Рефераты

Доклад: Сатира

Доклад: Сатира

Р Е Ф Е Р А Т

На тему: «Саша Черный»

Выполнил:

ученик 11 «Б» кл.

ЛСШ № 1

Корнев Е.Г.

Руководитель:

Карбаинова И.Ф.

р.п. Любино 2003 г.

Саша Черный (псевдоним, настоящее имя – Александр Михайлович Гликберг) –

поэт, прозаик, переводчик. Наибольшую известность получил как блестящий поэт-

сатирик.

Первая публикация – в журнале «Зритель» - острополитического стихотворения

«Чепуха» принесла ему широкую читательскую популярность и послужила причиной

закрытия журнала. Первый стихотворный сборник поэта «Разные мотивы» (1906)

был арестован, и его автору грозило судебное разбирательство. В 1906 г.

уезжает в Германию, где посещает лекции в Гейдельбергском университете. В

Россию возвращается в 1908 г. и входит в число сотрудников (среди которых

были А.Аверченко, Н.Тэфи, П.Потемкин) журнала «Сатирикон». Стихи,

опубликованные в «Сатириконе», были собраны автором в сборнике «Сатиры»,

вышедшем в 1910 г. Через год вышел в свет еще один сборник поэта – «Сатиры и

лирика».

Основные мотивы поэзии Саши Черного – изобличение политической реакции в

самых разных ее проявлениях; высмеивание омещанившейся интеллигенции,

обывательского образа жизни; эстетических крайностей нового модернистского

искусства. Причем во втором сборнике ирония сменяется сарказмом; сатиры Саши

Черного обретают глубоко личное, трагическое звучание и воспринимаются как

саркастические этюды о пошлости и бессмысленности жизни вообще.

Черный – чуткий восприемник русской сатирической традиции, он продолжает, в

частности, линию гротескно-психологической сатиры, культивируемой в

творчестве поэтов-«искровцев» – Козьмы Пруткова (А.К. Толстого, братьев

Жемчужниковых), Д.Минаева, В.Курочкина. Новаторство Черного – в открытии

возможностей использования так называемой «речевой маски», когда лирическое

«я» воплощает не авторское сознание, а сознание персонажа, который сам

изобличает себя (ср.: «Стилизованный осел»). Автор нередко выстраивает свои

произведения как жанровые сценки («Обстановочка»), короткие новеллы

(«Городская сказка»), в которых комический эффект возникает из наплыва и

гротескного столкновения бытовых, политических, общественно-литературных

реалий, расхожих моделей мышления и поведения. В сатирах на собратьев по

«литературному цеху» Черный мастерски использует инверсии пародируемых

текстов в пространстве его стихов обнаруживают не только стилистическую, но и

мировоззренческую конфронтацию с поэтами новых направлений – символизма и

футуризма (Стилизованный осел», «Эго-черви»).

С началом Первой мировой войны Саша Черный уходит на фронт –

вольноопределяющимся, служит в Пскове, военные впечатления впоследствии

отразятся в его стилизованных под народный говор «Солдатских сказках»

(опубликованных уже за рубежом). Октябрьскую революцию Черный идеологически

не принял и в 1920 г. эмигрировал в Берлин, а к концу жизни поселился на юге

Франции, в Провансе.

В эмиграции основные творческие силы отдавал детской книге, во «взрослых»

произведениях все отчетливее звучат ностальгические ноты, сюжетной основой

его рассказов становятся изломанные судьбы эмигрантов из России. Основные

прижизненные издания, вышедшие в эмиграции, - поэтический сборник «Жажда»

(1923) и «Несерьезные рассказы» (1928).

А.И. Куприн. Поэт-одиночка (О Саше Черном)

Среди современных поэтов Саша Черный стоит совершенно особняком, в гордом,

равнодушном и немного презрительном одиночестве. Да и не похож он на тех,

которые ходят поочередно по редакциям и рекламируют кудрявыми словами

творчество друг друга и, сделав из журнала узкую лавочку напряженного и

непонятного словоблудия, оголившись, с полной развязностью сами себя

провозглашают гениями, а всех бывших до сих пор поэтов предтечами; на тех,

кто, едва народившись на литературный свет, уже пропитаны злобой, завистью,

узкой сектанской нетерпимостью к другим толкам, - читают сумбурные лекции

сами о себе и о друг друге, не подозревая того, что публика ходит смотреть на

них с такими же чувствами, как она смотрит в паноптикуме на трехголового

теленка, Юлию Пастрану или на Родику и Додику – сиамских близнецов.

Пренебрегая тем, что весь их успех – успех скандала, эти литературные

младенцы, еще не владея членораздельной человеческой речью, уже тянутся к

гонорару, как к сосиске, и, еще не научившись ходить, воздвигают себе

постаменты для будущих памятников.

Саша Черный – один. И в этом-то заключается прелесть его оригинальной

личности, и оттого-то его еще не успела захвалить и полюбить почтеннейшая

«публикум», и оттого-то у него имеется еще пока немного поклонников и

хвалителей, но зато этим поклонникам-друзьям действительно дорого свободное,

меткое и красивое слово, облекающее в причудливые, капризные, прелестные,

сжатые формы и гнев, и скорбь, и смех, и задумчивую печаль, и глубокую

нежность, и своеобразное, какое-то интимное безыскусственное языческое

понимание чудес природы: детей, зверей, цветов.

Поистине Саша Черный мог бы применить к себе слова одного французского

писателя: "« пишу не для многих; и если меня поймут два или даже один

человек, - я с удовольствием буду писать для самого себя». И возможно, что

именно по этой причине его не поняла, не прочувствовала, не поставила в

красный угол наша несправедливая, пристрастная, архибезвкусная, кумовская,

мамадышская критика.

Изумительно разнообразно творчество этого замечательного поэта.

Сатиры его дышат пламенным гневом щедринской музы, великолепным презрением,

всей остротой и жгучестью меткой насмешки, которая прилипает к человеку, как

клеймо. И сейчас же рядом расцветают у Саши Черного скромные, благоуханные,

прекрасные цветы чистого и мягкого лиризма.

Узость, мелочность, скука и подлость обывательщины отражаются у Саши Черного

чудесными, сжатыми, незабываемыми штрихами, роднящими его только с Чеховым,

совсем независимо от влияния великого художника. И так же, как Чехов, Саша

Черный необычайно мил, прост, весел, трогателен и бесконечно увлекателен,

когда он пишет для детей или о детях. Произведения последнего рода читаются и

воспринимаются с одинаковым наслаждением как взрослыми, так и детьми. И если

бы для ношения венца славы не надо было вытребовать патента в полицейском

участке критики, то я бы сказал, что это свойство дарования есть признак

несомненного большого, искреннего таланта; а другой признак, и, по-моему, не

менее явный, - это, несмотря на разнообразие мотивов, тем и настроений,

редкое качество, отличающее избранников, - свой собственный, единственный, ни

на кого не похожий тембр. Читатель с чутким ухом, прочитавши или услышавши

любые его четыре строчки, непременно радостно воскликнет: «Ах, Боже мой! Да

ведь это Саша Черный!»

Как благородно злы его стихотворения, заключенные в цикле под общим заглавием

«У немцев».

И какая там тонко изощренная наблюдательность, какая меткость и точность

эпитетов и какая выпуклая, почти осязаемая изобразительность!

Читатель точно видит этих каналий повсюду – в дачном пансионе, в немецком

лесу с прилизанными дорожками, с шоколадными автоматами, с корзинками для

рваной бумаги, с надписями на скамьях и на уборных, со всей нелепой

аккуратностью, которая доводит Сашу Черного до крайности.

Озираясь, блудливой походкою,

Влез я в чащу с азартом мальчишки,

Потихоньку пошаркал подметкою

И сорвал две еловые шишки.

Видишь, как они гуляют ins Grune, как они торгуют могилами своих великих

писателей; видишь их на рынке, на публичных лекциях; видишь их идиотских

корпорантов – на празднике гимнастического клуба; видишь Берлин – эту

огромную лавку и пивную с его нелепыми монументами и портретами кайзера;

видишь детей, юношей, стариков, старух, девушек и самок («раскрахмаленных

лангуст»).

И надо всем этим – лицемерие, затаенное любострастие, обалделая маршировка в

ногу, крикливый пивной патриотизм, шаблон, индюшачья надменность и плоская,

самодовольная тупость.

Ах, в теперешние дни с каким жгучим, опьяняющим, сладким негодованием читаешь

эти сатиры, где каждое сжатое слово подобно удару резца по мрамору.

Итак, Саша Черный всюду остается настоящим, тонко чувствующим и глубоко

думающим лириком – в красках, в звуках, в сатире, и быте, и светлых нежно-

чувственных образах природы.

Я бы сказал: «Да будет ему триумф», если бы только этот сдержанный,

молчаливый человек с печальными темными глазами и светлой детской улыбкой

придавал триумфу какое-нибудь значение.

Но того отчего же не указать на его единственный, но существенный недостаток

– он гораздо слабее своего таланта, когда пишет сатирические стихи на злобу

дня – о Думе, о политике, Гучкове, Милюкове и т.п. А надо сказать, что такие

стихи он пробовал писать, когда сотрудничал в «Сатириконе», и писал их,

очевидно, подчиняясь общему настроению сотрудников этого журнала. Саша Черный

чувствует и мыслит более глубоко, и жертвы его сатиры не господа «А», «В»,

«С», «D», а типичные пошлость, скука, лень, равнодушие и тихое оподление

современной жизни.


© 2010 Рефераты