Рефераты

Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности - (курсовая)

p>Нестабильность в оперативную обстановку вносит деятельность криминальных структур, сформировавшихся по национальному или религиозному признакам. В 1994 году выявлено 756 этнических преступных групп, в 1995 году —свыше 800. Наибольшую опасность представляют чеченские, азербайджанские, армянские и грузинские группировки. Отдельные из них специализируются на совершении конкретных видов противоправной деятельности, но в основном занимаются вымогательством, наркобизнесом, торговлей оружием, мошенничеством и хищениями в сфере экономики, контролируют проституцию, игорный и автобизнес. Наибольшее количество организованных преступных групп международной ориентации выявлено в Северо-Кавказском, Северном и Северо-Западном, Центральном и Уральском экономических районах России.

Большинство из выявленных преступных групп (около 65%) имеют и поддерживают связи с аналогичными формированиями в странах ближнего зарубежья. Из числа государств— участников СНГ —это в первую очередь республики Украина, Беларусь, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан. Отмечаются устойчивые криминальные связи российской организованной преступности с преступными структурами в странах Прибалтики (18-20%).

Российские группы наладили преступные связи в 39 странах дальнего зарубежья. Примерно 18% имеют связи в ФРГ, 12%— в США и Польше, 3—5% — в Швеции, Финляндии, Венгрии, Китае, Корее, Израиле, Болгарии и т. д. Преступные группы, действующие на международной арене, специализируются на хищении и контрабанде валютных ценностей и антиквариата, нелегальном вывозе сырьевых ресурсов, оружейном бизнесе, кражах автотранспорта, радиоактивных материалов, проституции, рэкете, наркобизнесе.

Ряд лидеров преступных формирований приняли подданство других государств и выехали за границу, что порождает определенные трудности с их задержанием и привлечением к уголовной ответственности. Находясь вне пределов России, они продолжают руководить преступными формированиями, создают совместные фирмы для легализации криминальных доходов. Приведенные данные дают право сделать вывод о том, что организованная преступность, являясь дестабилизирующим фактором социальных и экономических преобразований, имеет устойчивые тенденции дальнейшего развития, расширяет сферы влияния не только на территории России, но и за ее пределами.

    2. 2 Криминологическая характеристика.

Как уже отмечалось, организованную преступность образуют широкая консолидация и сплочение организованных преступных групп, преступных организаций и преступных сообществ, обеспечивающих противоправную деятельность, с целью увеличения криминальных доходов и укрепления влияния на властные структуры. Организованная преступная группа имеет простейшую иерархию. Как правило, она включает в себя главаря или группу главарей, активных участников и соучастников-исполнителей, а также пособников, способствующих осуществлению преступных замыслов. В отдельных случаях в нее могут входить коррумпированные должностные лица, которые, как правило, обеспечивают безопасность главарям и членам формирований. Вместе с тем не исключается участие коррупционеров в консультациях и других подобных действиях, способствующих совершению конкретных преступлений. Организованность и сплоченность членов преступной группировки придают устойчивость криминальному формированию, а вооруженность холодным или огнестрельным оружием приводит, как правило, к превращению его в банду. Общественная опасность банды в современных условиях заключается прежде всего в постоянной ее готовности к совершению тяжких преступлений с применением оружия. Налицо заранее обдуманный прямой умысел. Термины "преступная группировка" и "организованная преступная группа" употребляются и практическими, и научными сотрудниками. Причем первые понимают под преступной группировкой нередко разновидность простого соучастия, а вторые этим термином обозначают что-то среднее между организованной преступной группой и преступной организацией, подчеркивая, что преступная группировка— это более объемная организованная преступная группа. Действительно, преступные группировки можно рассматривать в качестве особой разновидности организованных преступных групп.

Преступная группировка —это сплоченная общность лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, отличающаяся строгим порядком и планированием преступных действий и имеющая одного или нескольких главарей [8Организованная преступность - “Проблемы, дискуссии, предложения: Круглый стол криминологической ассоциации”– М. , 1993. С. 75].

Изучение деятельности таких формирований показывает, что их численность варьирует от 5—10 до 20—30 человек, а преступления совершаются, как правило, на местном уровне: в одном или нескольких административных районах города, области, края, республики в составе России либо небольшом городе. К наиболее характерным преступным действиям таких формирований следует отнести: рэкет, разбойные нападения, заказные убийства, групповые злостные и особо злостные хулиганства, противоправный автобизнес, организация доставки и распространения наркотиков и некоторые другие. Они образуют определенную систему — единую преступную деятельность. На этом этапе развития жизнедеятельности преступной группировки появляются элементы коммерции, направленный на легализацию преступных доходов путем организации торговли, простейших производств, приобретения недвижимости и далее, как производное, —уклонение от уплаты налогов. Как правило, большинство преступных действий носит замаскированный, а также и нелегальный характер. Члены. преступной группировки по месту жительства конспирируются под законопослушных граждан. В первую очередь это относится к главарю и его ближайшему окружению. Таким образом, преступная группировка представляет собой организационно простейший уровень в структуре организованной преступности. Перераспределение сфер криминального влияния, криминально-конкурентная борьба, возрастание уголовного экстремизма, усиление требований к конспирации и обеспечению безопасности главарей и активных участников, активизация действий по легализации преступных доходов, легитимности отдельных структурных звеньев, выход на международные связи и контакты создали объективные предпосылки для образования преступных организаций, которые обеспечили бы дальнейший рост криминальных доходов И воспроизводство преступной деятельности.

