Понятие административного правонарушения и состав административного проступка - (контрольная)
Понятие административного правонарушения и состав административного проступка - (контрольная)
Дата добавления: март 2006г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет Кафедра: Административное право КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 1 по дисциплине: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО тема: ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА . - 3 ТЕМА: ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА П Л А Н 1. ВВЕДЕНИЕ 2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 3 1. 0СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА . - 4 1. В В Е Д Е Н И Е
В отличие от других социальных идей и политических ориентаций де мократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связа но не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной сис темы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юс тиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формиро вание высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека. Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инс трументальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соот ветствующие свободы". К этой цели общество придет только через повыше ние ответственности, возложенной " на институты государственной влас ти", решительные действия по экономическому, политическому и социаль ному реформированию, созданию качественной " правовой базы для таких действий".
Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточ ной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, заня тых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает в период революционных преоб разований, социальной конструкции общества, его новых экономических и политических ориентаций.
Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориенти роваться в различных отраслях права. Административное право занимает ведущее место среди остальных отраслей права, так как в повседневной жизни между гражданами возникают постоянно административно-правовые отношения и любой юрист обязан знать и четко ориентироваться в адми нистративно-правовых нормах.
Предложенная ниже тема - ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА наиболее интересна в связи с пе реходам нашего общества от социалистических к капиталистическим отно шениям и как следствие этого интересна глубокая правовая реформа вок руг государственного управления и административного права.
- 5 2. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА И ЕГО СОСТАВ
Единственным основанием административной ответственности, является наличие состава административного правонарушения как в нормативном, так и в фактических аспектах. Понятие административного правонарушения по явилось в 80-х г. В первые в Кодексе об административных правонарушени ях в 84 г. было сформулировано правонарушение.
Административным правонарушением(проступком) признается противоп равное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездейс твие, которое посягает на государственный или гражданский порядок, соци алистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена адми нистративная ответственность(1).
Или иными словами, под административным правонарушением, как осно вание административной ответственности понимается виновное, противоп равное и общественно-опасное деяние, которое посягает на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила по ведение граждан и должностных лиц в сфере государственного управления. Деяния, классифицированные как административные правонарушения содержатся в следующих кодексах: КоАП, КЗоТ, воздушный кодекс, кодекс торгового мореплавания и др. Текущие законы также устанавливают какие деяния являются правонарушениями ( например: закон " О коррупции" 1995г. , закон " Об исключительной морской экономической зоне"). Следу ет отметить, что в вышеуказанном понятие " административное правонару шение" и " административный проступок" отождествляются, то есть адми нистративный проступок не является особой разновидностью администра тивных правонарушений, а признается синонимичным термином, также как и деликт.
В указе Президента Украины 1992 года " О приватизации" ч. 2 ст. 9 речь идет о критериях разграничения административных проступков и уго ловных преступлений. Существует два вида административных правонаруше ний:
1. Большая часть проступков не граничат с уголовными преступле ниями и ни при каких условиях в преступлении не перерастут. 2. Граничат с уголовными преступлениями ( например ст. 51, ст. 173 КоАП). Ярко выраженных и четко обозначенных критериев, разграничиваю ___________________
КоАП Украины ст. 9 - 6
щих уголовное преступление и две группы административных проступков у нас нет. Такое разграничение следует проводить по определенным призна кам, указанным в законодательстве. Например, мелкое хищение ( ст. 51 КоАП) и уголовное хищение ( ст. 84 УК Украины) различаем по стоимости похищенного или по способу похищения. С точки зрения законодателя та кое разграничение должно осуществляться правоприменяющим лицом ( с учетом характера и личностных особенностей правонарушителя). И нако нец, административным считается действие или бездействие ( деяние) с достижением определенного результата.
Таким образом, можно определить признаки административного прос тупка:
1. Противоправное действие ( не может признаваться противоправным действие или бездействие, если таковое не предусмотрено нормой). 2. Является виновным действием или бездействием ( где вина прохо дит юридическую оценку).
3. Является деянием общественно опасным, то есть таким совершение которого причиняет ущерб. В юридической литературе высказывалось мне ние о том, что общественно опасны лишь некоторые административные проступки, граничащие с преступлениями. Есть точка зрения, сводящаяся к тому, что все проступки общественно опасны, но в меньшей степени чем преступление. Встречаются утверждения, категорически отрицающие об щественную опасность административных правонарушений, но признающие их вредность. В законе отсутствует упоминание об общественной опасности проступков как их универсальном свойстве. Однако административные пра вонарушения посягают на определенные отношения, наносят ущерб правопо рядку, а к виновным в их совершении применяются меры государственного воздействия. напрашивается вывод о том, что административным проступ ком присуще общественная опасность, но степень ее меньше, чем у прес туплений, и в связи с этим на нарушителей налагаются административные взыскания. Если установлена малозначительность административного пра вонарушения, орган ( должностное лицо), уполномоченный решать дело, вправе освободить нарушителя от административной ответственности, ог раничившись устным замечанием.
Для признания административного правонарушения не нужно исследо вать стадии приготовления и покушения ( только в определенных случаях административным проступком будет считаться деяние на стадии приготов ления или покушения, например, ст. 188 КоАП Украины), то есть в неко торых случаях законодатель устанавливает наличие административного на более ранней стадии чем оконченное деяние, но если на это четко указы вает норма ( аналогии нет).
Квалификация того или иного проступка происходит посредством оп ределения его состава ( это эталон, с помощью которого происходит
- 7
" кристаллизация" проступка). Состав проступка - совокупность, предус мотренных законодателем признаков, которые характеризуют данное деяние как административный проступок и ограничивают его от иных правонаруше ний. Или иными словами, состав правонарушения - установленное правом совокупность признаков при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.
