Рефераты

Практика в Отделе Внутренних Дел Октябрьского округа г.Мурманск - (реферат)

p>С учетом данного выше определения правоохранительной деятельности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам можно относить прежде всего суды (Конституционный Суд РФ и все прочие суды), органы юстиции, прокуратуру, а также некоторые из тех органов, которые призваны выявлять и расследовать преступления.

Органов, уполномоченных выявлять преступления и расследовать их, насчитывается более десятка. Среди них следственные аппараты органов прокуратуры, контрразведки и внутренних дел, а равно государственные учреждения, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, пожарная охрана, командиры воинских частей, должностные лица таможенной службы и налоговой полиции, капитаны кораблей, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок и некоторые другие) или оперативно розыскную деятельность (например, органы контрразведки и внешней разведки, оперативные подразделения Главного управления охраны РФ, должностные лица пограничных войск). Вряд ли будет логично все эти органы относить к числу правоохранительных только потому, что на них возлагается осуществление одной из правоохранительных функций.

При классификации данной группы органов следовало бы пользоваться дополнительным критерием: учитывать удельный вес деятельности по выявлению и расследованию преступлений в общей массе полномочий конкретного органа. Скажем, для капитана корабля, находящегося в дальнем плавании, функция дознания является далеко не основной, хотя по закону в случае совершения преступления кем-то из членов команды он обязан возбудить уголовное дело и выполнить неотложные следственные действия по выявлению и фиксации доказательств. Данную функцию нельзя назвать основной и для воинских начальников, для должностных лиц таможенной службы, для служб внешней разведки и охраны государственных деятелей, для начальников частей и подразделений пограничных войск, а равно для органов контрразведки. В этом нетрудно убедиться при ознакомлении с положениями или иными правовыми актами, регулирующими полномочия этих органов и должностных лиц. Для них рассматриваемая функция - крайне незначительная часть того, что они обязаны делать. Поэтому было бы неправильно всех их целиком относить к правоохранительным. Из числа органов и должностных лиц данной группы полностью правоохранительными можно было бы считать, пожалуй, лишь органы внутренних дел, для которых борьба с преступлениями и иными правонарушениями, их выявление и расследование - основная задача. Именно они сталкиваются с большинством преступлений и административных правонарушений.

В течение длительного времени считалось бесспорным, что суд является одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последние годы это положение нередко оспаривается. Высказывается мнение, что суды не следует относить к правоохранительным органам. Они-де являются органами судебной власти, и их нельзя включать в одну с органами прокуратуры и исполнительной власти (юстиции, внутренних дел и т. д. ). Суды должны быть независимыми и от них, подобно тому как судебная власть должна быть независимой и от законодательной, и от исполнительной. В рассуждениях такого рода есть свой резон. Но их сторонники упускают из виду по крайней мере два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных отнюдь не означает лишения его независимости и подчинения другим однородным органам. К примеру, факт отнесения органов юстиции к правоохранительным не должен вести и не ведет к их зависимости от органов внутренних дел или прокуратуры. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной права. Это уже совсем лишено логики. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, именно ту власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна и может охранять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права. И данное положение практически никто не оспаривает.

    Дознание.

Под дознанием в уголовном процессе РФ следует понимать виды предварительного расследования, производимого уполномоченными на то законом должностными лицами и органами и состоящие:

1. в совершении неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, в выполнении поручений и указаний следователя о производстве следственных действий по делам, по которым проводится предварительное следствие;

2. в полном расследовании по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

    Органы дознания.

К органам дознания ст. 117 УПК относит: милицию; командиров воинских частей; соединений и начальников воинских учреждений (по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнение служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения); Федеральную службу безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению; начальников исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых и воспитательно-трудовых профилакториев (по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений); органы Государственного пожарного надзора (по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил); органы пограничной охраны (по делам о нарушениях государственной границы); капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; федеральные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным к ее ведению, таможенные органы РФ - по делам о преступлениях, отнесенных законом к их ведению (ст. 188, 189, 193, 194 УК РФ).

