Рефераты

Доклад: Чернышевский Н.Г.

Доклад: Чернышевский Н.Г.

Чернышевский Николай Гаврилович.

(1828-1889).

Публицист, литературный критик, прозаик, экономист, философ, революционный

демократ.

Родился в семье священника. До 12 лет воспитывался и учился дома под

руководством отца. В 1842-1845 годах Чернышевский учился в Саратовской

семинарии, где ему прочили духовную карьеру. Однако духовное поприще не влекло

будущего публициста, и, не закончив семинарию, он поступил в 1846 году

на отделение общей словесности философского факультета Петербургского

университета, где он занимался славянской филологией.

За годы учебы в университете (1846-1850) были выработаны основы

мировоззрения. Сложившееся к 1850 году убеждение о необходимости

революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: «Вот мой

образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хоть я

и знаю, что долго, может быть весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего.

Что, может быть, надолго только увеличатся угнетение и т.д. – что нужды?..

мирное, тихое развитие невозможно».

Чернышевский попробовал свои силы в прозе (рассказ о Лили и Гете,

повесть о Жозефине, «Теория и практика»,

«Отрезанный ломоть»). Выйдя из университета кандидатом, после

кратковременной работы репетитором во Втором кадетском корпусе в Петербурге,

служил старшим учителем словесности в Саратовской гимназии (1851-1853),

где говорил в классе «такие вещи, которые пахнут каторгой».

Вернувшись в мае 1853 года в Петербург, Чернышевский преподавал во

Втором кадетском корпусе, одновременно готовясь к экзаменам на степень магистра

и работал над диссертацией «Эстетические отношения искусства к

действительности». Диспут по представленной еще осенью 1853 года

профессору Никитенко диссертации состоялся 10 мая 1855 года и явился

манифестацией материалистических идей в эстетике, вызвав раздражение

университетского начальства. Диссертация была официально утверждена в

январе 1859 года.

Параллельно шла журнальная работа, начатая летом 1853 года рецензиями в журнале

«Отечественные записки». Но с весны 1855 года Чернышевский, вышедший в

отставку, занимался журнальной работой для «Современника» Н.А.Некрасова.

Сотрудничество в этом журнале (1859-1861) пришлось на период

общественного подъема, связанного с подготовкой крестьянской реформы. Под

руководством Чернышевского и Некрасова, а позже и Добролюбова определилось

революционно-демократическое направление журнала.

С 1854 года Чернышевский вел в «Современнике» отдел критики и

библиографии. В конце 1857 года он передал его Добролюбову и

сосредоточился преимущественно на политической, экономической, философской

темах. Убедившись в грабительском характере предстоящей реформы, Чернышевский

бойкотирует предреформенный ажиотаж; по обнародовании манифеста 19 февраля

1861 года «Современник» прямо не отозвался на него. В «Письмах без

адреса»,написанных после реформы и адресованных фактически АлександруII

(опубликовано за границей в 1874 году), Чернышевский обвинил

самодержавно-бюрократический режим в ограблении крестьян. Рассчитывая на

крестьянскую революцию, круг «Современника» во главе с Чернышевским прибегал к

нелегальным формам борьбы. Чернышевский написал революционную прокламацию

«Барским крестьянам от доброжелателей поклон».

В обстановке растущей пореформенной реакции внимание III отделения все более

привлекает деятельность Чернышевского. С осени 1861 года за ним была

установлена полицейская слежка. Но Чернышевский был умелым конспиратором, в его

бумагах не находили ничего подозрительного. В июне 1862 года было

запрещено на 8 месяцев издание “Современника”.

7 июля 1862 года Чернышевский был арестован. Поводом для ареста послужило

перехваченное на границе письмо Герцена и Огарева, в котором предлагалось

издавать “Современник” в Лондоне или Женеве. В тот же день Чернышевский стал

узником Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где пробыл до

вынесения приговора – гражданской казни, состоявшейся 19 мая 1864 года

на Мытнинской площади. Он был лишен всех прав состояния и присужден к 14 годам к

каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири. Александр II

сократил срок каторги до 7 лет. Судебный процесс по делу Чернышевского тянулся

очень долго из-за отсутствия прямых улик.

В крепости Чернышевский обратился к художественному творчеству. Здесь, с 14

декабря 1862 года по 4 апреля 1863 года, был написан роман «Что

делать? Из рассказов о новых людях». За ним последовали оставшиеся

незаконченными повесть «Алферьев»(1863) и роман «Повести в

повести» (1863), «Мелкие рассказы»(1864). Увидел свет

лишь роман «Что делать?».

В мае 1864 года Чернышевского под конвоем отправили в Сибирь, где он

находился сначала на руднике, а с сентября 1865 года - в тюрьме

Александровского завода..

Каторга, срок которой истек в 1871 году, оказалась преддверием к

худшему испытанию- поселению в Якутии, в городе Вилюйске, где тюрьма была

лучшим зданием, и климат оказался губительным.

Здесь Чернышевский был единственным ссыльным и мог общаться только с жандармами

и местным якутским населением; переписка была затруднена, а часто специально

задерживалась. Только в 1883 году, при Александре III, Чернышевскому

было разрешено переселиться в Астрахань. Резкая перемена климата очень

повредила его здоровью.

Годы крепости, каторги и ссылки (1862-1883) не привели к забвению имени

и сочинений Чернышевского – его слава мыслителя и революционера росла. По

приезде в Астрахань Чернышевский надеялся вернуться к активной литературной

деятельности, но публикации его работ, хотя и под псевдонимом, были

затруднительны.

В июне 1889 года Чернышевский получил разрешение вернуться на родину, в

Саратов. Он строил большие планы, несмотря на резко ухудшающееся здоровье.

Умер от кровоизлияния в мозг и похоронен в Саратове.

В разностороннем наследии Чернышевского важное место занимают работы по

эстетике, литературная критика, художественное творчество. Во всех этих

областях он выступил новатором, возбуждающим по сей день споры. К

Чернышевскому применимы его собственные слова о Гоголе как писателе из числа

тех, « любовь к которым требует одинакового с ними настроения души, потому

что их деятельность есть служение определенному направлению нравственных

стремлений».

В романе «Что делать? Из рассказов о новых людях» Чернышевский продолжил

открытую Тургеневым в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля, в

основном из разночинцев, сменившего тип «лишнего человека».

Романтический пафос произведения – в устремленности к социалистическому

идеалу, будущему, когда тип «нового человека» станет «общею натурою всех

людей». Прообразом будущего выступают и личные отношения «новых людей»,

разрешающих конфликты на основе гуманной теории «расчета выгод», и их

трудовая деятельность. Эти подробно освещенные сферы жизни «новых людей»

соотнесены с потаенным, «эзоповым» сюжетом, главным героем которого выступает

профессиональный революционер Рахметов.

Тема любви, труда, революции органично связаны в романе, герои которого

исповедуют «разумный эгоизм», стимулирующий нравственное развитие личности.

Реалистический принцип типизации последовательнее выдержан в Рахметове,

суровое мужество которого продиктовано условиями революционной борьбы начала

60-х годов. Призыв к светлому и прекрасному будущему, исторический оптимизм

Чернышевского, мажорный финал сочетаются в романе с осознанием трагической

судьбы его «новых людей»: «..еще немного лет, быть может и не лет, а месяцев,

и станут их проклинать, и они будут согнаны со сцены, отпиханные, струнимые».

Публикация романа вызвала целую бурю в критике. На фоне многочисленных

обвинений Чернышевского в безнравственности и прочем, выделяется

серьезностью разбора статья Р.Р. Страхова «Счастливые люди». Признав

жизненную основу и «напряжение вдохновения» автора, «органический» критик

оспорил рационализм и оптимизм «новых людей» и отсутствие между ними глубоких

конфликтов.

М.Е. Салтыков-Щедрин, выразив сочувствие общей идее романа, отметил, что в ее

воплощении автор не мог избежать некоторой произвольной регламентации

подробностей.

А Н.Г. Чернышевский считал: «.Только те направления литературы достигают

блестящего развития, которые возникают под влиянием идей сильных и живых,

которые удовлетворяют настоятельным потребностям эпохи. У каждого века есть

свое историческое дело, свои особенные стремления. Жизнь и славу нашего

времени составляют два стремления, тесно связанные между собой и служащие

дополнением одно другому: гуманность и забота об улучшении человеческой

жизни.»


© 2010 Рефераты