p>Правовой акт упр-ия (ПАУ) –подзаконное (на основании и во исп-ие закона), 1стороннее, юр. -властное волеизъ-ие полномочного субъекта ИВ, направленное на 1) установление АПН (нормативный ПАУ) или 2) возн-ие, изм-ие или прек-ие конкретных АПО (индивидуальные ПАУ) в целях реализации ИВ. ПАУ, как правило, издается в кач-ве письменного юр. док-та, в отд-ых случаях допускается его устная форма (военные), конклюдентные акты–выраж-ся в знаках, сигналах (регулировщик). ПАУ не могут изменить или отменить акты суд-х органов, а последние– могут. ПАУ могут служить док-вами в процессах. Виды ПАУ: 1) по юр. св-вам – 1. 1) Нормативные АУ – содержат АПН. АПН –это правила, расчитанные на долгое применение и не имеющие конкр. адресата (ПДД). В НАУ находит выражение подзаконное адм. нормотв-во, они конкрет-ют нормы высшей юр. силы. НАУ явл-ся нормат. базой для возн-ия конкр. АПО, хотя сами их непоср-но не создают. Издание НАУ в виде писем и телеграмм не допускается. 1. 2) Индивид. АУ–решения субъектов ИВ по конкр. вопросам, обращены к конкр. лицам. ИАУ служат юрфактами, вызывающими, изм-ми или прекр-ми конкр. АПО. ИАУ–важное ср-во оперативного решения текущих вопросов упр-ия. ИАУ д. соотв-ть НАУ, иначе они не д-ит-ны. 2) в завис-ти от способа охраны ПА от неисполнения –2. 1) ПА, охр-мые мерами дисц. отв-ти (акты, выраж-ие дисц. власть рук-ля по отн-ию к подчиненным); 2. 2) ПА, охр-ые мерами адм. отв-ти (акты с адм. санкцией, издаются ОИВ общей компетенции (прав-во, адм-ия), адм. отв-ть за их нарушение устан-ся органами зак. власти). 3) по установ-му наименов-ию – каждый вид исп. органов впарве издавать ПА опред. наименов-ия –указы и распор. През-та; постановл. и распор. Пр-ва; постановл. , приказы, распор. , правила, инстр-ии ФОИВ; пост-ия и распор. прав-в респ-к и глав адм-ий субъектов.
31. ТРЕБОВАНИЯ К ПАУ
1) Целесообразность, полезность с т. з. госинтересов. В основе ПАУ д. лежать общ. благо, он д. б. научно обоснован, соотв-ть реальной обст-ке, своевр. принят, предусм-ть мех-м его претворения в жизнь. Должны учитываться: права человека; уровень сознания и культуры масс; плюрализм мнений, интересов; возм-ти решения проблем; ранее принятые акты. 2)Законность -наличие компетенции у автора; соотв-ие ПАУ Конст. законод-ву, указам ПР-та; учитывать ПАУ вышестоящих ОИВ; четко выражать основания и цели издания + юр. последствия издания; не ограничивать комп-цию и самост-ть нижестоящих звеньев сиситемы ИВ, предпр-ий и учр-ий, общ. объедин-ий; соблюдение процесс-х правил подготовки, принятия и издания ПАУ. ПАУ, не соотв-щие треб-ям з-сти, бывают: ничтожные, если на то есть прямое указание закона, грубо нарушена подведомст-ть адм. дел; нет законного основания (заявления и т. д. ) для принятия; нарушен срок давности; акт предписывает совершение преступления и т. д. ; оспоримые, подлежат исполнению, что не лишает инд. и колл. субъектов права оспорить их з-ть в устан-м порядке. 3) Орг. -техн. требования: язык акта д. б. четким, лаконичным, понятным для тех, к кому он обращен; акт д. б. оформлен грамматически правильно; д. б. соблюдены все соотв. реквизиты; акт д. б. своевр. доведен до сведения исполнителей и заинтересованных субъектов; оформленный акт д. б. передан на хранение.
32-34. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИН. ПРИНУЖДЕНИЯ (АП), МЕРЫ А-ПРЕДУПР. И А-ПРЕСЕКАТЕЛЬНЫЕ
Принуждение (П), как способ возд-ия на сознание и волю людей, заключается в применении субъектами ИВ установленных АПН-ми принудит. мер в связи с неправомерными д-иями. П в зав-ти от непоср-го объекта возд-ия подразд-ся на психическое и физическое. П имеет целью заставить конкр. субъектов права соблюдать опред-ые предписания или воздерж-ся от каких-либо д-ий. АП– особый вид госприн-ия, его назн-ие –охрана общ-х отн-ий, складывающихся преимущ-но в сфере ГУ. Внешние формы проявления АП различны: админ. арест, штраф и т. д. Меры АП могут устан-ся только правов. актами, их применение д. б. только на осн. законов и др. АП примен-ся только уполном. органами и долж. лицами. Эффект АП состоит в немедленном его примен-ии, оно д. безотлаг-но следовать за совершенным правонар-ием. Для АПхар-н внесудебный порядок прим-ия, соотв-ие исп. органы (долж. лица) непоср. реализуют их без обращения в суд. Когда суды применяют к виновным меры адм. наказания при рассм-ии дел об адм. правонар-х–это часть адм. процесса. Компет. госорган и лица, к кот. примен-ся П не связаны отн-иями служ. подчиненности в отл-ии от дисц. П. Основания применения АП: а) совершение адм. правонар-ия, б) наступление особых условий, предусм. НП. (стихийных бедствий и т. д. ). При этом меры АП исп-ся при отсутствии правон-ия и вины человека. Основаниями других видов гос. П могут выступать только совершения правонар-ия. Виды АП в завис-ти от целей и способа обесп-ия правопор-ка: 1) А-предупр. меры –- способы и средства, напр-ые на предупр. правон-ий и обст-тв, угрожающих жизни и без-ти гр-н или норм. деят-ти госорганов, предпр. и т. д. Основанием для примен. служит не правон-ие, а наступление особых, установл. законод-м условий, как связанных, так и не связанных с дейст-ми человека, эти меры носят профилакт х-р. Группы А-предупр. мер: 1. 1) примен-ые в целях предотвр. угрозы наступл. возм-ых опасных послед-вий (введение карантина, закрытие участков Гос. границы); 1. 2) напр-ые на предупр-ие адм. проступков и преступлений (тамож. досмотр, проверка док-тов) 1. 3) лечебно-предупр. меры- наркоманы и т. п. 2) А-пресекательные меры –суть в принудит. прекращении противоправных д-ий гр-н, долж. лиц, предпр-ий и т. д. Основанием для примен. служит а) совершение правонар-ия, б) наступление предст-х опасность противопр-х состояний или событий. Наиболее часто применяемые меры: адм. задержание, личный досмотр (принудит. обследование гр-на с целью обнаруж. и изъятия предметов, явившихся орудием или непоср. объектом правон-ия, установл. личности задерж-го), отстранение от упр-ия тр. средством, отзыв лицензии, примен-ие наручников и т. д. ); 3)меры А отв-сти (А взыскания). А взыскание -это наказание, применяемое в устан-ом законом порядке уполн. органом (долж. лицом) к виновному физ. или юр. лицу, может выражаться в моральном или мат-ном возд-ии на виновного или во временном лишении его опр-ого права. 4) меры А-процесс-го обеспечения производства по делам об адм. правон-иях. 35. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМ. ОТВ-ТИ (АО)