Существуют юридически значимые признаки состава правонарушения и юридически недиферентные признаки. Так вот, правовое значение имеет только первая группа признаков. Соответствующие статьи материальной части административного права применяются на основе установленных пра вом признаков отдельных составов правонарушений имеющих юридическое значение. Определение состава правонарушения необходимо для выполнения трех функций состава:
1. Фундаментальная функция, означающая, что состав преступления выступает как единственное фактическое основание административной ответственности.
2. Разграничительная функция, означающая, что признаки состава отграничивают один состав от другого, а также от деяний не являющихся административными правонарушениями, или от деяний, ответственность за которые наступает в других отраслях права.
3. Гарантийная функция, которая означает, что путем описания точ ных составов административных правонарушений и их объективных призна ков, законодатель гарантирует гражданина от необоснованного привлече ния к административной ответственности.
3. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Практическое значение состава административного правонарушения состоит в том, что он представляет собой законодательную модель квали фикации конкретных административных правонарушений, то есть админист ративное правонарушение должно быть квалифицировано в точном соответс твии с законом, предусматривающим ответственность именно за это деяние и никакие отступления от этих требований недопустимы, т. е. квалификация административного проступка по аналогии не допускается и является грубым нарушением закона.
По особенностям конструкции состава административного правонару шения различаются материальные и формальные составы. Материальными на зываются составы в которых содержится такой признак, как наступление вредных материальных последствий - деяние, или описывается действие само по себе обязательно влекущее вредное последствие.
- 8
Формальными составами называются те в которых нет обязательного признака наступления вредных материальных последствий ( нарушение пас портного режима). Признаки состава правонарушения охватывают его прав ление как в объективной, так и в субъективной сферах и подразделяются на 4 элемента:
Объект правонарушения - общественное отношение или совокупность общественных отношений, охраняемых законом на которые посягает право нарушение, причем для материальных составов необходимо для признания объекта фактическим наличие ущерба, причиненного объекта.
Общий объект - та группа общественных отношений, на которые пося гают все административные проступки. Родовой ( видовой) специальный объект - группа общественных отношений, на которые посягает однородная группа проступков ( например, главы в КоАП), этот критерий выдержан не до конца, то есть законодатель в отличие от уголовного права. Непос редственный объект - те общественные отношения, на которые посягает конкретный административный проступок на конкретные общественные отно шения.
Предмет правонарушения - вещи или вещества материального мира ра ди которых или с помощью которых, или путем повреждения, или устране ния которых совершается правонарушение. Предметы с помощью которых со вершаются правонарушения называется орудие правонарушения.
Признаки субъективной стороны - внутреннее психическое отношение лица к содеяному. Вина - особое психическое состояние лица, совершивше го противоправное действие. Субъективная сторона включает в себя поми мо вины как главного признака еще и факультативные признаки: цель, на мерение, желание и др. Если факультативный признак указан в норме, то он обязателен.
Субъект проступка - совокупность признаков, характеризующих право нарушение. Субъектом выступают физические и коллективные лица. Чтобы быть субъектом проступка физическое лицо должно обладать администра тивной деликтоспособностью ( возраст 16 лет, наличие вменяемости у ли ца).
Лица с 16 до 18 лет (ст. 13 КоАП) рассматриваются в качестве субъ ектов с ограниченной деятельностью.
Различают общий и специальный субъект административной ответс твенности. Общий субъект - все лица достигшие 16 лет (включая лиц без гражданства и иностранцев) Специальный субъект - лица, которые облада ют особыми правами, осуществляют особый вид деятельности ( должностные
- 9
лица и т. п. ). Особый субъект - лица несущие ответственность в особом порядке (военнослужащие и т. д. ).
Объективная сторона - совокупность признаков, характеризующих внешний акт поведения правонарушения.
В объективную сторону входили следующие признаки: 1. Противоправное деяние (действия или бездействия). 2. Время и место его совершения. 3. Способ совершения правонарушения . 4. Результат правонарушения. 5. Причинная связь между деянием и результатом.
6. Общественная опасность, которая определяется исходя из всех признаков объективной стороны путем их синтеза.
5. З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Конечно, в объеме 1-й контрольной работы трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему как ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНА РУШЕНИЯ И СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА, однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной работе приведены. Несмотря на то, что административно-правовые нормы и отношения по российскому и по украинскому законодательству несколько отличаются друг от друга, но эти отличия не столь существенные и к тому же по ряду объективных и субъ ективных причин российская правотворческая мысль немного опережает ук раинскую, что дает нашим законодателям использовать положительный опыт накопленный российскими юристами после принятия тех или иных норматив ных актов, и избегать ошибок, обязательно встречающихся на таком тер нистом пути как правотворчество.
Используя положительный опыт не только России , но и других разви тых государств, учитывая национальные и исторические особенности нашего народа Украина станет демократическим и правовым государством.
. - 10 6. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гражданское право. Часть 1. Учебник/ Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. - М. :Издательство ТЕИС, 1996. - 292-300с.
2. Гражданский кодекс Украинской ССР: Нучн. -практ. коммент. Пер. с
укр. /И. Г. Агапов, М. И. Бару, И. А. Беленчук и др. -К: Политиздат Украи ны, 1981. - 639 с.
3. Кодекс Украины об административных правонарушениях/Утвержден Законом УССР от 18. 12. 1984 г.
4. Советское административное право: Учебник. - С56 М. : Юрид. лит. ,1985г.
5. Политологический словарь. - К. : ИнноЦентр. - 1991.
6. Юридический энциклопедический словарь. - М. : СЭ. - 1984.