Преступные организации представляют собой симбиоза преступных группировок, иных организованных групп, коммерческих организаций, учреждений, предприятий со стоящим над ними руководящим звеном. Причем главарь преступной организации осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем ее составным частям, проводя свою линию через своих помощников, возглавляющих отдельные структуры. В некоторых преступных организациях имеются советники по различным направлениям как преступной деятельности, так и по коммерческо-финансовым, экономическим, производственным и др. Устойчивость и безопасность преступной организации распространяются в основном на руководящие и охранно-боевые звенья. Основная функция этих структур— легализация доходов, нажитых противоправными методами и способами, их наращивание для воспроизводства и обеспечения преступного функционирования. В отдельных случаях официальная деятельность комерческо-криминальных структур помогает завоевать главарям и их сообщникам определенный авторитет перед населением и создать условия для обеспечения безопасности руководящему ядру преступной организации. Этому способствуют современные общественно-политические, общественно-экономические и правовые условия. Члены преступных группировок, как правило, ранее не судимые, входящие в криминальную организацию, легализуя материальные средства, нажитые противоправным путем, по поручению главаря создают сыскные или охранные бюро. Указанные коммерческие структуры, действуя от имени главаря преступной организации, официально оказывают помощь гражданам, например в розыске автомашин, охране от так называемых беспредельщиков, взыскании долгов, призывают к порядку хулиганов, дебоширов. Причем все делается быстро, оперативно, в противовес правоохранительным органам. Рассмотренный вид коммерческой деятельности легализует не только средства, нажитые преступным путем, но и огнестрельное оружие, на хранение и ношение которого "детективы" получают официальное разрешение. Легализуются также различные специальные технические средства, например портативная кинофотоаппаратура, аппаратура прослушивания и т. п. Как показывает практика подразделений по борьбе с организованной преступностью, охранно-сыскные бюро являются легальными филиалами преступных организаций, с помощью которых осуществляется контрразведывательная деятельность против правоохранительных органов. Одновременно это и вооруженный отряд, готовый к действиям по указаниям верхушки преступного клана.

Наиболее типичные направления криминальной деятельности преступных организаций: криминально-коммерческая деятельность (финансово-банковские мошенничества, коммерческо-производственная деятельность, криминальная приватизация, нарушение налогового законодательства и т. п. );

рэкет, который носит более скрытые, замаскированные формы, чем это было в преступных группировках, осуществляющих самостоятельно преступную деятельность. Например, получение так называемых откатных —определенного процента с коммерческих сделок, представляемых кредитов и ссуд и другие виды традиционного промысла: торговля оружием, наркотиками, организация проституции;

похищение людей (киднепинг) с последующим получением крупного выкупа; отдельные случаи разбойных, бандитских нападений, заказные убийства; организация и осуществление мер по безопасности членов преступных организаций путем противодействия правоохранительным органам, а также криминальным конкурентам с использованием различных способов и методов — от коррумпированных связей до уголовного экстремизма; международная преступная деятельность, основной частью которой является контрабанда, финансовые махинации (например, перекупка внешних долгов и последующие мошеннические действия при их погашении); сбор "общаковых" средств [9 Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. – М. , 1990. С. 81], как с преступников-профессионалов, так и с отдельных коммерсантов и других лиц. Этот вид преступной деятельности наиболее характерен для кланов воров в законе, которые затем используют их для наращивания преступной деятельности, поддержки сообщников, находящихся в местах лишения свободы, а также легализуют эти средства через коммерческие банки, приватизацию и т. п;

    фальшивомонетничество.

Не исключаются и другие направления преступной деятельности. Многое зависит от криминального опыта руководителя преступной организации и его сподручных, а также внешних условий. Среди перечисленных направлений преступных организаций особое место занимает криминально-коммерческая деятельность, где наиболее широко представлены финансово-банковские мошенничества. Мировая криминальная практика показывает, что почти во всех развитых странах организованная преступность базируется на традиционных видах противоправного промысла: рэкет, торговля наркотиками, оружием, организация проституции. В России до сих пор наиболее распространенным путем получения сверхдоходов была криминально-коммерческая деятельность. Причем в последние годы наиболее характерные виды финансово-банковских афер—использование государственных кредитов, целевых фондов не по назначению. Например, размещение денежных средств из фондов заработной платы в коммерческих банках с целью наращивания денежных средств и последующего присвоения полученного процента, а не использование их на выплаты рабочим и служащим. В 1994—1995 годах Правительство России, чтобы остановить спад промышленного и сельскохозяйственного производства, выделяло из бюджета кредиты на сумму в несколько десятков триллионов рублей. Аналогичные средства направлялись и на поддержку северных территорий. На самом деле на счета адресатов поступали скудные суммы, а остальные деньги размещались либо в коммерческих банках, либо сразу перекачивались за рубеж. По данным Ассоциации российских банков, за последние полтора года в кредитно-финансовой сфере государства было совершено около 12 тыс. преступлений и похищено более трех триллионов рублей. Рассматриваемый вид хищений для главарей преступных организаций привлекателен тем, что только в кредитно-финансовой сфере можно в самые короткие сроки получить конечный результат— чистые деньги. Думается, не случайны факты заказных убийств коммерсантов, банкиров, лидеров преступной среды. Одна из главных причин — неразделенные бешеные криминальные барыши, полученные в результате кредитно-финансовых афер. Стремление организованной преступности к оказанию воздействия на принятие государственных, в том числе политических, решений, взятию под контроль деятельности органов государственной власти и управления проявляется в создании ею позиций во властных структурах, проникновении в управленческие звенья министерств, ведомств, их органы на местах. Решению этой стратегически важной задачи способствует укрепление финансово-экономического потенциала организованной преступности, приобретение иммунитета на действие закона, защита от правоохранительных органов.

