Рефераты

Доклад: А.П. Чехов

Доклад: А.П. Чехов

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье

купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка

Воронежской губернии. Дед Чехова Егор Михайлович ценой напряженного труда

скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из

крепостного состояния. А отец, Павел Егорович, будучи уже свободным

человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело,

небольшой магазин по торговле «колониальными товарами». Но он больше всего

увлекался церковным пением, даже руководил церковным хором, играл на скрипке,

неплохо писал красками. До сих пор еще сохранилось несколько икон, которые он

написал собственноручно.

Природные способности Павла Чехова передались и его пятерым детям: Александр

и Антон стали писателями, Николай - художником и карикатуристом, Мария -

педагогом, а Михаил Чехов - артистом мирового уровня (вспомним хотя бы фильм

«Сестра его дворецкого», где он блестяще сыграл с Диной Дурбин).

Однако в семейной жизни и особенно в коммерческих делах Павел Чехов был менее

удачлив. Вопреки настояниям жены, он отдал сыновей в приходскую

Цареконстантиновскую школу, откуда детей вскоре пришлось забрать, поскольку

никаких знаний они не приобрели. Правда, Антон не блистал и в гимназии, где

восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом

классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было

учиться. Мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке.

И все же не будь в жизни Чехова церковного хора и спевок - не было бы и его

изумительных рассказов «Художество», «Святой ночью», «Студент» и «Архиерей» с

удивительной красотой простых верующих душ, с проникновенным знанием

церковных служб, древнерусской речи. Да и утомительное сидение в лавке не

прошло для Чехова бесследно: оно дало ему, по словам И.А.Бунина, «раннее

знание людей, сделало его взрослей, так как лавка отца была клубом

таганрогских обывателей, окрестных мужиков и афонских монахов».

В 1876 году Павел Егорович вынужден был признать себя несостоятельным

должником и бежать в Москву, куда вскоре перебралась и остальная семья. Антон

был вынужден выполнять долговые обязательства отца, продавая оставшиеся вещи,

и одновременно зарабатывать на жизнь репетиторством.

Тяжелые впечатления детства и юности найдут позже отражение в рассказах

Чехова о детях. Вспомним хотя бы такие его рассказы, как «Ванька», «Спать

хочется». Есть у него также своеобразная серия рассказов об учителях -

«Человек в футляре», «Крыжовник», «О первой любви».

Ранние литературные опыты Чехова связаны с рукописным юмористическим

ученическим журналом «Заика» и письмами к родным, где он проявил себя как

профессиональный критик, ярко и образно рассказывая о прочитанном и

увиденном.

Однако свое будущее Антон Павлович решил посвятить медицине. В 1879 году, по

окончании гимназии, он получил небольшую стипендию и перебрался к семье в

Москву, где и поступил на медицинский факультет Московского университета.

Однако денег на жизнь не хватало, и Чехов начинает активно сотрудничать в

журналах: пишет небольшие рассказы и посылает их в различные издания. В 1880

году в журнале «Стрекоза» появляются первые публикации его юмористических

рассказов. Он публикует свои юморески под самыми разными, смешными

псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон,

Антоша Чехонте.

Литературные заработки Антона часто оказываются единственным подспорьем в

семье, где он вскоре становится главой большого клана. Поэтому не все

написанные им вещи одинаково равнозначны в художественном отношении. Он пишет

разные по жанру произведения: начинает с пародий, от которых переходит к

юмористическим очеркам и сценкам.

Печатается Чехов тоже в различных изданиях, где принимают его рассказы, но

все же отдает предпочтение журналу «Осколки», где для него был создан

специальный отдел под названием «Осколки московской жизни». Некоторые его

рассказы тех лет получили очень хорошие отзывы, и среди них - «Анюта»,

«Аптекарша», «Муж». В 1884 году выходит первый сборник рассказов Антона

Павловича Чехова, благосклонно встреченный критикой, - «Сказки Мельпомены», в

который вошли шесть рассказов из жизни людей театра.

1884 год оказался необычайно удачным для Чехова. Заканчивая университет, он

уже был автором таких великолепных произведений, как «Хирургия», «Хамелеон»,

«Жалобная книга», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», которые

впоследствии будут считаться программными в его творчестве. Все они выросли

из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились

в сатирическое обличение современной Чехову действительности.

Получив диплом врача, Чехов устраивается на работу в Подмосковье и даже

пробует писать диссертацию на тему «Врачебное дело в России». Он тщательно

изучает материалы по народной медицине, русские летописи. Труд остался

незаконченным, но многое дал Чехову-писателю.

В своей литературной деятельности Антон Павлович не забывал о том, что он

врач. Доктора становятся главными героями многих его произведений, да и

психологию своих персонажей он описывает с чисто медицинской тщательностью.

Даже незнакомым с биографией Чехова читателям будет понятно, что писатель,

создавший такие произведения, как «Палата № 6», «Случай из практики»,

«Скучная история», «Припадок», - врач по профессии.

