Выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
Выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
Содержание
Введение
1. Планирование и подготовка выездной налоговой проверки
1.1 Полномочия по проведению налоговых проверок
1.2 Виды проверок. Порядок проведения выездной проверки
1.3 Акт выездной налоговой проверки
2. Выездная налоговая проверка ООО "Удача"
2.1 Характеристика объекта исследования ООО "Удача"
2.2 Выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость ООО "Удача"
3. Меры по совершенствованию порядка проведения выездной налоговой проверки
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Налоговые проверки по всем налогам проводятся налоговыми органами. Однако налоговые органы и органы внутренних дел могут сотрудничать в процессе проведения налоговых проверок. Проверки, проводимые иными органами, помимо налоговых, не являются налоговыми проверками.
Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа (его заместителя) или постановление руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа.
Налоговые проверки можно классифицировать по различным критериям. В НК РФ указано два таких критерия.
Во-первых, в зависимости от субъекта, проводящего налоговую проверку:
- проверка, осуществляемая налоговыми органами;
- проверка, осуществляемая таможенными органами.
Во-вторых, по содержанию налоговой проверки:
- камеральная;
- выездная.
Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.
Целью данной курсовой работы является изучение: методики выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость ООО "Удача" и меры по совершенствованию порядка проведения выездной налоговой проверки.
В связи с этим основными задачами исследования понятия выездная налоговая проверка, является:
виды налоговых проверок;
порядок проведения выездной налоговой проверки;
акт выездной налоговой проверки;
выездная проверка правильности исчисления и уплаты НДС;
меры по совершенствованию порядка проведения выездной налоговой проверки.
Предмет: методика выездной налоговой проверки.
Объектом исследования, является изучение выездной налоговой проверки.
При написании данной работы использованы следующие методы научного исследования: аналитический, сравнительный и эмпирический.
1.Планирование и подготовка выездной налоговой проверки
1.1 Полномочия по проведению налоговых проверок
Налоговая проверка - мероприятие для налогоплательщика неприятное, но практически неизбежное. Ведь осуществлять налоговый контроль - прямая обязанность налоговых органов. И приход налогового инспектора на предприятие еще совсем не означает, что данное юридическое лицо в чем-либо подозревают. В территориальных инспекциях существуют периодически составляемые планы с перечнем организаций, подлежащих проверкам. Также практикуются проверки организаций, занимающихся определенными видами финансово-хозяйственной деятельности. Например, строительством, риэлтерской, туристической деятельностью и т.д. Проверки могут быть посвящены и вопросу правильности и своевременности уплаты того или иного налога (например, налога на доходы физических лиц (ранее подоходного), акцизов и т.д.).
В некоторых случаях налоговые проверки являются обязательными. Например, при реорганизации или ликвидации юридического лица, а также при возврате экспортерам НДС.
Налоговые проверки являются основной формой проведения налогового контроля, хотя Налоговый кодекс РФ (далее по тексту НК РФ) не дает понятие налоговой проверки.
Теория налогового права предлагает считать налоговой проверкой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, декларациях и иных носителях информации.
В ходе налоговой проверки осуществляется всестороннее изучение финансово-хозяйственных операций по учету деятельности налогоплательщика.
Задача проверки состоит в установлении соответствия (несоответствия) исполнения проверяемым лицом налоговой обязанности требованиям налогового законодательства.
Ее целями является выявление, пресечение и предупреждение правонарушений в области исчисления и уплаты налогов и сборов, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению.
Налоговые проверки можно классифицировать по различным критериям. В НК РФ указано два таких критерия.
Во-первых, в зависимости от субъекта, проводящего налоговую проверку:
- проверка, осуществляемая налоговыми органами;
- проверка, осуществляемая таможенными органами.
Во-вторых, по содержанию налоговой проверки:
- камеральная;
- выездная.
В теории налогового права налоговые проверки подразделяются на следующие виды:
1) в зависимости от характера материалов, на основе которых проводятся налоговые проверки, они делятся на документальные (предполагают изучение первичных документов) и фактические (предполагают изучение документов, а также фактического состояния проверяемых объектов, напр., денежных средств и материальных ценностей в натуре);
2) в зависимости от объема проверки и решаемых в ходе нее задач различаются тематические (проводятся по определенному кругу вопросов) и комплексные (охватывают всю совокупность направлений деятельности организаций в налоговой сфере), а также сквозные (охватывают головную организацию, все ее филиалы и иные структурные подразделения);
3) по степени охвата данных в процессе проверки различают сплошные (проверяются все имеющиеся документы и материальные ценности за проверяемый период) и выборочные (проверяется только часть документов);
4) в зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные (по месту нахождения налогового органа) и выездные (по месту нахождения налогоплательщика)
5) в зависимости от степени планирования проверок они бывают плановые и внеплановые (при ликвидации, реорганизации налогоплательщика);
6) в зависимости от времени проведения и количества проверок различают повторные (по одним и тем же налогам, за уже проверенный период, у того же налогоплательщика), дополнительные (проводится в случае отмены ненормативного акта по результатам первоначальной проверки вышестоящим органом), контрольные (проводится вышестоящим налоговым органом для установления факта некачественной первоначальной проверки).