Практика работы подразделений по борьбе с организованной преступностью, научные исследования показывают, что установление коррумпированных связей, внедрение своих людей в госструктуры —довольно устойчивая функция в преступных организациях и сообществах, позволяющая решать целый комплекс криминальных проблем.

В теории, а иногда и на практике возникает вопрос, может ли стать неформальным лидером другой член формирования и даже коррупционер или главарь преступного формирования? По моему мнению, в большинстве случаев неформальными лидерами являются главари преступных формирований. Однако из каждого правила бывают исключения. В теоретическом плане необходимо рассмотреть личность современного главаря преступной организации. По данным исследований, главарю преступной организации, как правило, 35—40 лет. Он имеет в основном среднее образование, но, возможно, и незаконченное высшее, и высшее. Вместе с тем преступный опыт нельзя связывать с образованием, он имеет и социальную, и социально-психологическую основы. Криминальные способности, а в некоторых случаях даже и талант, помноженные на общение с матерыми преступниками, в том числе в местах лишения свободы, могут создать довольно изощренный тип преступного лидера с большим криминальным будущим. По проведенным исследованиям, главарь имеет, как правило, криминальный опыт, может быть судим, является своеобразным генератором преступных идей и взглядов, бескомпромиссный противник, изобретателен, честолюбив, иногда религиозен. Под маской порядочности нередко скрывает несправедливость, лживость, мстительность, жестокость. В нужных обстоятельствах общителен, умеет устанавливать контакты, проявлять инициативу, решительность, способен подчинять своей воле не только лиц с криминальной установкой, но и представителей государственных, в том числе правоохранительных, структур. Возглавляемые такими лидерами преступные организации целесообразно вычленять из массы других. Их можно назвать условно-организационными. Они представляют собой устойчивые объединения криминальных структур с многозвенной иерархией и жесткой конспирацией, имеют коррумпированные связи в органах представительной, исполнительной и судебной власти, созданные для получения криминальных сверхдоходов и развития преступной деятельности. Наиболее характерными криминальными проявлениями являются:

расширение масштабов конспирации и изощренности при совершении преступлений, например убийства маскируются под несчастные случаи, самоубийства, увеличивается число без вести пропавших граждан;

увеличение количества различных мошенничеств, в том числе банковских, коммерческих, незаконных гражданских сделок, таких, как криминальная приватизация жилья, земли с исчезновением владельцев;

усиление давления на места лишения свободы (матерые преступники выдаются за невинные жертвы произвола властей, возрастает компрометация правоохранительных органов); активизация пропаганды преступного образа жизни, особенно социального паразитизма, преступных обычаев и традиций, через средства массовой информации и культуры. Дальнейшее развитие организованной преступности объективно потребовало более широкой консолидации преступных формирований как по регионам, так и в масштабе России, а также с преступным миром некоторых стран СНГ и даже дальнего зарубежья. Механизм образования криминальной структуры зависит от протекания негативных социальных процессов как в регионах, так и в масштабе всей Федерации, от их остроты, экстремальности, воздействия на них государства. Поэтому объединение нескольких криминальных организаций может произойти на добровольной основе, путем заключения договора, тогда сообщество будет иметь черты картеля. При острой криминально-конкурентной борьбе сильная преступная организация поглотит более слабую или несколько ей подобных. Полученное образование по своей иерархии будет иметь черты синдиката. При этом преступные организации, входящие в картель, сохраняют свою самостоятельность, но в криминальной деятельности им очерчиваются рамки, определяются мероприятия, когда необходимо действовать сообща, а когда самостоятельно. Например, при осуществлении противодействия правоохранительным органам. Преступные организации, входящие в синдикат, относительно самостоятельны, но при осуществлении процесса криминального производства они обязаны жестко соблюдать установленные правила и подчиняться центральному звену. Преступное сообщество типа синдиката — это преступные организации, осуществляющие совместно межрегиональную и международную преступную деятельность. В настоящее время такие сообщества образовались на территории Московского, Северо-Западного (с центром в г. Санкт-Петербурге), Уральского (с центром в г. Екатеринбурге) и некоторых других регионах. К ним также следует отнести криминальные этнические объединения армян, азербайджанцев, грузин, чеченцев, китайские триады и другие подобные структуры, действующие как на территории России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Временные преступные сообщества —это образуемые главарями преступных формирований координирующие центры для выработки и решения конкретных задач противоправных целей. Одной из разновидностей таких сообществ являются региональные и межрегиональные встречи-сборища главарей и активных участников преступных организаций и сообществ по типу воровских сходок, где определяются криминальная политика и совместные действия при решении региональных и межрегиональных проблем. Итак, преступное сообщество — это криминальные объединения главарей преступных организаций и лидеров преступной среды, создаваемые для координации и упорядочения преступной деятельности, решения межрегиональных и межгосударственных криминальных вопросов, оказания помощи в приспособлении преступных структур к современным условиям России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

3. Основные направления предупреждения организованной преступности.

В новомУголовном кодексе сделана попытка закрепить норму о преступных сообществах (организациях) и об особенностях ответственности их участников. Кроме того, предусмотрена дифференциация ответственности участников преступного сообщества в зависимости от выполняемой ими роли.

Так, лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими, должно прежде всего нести ответственность за организационную преступную деятельность. Помимо этого организатор либо руководитель преступного сообщества (преступной организации) должен нести ответственность также за совершенные организованной группой или преступным сообществом конкретные преступления, если они планировались под его руководством и охватывались его умыслом. Рядовые же участники преступного сообщества будут нести ответственность за преступления, в подготовке или совершении которых они принимали участие, а также за участие в таком сообществе.