Медицинская практика, несомненно, расширила и жизненный опыт писателя: ведь к

нему шли люди не только с разными заболеваниями, но и с разными судьбами.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в чеховских произведениях

встречаются люди самых разных характеров и социальных кругов. Правда, критики

часто ставили в вину Чехову то обстоятельство, что в своих рассказах он

изображает мрачный и неприглядный мир, в котором нет места «живому человеку»,

как будто этот мир видится глазами больного. Однако писатель по своей натуре

был веселым и жизнерадостным человеком. Он был привязан к своей семье, любил

сестру и братьев, в его жизни бывали и любовные увлечения.

Антон Павлович с годами и с опытом становился более требовательным к себе.

Теперь он не стремится к тому, чтобы сразу опубликовать свое произведение, и

подолгу работает над каждым новым рассказом. Постепенно у писателя появляются

идеи более крупных произведений, и он начинает писать повести - «Степь»,

«Мужики», «В овраге», «Моя жизнь».

На исходе 80-х годов Чехов испытывает неудовлетворенность собственными

«малыми делами» - медицинской практикой в провинции, строительством школ и

библиотек. А после смерти брата он ощущает внутреннюю опустошенность. Ему

начинает казаться, что он остановился в своем развитии и не видит никаких

дальнейших перспектив. Под впечатлением этих пессимистических настроений

Чехов решает отправиться на Сахалин, чтобы в путешествии набраться новых

впечатлений.

В апреле 1890 года писатель через Казань, Пермь, Тюмень и Томск отправился к

берегам Тихого океана. Уже больной чахоткой, в весеннюю распутицу он проехал

на лошадях четыре с половиной тысячи верст и лишь в конце июля прибыл на

Сахалин. То, что он увидел по пути на Сахалин и на самом острове, потрясло

его. Существование обитающих там людей даже трудно было назвать жизнью.

Никогда прежде писателю еще не приходилось встречаться с такой беспросветной

нуждой, дикостью и полнейшим произволом властей. Все эти свои впечатления

Чехов передал в книгах «Из Сибири» и «Остров Сахалин». После их выхода

министерство юстиции командировало в Сибирь ученого-криминалиста Дриля и

специалиста по тюрьмам Саломона, которые подтвердили все то, о чем писал

Чехов.

Сразу же после поездки на Сахалин Чехов совершает большое заграничное

путешествие. Он посещает Европу, а затем отправляется в Гонконг, Сингапур.

Возможно, контрастность впечатлений помогла писателю еще глубже

прочувствовать проблемы острова Сахалин и России в целом.

Вскоре после поездки, в 1892 году, Чехов перестал заниматься врачебной

практикой и купил имение Мелихово под Москвой. Попечитель сельского училища,

он на свои средства построил школу, помогал голодающим. Во время эпидемии

холеры писатель работал как участковый санитарный врач. Правда, он отказался

от любого вознаграждения за этот свой труд, чтобы не связывать себя какими-

либо обязательствами. Очевидно, он никак не мог забыть времена своей

врачебной практики, когда количество больных в сезон доходило у врача Чехова

до тысячи.

Теперь Антон Павлович Чехов уже всероссийски признанный писатель; один за

другим выходят сборники его рассказов - «Невинные рассказы», «В сумерках». В

1888 году он становится лауреатом Пушкинской премии, а в 1900 году - почетным

академиком. Это звание писатель получил одновременно с Л.Н.Толстым. Правда,

вскоре Чехов выходит из академии вместе с В.Г.Короленко в знак протеста,

когда туда по распоряжению Николая II отказались принять М.Горького.

Новый этап в творчестве Чехова связан с его занятиями драматургией. Вначале

он переделывает некоторые свои рассказы в пьесы, однако они имели не очень

большой успех, как это случилось с его пьесой «Иванов». Настоящим провалом

стала и постановка первой оригинальной пьесы Чехова «Чайка». Только

Московский Художественный театр, оценивший простоту, естественность и

внутренний подтекст пьесы, смог воплотить авторскую концепцию. С тех пор

«Чайка» стала символом театра, а Чехов - его постоянным автором. Две

последующие пьесы - «Дядя Ваня» (переделанная из водевиля «Леший») и

«Вишневый сад» (1904 г.) - были восторженно встречены зрителями и критикой.

Вскоре они были переведены и на иностранные языки. Бернард Шоу, например,

сказал, что после прочтения пьес Чехова ему хотелось уничтожить все им

написанное.

В 1901 году Антон Павлович женился на актрисе Московского Художественного

театра Ольге Книппер, однако насладиться своим творческим успехом и семейным

счастьем ему было не суждено. В связи с обострением туберкулеза состояние его

здоровья резко ухудшилось. По совету врачей он отправился на лечение в

курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь 2 (15) июля 1904 года Антон

Павлович Чехов скоропостижно скончался.

В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого

рассказа и нового типа пьесы - трагикомедии. Его умение найти точную

художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев

снискали ему известность во многих странах мира.


© 2010 Рефераты