Рефераты

Гражданское право - (курсовая)

p>Государственной называется собственность, принадлежащая народу суверенного государства. Ее так же называют публичной. Особенности государственной собственности состоят в следующем. Государство может иметь как публичные, так и частные интересы в гражданском обороте. Государственной собственностью владеет, пользуется и распоряжается не моно субъект, как это имеет место относительно частной собственности одного лица, а множество лиц, наделенных определенной компетенцией. Исходя из этого в правовом государстве законодательный орган устанавливает в издаваемых им законах правила владения, пользования, распоряжения и управления государственным имуществом. Сами правомочия владения, пользования и распоряжения государственным имуществом законодательный орган не осуществляет, за редким исключением. Причем такие исключения должны оформляться законодательным актом, направленным на реализацию содержания правомочий собственника относительно конкретного имущества. Основную работу по реализации правомочий владения, пользования и распоряжения государственным имуществом осуществляет центральный исполнительный орган государственной власти. Таковым в республике является Правительство. Правительство республики наделено общей компетенцией по владению, пользованию, распоряжению и управлению государственной собственностью, в чем бы она ни состояла. Государственное имущество, которое не закреплено за конкретными субъектами хозяйственной деятельности, составляет государственную казну. Казну образуют главным образом бюджетные и иные финансовые средства, золотой запас государства и иные резервы. Объектами государственной и коммунальной собственности являются любые объекты материального мира, производственной и интеллектуальной деятельности. К исключительной собственности государства относятся недра, воды. Это значит, что данный перечень объектов не может находиться в частной или иной негосударственной собственности. Земля, средства производства, предметы потребления, здания и сооружения, произведения искусства и др. являются типичными объектами государственной и коммунальной собственности. К специфическим объектам государственной собственности следует относить пенсионный фонд и фонд социального обеспечения населения, формируемые государством и используемые по целевому назначению. К объектам государственной собственности могут относиться и иные фонды общественного потребления. Но с ними нельзя смешивать фонды общественных или коммерческих организаций, действующих как самостоятельные организации. К государственной собственности из числа фондов общественного потребления относятся фонды социально-культурных мероприятий, создаваемые на государственных предприятиях и организациях. Особенность их использования состоит в том, что они подчинены общему режиму государственной собственности и соответствующего государственного регулирования. Но на каждом предприятии в локальных нормативных актах правовое их регулирование конкретизируется. Используются эти фонды не в интересах всего народа, а в интересах каждого трудового коллектива в отдельности. Владение, пользование и распоряжение этими фондами осуществляет предприятие самостоятельно либо по согласованию с соответствующими организациями. Источники государственной собственности регулируются следующим образом. Так, источники коммунальной собственности подчинены общим правилам, согласно которым, например, не может быть источником права собственности источник, не оговоренный законом. Что касается республиканской собственности, то здесь действуют несколько иные правила. Источники государственной собственности в этом случае определяются самим государством, носителем суверенитета. Никто и ничто не ограничивает источников права республиканской собственности, если при этом не нарушаются требования публичности права собственности на те или иные объекты. А в связи с требованиями публичности должны соблюдаться гражданские права и интересы иных физических, юридических лиц и государств, а также учитываться интересы мирового сообщества. Специфическим источником государственной собственности являются поступления республиканских и местных налогов и иных неналоговых платежей, платежей за пользование землей, природными ресурсами, пошлины и т. д.

    Право Общей собственности.

ГП признаёт возможность права собственности нескольких лиц на одно имущество. В зависимости от формы объединения этих лиц такая собственность м. б общей и коллективной Общая делится на долевую и совместную. Право общей с–право нескольких лиц владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом на основе их единого волеизъявления. Об долевая с-ть–может создаваться на основании совместного изготовления вещи совместного её приобретения по сделке и по другим основаниям не запрещённым законом. Общая собственность возникает в случаях предусмотрен законом (с-ть супругов) Общая совместная собственность имеет особенность в том, что доли собственников признаются равными, независимо от вклада отдельных собственников в такую общую собственность. Так, при общей собственности супругов один из них может не вкладывать средств в общую собственность. При ведении крестьянского хозяйства на праве общей совместной собственности доли собственников равны независимо от того, что один всю жизнь приумножал эту собственность, а другой к моменту ее раздела только родился и т. д. Режим общей совместной собственности обычно не допускает наследования, пока остается хотя бы один из собственников. Следующая особенность общей совместной собственности состоит в том, что владение, пользование и распоряжение общей собственностью может осуществляться любым из собственников. При этом согласие других на действия первого предполагается. Из этого следует, что виндикация собственником общего имущества из чужого добросовестного владения возможна, если он (собственник) докажет, что отчуждение имело место против его воли. При разделе общей совместной собственности увеличение доли одного из собственников в денежном выражении за счет доли другого возможно только по основаниям, предусмотренным законом. Раздел в натуре при этом производится с учетом идеально доли в имуществе, а также таких критериев, как главная вещь и принадлежность, делимых и неделимых вещей, порядка пользования имуществом и др.

    МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА. АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

По гражданскому законодательству местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Это место должно определяться с достаточной точностью (с указанием не только населенного пункта, но и улицы, номера дома и квартиры, где гражданин проживает). Постоянное проживание не означает обязательно длительное проживание. Например, молодой специалист, приехавший по окончании вуза на работу в определенный населенный пункт, имеет местом жительства данный населенный пункт, а не город, где живут его родители.

Геологи, моряки и представители некоторых других профессий значительную часть жизни проводят в экспедициях, плавании и т. п. Местом их жительства признается то место, куда они постоянно возвращаются.

Каждый гражданин одновременно может иметь только одно место жительства. Свобода выбора места жительства входит в содержание гражданской правоспособности, это важнейшее право человека, предусмотренное международными соглашениями. Граждане в возрасте от 15 лет и страше избирают место жительства по своему усмотрению.

Для лиц, не достигших 15 лет, место жительства определено самим законом местом жительства их родителей (усыновителей). В случае проживания родителей (усыновителей) в разных местах местом жительства их детей в возрасте до 15 лет признается место жительства того из родителей (усыновителей), кому дети переданы на воспитание.

По закону место жительства граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их опекунов.