ЮО- это возм-ть применения к виновному лицу, совершившему пр-н-ие, мер публично-правовового принуждения, предусм-ых санкцией нарушенной юр-ой нормы, в строго опред-ом для этого процессуальном порядке. АО –реализация АП санкций, применение уполн. органом или долж. лицом А. взысканий (АВ) к гр-нам и ЮЛ, совершившим правон-ие. Особенности АО: 1) АО регулируется нормами, кот. содержатся в законах и подзаконных актах ( уг. отв-ть устан-ся только законами); 2) основанием АО служит А. правон-ие (осн-ием УО– преступление); 3) субъектами АО м. б. и Ф. и Ю. лица (УО –только ФЛ); 4) АВ применяются широким кругом уполн. органов и ДЛ ИВ и органов МСУ + судами (УО–только судами); 5) применение АВ не влечет за собой судимости или увольнения с работы; 6) АО прим-ся за нарушение не всех АПН, а только тех, кот. содержат указание на АО; 7) особый процесс. порядок реализации АО (простота, операт-иь, экономичность), при реализ. АО часто матер. и процесс. правоотн-ия сливаются. Освобождение от АО –давностной срок наложения АВ (2 мес. со дня совершения правон-ия) + система гибкого реагирования на А. п-н-ия при малозначительности (устное замечание), замена АО общ-ым ворзд-ием. АО ЮЛ –применение к орг-иям, облад-м А. правосубъектностью, АВ за неисп-ие или ненадл. исп-ие установл. гос-вом правил, норм и стандартов сцелью восст-ия соц. справедливости, гос. осуждения противопр. деят-ти, обеспечения возл-х на них обяз-тей и т. д.
36. АДМ. ПРАВОН-ИЕ (ПРОСТУПОК) КАК ОСНОВАНИЕ АО
АП (проступок)по ст. 10 КоАП - посягающее на гос или общ порядок, собственность, права и свободы гр-н, на устан-ый порядок упр-ия противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) д-ие либо безд-ие, за кот. законод-м предусм. АО. Понятия"д-ие" и "безд-ие" обр-ют правовое понятие "деяние". Д-ие -активное невыполнение прав. предпис-я в виде обяз-и или законного требования; нарушение конкр. запрета, правила, нормы, стандарта (нар-ие ПДД). Безд-ие -пассивное поведение, выраж-ся в несоверш-ии лицом тех д-ий, кот. оно д. б. и могло совершить в силу лежащих на нем об-тей (неподача декларации о доходах). Сущность АП опред-ся его общ. опасностью, именно она обусл-ет отв-ть за АП. Признаки АП: противоправность – лицо совершает д-ие, запрещенное НП, или не сов-ет предписанного д-ия; виновность –АП признается деяние, предст-ее ппроявление воли и разума д-щего или безд-го лица; наказуемость -. АП признается только то деяние, за кот. законод-м предусм. АО. Юр-ий состав АП –установл. правом совокупность признаков, при наличии кот. деяние может повлечь АО (единственное осн-ие АО). Элементы состава: 1)Объект АП – общ. отн-ия в сфереГУ, рег-мые НП и охр-мые мерами АО (общий объект). Родовые объекты – гос. и общ порядок, права и свободы гр-н, собств-ть. Каждое АП имеет видовой объект посягательства – например, общ. нравственность, спокойствие гр-н и т. д. ). 2) Объективная сторона АП –внешние признаки, хар-ие противопр. д-ия или безд-ия, рез-тат посягат-ва, причинную связь и т. д. Содержание ОО: неоднократность - совершение двух или более однородных АП; повторность - совершение одним и тем же лицом в течение года однородного АП, за которое оно уже подвергалось адм-ому взысканию; длящееся АП– длительное невыполнение треб-ий НП в виде д-ия(б-ия); злостность – упорство, четкое желание неподчиниться. Субъект АП - лицо, совершившее АП. Общий субъект – вменяемый, достигший 16 лет гр-н. Спец. субъект - ДЛ, лицо, ранее привлекавшееся к АО, ин. гр-не, в/с. Субъективная сторона АП –псих. отн-ие субъекта к совершаемому противопр. д-ию или б-ию и его посл-ям. Оно м. б. выражено в форме: умысла- лицо, совершившее АП, сознавало противопр. х-р своего д-ия или б-ия, предвидело его вредные посл-ия и желало их или сознательно допускало их наступление; неосторожности - лицо предвидело возм-ть наступления вредных посл-ий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвр-ие либо не предвидело возм-ти наступления таких посл-ий, хотя д. б. и могло их предвидеть.
37. СИСТЕМА МЕР АДМ. ВЗЫСКАНИЙ
Понятие: АВ –один из видов А. -принудит. мер. АВ –это мера отв-ти за АП (оно и только оно), содержит итоговую юр. оценку противопр. деяния нарушителя. Цель применения АВ по КоАП: воспитание лица, совершившего АП в духе соблюдения закона и уважения к правопор-ку; предупр-ия соверш-ия лицом и другими лицами новых правон-ий; Особенность правонар-ий в сфере ГУ–ими причиняется как правило немат. вред, поэтому содержание АП санкций, охр-щих об-ые отн-ия в ГУ, носит наказательный х-р, АВ не свойственен восстановит. -компес-ый х-р. Вид и объем огр-ий, сост-щих содерж. АВ, определяются полномочн. органами и ДЛ гос-ва с учетом х-ра пр-н-ия, личности нар-ля, степени его вины, смягчающих и отягч-х обст-в. Индивид-ии отв-ти способ-ет относит. опред-ть АП санкций. Применение АВ влечет для лица состояние А. наказанности (продолжается в теч. года со дня окончания исполнения АВ, прекращается автоматом), это обст-во имеет особ. значение при наложении АВ при неоднократных АП. Виды АВ: предупр-ие (незначит. нар-ия); штраф (кратный МРОТ, стоимости похищенного, равный размеру незаконного дохода и т. д. ); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непоср. объектом АП (принудит. изъятие, реализация, передача вырученной суммы бывшему собственнику); конфискация предмета, явившегося ....... ; лишение спец. права, предост-го данному гр-ну (упр-ия трансп. средствами, права охоты–от 15 дн. до 3 лет); адм. арест (искл. случаи, за отд. виды АП, срок до 15 сут. , назначается судьей, содержание в спецприемниках или изоляторах ОВД); адм. выдворение за пределы РФ ин. гр-на или лица без гр-ва.
38. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМ. ВЗЫСКАНИЙ
Основные правила наложения АВ – в отд. главе КоАП. 1) Общие принципы наложения АВ: Законности. орган (ДЛ), рассм-щее дело об АП, может аложить на виновного только то взыскание, кот. установлено НПА и только в пределах санкции конкр. НП. Законность обеспечивается а) закреплением в КоАП ситемы АВ, за пределы кот. нельзя выходить. б) закреплением в каждой ст. КоАП вида и размера АВ, в) санкция предусм-ет ряд альтернат. АВ, но наложено м. б. только одно основное, г) за одно и тоже АП м. б. наложено только одно основное, либо основное и дополнит. АВ. из установленных. Индивидуализация АВ –учитыв. обст-ва, смягчающие и отягчающие (особая роль), х-р пр-н-ия, личность нар-ля, степень его вины. Смягч-ие об-ва–чистосерд. раскаяние, добровольное возм. ущерба, устранение причиненного вреда, сильное душ. волнение и т. д. Отягч. об-ва–несмотря на требование прекратить, продолжение противопр. поведения, вовлечение несовершеннолетних, в сост. опьянения и т. д. Экономиякарательных мер (АПН предоставляют правоприменителю возм-ть, или прямо обязывают его заменить взыскание иными мерами возд-ия). 2) Исчисление сроков АВ и сроков их давности –АВ не м. б. наложено позднее 2 мес. со дня совершения проступка, при длящихся пр-н-иях–2 мес. со дня обнаружения. Срок погашения АВ (прекращения состояния А. наказанности)–если в течение года со дня окончания исп-ия наказания лицо не совершило нового АП, т. е. потом новое АП не рассм-ся как повторное. 3) Порядок возмещения причиненного АП имущ-го ущерба –коллегиальные органы А. юр-дикции и судья при решении вопроса о наложении АВ вправе одновременно решить вопрос о возмещении ущерба если его сумма не превышает 1/2 МРОТ. Районный суд– независимо от размера.
39, 40. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИН. ПРОЦЕССА (АПЦ), ПРИНЦИПЫ. Процесс —совокупность послед-ых д-ий, совер-мых для достиж. опред. рез-та; порядок осущ-ия какой-либо деят-ти. Гос. -упр-ская деят-ть также имеет процессуальную форму. В качестве АПЦ можно рассм-ть деят-ть по реализации мат-ых АПН, т. е. обесп-ть примен. АПН в сфере ГУ в целях достижения опред. юр. результатов, предпол-ых диспозицией нормы (соотв-щих правил должного поведения). Но в равной мере субъекты ИВ реализуют и санкции мат АПН. Следов-но, осущ-яя ГУ деят-ть, соотв-ие ИО и ДЛ совершают АПЦ д-ия правоприменительного и правоохранительного х-ра. В традиц-м смысле понятие“процесс”отожд-ся с деят-ю суд. органов по рассм-ию и разрешению конкр. дел, суд реагирует на отклонения от требований мат. права, т. е. осуществляет судебную юрисдикцию, применяя санкции соотв. НП. В рамках АПЦ реал-ся диспозиции и санкции АПН - 2 подхода к АПЦ: а) как совокупность всех д-ий, совершаемых субъектами ИВ для реализации своей компетенции (в основном подразум-ся д-ия ИО и ДЛ по осущ-ию различных А. процедур, не связанных с юрис-цией–разрешительно-лицензионные, регистр-ые и т. д. ) б) как деят-ть полномочных ИО и ДЛ по реализ. санкций мат. АПН (А. -юрисдикционная (АЮ)деят-ть). Основанием АПЦ деят-ти являются индивид. адм. дела (ИАД)-возникающие в сфере ГУ деят-ти вопросы, связанные с прим-ием АПН и треб-ий в целях его разрешения распорядит-х д-ий полн-чных ИО и ДЛ. АПЦ деят-ть реглам-тся ПЦ АПНормами. Принципы АПЦ: все проц-ые принципы служат обесп-ю законности при рассм-ии и разр-ии ИАД спорного х-ра, при примен. А. -принудит. мер, в процедурном произ-ве. Принципы 1)компетентности –полн-ия по широкому кругу АЮ деят-ти закрепляются не за всеми субъектами ИВ, их круг закрепл-ся в КоАП. 2)охраны интересов гос-ва и личности –надлеж-ее исп-ие сторонами АЮ ПЦ своих прав, интересов гос-ва, гарантий прав 3)процессуального равенства- равенство сторон перед законом и наделение каждой стороны опред. объемом взаимных процес. прав и об-тей. 4) достижения мат. истины –тщат. изучение всех условий и обст-в, связанных с данным ИАД + состязательность в ходе рассм-ия дел. 5)доступности – созм-ть для всех сторон уч-вать во всех стадиях рассм-ия ИАД. 6) гласности - открытое рассм-ие АЮ дел 7) экономичности- установление сжатых сроков для осущ-ия всех АЮ д-ий, включая исполнение решения. 8)отв-ти ДЛ за правильное и эффективное ведение ПЦ, за проявление бюрократизма при разборе жалоб и т. п.
41-43. СТРУКТУРА АПЦ. ВИДЫ ПРОИЗВОДСТВ.