По идее, в Особенной части УК следовало предусмотреть ряд составов, к особо квалифицирующим признакам которых было бы отнесено совершение преступления преступным сообществом (преступной организацией). Однако можно выделить только ст. 210– “Организация преступных сообществ” [10 Уголовный кодекс РФ от 01. 01. 1996], лишь данная статья предусматривает ответственность за организацию преступного сообщества и участие в нем.

В связи с ростом специального рецидива, специализацией и профессионализацией преступной деятельности весьма целесообразно включение в статьи Уголовного кодекса такого квалифицирующего (отягчающего ответственность) признака, как совершение ранее тождественного или однородного криминального деяния. К сожалению, в новом Кодексе это реализовано лишь частично.

Так на практике на сколько мне известно применение ст. 210 УК РФ носит по России лишь эпизодический характер , как я считаю, возможно :

1) из-за высокой степени латентности данного преступления; 2) отсутствия практической “наработки” выявления преступлений подобного рода , в отличие например от ст. 228, ст. 222 УК РФ;

3) отсутствия материально-технической базы или её полному несоответствию с “противоположной” стороной.

На практике , т. к я являюсь о/у ОУР Богородицкого РОВД по линии НОН, нашим подразделением совместно с РУБОП в 1998, 1999 году проводились ОРМ по возбуждению ст. 210 УК РФ в отношении группы сбытчиков наркотиков, что в конечном счете привело к предъявлению обвинения в отношении данной группы по ст. 228 ч. 3 , ст. 234 ч. 2 УК РФ. Как я считаю тут сыграл свою роль п. 2 вышеназванных причин , но в большей степени на мой взгляд не только в нашем регионе , но по всей стране играет п. 3. Т. е не всё и всегда может держаться на личном энтузиазме, но в конечном счете принимаемые законы должны и обеспечиваться материально, иначе, как в настоящем времени “борьба” с орг. преступностью на будет напоминать Сервантеса и его ДонКихота… мельницы… и т. д. В конечном же счете являясь прагматиком, я думаю, что в этом смысле я не являюсь единственным кто придерживается данной мысли и надеюсь на дальнейшую серьезную проработку законодательства.

Исходя из смысла Закона Российской Федерации “О безопасности” [11 “Российская газета” № 103 от 06. 05. 92], основным органом, координирующим деятельность всех государственных органов по борьбе с организованной преступностью, на федеральном уровне является Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией.

В соответствии с Положением о Комиссии, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 24 апреля 1995 г. на нее возлагаются следующие функции: подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности Российской Федерации по выработке и реализации основных направлений политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; анализ состояния преступности и иных криминогенных явлений, внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам общества, его материальным и духовным ценностям в целях выработки политических, организационных и иных мер по обеспечению безопасности Российской Федерации и улучшению координации деятельности федеральных органов государственной власти в этой области; оценка эффективности функционирования системы обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

прогнозирование состояния преступности и обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации; подготовка материалов для Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения общественной безопасности и состояния борьбы с преступностью, контроль и координация выполнения федеральных программ по усилению борьбы с преступностью;

подготовка предложений для Совета Безопасности Российской Федерации по поддержанию общественного порядка в стране, предотвращению чрезвычайных ситуаций и совершенствованию деятельности правоохранительных органов Российской Федерации;

участие в разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией, обеспечение общественной безопасности; участие в установленном порядке в разработке федеральных программ, направленных на противодействие преступности и обеспечение общественной безопасности, оценка их эффективности;

заслушивание по поручению Президента Российской Федерации ежегодных отчетов руководителей правоохранительных органов Российской Федерации о состоянии борьбы с преступностью и обеспечении общественной безопасности с последующей подготовкой докладов Президенту Российской Федерации;

направление в правоохранительные органы Российской Федерации поступающих от граждан и должностных лиц писем, жалоб и заявлений о фактах коррупции и деятельности организованных преступных групп с осуществлением контроля за качеством рассмотрения таких сигналов и эффективностью принимаемых мер; организация по поручению Президента Российской Федерации проверок деятельности правоохранительных органов Российской Федерации По предупреждению преступлений и коррупции, а также проверок в установленном порядке сообщений о противоправных действиях должностных лиц федеральных органов исполнительной власти; обобщение практики борьбы с коррупцией в федеральных органах государственной власти и внесение предложений по профилактике и пресечению этих правонарушений;

изучение зарубежного опыта борьбы с преступностью и коррупцией, подготовка предложений по его использованию в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации. В основе деятельности Комиссии должен лежать программно-целевой подход. Первым таким опытом явилась Федеральная программа Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994—1995 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 г. Программа содержала мероприятия как общего характера (по правовому, ресурсному обеспечению и по развитию системы профилактики), так и по основным направлениям борьбы с преступностью, включающие меры по усилению борьбы с насильственной и корыстно-насильственной преступностью, посягательствами на неприкосновенность жилища, имущества, общественный порядок; с преступлениями в сфере экономики , в том числе с новыми формами, угрожающими законным интересам граждан и правомерного предпринимательства; с организованными формами преступности, включая межрегиональные и межгосударственные. Программа являлась федеральной и предполагала развитие на ее базе программ на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления, а также межведомственных и ведомственных целевых программ. В системе мер по предупреждению организованной преступности особое место занимаюткомплексные целевые мероприятия, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств и злоупотреблению ими. В 1993 г. впервые в истории страны принята Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации(утвержденная постановлением Верховного Совета Российской Федерации 22 июля 1993 г. № 5494-1) [12 См: “Российская газета” № 151 – 08. 07. 93]. Цель указанного документа —установить концептуальные основы государственной политики по контролю за наркотиками, в первую очередь в ее организационных и законодательных аспектах, а также в плане выработки единой скоординированной межведомственной программы. В Концепции отмечено, что государственная политика по контролю за наркотиками должна обеспечивать баланс мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного предложения наркотических средств и уменьшение спроса на них, и строиться по следующим главным направлениям: совершенствование порядка регулирования законного оборота наркотических средств; борьба с их незаконным оборотом; предупреждение незаконного потребления этих средств; лечение и социальная реабилитация больных наркоманией.

