p>Следует иметь в виду, что наряду с услугами общественного питания в рассматриваемой сфере самое широкое распространение имеет изготовление и продажа полуфабрикатов продуктов питания, а также готовых блюд. В этих случаях к отношениям, возникающим между исполнителем и заказчиком, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Анализ п. 16 Правил оказания услуг общественного питания дает основания считать, что этот вид договора возмездного оказания услуг относится к категории публичного договора. Так, исполнитель при оказании услуг общественного питания обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами, а условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Следовательно, за нарушение требований, установленных законодательством, исполнитель будет нести неблагоприятные последствия, указанные в п. 3 и 5 ст. 426 ГК.
При предварительном заказе услуг общественного питания формой договора может выступать заказ, квитанция и т. д. , содержащие необходимые сведения. Кроме того, допускается оформление заказа посредством телефонной, электронной или иной связи. Если же предварительный заказ не оформлялся, следует прийти к выводу, что договор об оказании услуг общественного питания заключается в устной форме по правилам п. 2 ст. 159 ГК.
Сроки оказания потребителю услуг общественного питания определяются сторонами в договоре.
Что же касается качества оказываемых потребителю услуг общественного питания, то, учитывая необходимость соблюдения специальных правил, касающихся безопасности жизни и здоровья потребителей, оно должно соответствовать прежде всего обязательным требованиям нормативных документов, а также условиям заказа. В связи с этим исполнитель должен проводить контроль качества и безопасности оказываемых услуг, а к оказанию услуг, связанных непосредственно с процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием потребителей, допускаются только работники, прошедшие специальную подготовку и профилактические медицинские осмотры в соответствии с обязательными требованиями нормативных документов.
Потребитель обязан оплатить оказываемые ему услуги общественного питания в сроки и в порядке, которые согласованы с исполнителем. При этом исполнитель может предлагать потребителю Предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за оказываемые услуги в зависимости от метода обслуживания, типа, специализации исполнителя и других условий. При расчетах за оказываемые услуги исполнитель обязан выдать потребителю документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет и т. д. ).
В случаях нарушения исполнителем сроков выполнения предварительного заказа об оказании услуг общественного питания, а также обнаружения недостатков оказываемой услуги потребитель вправе по своему выбору:
• либо назначить исполнителю новый срок, в течение которого он должен приступить к оказанию услуги или, соответственно, завершить ее оказание, а также потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;
• либо потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;
• либо потребовать безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, назначенный потребителем, или изготовления аналогичной продукции общественного питания надлежащего качества, или ее замены другой продукцией; • либо отказаться от оказания услуги.
При этом в случае отказа от оказания услуги потребитель вправе требовать возмещения причиненных ему убытков в полном объеме.
4. 9. Гостиничные услуги
В соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 [46 СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2153; 1999. № 41. Ст. 4923. ], гостиничные услуги оказываются потребителям в гостиницах, под которыми понимается имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг по временному проживанию (п. 2 и 4 Правил предоставления гостиничных услуг).
Договор о предоставлении гостиничных услуг заключается при предъявлении потребителем документа, оформленного в установленном порядке и подтверждающего личность потребителя. Исполнитель обязан обеспечить круглосуточное оформление потребителей, приезжающих в гостиницу и уезжающих из нее. При оформлении проживания в гостинице исполнитель выдает квитанцию (талон) или иной документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг. Следовательно, договор об оказании гостиничных услуг должен заключаться в письменной форме. По общему правилу договор о предоставлении гостиничных услуг является публичным. Согласно п. 7 Правил предоставления гостиничных услуг исполнитель— коммерческая организация —обязан заключить с потребителем договор о предоставлении услуг, кроме случаев, когда отсутствует возможность предоставления услуг. Вместе с тем учредительными документами исполнителя или гражданско-правовым договором, заключенным с ним, может быть предусмотрена обязанность исполнителя в определенном порядке предоставлять услуги соответствующей категории лиц. Таким образом, если учредительными документами исполнителя или гражданско-правовым договором, заключенным с ним, установлена его обязанность предоставлять услуги только определенной категории лиц, такой договор не может быть признан публичным. Качество предоставляемых потребителю гостиничных услуг должно соответствовать общим требованиям, установленным ГК (ст. 721 и 783) и Правилами предоставления гостиничных услуг (п. 14). Кроме того, материально-техническое обеспечение гостиницы, перечень и качество предоставляемых услуг должны соответствовать требованиям присвоенной ей категории.
