сменяется сарказмом; сатиры Саши
Черного обретают глубоко личное, трагическое звучание и воспринимаются как
саркастические этюды о пошлости и бессмысленности жизни вообще.
Черный – чуткий восприемник русской сатирической традиции, он продолжает, в
частности, линию гротескно-психологической сатиры, культивируемой в
творчестве поэтов-«искровцев» – Козьмы Пруткова (А.К. Толстого, братьев
Жемчужниковых), Д.Минаева, В.Курочкина. Новаторство Черного – в открытии
возможностей использования так называемой «речевой маски», когда лирическое
«я» воплощает не авторское сознание, а сознание персонажа, который сам
изобличает себя (ср.: «Стилизованный осел»). Автор нередко выстраивает свои
произведения как жанровые сценки («Обстановочка»), короткие новеллы
(«Городская сказка»), в которых комический эффект возникает из наплыва и
гротескного столкновения бытовых, политических, общественно-литературных
реалий, расхожих моделей мышления и поведения. В сатирах на собратьев по
«литературному цеху» Черный мастерски использует инверсии пародируемых
текстов в пространстве его стихов обнаруживают не только стилистическую, но и
мировоззренческую конфронтацию с поэтами новых направлений – символизма и
футуризма (Стилизованный осел», «Эго-черви»).
С началом Первой мировой войны Саша Черный уходит на фронт –
вольноопределяющимся, служит в Пскове, военные впечатления впоследствии
отразятся в его стилизованных под народный говор «Солдатских сказках»
(опубликованных уже за рубежом). Октябрьскую революцию Черный идеологически
не принял и в 1920 г. эмигрировал в Берлин, а к концу жизни поселился на юге
Франции, в Провансе.
В эмиграции основные творческие силы отдавал детской книге, во «взрослых»
произведениях все отчетливее звучат ностальгические ноты, сюжетной основой
его рассказов становятся изломанные судьбы эмигрантов из России. Основные
прижизненные издания, вышедшие в эмиграции, - поэтический сборник «Жажда»
(1923) и «Несерьезные рассказы» (1928).
А.И. Куприн. Поэт-одиночка (О Саше Черном)
Среди современных поэтов Саша Черный стоит совершенно особняком, в гордом,
равнодушном и немного презрительном одиночестве. Да и не похож он на тех,
которые ходят поочередно по редакциям и рекламируют кудрявыми словами
творчество друг друга и, сделав из журнала узкую лавочку напряженного и
непонятного словоблудия, оголившись, с полной развязностью сами себя
провозглашают гениями, а всех бывших до сих пор поэтов предтечами; на тех,
кто, едва народившись на литературный свет, уже пропитаны злобой, завистью,
узкой сектанской нетерпимостью к другим толкам, - читают сумбурные лекции
сами о себе и о друг друге, не подозревая того, что публика ходит смотреть на
них с такими же чувствами, как она смотрит в паноптикуме на трехголового
теленка, Юлию Пастрану или на Родику и Додику – сиамских близнецов.
Пренебрегая тем, что весь их успех – успех скандала, эти литературные
младенцы, еще не владея членораздельной человеческой речью, уже тянутся к
гонорару, как к сосиске, и, еще не научившись ходить, воздвигают себе
постаменты для будущих памятников.
Саша Черный – один. И в этом-то заключается прелесть его оригинальной
личности, и оттого-то его еще не успела захвалить и полюбить почтеннейшая
«публикум», и оттого-то у него имеется еще пока немного поклонников и
хвалителей, но зато этим поклонникам-друзьям действительно дорого свободное,
меткое и красивое слово, облекающее в причудливые, капризные, прелестные,
сжатые формы и гнев, и скорбь, и смех, и задумчивую печаль, и глубокую
нежность, и своеобразное, какое-то интимное безыскусственное языческое
понимание чудес природы: детей, зверей, цветов.
Поистине Саша Черный мог бы применить к себе слова одного французского
писателя: "« пишу не для многих; и если меня поймут два или даже один
человек, - я с удовольствием буду писать для самого себя». И возможно, что
именно по этой причине его не поняла, не прочувствовала, не поставила в
красный угол наша несправедливая, пристрастная, архибезвкусная, кумовская,
мамадышская критика.