Осуществление контроля за наркотиками должно учитывать возможности макросоциального регулирования сложных психосоциальных явлений, к которым относится распространение наркотиков, и опираться на постоянную оценку изменений ситуации, научный анализ данной проблемы.

В Концепции поставлены задачи по совершенствованию и правовому обеспечению деятельности по контролю за оборотом наркотиков, созданию межведомственной системы оперативного сбора и анализа информации об их распространении, широкому внедрению объективных методов идентификации наркотических средств, совершенствованию медицинских и юридических подходов к раннему выявлению их незаконных потребителей, а также выделению групп населения с повышенным риском незаконного потребления наркотиков и дифференцированному проведению в отношении них предупредительных мероприятий. Серьезное внимание также уделено организации действенного таможенного и пограничного контроля, пресечению ввоза в Российскую Федерацию и транзита через ее территорию наркотиков; обеспечению соблюдения технологических и контрольных требований при производстве; проведению целенаправленных мероприятий по выявлению подпольного изготовления наркотических средств, в том числе Для предотвращения их поступления в незаконный оборот из медицинских учреждений. В июле 1994 года образованаПравительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. В апреле 1995 года принята соответствующая Комплексная Федеральная целевая программа. Подготовлены и направлены в Государственную Думу два законопроекта: первый определяет порядок легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, второй регламентирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом и устанавливает ответственность граждан, причастных к нему. И как известно результатом работы данной комиссии стало принятие закона “О наркотических и психотропных веществах” [13 См: “Собрание законодательства РФ” 12. 01. 98. , № 2 ст. 219] 10. 12. 1997 года. Особое значение для предупреждения организованной преступности имеют меры по усилению финансового контроля. При обсуждении данного вопроса в мае 1995 года на заседании Правительства Российской Федерации отмечалось, что организация и состояние финансового контроля в стране, в том числе и по линии исполнительной власти, находятся не на должном уровне. Несмотря на усилия Минфина, создание Счетной палаты, такого слабого контроля со стороны государства за своими собственными финансами в истории России еще не было. В стране нет официально принятой концепции финансового контроля. Отсутствуют законы о государственном контроле и государственном финансовом контроле. Ведомственный финансовый контроль по существу ликвидирован. В соответствии с действующим законодательством отдельными функциями финансового контроля, кроме Минфина, наделены многие министерства и ведомства России (Госналогслужба, Росстрахнадзор, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Федеральная служба налоговой полиции). Однако деятельность их не координируется, усилия чаще всего носят разрозненный характер. Из-за несогласованности, дублирования и параллелизма в работе эффективность контроля этих органов крайне недостаточна. В результате в условиях несовершенства законодательства роль Министерства финансов как основного правительственного органа, отвечающего за стратегию и тактику финансовой политики государства и обеспечивающего ее проведение, принижена. Слабость контроля за финансами способствует росту дефицита бюджета, инфляции, государственного долга, она стала объективным препятствием на пути финансовой стабилизации и оздоровления экономики, Поэтому Министерство финансов Российской Федерации считает, что для повышения роли государства в регулировании экономики, успешного продолжения рыночных реформ, комплексного решения изложенных проблем стране жизненно необходим Федеральный закон о государственном финансовом контроле. В нем можно было бы закрепить правовые основы государственного финансового контроле в условиях рыночной экономики, установить его цели и задачи, определить органы, наделенные правом финансового контроля от имени государства, их взаимоотношения, компетенцию и полномочия, в том числе полномочия государственной контрольно-ревизионной службы, методы осуществления контрольных функций, решить вопросы физической и социальной защищенности работников финансового контроля.

Помимо законодательных решений и специальной программы борьбы с организованной преступностью перспективным направлением является разработка соглашений между ведомствами и организациями по конкретным вопросам этой деятельности. В этой связи следует отметить подписанное 21 декабря 1995 года “Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Ассоциацией Российских банков о сотрудничестве в области обеспечения межбанковской безопасности” [14 СПС “Консультант +” ver. 6. 10 от 10. 08. 1999]. В нем стороны, руководствуясь соответствующими статьями законов “О милиции”, “О банках и банковской деятельности в РФ”, согласились об оказании друг другу содействия в предупреждении и раскрытии преступных посягательств на денежные средства, принадлежащие банкам и их клиентам, преследуя цели нейтрализовать и устранить причины и условия противоправных проявлений. В связи с этим рекомендовано: создать в порядке эксперимента в структуре аппарата управления вневедомственной охраны ГУВД Москвы на базе существующих специализированных подразделений по охране банковских учреждений города специальный отдел охраны банков во главе с заместителем начальника У В О ГУВД. Финансирование отдела осуществлять в соответствия с действующим Положением на общих для вневедомственной охраны основаниях;

войти с совместным ходатайством в Правительство Российской Федерации о включении коммерческих банков в перечень объектов, подлежащих государственной охране;

в процессе реформирования и оптимизации структур Центрального аппарата МВД, ГУВД, УВД укрепить подразделения Главного управления по экономическим преступлениям МВД России, занимающиеся проблемами защиты кредитно-финансовой системы от экономических преступных посягательств. В столице России, крупных финансовых и промышленных центрах образовать отделения (группы) по борьбе с хищениями, совершаемыми с помощью электронных средств доступа;

продолжить проработку вопросов о целесообразности и возможности образования Службы Безопасности Российских Банков (СБРБ) при МВД России, управлений (отделов) безопасности банков при МВД, ГУВД, УВД, крупных ГОРОВД, имея в виду возложить на указанные формирования функции охраны объектов, сопровождения ценностей и денег, а также весь комплекс проблем по предупреждению и раскрытию общеуголовных и экономических преступлений;

регулярно пересматривать и с учетом мнений служб безопасности коммерческих банков вносить коррективы в типовые планы действий органов внутренних дел при возникновении экстремальных ситуаций (нападение на банк, захват заложников, угроза расправы, вымогательство, шантаж и т. д. );

постоянно анализировать оперативную обстановку, складывающуюся вокруг конкретных объектов финансово-кредитной системы, своевременно уточнять дислокацию постов и маршрутов патрулирования, обеспечивая максимальную их плотность и приближенность к банковским учреждениям; физическую защиту руководителей финансово-кредитных учреждений осуществлять силами служб безопасности банков в строгом соответствии с Законом Российской Федерации “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” (№ 2487-1 от 11 марта 1992 года).

при поступлении в адрес персонала банков либо членов их семей информации угрожающего характера незамедлительно передавать ее в территориальные органы внутренних дел и для контроля за реагированием в Министерство внутренних дел Российской Федерации;

органам внутренних дел принимать все предусмотренные действующим законодательством меры по установлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в приготовлении и совершении преступлений, обеспечивая безопасность участников процесса в порядке, предусмотренном Федеральным законом “0 государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству”;

изготавливать и направлять по каналам АРБ коммерческим банкам России подробные списки лиц, объявляемых в местный и федеральный розыск за преступления, совершенные в кредитно-финансовой системе; обсуждать состояние работы по делам о нераскрытых преступлениях, особенно возбужденных по фактам умышленных убийств банкиров, разбойных нападений, в том числе на пункты обмена валют. Намечать дополнительные мероприятия, направленные на установление и изобличение виновных и предание их суду. К разработке мероприятий привлекать сотрудников служб безопасности коммерческих банков, имеющих опыт работы в оперативно-следственных подразделениях МВД, ФСБ, органов прокуратуры; направлять в территориальные органы внутренних дел подробную информацию о всех фактах противоправного удержания кредитов недобросовестными заемщиками. Министерство внутренних дел Российской Федерации, МВД, ГУВД, УВД, ГОРОВД осуществлять информационную поддержку коммерческих банков. Для чего: ориентировать о проявлениях фальшивомонетничества и новых формах криминального проникновения в финансово-кредитные учреждения;

обеспечивать отдельными аналитическими документами и материалами о состоянии и тенденциях развития общеуголовной и организованной преступности. Направлять в АРБ ежеквартальные статистические сведения о преступных посягательствах на банки;

совершенствовать схемы пользования некоторыми действующими базами данных органов внутренних дел, в том числе установленные приказом МВД России № 319 от 24. 11. 1994 г. “Об утверждении инструкции о предоставлении информации на договорной основе” [15 См: “Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ” № 11 , М - 1994]; согласовать тематику и осуществлять на регулярной основе совместную со службами безопасности коммерческих банков разработку рекомендаций по профилактике преступлений в кредитно-финансовой сфере, их публикацию в “Бюллетене АРБ”, межбанковской информационно-справочной системе “Безопасность” и ведомственных изданиях МВД России;

коммерческим банкам инициативно уведомлять МВД России, его территориальные подразделения о всех необычных (подозрительных) перемещениях денежных средств. При этом необычные финансовые операции определяются с учетом всех признаков их совершения: суммы и характера платежа, характеристик клиента и других обстоятельств, прямо или косвенно свидетельствующих о возможном криминальном происхождении перемещаемых денежных средств;

организовать на базе Главного информационного центра МВД России федеральный учет структур, паразитирующих в рыночной экономике (лжепредприятия, недобросовестные заемщики, “подпольные” кредитные учреждения, фирмы, созданные для осуществления мошеннических операций) и федеральный учет лиц, в них занятых; переработать совместный приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства безопасности, Министерства финансов, Центрального Банка Российской Федерации от 8 июля 1993 года № 327/270/61/02 —117 “О создании Межведомственной Комиссии Российской Федерации по вопросам сотрудничества банков и правоохранительных органов”, имея в виду расширить структуру, уточнить функции Комиссии, включить в ее состав представителей коммерческих банков, заинтересованных министерств и ведомств; признать необходимым более эффективно использовать возможности Комиссии для разработки проектов нормативных актов по проблемам банковской деятельности, формирования банка данных для трудоустройства в службы безопасности банков сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению со службы; подготовить и направить на места совместное указание об организации в каждом республиканском МВД, ГУВД, УВД, крупном ГОРОВД круглосуточно действующей “горячей линии” с использованием средств проводной связи между руководством (дежурной частью) органа внутренних дел и банковскими структурами. Сведения о постоянно действующих телефонных (факсимильных) каналах опубликовать в средствах массовой информации.

4. Международная солидарность в борьбе с организованной преступностью. Мировой опыт борьбы с преступностью показывает, что на определенном уровне развития ее организованности она выходит за рамки национальной юрисдикции и приобретает международные формы. Транснациональный характер организованной преступности обусловливается рядом факторов, основными из которых являются: стремление к расширению своих криминальных интересов;

подыскивание новых объектов преступных посягательств и установление контроля за международными каналами получения сверхприбыли;

совершение махинаций в финансово-кредитной и банковской сферах в целях отмывания "теневого" капитала; использование так называемого "челночного метода" совершения преступлений, затрудняющего правоохранительным органам разных стран своевременно раскрывать их.