Место жительства имеет существенное значение для осуществления и защиты прав граждан. Так, по месту жительства гражданина решается вопрос о постановке его на учет в исполком местного органа власти для улучшения жилищных условий (возможно обращение с этой целью и по месту работы). Местом открытия наследства признается последнее место жительства наследодателя. По месту жительства регистрируются акты гражданского состояния, устанавливается опека и попечительство, предъявляются иски и т. д.

    БЕЗВЕСТНОЕ ОТСУТСТВИЕ ГРАЖДАНИНА И ОБЪЯВЛЕНИЕ ЕГО УМЕРШИМ

Безвестное отсутствие - удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного пребывания.

В соответствии с действующим законодательством гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте, где он постоянно проживает, нет сведений о месте его пребывания. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства заявителя.

Годичный срок, необходимый для признания гражданина безвестно отсутствующим, начинает течь со дня получения последних сведений о месте его пребывания. Если установить этот день невозможно, началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц— первое января следующего года. Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет определенные правовые последствия. Над его имуществом (по решению суда) устанавливается опека. Из этого имущества выдается содержание лицам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан был содержать. Из этого имущества также погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Супруг безвестно отсутствующего имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через органы загса.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. Одновременно с этим отменяется опека над имуществом этого гражданина и прекращаются другие правовые основания, возникшие из факта признания гражданина безвестно отсутствующим (например, прекращается выплата иждивенцам пенсии по случаю потери кормильца).

Отсутствующий может быть в судебном порядке объявлен умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет. Этот срок исчисляется по тем же правилам, что и годичный срок для признания гражданина безвестно отсутствующим.

Для объявления гражданина умершим не требуется, чтобы предварительно он был признан безвестно отсутствующим. Днем смерти гражданина, объявленного умершим , считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда. В случае объявления умершим гражданина , пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (например, день гибели самолета).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, решение, вынесенное в отношении этого гражданина, отменяется судом. Новое решение суда является основанием для аннулирования записи о смерти гражданина в органах загса.

Актами гражданского состояния являются юридические факты (действия или события), которые согласно закону подлежат регистрации в органах загса. Это факты рождения, смерти, заключения и расторжения брака, усыновления, установления отцовства, перемены имени, отчества и фамилии. С актами гражданского состояния закон связывает и прекращение семейных, имущественных и иных прав и обязанностей. Например, с фактом рождения связывается возникновение гражданской правоспособности, происхождение ребенка от определенных родителей, возникновение права на имя и т. д. В городах и районных центрах регистрация актов гражданского состояния производится отделами загса, а также в поселковых и сельских исполкомах. При регистрации актов гражданского состояния должны быть представлены документы, подтверждающие факты, которые подлежат регистрации, а также документы, удостоверяющие личность заявителя.

О совершении записи актов гражданского состояния заявителю выдается соответствующее свидетельство (свидетельство о рождении, браке и т. д. ).

    ГОСУДАРСТВО КАК СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Государство участвует в гражданских правоотношениях и как унитарный моно субъект, и в лице отдельных органов и лиц. Последние являются либо представителями государства, либо наделяются самостоятельными имущественными правами.

Так, представителем Республики Беларусь в гражданских правоотношениях может быть Совет Министров Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь и др. Но эти же органы могут выступать в гражданских правоотношениях и на основе облагаемых самостоятельных имущественных прав. Министерство финансов Республики Беларусь и его местные органы являются только представителем государства по вопросам владения, пользования и распоряжения казной. Оно представляет интересы государства по обязательствам из причиненного вреда, по спорам, связанным с конфискацией имущества, его арестом, описью и т. д. Здесь государство выступает унитарным субъектом.

Но это же министерство как юридическое лицо может заключать сделки от своего имени и нести по ним самостоятельную имущественную ответственность (например, покупка канцелярских принадлежностей и другого имущества для осуществления своих функций).

Государство в гражданских правоотношениях представляют, как правило, бюджетные учреждения. А по специальному поручению его могут представлять самостоятельные коммерческие предприятия и организации, а также организации смешанного характера, граждане.

Особенностью ответственности бюджетных учреждений и организаций является то, что они отвечают за причиненный вред только оборотными средствами и приравненными к ним. При недостаточности имущества бюджетной организации вред может компенсироваться потерпевшему из бюджетных источников (статья 34 Гражданского кодекса Республики Беларусь). На уровне административно-территориальных образований государство представляют соответствующие Советы депутатов и исполнительные комитеты. Они также могут быть как представителями соответствующего административно - территориального образования, так и самостоятельными носителями гражданских прав и обязанностей как юридические лица.

Таким образом, объективно существующие объединения и выделенное имущество для удобства имущественных отношений были оформлены правом в качестве конструкции право— и обязанности — несущего субъекта, получившей название "юридическое лицо". Практическое применение конструкции "юридическое лицо" очень обширно, вследствие чего данная конструкция встречается в любом законодательстве (в том числе и в правовой системе Республики Беларусь), являясь одним из основных его элементов.

Какие же признаки необходимы для того, чтобы то или иное объединение лиц или имущества либо выделенное лицом имущество было признано юридическим лицом? В качестве основного объективного признака, отличающего такое объединение (либо выделенное имущество) от другого до момента, когда государство придаст этому объединению (имуществу) статус юридического лица, выступает направленность воли создателей (учредителей) объединения (лица, выделяющего имущество) на установление такого положения, при котором объединение (имущество) имеет самостоятельную судьбу, отличную от судьбы его создателей (участников). Если такая воля присутствует у создателей объединения (лица, выделяющего имущество), то, используя законоуложения, государство придает такому объединению (имуществу) статус юридического лица (если таковой воли нет, то объединение (имущество) не становится новым самостоятельным субъектом права). Придание объединению (имуществу) статуса юридического лица выражается в том, что объединение (имущество) приобретает возможность иметь самостоятельные права и обязанности (в том числе собственную ответственность), отличные от прав и обязанностей создателей (учредителей); собственное имя, отличное от имени создателей (учредителей); приобретает собственное имущество (либо возможность иметь собственное имущество), а также самостоятельную волю, которая проявляется через органы юридического лица (органы составляют определенную внутреннюю структуру данного лица).

Наряду с государственным влиянием важнейшим признаком, позволяющим рассматривать объединение лиц (имущество) как юридическое лицо, является наличие самостоятельной воли объединения, отличной от воли его учредителей (участников).

Следовательно, основное отличие юридического лица как субъекта гражданского права от физического лица—субъекта гражданского права заключается в наличии у юридического лица такого внутреннего строения (механизма проявления воли), которое регулируется правом, в то время как внутренний механизм проявления воли у человека правом не устанавливается.

    ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Правоспособность юридического лица означает способность иметь гражданские права и обязанности. Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания.

Правоспособность юридического лица может быть универсальной (общей) или специальной.

При специальной правоспособности юридическое лицо вправе иметь лишь такие права и нести лишь такие обязанности, которые соответствуют цели, указанной в законе о данном лице или уставе лица".

Законодательство Республики Беларусь признает за юридическими лицами Республики Беларусь лишь специальную правоспособность: "юридическое лицо обладает гражданской правоспособностью в соответствии с установленными целями его деятельности" (статья 28 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Аналогичное положение установлено и в законах Республики Беларусь "О предприятиях в Республике Беларусь", "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной ответственностью", "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь" и др.

Однако применительно к хозяйственным организациям Республики Беларусь законодательство и правовая практика переходят к широкому пониманию "цели деятельности" данных лиц, толкуя ее как любые действия, не запрещенные законом, направленные на получение прибыли (дохода). Вследствие этого правоспособность подобных организаций охватывает обычно весь спектр правоотношений, присущих гражданскому обороту, за исключением тех сделок, осуществление которых запрещено государством, либо сделок, свойственных лишь юридическим лицам определенного вида, либо сделок, которые могут совершать лишь граждане. Поэтому, несмотря на то, что в законодательстве по-прежнему проводится принцип специальной правоспособности хозяйственных организаций, на сегодняшний день их правоспособность фактически является универсальной (с учетом тех особенностей, которые были указаны выше). Однако если учредитель (высший орган) юридического лица определяет цель его деятельности не как общую ("извлечение прибыли"), а указывает на конкретный вид деятельности, то правоспособность данного лица действительно является специальной.

Государственные органы —юридические лица в гражданско-правовой сфере также могут осуществлять лишь сделки, соответствующие целям данных лиц. Поэтому (учитывая, что основное их предназначение—реализация властных функций государства), данные лица в положениях обычно ограничиваются в возможности осуществления хозяйственной деятельности (государственные органы, естественно не должны выступать в роли лиц, производящих продукцию, выполняющих работы и оказывающих услуги).

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Возникновение юридических лиц определяется законодательством. Процесс возникновения юридических лиц включает реализацию воли лиц, создающих юридическое лицо (в порядке, определяемом законодательством) и выполнение условий, установленных государством через законодательство. При этом юридические лица создаются либо как первоначальные юридические лица, либо как юридические лица, образованные в результате реорганизации существующих юридических лиц.

Исходя из законодательства на территории Республики Беларусь можно выделить четыре порядка возникновения юридических лиц. Государственно-распорядительный порядок Государственно-распорядительный порядок создания юридического лица заключается в том, что государство, выступая в качестве учредителя юридического лица, совмещает реализацию воли на создание юридического лица и выполнение условий для его создания в едином акте.

В государственно-распорядительном порядке возникают все государственные органы, поскольку в актах законодательства Республики Беларусь, регулирующих деятельность данных органов, указывается, что тот или иной орган является юридическим лицом (если такого указания в акте законодательства нет, следовательно, нет оснований рассматривать возможность участия такого органа в гражданских отношениях).

    Разрешительный порядок

Разрешительный порядок создания юридического лица заключается в том, что юридическое лицо возникает лишь в том случае, если на это последует особое решение государственного органа (разрешение на создание). То есть государство в лице его органов решает вопрос не только о законности создания юридического лица, но и о целесообразности его возникновения.

    Явочно-нормативный (регистрационный) порядок

Явочно-нормативный (регистрационный) порядок создания юридического лица предусматривает принятие решения лицом либо группой лиц об образовании юридического лица соответствующего вида (наличие направленности воли на создание юридического лица); проведение необходимых процедур, связанных с образованием данного лица, в частности утверждение устава; и, наконец, регистрацию юридического лица (регистрацию устава юридического лица)*. Регистрация юридического лица (устава юридического лица) заключается во внесении в государственный реестр важнейших сведений о создаваемом юридическом лице: его наименовании, месте нахождении и т. д. С этого момента созданная организация приобретает права юридического лица.

    Явочный порядок

Явочный порядок создания юридического лица наблюдается в случае наделения определенного объединения (имущества) правами юридического лица при условии прямого указания в законе на возможность создания в таком порядке юридического лица и соответствующего проявления воли лица (либо группы лиц) на создание субъекта права.

ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ПРЕДМЕТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА Вся совокупность действующих правовых норм делится на отдельные отрасли (части), регулирующие определенный круг; общественных отношений и составляющие систему права.

Гражданское право как одна из отраслей права имеет свой предмет правового регулирования, т. е. определенный круг общественных отношений и обусловленный характером этих отношений набор приемов и средств правового регулирования. Иными словами, гражданское право имеет свой предмет и метод правового регулирования.

Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, определяется в Гражданском кодексе.

Гражданское законодательство регулирует основанные на равенстве участников имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. В случаях, предусмотренных законом, гражданское законодательство регулирует и иные личные неимущественные отношения.

Предметом гражданского права являются следующие группы отношений: основанные на равенстве участников имущественные отношения; личные неимущественные отношения, связанные с имущественными; некоторые личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Гражданское право регулирует две группы личных неимущественных отношений. Первая из них - это личные неимущественные отношения, связанные с имущественными. К ним относятся отношения по поводу авторства и использования продуктов интеллектуальной творческой деятельности (интеллектуальной собственности), отношения по поводу авторства на изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания. произведения науки, литературы и искусства.

Личные права авторов (право авторства, право на неприкосновенность произведения и т. д. ) и имущественные отношения, возникающие в связи с использованием продуктов творчества, неразрывно связаны между собой. И поскольку эти имущественные отношения имеют товарно-денежную форму и регулируются гражданским правом, постольку и связанные с ними личные неимущественные отношения становятся предметом регулирования этой отраслью права.

Вторая группа - личные неимущественные отношения. не связанные с имущественными, регулируются гражданским правом лишь в случаях, прямо указанных в законе. Гражданский кодекс предусматривает, в частности, защиту чести, достоинства и деловой репутации гражданина или организации, а также интересов гражданина, изображенного в произведении изобразительного искусства. Гражданский кодекс устанавливает, что гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию, если распространявший такие сведения, не докажет, что они соответствуют действительности.

Опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, в котором изображено какое-либо лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти - с согласия пережившего супруга или детей умершего. Такого согласия не требуется, если это делается в государственных или общественных интересах или если изображенное лицо позировало за плату. Таким образом, закон обязывает всех лиц воздерживаться от нарушения упомянутых личных благ граждан, которые не отделимы от их личности. А в случае их нарушения предоставляет гражданам право на защиту путем предъявления гражданского иска в суд.

Итак, гражданское право - это совокупность правовых норм, которые регулируют товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения, а в случаях, предусмотренных законом, и иные личные неимущественные отношения.

ОТГРАНИЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ОТ СМЕЖНЫХ С НИМ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА Предмет и метод гражданского права - это объективные критерии, позволяющие отграничить эту отрасль права от других отраслей, регулирующих имущественные и личные отношения.

В частности, гражданско-правовые и административно- правовые отношения зачастую регулируются во взаимной связи. Таковы, например, организационные отношения по наделению органами, правомочными собственником, основными и оборотными средствами государственных предприятий. Однако эти имущественные отношения основаны на административном подчинении одной стороны другой, ибо один из субъектов этих отношений - орган государственного управления, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность и пользующийся правом применять власть в отношении другой стороны. В то время как гражданское право регулирует имущественные отношения товарно-денежного характера, возникающие, как правило, на основе соглашений юридически равноправных субъектов. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом иногда тесно связаны с административно-правовыми отношениями, что находит выражение в их правовом регулировании в едином комплексном нормативном акте. Так, заказ, выданный государственному предприятию на поставку товаров для государственных нужд, как административный акт влечет гражданско-правовую обязанность поставщика, которому выдан заказ заключить договор поставки. При этом отношения по формированию государственного заказа, обеспечению его исполнения со стороны органа государственного управления, выдавшего заказ, и т. д. регулируются в комплексе с отношениями гражданско-правового характера - договором поставки. Административное право регулирует и управленческую деятельностью влияющую на личные неимущественные отношения. Так, личные неимущественные отношения по признанию гражданина автором изобретения, промышленного образца регулируются нормами административного права, поскольку эти отношения возникают между гражданином и патентным ведомством, являющимся органом государственного управления и выполняющим властные функции. Однако признание гражданина автором изобретения или промышленного образца влечет возникновение личных неимущественных прав, а также связанных с ними имущественных прав, регулируемых гражданским правом. В комплексе эти отношения регулируются законами об авторских правах и др.

Имущественные отношения, регулируемые семейным и финансовым правом, носят безвозмездный характер, не имеют товарно-денежной формы. Финансовые органы, выступающие субъектом финансовых отношений, действуют как органы управления, властными методами.

Исходя из этого при определении круга отношений, регулируемых гражданским правом. Гражданский кодекс закрепляет положения о том, что к имущественным отношениям, основанным на административном подчинении одной стороны другой, а также к налоговым и бюджетным отношениям гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. К семейным, трудовым отношениям и отношениям по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, если эти отношения отвечают признакам, указанным в Гражданском кодексе, гражданское законодательство применяется в случаях, когда эти отношения не регулируются соответственно семейным, трудовым, законодательством об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды.

    СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Под системой гражданского права понимается совокупность его отдельных институтов и норм в их определенной последовательности. Система гражданского права существует объективно, ибо она отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Система гражданского права получает свое выражение в законодательстве, прежде всего в актах кодификационного характера таких, как Гражданский кодекс. Гражданское право включает две большие группы институтов и норм: общую и особенную части.

Общую часть составляют нормы, распространяющие свое действие на все или большинство отношений, регулируемых гражданским правом.

В общую часть входят институты и нормы, которые определяют предмет гражданского права и способы защиты гражданских прав, а также нормы, посвященные участникам гражданских правоотношений - субъектам гражданского права (гражданам и юридическим лицам) и главному основанию возникновения и прекращения гражданских правоотношений - сделкам. Далее идет институт, используемый для совершения сделок: представительство и наиболее распространенное его основание-доверенность. Общее значение имеют правила о сроках, в частности для принудительного осуществления субъективного права через суд. Особенная часть гражданского права включает наиболее значительное число гражданско-правовых институтов. Сюда относятся следующие институты: право собственности и иные вещные права, обязательственное право, авторское право, право на открытие, изобретательское право, наследственное право, правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров. Нормы права собственности определяют формы собственности по Закону о собственности, содержание права собственности, основания возникновения, осуществления и защиты права собственности, права частной, государственной, коллективной собственности, право общей собственности.

Нормы обязательственного права регулируют общественные отношения по поводу передачи имущества, уплаты денег, выполнения работ, оказания услуг и тому подобное, предоставляя одной стороне этих отношений право требовать от другой стороны совершения определенного действия либо воздержания от действия. В обязательственном праве в свою очередь выделяются общие положения (возникновение и прекращение обязательств, исполнение обязательств и обеспечение исполнения, ответственность за их нарушение, общие правила о договорах). Далее следуют отдельные виды обязательств, возникающие из договоров (купли-продажи, поставки, перевозка, подряда, мены и т. д. ), причинения вреда или других оснований. Это самый обширный раздел гражданского права В составе особенной части имеется также группа норм которая относится к объектам творческой деятельности (авторское право). Эти нормы, направлены на приумножение и широкое использование духовных ценностей, охрану прав авторов, в конечном счете служат всестороннему развитию личности, подъему экономики. Нормы авторского права, права на открытие, изобретательского права направлены на приумножение и широкое использование духовных ценностей, охрану прав авторов, изобретателей и рационализаторов и в конечном счете служат всестороннему развитию личности, подъему экономики, воспитанию человека. Следующая группа норм гражданского права - наследственное право - регулирует имущественные и некоторые иные отношения в связи с переходом прав после смерти гражданина к его наследникам.

Особую группу норм гражданского права составляют нормы, регулирующие отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, а также правила применения гражданских законов иностранных государств и международных договоров.

    ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
    ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ - ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Под источником права понимается форма выражения и существования сведений о санкционируемых государством и народом общеобязательных правилах поведения субъектов правоотношения. К источникам права относятся нормативные акты в виде законов и подзаконных нормативных актов, судебные прецеденты, некоторые договоры, обычаи и доктрина.

Гражданское право Республики Беларусь, согласно доктрине, относится к семье романо-германского права (страны континентальной Европы, СНГ, Япония, Аргентина и др. ). Отличительной особенностью права этой группы стран является то, что первичным источником их гражданского права является нормативный акт. Прочие источники гражданского права указанных стран являются производными или подчиненными нормативному акту.

С учетом недостатков законотворческого процесса в ряде других стран основным источником права стал судебный прецедент.

Судебный прецедент- это решение суда по конкретному спору, санкционируемое государством в качестве обязательного при рассмотрении иными судебными и административными органами аналогичных споров, определении правил поведения субъектов гражданского оборота.

Известное распространение имеет и такой источник гражданского права как доктрина. Доктриной называется авторитетное мнение специалистов или ученых в области права.

Обычай- это длительное время складывающееся и поддерживаемое народом и государством правило поведения в гражданском обороте.

Единым первичным источником гражданского права Республики Беларусьявляется нормативный акт, т. е. писаное и общеобязательное правило поведения в гражданском обороте. Обитай может быть источником гражданского права Республики Беларусь лишь в случаях, установленных законом. Доктрина, как источник гражданского права в Республике Беларусь официально не названо источником права, но иногда применяется.

Судебный прецедент в Республике Беларусь, по общепризнанному мнению, не относится к источникам гражданского права.

    НОРМАТИВНЫЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Нормативный акт- это писаный акт нормотворческого органа республики, предусматривающий общеобязательные правила поведения субъектов гражданского оборота. Цели издания нормативного акта - отражение и закрепление в официальном источнике права складывающихся в обществе общественных отношений; придание этим отношениям общеобязательного характера; максимально возможное обеспечение условий дальнейшего прогрессивного развития данных отношений; изложение содержания соответствующих правоотношений; изменение или отмена ранее действовавших норм права.

Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы- это нормативные акты законодательного органа, имеющие высшую юридическую сипу в государстве.

Подзаконные акты- акты, принятые во исполнение законов, а в установленных случаях и в целях развития иди конкретизации положений закона. Такое деление предполагает соответствующую систему соподчиненности нормативных актов друг другу. В качестве источников гражданского права применяются не только акты, специально посвященные гражданским правоотношениям, но и отдельные нормативные акты иных отраслей права республики.

    СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ КАК ИСТОЧНИК ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Действующая Конституция республики допускает в качестве источников права решения высших судебных инстанций республики. Но тем не менее это не судебный прецедент в строгом его понимании.

К решениям высших судебных инстанций республики. носящим общеобязательный и нормативный характер, относятся постановления Пленумов Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. В частности, статьей 15 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь от 5 июня 1991 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусью 1991. № 21. Ст. 296; 1992. №34. Ст. 539; 1993. № 15. Ст. 174) Высшему Хозяйственному Суду предоставлено право определять подсудность хозяйственных и иных споров в пределах компетенции хозяйственных судов.

    ОБЫЧАЙ

Обычай - это сложившееся правило поведения, санкционируемое государством в качестве источника права. От обычая следует отличать обыкновение, как сложившееся правило поведения, торгового оборота, известное сторонам гражданских правоотношений и используемое для выяснения действительной воли этих сторон. Ни законодательство, ни судебная практика, ни доктрина в Республике Беларусь не рассматривают обычай самостоятельным первичным источником гражданского права.

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Это соглашения двух или более суверенных государств. признаваемые в установленном порядке источниками права в государстве. В Республике Беларусь источниками ее права являются такие международные договоры, которые ратифицированы в республике. В таком случае международный договор имеет большую юридическую силу над законами и иными нормативными актами республики. Рассмотренный перечень источников гражданского права не является исчерпывающим, но применение других источников законом не предусмотрено.

Новые формы хозяйствования порождают новые виды источников права. Поэтому знание законодательства о пределах действия нормативных актов имеет важное практическое значение.

    ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ

Действие закона, как и другого нормативного акта, во времени продолжается от момента его вступления в силу (т. е. когда его предписания становятся общеобязательными для исполнения) и до момента прекращения его применения. Статья 34 Конституции Республики Беларусь закрепляет за гражданами республики право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды. Вместе с тем статья 52 Конституции устанавливает, что каждое лицо, находящееся на территории республики, обязано соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции.

Законы Республики Беларусь вступают в силу на всей территории республики одновременно но истечении десяти лет после их официального опубликования. По общему правилу гражданский закон, иной нормативный акт распространяются на отношения, которые возникают после их введения в действие, и обратной силы не имеют. Правоотношения, возникшие до введения в действие нового акта, подчиняются старому законодательству, действовавшему в то время. Указанный принцип обеспечивает стабильность правого регулирования, вносит определенность и устойчивость в общественную жизнь, является важной гарантией незыблемости их прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.

    ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНОВ В ПРОСТРАНСТВЕ

Важно установить не только начало и конец действия нормативного акта, но и подлежит ли он применению на данной территории. Нормативный акт в зависимости от того, каким органом он издан, применяется либо на всей территории республики, либо на определенной ее части (область, город. район). Гражданско-правовые акты Национального собрания Республики Беларусь и республиканских органов государственного управления действуют, как правило, на всей территории республики. Акты местных органов власти обязательны для исполнения на территории соответствующего Совета.

Нормативному акту или отдельным его нормам может быть установлена ограниченная сфера действия.

В отдельных случаях законодательство предусматривает возможность действия законов и других нормативных актов одного государства на территории другого государства см. п. 2. 6).

    ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНОВ ПО ЛИЦАМ

По общему правилу гражданско-правовые нормы распространяют свое действие на всех физических и юридических лиц, находящихся на той территории, на которых они действуют.

Однако некоторые нормы распространяют свое действие либо только на граждан, либо только на предприятия, организации - юридических лиц. Например, правила о правоспособности и дееспособности граждан и др. Касаются только граждан, а нормы о праве полного хозяйственного ведения оперативного управления и др. только предприятий и учреждений соответственно. В ряде случаев нормы гражданского права применяются не ко всем гражданам и юридическим лицам, а лишь к определенным их группам. Например, статья 530 Гражданского кодекса закрепляет право несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников на обязательную долю в наследстве. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1994 г "О формировании и размещении заказов та поставку товаров для республиканских государственных нужд" распространяется, как правило, на государственные предприятия и организации.

    ПРЕКРАЩЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Юридическое лицо прекращается либо путем прекращения всех прав и обязанностей, носителем которых являлось данное лицо (ликвидация), либо без подобного прекращения (реорганизация).

Если юридическое лицо прекращается путем ликвидации, то это значит, что исчезают те элементы юридического лица, которые в своей совокупности и составляют данное лицо. Если же юридическое лицо реорганизуется, то права и обязанности данного лица не прекращаются, а переходят к иному лицу (лицам)— правопреемнику ( правопреемникам).

    Реорганизация

В соответствии с законодательством Республики Беларусь реорганизация юридического лица осуществляется путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

При слиянии юридического лица с другим юридическим лицом все имущественные права и обязанности переходят к юридическому лицу, возникшему в результате слияния.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного лица. При разделении юридического лица к созданным в результате этого новым юридическим лицам переходят по разделительному балансу имущественные права и обязанности реорганизуемого юридического лица.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему лицу переходят все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица.

Одновременно с переходом имущественных прав и обязанностей юридического лица переходят и личные неимущественные права, если это не противоречит сути этих прав.

Решение о реорганизации юридического лица принимается либо высшим органом данного лица, либо собственником имущества данного лица, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об антимонопольной деятельности, — судом.

    Статья 39 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

В случаях, установленных законодательством Республики Беларусь об антимонопольной деятельности, реорганизация юридического лица в форме слияния или присоединения может быть осуществлена лишь с согласия Министерства по антимонопольной политике.

При реорганизации к правопреемникам переходят права и обязанности в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом, которые содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. При этом о реорганизации должны быть оповещены все кредиторы.

Реорганизация конкретного вида юридического лица осуществляется в соответствии с особенностями законодательства о конкретном виде юридического лица.

    Ликвидация

Ликвидация юридического лица, как правило, осуществляется: по истечении срока, на который оно создавалось, или после достижения целей, для реализации которых оно создавалось; по решению высшего органа юридического лица или собственника его имущества в зависимости от вида юридического лица; по решению суда по основаниям, указанным в законодательстве о конкретном виде юридического лица. Так, например. в соответствии с Законом "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" общество ликвидируется в случае признания недействительными регистрационных документов общества, в случае банкротства либо систематического осуществления действий, противоречащих целям деятельности общества, или без надлежащего разрешения (лицензии), или деятельности, запрещенной законодательными актами Республики Беларусь, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства.

Кроме того, законодательством устанавливаются и иные основания для ликвидации отдельных видов юридических лиц. В частности, юридическое лицо— объединение лиц —ликвидируется в случае, если количество его участников будет меньше предела, установленного законом.

Принятие решения о ликвидации не влечет за собой автоматически прекращения правоспособности юридического лица, оно имеет право совершать сделки до момента окончания процесса ликвидации, однако данные сделки должны быть направлены лишь на ликвидацию данного лица.

Ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством Республики Беларусь производится либо постоянным органом юридического лица, либо ликвидационной комиссией, назначаемой лицом (органом), принявшим решение о ликвидации.

Если ликвидация осуществляется ликвидационной комиссией, то лицо (орган), принявший решение о ликвидации, осуществляет контроль за деятельностью комиссии, устанавливает порядок и регламент ее работы, подписывает договор с членами комиссии. При этом членами ликвидационной комиссии могут являться как физические, так и юридические лица. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению юридическим лицом (то есть ликвидационная комиссия становится временным органом юридического лица). Орган юридического лица, осуществляющий ликвидацию, помещает в официальной печати по месту нахождения юридического лица решение о ликвидации. В обязанности органа, проводящего ликвидацию, входит: разработка плана ликвидации; точное установление имущества и его стоимости; выявление дебиторов и кредиторов юридического лица; составление ликвидационного отчета и промежуточного ликвидационного баланса и предоставление его для утверждения лицу (органу), принявшему решение о ликвидации; проведение расчетов с кредиторами, дебиторами и при необходимости с участниками (собственниками имущества) юридического лица; составление заключительного ликвидационного баланса и представление его лицу (органу), принявшему решение о ликвидации. Если имеющихся у ликвидируемого юридического лица денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, орган, проводящий ликвидацию, осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Если и этих средств недостаточно, то требования кредиторов считаются погашенными, а существующие средства распределяются среди кредиторов соответствующей очереди. В случае если участники (собственники имущества) юридического лица несут дополнительную ответственность по обязательствам данного лица, то при недостаточности имущества юридического лица для покрытия претензий кредиторов взыскание обращается на имущество участников (собственников имущества) ликвидируемого лица.

Имущество, оставшееся после ликвидации юридического лица, как правило, передается его участникам (собственникам имущества), за исключением общественных и религиозных организаций, а также фондов, имущество которых передается для целей, указанных в учредительных документах. Ликвидация юридического лица в случае банкротства осуществляется с учетом требований законодательства о банкротстве.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекращается: для лиц, созданных в государственно-правовом и явочном порядке, —после утверждения заключительного ликвидационного баланса; для лиц, созданных в явочно-нормативном порядке, — после внесения об этом записи в государственный реестр. Например, Закон Республики Беларусь "О предприятиях в Республике Беларусь" позволяет использовать и тот, и другой орган. Закон же "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" указывает, что ликвидация в обязательном порядке осуществляется ликвидационной комиссией.

Требования удовлетворяются поочередно, в частности, среди первоочередных платежей законодательство указывает капитализацию повременных платежей, расчеты по заработной плате, расчет с бюджетом.

    ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ
    ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

Гражданское правоотношение - это та форма, с помощью которой нормы гражданского права реализуются в реальной жизни общества. Содержание этой формы предопределено тем отношением основе. Юридическое равенство участников гражданских правоотношений является одной из важнейших их черт. Гражданское правоотношение - это конкретное, общественное отношение, возникающее на основе норм гражданского права) участники которого являются носителями прав и обязанностей на началах юридического равенства. Исходя из характера заключенных в гражданских правоотношениях прав и обязанностей различают гражданские правоотношения имущественные и личные неимущественные, абсолютные и относительные, вещные и обязательственные.

Первое место в этой классификации безусловно принадлежит делению гражданских правоотношений на имущественные и личные неимущественные. Основную массу всех гражданских правоотношений составляют имущественные отношения. Гражданские права и обязанности предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности носят имущественный характер, Такой же характер в большинстве случаев носят гражданские права граждан. Примерами таких прав является право собственности граждан, право на возмещение вреда, причиненного гражданам, право на наследование имущества и др. Гражданские правоотношения личного неимущественного характера подразделены на две группы. В первую группу входят личные неимущественные права, тесно связанные с имущественными, например, личные правомочия авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений и рационализаторских предложений. Эти права тесно связаны с имущественными правами, в частности с правом авторов на вознаграждение. Ко второй группе относятся личные неимущественные права, которые не связаны с имущественными (право на защиту чести, достоинства или деловой репутации организаций и граждан).