Общие правила проведения налоговых проверок изложены в ст. 87 Гражданского кодекса РФ.
Налоговые проверки по всем налогам проводятся налоговыми органами. Однако налоговые органы и органы внутренних дел могут сотрудничать в процессе проведения налоговых проверок. Проверки, проводимые иными органами, помимо налоговых, не являются налоговыми проверками. Это нужно иметь в виду при определении нормативных актов, регулирующих осуществляемую на предприятии проверку, а также при установлении полномочий проверяющих лиц, порядка проведения проверки и порядка обжалования действий проверяющих.
По общему правилу, налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Указанный календарный срок связан с трехгодичным сроком давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений (ст.113 НК РФ).
Ст. 11 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ» установлено, что документальные проверки по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и иных платежей не реже 1 раза в 2 года. Такая проверка может не производиться на основании письменного решения руководителя (заместителя) налогового органа в предусмотренных законом случаях, а именно:
1) если налогоплательщик своевременно представляет документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов и других обязательных платежей;
2) если последняя проверка не выявила нарушений налогового законодательства;
3) если увеличение размера имущества или иного объекта налогообложения предприятий, учреждений и организаций документально подтверждено;
4) если отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика или свидетельствующие о наличии нарушений налогового законодательства.
НК РФ запрещает проведение налоговыми органами повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный период. Исключения составляют случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидации организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельность проводившего проверку налогового органа.
В последнем случае основанием проверки будет мотивированное постановление вышестоящего налогового органа.
Основания налоговых проверок могут быть:
1) фактическими - обстоятельства и факты, с которым связывается необходимость проведения налоговой проверки;
2) правовые - для камеральной проверки: предоставление налогоплательщиком налоговому агенту налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов; для выездной проверки: решение руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении проверки.
Перед началом проверки все проверяющие обязаны предъявить свои служебные удостоверения. Если они этого не сделают, вы вправе уточнить, что граждане, не относящиеся к правоохранительным и контролирующим органам, делают в месте проведения проверки. Необходимо обратить внимание на срок действия удостоверения. Фамилии и должности проверяющих лучше записать.
Вместе со своими удостоверениями проверяющие должны предъявить решение (вид документа зависимости от обстоятельств, проверяющего органа и формы, применяемой при осуществлении конкретного вида проверки) за подписью руководителя соответствующего органа. Этот документ должен предоставлять указанным в нем сотрудникам полномочия на проведение проверки.
В решении о проведении налоговой проверки в обязательном порядке должны быть указаны лица, которым поручено проведение проверки, поэтому проверяемому лицу следует удостовериться, что с проверкой явились именно те сотрудники, которые вправе проводить проверку. При этом стоит обратить внимание, что вопрос об отказе в доступе на территорию организации лицам, представившим свои служебные удостоверения, но не поименованным в решении о проведении проверки, решается неоднозначно, и свою правоту, скорее всего, придется отстаивать в суде.
Если после предъявления вышеуказанных документов у вас остались сомнения в полномочиях проверяющих, необходимо узнать у них телефон дежурного по данному подразделению или органу. Кстати, данный телефон также должен быть в предписании. У дежурного можно уточнить полномочия пришедших.
Также необходимо запомнить, что ни одно силовое подразделение не имеет право самостоятельно проводить налоговые проверки. Они лишь обеспечивают безопасность проверяющих при проведении мероприятия.
Если в ходе проверки были нарушены ваши права и законные интересы, то вы можете обратиться:
- к начальнику органа, который проводил проверку;
- в вышестоящий орган;
- в прокуратуру;
- в суд.
При этом обращение по первым двум пунктам как правило не приносит никакого результата. Обращение в суд занимает достаточно много сил, времени и несет собой определенные материальные затраты (госпошлина, услуги юриста и т.п.).
К сожалению, в нашем государстве предотвратить возникновение споров с налоговыми органами не возможно. Поэтому готовых решений по этому вопросу быть не может.
1.2Виды проверок. Порядок проведения выездной проверки
Среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 НК РФ, первыми названы налоговые проверки.
Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.
Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентировано главой 14 "Налоговый контроль".
С введением в действие НК РФ налоговые органы не утратили прав на проведение иных (неналоговых) проверок. Так, в соответствии с Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 " О применении контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением" налоговые органы проводят проверки по применению ККМ; в соответствии с Федеральным Законом от 22 ноября 1995 г. N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - проверка производства и оборота алкогольной продукции и т.д.
Объем правомочий налоговых органов и существующих ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий (доступ на территорию или в помещение, осмотр, истребование документов, выемка (изъятие) документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.) напрямую зависит от вида проводимой проверки. Виды проверок представлены в Приложении А.
Рассмотрим, какие же проверки могут проводить налоговые органы. Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.
Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.
В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.
Впервые термин "Выездная налоговая проверка" введен в обиход контрольной работы НК РФ. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Но выездная и документальная проверки ни одно и то же. Выездная налоговая проверка - это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка - это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика. При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки.
Основными участниками выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.
Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и пени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.
Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения - не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.
Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
В ходе выездной проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, производстве выемки документов и предметов и др. В ряде случаев, предусмотренных Кодексом, при проведении контрольных действий должны составляться протоколы.
Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа (его заместителя) или постановление руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа. Порядок вынесения настоящего решения (постановления) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки, а также требование к форме этих документов регламентировано приказом Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 08.10.99. АП-3-16/318 "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок".
Выездная проверка проводится непосредственно на месте осуществления хозяйственной деятельности (месте хранения документов) налогоплательщиком. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя налогового органа), принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства.
По объему проверяемых документов проверки делятся на:
- сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);
- выборочные (когда проверяется только часть документации).
Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов).
Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и может проводиться по одному или нескольким налогам. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1 статьи 89 НК РФ).
Приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. №ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Налоговые органы считают, что этот документ должен привести к повышению налоговой дисциплины, сокращению объемов теневой экономики и повышению доходов государства. Основной идеей Концепции является установление понятных для налогоплательщиков и единых для всех налоговиков критериев отбора для выездных налоговых проверок. Как отмечается в документе, планирование проверок станет открытым процессом, основанным на отборе организаций по критериям риска совершения налогового правонарушения. Концепция адресована всем плательщикам налогов (в том числе организациям и индивидуальным предпринимателям). Выездные налоговые проверки будут назначаться в зависимости от вероятности нарушения организацией налогового законодательства. Кроме того, налоговики предлагают организациям самостоятельно оценить риск назначения в отношении них выездной налоговой проверки. Для этого чиновники вводят 11 общедоступных критериев, по которым любая организация сможет определить, насколько вероятно включение ее в планы проверок.
Первая группа критериев отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности организации по сравнению со среднеотраслевыми показателями. Если у организации налоговая нагрузка, заработная плата работников или рентабельность ниже, чем в среднем по отрасли (виду экономической деятельности), то она попадает в зону риска.
Вторая группа критериев связана с возможными злоупотреблениями при принятии к вычету «входного» НДС. Здесь в группу риска попадают те организации, у которых сумма налоговых вычетов за 12 месяцев не менее 89% от налоговой базы по НДС, или деятельность которых построена на основе «цепочки контрагентов».
В третью группу входят критерии, связанные с уменьшением налогооблагаемой прибыли или дохода из-за непропорционально больших расходов.
К четвертой группе относятся показатели, характеризующие поведение организации при проведении в отношении них мероприятий налогового контроля. Это может быть непредставление организацией пояснений на выявленные несоответствия в налоговой отчетности при проведении камеральной налоговой проверки и миграция между налоговыми инспекциями.
Отдельно выделен критерий, косвенно свидетельствующий о нарушениях при применении специальных налоговых режимов. Однако даже если в результате анализа критериев организация придет к выводу, что выездная налоговая проверка ей не грозит, то это не обезопасит ее от включения в «черный список» налоговиков. Дело в том, что, несмотря на заявленную в Концепции открытость процесса отбора организаций для включения в планы выездных налоговых проверок, далеко не все критерии рисков станут доступными для организаций. Часть из них будет разработана специально для налоговиков и предназначена для служебного пользования.
В 2007 году налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, как это было ранее. Однако исключение составляют случаи принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Кроме того, начиная с 2007 года, при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств (п. 5 статьи 89 НК).
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать сведения, перечисленные в п. 2 статьи 89 НК:
- полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Согласно п. 6 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. При этом срок проведения проверки начисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведении проверки (п. 8 статьи 89 НК - в новой редакции). Заметим, что ранее в этот срок включалось только время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В п. 15 статьи 89 НК РФ установлен конкретный срок составления справки о проведении налоговой проверки - последний день проверки.
Также увеличен срок продления налоговой проверки с трех до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
В статью 89 НК РФ внесен п. 9, согласно которому руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1) истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 статьи 93.1 НК;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если проверка была приостановлена по основанию, указанному в п.п. 2, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
Законом также изменен порядок проведения повторной выездной налоговой проверки (п. 10 статьи 89 НК). Повторной проверкой может быть охвачен только трехлетний срок, предшествовавший году вынесения решения о назначении повторной проверки. Повторная налоговая проверка может проводиться также в случае подача уточненной декларации, по которой сумма налога меньше первоначально заявленной (пп. 2 п. 10 статьи 89 НК). Кроме того, если в ходе повторной проверки выявлено налоговое правонарушение, которое не было выявлено в ходе первоначальной проверки, то штраф на проверяемое лицо не налагается, за исключением тех случаев, когда правонарушение было скрыто в ходе первоначальной проверки по сговору с должностным лицом налогового органа.