Изумительно разнообразно творчество этого замечательного поэта.
Сатиры его дышат пламенным гневом щедринской музы, великолепным презрением,
всей остротой и жгучестью меткой насмешки, которая прилипает к человеку, как
клеймо. И сейчас же рядом расцветают у Саши Черного скромные, благоуханные,
прекрасные цветы чистого и мягкого лиризма.
Узость, мелочность, скука и подлость обывательщины отражаются у Саши Черного
чудесными, сжатыми, незабываемыми штрихами, роднящими его только с Чеховым,
совсем независимо от влияния великого художника. И так же, как Чехов, Саша
Черный необычайно мил, прост, весел, трогателен и бесконечно увлекателен,
когда он пишет для детей или о детях. Произведения последнего рода читаются и
воспринимаются с одинаковым наслаждением как взрослыми, так и детьми. И если
бы для ношения венца славы не надо было вытребовать патента в полицейском
участке критики, то я бы сказал, что это свойство дарования есть признак
несомненного большого, искреннего таланта; а другой признак, и, по-моему, не
менее явный, - это, несмотря на разнообразие мотивов, тем и настроений,
редкое качество, отличающее избранников, - свой собственный, единственный, ни
на кого не похожий тембр. Читатель с чутким ухом, прочитавши или услышавши
любые его четыре строчки, непременно радостно воскликнет: «Ах, Боже мой! Да
ведь это Саша Черный!»
Как благородно злы его стихотворения, заключенные в цикле под общим заглавием
«У немцев».
И какая там тонко изощренная наблюдательность, какая меткость и точность
эпитетов и какая выпуклая, почти осязаемая изобразительность!
Читатель точно видит этих каналий повсюду – в дачном пансионе, в немецком
лесу с прилизанными дорожками, с шоколадными автоматами, с корзинками для
рваной бумаги, с надписями на скамьях и на уборных, со всей нелепой
аккуратностью, которая доводит Сашу Черного до крайности.
Озираясь, блудливой походкою,
Влез я в чащу с азартом мальчишки,
Потихоньку пошаркал подметкою
И сорвал две еловые шишки.
Видишь, как они гуляют ins Grune, как они торгуют могилами своих великих
писателей; видишь их на рынке, на публичных лекциях; видишь их идиотских
корпорантов – на празднике гимнастического клуба; видишь Берлин – эту
огромную лавку и пивную с его нелепыми монументами и портретами кайзера;
видишь детей, юношей, стариков, старух, девушек и самок («раскрахмаленных
лангуст»).
И надо всем этим – лицемерие, затаенное любострастие, обалделая маршировка в
ногу, крикливый пивной патриотизм, шаблон, индюшачья надменность и плоская,
самодовольная тупость.
Ах, в теперешние дни с каким жгучим, опьяняющим, сладким негодованием читаешь
эти сатиры, где каждое сжатое слово подобно удару резца по мрамору.
Итак, Саша Черный всюду остается настоящим, тонко чувствующим и глубоко
думающим лириком – в красках, в звуках, в сатире, и быте, и светлых нежно-
чувственных образах природы.
Я бы сказал: «Да будет ему триумф», если бы только этот сдержанный,
молчаливый человек с печальными темными глазами и светлой детской улыбкой
придавал триумфу какое-нибудь значение.
Но того отчего же не указать на его единственный, но существенный недостаток
– он гораздо слабее своего таланта, когда пишет сатирические стихи на злобу
дня – о Думе, о политике, Гучкове, Милюкове и т.п. А надо сказать, что такие
стихи он пробовал писать, когда сотрудничал в «Сатириконе», и писал их,
очевидно, подчиняясь общему настроению сотрудников этого журнала. Саша Черный
чувствует и мыслит более глубоко, и жертвы его сатиры не господа «А», «В»,
«С», «D», а типичные пошлость, скука, лень, равнодушие и тихое оподление
современной жизни.
|