Доклад: Чернышевский Н.Г.
Доклад: Чернышевский Н.Г.
Чернышевский Николай Гаврилович.
(1828-1889).
Публицист, литературный критик, прозаик, экономист, философ, революционный
демократ.
Родился в семье священника. До 12 лет воспитывался и учился дома под
руководством отца. В 1842-1845 годах Чернышевский учился в Саратовской
семинарии, где ему прочили духовную карьеру. Однако духовное поприще не влекло
будущего публициста, и, не закончив семинарию, он поступил в 1846 году
на отделение общей словесности философского факультета Петербургского
университета, где он занимался славянской филологией.
За годы учебы в университете (1846-1850) были выработаны основы
мировоззрения. Сложившееся к 1850 году убеждение о необходимости
революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: «Вот мой
образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хоть я
и знаю, что долго, может быть весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего.
Что, может быть, надолго только увеличатся угнетение и т.д. – что нужды?..
мирное, тихое развитие невозможно».
Чернышевский попробовал свои силы в прозе (рассказ о Лили и Гете,
повесть о Жозефине, «Теория и практика»,
«Отрезанный ломоть»). Выйдя из университета кандидатом, после
кратковременной работы репетитором во Втором кадетском корпусе в Петербурге,
служил старшим учителем словесности в Саратовской гимназии (1851-1853),
где говорил в классе «такие вещи, которые пахнут каторгой».
Вернувшись в мае 1853 года в Петербург, Чернышевский преподавал во
Втором кадетском корпусе, одновременно готовясь к экзаменам на степень магистра
и работал над диссертацией «Эстетические отношения искусства к
действительности». Диспут по представленной еще осенью 1853 года
профессору Никитенко диссертации состоялся 10 мая 1855 года и явился
манифестацией материалистических идей в эстетике, вызвав раздражение
университетского начальства. Диссертация была официально утверждена в
январе 1859 года.
Параллельно шла журнальная работа, начатая летом 1853 года рецензиями в журнале
«Отечественные записки». Но с весны 1855 года Чернышевский, вышедший в
отставку, занимался журнальной работой для «Современника» Н.А.Некрасова.
Сотрудничество в этом журнале (1859-1861) пришлось на период
общественного подъема, связанного с подготовкой крестьянской реформы. Под
руководством Чернышевского и Некрасова, а позже и Добролюбова определилось
революционно-демократическое направление журнала.
С 1854 года Чернышевский вел в «Современнике» отдел критики и
библиографии. В конце 1857 года он передал его Добролюбову и
сосредоточился преимущественно на политической, экономической, философской
темах. Убедившись в грабительском характере предстоящей реформы, Чернышевский
бойкотирует предреформенный ажиотаж; по обнародовании манифеста 19 февраля
1861 года «Современник» прямо не отозвался на него. В «Письмах без
адреса»,написанных после реформы и адресованных фактически АлександруII
(опубликовано за границей в 1874 году), Чернышевский обвинил
самодержавно-бюрократический режим в ограблении крестьян. Рассчитывая на
крестьянскую революцию, круг «Современника» во главе с Чернышевским прибегал к
нелегальным формам борьбы. Чернышевский написал революционную прокламацию
«Барским крестьянам от доброжелателей поклон».
В обстановке растущей пореформенной реакции внимание III отделения все более
привлекает деятельность Чернышевского. С осени 1861 года за ним была
установлена полицейская слежка. Но Чернышевский был умелым конспиратором, в его
бумагах не находили ничего подозрительного. В июне 1862 года было
запрещено на 8 месяцев издание “Современника”.
7 июля 1862 года Чернышевский был арестован. Поводом для ареста послужило
перехваченное на границе письмо Герцена и Огарева, в котором предлагалось
издавать “Современник” в Лондоне или Женеве. В тот же день Чернышевский стал
узником Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где пробыл до
вынесения приговора – гражданской казни, состоявшейся 19 мая 1864 года
на Мытнинской площади. Он был лишен всех прав состояния и присужден к 14 годам к
каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири. Александр II
сократил срок каторги до 7 лет. Судебный процесс по делу Чернышевского тянулся
очень долго из-за отсутствия прямых улик.