1.3 Акт выездной налоговой проверки
Акт выездной налоговой проверки -- в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Акт налоговой проверки вручается руководителю организации -- налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки. Акт выездной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. В акте выездной налоговой проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт. Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю. Акт выездной налоговой проверки должен составляться в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой -- вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям). Однако в случае выявления обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, акт проверки должен быть составлен в трех экземплярах -- в этом случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Содержащиеся в акте выездной налоговой проверки сведения, относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками, а также передаче в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Акт выездной налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой (заключительной). К содержанию каждой из перечисленных частей акта предъявляются конкретные требования. Так, вводная часть акта должна включать общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, его филиале или представительстве (в случае проведения проверки филиала или представительства организации-налогоплательщика). В этой связи вводная часть акта должна содержать:
-- номер акта проверки (присваивается акту при его регистрации в налоговом органе);
-- полное и сокращенное наименование проверяемой организации согласно учредительным документам или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя. В случае проведения проверки филиала или представительства организации-налогоплательщика помимо наименования организации указывается полное и сокращенное наименование проверяемого филиала или представительства;
-- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а в случае проведения проверки филиала или представительства организации-налогоплательщика помимо ИНН организации-налогоплательщика должен быть указан код причины постановки на учет;
-- наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого проводилась проверка);
-- дату акта проверки под которой понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку;
-- фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности, с указанием наименования налогового органа, который они представляют, их классные чины (при наличии), а в случае привлечения к проведению налоговой проверки сотрудников органов налоговой полиции во вводной части акта указываются фамилии, имена, отчества, должности, специальные звания этих лиц, а также наименование органа налоговой полиции, который они представляют;
-- дату и номер решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на проведение выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
-- указание на вопросы проверки: “проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах” (в случае, если проверка охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и (или) перечисления всех видов налогов и сборов, обязанность уплаты (удержания и перечисления) которых возложена на проверяемого налогоплательщика) или “проверка по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисление____________________________________________________”
(наименование налога(ов) (сбора(ов))
(в случае, если проверка охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и (или) перечисления отдельного(ых) вида(ов) налога(ов) (сбора(ов));
-- период, за который проведена проверка;
-- даты начала и окончания проверки. В этой связи необходимо отметить, что датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. В случае, если по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа выездная налоговая проверка была приостановлена, то приводится дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке;
-- фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации (ее филиала или представительства) -- руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде, причем, в случае, если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц должен быть приведен с указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности;
-- адрес места нахождения организации (ее филиала или представительства) или постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, а также места осуществления ее (его) хозяйственной деятельности в случае осуществления организацией (ее филиалом или представительством) или индивидуальным предпринимателем своей деятельности не по месту государственной регистрации организации или постоянному месту жительства индивидуального предпринимателя;
-- сведения о наличии лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);
-- сведения о фактически осуществляемых организацией (ее филиалом или представительством) (индивидуальным предпринимателем) видах финансово-хозяйственной деятельности, в том числе о видах деятельности, запрещенных действующим законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии;
-- сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие разделы документации были проверены сплошным, а какие -- выборочным методом. В этой связи особо следует отметить, что в случае неполного представления налогоплательщиком необходимых для проверки документов по запросу должностного лица налогового органа, проводящего проверку, должен быть приведен перечень не представленных документов;
-- сведения о встречных налоговых проверках, о производстве выемки документов и предметов, проведении экспертизы, инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотра его территорий и помещений и иных действиях, произведенных при осуществлении налоговой проверки;
-- иные необходимые сведения.
Описательная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки. В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений действующего законодательства, не относящихся к налоговым правонарушениям (нарушения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, нарушения валютного законодательства и др.), указанные факты также подлежат отражению в описательной части акта выездной налоговой проверки. Содержание описательной части акта выездной налоговой проверки должно соответствовать ряду основных требований:
-- объективность и обоснованность;
-- полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам налоговых правонарушений;
-- четкость, лаконичность и доступность изложения;
-- системность изложения.
Соблюдение требования объективности и обоснованности предполагает, что отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных налогоплательщиком деяний (действий или бездействия). То есть, имеется в виду, что по каждому отраженному в акте факту налогового правонарушения должны быть четко изложены:
-- вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится;
-- оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях организацией (индивидуальным предпринимателем) данными, связанными с исчислением и уплатой налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки, а соответствующие расчеты должны быть включены в акт выездной налоговой проверки или приведены в составе приложений к нему;
-- ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;
-- квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы НК РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены налогоплательщиком;
-- ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы опроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий).
Акт налоговой проверки не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах. Полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам налоговых правонарушений, заключается в том, что каждый установленный в ходе проверки факт налогового правонарушения должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного налогоплательщиком правонарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля. В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным правонарушениям, в том числе:
-- сведений о не представленных в налоговый орган налоговых декларациях; о правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
-- об источниках оплаты произведенных затрат;
-- об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком правонарушения и т. д.