Вторую классификационную группу составляют абсолютные и относительные гражданские правоотношения. Обычно особенность абсолютных прав объясняют тем, что им противостоит обязанность не конкретного лица, а всех лиц воздерживаться от совершения действий, ущемляющих абсолютные права. Примерами абсолютных прав является право собственности, право авторства. Относительные права отличаются от абсолютных тем, что им противостоит обязанность конкретного лица, которое, как правило, обязано не воздерживаться от совершения тех или иных действий, как это имеет место в абсолютных правоотношениях, а, напротив, совершать те или иные действия. Примерами таких прав являются права, возникающие из различных договоров (купли-продажи, поставки, подряда на капитальное строительство, перевозки и др. ), в которых праву одного лица противостоит обязанность другого лица - совершить определенные действия в пользу первого.

В третью классификационную группу входят вещные и обязательственные гражданские правоотношения. К вещным правам относятся абсолютные права, объектом которых является вещь (например, обладание каким-либо имуществом на праве собственности), а к обязательственным - права относительные, объектом которых является определенное поведение обязанного лица (например, право покупателя на получение от продавца товара по заключенному договору или право потерпевшего на возмещение причиненного вреда).

    ЭЛЕМЕНТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

Каждое гражданское правоотношение включает определенные элементы. При отсутствии хотя бы одного из них такое правоотношение не может существовать. Этими элементами являются субъекты, объект и содержание правоотношения. Субъекты правоотношения - это лица, между которымиустанавливаются правоотношения и которые выступают в качестве носителей гражданских прав и обязанностей. Имимогут быть граждане, юридические лица, в частности, государственные предприятия, учреждения, организации, предприятия и организации коллективных форм собственности, а в отдельных случаях и государство.

Для того чтобы субъекты правоотношений могли стать их участниками, они должны обладать правоспособностью и дееспособностью для каждого правоотношения характерно наличие двух сторон. Обычно одна сторона наделяется определенными правами, а другая - обязанностями. Вместе с тем следует иметь в виду, что на каждой стороне может быть не одно лицо, а несколько лиц. По общему правилу в правоотношениях участвуют конкретные лица. Однако согласно общепринятой точке зрения могут быть и такие правоотношения, в которых на стороне, наделенной обязанностями, выступает неопределенное число лиц. Такое положение имеет место в отношениях собственности, когда собственнику противостоит обязанность всех лиц не нарушать его прав, в отношениях авторства на произведения науки, литературы, искусства и др.

Год объектом гражданского правоотношения понимают то, на что направлены субъекты права и обязанности субъектов. Объектами гражданских правоотношений могут быть: вещи, действия, результаты интеллектуальной деятельности, личные неимущественные блага.

Вещи являются важнейшими объектами гражданских правоотношений. Они выступают в качестве объектов в правоотношениях собственности. Например, объектами гражданских правоотношений являются земля, ее недра, леса, воды, промышленные предприятия, здания, различные сооружения, объекты жилищно-коммунального хозяйства, предприятия транспорта и связи, продукция, ценные бумаги и другие вещи. Действия также выступают в качестве объектов гражданских правоотношений, например в тех случаях, когда в обязательственных правоотношениях необходимо достичь определенного результата: перевезти груз, выполнить работу, осуществить какие-либо юридические действия (реализовать вещи по договору комиссии) и т. п. Объектами интеллектуальной деятельности являются произведения науки, литературы, искусства в правоотношениях, регулируемых авторским правом, изобретения и рационализаторские предложения в правоотношениях, регулируемых изобретательским правом.

В качестве объектов личных неимущественных отношений, которые не связаны с имущественными, выступают честь, достоинство и деловая репутация. Содержание гражданского правоотношения составляют субъективные права и обязанности, т. е. права и обязанности, принадлежащие субъектам в каждом конкретном гражданском правоотношении.

Субъективные права и обязанности - это установленная в соответствии с гражданским законодательством и обеспеченная им мера дозволенного поведения участников гражданского правоотношения.

    ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
    ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАН

Граждане как субъекты гражданского права обладают гражданской правоспособностью, т. е. способностью иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, предусмотренные законом.

По действующему законодательству гражданская правоспособность возникает в момент рождения гражданина и прекращается с его смертью. Гражданин правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста и состояния здоровья. Некоторые нормы права предусматривают охрану гражданских прав еще не родившегося ребенка. Например, наследниками по завещанию могут быть дети, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся после его смерти. Гражданская правоспособность органически связана с гражданством. Приобретая в установленном законом порядке гражданство, человек одновременно становится субъектом гражданского права данного государства. Содержание гражданской правоспособности образуют те права и обязанности, которые гражданин, согласно закону, может иметь. Граждане Республики Беларусь могут: иметь имущество в собственности, завещать и наследовать имущество; заниматься предпринимательской и иной хозяйственной (не запрещенной законодательством) деятельностью; создавать самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями юридические лица; совершать не запрещенные законом сделки; избирать место жительства; иметь права автора произведения науки, литературы, искусства или иного результата интеллектуальной деятельности; иметь другие имущественные и личные неимущественные права. Гражданам республики Беларусь обеспечено право на образование, на труд. на отдых, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности и т. д. В содержание гражданской правоспособности (кроме способности иметь права) входит и способность обладать обязанностями (например, обязанность причинителя вреда возместить вред).

Связь прав и обязанностей является характерной чертой гражданской правоспособности. Только при наличии гражданской правоспособности возможно возникновение субъективных прав и обязанностей. Гражданская правоспособность не означает, что гражданин фактически может иметь весь спектр имущественных и личных неимущественных прав, предусмотренных законом. Реально гражданин имеет только часть этих прав. Так, каждый может иметь право авторства на изобретение, но не все его имеют. Следовательно, гражданская правоспособность—это лишь основа для правообладания, его необходимая предпосылка. Для реализации гражданской правоспособности и возникновения субъективных прав нужны соответствующие юридические факты. Например, чтобы стать собственником дома, нужно его либо купить, либо получить по наследству и т. д.