Адм. производство (АПВ) —это нормативно урегул-ый порядок совершения ПЦ д-ий, обесп-щий законное и объективное рассм-ие и разреш. ИАД, объединенных общностью предмета. (порядок разбора жалоб гр-н, порядок лицензирования). Сам АПЦ предст. собой совокупн. различающихся конкр. предметами АПВ. Виды АПВ: а) процедурное (АППВ); б). юрис-нное (АЮПВ). Особенности АППВ –его предметом явл-ся ИАД бесспорного х-ра, правовая оценка поведения лица не является обяз-ной. Оно не имеет своим рез-том примен. принудит. мер, его рез-т– удовлетв. законных запросов ФЛ и ЮЛ и обесп-ие эфф. работы упр-го аппарата. Виды АППВ – 1) Лицензионно-разрешит. Лицензия –это офиц. документ, кот. разрешает осущ-ие указанного внем вида деят-ти в течение уст-го срока. 2) Регистрационное. Рег-ция–акт оф. признания законности соотв-х д-ий, осущ. органами Минюста. Это госрег-ция норм. актов ОИВ, кот. затрагивают права и свободы, р-ция уставов общ. объединений. Это госр-ция ЮЛ и прав на недвижимость (компетенция рег. палат). Рег. учет гр-н вместо прописки. 3)42. ПР-ВО ПО ПРИНЯТИЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПР-ИЯисп-тся преимущ-но для эфф-ой работы аппарата. Общие правила практически отсутствуют, в некот. случаях д-уют правила ведомст. х-ра. Регл-ция процедур на фед. уровне–на основе Положения о подготовке проектов постан-ий и распор-ий Пр-ва РФ 93 г. , Регламент заседаний ПР-ва, Правила подготовки ведомст. НА и т. д. В соотв-ии с Регламентом проекты решений по вопросам, включенным в план заседаний, вносятся рук-лями фед. органов ИВ и ОИВ субъектов с приложением пояснит. записки (необх. обоснования и прогнозы последствий). Предлож-ия гр-н, орг-ий напр-ся для предвар. рассм-ия соотв. ОИВ. Обязательно согласование с заинтерес. органами и орг-иями. Аппарат Пр-ва проводит экспертизу, редактирование проектов, согласовывает с Главным гос. -прав. упр-ием През-та, срок до 10 дн. Проект визируется зам. Пр-ля Пр-ва и передается рук-лю Аппарата для доклада Пред-лю. После этого решение принимается, подписыв-ся и вступает в законную силу. Замы Пр-ля в соотв-ии с распределением обяз-тей рассм-ют проекты решений, если нужно–дают указания о их доработке (рабочие группы). Сущ-ют Правила подготовки НПА ФО ИВ и их госрегистр-ии 97 года. Проект акта подлежит согл-ию и визированию в соот-х минист-х и вед-х. Срок подготовки проекта и издания НПА не более мес. если не установлен другой срок. Возможно создание раб. групп. Гос. рег-ция предполагает юр. экспертизу НПА, решение о необх. его рег-ции, присвоение рег. номера, внесение в Госреестр НПА. Госрег-ции подлежат акты, затраг-ие права, свободы и об-ти гр-н, имеющие межвед-ный х-р. Рег-ует НПА минюст в срок до 15 дн. с даты получения. Для исполнения акты напр-ся только после госрег-ии и офиц опубликования. Особенности АЮПВ –осущ-ся во внесуд. порядке; его предметом явл-ся конкрет. АП спор между сторонами АП отн-ия; условием справедливого разрешения АП спора явл-ся правовая оценка поведения сторон спора; применение соотв. мер юр. отв-ти к виновной стороне АП спора. Виды АППВ – 1) Дисц-ое пр-во – применение к лицам, совершившим дисц. проступок (госслужащие –служ. проступок), соотв. и предусм-х дисц. взысканий в виде замечания, выговора или приказа. Регл-ция– Указ Пр-та О мерах по укреп-ю дисц-ны в системе госслужбы 96 г. 2) 43. ПР-ВО ПО ДЕЛАМ РАССМОТР-ИЯ ЖАЛОБ –примен-ся для установления правомерности либо необосн-ти заявлений гр-н о нарушении их прав или законных интересов д-иями или НПА ДЛ исп. органов. Конст. предусм-ет лишь судебное обж-ие решений и д-ий (безд-ий) ИО и ДЛ. Также Конст. закрепляет право гр-н обращаться в госорганы. Адм. порядок обж-ия рег-ся Указом Президиума ВС СССР 68 г. Ж-ба подается ИО (ДЛ) которому непоср. подчинено ДЛ (ИО), правомерность д-ий кот. оспаривается. В/с– по команде. Для рассм-ия жалобы –1 мес. , если доп. проверка не треб-ся, д. б. разрешена безотлагательно, не позднее 15 дн. Решение по ж-бе д. б. мотивированным, + решение–обоснованным, д. б. организовано исп-ие решения. Если гр-н не согласен с решением, он вправе обж-ть в вышест-ий орган или в суд. Нарушение пор-ка рассм-ия ж-б влечет дисц. отв-ть. Решение по ж-бе в пользу заявителя влечет изменение или отмену д-ия (решения) ДЛ (ИО) + его отв-ть. 3) Пр-во по делам об А. правонар-иях.