При исполнении гостиничных услуг исполнитель определяет порядок проживания в гостинице, а потребитель обязан соблюдать установленный исполнителем порядок проживания и правила противопожарной безопасности.
Исполнитель обязан предоставить потребителю без дополнительной оплаты ряд услуг, в том числе:
• вызов скорой помощи; • пользование медицинской аптечкой; • доставку в номер корреспонденции по ее получении; • побудку к определенному времени;
• предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов.
При обнаружении недостатков оказанной гостиничной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать:
• либо безвозмездного устранения недостатков;
• либо соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу. Исполнитель обязан устранить недостатки оказанной услуги в течение часа с момента предъявления потребителем такого требования. Требование потребителя об уменьшении цены оказанной услуги подлежит удовлетворению в течение 10 дней со дня его предъявления.
Потребитель вправе расторгнуть договор о предоставлении гостиничных услуг и потребовать возмещения убытков в полном объеме, если исполнитель в установленный срок не устранил недостатки или если потребителем обнаружены существенные недостатки в оказанной услуге или иные существенные отступления от условий договора. Кроме того, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатком оказанной услуги. За нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый час (день, если срок определен в днях) просрочки неустойку в размере 3 процентов суточной цены номера (места в номере) или цены отдельной услуги, если ее можно определить. За нарушение сроков начала оказания услуг по договору на бронирование мест в гостинице исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3 процентов суточной цены забронированных мест.
Ответственность исполнителя за нарушение сроков начала или окончания оказания услуги, а также за недостатки в оказанной услуге является безвиновной. Исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло или недостатки возникли вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Следует иметь в виду, что потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им гостиничной услуги или услуги общественного питания при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.
При оказании гостиничных услуг цена номера или места в номере, перечень услуг, которые входят в цену номера или места в номере, а также порядок и форма их оплаты устанавливаются исполнителем. При этом исполнителем может использоваться посуточная или почасовая оплата проживания.
Потребитель, в свою очередь, обязан возместить ущерб в случае утраты или повреждения имущества исполнителя, а также несет ответственность за иные нарушения договорных обязательств. Поскольку законодательством не установлено иное, потребитель обязан возмещать причиненные исполнителю убытки в полном объеме (ст. 15 и 393 ГК).
4. 10. Частная охранная и детективная деятельность.
Согласно с Законом частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов [47 Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"]
.
Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.
Виды частной детективной и охранной деятельности :
Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг: 1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
5) поиск без вести пропавших граждан;
6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: 1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; 3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории Российской Федерации производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции [48 Приказ МВД РФ от 22 августа 1992 г. N 292 "Об организации исполнения органами внутренних дел Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 14 ноября 1994 г. )]. Частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора (Приложение2).
Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение по всем его пунктам и он составлен с соблюдением условий, установленных в части первой настоящей статьи.
В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором.
К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения). Копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия (объединения) в течение трех лет.
Споры по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом, пользующимся его услугами, рассматриваются в судебном порядке.
Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооружений охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Руководители охранных предприятий, а также персонал этих предприятий (далее охранники), оказывающие услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, использованием в своей профессиональной деятельности оружия и специальных средств, обеспечением защиты жизни и здоровья отдельных лиц, обязаны получить лицензию в порядке, установленном для частных детективов. При этом вместо документов, подтверждающих наличие юридического образования, специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика и стажа работы в оперативных или следственных подразделениях, требуется представить в орган внутренних дел документы, подтверждающие прохождение специальной подготовки для работы в качестве охранника либо стаж работы не менее трех лет в органах внутренних дел или в органах безопасности.
Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, иные министерства и ведомства Российской Федерации и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Заключение Все вышеизложенное дает возможность сделать ряд выводов.
