Рефераты

Способы обеспечения прав граждан - (контрольная)

Способы обеспечения прав граждан - (контрольная)

Дата добавления: март 2006г.

    П Л А Н:
    Введение.
    Способы обеспечения прав граждан.
    Подача жалоб военнослужащими и сотрудниками ОВД.
    Гарантии при рассмотрении обращений граждан.
    Задачи.
    Литература.

Автоматизация процессов управления в органах внутренних дел.

Автоматизация системы управления в органах внутренних дел является объективной необходимостью, так как тенденция увеличения мероприятий и объема работы по руководству силами и средствами все утверждается. Многократно повысились скоротечность и динамичность управления силами и средствами в связи с необходимостью быстрого реагирования на непрерывно изменяющуюся оперативную обстановку, особенно в условиях чрезвычайных обстоятельств. За последние годы резко повысилась техническая оснащенность органов внутренних дел как в качественном, так и в количественном отношении. Это также в значительной мере усложнило процессы управления.

В связи с усложнением и увеличением объема работы значительно увеличились потоки информации, циркулирующей в системе управления органами внутренних дел. Значение информации в управлении силами и средствами органов внутренних дел трудно переоценить, так как сведения и данные о внутреннем состоянии объекта управления и внешней среде, в которой он функционирует, составляет основу для подготовки управленческих решений—важнейшей функции управления. Известно, что основным содержанием процесса управления являются выработка, принятие и организация исполнения решений, и поэтому, не располагая данными о состоянии, уровне, динамике преступности, а также о социально-экономических условиях, в которых действует тот или иной орган внутренних дел, нельзя принять оптимальное, научно обоснованное управленческое решение. Информационное и аналитическое обеспечение пронизывает как процесс управления в целом, так и каждую из его стадий. Трудно представить себе организацию планирования, учета или контроля вне соответствующей информационной базы. Этим и определяется ведущая роль информации и анализа в достижении конкретных целей управления, стоящих перед органом внутренних дел, каждым из его структурных подразделений.

Возникает жизненно важная задача: обеспечить рациональное использование сил и средств, четкую и согласованную работу огромного числа взаимосвязанных управляющих и управляемых объектов, выполнить требования скорости и точности обработки колоссальных потоков информации, повысить качество планирования и принятия управленческих решений. Поэтому решение задачи по обеспечению рационального использования сил и средств, четкой и согласованной работы огромного числа взаимосвязанных управляющих и управляемых объектов может быть осуществлено только за счет автоматизации процессов управления в управлении органами внутренних дел. Однако задачи по автоматизации процессов управления в системе органов внутренних дел могут быть успешно решены, во-первых, при условии разработки научно обоснованных методов управления, во-вторых, при оснащении необходимой техникой, в-третьих, при подготовке соответствующих кадров.

Говоря об условиях разработки научно обоснованных методов управления можно отметить, что в их основе лежит кибернетика—наука о наиболее общих закономерностях управления в системах любой природы и любой сложности.

В настоящее время основу технической базы автоматизации процессов управления составляют специализированные вычислительные центры. Они значительно сокращают время поиска необходимых данных и позволяют сотрудникам заниматься другой срочной работой. В условиях научно-технического прогресса переработка значительного объема информации становится невозможной без применения вычислительной техники. Она не только дает возможность разгрузить человека от большой технической работы по обсчету, сравнению, сопоставлению, накоплению, отбору и отсеву информации, но и предложить возможные варианты решений необходимых в управленческой деятельности. Нельзя также не отметить, что внедрение и использование вычислительных машин, компьютеров имеет большое практическое значение и для стимулирования производительности труда, делая его более квалифицированным и интересным.

Иногда под автоматизацией управления понимают использование технических средств для производства административно-управленческих работ, которые ранее выполнялись человеком. Использование пишущих и множительных устройств значительно облегчила труд по оформлению и размножению документов. Такие механизмы как ксероксы, телефаксы, телефоны с дистанционным управлением позволяют экономить рабочее время сотрудников органов внутренних дел для решения более важных задач.

