Рефераты

Признание имущества бесхозяйным - (курсовая)

Признание имущества бесхозяйным - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Высшая школа
    приватизации и предпринимательства
    факультет правового обеспечения предпринимательства
    Курсовая работа
    по гражданскому процессуальному праву
    Признание имущества бесхозяйным
    Студентка гр. Ю2-2
    Москва
    1998г.
    Содержание
    Введение………………………………………………………2

2. Понятие бесхозяйной вещи.................................................................................. 3

3. Понятие особого производства ................................................................ …. 4

4. Порядок рассмотрения дел особого производства...........................5

    5. Порядок приобретения в собственность

бесхозяйной движимой вещи и недвижимого имущества...............9

    5. 1. Подача

заявления............................................................................................................................ …10

5. 2. Действия судьи после принятия заявления…...............................................................11

5. 3. Решение суда по заявлению...................................................................................................…13

    6. Заключение………………………………………………………14

Литература...........................................................................................................................….... 16

    Введение

По сравнению с ранее действующим законодательством (ст. 143 ГК РФ 1964), которое предусматривало административно-правовой порядок учета, оценки и реализации имущества, признанного судом бесхозяйным по заявлению финансового органа, Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ) часть1, введенный в действие с октября 1995г. установил основным способом приобретения права собственности на бесхозяйное движимое имущество приобретательную давность (ст. 234 ГК РФ). Однако ГК РФ предусмотрел и специальные правила для приобретения права собственности на вещи, от которых собственник отказался, либо собственник неизвестен, либо утратил на них право (ст. 225-228, 230, 231, первой части ГК РФ). Содержание материально-правовых норм, предусмотренных вышеперечисленными ст. ГК РФ, легли в основу комментария норм главы 30 "Признание имущества бесхозяйным" Гражданско-процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), в соответствии, с которыми и осуществляется сегодня приобретение в собственность бесхозяйным движимых и недвижимых вещей.

    2. Понятие бесхозяйной вещи

Ранее действовавший закон не определял правовое положение бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если её иная принадлежность не доказана. Эта презумпция была закреплена постановлением Пленума ВС РСФСР от 29 июня 1925 г. “О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество”, в котором было установлено, что “всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности” (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР. Январь 1925 - май 1926 г. г. М. ,1927, с. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Отечественной войны. Позднее она потеряла своё значение и на практике не применялась. Она была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности, положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции РФ, которая установила равенство всех форм собственности. Ст. 8 Конституции РФ гласит: “В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности”. Выступая в гражданском обороте как объект права, имущество вместе с тем имеет субъекта, которому оно принадлежит. Однако, возможны случаи, когда имущество в силу тех или иных юридических фактов оказывается бесхозяйным ( бессубъектным). Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. В то же время отказ от собственности сам по себе не влечёт прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до тех пор, пока право собственности на него не приобретено другим лицом (ст. 236 ГК РФ). Приобретение права собственности на бесхозяйное имущество относится к первоначальному способу приобретения права собственности, что подтверждается п. 3 ст. 218 ГК РФ.

Само понятие бесхозяйных вещей (ст. 225 ГК РФ) в действительности является собирательным, охватывающим и такие их разновидности, как : -брошенные собственником вещи (ст. 226 ГК РФ);

    -находка (ст. 227 -229 ГК РФ);
    -безнадзорные животные (ст. 230-232 ГК РФ);
    -клады (ст. 233 ГК РФ);

(это все так называем бесхозяйные движимости) и бесхозяйные недвижимости (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

Приобретение права собственности на бесхозяйные движимые и недвижимые вещи (бесхозяйное имущество) возможно при наличии условий, прямо установленных в законе, либо в силу правил о приобретательной давности. Институт приобретательной давности был введен в наше законодательство еще Законом о собственности в РСФСР (ст. 7 п. 3). В новом ГК РФ ему посвящена специальная ст. 234.

    3. Понятие особого производства

Дела о признании имущества бесхозяйным рассматриваются судом в порядке особого производства. Поэтому прежде, чем будет рассмотрена непосредственно сама процедура приобретения права собственности на бесхозяйные движимые и недвижимые вещи, необходимо дать понятие особого производства, а также правила и порядок рассмотрения дел этого вида гражданского судопроизводства.