Обязательства по оказанию услуг входят в группу договорных обязательств. К данным обязательствам относятся: перевозка, транспортная экспедиция, заем и кредит, факторинг, банковский счет, банковский вклад, а также безналичные расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, возмездное оказание иных услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК). Как и предшествующие по расположению в ГК данному соглашению договоры (подряда— ст. 702—768 и на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ—ст. 769--778), он является консенсуальным, двусторонне-обязывающим, возмездным.
Договорные обязательства по оказанию услуг в гражданском праве по характеру деятельности услугодателя можно подразделить на определенные виды. Это, во-первых, обязательства об оказании услуг фактического характера (перевозка, хранение, возмездное оказание иных услуг). Во-вторых, обязательства об оказании услуг юридического характера (поручение, комиссия). В-третьих, обязательства об оказании услуг как фактического, так и юридического характера (транспортная экспедиция, агентирование, доверительное управление имуществом). В-четвертых, обязательства об оказании услуг денежно-кредитного характера (заем и кредит, факторинг, банковский счет, банковский вклад, а также безналичные расчеты, страхование).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК). Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, двусторонним и возмездным. Субъектами договора по возмездному оказанию услуг являются исполнитель (услугодатель) и заказчик (услугополучатель).
Предметом договора являются нематериальные услуги. Таким образом, неотъемлемым условием обязательства по оказанию услуг является невозможность гарантировать достижение полезного эффекта деятельности услугодателя. Такой результат лежит вне пределов обязательственного отношения. Важнейшими условиями договора возмездного оказания услуг являются: предмет договора, качество оказываемых услуг, цена подлежащих оказанию услуг или способы ее определения и сроки оказания услуг.
В соответствии со ст. 779 ГК основной обязанностью исполнителя является оказание по заданию заказчика услуги (услуг). Качество оказываемой услуги представляет собой важнейшую характеристику предмета договора возмездного оказания услуг. Последствия ненадлежащего качества результата оказанных услуг в договоре возмездного оказания услуг различаются в зависимости от характера обнаруженных недостатков. В том случае, когда недостатки не являются существенными (простые недостатки), закон предоставляет заказчику право воспользоваться одной из мер оперативного воздействия, перечисленных в п. 1 ст. 723 ГК. Однако если заказчик обнаруживает существенные недостатки, наличие которых не позволяет достигнуть цели договора возмездного оказания услуг, ему предоставляется право на возмещение причиненных убытков, т. е. возможность применения к подрядчику мер имущественной ответственности
Основной обязанностью заказчика, как это вытекает из ст. 779 ГК, является необходимость оплаты оказанной услуги. Заказчик по договору возмездного оказания услуг, так же как и по договору подряда, имеет возможность влиять на ход оказания услуг и, соответственно, на полученный результат, то есть отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных ему убытков, назначить исполнителю разумный срок для устранения недостатков, отказаться от договора возмездного оказания услуг и потребовать возмещения убытков либо поручить оказание услуг другому лицу за счет исполнителя. Смысл выделения договоров возмездного оказания услуг состоит, в частности, в ограничении пределов действия норм о подряде. До принятия Гражданского кодекса это можно было сделать только одним путем: создать самостоятельные типы договоров, конкурирующие с подрядом. Так, появились договоры, перечисленные в п. 2 ст. 779 ГК: выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета, расчетов, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом. Для каждого из этих договоров создан свой режим, отличный и от подряда и от возмездного оказания услуг.
Отношения по возмездному оказанию услуг, составляют самостоятельные типы договоров, регулируются наряду с нормами самой главы 39 ГК также статьями, включенными в параграфы "Общие положения о подряде" и "Бытовой подряд" главы "Подряд". Указанные статьи о подряде применяются субсидиарно, то есть лишь при отсутствии прямого урегулирования в главе 37 ГК и изданных в ее развитие специальных нормах.
Библиографический список
Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г. , 24 октября 1997 г. , 8 июля 1999 г. ). Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. “0б "Основах социального обслуживания населения в Российской Федераций”//СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи". Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи" (с изменениями от 6 января, 17 июля 1999 г. ).