При разработке автоматизированной системы управления особое внимание должно быть уделено её правовому обеспечению. Главная цель такого обеспечения—создание наиболее благоприятных условий для успешного функционирования автоматизированной системы управления. Непосредственной целью правового обеспечения является разработка комплекса мероприятий по подготовке всех органов внутренних дел к работе в условиях автоматизированной системы управления.

Подготовка специалистов в системе органов внутренних дел —весьма серьезная задача. Управленческий аппарат органа, отрасли, министерства, в которых внедрены автоматизированные системы управления не только должен использовать их на высоком профессиональном уровне, но и мыслить на ином уровне, ибо смысл автоматизации управления в том и состоит, чтобы освободить работников аппарата управления для решения новых задач, требующих творческого подхода.

Следует отметить, что необходимость создания автоматизированной системы управления органами внутренних дел и конкретные задачи по её разработке определены в настоящее время нормативными актами, основная цель создания автоматизированной системы органами внутренних дел—повысить оперативность и эффективность, также облегчить труд должностных лиц, освободив их от технических функций в интересах усиления творческой деятельности.

    2. Классификация чрезвычайных обстоятельств и её основания.

При освещении вопроса: “Классификация чрезвычайных обстоятельств и её основания” я использовал приказ № 20 от 12 января 1996 года МВД Российской Федерации “О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах”. Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться для скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи. В обстоятельствах, требующих неотложных мер по спасению населения, чрезвычайное положение может быть введено немедленно и без предупреждения. Чрезвычайные обстоятельства можно разделить на две категории: криминогенного характера; природного и техногенного характера.

К чрезвычайным обстоятельствам криминогенного характера относятся: 1. Массовые беспорядки в населенных пунктах;

2. Розыск и задержание вооруженных и иных особо опасных преступников; 3. Ликвидация бандитских формирований;

    4. Пресечение захвата важных объектов;
    5. Пресечение захвата заложников;
    6. Освобождение заложников;
    7. Участие в пресечении захвата воздушных судов;
    8. Участие в пресечении террористических актов;

9. Участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пресечение массовых беспорядков в населенном пункте производится с расчетом сил и средств необходимых для выяснения возможного возникновения массовых беспорядков. Расчеты производятся по каждому населенному пункту (месту) возможного возникновения массовых беспорядков (с учетом варианта возможных действий). По карте масштаба 1: 10000 (плану населенного пункта) или на рекогносцировке определяется максимально возможная численность участников массовых беспорядков и границы её расположения. На основании этих данных производится расчет сил и средств.

Для пресечения массовых беспорядков в местах содержания под стражей и в учреждениях исполнения наказаний также производится расчет сил и средств по каждому объекту. Он осуществляется на основе результатов рекогносцировки и прогноза развития неповиновения в массовые беспорядки максимально возможной по численности группой (толпой) лиц, содержащихся под стражей. По результатам прогноза составляются схемы мест содержания под стражей на которых определяются границы расположения участников и варианты расстановки сил и средств. Розыск и задержание вооруженных и иных особо опасных преступников также производится с расчетом сил и средств, который осуществляется в два этапа. На первом этапе рассчитываются силы и средства, необходимые для розыска преступников, на втором— силы и средства, необходимые для их задержания. Расчет численности сил и средств при ликвидации бандитских формирований производится по каждой зоне исходя из количества планируемых к выставлению нарядов и следующих норм: группы преследования— 8 и более человек; пост наблюдения — 3-5 человек; розыскная группа —6-15 человек (может вести розыск на открытой местности в полосе шириной до 800 метров, на закрытой— 200-300 метров); постоянный розыскной пост — не менее 6 человек; временный розыскной пост — не менее 9 человек. КПП — до 25 человек (в зависимости от интенсивности движения). Необходимо отметить, что при расчете сил для ликвидации бандформирования (с предварительным блокированием) вместо группы захвата создается штурмовая группа, численность которой определяется с учетом численности банды, наличия оборонительных сооружений и необходимости обеспечения превосходства в силах и средствах не менее, чем в 3 раза.