Необходимость в защите субъективных прав и интересов возникает не только в тех случаях, когда эти интересы и права нарушаются или оспариваются. Иногда возникает необходимость в установлении таких обстоятельств, которые служат основанием для осуществления субъективных прав. Лицо, имеющее какое-либо право, не может его осуществить ввиду того, что факты, подтверждающие это право, не являются очевидными и требуют проверки и подтверждения соответствующими доказательствами. Поэтому в гражданском процессе имеется такой вид судопроизводства, который позволяет заинтересованному лицу устанавливать в судебном порядке юридические факты, которые могут служить основанием осуществления соответствующих субъективных прав заинтересованного лица. Особое производство - это такой вид гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются гражданские дела, по которым подтверждается наличие или отсутствие юридических фактов или обстоятельств в целях создания для заинтересованного лица условий осуществления им личных или имущественных прав или же подтверждается наличие или отсутствие бесспорного субъективного права. Особое производство - это одностороннее производство, в котором отсутствует спор о праве , когда нет материально-правового требования одного лица к другому.

В делах особого производства может иметь место спор о факте, поскольку если бы факты являлись безразличным для других лиц, то было беспредметным участие в этих делах заинтересованных лиц.

Особое производство бесспорно только в том отношении, что в нём отсутствует спор о праве, характерный для искового производства.

В делах особого производства устанавливаются факты, а не правовые последствия этих фактов.

    4. Порядок рассмотрения дел особого производства

Дела особого производства рассматриваются судами по общим правилам гражданского судопроизводства, за исключением тех изъятий и дополнений, которые установлены законом и составляют специфику судопроизводства по данным делам. Основная группа дел рассматривается судьёй единолично (кроме дел, предусмотренных п. 3 ст. 245 ГПК РСФСР).

Особое производство неразрывно связано с остальными видами гражданского судопроизводства, основано на общих принципах процесса, определяющих порядок рассмотрения дел, как остальные гражданские дела. В производстве при рассмотрении дел особого производства действуют принципы осуществления правосудия только судом, независимости судей, гласности и т. д. В стадии судебного разбирательства действуют принципы устности, непрерывности и непосредственного судебного разбирательства.

Ввиду отсутствия сторон и спора о праве, в этом производстве в значительно меньшей мере проявляется действие принципа состязательности. Для дел особого производства характерно действие институтов доказательного права. Однако существуют некоторые свои особенности.

Возбуждение дел особого производства происходит не путём предъявления иска против конкретного ответчика и подачи искового заявления, а путём подачи заявления содержащего просьбу подтвердить то или иное обстоятельство, имеющее юридическое значение, или же подтвердить бесспорное право. Содержание заявления должно отвечать требованиям ст. 126 ГПК. Однако, к содержанию заявления по конкретным категориям дел особого производства предъявляются свои требования, соблюдать которые необходимо. В основном это связано и обусловлено спецификой рассматриваемого дела. Так, например, в заявлении об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим должна быть указана конкретная цель, которую преследует заявитель. По другим категориям дел особого производства содержание заявлений должно соответствовать требованиям ст. 259, 265, 269, 275 ГПК РСФСР. Особенности подготовки дел особого производства обусловлены спецификой каждой категории дел, которая находит отражение в статьях ГПК, регулирующих порядок рассмотрения дел особого производства.

Нормы ГПК, регулирующие порядок ведения протоколов судебного заседания, требования, предъявляемые судебному решению (законность и обоснованность), проверку законности и обоснованности судебных постановлений, распространяются и на дела особого производства (главы 34, 36, 37). Вступление решения в законную силу и правовые последствия, наступающие после этого, действуют в полном объёме. Особенности содержания решений по отдельным категориям дел особого производства отражены в ст. 251, 256, 262, 267, 270, 280 ГПК РСФСР. И только один случай выпадает из общего правила. В соответствии со ст. 257 в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или умершим, суд новым решением отменяет ранее вынесенное решение.