Федеральный закон от 2 августа . 1995 г. “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов>>//С; 3 РФ, 1995. № 32. Ст. 3198.
ст. 708 ГК в редакции Федерального закона от 17 декабря 1999 г. “О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации”//СЗРФ. 1999. №5, 1. Ст. 6288. Комментарий к Закону о защите прав потребителей. М. , 1997. С. 32-33. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания".
Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1235 "Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи".
Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" (с изменениями от 2 октября 1999 г. ).
Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями". Постановление Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. № 472 “О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации”.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания".
Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 “О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных услуг государственными социальными службами”//СЗ Рф. 1996. №27. Ст. 3274. Правила оказания платных ветеринарных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 898).
Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1239//СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4602. Правила оказания услуг проводного вещания (радиофикации), утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1238. Правила оказания услуг проводного вещания (радиофикации), утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1238// СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4601.
Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1235//СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4599. Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27//РГ (“Ведомственное приложение”); 1996. 3 февр.
Правила предоставления услуг телеграфной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1108//СЗ РФ. 1997. № 37. Ст. 4299. Правила ст. 709 и 710 ГК относительно составления, согласования и изменения сметы полностью распространяются на отношения сторон по договору возмездного оказания услуг.
Положение о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 393. Временный порядок сертификации услуг общественного питания, утвержденный постановлением Госстандарта России, Роскомторга, Госсанэпиднадзора России от 18 января 1995 г. № 4/3/3.
Приказ МВД РФ от 22 августа 1992 г. N 292 "Об организации исполнения органами внутренних дел Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 14 ноября 1994 г. ). Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 1999 г. N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг". Брагинский М. И. Актуальные проблемы гражданского права . , М. : статус 1998 . С. 229-280.
Брагинский М. И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск, 1967. С. 34-36. Гримм Д. Д. Лекции по догме римского права. СПб. , 1907. Второй выпуск, С. 74; Дернбург Г. Пандекты. Том 3. Обязательственное право. М. , 1904. С. 371; Ефимов В. В. Догма римского права. Особенная часть. СПб. , 1894. С. 250. Гуляев А. М. Наем услуг. Юрьев, 1893. С. 149.
Кабалкин А. Ю. Договор возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 1998. № 3. С. 15; Брагинский М. И. Договор подряда и подобные ему договоры. М. , 1999. С. 235.
Кабалкин А. Ю. Сфера обслуживания: гражданско-правовое регулирование. М. , 1972. С. 38-48.
Кабалкин А. Ю. Услуга в гражданском праве Российской Федерации//Сб. научных трудов, посвященный памяти В. А. Рясенцева. М. , 1995. С. 29—42. Калпин А. Г. Граждпнское право Часть вторая : Учебник. , М. : Юрист 2000. С. 196-236.
Куник Я. А. Кредитные и расчетные отношения в торговле. М. , 1970. С. 14. Садиков О. Н. Гражданское право России. Часть вторая . Обязательственное право. М. :БЕК - 1997. С. 363-369.
Сергеев А. П. Толстой Ю. К. Гражданское право. Учебник. Издание третье переработанное и дополненноеТом 2 . ,М. :2001. С. 541-550.
Суханов Е. А. Гражданское право Том 2, Полутом 2, 2-е издание, М. ,Бек-2000. С. 6-42.
Суханов Е. А. Русское гражданское право. Часть 2. ,М. : Статус-1997. С. 234-248. Шешенин Е. Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услугу/Гражданское право и сфера обслуживания. Свердловск, 1984. С. 42-44; Кротов М. В. Обязательства по оказанию услуг в советском гражданском праве. Л. , 1990. С. 89-123.
Шешенин Е. Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг//Вест-ник МГУ. Сер. 11. “Право”. 1983. № 1. С. 63.