В крепости Чернышевский обратился к художественному творчеству. Здесь, с 14
декабря 1862 года по 4 апреля 1863 года, был написан роман «Что
делать? Из рассказов о новых людях». За ним последовали оставшиеся
незаконченными повесть «Алферьев»(1863) и роман «Повести в
повести» (1863), «Мелкие рассказы»(1864). Увидел свет
лишь роман «Что делать?».
В мае 1864 года Чернышевского под конвоем отправили в Сибирь, где он
находился сначала на руднике, а с сентября 1865 года - в тюрьме
Александровского завода..
Каторга, срок которой истек в 1871 году, оказалась преддверием к
худшему испытанию- поселению в Якутии, в городе Вилюйске, где тюрьма была
лучшим зданием, и климат оказался губительным.
Здесь Чернышевский был единственным ссыльным и мог общаться только с жандармами
и местным якутским населением; переписка была затруднена, а часто специально
задерживалась. Только в 1883 году, при Александре III, Чернышевскому
было разрешено переселиться в Астрахань. Резкая перемена климата очень
повредила его здоровью.
Годы крепости, каторги и ссылки (1862-1883) не привели к забвению имени
и сочинений Чернышевского – его слава мыслителя и революционера росла. По
приезде в Астрахань Чернышевский надеялся вернуться к активной литературной
деятельности, но публикации его работ, хотя и под псевдонимом, были
затруднительны.
В июне 1889 года Чернышевский получил разрешение вернуться на родину, в
Саратов. Он строил большие планы, несмотря на резко ухудшающееся здоровье.
Умер от кровоизлияния в мозг и похоронен в Саратове.
В разностороннем наследии Чернышевского важное место занимают работы по
эстетике, литературная критика, художественное творчество. Во всех этих
областях он выступил новатором, возбуждающим по сей день споры. К
Чернышевскому применимы его собственные слова о Гоголе как писателе из числа
тех, « любовь к которым требует одинакового с ними настроения души, потому
что их деятельность есть служение определенному направлению нравственных
стремлений».
В романе «Что делать? Из рассказов о новых людях» Чернышевский продолжил
открытую Тургеневым в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля, в
основном из разночинцев, сменившего тип «лишнего человека».
Романтический пафос произведения – в устремленности к социалистическому
идеалу, будущему, когда тип «нового человека» станет «общею натурою всех
людей». Прообразом будущего выступают и личные отношения «новых людей»,
разрешающих конфликты на основе гуманной теории «расчета выгод», и их
трудовая деятельность. Эти подробно освещенные сферы жизни «новых людей»
соотнесены с потаенным, «эзоповым» сюжетом, главным героем которого выступает
профессиональный революционер Рахметов.
Тема любви, труда, революции органично связаны в романе, герои которого
исповедуют «разумный эгоизм», стимулирующий нравственное развитие личности.
Реалистический принцип типизации последовательнее выдержан в Рахметове,
суровое мужество которого продиктовано условиями революционной борьбы начала
60-х годов. Призыв к светлому и прекрасному будущему, исторический оптимизм
Чернышевского, мажорный финал сочетаются в романе с осознанием трагической
судьбы его «новых людей»: «..еще немного лет, быть может и не лет, а месяцев,
и станут их проклинать, и они будут согнаны со сцены, отпиханные, струнимые».
Публикация романа вызвала целую бурю в критике. На фоне многочисленных
обвинений Чернышевского в безнравственности и прочем, выделяется
серьезностью разбора статья Р.Р. Страхова «Счастливые люди». Признав
жизненную основу и «напряжение вдохновения» автора, «органический» критик
оспорил рационализм и оптимизм «новых людей» и отсутствие между ними глубоких
конфликтов.
М.Е. Салтыков-Щедрин, выразив сочувствие общей идее романа, отметил, что в ее
воплощении автор не мог избежать некоторой произвольной регламентации
подробностей.
А Н.Г. Чернышевский считал: «.Только те направления литературы достигают
блестящего развития, которые возникают под влиянием идей сильных и живых,
которые удовлетворяют настоятельным потребностям эпохи. У каждого века есть
свое историческое дело, свои особенные стремления. Жизнь и славу нашего
времени составляют два стремления, тесно связанные между собой и служащие
дополнением одно другому: гуманность и забота об улучшении человеческой
жизни.»
|