При порядке разработки расчета сил и средств для пресечения захвата важных объектов расчету сил должно предшествовать определение важных объектов, на которые возможно нападение, выяснение их характеристик (размеры объекта, скрытые подступы к нему, места безопасного расположения групп на исходном рубеже, количество работающих на объекте и их местоположение в разное время суток, наличие взрыва—радиационно-химически опасных веществ, организация охраны (обороны) объекта и др. , а также варианты действий преступников по захвату объекта (численность группы преступников, её вооружение и тактика действия).

При пресечение захвата заложников в случаях, отнесенных к компетенции МВД России (приказ МБ России и МВД России № 0228/086—1992 г. ), расчет численности проводится штабным подразделением МВД (ГУВД, УВД).

Участие в пресечении захвата воздушных судов разрабатывается на основании плана операции “Набат” в части, касающейся органов внутренних дел и внутренних войск.

Министр внутренних дел республики (начальник ГУВД, УВД), начальник штабного подразделения МВД (ГУВД, УВД), командир соединения (воинской части) внутренних войск МВД России, участвуя в разработке плана операции “Набат”, решают вопрос о численности и вооружения групп: оцепление, блокирование, эвакуация, резерва, создаваемого из личного состава органов внутренних дел и воинских частей внутренних войск, а также определяют количество подразделений по тушению пожаров. При необходимости выделяются силы и средства на формирование других групп.

При участии в пресечении террористических актов устанавливается общий порядок действий по пресечению террористических актов, определяются мероприятия, к выполнению которых привлекаются силы и средства органов внутренних дел, внутренних войск, рассчитываются силы и средства для создания необходимых групп и способы выполнения мероприятий, устанавливается система управления связи. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ЧС), к выполнению которых привлекаются силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск, определяются республиканской (краевой и областной) комиссией по чрезвычайным ситуациям. Этой же комиссией дается часть исходных данных для расчета сил и средств (общий характер и размер возможных чрезвычайных ситуаций), а также гидрометеорологические, сейсмотектонический, медико-бактериологический, и ветеренарно-бактериологический прогнозы.

При прогнозировании чрезвычайных ситуаций техногенного характера размеры зон заражения следует рассчитывать, используя “Методики выявления и оценки химической обстановки при разрушении (аварии) объектов, содержащих сильнодействующие ядовитые вещества” (1984 г. ) и “Методики выявления и оценки радиационной обстановки при разрушениях (авариях) атомных электростанций” (1989 г. ), пакет программ “Автоматизированная информационная система прогнозирования и оценки последствий ЧС при авариях на АЭС и ХОО” (1984 г. ). После установления максимальных границ зон заражения (разрушения, затопления и др. ) и нанесение их на карту местности (жилые массивы, промышленные зоны и т. п. ) определяются направления сосредоточения основных усилий. Производится расчет численности группы оцепления зоны заражения (загрязнения, разрушения, затопления и др. ). Для оцепления районов сосредоточения основных усилий назначаются посты, дозоры и некоторых случаях редкие милицейские (войсковые, смешанные) цепочки. На остальных направлениях—патрули, посты, дозоры. При расчете численности используются следующие нормы: редкие цепочки—более 2 метров на человека; дозор, численностью 3 человека, для прикрытия рубежа длиной до 500 метров; пост, численностью 2-3 человека, для прикрытия рубежа до 300 метров. Предусматривается создание сильного резерва (до 15% от расчетной численности).