44-48. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ А. ПРАВОН-ИЯХ (ПД АПНАР) Ст. 225 КоАП перечисляет задачи ПД АПНАР: своевр-ое, всестороннее, полное и объективное выяснение обст-в каждого дела; разр-ие его в точном соот-ии с законод-ом, обесп-ие исп-ия вынесенного пост-ия; выяснение причин и условий, способ-их сов-ию АПНАР; предуп-е п-н-ий; воспитание гр-н в духе соблюдения законов, укрепления законности. Важное значение обесп-ие гарантий злоупотр-ий в отн-ии ФЛ и ЮЛ, поэтому четко определены обст-ва, кот. исключают ПД АПНАР: 1) Для ФЛ и ЮЛ: отсутствие события и состава АПНАР; издание акта амнистии, если он устраняет примен. А. взыскания (АВ); отмена акта, устан-щего АО; истечение к моменту рассм-ия дела об АПНАР уст-го законод-ом срока наложения АВ. Для ФЛ только: недостижение лицом на момент сов-ия АПНАР 16-л. возраста; невм-ть лица; д-ие лица в сост-ии крайней необх-ти или необх-ой обороны; наличие по тому же факту постановл. органа (ДЛ) о наложении АВ, уг. дела; смерть лица. ПД АПНАР осущ-ся на основании законод-а, дей-шего во время сов-ия АПНАР и по месту его сов-ия (или по месту учета трансп. средств). Рассм-ие дел об АПНАР осущ-ся на началах равенства перед законом и органом, рассм-им дело, всех гр-н независимо от соц. и имущ. положения, расовой и нац. принадл. , пола, образования, языка и т. п. Дела об АПНАР рассм-ся открыто. Дела об Апнар рассм-ся, как правило, в 15дн срок со дня получения необх-ых мат-лов (п-кола о нарушении и т. д. ). Дела о мелком хулиганстве д. б. рассм-ы в течение суток. 46. УЧАСТНИКИ ПД АПНАРКроме органов (ДЛ), уполн-ых рассм-ть дела об АПНАР, иные уч-ки АПроиз-ва: 1) лица, в отн-ии кот. ведется произ-во, оно вправе знакомиться с мат. дела, давать объяснения, представлять док-ва, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката, обжаловать вынесенное по делу пост-ие и т. д. 2) Потерпевший - лицо, кот. причинен моральный, физ. или имущ. вред. 3) Законные предст-ли—родители, усыновители, опекуны, попечители несов-нолетних нар-лей или потерпевших, а также лиц, кот. в силу своих физ. или псих. недостатков не могут сами осущ-ть свои права. 4) Адвокат оказывает юр. помощь. Его полн-ия удостов-ся ордером, выдаваемым юрконсультацией. 5) Свидетель—любое лицо, кот. могут быть известны какие-либо обст-ва, подлежащие установлению по делу. 6) Эксперт назначается органом (ДЛ), в произв-ве кот. находится дело, в случае, когда возникает необх-ть в спец. познаниях. Все вышеназв-ые вправе знакомиться с мат. дела, заявлять ходатайства, приносить жалобы на пост-ие по делу. 7) Новое - законные предст-ли ЮЛ, при применении мер обесп-ия производства—понятой. О месте и времени рассм-ия дела об АПнар, сов-ном несов-нолетним, а также о п-н-ии, влекущем примен. А. ареста, извещается прокурор. 47. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ О АПНАР, т. е. любые факт-ие данные, на основе кот. органы (ДЛ) уст-ют наличие либо отсутствие АПНАР, вин-ть лица и иные обст-ва, имеющие значение для правильного разр-ия дела. Эти данные уст-ются п-колом, объяснениями привлекаемых лиц, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями эксперта, вещдоками (предметы, явившиеся орудием или непоср. объектом АПНАР либо сохранившие на себе его следы), прот-ми об изъятии вещей и док-тов и т. д. Оценка док-в осущ-ся органом (ДЛ), ведущим АП, по своему внутр. убеждению, осн-му на всестор. , полном и объект-м иссл-ии всех обст-в дела в их совокупности. 45. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПД АПНАР 1) Возбуждение А. дела —Поводы к возб-ию дела: непоср-ое обн-ие уполн-ым ДЛ факта сов-ия АПНАР; мат-лы, поступ-ие из ПО, от других ГО, органов МСУ, заявления ФЛ и ДЛ; сообщения в СМИ. Основание для возб-ия дела - наличие дост-ых данных, указывающих на признаки АПНАР. Дело считается возб-ным с момента сост-ия п-кола о его сов-ии или вынесении прокурором пост-ия о возб-ии АП. П-кол —проц-ый док-т, свид-щий о сов-ии данного противопр. деяния (предпол-но), сост-ют уполн-ые ДЛ. 2)Рассм-ие дела — Прежде всего орган (ДЛ) осущ-ет подготовку к рассм-ию: относится ли дело к комп-ии данного органа (ДЛ); правильно ли составлены п-кол и др. мат-лы; извещены ли уч-щие лица о месте и времени рассм-ия; имеются ли обст-ва, искл-ие возм-ть рассм-ия дела; достаточно ли мат-лов для рассм-ия по существу; имеются ли ходатайства и отводы. Порядок рассм-ия дела) объявление о том, кто рассм-ет, какое дело, кто привлекается. б) уст-ся личность уч-ков, разъясняются права и об-ти. в) оглашается п-кол. г) Заслушиваются объяснения, показания, заключения, исследуются док-ва. 3)Разр-ие дела выр-ся в вынесении органом (ДЛ) пост-ия поделу (либо о прекр-ии дела либо о наложении АВ). Судья вправе при отсутствии спора одновр. с наложением АВ решить вопрос о возмещ. имущ. ущерба. 4) Обжал-ия и опротест-ияпост-ия. Право на обжалование - лицу, в отн-ии кот. пост-ие, а также потерпевшему. Опрот-ие осущ-ся прокурором. Жалоба и протест напр-ся судье, в орган (ДЛ), вынесший пост-ие, они обязаны в 3дн срок направить со всеми мат-ми в соот-ующий суд, вышест-ий орган. Жалоба м. б. подана в течение 10 дней со дня вручения копии пост-ия. Срок рассм-ия жалобы, протеста— 10 дн; 1 дн —на пост-ие об А. аресте, если лицо отбывает этот арест. Подача жалобы, протеста в уст-ый срок приостанавливает исп-ие пост-ия по делу. 48. СУБЪЕКТЫ ПРАВОМОЧНЫЕ РАССМ-ТЬ ДЕЛА ОБ АПНАР Центральное звено –госорган, разр-ий А. дело по сущ-ву, т. е. орган, уполн-ый рассм-ть и разрешать дела об АПНАР и налагать АВ. В наст-ее время у системы таких органов нет единого коорд. центра, нужно создать А. юстицию с Высшим А. судом во главе. Основной принцип построения системы органов, осущ-х адм. юрисд-цию– террит. -отраслевой. Подсистема терр-х органов (особенность –нет вертик. подчин-ти вышест-м госорганам): 1) судьи рай. (гор. ) судов (при этом выступают не как орган правосудия, а как ДЛ), 2) комиссии по защите прав несов-летних–д-ют на основе Положения 1967 г. и Указа 93 г. , создаются при рай. и гор. адм-ях, возгл-ет систему Межвед-ая комиссия при Прав-ве, рассм. дела об АПНАР лицами 16-18 лет, 3) А. комиссии–специально образ-ны для рассм. всех кат-ий дел, порядок обр-ия рег-ся ПА субъектов, создаются при рай. , гор. пос. адм-ях. Подсистема отраслевых органов –рассм-ют дела об АПНАР, тесно связанных с ораслями ГУ, им присуща иерархичность, подчиненность (органы госинспекций, ОВД). А. штрафные санкции могут налагать главы а-ций МСУ, края и области.
49. СИСТЕМА СОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ УПР-ИЯ
Сущность зак-ти –соблюден. Конст-ии и законов, соотв-ие всех других НПА дейст-му законод-ву. Эффек-ть деят-ти ОИВ зависит от уровня зак-ти и от дисциплины участников упр-кого процесса. Помимо общих мер гос-ва по укреплению зак-ти и дис-ны в деят-ти ОИВ (совершен-ие системы ОИВ, опред-ие об-тей ГСЩ, пределов отв-ти, повышение прав. культуры гр-н и т. д. ) сущ-ет особая система госорганов, кот. непоср-но этим занимаются. Применяемые ими разл. прав. и орг-ные формы и методы деят-ти– способы обес-ия зак-ти: 1. Контроль –система набл-ия и проверки пр-сса функ-ия объекта с целью устранения отклонений от зад. параметров. В отно-ии ОИВ–уполн-ые госорганы разных ветвей власти и общ. орг-ии выясняют, не допущены ли какие-либо наруш. зак-ти, если да, то своевр-но их устраняют, восс-ют наруш. права, привл-ют к отв-ти. Приним-ся меры по обновлению системы контроля (НПА, новые органы, деят-ть Конст. суда). Основная проблема сейчас - устран-ие несоотв-ия законод-ва субъектов– их акты надо регистрировать и чтобы была возм-ть отмены. Признаки контроля –а) между контр-им органовм и объектом сущ-ют отн-ия подчинен-ти или подвед-ти. б) контр-ся не только зак-ть, но и целесообр-ть деят-ти. в) контр-щий часто может отменять решения контр-мого. г) когда треб-ся контр-ий может применять меры возд-ия. Формы к-ля: заслушивание отчетов, проверки, наблюдение за д-иями, рассм-ие жалоб и т. д. К-ль бывает а) в завис-ти от стадии деят-ти объекта предвар-ый, текущий, послед-щий. б) внешний– со стороны других органов, и внутренний. 2. Надзор –постоянное сист-ое наблюдение спец. госорганов за деят-ю неподчиненных им объектов с целью выявления нар-ий зак-ти. При этом целесообр-ть деят-ти не проверяется, а значит не допускается вмешательство в текущую адм. -хоз. деят-ть. Виды надзора– прокурорский и адм-ый.
50–52. КОНТРОЛЬ
51. КОНТРОЛЬ ПРЕЗИДЕНТАСогласно ст. 80 К-ии Пр-т определяет осн. напр-ия внутр. и внеш. пол-ки гос-ва, ОИВ претворяют их в жизнь. Контр. полномочия Президента: 1) при форм-нии Пр-ва, других ФОИВ, при назначении ДЛ (Пр-ля ПР-ва и т. д. ), при форм-ии СБ, Администрации, назначении высшего командования ВС; 2) повседн. контроль за деят-ю Пр-ва и других ОИВ (может председ-ать на заседаниях Пр-ва, как Верх. Главноком. , Пр-ль СБ); 3) может отменить пост-ия и распор-ия Пр-ва, приостановить д-ие актов ОИВ субъектов; 4) через Адм-ию (подразделение– Гл. контр. упр-ие). Его полном-ия: - систем-ий контроль, – координация деят-ти органов к-ля и надзора ФОИВ в субъектах, –по рез-там проверок вносит Пр-ту предложения, если надо напр-ет материалы о выявл-х нарушениях в соот-ие органы, - регул-но проверяет ход исполнения поручений Пр-та ОИВ. Полномочные представители Пр-та в округах. 50. КОНТРОЛЬ ПРЕДСТАВИТ. ВЛАСТИ1) Ст. 102, 103 К-ии: мех-м к-ля за соотв-ием Указов Пр-та К-ии и законам (Совет Федерации– указы о введении военного пол-ия, исп-ие ВС за пределами РФ, ГД –дача согласия на назначение Пр-ля Пр-ва, вопрос о доверии Пр-ву, импичмент Пр-та, назначение и освоб-ие Пр-ля ЦБ и Уполном-го по правам чел-ка); 2) Пр-т консультируется с соот-ми комитетами и комиссиями при назн-ии и отзыве диплом. предст-ей в других гос-вах и межд. орг-иях; 3) запрос депутата (группы д-тов) Пр-ву, руков-лям ОИВ и т. д. ; 4) для осущ-ия контроля за исп-ием фед. бюджета ФС обр-ет Счетную палату. Задачи СП: - контроль за исполнением доходн. и расх. статей бюджета, опред-ие эфф-ти и целесообр-ти расходов гос. средств и исп-ия фед. собств-ти; - оценка проектов бюджетов; - финансовая экспертиза проектов ФЗ и НПА ФОИВ; - контроль за зак-тью и своевр-ю движения ср-в бюджетов в банках; регул. доклад ФС о ходе исполнения бюджета. СП проводит ревизии, проверки, передает материалы в соотв-ие органы, направляет предст-ия по рез-там проверок, дает предписания. 52. ДЕЯТ-ТЬ СУДА ПО ОБЕСП-ИЮ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ УПР-ИЯСудебн. власть нельзя сводить только к расс-ию конкр. суд. дел. Она имеет возм-ть оказать активное влияние на решения и д-ия ИВ. Закон 93 г. “Об обж-ии в суд действий и решений, затрагивающих права и свободы .... ”. Контр. полномочия Констит. суда – в ст. 125 Конст. –разрешает дела о соотв-ии К-ии НПА Пр-та, Пр-ва, ОИВ, разрешает споры о компетенции, делает представления по нарушениям К-ии, толкование К-ии. КС не может начинать дела по собст. инициативе, только по жалобам. Контроль судов общ. юр-ии (СОЮ) за деят-ю ОИВ осущ-ся в процессе рассм-ия дел. Уг. дела форма реагирования СОЮ на недостатки в работе ОИВ, кот. способствовали нар-ию (преступлению) ДЛ–частное опред-ие. Гр. дела (восст-ие на работе, неправильная запись в книге АГС)–кроме решения вопроса по сущ-ву суд изучает правомер-ть д-ий и актов ОИВ. Админ. дела (мелкое хул-во)– суд проверяет зак-ть д-ий ОИВ по привлечению лица к АО. Арбитражный суд –устанавливает жесткую дисциплину договорных отн-ий, пресекает эк-кий произвол чиновников, процесс банкротства и т. д. АС резрешают споры: - о признании недейст-ми ненорм-х актов органов, кот. не соот-ют законам и НПА; - об отказе в госрег-ции (уклонении от нее); - о взыскании штрафов органами (если законом не предусм-н бесспорный порядок) и т. д. При рассм-ии этих дел АС проверяет соот-ие актов и д-ий органов законам.