В случае если до момента, когда налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки, он внес в установленном порядке дополнения и изменения в налоговую декларацию, а также уплатил недостающую сумму налога и пени, то указанные дополнения и изменения должны быть учтены налоговым органом при подготовке акта выездной налоговой проверки. При этом в акте проверки должна быть указана дата представления в налоговый орган заявления о дополнении и изменении налоговой декларации, суть внесенных дополнений и изменений, период, к которому они относятся, а также данные об уплате причитающихся сумм налогов и пени. Четкость, лаконичность и доступность изложения означает, что содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского учета. Системность изложения предполагает, что выявленные в процессе проверки нарушения должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером нарушений и видами налогов (сборов), на неуплату либо неполную уплату которых данные нарушения повлияли, в разрезе соответствующих налоговых периодов. Выявленные факты однородных массовых нарушений могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту, а по тексту его в данном случае приводятся изложение существа этих нарушений, со ссылкой на конкретные нормы НК РФ или иных нормативных правовых актов, нарушенные налогоплательщиком, и общее стоимостное (суммовое) выражение последствий указанных нарушений со ссылкой на соответствующие приложения к акту. При этом указанные приложения должны содержать полный перечень однородных налоговых правонарушений с указанием: периода, к которому они относятся; наименования, даты и номера документа, по которому совершена соответствующая операция; сущности операции; количественное (суммовое) выражение последствий нарушения. Каждое из таких приложений должно быть подписано проверяющими, а также руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями.
Итоговая (заключительная) часть акта выездной налоговой проверки (заключение) должна содержать:
-- сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) и (или) исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов) с разбивкой по видам налогов (сборов) и налоговым периодам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений;
-- предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, включающие в себя перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения налогоплательщиком (взыскание недоимки по налогам и сборам, пени за несвоевременную уплату налогов и сборов (с приложением расчета пени), приведение налогоплательщиком учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствие с установленным законодательством порядком и т. д.);
-- выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налогового(ых) правонарушения(й) с указанием вида совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений со ссылкой на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
К акту выездной налоговой проверки должны быть приложены:
-- решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику (его представителю), прилагается копия указанного решения). Причем, в случае проведения выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, к акту выездной налоговой проверки прилагается постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику (его представителю), прилагается копия указанного постановления);
-- копия требования налогоплательщику о представлении необходимых для проверки документов;
-- уточненные расчеты по видам налогов (сборов), составленные проверяющими в связи с выявлением налоговых правонарушений (за исключением случаев, когда указанные расчеты приведены в тексте акта). Указанные расчеты должны быть подписаны проверяющим(и), руководителем организации или индивидуальным предпринимателем или их представителями;
-- акты инвентаризации имущества организации (индивидуального предпринимателя) (данное приложение приводится, если при проверке была произведена инвентаризация);
-- материалы встречных проверок (в случае их проведения);
-- заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);
-- протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
-- справка о проведенной проверке, составленная проверяющими по окончании проверки.
Кроме того к акту выездной налоговой проверки также могут прилагаться:
-- копии (в случаях производства выемки у налогоплательщика документов -- подлинники) документов, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах. При изложении фактов нарушений законодательства о налогах и сборах в описательной части акта производится запись о приложении изъятых подлинных документов или их копий, подтверждающих наличие соответствующих нарушений;
-- справка о наличии расчетных, текущих и иных счетов в банках (других кредитных учреждениях), подписанная проверяющим(и) и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями;
-- справка о размере уставного капитала на момент образования (перерегистрации) организации и на дату начала проверки, а также о полноте его формирования; составе учредителей с указанием доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных юридических и физических лиц и т. д., подписанная проверяющим(и) и руководителем проверяемой организации (его представителем);
-- справка о месте нахождения обособленных подразделений (их адреса, ИНН / код причины постановки на учет), дислокации производственных и складских помещений, торговых точек, расположенных за пределами основной территории организации, наличии в собственности налогоплательщика земельных участков, подписанная проверяющим(и) и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями;
-- иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов налоговых правонарушений и для принятия правильного решения по результатам проверки.
Непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий должен составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения (см приложение). Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки с учетом указанных выше требований Инструкции. Подписанный проверяющими акт выездной налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика или индивидуальному предпринимателю (их представителям), о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись:
“Экземпляр акта с ... (указывается количество приложении) приложениями на __ листах получил”
за подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя (их представителей), получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.
В случае, когда указанные выше лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, на последней странице акта делается запись следующего содержания:
(Ф. И. О. руководителя организации с указанием его должности, Ф. И. О. индивидуального предпринимателя (Ф. И. О. их представителей))
от получения настоящего акта уклонился”.
Указанная выше запись должна быть заверена подписью проверяющего с указанием соответствующей даты.
Акт налоговой проверки может быть направлен налогоплательщику либо его представителю по почте заказным письмом или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта налогоплательщику либо его представителю. В случае отказа руководителя организации-налогоплательщика или индивидуального предпринимателя (их представителей) от подписания акта руководителем проверяющей группы (проверяющим) на последней странице акта производится и заверяется его подписью запись:
(Ф. И. О. руководителя организации с указанием его должности, Ф. И. О. индивидуального предпринимателя (Ф. И. О. их представителей))
от подписи акта отказался”.
2. Выездная проверка правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость ООО"Удача"
2.1 Характеристика объекта исследования ООО"Удача"
ООО «Удача» было образовано в 2000 году и зарегистрировано в ИФНС города Тольятти (ИНН 6324324401, КПП 632480023).
Место расположения организации - г.Тольятти, ул. Фрунзе 4а.