Расчет сил медицинской службы производится следующим образом. В район чрезвычайных обстоятельств направляются бригады медицинских работников* медучреждений МВД, ГУВД, УВД, УЛИТУ, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств из расчета на каждые 200 человек задействованного личного состава один врач и один средний медицинский работник. Медико-санитарное обеспечение личного состава органов внутренних дел в районе чрезвычайных обстоятельств организуется в два этапа:

—оказание неотложной врачебной помощи, сортировка пострадавших и их эвакуация. санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия; —оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях органов внутренних дел и органов территориального здравоохранения.

    64. Методы анализа затрат служебного времени.

Эффективность труда в любой сфере человеческой деятельности в значительной мере зависит от рационального использования рабочего времени, систем и методов работы при выполнении возложенных на работников функций. Высокую продуктивность как умственной, так и физической деятельности обеспечивают многие факторы: правильный режим работы, разумное чередование рабочего и свободного времени и др.

    ______________________________

* Бригады оснащаются медико-санитарным снаряжением, автотранспортом для перевозки пострадавших и необходимыми лекарственными препаратами.

Время каждого работающего человека делится на рабочее и нерабочее. Рабочим считается время, в продолжении которого работник занят общественно обязательным трудом непосредственно на своем рабочем месте. Применительно к характеру деятельности большинства сотрудников внутренних дел под рабочим местом следует понимать не только служебный кабинет, но и любое другое место, где они могут выполнять возложенные на них задачи.

Требования совершенствования организации труда, рационального распределения и расходования рабочего времени в полной мере распространяется на всех сотрудников органов внутренних дел, независимо от их должностного положения и специфики выполняемых функций.

К методам анализа затрат служебного времени можно отнести рационализацию трудовых процессов, которая заключается прежде всего в совершенствовании технологии работы с документами. Она включает в себя совершенствование работы по составлению и оформлению документов и совершенствование системы хранения и поиска документов.

Сотрудниками оперативных аппаратов и других отраслевых служб органов внутренних дел составляется множество оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, управленческих документов. Значительная их часть является секретной, многие бланки служебных документов также являются секретными и подлежат хранению в сейфах, в металлических шкафах, поэтому систематизируя их по назначению в отдельные папки, необходимо поместить и памятки о порядке заполнения тех или иных карточек, заданий, запросов.

Важным средством упорядочения больших массивов информации и облегчения поиска интересующих работника сведений являются автоматизированные информационные системы.

Своеобразным условием рационализации труда сотрудников органов внутренних дел является алгоритмизация (типизация) некоторых видов выполняемых ими работ. Разнообразие решаемых задач, своеобразие условий выполнения тех или иных работ исключает возможность алгоритмизации всех действий сотрудников. Но алгоритмизация отдельных видов работ не исключается. Она позволяет сократить время на выполнение работы, устраняет излишние трудовые операции, обеспечивает выполнение главных, объективно необходимых операций, позволяет сотруднику сосредоточиться на более качественном их выполнении.

Типизация некоторых действий работника позволяет сократить расходы времени и сил на решение вопроса о том, что следует делать в той или иной ситуации, если такой вопрос в общем виде может быть решен заранее на основе обобщения передовой практики, использования научных достижений.

Рациональная организация индивидуального служебного времени основывается на учете и анализе затрат рабочего времени и его планировании. Исследования действительных затрат рабочего времени имеет важное значение для более полного выявления и использования резервов повышения эффективности труда. Изучение фактического распределения времени на выполнение рабочих операций вскрывает существующую картину характера трудовых процессов и их продолжительность.

Данные учета фактического расходования времени являются основой организации личной работы, базой для анализа затрат времени. Результаты анализа дают возможность оценить существующее положение дел с организацией рабочего времени, изучить структуру расходования времени на различные виды трудовой деятельности, выработать рекомендации по улучшению планирования и использования рабочего времени и т. д.

Учет затрат и анализ бюджета служебного времени особенно нужен тем сотрудникам, у которых систематически возникают затруднения с выполнением всего необходимого объема работы.

Цели учета и анализа фактических затрат служебного времени могут быть различны. Однако во всех случаях задача заключается в том, чтобы в результате исследования бюджета времени получить наиболее полные и объективные данные. Для этого необходимо соблюдать определенные требования.

К ним относятся требования проведения изучения затрат служебного времени в таких масштабах, которые бы исключили различного рода случайности и обеспечили объективное представление о бюджете рабочего времени той или иной категории сотрудников органов внутренних дел. Для этого рекомендуется изучить затраты времени достаточно большой группы сотрудников и осуществлять его на протяжении сравнительного продолжительного периода, в течение которого были выполнены все трудовые операции, встречающиеся в деятельности этой категории работников. При проведении исследований важно принимать во внимание специфические условия деятельности сотрудников. Для этого целесообразно изучать бюджет времени таких групп сотрудников, которые работают в примерно одинаковых условиях (например, в городе, в сельской местности).

В процессе исследования необходимо учитывать не только основные виды работ, требующие больших затрат времени, но и также, которые кажутся на первый взгляд небольшими. В своей совокупности они влияют на характер распределения общего бюджета времени.

В основе методики изучения бюджета времени возникает вопрос о классификации видов деятельности. Для разных категорий сотрудников на том или ином уровне системы органов внутренних дел разрабатываются соответствующие классификации видов деятельности в силу присущих им особенностей.

В бюджете времени, представляющем сложную систему, отражается многообразие видов работ относящихся к различным уровням. Исходя из этих уровней можно выделить макроструктуру деятельности сотрудников органов внутренних дел. Работы, связанные с осуществлением контрольных функций в деятельности руководителей органов внутренних дел, можно отнести к среднему уровню, входящему в макроструктуру (более высокий уровень) - организационную деятельность руководящего состава. В свою очередь, контрольные функции распадаются на ряд микроструктур: а) проверку выполнения приказов, указаний; б) проверку дел и материалов; в) проверку несения службы дежурными нарядами. В тоже время функциональные обязанности реализуются в различных формах (например, контрольные функции могут осуществляться в форме заслушивания докладов, изучения материалов и т. д. ).

Разбивка и группировка конкретных работ и затрат времени на них должны строиться по определенному основанию или ряду оснований в зависимости от целей и задач исследования.

Необходимо отметить, что классификации должен предшествовать полный учет и составление перечня всех фактически встречающихся видов работ в деятельности определенных категорий сотрудников. Только после этого можно приступить к классификации видов деятельности по ому или иному основанию (категории) и исследованию структуры затрат служебного времени.

При подготовке к изучению фактического бюджета служебного времени, важно определить метод учета затрат рабочего времени. В настоящее время применяются разнообразные методы фиксации расходования рабочего времени, в том числе опрос или анкетирование, моментные наблюдения, фотография, самофотография, хронометраж, самохрометраж и др. Они отличаются друг от друга областью применения техникой учета и записи результатов измерения затрат времени, способом оценки и т. п.

Надо сказать, что основным содержанием рациональной организации служебного времени является правильное планирование различных видов работ и времени, необходимого для их выполнения.

Планируя личную работу, следует обязательно учитывать: а) собственные психофизиологические особенности; б) необходимость выделения времени для сна и отдыха; в) необходимость в постоянном повышении профессиональной подготовки и общекультурного развития личности.

Чтобы обеспечить реальность планам личной работы, при их разработке необходимо представлять хотя бы ориентировочно, какой отрезок времени потребуется для выполнения тех или иных мероприятий (видов работ) Таким образом, научно обоснованные планирование личной работы тесно связано с проблемой разработки нормативов управленческой деятельности, что, по существу, означает нормирование времени, то есть определение количества служебного времени, необходимого для выполнения тех или иных управленческих операций.

Следует отметить, что на распределение бюджета времени влияют и другие факторы, в частности, численности и квалификация личного состава, размеры территории обслуживания и его характеристика, оперативная обстановка, время года, личные качества сотрудника и другие обстоятельства.

В заключение необходимо подчеркнуть, что вопросы рационализации использования служебного времени органов внутренних дел должны решаться в комплексе с другими проблемами научной организации управленческого труда. Только при этом условии будет достигнута эффективность управленческого труда.

    Л И Т Е Р А Т У Р А:

Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. БЕК. М. , 1996.

В. С. Четвериков, В. В. Четвериков. Основы управления в органах внутренних дел. Новый Юрист. М. , 1997.

Шеин Д. П. Автоматизированная система управления органами внутренних дел СССР. М. , 1973.

Золотарев В. Н. Рациональная организация служебного времени руководителями горрайорганов внутренних дел. М. , 1973.

Кутушев В. Г. Научная организация труда в органах внутренних дел. Хабаровск. , 1989.

Основы управления о органах внутренних дел// Под ред. д. ю. н. , профессора А. П. Коренева. М. , 1988.

Приказ от 12 января 1996 г. № 20 “О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах”.

Реализация права граждан на обжалование постановления по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 46 Конституции Российской Федерации, закрепляющей гарантию судебной защиты, прав и свобод граждан.

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и общественных органов, должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями граждан, обеспечивает его государственным принуждением и оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

Если юридическими нормами закреплено объективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларированы. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан— необходимые условия становления правового государства. 1. Одним из способов обеспечения законности в деятельности исполнительной власти являются личные обращения граждан с жалобами, предложениями и заявлениями. Выступая в личном качестве, как частное лицо, по собственной инициативе каждый гражданин вправе оценивать деятельность органов исполнительной власти, любого должностного лица с точки зрения ее законности и результативности.

Жалобы — это обращения граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод. Предложения и заявления имеют иную правовую сущность. Эти обращения не связаны с нарушением субъективных прав гражданина, а чаще всего носят критический характер и направлены на улучшение деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.

В реальной действительности в одном и том же обращении могут содержаться указанные позиции в их различном сочетании. Законодательство позволяет различать:

а) общие право жалобы, которым обладают все граждане как таковые; б) специальное право жалобы, предоставленное лицам, как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров.

Специальное право закрепляется законодательством, наделяющим граждан специальной правосубъективностью в дополнении к общим. Например, лицо, имеющие право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, именуется в законодательстве не гражданином, а лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим.

Общее право жалобы, реализуемое в соответствии с законодательством РФ, может быть подразделено на два вида:

    а) право на административное обжалование
    б) право на судебное обжалование.

Общее право на административное обжалование реализуется в порядке определенном отчасти указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г... отчасти Законом РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан” с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 15 ноября 1995 г.

В соответствии с названным указом могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица. Не ограничен круг лиц, имеющих право подать жалобу. Запрещается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которого подана жалоба.

Жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуется.

Действие закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

Обжалованию подлежат действия (решения). в том числе представление информации, ставшей основанием для совершения действий, в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин вправе обжаловать также бездействие упомянутых органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, повлекшее за собой такие последствия.

В порядке, предусмотренном этим законом, не могут быть обжалованы действия (решения), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ. Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу (должностному лицу). Орган обязан рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд.

Жалоба может быть передана гражданином, права которого нарушены, и надлежащее уполномоченным его представителем либо в суд по месту жительства, либо в суд по месту нахождения органа, нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в установленные сроки: — в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; —одного месяца отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом или со дня исчисления месячного срока после подачи жалобы, если гражданину дан на нее письменных ответ.

Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства . Суд, признав обжалуемое действие незаконным, отменяет применение к гражданину меру ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих суд определяет меру ответственности, предусмотренной законами об ответственности данного государственного служащего вплоть до представления об увольнении. Согласно ст. 33 Основ, ст. 267 КоАП РСФСР постановление по делу об административном проступке может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим в следующем порядке:

— постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних —в комитет соответствующего совета народных депутатов или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным.

— решение главы местной администрации —в соответствующий комитет районного, городского совета народных депутатов или в районный (городской) суд решение которого является окончательным. —постановление иного органа на (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа—в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный народный суд, решение которого является окончательным. —постановление органа внутренних дел о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола— в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу). —постановление должностного лица военной автомобильной инспекции о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола— вышестоящему должностному лицу, правомочному рассматривать жалобы. Постановление районного (городского) народного суда (народного судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. РФ . Постановление может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим народным судом, а также независимо от наличия протеста прокурора вышестоящим судом (его председателем).

Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не только законодательными актами о жалобах и реализуется не только судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией РФ, Конституционный суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяют конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Арбитражным судам подведомственны многие категории дел по спорам, вытекающим из административных правоотношений, в том числе об обжаловании гражданами определенных актов и действий органов и должностных лиц. Он рассматривает дела о недействительности актов, адресованных конкретным лицам или группам лиц. Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации закрепляются, главным образом, законодательством об обращениях, в том числе о жалобах граждан, а также некоторыми другими законодательными актами. Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса граждан как лиц, выполняющих те или иные социальные функции, являющихся участниками трудовых, юридсикционных отношений.

Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он устанавливается гражданско-процессуальным законодательством, законодательством о труде, об административных правонарушениях, нормативными актами, устанавливающими особенности дисциплинарной ответственности определенных категорий лиц. Как исключение специальное право обжалования военнослужащих закреплено Законом РФ от 27 апреля 1993 г. о судебном обжаловании.

Действующее законодательство различает обращения военнослужащих и работников внутренних дел в государственные и гражданских организации и обращения их же по службе, то есть в организации и к командованию вооруженных сил и в органы внутренних дел.

В первом случае, то есть при обращении военнослужащего и работника внутренних дел в гражданские организации, действующий общий порядок рассмотрения заявлений, предложений, жалоб, изложенный выше, регулируемый Указами СССР 1968 г. и последующих годов.

При этом, однако законодательство установило иные правила рассмотрения обращений данной группы граждан, касающихся сроков рассмотрения. Определено, что жалобы военнослужащих, работников органов внутренних дел и членов их семей разрешаются в более короткие сроки, а именно: в центральных органах в срок до 15 дней со дня их поступлений в орган, но на предприятиях—безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления заявления или жалобы в орган, обязанный разрешить вопрос по существу.

В том же случае, когда для разрешения заявления, жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятия других мер, сроки разрешения могут быть продлены руководителем соответствующего органа, но не более чем 15 дней с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.

Никаких иных исключений из общих правил рассмотрения обращения граждан законодательство не устанавливает ни для военнослужащих, ни для работников ОВД.

Порядок рассмотрения обращения военнослужащих и работников ОВД по службе в своих отраслях регулируются иным законодательством. В общем законодательстве есть отсылочная норма о том, что предложения, жалобы и заявления военнослужащих и работников ОВД, связанные с прохождением службы, подаются, рассматриваются и разрешаются в соответствии с Уставом внутренней службы и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, другими правовыми нормативными актами.

Положение о службе в ОВД еще более расширило основания для обращения сотрудников в суд за защитой своих прав и законных интересов. Помимо увольнения Положение установило, что в случае несогласия с решением о перемещении по службе, отстранении от должности в служебном порядке, понижении в должности, сотрудник вправе обжаловать это решение вышестоящему начальнику ОВД, а решение, принятое Министерством внутренних дел или Президентом РФ— в суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа.

3. Обращения граждан —это их только право, а не обязанность. Поэтому, результат обращения в этом случае будет положительным лишь тогда, когда есть определенные гарантии реализации такого права.

В числе первых гарантий должна быть названа Конституция РФ. В ст. 33 Конституции закреплено право граждан на обращение в государственные и иные организации.

Более глубокая гарантия определена ст. 18 Конституции РФ: права и свободы гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, практическую деятельность государственных и других органов и организации. Следующая гарантия реальности обращений граждан это конкретный рычаг, живое организационное средство государства— правосудие.

В правовом государстве правосудие —первейшее и самое верное средство обеспечения прав и свобод членов гражданского общества.

В качестве гарантии реализации права граждан на обжалование, действующих постоянно, следящих за порядком в этой сфере, следует назвать государственный контроль и государственный надзор.

    ЗАДАЧИ.

1. В отделение милиции был доставлен в нетрезвом состоянии Белов, задержанный за безбилетный проезд в автобусе. Так как задержанный отказался предъявить документы, он был подвергнут личному досмотру. При проведении досмотра Белов оказал сопротивление, ударил помощника дежурного Колосова. В это время в дежурную часть вошел постовой милиционер Шульгин, который видел, что задержанный наносит удары Колосову.

    Как квалифицировать действия гр. Белова ?

Согласно ст. 128 КоАП (безбилетный проезд) Белов должен быть подвергнут административному задержанию на срок не более 3 часов (ст. 242 КоАП), для установления личности и взыскания штрафа за административное правонарушение. Согласно ст. 243 КоАП был произведен личный досмотр Белова, для установления личности и изъятия документов, в ходе которого Белов оказал активное неповиновение (ст. 165 КоАП).

На основании изложенного в отношении Белова необходимо составить протокол и направить в суд по ст. 165 КоАП.

2. Тимко, будучи в нетрезвом состоянии, выражался нецензурными словами в помещении вокзального буфета, а когда его задержали, он, вырываясь, махнул рукой и опрокинул поднос с посудой, причинив ущерб на сумму 37 тыс. рублей. Какие меры воздействия могут быть применены к Тимко, который работает плотником, являясь инвалидом 3 группы, имеет двоих взрослых детей ?

Действия Тимко необходимо квалифицировать по ст. 158 КоАП РСФСР (мелкое хулиганство). Хотя Тимко был причинен ущерб на сумму 37 тыс. руб. —его действия нельзя квалифицировать по ст. 213 КоАП, так как это было сделано не умышленно, а по неосторожности.

На Тимко необходимо составить протокол и направить в суд по ст. 158 КоАП РСФСР. По условию задачи Тимко является инвалидом 3 группы. Это обстоятельство будет учтено при вынесении решения судом о применении мер административного воздействия.

3. 1 декабря инспектор ГАИ задержал Малкова, который управлял автомашиной, не имея прав на управление ею. При оформлении материалов дела было установлено, что Малков после увольнения с действительной военной службы на учет не встал, живет без прописки в общежитии завода “Продмаш”, где его брат исполняет обязанности коменданта, работает слесарем на автобазе № 3.

    Дайте юридическую оценку ситуации ?
    Должны быть приняты следующие меры:

По отношению к Малкову —согласно п. 1 ст. 119 КоАП (управление транспортным средствам лицами, не имеющими права управления этим средством) влечет наложение штрафа в размере от 0, 3 до 0, 5 минимального размера оплаты труда; по ст. 178 КоАП (Проживание без прописки )—влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 10 рублей; по ст. 191 КоАП (Нарушение правил воинского учета— влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 10 рублей. В отношении брата: по ст. 180 КоАП (Допущение проживания без паспорта или без прописки).

Администрацию автобазы № 3 — по ст. 181 КоАП РСФСР (за незаконный прием на работу без прописки).

    Л И Т Е Р А Т У Р А :

Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. / Под ред. И. И. Веремеенко, Н. Г. Салищевой, М. С. Студеникиной. — М. , ООО “Изд. ПРОСПЕКТ”, 1997.

Алехин А. В. , Кармолицкий А. А. , Козлов Ю. Ш. Административное право Российской Федерации. — М. : Изд. Зеркало, 1996.

Бахрак Д. Н. Административное право. Часть общая. — М. : Изд. БЕК, 1993.

Севрюгин В. Е. Проблемы административного права. — Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 1994.


© 2010 Рефераты