В Республике Беларусь все граждане обладают равной по содержанию гражданской правоспособностью независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Никто не имеет преимуществ и привилегий в способности обладать гражданскими правами. В соответствии с действующим законодательством гражданская правоспособность пользуется правовой защитой. Гражданин вправе свободно распоряжаться своими правами (например, продать, подарить принадлежащую ему вещь), но не может уменьшить свою гражданскую правоспособность.

Закон не допускает отчуждение гражданской правоспособности. Сделки, направленные на ее ограничение, недействительны. Так, недействительно соглашение, которое обязывает гражданина не оставлять завещания на имущество. Такое соглашение, как ограничивающее свободу завещания, не имеет юридической силы.

Согласно статье 23 Конституции Республики Беларусь, ограничение прав (в том числе и гражданских) допускается лишь в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. При этом гражданская правоспособность может ограничиваться только на определенный срок. Например, по приговору суда гражданин может быть лишен на определенный срок отдельных субъективных прав (в частности, занимать некоторые должности). Иностранные граждане пользуются гражданской правоспособностью наравне с гражданами Республики Беларусь. Они, как и белорусские граждане, могут иметь имущество в собственности, пользоваться жилыми помещениями, наследовать имущество и иметь иные имущественные и личные неимущественные права, предусмотренные законом. Вместе с тем действующим законодательством установлены некоторые ограничения гражданской правоспособности иностранных граждан по сравнению с гражданской правоспособностью граждан Республики Беларусь. Так, в состав экипажа воздушных судов "Белавиа" могут входить только граждане Республики Беларусь.

По решению компетентных органов ограничение гражданской правоспособности иностранных граждан возможно в порядке ответной меры (реторсии) для граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения гражданской правоспособности граждан Республики Беларусь.

Гражданская правоспособность лиц без гражданства аналогична гражданской правоспособности иностранных граждан. Отдельные изъятия в отношении этих лиц могут быть установлены законодательными актами.

    ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАН

Под гражданской дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности. Содержание гражданской дееспособности тесно связано с содержанием гражданской правоспособности. Если содержание гражданской правоспособности, как уже отмечалось, составляют права и обязанности, которые гражданин может иметь, то содержание гражданской дееспособности характеризуется способностью гражданина своими действиями эти права приобретать.

Кроме того, гражданская дееспособность включает способность не только приобретать, но и осуществлять права, не только создавать, но и исполнять обязанности. Содержание гражданской дееспособности определяется содержанием гражданской правоспособности. Если соответствующее право не входит в состав правоспособности гражданина, он не может осуществлять это право. Сделки, направленные на ограничение гражданской дееспособности, недействительны. Такого рода сделки не имеют юридической силы. В отличие от гражданской правоспособности, которая в равной мере признается за всеми гражданами, гражданская дееспособность в том или ином объеме устанавливается в зависимости от возраста граждан, состояния здоровья. В связи с этим различают: полную дееспособность; неполную (частичную) дееспособность.

Полная дееспособность- способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять любые предусмотренные законом гражданские права, либо хотя и не предусмотренные, но не противоречащие общим началам законодательства, а также принимать на себя и исполнять любые гражданские обязанности.

Полная дееспособностьвозникает с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста. Действующее законодательство знает лишь одно исключение из этого общего правила: лицо, вступившее в брак до достижения 18 лет, приобретает полную дееспособность со времени вступления в брак. Но если брак признан недействительным, гражданин в возрасте до 18 лет утрачивает приобретенную им полную дееспособность.

Неполная (частичная) дееспособность характеризуется тем, что за гражданином признается право приобретать и осуществлять своими действиями гражданские права и обязанности, но в установленном порядке. Такой дееспособностью наделены несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет.

Они могут совершать сделки, в частности, вправе продать имущество, заключить договора займа и т. п. , но с согласия родителей. При этом согласие требуется не обоих родителей (усыновителей), а одного из них.

Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет имеют право (независимо от согласия родителей, усыновителей или попечителей) совершать мелкие бытовые сделки. Они могут также самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, пенсией, осуществлять авторские права на произведения науки, литературы, искусства и иные результаты интеллектуальной деятельности. Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет самостоятельно отвечают за вред, причиненный их действиями. Однако если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, имущественная ответственность возлагается на его родителей (усыновителей), или попечителя, если они не докажут, что вред возникне по их вине.

Несовершеннолетние в возрасте до 15 лет вправе самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки. От имени таких несовершеннолетних сделки совершаются их родителями (усыновителями) или опекунами.

За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 15 лет, отвечают его родители (усыновители), опекуны либо учебные заведения, воспитательные или лечебные учреждения, под надзором которых находится несовершеннолетний. Дееспособность гражданина может быть ограничена по основаниям и в порядке, предусмотренных законом. Ограничение гражданской дееспособности происходит в судебном порядке и применяется к лицам, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение.

При ограничении дееспособности гражданин лишается способности своими действиями приобретать права и создавать для себя некоторые обязанности. Гражданин, ограниченный в дееспособности, может со

Под бытовыми понимаются сделки, направленные на удовлетворение обычных потребностей несовершеннолетнего: приобретение продуктов питания, учебников, канцелярских принадлежностей, ремонт одежды, обуви и т. превышать сделки по распоряжению имуществом, а также получать зарплату, пенсию или иные виды доходов и распоряжаться ими только с согласия попечителя, за исключением мелких бытовых сделок. Если гражданин перестал злоупотреблять спиртными или наркотическими средствами, суд отменяет ограничение его дееспособности. Отмена судом ограничения дееспособности происходит и в случае, когда семья лица, признанного ограниченно дееспособным, перестала существовать (например, в связи с расторжением брака), отпала обязанность предоставлять средства на ее содержание.

С отменой ограничения гражданской дееспособности отменяется и попечительство. Недееспособным по решению суда признается гражданин, который вследствие душевной болезни или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими.

С заявлением в суд о признании гражданами недееспособным могут обратиться члены семьи этого гражданина, прокурор, орган опеки и попечительства, психиатрическое лечебное учреждение.

Признание гражданина недееспособным вызывает утрату дееспособности в полном объеме. Закон не оставляет такому гражданину право самостоятельно совершать даже мелкие бытовые сделки. От имени недееспособного сделки совершает его опекун.

В случае выздоровления гражданина, признанного недееспособным, суд отменяет решение о признании его недееспособным. Вместе с этим отменяется и опека, установленная над ним.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты