Диплом: Мифопоэтические традиции в поэзии С. Есенина
средства художественно – философского осмысления окружающего мира , позволяют
раскрыть содержание духовной жизни человека.
В стихотворении "Корова" ( 1915 г. ) С. Есенин использует принцип
антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор
описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию – старость животного
дряхлая, выпали зубы,
свиток годов на рогах.
и его дальнейшую участь, "скоро. свяжут ей петлю на шее // и поведут на убой
" , он отождествляет старое животное и старого человека.
Думает грустную думу.
Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то
например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915 г.). "Песнь"
(подчеркнуто "высокий" жанр) это своего рода гимнография, ставшая возможной
благодаря тому, что предмет "воспевания" - святое чувство материнства ,
свойственное собаке в такой же степени, как и женщине – матери. Животное
переживает о гибели своих детенышей , которых "хозяин хмурый" утопил в
проруби.
Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с
человеком. Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин по происхождению, а в
детстве и юности – сельский житель. Любя односельчан, он в то же время по
внутренней сути совсем другой , чем они. В отношении к животным это проявляется
наиболее отчетливо. Его ласка и любовь к "сестрам - сукам" и "братьям -
кобелям" - это чувства к равным. Именно поэтому собака "была моей юности
друг".
Стихотворение "Сукин сын" отражает трагизм сознания лирического героя,
который возникает оттого, что в мире живой природы и животных все выглядит
неизменным :
Та собака давно околела,
Но в ту же масть, что с отливом в синь,
С лаем ливисто – ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.
Кажется, что "сын" генетически воспринял от матери любовь к лирическому
герою. Однако лирический герой рядом с этим псом особенно остро ощущает, как
он изменился внешне и внутренне. Для него возвращение к себе юному возможно
лишь на уровне чувства и на мгновение.
С этой болью я будто моложе
И хоть снова записки пиши.
Одновременно осознается невозвратность того, что миновало.
Еще одно животное, которое очень давно "сопровождает" человека по жизни, -
это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг.
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
( " В хате." , 1914 )
В этом стихотворении мы также встречаемся и с другими представителями
животного мира, которые тоже являются неизменным "атрибутом" крестьянской
избы. Это тараканы, куры, петухи.
Рассмотрев бытовые значения образов животных, переходим к их символическим
значениям. Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены
в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется
своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или
иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в
тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую
значимость. Вернемся к образу коня.
Конь – в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но
одновременно с этим и хтоническое существо , связанное с плодородием и
смертью, загробным миром, проводник на "тот свет". Конь наделялся
способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н. Афанасьев так
объясняет значение коня в мифологии древних славян : " Как олицетворение
порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются
крыльями, что роднит их с мифологическими птицами. огненный, огнедышащий.
конь служит поэтическим образом то светозарного солнца , то блистающей
молниями тучи.".
В стихотворении "Голубень" ( 1916 г.) конь предстает в образе "тихой
судьбы" . Ничего не предвещает перемен и лирический герой живет тихой,
размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же , как
жили его предки.
Погаснет день, мелькнув копной златою,
И в короб лет улягутся труды.
Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у
героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что
теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью
о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен .
.Моего увел коня.
Конь мой – мощь моя и крепь.
Он знает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается
вырваться из тех событий, которые происходят.
.он бьется, мечется,
Теребя тугой аркан.
( "Отвори мне страж заоблачный". ,1918 г.),
но ему это не удается, остается только покорится судьбе. В этом произведении
мы наблюдаем поэтический параллелизм между "поведением" коня и его судьбой и
душевным состоянием лирического героя в "развороченном бурей быте ".
В стихотворении 1920 года " Сорокоуст " Есенин вводит образ коня, как символ
старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни .
Образом этого "прошлого" , которое пытается всеми силами бороться с
переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом
символическую ситуации "соревнования" между "чугунным конем - поездом " и
"красногривым жеребенком".
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение
отдается городу.
В других произведениях конь становится символом прошедшей юности, символом
того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя ? иль ты приснилась мне ?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
( "Не жалею, не зову, не плачу.", 1921 г. )
"Проскакал на розовом коне" – символ быстро ушедшей , невозвратной юности.
Благодаря дополнительной символике цвета предстает как "розовый конь" –
символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре
становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения –
благодарственная песня , благословения всего живого. Это же значение имеет
конь в стихотворении "Эх вы, сани ." ( 1924 г. )
Все прошло. Поредел мой волос.
Конь издох.
Вспоминая юность, лирический герой обращается также к образу собаки.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг
( "Сукин сын". 1924 г. )
В этом стихотворении поэт вспоминает о своей юности, первой любви, которая
ушла , но живет в воспоминаниях. Однако на смену старой любви приходит новая,
на смену старшему поколению – молодое, то есть ничто в этой жизни не
возвращается, но и жизненный цикл в то же время беспрерывен.
Та собака давно околела,
Но в ту ж масть , что с отливом в синь.
Меня встрел молодой ее сын.
Если мы обратимся к другим представителям животного мира, например, воронам,
то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной
поэзии.
Понакаркали черные вороны :
Грозным бедам широкий простор.
( "Русь". , 1914 г. )
В этом стихотворении ворон является вестником предстоящей беды, а именно
войны 1914 года. Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ
несчастья, но и для того, чтобы показать свое отрицательное отношение к
происходящим событиям, переживания за судьбу Родины.
Многие поэты используют для создания образов различные типы переноса слов, в
том числе и метафору, В поэзии метафора употребляется по преимуществу во
вторичной для нее функции, внося в именные позиции атрибутивные и оценочные
значения. Для поэтической речи характерна бинарная метафора (метафора –
сравнение). Благодаря образу метафора связывает язык и миф с соответствующим
способом мышления – мифологическим. Поэты создают свои эпитеты,
метафоры, сравнения и образы. Метафоризация образов – это черты
художественного стиля поэта. С. Есенин также обращается в своих
стихотворениях к помощи метафор. Он создает их по фольклорному принципу:
берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и стремится
охарактеризовать одно существительное другим.
Вот, например, образ луны:
" Луна , как желтый медведь , в мокрой траве ворочается ".
Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Чаще всего
наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с животными
сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в
действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку,
служащему основой для его выделения .( "Как скелеты тощих журавлей, //
Стоят ощипанные вербы."; "Синий сумрак, как стадо овец.").
По цветовому сходству:
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
( "Вот оно глупое счастье.", 1918 г. ) ;
по близости и сходству функций :
Как птицы, свищут версты
Из – под копыт коня.
( "О пашни, пашни, пашни.", 1917-1918 г. ) ;
по какому – либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку :
Я был, как лошадь загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым седоком.
( "Письмо к женщине". , 1924 г. )
Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии – песни
форму параллелизма, в том числе отрицательную :
Не кукушки загрустили – плачет Танина родня.
( "Хороша была Танюша." , 1911 г. )
В произведениях С. Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение
или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ :
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
( "Осень". ,1914 – 1916 г. )
Рыжий цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой". Но осень
не только "рыжая кобыла" ( сходство по цвету ) , она "чешет гриву": образ
раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках ,
движениях. Поступь осени сравнивается с поступью коня.
Возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц – "ягненочек
кудрявый " , " жеребенок ", " золотая лягушка ", весна – "
белка", тучи – "волки". К животным и птицам приравниваются предметы,
например, мельница – "бревенчатая птица", печь – "верблюд кирпичный
". На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются
свойственные животным и птицам органы (лапы, морды, рыла, когти, клювы):
Чистит месяц в соломенной крыше
Обоймленные синью рога.
(" Гаснут красные крылья заката. " , 1916 г.)
Волны белыми когтями
Золотой скребут песок.
(" Небесный барабанщик." , 1918 г.)
Клен и липы в окна комнат
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.
(" Дорогая, сядем рядом. " , 1923 г.)
Чисто символическое значение приобретают и цвета животных : " красный конь "
– символ революции, " розовый конь " – образ молодости, " черный конь " –
предвестник смерти.
Образное воплощение , четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в
основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование
анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля
поэта.
Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том,
что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих
произведениях.
В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью
какие-то исторические события, личные душевные переживания . В других – для
того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.
1.5. Пространство и время в поэзии С. Есенина.
Прежде чем говорить о пространстве и времени в поэзии С. Есенина, мы должны
выяснить, что такое пространство и время.
Проблема освоения пространства возникает в мифе, как повествование, рассказ.
Древнему человеку, чтобы понять мир, нужно было понять пространство.
Возникают " космогонические мифы" о том, как создавался мир.
В архаичной модели мира пространство оживотворено, одухотворено и качественно
разнородно. Оно не является идеальным, абстрактным, пустым, не предшествует
вещам, его заполняющим, а наоборот, конституируется ими. Мифопоэтическая
вселенная - не просто широкое, развертывающееся вовне, свободное
пространство. Это пространство к тому же организовано, расчленено, состоит из
частей. К центру ведет путь, то есть то, что связывает самую отдаленную
периферию и все объекты, заполняющие пространство, с высшей сакральной
ценностью – святыней.
Пространство и время взаимосвязаны. Они основные параметры вселенной.
Следующим этапом освоения пространства является фольклор, в котором оно
получает свое развитие в эпосе (сказках, былинах). В.Я.Пропп считает, что в
основе организации " волшебной сказки " лежит обряд посвящения (инициации)
юноши в мужчину. Согласно обряду юноша должен был пройти через серьезные
испытания на выживание, если он выдерживал их, то возвращался домой и
признавался взрослым, получал новое имя.
Пространство и время в художественном тексте также очень тесно связаны. Две
эти категории влияют друг на друга, иногда существуют в неразрывном единстве.
В литературе, по определению Бахтина, это единство называется хронотопом.
Время и пространство по-разному осваиваются в каждом из литературных родов.
Для лирики пространство не имеет большого значения, и она может обходиться
вообще без моделированного пространства, потому что это внутреннее
пространство – состояние души героя. Хотя все зависит от автора, и поэтому
многие лирические произведения имеют внешнее пространство.
В художественной литературе пространство и время дискретны, то есть прерывны.
Целостная пространственная картина мира может быть составлена по принципу
мозаики, из множества отдельных фрагментов – стихотворений, которые могут
быть объединены в цикл стихов.
Всякое художественное пространство является авторской моделью мира, "оно
отражает и пересоздает окружающую действительность".
Лирика С. Есенина отражает мировосприятие, формировавшееся на основе народных
мифологических представлений о картине мира, которые были закреплены в
крестьянских земледельческих и календарных обрядах и праздниках, а также в
народной эпической и лирической поэзии. В результате время, отражая годовой
круг, предстает как циклическое. Движение времени обозначено указанием на
череду календарных и христианских праздников.
Главным христианским праздником на Руси считается Пасха.
Этому священному для всех верующих дню посвящено стихотворение " Пасхальный
благовест" (1914 г.).
О другом, не менее важном дне, говорится в стихотворении " Чую радуницу божью
" (1914 г.). Оно повествует о Радунице – дне поминовения усопших, который
отмечается во вторник второй пасхальной недели.
Если мы обратимся к таким стихотворениям 1914 г. как" Троицыно утро, утренний
канон." и " Зашумели над затоном тростники.", то увидим, что в них называется
Семицко – Троицкая неделя и частично описан языческий обряд гадания,
сохранившийся от древнего обряда, приуроченного к " русальной неделе".
Празднично – ритуальное время в этих произведениях выражено через обрядовые
атрибуты, которые реализуются на пространстве деревни.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Во время этого праздника вся деревня словно преображалась, дома украшались
ветками, цветами, лентами.
На резных окошках ленты и кусты. ,
которые символизировали расцвет новой жизни, весну.
Не менее важное и увлекательное действо семиковой, троицкой недели – гадание
на венках.
Девушки плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к
берегу, остановившемуся или потонувшему венку судили об ожидавшей их участи (
дальнее или ближнее замужество, девичество, смерть суженого ).
Об этом обряде рассказано в стихотворении " Зашумели над затоном тростники."
Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.
Ах, не выйти в жены девушке весной,
Запугал ее приметами лесной.
Если в первом стихотворении идет речь о возрождении новой жизни весной, о
счастье, то во втором о горе и приближающейся смерти. Об этом можно судить,
если прочитать стихотворение дальше.
На березке пообъедена кора, -
Выживают мыши девушку с двора.
В народной поэзии гнилое или засохшее дерево это символ несчастья, здесь же
"пообъедена кора" , а без коры дерево погибнет. Проведем параллель березка –
девушка, и можно говорить об несчастливой судьбе или даже смерти девушки.
Если по круглогодичному циклу перейти от весны к лету, то в череде
праздников, которые отмечались на Руси летом самый разгульный и яркий
языческий праздник Иван Купала. У С.Есенина он упоминается в двух
стихотворения: "Матушка в Купальницу по лесу ходила." (1912 г.) и "За рекой
горят огни" (1916 г.).
Среди других стихотворений, которые повествуют о календарных изменениях в
жизни природы и человека, можно выделить такие, как "Поет зима – аукает."
(1910 г.), "Бабушкины сказки." (1915 г.), "Весенний вечер," (1912 г.),
"Чары." (1915 г.), "Вот уж вечер. Роса." (1910 г.), "Осень." (1914-1916 г.).
Таким образом, рассмотрев временную характеристику модели мира в
произведениях Есенина, можно сделать вывод о том, что время показано в
движении и обозначено указанием на череду праздников и на смену времен года.
Обращаясь к пространственным характеристикам мифопоэтической картины мира
С.Есенина, можно говорить о том, что описывая пространство в своих
произведениях, автор также опирается на богатый опыт народной и классической
поэзии. Пространство предстает у него в "мозаичном виде", то есть постепенно
расширяется от одного стихотворения к другому и в целом создает картину
авторского мировосприятия.
Одним из таких пространственных образов является образ дома . Тема дома
как пространства дружественного, противопоставленного антидому определилась
еще в сказочном эпосе .
"Изба простолюдина – это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще
до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили
себе уподоблениями вещам их кротких очагов.
Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок – небесному
своду, а матица – Млечному Пути."
Если мы рассмотрим содержание этого образа, то увидим, что его пространство
делится на внешнее и внутреннее.
Внутреннее пространство дома в произведениях представлено через описание
бытовой обстановки.
Центром этого пространства является русская печь.
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц.
Как и в любой крестьянской избе, в доме лирического героя есть домашняя утварь
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас.
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
(" В хате." 1914 г.)
В стихотворениях часто упоминается так называемый "красный угол" с божницей.
На божнице за лампадкой
Улыбнулась Магдалина.
("В лунном кружеве украдкой." 1915 г.)
Уже светает, краской тараканьей
Обведена божница по углу.
("Голубень." 1916 г.)
Восприятие дома, как конкретного пространства , становится возможным благодаря
наполненности текстов такими архитектурными деталями, как окно, порог,
крыша. Все они выполняют пограничную функцию, отделяя дом от внешнего
пространства.
Через окно лирический герой наблюдает окружающий его мир.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
("Подражанье песне." 1910 г.)
Проходили калики деревнями,
Выпивали под окнами квасу.
("Калики." 1910 г.)
Стекло окна защищает дом и его обитателей от непогоды.
Но мелкий дождь своей молитвой ранней
Еще стучит по мутному стеклу.
( "Голубень." 1916 г.)
Дом, являясь центром вселенной, связан с космосом. Эта связь осуществляется
через крышу.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
("Вот уж вечер. Роса." 1910 г.)
Луна над крышей, как злат бугор.
("Под красным вязом крыльцо и двор." 1915 г.)
Дом это внутреннее пространство, и поэтому чтобы попасть во внешнее
пространство , нужно пройти своеобразную границу. Этой границей в поэтическом
мире Есенина, как и в народном творчестве, является порог.
У порога в дежке квас.
( "В хате." 1914 г.)
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
("О красном вечере задумалась дорога." 1916 г.)
В этом же качестве также может выступать и крыльцо.
Марфа на крылечко праву ножку кинула,
Левой помахала каблучком сафьяновым.
("Марфа Посадница." 1914 г. )
Оно упоминается в таких стихотворениях, как " Под красным вязом крыльцо и
двор." (1915 г.), " Весна на радость не похожа." (1916 г.)
Через порог и крыльцо лирический герой попадает во внешнее , прилегающее
пространство обозначенное понятием двор.
Во дворе мы видим домашних животных и птиц, сельскохозяйственный инвентарь,
дворовые постройки.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
( "В хате." 1914 г.)
К пространству двора примыкает сад и огород. Рисуя сад и огород, автор
описывает растительность, цветущие, либо осыпающиеся деревья.
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход.
("Там, где капустные грядки." 1910 г.)
Манит ночлег, недалеко от хаты,
Укропом вялым пахнет огород,
На грядки серые капусты волноватой
Рожок луны по капле масло льет.
( "Голубень." 1916 г.)
Дом и двор отделены от внешнего пространства – деревни – своеобразной границей,
которая обозначена как "плетень".
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.
( "Хороша была Танюша." 1911 г.)
В том краю , где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
(" В том краю, где желтая крапива." 1915 г.)
Лирический герой в этом мире защищен и беспечен, ему ничего не угрожает.
Здесь все знакомое и родное.
Но впоследствии лирический герой решается выйти за калитку. Он попадает в более
широкое, но все еще дружественное пространство представленное образом
"деревни".
Деревня в поэзии Есенина предстает как своеобразная модель мира, в
которой сакральной точкой пространства является храм, представленный
с различной эмоционально-экспрессивной окрашенностью. Это и "старая церквушка",
и "монастырь". К этим священным местам приходят так называемые "святые люди",
богомольцы.
Проходили калики деревнями,
Выпивали под окнами квасу,
У церквей пред затворами древними
Поклонялись пречистому Спасу.
( "Калики." 1910 г.)
Местные жители живут своей обычной будничной жизнью : справляют свадьбы ("
скачет свадьба на телегах"), отмечают праздники ("тянется деревня с
праздничного сна"), проводят ярмарки
На плетнях висят баранки,
Хлебной брагой льет теплынь.
Балаганы, пни и колья,
Карусельный пересвист.
("На плетнях висят баранки." 1915 г.)
В деревне, где живет лирический герой, есть своя кузница и мельница.
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.
( "Я снова здесь, в семье родной." 1916 г.)
С образом мельницы мы встречаемся также в стихотворениях С.Есенина, как "Где
ты, где ты, отчий дом." (1917 г.), "Русь советская." (1924г.) Во всех этих
стихотворениях автор рисует мельницу "с крылом", "бревенчатой птицей". Этот
символ – образ "мельницы-птицы" можно соотнести с фольклорным. В народной
поэзии мельница символизирует птицу-вестника.
Деревня, как и любое пространство, имеет внешнюю границу, роль которой исполняет
околица.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха.
("Заиграй, сыграй тальяночка, малиновы меха." 1912 г.)
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
( "Гой ты, Русь, моя родная." 1914 г.)
В качестве границы в стихотворениях Есенина выступают также косогоры,
пригорки, холмы, курганы, овраги. ("Хороша была Танюша" 1911 г.; "По селу
тропинкой кривенькой." 1914 г. ; "Ус." 1914 г.; "За горами, за желтыми долами."
1916г.)
Выйдя за околицу своей деревни, лирический герой попадает в еще более широкое
пространство – "край", который является составляющей пространственного
понятия "Русь".
Хочу концы земли измерить,
Доверясь призрачной звезде.
( "Пойду в скуфье смиренным иноком." 1914 г. )
" Белобрысый босяк " отправляется в дорогу по родному краю, по Руси.
Вообще путь в мифопоэтической модели мира – это связь между двумя точками
пространства. Он соединяет "свой" и "чужой" мир. Начало пути – дом, конец –
цель движения, где находятся сакральные ценности мира. Обычно он проходит по
такой схеме: дом-двор-поле-лес-иное царство-возвращение домой.
Лирический герой Есенина направляется в город. Он идет по прекрасной земле,
которая привлекает своей "яркоцветностью".
Цветопись есенинской строфы отсылает нас прежде всего к русской иконе.
"В иконе особенно бросается в глаза подчеркнуто небольшая глубина
пространства. план ограничен непроницаемым золотом (или желтым, красным,
зеленым, синим) фоном. это изображения Божественного света.".
Есенин обладал способностью очень тонко воспринимать " цветовые
характеристики природы" ( ), поэтому его пейзажи так разнообразны. ("Я
покинул родимый дом, голубую оставил Русь", "О Русь - малиновое поле и синь,
упавшая в реку," "Покраснела рябина, посинела вода", "Выткался на озере алый
свет зари".)
Очень характерно для его палитры и пристрастие к желто-золотому: "Желтые
поводья месяц уронил", "Хвойной позолотой взвенивает лес".
С.Есенин с помощью цветового образа сумел передать тончайшие эмоциональные
оттенки, изобразить самые интимные движения души.
Лирический герой любуется красотами родного края, чувствует свою
сопричастность окружающему миру.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
(" Русь ", 1914 г.)
Этот мир представляется ему раем на земле, но весть о войне 1914 г. разрушает
эти иллюзии.
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
("Русь", 1914 г.)
Жизнь с наступлением войны меняется,
«ой, не весел ты край мой родной»,
«Мирные пахари» отправляются воевать. Лирический герой видит, что его край
«заброшенный», «некошеный сенокос». По всей стране царствует хаос.
Позднее происходит переосмысление пространственных образов в связи
политическими событиями 1917г. и последовавшей гражданской войной 1919-1922г.
Свершившуюся революцию поэт поначалу принимает как преображение мира,
идеализирует ее, обращаясь к канонической христианской символике:
преображение, купель, иорданская голубица и другим. Символическое значение
приобретают и библейские персонажи: Иисус, Ирод, Иуда, Саваоф, Лот и другие.
Радуйтесь!
Земля предстала
Новой купели!
( «Певущий зов.» , 1917 г)
Однако вскоре наступает период переосмысления. На уровне семантики
переосмыслению подвергается в первую очередь пространство города.
В ранней поэзии город представляется как «чужое» пространство, куда
направился лирический герой, «завоевание» города аналогично враждебному
пространству в волшебных сказках. «Завоевание» этого пространства
осмысливалось как утвеждение себя как поэта.
«Говорят я скоро стану знаменитый русский поэт.»
(«Разбуди меня завтра рано...»)
Творческое утверждение состоялось и как следствие возникают восприятие города
как пространства, присовокупленного к своему, дружественного. Отсюда и
чувство любви к городу:
Я люблю этот город вязевый.
Когда формируется неприятие революции, то город, породивший ее оценивается
как пространство смерти:
На московских изогнутых улицах
Умереть знать судил мне Бог.
Лирический герой испытывает враждебное отношение окружающих , которые
характеризует как «сброд».
Если раньше мне били в морду,
то теперь вся в крови душа.
И уже говорю я не маме,
а в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего, я споткнуля о камень,
Это к завтрашнему все заживет.»
«Хохочущий сброд» вызывает ассоциацию с «нечистью». Пространство города
сужается до кабака-«логова жуткого», «шум и гам» которого , а также уровень
ниже уровня земли-«трюм» («Письмо женщине»), в который сходит лирический
герой, соответствует языческому «хаосу» или христианскому «аду».
Когда лирический герой, пройдя все круги ада, вновь оказался на земле, то по-
новому оценивает пространство города. Первоначально в нем погибал лирический
герой , его душа. Теперь он видит, что «город» агрессивен по отношению к
«деревне». Пространство города расширяется , поглащая «Русь», «край»,
«деревню».
Согласно сюжету волшебной сказки герой должен вернуться в исходную точку (в
свое царство-государство). Родное ространство на протяжении всего времени
нахождения лирического героя в городе присутствовало в его сознании, в
памяти, которая вызывала любимые картины.
Снова выплыли годы из мрака.......
(«Сукин сын», 1924 г.)
Вспоминает мать:
Ты живи еще, моя старушка ?
(«Письмо матери.» , 1924 г.)
Мечтает о возвращении домой:
.....мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Возвратиться в низенький наш дом.
(«Письмо матери.» ,1924 г.)
Теперь наступает пора не умозрительного , а реального возвращения.
Лирический герой возвращается домой. Он надеется, что в родном краю найдет
покой, который потерял за время своих мытарств по стране, надеется увидеть
свою деревню такой, какой ее оставил. Но эти надежды рушатся , так как за
время его отсутствия все изменилось.
И знакомые взору просторы
Уж не так под луной хороши.
(«Этой грусти теперь не рассыпать.», 1924 г.)
Отцовский дом Не мог я распознать:
Приметный клен уж под окном не машет,
И на крылечке не сидит уж мать,
Кормя цыплят крупитчатою кашей.
(«Возвращение на родину.», 1924 г.)
Из разговора с дедом лирический герой узнает, что «сестры стали комсомолками»
и «выбросили иконы с полки», а «на церкви комиссар снял крест».
Дружественное пространство оказывается разрушенным теми историческими
событиями, которые произошли в стране. Хаос, возникший в чужом пространстве-
городе, теперь царит и в деревне. Герой оказывается «никому здесь не знаком,
а те, что помнили, давно забыли», «и там, где был когда-то отчий дом, теперь
лежит зола да слой дорожной пыли». Ему остается только подвести итог прожитой
жизни и констатировать тот факт, что:
В том мире я только прохожий.
(...., 1925 г.)
Проследив движение лирического героя в пространстве, можно сказать, что путь
лирического героя С.Есенина по своей структуре напоминает сюжет волшебной
сказки: крестьянский сын выходит из дома в путь для того, чтобы что-то добыть
(в данном случае – славу поэта). Добыв то, за чем он собственно и шел,
возвращается обратно в дружественное пространство дома.
Во время путешествия сталкивается со многими трудностями. Это война 1914 г.,
революция 1917 г. и другие события, за ним последовавшие. Но в отличие от
конца волшебной сказки, возвратившийся герой Есенина, не находит того
пространства, которое было в начале пути. Космос не восстанавливается, и
везде правит хаос.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, необходимо отметить, что мифопоэтическая картина мира С.
Есенина находит отражение, в первую очередь, в космизме сознания. Лирический
герой постоянно обращен к небу, он видит и отмечает составляющие небесного
пространства: солнце, звезды, луну-месяц, зарю.
Как в изображении деталей космического пространства, так и при воссоздании
земных реалий поэзия С.Есенина восходит к мифопоэтическому архитипу мирового
древа, олицетворяющего мировую гармонию. Есенинский мотив "древесного романа" –
результат тотемистических представлений, которые в частности проявляются в
уподоблении дерева человеку. Рисуя многочисленные деревья, поэт не
ограничивается антропоморфными олицетворениями, но осуществляет и обратный
процесс: его лирический герой ощущает себя кленом, у него вянет "куст волос
золотистый", клен у крыльца родного дома на него "головой похож".
Тотемизм проявляется также в анималистических мотивах, которые занимают в поэзии
Есенина значительное место. Поэт в прямом смысле не является анималистом, то
есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Некоторые из них
становятся мотивом, то есть периодически возникают в тех или иных ситуациях,
приобретая при этом нечто новое, дополнительное в деталях, значении. Так,
например, можно говорить о том, что к мифологическому значению восходит образ
коня, одного из самых мифологизированных животных. В славянской мифологии конь
наделялся способностью предвещать судьбу. Он предстает в поэзии Есенина в
образе "тихой судьбы", символом старой патриархальной деревни
("красногривый жеребенок"), "розовый конь" – символ юности.
Ворон в произведениях С. Есенина имеет то же значение, что и в народной поэзии.
В стихотворении "Русь" (1914г.) он является вестником несчастья.
Многие животные, например, собака, у Есенина приобретают иное значение, чем они
имеют в фольклоре. Собака в мифологии является проводником на тот свет,
помощником дьявола, охраняет вход в загробный мир. В есенинской лирике собака
– "юности друг".
Поэт, рисуя животных, чаще всего обращается к принципу антропоморфизма, то есть
наделяет их человеческими качествами ("Корова", "Песнь о собаке".). Но
не ограничиваясь этим, он также приводит и обратное сравнение, то есть придает
человеку черты какого-либо животного. ("Я был, как лошадь загнанная в
мыле.").
Тотемистические же представления не получают у него широкого развития, хотя они
тоже встречаются. В частности в стихотворении "Мы теперь уходим понемногу."
(1924г.) присутствует мотив "кровного родства" с животным миром, он называет
"зверье" "братьями меньшими".
Мифологическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях
создает своеобразие стиля поэта. Чаще всего наименования животных приводятся в
сравнениях, в которых с ними сопоставляются предметы и явления, часто не
связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо
ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения ("По пруду
лебедем красным//Плавает тихий закат.", "Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.")
.
Рассмотрев временную характеристику модели мира в произведениях Есенина,
можно увидеть, что его лирика отражает мировосприятие, формировавшееся на
основе народных мифологических представлений о мире, которые были закреплены
в крестьянских земледельческих и календарных обрядах и праздниках. В
результате время, отражая годовой круг, предстает как циклическое и
обозначено указанием на череду праздников и на смену времен года или времени
суток.
Обращаясь к пространственным характеристикам картины мира С. Есенина, можно
говорить о том, что описывая пространство, автор также опирается на богатый
опыт народной и классической поэзии. Пространство предстает у него в
"мозаичном виде", то есть постепенно расширяется от одного стихотворения к
другому и в целом создает картину авторского мировосприятия.
Проследив движение лирического героя в этом пространстве, можно сказать, что
путь лирического героя Есенина по своей структуре напоминает путь героя в
сюжете волшебной сказки: крестьянский сын выходит из дома в путь для того,
чтобы что-то добыть или вернуть утраченное и достигает этой цели. Есенинский
герой, выйдя из дружественного пространства родного дома в поисках славы
поэта, наконец достигает города, в который давно мечтал попасть. "Завоевание"
города аналогично враждебному пространству в волшебных сказках. "Завоевание"
этого пространства осмысливалось как утверждение себя как поэта:
Говорят я скоро стану знаменитый русский поэт.
Творческое утверждение состоялось, и как следствие возникает восприятие
города как пространства, присовокупленного к своему, дружественного.
Интересно отметить, что и осмысление политических и социальных реалий
совершается через систему пространственных архетипов. Так, после Октябрьской
революции в ходе гражданской войны город, который герой любил ("Я люблю
этот город вязевый."), постепенно получает негативную характеристику.
Сначала его пространство сужается до кабака ("Шум и гам в этом логове
жутком."), окружение видится как "сброд", с которым герой находится
в состоянии конфликта ("Если раньше мне били в морду, то теперь вся в крови
душа."). Пространство города таким образом приобретает черты антидома, оно
враждебно по отношению к лирическому герою, их неприятие взаимно.
В дальнейшем внимание лирического героя сосредотачивается на оппозиции "город –
деревня". Пространство города осмысливается как враждебное не только герою, но
и его родному "пространству", его любимому дому и краю. Город по отношению к
деревне активно враждебен,в отличие от сказочного "Тридесятого царства", как
насильник и разрушитель ("тянет к .равнин пятерню", "сдавили шею деревне
каменные руки шоссе").
Когда лирический герой возвращается в родной дом, то его нет, он разрушен, как и
весь материальный и духовный уклад деревенской России: в пространстве избы нет
икон, их "вчера выбросили сестры", зато появилась книга – "Капитал"
Маркса, заменивший Библию. Разрушена даже музыкальная культура: комсомольцы
поют "агитки Бедного Демьяна".
Мы видим, что в отличии от конца волшебной сказки, возвратившийся герой
Есенина, не находит того дружественного пространства, которое было в начале
пути. Космос не восстанавливается, и везде правит хаос.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Афанасьев А. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1982.
2. Афанасьев А. Народ – художник : Миф. Фольклор. Литература./ Сост. А.
Налепина. М., 1986.
3. Веселовский А. Историческая поэтика. М., 1989.
4. Волков А. Художественные искания Есенина. М., 1976.
5. В мире Есенина. Сборник статей. М., 1986.
6. Введение в литературоведение : Хрестоматия. / Под ред. П. Николаева
.М., 1997.
7. Выходцев П. Поэты и время. Л., 1967.
8. Галкина-Федорук Е. О стиле поэзии Сергея Есенина. М.,1965.
9. Есенин С. Собрание сочинений в 3-х томах. М., 1970.
10.Есенин и современность: Сб. М., 1975.
11.Есенин и русская поэзия./ Под ред. В.Г. Базанова . Л., 1967.
12.Есенин в воспоминаниях современников . В 2-х т. / Сост. А. Козловский. 1986.
13.Журавлев В. Лирический роман С.Есенина //Литература в школе. 1995 г., № 5.
14.Жизнь Есенина./ Сост. С. Кошечкина. М., 1988.
15.Зорин А. Несказанное, синее, нежное.// Литература. ( Первое сентября.)
1998., № 3.
16.История русской советской поэзии 1917-1941. /Отв. Ред. В.В.Бузник. Л., 1983.
17.История русской советской литературы в 4-х томах. Том 1 / Под ред.
А.Г.Дементьева. М., 1967.
18.«.И тебе я в песне отзовусь»: сб. статей о С.Есенине / сост. В.В.Шахов.1986.
19.Коржан Е. Есенин и народная поэзия. Л., 1969.
20.Калган Э. На переломе. // Литература.( Первое сентября.) 1998. ,№ 3.
21.Красухин Г. Легенда и реальность.// Литература. ( Первое сентября.) 1998.,
№ 3.
22.Круглый год. Русский земледельческий календарь. / сост. А.Ф.Некрылова.
М.,1989.
23.Лазутин С. Поэтика русского фольклора: Учеб. пособ. Для филфак. ун-тов и
пед. ин-тов. М.,1989.
24. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989.
25.Мусатов М. Поэтический мир С.Есенина. // Литература в школе. 1995. № 6.
26.Народный месяцеслов.// Русский дом./ Сост. А.Халин. Н.Новгород, 1993.
27.Наумов Е. С.Есенин. Жизнь и творчество. М.-Л., 1965.
28.Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М., 1978.
29.Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
30.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
31..Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособ. для филфак. пед.
ин-тов. / Под ред. Проф. Н.И.Кравцова. М., 1974.
32.Русский дом. /Сост. А.А.Халин, Н.С.Сунин. Н.Новгород, 1993.
33.Русская литература 20 века: Справ. матер.: Кн. для учащихся ст. кл. /
Сост. Л.А.Смирнова. М., 1995.
34.Сергей Есенин. Проблемы творчества: Сб. ст. /Сост. П.Ф.Юшин. М., 1978.
35.С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т./ Сост. А.А.
Козловский. 1986.
36.Соколов А. История русской литературы конца 19-начала20 века: Учебник для
филолог. спец. ун-тов. М.,1999.
37.Телегин С. А.Н.Афанасьев: Мифологический взгляд на природу и человека.
//Литература в школе . 1997., № 3.
38.Хелемский Я. Две судьбы. Литература. ( Первое сентября. ) 2001., № 1.
39.П. Юшин. Поэзия Сергея Есенина. ( 1910 – 1923 г.г. ) М., 1966.
40.Эпштейн М. Природа, мир, тайник вселенной. Система пейзажных образов в
русской поэзии. М.. 1990.
41.Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира : Модели
пространства, времени и восприятия. М., 1994.
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ.
1. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М.В.
Кожевникова и П.А.Николаева. М.. 1987
2. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника./
Сост. А.А.Воротников. Минск, 1995
3. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2х т. М.,1987.
4. Руднев В.П. Словарь культуры 20 века. М., 1997.
5. Словарь литературоведческих терминов. /Под ред. Л.И.Тимофеева и
М.П.Венгрова. М., 1963
6. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М.Прохоров. М., 1987
7. Словарь русской литературы. / Под ред. М.Г.Уртминцевой. Н.
Новгород, 1997.
8. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
9. Словарь мифов. / Пер. с англ. Ю. Бондарева. М., 1999.
10. Тресиддер Дж. Словарь символов. / Пер. с англ. С. Палько. М., 1999.
11. Энциклопедия для детей. Искусство. Т 7. 1 ч. М., 1997.
12. Энциклопедия для детей. Русская литература. Т 9. 1,2 ч. М., 1998.
2001 Информационная карта «Диплом»
1. Исполнитель работы______________________________________
2. Факультет_______________________________________________
3. Кафедра_________________________________________________
4. Научный руководитель ____________________________________
_______________________________________________________
5. Рецензент______________________________________________
_______________________________________________________
6. Название работы_________________________________________
_______________________________________________________
7. Реферат (краткая аннотация работы)_________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________
8. Цель работы_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________
9. Методы исследования____________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________
10. Полученные результаты, новизна___________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
11. Внедрение (школа, вуз, училище)___________________________
_______________________________________________________
12. Область применения (учебный процесс, НИР)_________________
_______________________________________________________
13. Дипломная работа выполнена_____________________________
______________________________________________________
14. Зав. кафедрой всемирной и русской литературы_______________
______________________________________________________
Работа выполнена на кафедре всемирной и русской литературы
Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета.
Научный руководитель- к.ф.н., доцент кафедры всемирной и русской литературы
Алейникова З.А.
Рецензент___________________________________________________
Защита состоится «____» мая 2001 г. в «____» часов в ГАК филологического
факультета (ауд. №_______ ).
К защите допускаю: Научный руководитель
_____________________
Зав. кафедрой всемирной и русской литературы_________________
Декан факультета______________________________ Е.А. Денисова
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Комсомольский-на-Амуре государственный
педагогический университет
На правах рукописи
Мифопоэтические традиции в поэзии С. Есенина
Специальность 021700 «филология»
Дипломная работа по литературе
Комсомольск-на-Амуре
2001год
Страницы: 1, 2
|