В делах особого производства отсутствует институт сторон, нет истца и ответчика, третьих лиц, нет иска и институтов связанных с исковой формой защиты права, нельзя предъявить встречный иск, заключить мировое соглашение. В особом производстве не действуют такие институты, как отказ от иска, признание иска, обеспечение иска, однако в известной мере можно говорить о действии института соединения и разъединения заявлений, т. е. принцип диспозитивности действует в особом производстве также не в полной мере.

Круг лиц участвующих в делах особого производства определён ч. 2 ст. 246 ГПК. Участники по делам особого производства являются лицами участвующими в деле. Об этом говорится в ст. 29 ГПК РФ. Поэтому они в силу закона (ст. 30) наделены и обязанностями лиц участвующих в деле.

Если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, подведомственный судам, суд должен оставить заявление без рассмотрения и разъяснить заинтересованным лицам их право предъявить иск на общих основаниях (ч. 3 ст. 246 ГПК).

Поскольку в особом производстве отсутствует спор о праве и по делам данного вида судопроизводства нет сторон (истца, ответчика), третьих лиц - дело возбуждается заявителем. В рассмотрении дела также могут участвовать и заинтересованные лица. Заинтересованные лица в делах особого производства - это те участники процесса, на субъективные права и обязанности которых потенциально могут оказать влияние пределы законной силы решения суда по конкретному делу, когда решение суда может затронуть права или охраняемые законом интересы этих лиц, что может повлечь за собой обязанность совершения ими каких-либо решений или же изменить их правовой статус. Эти участники процесса заинтересованы в правильном разрешении дела.

К числу заинтересованных лиц могут быть отнесены такие участники процесса, как держатель документа на предъявителя по делам вызывного производства, представители органов государственной власти.

Привлечение в процесс участников по делам особого производства происходит по просьбе заявителя, по инициативе суда или заинтересованного лица. Важной гарантией правильного рассмотрения дел особого производства является участие в них прокурора и органов государственного управления.

Привлечение или допуск в процесс по делам особого производства заинтересованных лиц происходит по определению суда, в котором приводятся основания, определяемые обстоятельствами дела.

    В особом производстве рассматриваются дела:
    1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;

3) о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным; 4) о признании имущества бесхозяйным;

5) об установлении неправильностей записей в книгах актов гражданского состояния;

6) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении; 7) о восстановлении прав по утраченным документа (вызывное производство). Проект ГПК РФ коме перечисленных категорий дел особого производства содержит ещё два вида:

1) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) (ст. ст. 269-272);

2) производства по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар (ст. ст. 286-289). В связи с тем, что ст. 125 Семейного Кодекса РФ устанавливает судебный порядок усыновления ребёнка, в настоящее время разрабатывается глава ГПК РФ об усыновлении (удочерении) детей.

5. Порядок приобретения в собственность бесхозяйной движимой вещи и недвижимого имущества

В соответствии с действующим законодательством по-разному строится правовой режим движимых и недвижимых бесхозяйных вещей. Бесхозяйные движимости становятся объектом собственности их фактических владельцев либо при наличии условий, прямо установленных законом для конкретных ситуаций, либо в силу предусмотренных ст. 234 ГК РФ правил приобретательной давности (п. 2 ст. 225 ГК РФ).

Что касается движимых вещей, брошенных собственником, то они могут быть обращены другими лицами в собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ. В их числе лицо, в собственности, владении или пользовании которого земельный участок, водоем или иной объект, где находится брошенная вещь. Если стоимость вещи явно ниже установленного законом минимума (ниже пяти минимальных зарплат), то указанное лицо, приступив к использованию вещи либо совершив иные действия по обращению ее в собственность, может стать собственником вещи. То же относится к таким вещам как брошенный лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы. При отсутствии на указанные вещи других претендентов обращаться в суд для приобретения на эти вещи права собственности не требуется. Другие брошенные вещи (например вещи, которые хотя и находятся на соответствующем земельном участке но стоимость которых явно превышает установленный законом минимум) поступают в собственность завладевшего ими лица, если по его заявлению они признаны судом бесхозяйными.

Бесхозяйные, как и другие недвижимости, подлежат государственному учету, и для них предусмотрены специальные правила.

    5. 1. Подача заявления

В настоящее время в суде в порядке особого производства могут рассматриваться дела о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Для того чтобы обратить движимую вещь в собственность, заинтересованное в этом лицо должно совершить определённые действия, свидетельствующие об обращении этой вещи в собственность (п. 2 ст. 226 ГК РФ). Для этого лицо, вступившее во владение движимой вещью, подаёт заявление в суд о признании этой вещи бесхозяйной.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь определен в п. 3 ст. 225 ГК РФ. Прежде чем муниципальный орган (а именно, комитет по управлению муниципальным имуществом) обратится в суд с заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, она должна быть принята на учёт органом, который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Постановка на учёт осуществляется по заявлению органов местного самоуправления, на территории которого эта вещь находится. Если в течении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт никто не заявит о своих правах на неё, то только тогда соответствующий комитет по управлению имуществом может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на данную вещь.

При приёме заявления судья должен проверить, были ли приняты заявителем меры по постановке бесхозяйной вещи на учёт, как того требует п. 3 ст. 225ГК РФ. Если доказательств постановки бесхозяйной недвижимости на учёт не имеется или со дня её постановки на учёт не истек годичный срок, судья в соответствии п. 1 ст. 129 отказывает в принятии заявления.

В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, описаны её отличительные признаки, приведены доказательства, свидетельствующие об оставлении вещи собственником без намерения сохранения права собственности на неё, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью. Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно содержать точное указание на то, какая именно недвижимость подлежит признанию бесхозяйной, кем и каким образом она выявлена, когда поставлена на учёт в качестве бесхозяйной и что у данной недвижимой вещи не имеется собственника либо он неизвестен.

Комитет по управлению муниципальным имуществом, обращаясь в суд с заявлением о признании прав муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должен привести доказательства, которые подтверждали бы невозможность установления собственника имущества, либо свидетельствовали бы об оставлении этой вещи собственником без намерения сохранить на неё право собственности. В качестве таких доказательств могут выступать акты описи бесхозяйной вещи, составленные при её выявлении, акты постановки на учёт в качестве бесхозяйной вещи, иные письменные и другие доказательства.

    5. 2. Действия судьи после принятия заявления

После принятия заявления судья начинает подготовку дела, к судебному разбирательства, руководствуясь как ст. 266, так и отдельными нормами ст. 142 ГПК РФ.

В ходе подготовки дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь судья принимает меры по установлению собственника предполагаемой бесхозяйной вещи. С этой целью в суд вызываются лица, которые могут дать сведения о принадлежности данной недвижимости (собственник, фактический владелец и др. ).

В стадии подготовки дела необходимо выяснить, не принадлежит ли данная недвижимая вещь умершему или объявленному умершим лицу, не имеющему наследников, либо все имеющиеся наследники данного лица не приняли наследства, либо все наследники были лишены завещателем наследства. Такая вещь не может быть признана бесхозяйной, и в соответствии со ст. 527 ГК РСФСР она по праву наследования должна перейти к государству. Не является бесхозяйным и имущество лица, признанного безвестно отсутствующим. Над этим имуществом в соответствии со ст. 48 ГК РФ органом опеки и попечительства устанавливается управление. Опека назначается органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества. При необходимости постоянного управления имуществом оно предаётся по решению суда в доверительное управление лицу, которое определяется органом опеки и попечительства; он же заключает договор о доверительном управлении. Этот договор регулируется ст. 1012-1028 ГК РФ.

В целях получения сведений о принадлежности вещи судьёй могут быть направлены запросы в различные, в зависимости от обстоятельств, организации (причём не только в указанные в ст. 266 ГПК), соответствующим должностным лицам. Если во время подготовки дела к судебному разбирательству будет обнаружено лицо, считающее себя собственником предполагаемой бесхозяйной вещи, то в соответствии с ч. 3 ст. 246, судья оставляет заявление без рассмотрения. Возникновение спора о праве, рассмотрение которого отнесено к подведомственности судов, исключает возможность рассмотрения дела в порядке особого производства. Эта существенная особенность дел особого производства, отражённая в законе, имеет важное значение для практики рассмотрения дел. Последствия возникновения спора о праве ведут к тому, что суд, оставив заявление без рассмотрения, должен разъяснить заинтересованному лицу (заявителю) и тем лицам, которые возбудили спор о праве, что они могут разрешить возникший спор о праве в порядке искового производства путём предъявления иска подачей искового заявления на общих основаниях с учётом подведомственности спора либо в арбитражный суд, либо в суд общей юрисдикции.

    5. 3. Решение суда по заявлению

Решение суда о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно отвечать требованиям ст. 196, 197 ГПК РСФСР. Таким образом судебное решение является важнейшим процессуальным документом и поэтому закон предъявляет особые требования к его изложению. Решение должно содержать чёткие грамотные юридически правильные формулировки, не допускать неясностей, сложных, громоздких выражений или оборотов, затрудняющих его восприятие. В случае недостатка доказательств, что данная недвижимая вещь не имеет собственника или собственник неизвестен, а также если имеются фактические владельцы, должным образом использующие такую вещь, суд может отказать в удовлетворении заявленного требования. В соответствии с ч. 3 п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование, распоряжение оставившим её собственником либо приобретена в собственность, в силу приобретательной давности.

Если суд пришёл к выводу, что данная вещь не имеет собственника или что собственник её неизвестен, в решении должны быть указаны соответствующие факты и подтверждение их доказательства.

В резолютивной части суд должен признать право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, указать её наименование, место нахождения, характерные признаки, параметры и др.

Если суд пришёл к выводу, что движимая вещь не имеет собственника либо оставлена собственником без намерения сохранить право собственности на неё, то суд выносит решение о признании движимой вещи бесхозяйной и о передаче её в собственность лица, которое вступило во владение ею.

Если по каким-либо причинам заинтересованное лицо не заявило своевременно о своих правах на вещь, переданную по решению суда в муниципальную собственность, то в соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК оно вправе предъявить такое требование после вступления решения в законную силу. В ч. 2 ст. 13 ГПК РСФСР говорится, что “обязательность решения, определения и постановления не лишает заинтересованных лиц возможности обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов, спор о которых судом не был рассмотрен и разрешён”. Таким образом субъективные пределы действия вступившего в законную силу решения ограничены кругом лиц, участвующих в деле. На лиц, не участвующих в деле, законная сила судебного решения не распространяется, они вправе обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов и при наличии вступившего в законную силу решения могут оспаривать факты и правоотношения, установленные таким решением.

    Заключение.

В заключении следует отметить, что признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, является важной процедурой, осуществляемой комитетом по управлению имуществом, тесно связанной с вопросами управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Процесс приватизации предприятий повлек за собой определенные негативные последствия, в том числе значительное количество брошенных объектов. Бесхозные фермы, ангары, хранилища, бригадные дома, строения, возведенные предприятиями, в свое время, хозяйственным способом и никак не оформленные документально, другое недвижимое имущество, по тем или иным причинам не вошедшее в уставной капитал, являются, по сути, резервом для пополнения муниципальной собственности.

В связи с тем, что в последнее время больше уделяется внимания вопросам управления и распоряжения собственностью, проблема упорядочения использования бесхозяйного имущества заняла определенное положение в работе комитетов по управлению имуществом.

Поступление в муниципальную собственность по решению суда бесхозяйного недвижимого имущества не только позволяет сохранить его от разрушения и разграбления, но и дает возможность использовать это имущество в соответствии с действующими законодательными нормами, что в свою очередь, служит источником пополнения местного бюджета. Это выражается и в виде арендных платежей за недвижимое имущество, налогов и сборов, поступающих от предпринимательской деятельности, осуществляемой с использованием объектов, поступивших в муниципальную собственность, это может быть продажа недвижимого имущества либо иные другие сделки с ним, предусмотренные действующим законодательством.

    Литература
    Конституция РФ.
    Комментарий к Гражданско-процессуальному кодексу РСФСР,
    Спарк 1997г.

Учебник гражданского процесса под ред. М. К. Треушникова, изд. “Спарк”. Комментарий часть 1 ГК РФ, Спарк 1995г.

Комментарий к ГК РФ части первой (постатейный) под рук. О. Н. Садикова. Гражданское право - учебник часть 1 под редакцией А, П, Сергеева, Ю. К. Толстого. ГК РСФСР М, Спарк 1993г.


© 2010 Рефераты