Раскрытие преступлений данной категории требует выполнения большого объема работы, направленной на проведение за границей следственных и розыскных действий: получение доказательственной и иной информации по делу; выявление преступных связей; розыск скрывшихся правонарушителей и их выдача соответствующим властям; установление мест хранения незаконно нажитых ценностей и имущества, финансового положения открытых в зарубежных странах фирм и т. д. В этих условиях Министерством внутренних дел Российской Федерации и другими правоохранительными органами предпринимаются интенсивные усилия для интеграции международного сотрудничества в борьбе с криминальными сообществами. Уже в 1923 году встал вопрос о необходимости международного сотрудничества полиции и была создана "Международная комиссия уголовной полиции", которая с 1956 года называется "Международной организацией уголовной полиции" (Интерпол) [16“Основы борьбы с организованной преступностью” - под ред. В. С. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М– 1996 с. 12]. В каждой стране, являющейся членом Интерпола, имеется Национальное Центральное бюро, которое сотрудничает с правоохранительными органами своей страны, с родственными структурами других стран и Генеральным Секретариатом Интерпола. Основными направлениями работы национальных центральных бюро являются сбор и накопление соответствующей информации, ее выдача заинтересованным подразделениям уголовной полиции, оказание помощи в идентификации и розыске преступников.

Интерпол уже в процессе становления играл руководящую роль в международном полицейском сотрудничестве. Сегодня эта международная организация с первоклассной системой связи, оснащенной с 1992 года автоматическими вычислительными устройствами сбора и обработки криминальной информации, играет важную роль в борьбе с международными уголовными преступлениями. В Генеральном Секретариате Интерпола представлено большинство европейских государств, в том числе с 1991 года и Россия.

Сотрудничество органов внутренних дел России с полицией стран - членов Интерпола было бы более результативно, если бы работники оперативных и следственных подразделений лучше знали возможности и принципы сотрудничества в этой области, строго следовали предписаниям Инструкции о порядке исполнения и направления органами внутренних дел Российской Федерации запросов и поручений по линии Интерпола (утверждена приказом МВД России от 11 января 1994 года №10). Там, где действуют в соответствии с духом и буквой данной инструкции, добиваются положительных результатов. К примеру, УОП при УВД Калужской области за совершение преступления. предусмотренного ст. 77 УК РСФСР (бандитизм), разыскивались некие Исаев и Суворов. Как оказалось, бандиты проживали в Венгрии. В ходе мероприятий, проведенных МВД России совместно с Интерполом, Министерством юстиции Венгрии и Генеральной прокуратурой Российской Федерации, они были арестованы в Будапеште. Затем Генеральная прокуратура Российской Федерации по дипломатическим каналам направила в Венгрию Международное следственное поручение на экстрадицию Исаева и Суворова, условия и сроки выдачи были согласованы по каналам Интерпола. В результате преступники были выданы российским правоохранительным органам.

В Европе имеется богатый и разнообразный опыт межгосударственного сотрудничества в области борьбы с преступностью. 19 июня 1980 года в дополнение к так называемому Шенгенскому соглашению по вопросам поэтапной отмены пограничного контроля между Бельгией, Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией была принята Конвенция, определившая действия правоохранительных органов сопредельных государств в предотвращении и раскрытии правонарушений. Позднее к ней присоединились Италия, Испания, Португалия и Греция.

Некоторые европейские государства пошли дальше этой Конвенции. Они разрешили приграничным правоохранительным подразделениям решать проблемы, не терпящие отлагательств, непосредственно между собой, минуя центральные полицейские ведомства. Порядок такого взаимодействия изложен в письме Европейского комитета Интерпола от 20 декабря 1991 года "О прямых контактах между полицейскими службами в Европе" [17“Основы борьбы с организованной преступностью” - под ред. В. С. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М– 1996 с. 216].

В соответствии с данным письмом МВД России было принято указание № 1 /2548 от 1 июля 1992 года "О прямых контактах с полицейскими органами зарубежных стран" [18Организованная преступность - “Проблемы, дискуссии, предложения: Круглый стол криминологической ассоциации” М. , 1993. С. 20. ], которым в необходимых случаях должны строго руководствоваться все подразделения органов внутренних дел. Несоблюдение этих и других требований, затрагивающих международные отношения, чревато серьезными последствиями. В качестве примера можно привести случай, когда работники органов внутренних дел Калининградской области в нарушение всех норм международного права задержали в Литве и вывезли через границу в багажнике автомобиля лицо, подозреваемое в совершении квартирных краж.

Важной составной частью взаимодействия российских и зарубежных правоохранительных органов является двустороннее сотрудничество. Примером подобной кооперации усилий может послужить встреча в марте 1996 года министров внутренних дел России и Польши. На ней были определены основные направления совместной борьбы с преступностью. Было решено в ближайшее время выйти с предложением о проведении конференции министров внутренних дел стран Балтии, Украины, Белоруссии, России и Польши для выработки единой концепции взаимодействия в борьбе с интернациональными организованными преступными группировками.

Российская Федерация заключила ряд двусторонних договоров о правовой помощи между бывшими союзными республиками: в 1992 году - с Литвой, Кыргызстаном, Азербайджаном; в 1993 году - с Эстонией, Латвией, Молдовой. 22 января 1993 года главы государств - членов СНГ подписали в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Достоинство рассматриваемой Конвенции заключается в том, что она является многосторонним межгосударственным соглашением, а значит, ее действием охватывается значительное правовое пространство. В ней содержится достаточно четкий механизм взаимодействия нескольких государств в борьбе с преступностью. Решая многие вопросы, связанные с международным сотрудничеством правоохранительных органов стран СНГ в указанной области. Конвенция, однако, не во всем совершенна. В частности, в ней не предусмотрена возможность проведения ряда совместных скоординированных действий по горячим следам или каких-либо крупномасштабных операций на территориях договаривающихся сторон, направленных на быстрое выявление, розыск и задержание членов преступных сообществ, действующих на территории нескольких государств.

Сложности в раскрытии и расследовании транснациональных преступлений (розыск, задержание на территории других стран скрывшихся преступников, их выдача) приводят к тому, что сотрудники специализированных подразделений, занимающихся борьбой с организованной преступностью, наряду с использованием возможностей Интерпола для быстрого решения задач устанавливают прямые контакты с зарубежными коллегами. В конечном счете именно непосредственное взаимодействие оперативных работников заинтересованных государств способствует успешному решению поставленных задач. Указанные действия сотрудников ГУОП являются практической реализацией одной из функций этого структурного подразделения министерства, которая предусматривает ".... установление прямых связей с соответствующими службами милиции (полиции) зарубежных государств, международными полицейскими организациями по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией".

Наглядным примером в этом плане может служить следующее дело. ГУОП МВД России совместно с ФБР США и УВД Челябинской области осуществлен комплекс оперативно-розыскных мероприятий по розыску на территории США и экстрадиции в Российскую Федерацию находящегося в федеральном розыске Борнова, уроженца Челябинска. В 1993 году Борнов, работая инкассатором в РКЦ Центробанка по Челябинской области, совершил хищение денежных средств из хранилища ГУ ЦБ по Челябинской области на сумму свыше 750 млн. рублей. Приехав в Москву, Борнов в различных пунктах обмена валюты и банках произвел конвертацию украденных денег, получил около 500 тысяч долларов США и 3 апреля 1994 года вылетел рейсом Аэрофлота в Нью-Йорк (США) в составе группы лиц, якобы приглашенных Архиерейским Синодом Русской православной церкви за рубежом. Деньги он вывез нелегально, разместив их в специально сшитых приспособлениях на теле. Свыше полутора лет Борнов находился на территории США, скрываясь от следствия и суда. В апреле 1995 года, после осуществления ГУОП МВД России комплекса совместных с ФБР США оперативно-розыскных мероприятий, было установлено, что он намерен приобрести в США квалификацию профессионального пилота легкомоторной авиации. После полной компьютерной выборки лицензий и регистрационных документов, связанных с пилотированием самолетов, Борнов был установлен и взят под наружное наблюдение в г. Колумбия, штат Южная Каролина, где он проживал и обучался в местном колледже.

С учетом требований, изложенных в своевременно направленном в Министерство юстиции США международном следственном поручении по данному уголовному делу, ФБР США по согласованию с ГУОП МВД России была осуществлена оперативная комбинация по выдворению Борнова в Россию с использованием возможностей Службы иммиграции и натурализации США. После завершения этой операции 18 мая 1995 года Борнов с санкции прокурора Челябинской области был арестован сотрудниками ГУОП МВД России в аэропорту "Шереметьево-2" и помещен в следственный изолятор ГУВД г. Москвы. В сентябре 1995 года Борнов осужден Челябинским горсудом на 6 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Другим примером международного сотрудничества может послужить состоявшееся в апреле 1996 года торжественное открытие в Будапеште Международной академии правоохраны. В действительности академия функционирует уже 3 года. Планируется, что курсы 8-недельного обучения (по 50 человек) будут набираться 5 раз в год, что означает 250 выпускников ежегодно, не считая периодических спецсеминаров. К концу века число выпускников из разных стран должно превысить 1000. Высокий уровень их подготовки повысит эффективность взаимодействия полиций разных стран в борьбе с организованной преступностью.

    Заключение.

Итак, в данной работе мной были рассмотрены характеристики организованной преступности как относительно самостоятельного, целостного, наиболее опасного вида основных видов преступности. Одновременно я старался показать, что организованная преступность, существуя в обществе, пронизывает различные его сферы, разные отношения, поэтому работа получилась весьма объемной. Организованная преступность постоянно находится в развитии, изменяются её количественные и качественные характеристики. И вовсе не под односторонним влиянием изменений широкой социальной среды, но во взаимодействии с нею. Деятельность преступных организаций и сообществ характеризует активное стремление приспособить и преобразовать общественные условия в своих целях. И им, надо признать, при просчетах государства и общества удается опережать события, влиять на важные для нее экономические, политические, социальные и иные решения, в том числе законодательного плана.

Можно ли действительно дать исчерпывающее определение организованной преступности? Пока такое всеобъемлющее понятие практически не выработано. Думается вообще продуктивнее идти по пути выделения наиболее характерных признаков организованной преступности. В законе же необходимо указывать их и формулировать таким образом, чтобы они поддавались доказыванию.

    Список используемой литературы.

1. “Основы борьбы с организованной преступностью” - под ред. В. С. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. – М. , 1996

    2. Криминология : учебник – М. , 1997

3. Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. – М. , 1990 4. Организованная преступность - “Проблемы, дискуссии, предложения: Круглый стол криминологической ассоциации”– М. , 1993

5. “Проблемы борьбы с организованной преступностью” : Материалы научно-практической конференции (28-29 ноября 1995 года). – М. , 1996

6. “Российская газета” № 103 от 06. 05. 92 , № 151 от 08. 07. 93 7. “Собрание законодательства РФ” 12. 01. 98. , № 2 ст. 219

    8. Уголовный кодекс РФ , ст. 210
    9. Комментарий к уголовному кодексу РФ . , ст. 210
    10. СПС “Консультант +” ver. 6. 10 от 10. 08. 1999

11. “Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ”, № 11 – М. , 1994

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты