Рефераты

: Анализ стихотворения Владимира Маяковского Послушайте!

: Анализ стихотворения Владимира Маяковского Послушайте!

Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»

В.М. - мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему изменилось.

Многие мои сверстники думают, что, кроме стихов о Ленине и партии, поэт

ничего не писал. Но это совсем не так. Да, В.М. во имя революции наступал на

«горло собственной песне», отдавая «звонкую силу поэта» пролетариату. «У

каждого поэта своя драма..»-писала Анна Ахматова. Есть она и у В.М. Он верил

в революцию, боролся стихом с ее врагами, видя их не только в Колчаке и

Деникине, но и в советских, новых мещанах, «дряни». А сегодняшние противники

поэта не хотят этого замечать. Не знают они и другого: есть ранний М., тонкий

лирик, необычайно одаренный стилист, подлинный новатор стихосложения,

экспериментатор в области формы. Располагая стихи «лесенкой», он добился

того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная,

она как бы «внутренняя», чередование слогов не явное, не очивидное-это белый

стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии-самое

главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.

Некоторые мои ровесники думают также, что стихи В.М. надо кричать, надрывая

голосовые связки. Да, у него есть стихи для «площадей». Но в ранних стихах

преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт

только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он

не такой. Наоборот , М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви,

понимания. Именно такого В.М. я и люблю.

Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914году. В стихах этого периода

внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые,

пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней

бравадой-ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая

порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени,

внутренняя убежденность в правоте своих нравственных и эстетических идеалов

обособляли В.М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта

обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не

было высоких духовных идеалов. А ведь он о них мечтал.

Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям:

«Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою

речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не

просто произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь

обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не

жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт

как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным,

обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием,

одиночеством, горем. Ведь люди рождаются для счастья.

Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой бывает,

когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты

лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут.

Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения.

И лирический герой их находит.

(ЦИТАТА).

А дальше...Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах

антонимах (антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном,

общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень

важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды

«плевочки», а для другого-«жемчужины».

Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого

без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от

одиночества, непонимания, но не смиряется с ним.

(ЦИТАТА).

Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку».

Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В.М. имеет

деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-

единственной детали-у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько

живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь,

ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ, привычный для

сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно

заменяется, как видим, просто «рукой». Значит Господь Бог, будто пахарь или

хлебопек,-простонародный.

Лирический герой, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует и переживает

все, что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми. Вот он

Говорит кому-то:

(ЦИТАТА).

И ели первые два предложения вопросительные, то третье-вопросительное, и

восклицательное одновременно. Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим

героем, так силен , что иначе их не выразить как только этим многозначным

емким словом-«Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и

обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие, и любовь...Я не один,

еще кто-то так же думает, как я, так же чувствует, болеет за этот мир, небо,

Вселенную всей душой, всем сердцем.

Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не

убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа стихотворения (всего

их три) начинается так же, как и первая, с того же слова:

(ЦИТАТА).

Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более

оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой

строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно

утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.

(ЦИТАТА).

В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М..

«Послушайте!»-взволнованный и напряженный монолог лирического героя.

Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд,

очень выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается с

наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд

глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется»-передает не только

динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова,

все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само

лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю

обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация

стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и

неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются

полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся,

прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них

легко уловить ноты тревоги («ходит тревожный»), смятения, затаенную даль.

Стихотворение «Послушайте!»-развернутая метафора, имеющая большой

иносказательный смысл-«не хлебом единым жив человек». Кроме насущного хлеба,

нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны

звезды -«жемчужины», а не звезды-«плевочки». Имманиула Канта поражали более

всего на свете две вещи: «звездное небо над нами и нравственный закон внутри

нас». В.М. тоже волнуют вечные философские вопросы о смысле человеческого

бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.

Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает ни о

какой «протянутости» слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере не уступает

поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост от земной

тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет мысли

был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку подвластно все. И

независимо от того, в какие тона окрашены астральные образы, сатирические или

трагические, его творчество проникнуто верой в Человека, в его разум и

великое предназначение.

Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную

жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим поэтом, отдавшим

свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и

стихотворение «Послушайте!»-истинный шедевр русской и мировой поэзии.

Макс Майдак.


© 2010 Рефераты