53_54. НАДЗОР ПР-РЫ В СФЕРЕ УПР-ИЯ
Осн-ая ф-ция П. –надзор за исп-ием д-ющих на тер-ии РФ законов. Предмет ПН за деят-ю ОИВ (общий надзор) определен законом о пр-ре 95 г. –1) исполнение законов минист-ми и ведомствами, предст-ми и исп-ми органами субъектов, органами МСУ, военного упр-ия, контроля, 2) соотв-ие законам издаваемых ими актов. Перечень не подлежит расширению. При несоот-ии пост-ий Пр-ва К-ии и законам Генпрокурор инф-ет об этом Пр-та. Органы П. при осущ-ии надзора не вмешиваются в опер-но-хоз. деят-ть поднадзорных. Прок. проверки проводятся на основании поступ-ей инф-ии и по плану. Пр-ры имеют большие полномочия–проход, доступ к документам, вправе вызывать ДЛ и гр-н для объяснений. Актуальные виды надзора–о соблюдении законод-ва о собст-ти, предприн-ве, приватизации, коррупции, налог. нарушения. Надзор за собл-ем прав и свобод–надзор не только за вышеперечисл. госорганами, но и за различными комм. и некомм. орг-иями. 54. АКТЫ ПР-РА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ УПР-ИЯ Протест пр-ра –реагирование на противор-ий закону ПА органа или ДЛ, приносится в этот орган или ДЛ, или в суд. В пр-те пр-р требует либо отмены акта, либо приведение его в соот-ие. Пр-т д. б. расс-м в 10дн. срок, либо на ближайшем заседании коллег. органа. О рез-тах рассм-ия докладывается пр-ру в письменном виде. Представление – готовится на основе материалов проверок, цель –устранение нарушений законов, способ-щих причин и условий. Вносится в орган или ДЛ, кот. правомочны устранить нарушения. Конкретные меры– не позднее, чем в мес. срок, доклад в письм. форме пр-ру. Постановление пр-ра о возб-ии произ-ва об А. правон-ии –если установлены нарушения адм. законод-ва, рассм-ся уполн-ым органом или ДЛ в установл. законом срок, о рез-тах доклад в письм. форме пр-ру. В новой ред. Закона о пр-ре новая статья“Предостережение о недопустимости нарушения закона”- превентивный х-р, цель - предупредить возм. нарушения, сведения о подготовке которых стали известны, выносится не по совершенным уже правон-ям, а по тем, кот. готовятся и есть сведения об этом. В письменной форме. 55. АДМИН. НАДЗОР
Один из способов обесп-ия з-ти и дисц-ны в сфере упр-ия – АН. Определение –особый вид деят-ти спецуполн-х гос. ОИВ и их ДЛ, в отношении организ-нно неподчиненных органов, орг-ий, ДЛ и гр-н, по поводу исполнения ими общеобяз-х правил, норм, стандартов и т. д. с целью предупр-ия, выявления и пресечения правон-ий, восст-ия порядка и привлечения к АО. Виды АН по объектам: 1) в отн-ии неопред. круга ФЛ и ЮЛ независимо от их ведом. под-ти, за соблюдением ими опред. правил (например поведение в общ. местах); 2) в отн-ии опред. круга гр-н, ДЛ, ЮЛ и по конкр. вопросам (соблюдение правил приобр. , хранения и исп-ия огнестр. оружия); 3) персониф. АН, осущ-ся ОВД в отн-ии некоторых гр-н, освобожд. из мест лишения свободы. Особенности АН: (по ср-ию с контролем) а) отс-ие орг. подч-ти субъектов и объектов АН; б) проверяет только з-ть д-ий конкр. объекта, но не целесообр-ть; в) невозм-ть вмеш-ва в опер-хоз. деят-ть объектов; г) возм-ть самост-го примен-ия мер А. прину-ия в случае обн-ия правон-ий или возн-ия угрозы безоп-ти, эти меры строго ограничены. ФОИВ, осн. деят-ю кот. явл-ся АН: горный надзор, по яд. и рад. безоп-ти, ветеринарные, рыбные, пожарные, регистры и т. д. Указ Пр-та 92 г. о гос. надзорных органах. Компетенция конкр. надзоров определена соотв-ми НПА. Многие надз. органы имеют право разрабатывать и утверждать правила в своей области деят-ти. Стадии АН: предварит. –анализ инф-ии об объекте, разработка и доведение до объекта правил его функц-ия. Текущий– систем. набл-ие, проверки. Заключит-ый – выявление тенденций, разработка предложений. 56. ОБЖАЛОВАНИЕ ГР-МИ Д-ИЙ И РЕШЕНИЙ ОИВ И ДЛ, НАРУШАЮЩИХ ИХ ПРАВА И СВОБОДЫ. К-ия РФ ст. 45: каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; ст. 33 гр-не имеют право обращаться лично, напр-ть обращения в госорганы и органы МСУ. Личные обр-ия гр-н с жалобами (Ж), предл-иями и заявл-ми (ПиЗ) имеют большое зн-ие для обесп-ия з-ти в деят-ти ОИВ. ПиЗ не связаны с нар-ми прав гр-на, носят критич. х-р. Ж. –обр-ия гр-н по поводу наруш. их субъ. прав и свобод. Сущ-ют 2 пор-ка рассм-ия и разр-ия Ж. 1) Адм-ый – когда Ж. поступает непоср-но в ОИВ. Указ Пр-та 97 г. “Положение об Управлении Пр-та по работе с обр-ями гр-н”. Недостаток –Ж. рассм-ся и разр-ся заинтер-ми органами, негласно, в отсутствие жалобщика, работниками, кот. зачастую не имеют правовой подготовки. Поэтому многие Ж. остаются неудовл-ными. 2) Судебный–гр-н выступает не в роли просителя, а в качестве истца, равной стороны. ДЛ обязано давать объяснения суду. Поэторму нередко еще в стадии предвар. подготовки дела к слушанию ДЛ пересм-ют решения, чтобы не доводить дела до суда. Закон“Об обж-ии в суд .... ”93 г. перечисляет д-ия, кот. м. б. обж-ны: - если нарушены ПиС ч-ка; - если созданы препятствия осущ-ию гр-ном его ПиС; - если на гр-на незаконно наложены какие-то об-ти, он незаконно привлечен к отв-ти. Можно обр-ся либо сразу в суд, либо к вышестоящему госоргану, ДЛ, ГСЩ и т. д. Они должны рассм-ть Ж. в мес. срок, если в удовл. Ж. отказано, или не получен ответ–тогда в суд. Суд, приняв Ж. , вправе приостановить исполнение обж-ого решения. Суд либо устан-ет обоснованность Ж. , признает решение незак-ым, либо отказывает в удовл-ии Ж.
57-60. ГОСУДАРСТ-ОЕ УПР-ИЕ
Система ГУ имеет свою структуру –3 крупных блока, сост-щих содержание соврем. госполитики и формирующихся на основе общности упр-ких отн-ий и деят-ти по орг-ии упр-ия. 57. ГУ И АП РЕГУЛ-ИЕ ОТНОШЕНИЙ В ЭК-КОЙ СФЕРЕ. Упр-ие в области эк-ки охватывает промышленность, с. х прои-во, строит-во, тр-т и связь, финансы, природные ресурсы и т. д. ПромышленностьМинэкономики проводит госполитику (ПГП), реализует федпрограммы, осущ-ет госрег-ие и межотрасл. коорд-ию, участвует в разр-ке гос. оборонного заказа, проводит единую госпол-ку во внешнеторг. деят-ти, регул-ет и контрол-ет ее. Минатом– ядерное оружие и энергетика. Минтопэнерго – топливно-энерг. комплекс. Агропром. комплексМинсельхозпрод ПГП и осущ-ет упр-ие (ОУ) в АПК, отвечает за обеспечение страны прод-ием и коорд-ет деят-ть в этой сфере. Транспортно-дорожный комплекс и связьМин. путей сообщения ПГП на ж/д тр-те, регулирует хоздеят-ть жел. дорог, обесп-ет безопасность движения и сохр. грузов. Минтранспорта ПГП и ОУ тра-ным комплексом (зарегист-х ЮЛ и инд. предприн-ей, осущ-х перевоз-ю и трансп. -экспедиц. деят-ть на морском, речном, автом-м, гор. пассажирском тр-те, работы по обслуживанию водных ПС). Фед. авиац. служба– руководит гражд. авиацией. Фед. дорожная служба – осущ. руков-во дорожным комплексом. Госком по связи и информатизации –ПГП и ОУ в этой сфере и осущ. межотрасл. коорд-цию в обл-ти электросвязи, информатизации и почт. связи. Строит. -жилищн. комплекс Госком по строит. , архитектурн. и жил. пол-ке –экспертиза проектов на стро-во, издает нормы, стандарты, контроль застройки городов, ПГП в ЖКХ и т. д. Природоисп-ие Мин. природных ресурсов упр-ет фондом недр и водным фондом. Финансы и кредитМинфин проводит единую фин. , бюдж. , налог. , и валют. пол-ку, коорд-ет деят-ть других ОИВ в этой сфере. 58. ГУ И АП РЕГУЛ-ИЕ ОТН-ИЙ В СОЦ. -КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ. Упр-ие в СК сфере охватывает отрасли соц. развития и соц. пол-ки, культ. стро-ва. Образование Основное общее обр-ие –9тиклассное. Мин. общ. и проф. обр-ия возгл-ет всю систему обр-ия, сущ-ют также фед. ведомств. ОУ об-ием (минобороны, ВД и т. д. ) + гос. ОУ обр-ем субъектов. Минобр-я разрабатывает и реализует концепцию развития об-ия, опр-ет перечень проф-ий и спец-тей и т. д. НаукаМин. науки и технологий разр-ет и реал-ет единую гос. научно-техн. пол-ку. Агенство по патентам и товарным знакам. Рос. академия наук. КультураМинкультуры обеспечивает свободу творчества, доступ гр-н к культ. ценностям, участие в культ. жизни, сохранение памятников культуры. Труд и соц. развитие Мин. труда и соцразвития –проблемы народонаселения, повышения уровня жизни и доходов, развитие сист. соцстраха, орг-ия пенсионного обесп-ия и т. д. Урегулирование труд. споров. Миграционная служба. Здравоохр-ие Мин. здраво-ия –санитарно-эпидемиолог. благопол-ие населения, профилактика, оказание медпомощи населению, научные исследования и т. д. 59. ГУ в АДМ. -ПОЛИТ. СФЕРЕ Оборона –система полит. , эк-ких, военных, соц. , правовых мер по подготовке к военной защите и вооруж. защита целостности и неприкосновенности территории РФ. Орг-ия и упр-ие обороной включают: прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы, разработка военной политики и доктрины, строит-во, подготовка и поддержание ВС и т. д. Минобороны несет отв-ть за состояние ВС, боевую готовность, воинскую дисциплину. Генштаб ВС–осн. орган оперативного упр-ия ВС: разрабатывает предложения по военной доктрине, планы строит-ва ВС, мобилизации, развед. деят-ть и т. д. Военные советы– постоянно дейст-ие совещ. органы. Безопасность Осн. напр-ия в этой обл-ти –анализ и прогнозирование угроз нацб-ти, определение критериев нацб-ти и их пороговых значений, выработка мер и мех-мов обесп-ия б-ти, поддержание на уровне страт. и моб. ресурсов. Совет Без-ти–форм-ся и возгл-ся Пр-том, опред-ет жизненно важные интересы об-ва, гос-ва, выявляет угрозы. ФСБ осущ-ет контрразв. деят-ть, борьбу с преступностью, разведдеят-ть. Служба внешн. разведки–добывает и обрабатывает инф-ию о возм-тях, планах, намерениях ин. гос-в, орг-ий и лиц. Кроме того есть фед. служба охраны, ФАПСИ, ФПС. Внутр. дела –Объекты упр-ия: личность (права и свободы), об-во (его ценности), гос-во (строй, сув-тет, целостность). ОВД осущ-ют непоср. охрану ПиС гр-н, обесп-ют общ-ый порядок и безопасность. МВД возгл-ет систему ОВД: главные упр-ия, УВД краев, областей, городов, на транс-те, РУБОП, противопож. служба, внутренние войска и т. д. Иностранные делаМИД осущ-ет ГУ в обл-ти отн-ий с ин. гос-ми и межд. орг-ми, в его систему входят дипю предст-ва, консульские учр-ия, предст-ва при межд. орг-иях. МИД разраб-ет вн. пол-ку, реализ-ет внешнепол-ий курс страны, защищает права и интересы Р. гр-н за рубежом, обесп-ет диплю и конс. отн-ия с другими гос-ми. Посольства собирают инф-ию о гос-ве пребывания, готовит проекты договоров с этим гос-м, поддер-ет контакты с госорганами этой страны и т. д. Консульские учреждения– если отсутствует посольство, защищает интересы РФ и ее гр-н. ЮстицияСудебный деп-т при ВС РФ осущ-ет орг. обесп-ие деят-ти судов. Реформирование угол. -исп. системы– места лишения свободы в ведении органов юстиции. Минюст –правов. обесп. нормотв-ской деят-ти госорганов (экспертиза законов, разработка законопр-тов, систем-ция законод-ва), госрег-ция ведомственных НПА, затр-щих ПЧ или межведом-ые, госрег-ция ЮЛ, АГС, прав на недв-ть и сделок с ней, правовая информ-ция госорганов, управление гос. нотариатом, рук-во деят-ю судебных приставов (охрана судов, исполнение решений).