Анализ Закона РФ N1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" - (реферат)
Анализ Закона РФ N1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации Кафедра права Реферат на тему: Анализ Закона РФ №1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” Научный руководитель Студент группы К2-3 Воробейников Москва, 1998 Введение
В налоговой системе России почетное место занимает налог на добавленную стоимость (НДС), введенный с 1992 г. Законом РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”.
По мнению специалистов Госналогслужбы России, налог хорошо собирается (лучше, чем налог на прибыль) и составляет существенную долю всех фискальных поступлений в государственную казну. Посему ни представители законодательной власти, ни представители власти исполнительной, за редким исключением, не имеют намерений в обозримом будущем отказаться от этого налога или существенно изменить порядок его взимания. Юристы же, не вдаваясь в проблемы финансовой семантики, традиционно выделяют правовое несовершенство и коллизионность нормотворческой деятельности государственных органов в части НДС. Экономисты больше спорят о ставках.
Попытаемся рассмотреть проблему с юридической и экономической точек зрения.
Анализ Закона РФ №1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”
Статья 1 Закона о НДС “Общие положения” устанавливает налог как “форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости”. Добавленная стоимость, в свою очередь, определяется как “разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения”.
Из этих общих положений Закона следует, что:
объектом обложения НДС должна быть добавленная стоимость (если точнее – юридически должен быть подтвержден факт получения добавленной стоимости); добавленная стоимость возникает только после факта реализации товаров, работ, услуг. Предоставление же имущества в аренду или заключение договора банковского счета, согласно гражданскому законодательству, не связаны с предоставлением товаров, работ или услуг и, как следствие, не влекут возникновения объекта обложения НДС;
добавленная стоимость возникает не всегда, а лишь когда появляется разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат. Возникшая разница должна быть положительной, в противном случае ее следует называть не добавленной, а убавленной стоимостью.
Идем дальше. Статья 3 устанавливает, что “объектом налогообложения являются: обороты по реализации … товаров, выполненных работ и оказанных услуг”. От сюда следует, что “добавленная стоимость” и “оборот по реализации” не тождественны. Статья 4 “Определение облагаемого оборота” посвящена определению налоговой базы. “Определяемый оборот определяется на основе стоимости и реализуемых товаров.
Далее, “в облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятием денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)”. Получается: чтобы возник объект, реализация уже не обязательна. Отсюда и НДС с авансовых платежей.
Рассмотрим часть первую статьи 7: “Реализация товаров (работ, услуг) предприятиями производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. При этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой”. Это положение стоит разобрать подробнее. Налоговый закон вторгается в гражданско-правовую сферу и понуждает предприятия при заключении сделок изменить существенное условие договоров - цену. Причем на величину, которая называется “сумма налога на добавленную стоимость”.
Во-первых, заметим, что включение суммы НДС в цену Закон устанавливает императивно для всех предприятий, независимо от того, пользуются они льготой по уплате НДС в бюджет, или нет.
Во-вторых, указываемая в счетах “сумма налога на добавленную стоимость” налогом не является.
Действительно, статья 2 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ” гласит: “Под налогом, сбором, пошлиной или другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами”. Следовательно, неуплата “суммы НДС”по выставленному счету налоговым правонарушением не является. Ответственность за такое деяние может регулироваться только гражданским законодательством, поскольку“сумма НДС” является элементом обязательства по сделке. Вернемся к Закону о НДС. Часть вторая статья 7: “Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученного от покупателей … и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам”. Это квинтэссенция инвойсного метода расчета НДС, торжество экономического смысла.
Часть третья статья 7: “в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям (Надо думать, фактически уплаченного. –Авт. ) … над суммами налога, исчисленными по реализации товаров…, возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период”.
Если “суммы налога, исчисленные по реализации” расценить как “суммы налога, полученные от покупателей после реализации”, то поставщик, не получивший НДС от покупателя, может рассчитывать на зачет или возмещения сумм налога из бюджета.
Резюмируя сказанное можно отметить, что неуплата “суммы НДС”поставщику не является существенным нарушением обязательств покупателя, поскольку согласно статье 450 ГК РФ: Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора”. Неуплата “суммы НДС” поставщику налоговым правонарушением также не является.
Список литературы Закон РФ №1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” Закон РФ “Об основах налоговой системы в РФ” Гражданский кодекс РФ, часть 2