ООО «Удача» осуществляет производство и реализацию металлических входных и межкомнатных дверей на территории Алтайского края. Тяпкин Валентин Петрович является директором ООО «Удача».
Штат работников ООО «Удача» представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Штат работников ООО «Удача»
№ п/п
Должность
Численность
Месячный оклад, руб.
1
Директор
1
10000
2
Гл. бухгалтер
1
7400
3
Менеджер
1
7000
4
Продавец-консультант
4
4500
5
Уборщица
2
1850
6
Столяр
3
6800
7
Водитель
2
3500
8
Грузчик
2
4150
Выручка за 3 последних предшествующих года составила 8,2 млн. руб.
Данная организация является налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость, так как осуществляет реализацию металлических входных и межкомнатных дверей на территории Самарской области и выполняет строительно-монтажные работы собственными силами (хозяйственным способом). Организация исчисляет налог по ставкам 18%, 18%/118%.
Определим налоговую базу за отчетный период (I кв. 2008 года) при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 18 %:
05.01.08г. реализована продукция ООО «Эйр», стоимость которой 310345 руб. (без НДС);
10.02.08г. реализовано 15 стальных дверей по цене 7100 руб. (без НДС) за дверь магазину «Роскошь»;
25.03.08г. реализовано 30 дверей из ламината по цене 4650 руб. (без НДС) за дверь ООО «Киса»
07.02.08г. реализовано 13 стальных дверей по цене 8320 руб. (без НДС) за дверь и 41 дверь из ламината по цене 4320 руб. (без НДС) оптовому магазину «Болтекми».
21.04.08г. завершенный строительством склад принят на учет.
НБ=240000+615000 +5000=860000 руб.
Определим налоговую базу по НДС с авансовых платежей в счет предстоящих поставок:
02.01 получен авансовый платеж от ООО «Эйр» в размере 190000 руб.;
05.01 отгружена продукция ООО «Эйр»;
05.02 получен авансовый платеж от оптового магазина «Болтекми» в размере 150000 руб.;
07.02 продукция отгружена покупателю.
НБ=190000+150000=340000 руб.
Расчет суммы налога при реализации товаров:
- сумма исчисленного налога = НБ*18%
- сумма исчисленного налога = 841625*18%=151493 руб.
Расчет суммы налога с авансовых платежей:
- сумма исчисленного налога = НБ*18%
- сумма исчисленного налога = 340000*18%/118%=51864 руб.
Расчет суммы налога при строительстве:
- сумма исчисленного налога = НБ*18%
- сумма исчисленного налога = 860000*18%=154800 руб.
Общая сумма исчисленного налога = 151493+51864+154800=358157 руб.
Согласно ст.171 НК РФ ООО «Удача» имеет право уменьшить общую сумму НДС на суммы налоговых вычетов.
16.02 организация приобрела для производства изделий оборудование на сумму 900000 руб. с НДС. Оборудование принято на учет;
17.02 транспортная организация доставила оборудование, и за доставку было оплачено 5000 руб. с НДС;
02.03 приобретены и оприходованы материалы у ООО «Лесовичок» на сумму 167000 руб. с НДС.
НБ=900000+5000+167000=1072000 руб.
Расчет суммы налога при приобретении товаров (работ, услуг):
- сумма исчисленного налога = НБ*18%
- сумма исчисленного налога = 908475*18%=163525 руб.
Сумма налога, подлежащая налоговому вычету по приобретенным товарам (работам, услугам) =163525 руб.
Налоговый вычет с авансовых платежей, так как произошла отгрузка продукции покупателю: сумма налога, подлежащая налоговому вычету с авансовых платежей = 51864 руб.
Общая сумма налоговых вычетов = 51864+163525=215389 руб.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет =358157-215389=142768 руб.
ООО «Удача» должна представить налоговую декларацию (Приложение Б) по НДС в срок не позднее 20 апреля 2008 года и в этот же срок должна уплатить налог в бюджет.
ООО «Удача» имеет право на применение специальных налоговых режимов, а именно перейти на упрощенную систему налогообложения. Но это будет не выгодно, так как она работает с оптовыми организациями. А оптовая организация тогда не сможет получить налоговый вычет по приобретенным у ООО «Удача» товарам (работам, услугам), так как ООО «Удача» будет применять упрощенную систему налогообложения.
2.2 Выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость ООО"Удача"
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области была проведена выездная налоговая проверка ООО "Удача" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, в ходе которой было установлена неполная уплата налога на добавленную стоимость за 2007 г. в сумме 123 747 руб., в том числе за 1 кв. 2007 г. - 38 582 руб., за 2 кв. 2007 г. - 85 165 руб.
Решением от 29.06.2008 обществу предложено уплатить недоимку по налогу и пени.
На основании решения налоговым органом выставлено требование по состоянию на 06.07.2008 об уплате недоимки по НДС - 123 747 руб., пени - 33 162, 62 руб.
Основанием для начисления налога и пени явилось неправомерное предъявление налога к вычету в нарушение пункта 1, 2 статьи 171 НК РФ обществом, не являющимся плательщиком НДС. С 01.01.2007 общество применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доход.
Не согласившись с решением и требованием налогового органа, общество обжаловало эти акты в арбитражный суд.
При этом в заявлении общество указало, что считает неправомерным взыскание налога и пени, поскольку в 2007 г. представленные декларации налоговым органом проверялись камерально, и нарушений в части уплаты и возмещения налога на добавленную стоимость установлено не было, следовательно, у налогового органа отсутствует право на взыскание налогов в связи с пропуском сроков на взыскание НДС за 1 и 2 кварталы 2007 г. При этом общество не оспаривает факт об ошибочном предъявлении к вычету в 2007 г. НДС и не оспаривает размер доначисленного налога и пени.
Суд первой инстанции, рассматривая спор, пришел к выводу о том, что камеральные проверки декларации по НДС за 1 и 2 кварталы 2007 г. проведены налоговым органом формально, без учета режима налогообложения, применяемого налогоплательщиком в спорный период, и не реализовывая предоставленные ей полномочия по взысканию долга в принудительном и судебном порядке. Требование об уплате недоимки по НДС за 1 и 2 кварталы 2007 г. должно было быть вынесено по результатам камеральной проверки и не позднее 23.10.2007, а инспекция была вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки не позднее 05.04.2008.
Учитывая, что пресекательный 6-месячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с ООО "Удача" недоимки налоговым органом пропущен, оснований для взыскания недоимки и пени по результатам выездной налоговой проверки у налогового органа не имелось, в связи с чем решение налогового органа и требование о взыскании недоимки и пени признаны недействительными.
Отменяя решение суда первой инстанции, Арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о правомерном проведении налоговым органом выездной налоговой проверки, а поскольку общество не имело в 2007 г. права на налоговые вычеты по НДС, принятое решение о доначислении НДС и пени является обоснованным.
3. Меры по совершенствованию порядка проведения выездной налоговой проверки
При подготовке проекта федерального закона о внесении изменений в часть первую НК РФ, подготовка которого включена в План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации принять решения по следующим вопросам:
- усовершенствовать процедуры в случае несогласия налогоплательщика с результатами выездной налоговой проверки путем:
увеличения срока для представления налогоплательщиком возражений на акты таких налоговых проверок;
создания в налоговых органах специальных подразделений для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок с целью исключения такого рассмотрения лицами, проводившими налоговую проверку. При этом право назначать на должность (снимать с должности) таких работников должно быть предоставлено вышестоящему налоговому органу. (Эта мера может быть реализована без изменения законодательства. Минфином России даны указания ФНС России о разработке соответствующего приказа);
установления порядка в соответствии с которым рассмотрение возражений налогоплательщика по акту выездной налоговой проверки должно осуществляться в присутствии налогоплательщика и (или) его уполномоченных представителей. При этом они должны иметь возможность аргументировать свою позицию и давать необходимые пояснения;
- установить пресекательный срок проведения выездной налоговой проверки (2-3 месяца) с возможностью его продления только в случаях проведения экспертизы (привлечения специалистов) и (или) встречных проверок, а также при несвоевременном представлении истребованных документов и проверки филиалов. Установить, что в случае фактического отсутствия проверяющих на территории налогоплательщика в период проведения проверки срок проверки не приостанавливается, а решение о продлении налоговой проверки в каждом конкретном случае принимается вышестоящим налоговым органом;
- ограничить основания при которых могут проводится повторные выездные проверки только случаями, когда они проводятся по требованию самого налогоплательщика, суда или правоохранительных органов, в порядке контроля со стороны вышестоящего налогового органа, а также при ликвидации (реорганизации) организации
- усовершенствовать порядок предоставления налоговых отсрочек (рассрочек), в частности:
снять существующие ограничения в виде лимитов предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов;
предусмотреть, что при форс-мажорных обстоятельствах, а также при угрозе банкротства (в том числе в результате единовременной уплаты сумм налогов, пени и штрафов, предъявленных налогоплательщикам в результате налоговых проверок) налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) на срок до 3 лет. При этом решение о предоставлении такой отсрочки принимается Правительством Российской Федерации;
исключить в качестве основания для предоставления отсрочки бюджетное недофинансирование.
Приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. №ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Налоговики считают, что этот документ должен привести к повышению налоговой дисциплины, сокращению объемов теневой экономики и повышению доходов государства. Основной идеей Концепции является установление понятных для налогоплательщиков и единых для всех налоговиков критериев отбора для выездных налоговых проверок. Как отмечается в документе, планирование проверок станет открытым процессом, основанным на отборе организаций по критериям риска совершения налогового правонарушения. Концепция адресована всем плательщикам налогов (в том числе организациям и индивидуальным предпринимателям). Отныне выездные налоговые проверки будут назначаться в зависимости от вероятности нарушения организацией налогового законодательства. Кроме того, налоговики предлагают организациям самостоятельно оценить риск назначения в отношении них выездной налоговой проверки. Для этого чиновники вводят 11 общедоступных критериев, по которым любая организация сможет определить, насколько вероятно включение ее в планы проверок.
Первая группа критериев отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности организации по сравнению со среднеотраслевыми показателями. Если у организации налоговая нагрузка, заработная плата работников или рентабельность ниже, чем в среднем по отрасли (виду экономической деятельности), то она попадает в зону риска.
Вторая группа критериев связана с возможными злоупотреблениями при принятии к вычету «входного» НДС. Здесь в группу риска попадают те организации, у которых сумма налоговых вычетов за 12 месяцев не менее 89% от налоговой базы по НДС, или деятельность которых построена на основе «цепочки контрагентов».
В третью группу входят критерии, связанные с уменьшением налогооблагаемой прибыли или дохода из-за непропорционально больших расходов.
К четвертой группе относятся показатели, характеризующие поведение организации при проведении в отношении них мероприятий налогового контроля. Это может быть непредставление организацией пояснений на выявленные несоответствия в налоговой отчетности при проведении камеральной налоговой проверки и миграция между налоговыми инспекциями.
Отдельно выделен критерий, косвенно свидетельствующий о нарушениях при применении специальных налоговых режимов. Однако даже если в результате анализа критериев организация придет к выводу, что выездная налоговая проверка ей не грозит, то это не обезопасит ее от включения в «черный список» налоговиков. Дело в том, что, несмотря на заявленную в Концепции открытость процесса отбора организаций для включения в планы выездных налоговых проверок, далеко не все критерии рисков станут доступными для организаций. Часть из них будет разработана специально для налоговиков и предназначена для служебного пользования. Как отмечено в Концепции, основу отбора организаций для включения их в планы выездных налоговых проверок будет составлять анализ финансово-экономических показателей их деятельности на основе имеющейся в распоряжении инспекторов информации (раздел 3 Концепции).
Налоговики в процессе анализа должны опираться не только на общедоступные критерии оценки рисков, но и на другие признаки, свидетельствующие о нарушениях налогового законодательства. В качестве «скрытых» критериев могут быть приняты, например, частая смена руководства организации или неритмичный характер осуществляемых организацией операций. При планировании выездных налоговых проверок приоритет будет отдаваться тем организациям, в отношении которых у налоговой службы имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств. А также если результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации будут свидетельствовать о возможных налоговых правонарушениях.
Таким образом, при планировании объектов для выездных налоговых проверок инспекторы не связаны только общедоступными критериями оценки рисков и могут руководствоваться другими признаками, которые, по их мнению, даже косвенно свидетельствуют о нарушении налогоплательщиками налогового законодательства.
Как отмечается в Разделе 4 данного документа, организация, используя перечисленные критерии, сможет самостоятельно оценить риск назначения выездной налоговой проверки в отношении нее, и, не дожидаясь ее проведения, уточнить свои налоговые обязательства. По сути, целью введения критериев самостоятельной оценки налоговых рисков является не столько стремление ФНС обезопасить добросовестных налогоплательщиков от излишних контрольных мероприятий, сколько увеличение налоговых поступлений. Приказ (п. 6) прямо предписывает отслеживать и обобщать информацию об увеличении налоговых доходов в результате применения налогоплательщиками вышеописанных критериев.
Таким образом, обнародование ФНС России общедоступных критериев самостоятельной оценки налоговых рисков не является гарантией того, что, придерживаясь их, даже добросовестные организации смогут избежать выездных налоговых проверок.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:
- системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;
- использование системы оценки работы налоговых инспекторов;
- форм и методов налоговых проверок.
Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.
Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:
- увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы налоговой полиции;
- повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;
- проведение перекрестных проверок;
- использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.
Субъекты налогообложения обязаны вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса.
По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические.
Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.
Еще одна из причин уклонения от налогов - сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. М., 1994;
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 1 и 2), 2009;
3. Приказ МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок»;
4. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К», 2005. - 314с;
5. Алпатов Ю.Ф. Налоговый вестник. - 2007;
6. Брызгалин А. Налоги и налоговое право. М.: «Финансы и статистика», 2006;
7. Валов М.А. Выездная налоговая проверка // Журнал “Налоги и платежи”/Арбитражная налоговая практика. № 2, 2005;
8. Васькин В.Н. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной налоговой проверке //Налоговый вестник. - 2007;
9. Вечернин Д.А. Налоговый контроль //Законность. - 2006;
10. Гусева Т.Г. Совершенствование механизма проведения налоговых проверок и оформления их результатов // Право и экономика. - 2007;
11. Денисов Д.В. Налоговый контроль. - 2008;
12. Журихина Т.И. Налоги и налоговое право, 2006;
13. Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. Налоги и налогообложение: Пособие для сдачи экзамена. - М: Юрайт-Издат., 2005. - 207с;
14. Кустов М.В. Налоговое право: Учебник. 2007;
15. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций М.. Учебно-консультативный центр «ЮрИнфоР», 2008;
16. Кучеров И.И., Судаков О.Ю., Орешкин И.А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах/Под ред. И.И. Кучерова. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2008;
17. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2006. - 384с;
18. Макарьева В.И. Проверка предприятий и организаций налоговыми органами М.: «Перспектива», 2006;
19. Мачин С.П. Журнал “Главбух”, № 22, ноябрь 2007;
20. Налоги // Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 400с
21. Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. Наук, проф. А.Н. Романова. - М.: Вузовский учебник, 2005;