Справочная правовая система: 46. Гарант-Максимум. 47. Консультант +. 48. Энциклопедия Российского права. Приложение1 ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ г. Курск “25” апреля 200 0г. ООО “Аудит-партнер”
именуемое в дальнейшем “Аудитор”, в лице генерального директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава,
имеющее лицензию №12587 от “15” марта 1995 г. , выданную Лицензионной палатой г. Курска, с одной стороны, и ООО “Строймаркет”, (наименование предприятия) именуемое в дальнейшем “Клиент”, в лице генерального директора Петрова Петра Петровича, действующего на основании Устава, (устава, положения) с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.
1. Предмет договора
1. 1. Клиент поручает, а Аудитор принимает на себя обязательства по проведению аудиторской проверки и выдаче заключения по ее итогам.
1. 2. Проверяемый период 1999 год.
1. 3. Список сотрудников Аудитора, которые непосредственно будут проводить проверку, определен в приложении № 1 к настоящему договору.
2. Права и обязанности сторон 2. 1. Аудитор обязан:
2. 1. 1. Приступить к проведению проверки Клиента не позднее “1” мая 2000 г. 2. 1. 2. Соблюдать правила, установленные на предприятии Клиента. 2. 1. 3. По окончании проверки предоставить Клиенту аудиторское заключение по форме, указанной в приложении № 1 к договору при подписании сторонами акта оказанных услуг.
2. 1. 4. При проведении консультаций Клиента и проведении проверки Клиента использовать законные методы и средства и руководствоваться действующим законодательством.
2. 1. 5. Не разглашать полученные в ходе проверки информацию и данные, являющиеся информацией конфиденциального характера или составляющие коммерческую тайну Клиента.
2. 1. 6. Закончить проведение проверки до 1 июля 2000 г. 2. 2. Клиент обязан:
2. 2. 1. Предоставить Аудитору все необходимые документы, перечень которых предоставляет Аудитор в письменном запросе до начала осуществления проверки. 2. 2. 2. Выделить рабочее место для сотрудников Аудитора с необходимым оборудованием для данного вида работы.
2. 2. 3. Обеспечить при необходимости присутствие своих сотрудников для дачи пояснений сотрудникам Аудитора.
2. 2. 4. Своевременно оплатить оказываемые Аудитором услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
3. Стоимость услуг и порядок расчетов
3. 1. Услуги, оказываемые Аудитором по настоящему договору, составляют пятьдесят тысяч руб.
3. 2. Оплата должна быть произведена Клиентом в течение пяти дней после получения им счета путем перечисления денежных средств на счет Аудитора. 3. 3. Счет выставляется в течение пяти дней после подписания акта оказанных услуг обеими сторонами. Акт является неотъемлемой частью настоящего договора.
4. Ответственность сторон
4. 1. За просрочку оплаты услуг Клиент обязан уплатить Аудитору пеню в размере 10% от суммы платежа за каждый день просрочки.
4. 2. За задержку сдачи заключения Клиенту по вине Аудитора последний обязан уплатить неустойку в размере 10% от полной суммы оплаты услуг. 4. 3. В остальных случаях за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по настоящему договору стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ.
5. Разрешение споров
5. 1. Споры между сторонами подлежат разрешению путем переговоров. 5. 2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров стороны разрешают их в Арбитражном суде г. Курска.
6. Заключительные положения
6. 1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами и до полного исполнения всех обязательств сторонами. 6. 2. Все изменения и дополнения к настоящему договору должны быть совершены в той же форме, что и договор, и подписаны обеими сторонами.
6. 3. Договор составлен в двух экземплярах – по одному для каждой из сторон, которые имеют одинаковую юридическую силу.
7. Адреса и реквизиты сторон Приложение 2 ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ г. КУРСК “25” ЯНВАРЯ 2001г.
000 ”БЕРКУТ”, именуемое в дальнейшем “Охрана”, в лице Иавнова Ивана Ивановича, действующего на основании учредительных документов и лицензии №1258, выданной ГУВД г. КУРСКА “16” МАЯ 1995г. , с одной стороны, и ШКОЛА №44, в лице Богдановской Зои Петровны, действующего на основании устава, именуемое в дальнейшем “Заказчик”, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.
1. Общие положения
1. 1. Заказчик передает, а Охрана принимает под охрану здания, строения, помещения и иные объекты( в дальнейшем – “охраняемые объекты”), перечисленные в приложении 1 к настоящему договору. Требования к технической оснащенности охраняемых объектов согласовываются сторонами и являютсянеотъемлемой частью приложения. В приложении 1 также содержится план-схема охраняемых объектов. 1. 2. Вид охраны определяется соглашением сторон исходя из принципа надежности и экономичности. Пропускной ивнутриобъектный режим на охраняемом объекте устанавливается Заказчиком, а осуществление этого режима производится Охраной. Установленный режим и вид охраны оформляются приложением 2 к настоящему договору.
1. 3. Работники Охраны при осуществлении пропускного и внутриобъектного режима и охраны руководствуются Инструкцией, оформленной в качестве приложения 3 к настоящему договору.
1. 4. Размер, порядок и срок оплаты Заказчиком услуг Охраны определяются сторонами и оформляются приложением 4 к настоящему договору. 1. 5. Приложения 1–4 являются неотъемлемыми частями настоящего договора и вступают в силу одновременно с ним, Изменение Приложений 1–4 осуществляется сторонами после совместных консультаций и переговоров. Изменение в целом или в какой-либо части одного или нескольких приложений из указанных в настоящем договоре не изменяет сам договор.
1. 6. По соглашению сторон Охрана может принять на себя осуществление дополнительных видов охраны. В этом случае сторонами вносятся соответствующие изменения в приложения 1–4.
2. Обязанности Заказчика Заказчик обязуется:
2. 1. Бесплатно предоставить Охране помещение, оборудование и инвентарь, указанные в приложении 2 к настоящему договору.
2. 2. Осуществлять за свой счет ремонт помещений, оборудования и инвентаря, предоставленного Охране, если их порча произошла не по вине Охраны. 2. 3. Своевременно сообщать Охране об изменении пропускного режима. 2. 4. Своевременно сообщать Охране о проведении работ (ремонт, дооборудование) на охраняемом объекте за десять дней до начала работ. 2. 5. Своевременно производить оплату услуг Охраны в срок, согласованный сторонами в приложении 4.
2. 6. Обеспечить работникам Охраны свободный доступ в места общего пользования. 2. 7. Немедленно сообщать Охране о каждом случае нарушения работниками Охраны Инструкции. 3. Обязанности Охраны
Охрана обязана:
3. 1. Обеспечить безопасность персонала Объекта и сохранность товарно-материальных ценностей и денежных сумм, хранящихся в принятых под охрану помещениях, и не допускать проникновения на Объект посторонних лиц иначе, как в порядке, предусмотренном приложением 2 к настоящему договору. 3. 2. Осуществлять на охраняемом Объекте пропускной режим, контролировать ввоз и вывоз (внос и вынос) из охраняемых помещений и в охраняемые помещения товарно-материальных ценностей.
3. 3. При обнаружении на Объекте пожара или при срабатывании средств пожарной сигнализации незамедлительно сообщить об этом в пожарную часть и принять меры к ликвидации пожара.
3. 4. Обеспечить выполнение работниками Охраны Инструкции. 4. Ответственность Охраны 4. 1. Охрана несет материальную ответственность за ущерб:
причиненный кражами, совершенными посредством взлома на охраняемых Объектах помещений, замков, запоров, иными способами в результате необеспечения надлежащей охраны или вследствие невыполнения Охраной установленного режима охраны;
нанесенный уничтожением или повреждением имущества (в том числе путем поджога) посторонними лицами, проникшими на охраняемые объекты в результате ненадлежащего выполнения Охраной принятых по договору обязательств; причиненный пожарами или в силу других причин по вине работников Охраны. 4. 2. Факты кражи, грабежа, разбоя, а также факты уничтожения или повреждения имущества посторонними лицами, проникшими на охраняемые объекты, либо вследствие пожара или в силу других причин по вине Охраны устанавливаются судом.
4. 3. Возмещение Заказчику причиненного по вине Охраны ущерба производится по представлении Заказчиком приговора суда, установившего факт уничтожения или повреждения посторонними лицами, проникшими на охраняемый Объект, либо вследствие пожара или в силу других причин по вине работников Охраны. 4. 4. Охрана освобождается от ответственности лишь в случае, если докажет отсутствие своей вины. В частности, Охрана не несет ответственности: за имущественный ущерб, причиненный стихийными бедствиями;
за имущественный ущерб, причиненный лицами, попавшими на охраняемый Объект в порядке, предусмотренном приложением 2 к настоящему договору;
за имущественный ущерб, причиненный действиями непреодолимой силы.
5. Форс-мажор
5. 1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение принятых на себя по настоящему договору обязательств, если такое неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: стихийных бедствий, эпидемий, взрывов, пожаров и иных чрезвычайных обстоятельств, если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего договора. При этом срок исполнения обязательств по настоящему договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства. Если эти обстоятельства будут действовать более трех месяцев, то любая из сторон вправе расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке. В этом случае ни одна из сторон не будет иметь права на возмещение убытков.
6. Срок действия договора
6. 1. Настоящий договор заключен сроком на один год и вступает в силу с момента подписания сторонами.
6. 2. Договор подлежит расторжению в одностороннем порядке в случае, если другая сторона допустила грубые и неоднократные нарушения условий настоящего договора. При этом сторона–инициатор расторжения договора направляет письменное уведомление о расторжении договора не менее чем за один месяц до расторжения.
6. 3. Если на момент истечения срока действия настоящего договора ни одна из сторон не заявила о своем желании его расторгнуть, договор считается заключенным повторно на такой же срок.
6. 4. Настоящий договор может быть изменен, расторгнут или признан недействительным по основаниям, предусмотренным действующим законодательством России, или по соглашению сторон.
7. Прочие условия
7. 1. Если любая из статей договора или ее часть окажется недействительной вследствие какого-либо закона, она будет считаться отсутствующей в договоре, при этом сам договор остается в силе.
7. 2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны будут руководствоваться действующим законодательством России.
7. 3. Стороны будут стремиться решать все спорные вопросы путем переговоров, а в случае недостижения согласия передавать споры на рассмотрение Арбитражного суда г. Курска.
7. 4. Договор составлен в двух экземплярах – по одному для каждой из сторон. Оба экземпляра имеют равную юридическую силу. 8. Адреса и реквизиты сторон. Уважаемый председатель государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, уважаемые присутствующие!
В качестве своеобразного правового феномена договор возмездного оказания услуг получил признание с принятием 7 февраля 1992 г. Закона РФ“О защите прав потребителей”. Еще в материалах практики судов Москвы по применению этого Закона наряду с договорами подряда и купли-продажи были выделены договоры по оказанию услуг гражданам.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК). Как и предшествующие по расположению в ГК данному соглашению договоры (подряда— ст. 702—768 и на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ—ст. 769--778), он является консенсуальным, двусторонне-обязывающим, возмездным. Последний признак впервые в законодательной практике страны включен в определение договоров особого типа.
Особенность регламентации отношений возмездного оказания услуг состоит в том, что на равных условиях к ним должны применяться положения, сформулированные в ст. 783 ГК“Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг”. Статья предусматривает возможность использования общих положений о подряде (ст. 702— 729) и положений о бытовом подряде (ст. 730—739) к договору возмездного оказания услуг. При этом выдвинуты два требования — если это не противоречит статьям 779—782 ГК (посвящены возмездному оказанию услуг), а также особенностям предмета рассматриваемого договора. Вместе с тем нетрудно заметить известное несоответствие между приведенной выше последней строкой закона и указанием ст. 779 ГК о неприменении правил гл. 39 ГК к подрядным отношениям. Подобная несогласованность может на практике привести к осложнениям при рассмотрении конкретных ситуаций.
Отношения по возмездному оказанию услуг, составляют самостоятельные типы договоров, регулируются наряду с нормами самой главы 39 ГК также статьями, включенными в параграфы "Общие положения о подряде" и "Бытовой подряд" главы "Подряд". Указанные статьи о подряде применяются субсидиарно, то есть лишь при отсутствии прямого урегулирования в главе 37 ГК и изданных в ее развитие специальных нормах.
Предметом договора являются нематериальные услуги. Таким образом, неотъемлемым условием обязательства по оказанию услуг является невозможность гарантировать достижение полезного эффекта деятельности услугодателя. Такой результат лежит вне пределов обязательственного отношения. Важнейшими условиями договора возмездного оказания услуг являются: предмет договора, качество оказываемых услуг, цена подлежащих оказанию услуг или способы ее определения и сроки оказания услуг.
В соответствии со ст. 779 ГК основной обязанностью исполнителя является оказание по заданию заказчика услуги (услуг). Качество оказываемой услуги представляет собой важнейшую характеристику предмета договора возмездного оказания услуг. Последствия ненадлежащего качества результата оказанных услуг в договоре возмездного оказания услуг различаются в зависимости от характера обнаруженных недостатков. В том случае, когда недостатки не являются существенными (простые недостатки), закон предоставляет заказчику право воспользоваться одной из мер оперативного воздействия, перечисленных в п. 1 ст. 723 ГК. Однако если заказчик обнаруживает существенные недостатки, наличие которых не позволяет достигнуть цели договора возмездного оказания услуг, ему предоставляется право на возмещение причиненных убытков, т. е. возможность применения к подрядчику мер имущественной ответственности
Основной обязанностью заказчика, как это вытекает из ст. 779 ГК, является необходимость оплаты оказанной услуги. Заказчик по договору возмездного оказания услуг, так же как и по договору подряда, имеет возможность влиять на ход оказания услуг и, соответственно, на полученный результат, то есть отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных ему убытков, назначить исполнителю разумный срок для устранения недостатков, отказаться от договора возмездного оказания услуг и потребовать возмещения убытков либо поручить оказание услуг другому лицу за счет исполнителя. Основываясь на положениях ГК и ином законодательстве, регламентирующем возмездное оказание услуг, можно по указанному основанию выделить следующие их основные виды:
• услуги связи и информации; • медицинские услуги и услуги социального характера; • ветеринарные услуги; • аудиторские услуги; • правовые услуги; • туристско-экскурсионные услуги; • услуги по обучению; • услуги в содействии занятости населения; • услуги общественного питания; • гостиничные услуги; • коммунальные услуги; • гигиенические услуги; • ритуальные услуги; • спортивно-оздоровительные и санаторно-курортные услуги; • культурно-зрелищные услуги; • частная охранная и детективная деятельность.
Таким образом, данный договор, которому посвящена гл. 39 ГК, занимает все более заметное место в системе обязательственных отношений. Объясняется это несколькими причинами. Первая из них состоит в неразрывной связи с достаточно широким закреплением категории услуг в части первой ГК. Вторая—вслед за регламентацией соответствующих договорных отношений, в упомянутой главе в части второй ГК содержится ряд других глав, в которых также сосредоточено регулирование возмездных услуг. И, наконец, третья—правила главы следуют за обширным нормативным материалом об отношениях подрядного типа, причем в ней (ст. 783 ГК) предусматривается возможность применения к договорам возмездного оказания услуг не только общих положений о подряде, но и ряда установлений о бытовом подряде.
Рецензия на дипломную работу студента Мишина Александра Алексеевича юридического факультета гр. Ю-82/3 на тему
“Договор возмездного оказания услуг”.
Тема дипломной работы является актуальной , потому что данный договор, которому посвящена гл. 39 ГК, занимает все более заметное место в системе обязательственных отношений. Объясняется это несколькими причинами. Первая из них состоит в неразрывной связи с достаточно широким закреплением категории услуг в части первой ГК. Вторая—вслед за регламентацией соответствующих договорных отношений, в упомянутой главе в части второй ГК содержится ряд других глав, в которых также сосредоточено регулирование возмездных услуг. И, наконец, третья—правила главы следуют за обширным нормативным материалом об отношениях подрядного типа, причем в ней (ст. 783 ГК) предусматривается возможность применения к договорам возмездного оказания услуг не только общих положений о подряде, но и ряда установлений о бытовом подряде.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.
Рекомендуется к защите с высокой оценкой. Начальник юридического отдела О. Лымарь