Из этого перечня органов дознания видно, что дознание осуществляется различными органами и связано с основными функциями этого органа. Капитаны морских судов, начальники зимовок выполняют деятельность по дознанию эпизодически, в связи с возникшей необходимостью.

На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных угловно- процессуальным законом мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений (ст. 118 УПК). Устанавливая обязанности органа дознания, закон имел в виду прежде всего милицию как постоянно действующий орган дознания.

Милиция занимается оперативно-розыскной деятельностью и осуществляет процессуальное расследование по большинству уголовных дел в форме дознания. Оперативно-розыскная деятельность, имея важное значение для успешного осуществления уголовно-процессуальной деятельности, в понятие дознания как процессуальной деятельности не входит.

Основная обязанность милиции при производстве дознания состоит в выполнении неотложных следственных действий в целях обеспечения необходимых условий для производства предварительного следствия по делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст. 119 УПК) и в расследовании в полном объеме в форме дознания по делам, не требующим предварительного следствия (ст. 120 УПК).

В соответствии с законом РФ от 18 апреля 1991г. предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно предварительно следствие, возлагается на криминальную милицию (ст. 8 УПК). Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, возлагается на милицию общественной безопасности - местную милицию (ст. 9 УПК). Милиция осуществляет досудебную подготовку материалов в протокольной форме по делам, не требующим предварительного расследования (ст. 119, 127 УПК).

Различие между органом дознания и лицом, производящим дознание.

Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание. Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководит дознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность за качество расследования. Лицо, производящие дознание, - это должностное лицо, уполномоченное органом дознания на производство дознания. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и правосознанием (ст. 71 УПК).

Лицо, производящее дознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решения принимает с согласия начальника органа дознания или по его поручению. Наиболее важные действия и решения совершаются и принимаются органом дознания. Только орган дознания вправе возбудить уголовное дело или отказать в его возбуждении (ст. 112-114 УПК), задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления (ст. 122 УПК), приостановить или прекратить производство по делу (ст. 124 УПК). В круг его обязанностей входит выявление причин и условий совершения преступлений и принятие необходимых мер к их устранению (ст. 21, 21 п. 1 УПК). Практически это означает, что данные решения принимаются от имени начальника органа дознания либо им утверждаются.

В отличие от следователя на орган дознания и лицо, производящие дознание, не распространяются правила ч. 2 ст. 127 УПК. Все указания прокурора для них обязательны. При несогласии с ними орган дознания вправе обжаловать эти указания, не приостанавливая их выполнение.

    Классификация.

Дознание как вид процессуальной деятельности по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу и по правилам, установленным уголовно- процессуальным законом. Закон не устанавливает особых правил производства следственных действий и принятия решения на дознании, распространяет на них правила производства предварительного следствия, за некоторым исключением (ст. 119, 120 УПК). Закон предусматривает два вида дознания (ст. 118 УПК), а именно:

1. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 119 УПК).

2. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 120 УПК).

Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В соответствии с ч. 1 ст. 119 УПК при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Статья 119 относит к числу следственных действий, которые в качестве неотложных может производить орган дознания, осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Законом СССР от 12 июня 1990г. перечень неотложных следственных действий, производимых органом дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно, дополнен прослушиванием телефонных и иных переговоров, наложением ареста на имущество и в случае необходимости назначением экспертизы.

К неотложным следственным действиям относятся такие действия по обнаружению и закреплению доказательств, которые совершаются по горячим следам, то есть незамедлительно, так как промедление с их производством может повлечь исчезновение, порчу, утрату, фальсификацию доказательств. Перечень следственных действий, которые органы дознания вправе производить в качестве неотложных, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Это означает, что по делам, по которым предварительное следствие обязательно, органы дознания не вправе производить другие следственные действия.

Практика органов предварительного расследования показывает, что законодательство, регламентирующее полномочия органов дознания по производству неотложных следственных действий, нуждается в совершенствовании. В законе следовало бы закрепить общее правило, согласно которому органам дознания предоставлялось бы право производить следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, которые окажутся неотложными в конкретном деле, так как нельзя заранее определить, какое действие явится неотложным в том или ином случае. Разумеется, речь идет о тех следственных действиях, которые направлены на отыскание, собирание, закрепление доказательств по горячим следам. В целях обеспечения прокурорского надзора за законностью орган дознания обязан немедленно уведомить прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании (ст. 119 УПК). В соответствии со ст. 121 УПК дознание в этой форм должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не подлежит. Прокурор может дать указание о направлении дела следователю и до истечения десятидневного срока. Если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее этого срока, он обязан немедленно направить дело следователю, не ожидая указания прокурора или истечения десятидневного срока.

После того как дело передано следователю, орган дознания действует в зависимости от результата проведенного дознания. Если в ходе дознания было обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания может производить розыскные или следственные действия по делу только по поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, в ходе дознания установить не представилось возможным, орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия для установления преступника, уведомляя следователя об их результатах (ст. 119 УПК). Следственные же действия орган дознания может производить во всех случаях только по поручению следователя.

Анализ закона, регламентирующего дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, позволяет прийти к выводу о факультативном характере этой формы дознания. По данной категории дел орган дознания лишь в тех случаях возбуждает уголовное дело и производит дознание, когда преступление обнаруживается в ходе его деятельности и по нему требуется производство неотложных следственных действий по горячим следам, а следователь по объективным причинам не может приступить к расследованию дела с самого начала. Если же следователь сам возбудил уголовное дело и приступил к расследованию, дознание по этому делу не производится, а орган дознания может выполнять лишь поручения и указания следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий (п. 4 ст. 119 УПК; п. 3 и 4 ст. 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности).

Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствие обязательно, так как его компетенция по делам данной категории исчерпывается производством неотложных следственных действий и вынесением постановления о направлении дела следователю (ст. 124 УПК). Таким образом, дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, состоит:

- В возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственных действий, когда в этом возникает необходимость, в целях установления и закрепления следов преступления;

- В выполнении поручений и указаний следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий;

- В оказании содействия следователю при производстве им отдельных следственных действий.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Это дознание состоит в полном расследовании дела. К расследуемым в форме дознания относятся дела о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 126 УПК. По некоторым перечисленным в этой статье преступлениям возможны в соответствии со ст. 414 протокольная форма досудебной подготовки материалов или производство в порядке частного обвинения. В форме дознания расследуются, например, дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 112, ст. 121, 122, ч. 2 ст. 213 и др. УК РФ.

В соответствии с законом (ст. 120 УПК) по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно- процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 68 УПК). При производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия, за следующими исключениями:

1. Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела им для ознакомления не предъявляются.

2. На органы дознания не распространяются правила, установленные ч. 2 ст. 127 УПК. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.

Эти различия не имеют достаточных оснований. Лишение потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика права на ознакомление с материалами дела после окончания дознания противоречит общему правилу о равенстве прав участников процесса, которое должно иметь место при любой форме расследования. Лишение лица, производящего дознание, права не согласиться с указаниями прокурора по основным вопросам направления расследования противоречит принципу оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК), которым должно руководствоваться и лицо, проводящее дознание.

В соответствии со ст. 47 УПК защитник при производстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения - с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и производится дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, участие защитника обязательно с момента задержания или избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу. Дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела (ст. 121 УПК). Указанный срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц. В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам ст. 133 УПК, установленным для предварительно следствия.

Дознание в указанных в законе случаях может производиться по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, по которым подготовка материалов для рассмотрения дела в суде, как правило, осуществляется в протокольной форме. Это может иметь место в случаях:

возбуждения уголовного дела начальником органа дознания, если в десятидневный срок невозможно выяснить существенные обстоятельства совершения преступления;

возвращения судом дела для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, если они не могут быть установлены в судебном заседании;

возвращения прокурором либо судом материалов для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, необходимых для возбуждения дела (ст. 416 УПК). В этих случаях дознание должно быть закончено не позднее двадцатидневного срока со дня возбуждения или возвращения уголовного дела.

Дознание может проводиться и по делам, возбуждаемым по жалобам потерпевших, если прокурор найдет необходимым возбудить дело по основаниям, указанным в законе.

    Следствие

Следствие ведется оpганами пpедваpительного следствия, и согласно статья 125 УПК РСФСР пpоизводится следователями пpокуpатуpы а также следователями оpганов внутpенних дел, следователями оpганов федеpальной службы безопасности и следователями федеpальных оpганов налоговой полиции. Пpи пpоизводстве пpедваpительного следствия все pешения о напpавлении следствия и напpавлении следственных действий следователь пpинимает свмостоятельно, за исключением случаев, когда закон пpедусматpивает получение санкции от пpокуpоpа и несет полную ответственность за их законное и своевpеменное пpоведение. В ходе pасследования следователь может давать указания оpганам дознания о пpоизводстве pозыскных и следственных действий и тpебовать от оpганов дознания помощи в пpоведении отдельных следственных действий, такие тpебования пpодоставленные в письменном виде являются обязательными для оpганов дознания. Постановления следователя вынесенные в сответствии с законом являются обязательными для всех пpедпpиятий, учpеждений, оpганизвций, должностных лиц и отдельных гpаждан. Следователь впpаве задеpжать и допpосить лицо подозpеваемое в совеpшенни пpоступления или вызвать свидетеля посpедством повестки, лицо же pасписавшееся в получении повестки, но не явившееся к следователю может быть пpевлечено к ответственности и пpиведено пpинудительно. Следователи подчиняются начальникам следственных отделов, котоpые контpоллиpуют действия следователей и пpинимают меpы к более полному, своевpеменному и быстpому пpоизводству следствия по уголовным делам.

    Выявление и расследование преступлений

Расследование угол. дел относится к предварительному расследованию. Это обусловлено тем, что оно предшествует разбирательству в суде угол. дел. Предв. расследование проводят уполномоченные гос-вом органы по установлению событий преступления, розыску и изобличению виновного. Этой деятельностью занимаются органы МВД, прокуратуры, ФСБ, налоговой полиции, таможня. Органы предв. расследования наделяются спец. полномочиями, кот. перечислены в УПК РСФСР.

Предв. расследование подразделяется на 2 формы: дознание и предв. следствие... Между ними имеются сходства и различия.

Сходства: они выполн. одни и те же задачи применительно к различным видам угол. преступлений. Обязаны возбуждать угол. дело в пределах своей компетенции. Осущ. свою деятельность на основе единого УП законодательства. Различия: Дознание и предв. следствие осущ. разными органами. Согласно требованиям ст. 126 УПК определен порядок возбуждения угол. дела. Орган дознания возбуждает угол. дело, производит по нему неотложные следственные действия и в 10-ти дневный срок передает дело следователю, кот. осущ. дальнейшее производство по делу согласно ст. 109 УПК.

Оперативно-розыскная деятельность связана с деятельностью по расследованию преступлений. Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности определяет ее как деятельность осуществляемую гласно и негласно уполномоченными на то гос. органами и оперативными подразделениями. Оперативно розыскную деятельность вправе осущ. органы внутр. дел, ФСБ, органы пограничной службы, налоговая полиция, таможня.

Методы оперативно-розыскной деятельности осущ. путем опроса граждан, наведения справок, исследования предметов и документов, наблюдения, обследование помещений, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров. Постоянный надзор за законностью произведения этих действий возложен на прокуроров соотв. уровней.

В чем заключается понятие ОРД и какие органы ее осуществляют

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями гос. органов, уполномоченных на то Федеральным законом , в пределах их полномочий посредством проведения оперативно - розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами о. -р. д. являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление н установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу гос. , военной, экономической или экологической безопасности РФ. о. -р. д. основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека н гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. При осуществлении о. р. д. проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок;

    сбор образцов для сравнительного исследования;
    проверочная закупка;
    исследование предметов и документов;
    наблюдение, отождествление личности;

обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров;

    снятие информации с технических каналов связи;
    оперативное внедрение;
    контролируемая поставка;
    оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

    1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим о. -р. д. , сведения о: 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях, создающих угрозу гос. , военной, экономической или экологической безопасности РФ;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

    4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении
    неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. 4. Запросы др. органов, осуществляющих о. -р. д.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то гос. органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

    6. Запросы международных правоохранительных организаций и

правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

На территории РФ право осуществлять о. -р. д. предоставляется оперативным подразделениям:

    1. Органов внутренних дел РФ;
    2. Органов федеральной службы безопасности;
    3. Федеральных органов налоговой полиции;

4. Федеральных органов гос. охраны: Главного управления охраны РФ и Службы безопасности Президента РФ;

    5. Органов пограничной службы РФ;
    6. Таможенных органов РФ;

7. Службы внешней разведки РФ. Перечень органов, осуществляющих ОРД, м. б. изменен или даполнен только федеральным законом.

    Следствие

Следствие ведется оpганами пpедваpительного следствия, и согласно статья 125 УПК РСФСР пpоизводится следователями пpокуpатуpы а также следователями оpганов внутpенних дел, следователями оpганов федеpальной службы безопасности и следователями федеpальных оpганов налоговой полиции. Пpи пpоизводстве пpедваpительного следствия все pешения о напpавлении следствия и напpавлении следственных действий следователь пpинимает свмостоятельно, за исключением случаев, когда закон пpедусматpивает получение санкции от пpокуpоpа и несет полную ответственность за их законное и своевpеменное пpоведение. В ходе pасследования следователь может давать указания оpганам дознания о пpоизводстве pозыскных и следственных действий и тpебовать от оpганов дознания помощи в пpоведении отдельных следственных действий, такие тpебования пpодоставленные в письменном виде являются обязательными для оpганов дознания. Постановления следователя вынесенные в сответствии с законом являются обязательными для всех пpедпpиятий, учpеждений, оpганизвций, должностных лиц и отдельных гpаждан. Следователь впpаве задеpжать и допpосить лицо подозpеваемое в совеpшенни пpоступления или вызвать свидетеля посpедством повестки, лицо же pасписавшееся в получении повестки, но не явившееся к следователю может быть пpевлечено к ответственности и пpиведено пpинудительно. Следователи подчиняются начальникам следственных отделов, котоpые контpоллиpуют действия следователей и пpинимают меpы к более полному, своевpеменному и быстpому пpоизводству следствия по уголовным делам.

    Выявление и расследование преступлений

Расследование угол. дел относится к предварительному расследованию. Это обусловлено тем, что оно предшествует разбирательству в суде угол. дел. Предв. расследование проводят уполномоченные гос-вом органы по установлению событий преступления, розыску и изобличению виновного. Этой деятельностью занимаются органы МВД, прокуратуры, ФСБ, налоговой полиции, таможня. Органы предв. расследования наделяются спец. полномочиями, кот. перечислены в УПК РСФСР.

Предв. расследование подразделяется на 2 формы: дознание и предв. следствие... Между ними имеются сходства и различия.

Сходства: они выполн. одни и те же задачи применительно к различным видам угол. преступлений. Обязаны возбуждать угол. дело в пределах своей компетенции. Осущ. свою деятельность на основе единого УП законодательства. Различия: Дознание и предв. следствие осущ. разными органами. Согласно требованиям ст. 126 УПК определен порядок возбуждения угол. дела. Орган дознания возбуждает угол. дело, производит по нему неотложные следственные действия и в 10-ти дневный срок передает дело следователю, кот. осущ. дальнейшее производство по делу согласно ст. 109 УПК.

Оперативно-розыскная деятельность связана с деятельностью по расследованию преступлений. Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности определяет ее как деятельность осуществляемую гласно и негласно уполномоченными на то гос. органами и оперативными подразделениями. Оперативно розыскную деятельность вправе осущ. органы внутр. дел, ФСБ, органы пограничной службы, налоговая полиция, таможня.

Методы оперативно-розыскной деятельности осущ. путем опроса граждан, наведения справок, исследования предметов и документов, наблюдения, обследование помещений, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров. Постоянный надзор за законностью произведения этих действий возложен на прокуроров соотв. уровней.

В чем заключается понятие ОРД и какие органы ее осуществляют

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями гос. органов, уполномоченных на то Федеральным законом , в пределах их полномочий посредством проведения оперативно - розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами о. -р. д. являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление н установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу гос. , военной, экономической или экологической безопасности РФ. о. -р. д. основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека н гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. При осуществлении о. р. д. проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок;

    сбор образцов для сравнительного исследования;
    проверочная закупка;
    исследование предметов и документов;
    наблюдение, отождествление личности;

обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров;

    снятие информации с технических каналов связи;
    оперативное внедрение;
    контролируемая поставка;
    оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

    1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим о. -р. д. , сведения о: 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях, создающих угрозу гос. , военной, экономической или экологической безопасности РФ;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

    4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении
    неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. 4. Запросы др. органов, осуществляющих о. -р. д.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то гос. органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

    6. Запросы международных правоохранительных организаций и

правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

На территории РФ право осуществлять о. -р. д. предоставляется оперативным подразделениям:

    1. Органов внутренних дел РФ;
    2. Органов федеральной службы безопасности;
    3. Федеральных органов налоговой полиции;

4. Федеральных органов гос. охраны: Главного управления охраны РФ и Службы безопасности Президента РФ;

    5. Органов пограничной службы РФ;
    6. Таможенных органов РФ;

7. Службы внешней разведки РФ. Перечень органов, осуществляющих ОРД, м. б. изменен или даполнен только федеральным законом.

    Возбуждение уголовного дела.

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает в период революционных преобразований, социальной конструкции общества, его новых экономических и политических ориентаций. Все вышесказанное относится к различным отраслям права, а к уголовному праву как ведущей отрасли права - вдвойне.

Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права. Уголовный процесс занимает ведущее место среди уголовноправовых наук, так как в повседневной деятельности юриста (особенно работников правоохранительных органов и судов) возникают вопросы, связанные с ведением того или иного уголовного дела и любой юрист обязан знать и четко ориентироваться в нормах и нормативных актах уголовнопроцессуального права.

    Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела - начальная стадия уголовного процесса. В этой стадии полномочные органы государства и должностные лица, получив сведения о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие оснований для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела - обязательная стадия уголовного процесса. В этой стадии подлежат выяснению как обстоятельства, влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исклющающие производство по делу, то есть отказ в нем. Принимаются также меры к предупреждению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления (ст. 112 УПК России). Закон требует, чтобы по каждому заявлению или сообщению было принято решение либо о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Поэтому возбуждение уголовного дела, есть, предусмотренный законом способ реагирования суда, прокурора, следователя, органов дознания на ставшее им известным событие, как на преступление, которое необходимо установить, а лицо его совершившее подвергнуть наказанию (ст. 3 УПК России). Своевременное возбуждение уголовного дела способствует успешному его расследованию, тем более когда оно совершается по горячим следам. И, напротив, запоздалое реагирование на сигнал о совершенном или готовящемся преступлении может привести к утрате доказательств и поэтому серьезно затруднить расследование либо обречь его на неудачу.

До возбуждения уголовного дела не могут совершаться следственные действия, кроме осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства (ст. 178 УПК России).

Данное требование обусловлено тем, что производство следствия сопряжено с возможностью применения мер уголовно-процессуального принуждения, существенно ущемляющих и ограничивающих конституционные права и свободы лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. Граждане вызываются на допросы, причем в случае уклонения они могут быть подвергнуты приводу, производятся обыски, выемки, освидетельствования, осуществляются и другие меры, связанные с вторжением в личную жизнь граждан, и притом не только обвиняемых, но также и других лиц. Допустимо и оправдано такое ограничение прав человека лишь при определённых обстоятельствах, к которым относится защита гражданина, общества от преступных посягательств.

    Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела.

Правом возбуждать уголовные дела обладают: прокурор, орган дознания, следователь, судья (суд) (ст. 3, 109, 112 УПК России), причем каждый в пределах своей компетенции. Никакие другие органы государства таким правом не обладают; их обращение о привлечении лица к уголовной ответственности может рассматриваться только как повод к возбуждению уголовного дела. Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, независимо от подследственности дела. Это вытекает из возложенной на прокурора функции уголовного преследования, выполняя которую, ".... он в случае факта нарушения закона.... возбуждает уголовное дело".

Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 126 УПК России).

Орган дознания возбуждает уголовные дела в пределах компетенции, определяемой ст. 117 УПК России. Вместе с тем орган дознания вправе возбудить и дело, по которому обязательно производство предварительного следствия (ст. 119 УПК России). Однако после выполнения неотложных следственных действий такое дело должно быть передано по подследственности следователю.

В строго ограниченных законом случаях вправе возбудить уголовное дело и судья (суд). Однако с учетом необходимости проверки оснований возбуждения, указанные в законе, судья фактически возбуждает уголовные дела только частного обвинения (ст. 112, 130 ч. 1, ст. 131 УПК России). Дела публичного обвинения судья (суд) возбуждает обычно лишь по уголовным делам, предусмотренным ст. 414 УПК России; дела, возбуждаемые в судебном заседании, если будет установлено, что подсудимый совершил другое преступление, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255 УПК России); когда в судебном заседании будут установлены обстоятельства, указывающие на совершение преступления лицом, не привлеченным к уголовной ответственности (ст. 256 УПК России).

Кроме того, суд вправе возбудить дело в судебном заседании в отношении свидетеля, потерпевшего и эксперта, давших заведомо ложные показания или заключение (ч. 3 ст. 256 УПК России).

    Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела установлены условия, лишь при наличии которых может быть возбуждено производство по делу. Это предусмотренные законом поводы и основания, а также отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 5 УПК России).

Поводы к возбуждению уголовного дела - это те установленные законом источники, из которых полномочные органы государства или должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении и которые обязывают их принять решение приступить к производству по уголовному делу. Согласно ст. 108 УПК России поводами к возбуждению уголовного дела являются: заявления и письма граждан; сообщения общественных организаций, учреждений и предприятий, организаций и должностных лиц; статьи, заметки и письма, опубликованные в печати; явка с повинной; и, наконец, непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.

Заявления и письма граждан - наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Они представляют собой адресованные органам, уполномоченным возбуждать уголовные дела сообщения о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деянием вред заявителю или другим лицам и организациям.

Законом определён перечень уголовных дел, которые могут быть возбуждены не иначе как по жалобе потерпевшего. Это дела частного и частно-публичного обвинения.

Заявления граждан могут облекаться как в устную, так и в письменную форму. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос по ст. 180 УК России, о чем делается отметка в протоколе заявления (ч. 2 ст. 110 УПК России). Сигналы о совершенном или готовящемся преступлении, поступившие по телефону, должны быть записаны, принимающим лицом в виде телефонограммы с указанием всех необходимых реквизитов заявителя.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты