Рефераты

Влияние валютного регулирования на деятельность предпринимательских структур

Влияние валютного регулирования на деятельность предпринимательских структур

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ И ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2. ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР)

2.1 МЕСТО ВАЛЮТНОГО МЕХАНИЗМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ

2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ И ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЛОРУСИИ И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕВАЛЬВАЦИИ КУРСА БЕЛОРУССКОГО РУБЛЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Экономические отношения, связанные с функционированием валютного рынка, регулируются государством при помощи валютной политики. Целью такого регулирования является поддержание равновесия платежного баланса, обеспечение упорядоченного функционирования национальной валютной системы.

Существует большое количество определений и подходов к рассмотрению сущности валютной политики государства. Под валютной политикой авторами понимается совокупность мер государственного регулирования в области валютно-финансовых и кредитных отношений.

Некоторые экономисты определяют валютную политику как составную часть государственной стратегии экономического и социального развития страны, направленную на реализацию целей относительно уровня, сфер и механизмов интеграции в систему мирохозяйственных связей. При таком понятии валютной политики ее целями может быть решение достаточно широкого спектра экономических проблем.

Кроме того, существует подход рассмотрения валютной политики в узком и широком смысле. Так, в узком смысле - эта политика сводится к решению проблем валютного курса, официальных интервенций и управления золотовалютными резервами.

Таким образом, актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что валютное регулирование и контроль являются важнейшей составной частью валютной политики государства, которая в свою очередь является элементом общей системы государственной финансовой политики.

Цель работы - рассмотреть влияние валютного регулирования на деятельность предпринимательских структур, а также выработать основные направления совершенствования валютного регулирования и контроля в РБ.

Основными задачами курсовой работы являются:

- Изучение понятия валютной политики и валютного регулирования в рыночной экономике;

- Рассмотрение влияния валютного регулирования на деятельность предпринимательских структур;

- Выработка основных направлений совершенствования валютного регулирования и контроля в Республике Беларусь

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ И ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика -- совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики в рамках «магического многоугольника»: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.

Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. На разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации; валютные ограничения, переход к конвертируемости валюты, либерализация валютных операций и др. Валютная политика отражает принципы взаимоотношений стран: партнерство и разногласия, порождающие дискриминацию более слабых партнеров, в первую очередь развивающихся стран, вмешательство во внутренние дела других государств.

Обоснованием валютной политики служит определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством -- совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями -- двухсторонними и многосторонними -- между государствами по валютным проблемам. Историческим предшественником современных валютных соглашений являлся Латинский монетный союз (1865-- 1926гг.), целью которого было установление единой денежной единицы стран-членов, причем монеты одной страны считались законным платежным средством в других государствах. Парижское соглашение 1857 г. оформило создание первой мировой валютной системы -- золото-монетного стандарта. Далее Генуэзская конференция 1922г. оформила создание золото-девизного стандарта. Бреттонвудское соглашение 1944 г. закрепило принципы послевоенной валютной системы. Ямайское валютное соглашение установило принципы современной мировой валютной системы. В рамках региональных объединений также заключаются валютные соглашения, например о создании ЕВС (1979 г.), Европейского экономического и валютного союза с единой валютой -- евро -- на рубеже XX и XXI в.

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование -- регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций; осуществляется на национальном, межгосударственном и региональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное -- с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Глобализация хозяйственных связей способствовала развитию межгосударственного валютного регулирования. Оно преследует следующие цели: регламентацию структурных принципов мировой валютной системы, координацию валютной политики отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса, согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам. Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках развивающихся стран.

Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. Регулирование валютных отношений включает несколько уровней[1, c.14]:

1. частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;

2. национальное государство (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля);

3. на межгосударственном уровне.

Межгосударственное регулирование в форме координации валютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следующими причинами.

1. Усиление взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные, финансовые отношения.

2. Изменение соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений.

3. Изменение расстановки сил на мировой арене; безраздельное лидерство США сменилось господством трех центров партнерства и соперничества -- США, Западной Европы, Японии. К тому же появились молодые конкуренты -- новые индустриальные государства.

4. Огромные масштабы мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с колебаниями валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными шоками, биржевыми, валютными, банковскими кризисами и т.д.

Абсолютно автономная национальная экономическая политика, в том числе валютная, кредитная, финансовая, несовместима с развитием взаимозависимости стран и их интеграцией в мировое хозяйство.

Органом межгосударственного валютного регулирования являются МВФ, а с середины 70-х годов также регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников. Одним из побудительных мотивов их проведения в свое время послужил мировой энергетический кризис; необходимо было принять согласованные меры по ограничению отрицательных последствий повышения цен на нефть для наиболее развитых стран. С тех пор на совещаниях в верхах обсуждаются актуальные мировые экономические и политические проблемы. Подобная встреча «в верхах» впервые была проведена в ноябре 1975 г. в Рамбуйе (Франция) с участием шести ведущих государств; с 1976 г. практикуются ежегодные совещания «восьмерки» (США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады, России)[3, c. 43-48].

Основные причины регулярных встреч на высшем уровне коренятся в глобализации хозяйственных связей, нестабильности экономического и политического развития стран, партнерстве, противоречиях. Постоянные консультации глав государств преследуют цель выработать единую экономическую и политическую стратегию. Встречам в верхах обычно предшествует подготовительная работа на национальном уровне (консультации представителей государства и предприятий по вопросам, обсуждаемым на экономическом совещании) и на международных встречах (координационные совещания представителей правительств, проводимые три-четыре раза в год с целью выработки предварительного решения путем устранения противоречий и достижения компромиссов).

Международные совещания «в верхах» -- составной элемент сложившейся системы взаимодействия развитых стран во всех сферах экономики и политики. На этих совещаниях традиционно проявляются две тенденции -- партнерство и разногласия.

Валютная политика в зависимости от ее целей и форм подразделяется на структурную и текущую. Структурная валютная политика -- совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ, проводимых в целях совершенствования ее принципов в интересах всех стран, и сопровождается борьбой за привилегии для отдельных валют. Структурная валютная политика оказывает влияние на текущую политику. Текущая валютная политика -- совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.

Формы валютной политики

Применяются следующие основные формы валютной политики[2, c.23]:

1. девизная политика и ее разновидность -- валютная интервенция;

2. диверсификация валютных резервов;

3. валютные ограничения;

4. регулирование степени конвертируемости валюты;

5. режима валютного курса;

6. девальвация;

7. ревальвация.

Общая схема валютной политики, характеризующая ее элементы и инструменты приведена на рис. 1.1.

Рис. 1. Элементы и инструменты валютной политики

Понятие валютного регулирования тесно переплетается с дефиницией валютной политики. Связь в рамках валютного регулирования заключается в решении текущих задач, а в рамках валютной политики - в решении задач стратегических. Другими словами, валютное регулирование является формой реализации валютной политики государства и представляет собой комплекс мер в сфере международных экономических отношений, направленных на упорядочение движения валютных потоков как внутри страны, так и на мировом валютном рынке. Валютное регулирование органично интегрируется в систему денежно-кредитного регулирования и позволяет странам, используя законы рынка, урегулировать противоречия внутренних и внешних приоритетов экономической политики. В зарубежных странах отсутствуют разграничения между валютным и денежно-кредитным регулированием, под их совокупностью понимается монетарное регулирование[4, c.43].

Действительно, существуют лингвистические разночтения в определении деятельности государственных органов по регулированию денежных отношений. Под такой деятельностью в разных литературных источниках понимается монетарная, денежная, денежно-кредитная или валютная политика. Так, дефиниция «монетарный» произошла от английского слова «monetary», что означает денежный, валютный, поэтому зачастую происходит смешение понятий денежно-кредитной и валютной политики. Обычно как у зарубежных экономистов, так и у отечественных ученых, использующих эквивалент «монетарный», под монетарной политикой понимается совокупность мер по регулированию денежной и валютной сферы, т.е. совместная реализация денежно-кредитной и валютной политики. Конечными целями монетарной политики являются достижение стабильности цен (снижение темпа инфляции), долгосрочный темп роста выпуска продукции, рост занятости населения (уменьшение уровня безработицы). В свою очередь промежуточными задачами денежно-кредитной политики как средства реализации указанных конечных целей необходимо определить регулирование денежной массы в стране и обеспечение равновесия кредитной системы с помощью рычагов денежно-кредитной политики (денежные агрегаты). Валютная политика решает вопросы регулирования режима валютного курса и равновесия платежного баланса (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Структура монетарной политики

В зависимости от вида монетарной политики различают главные цели монетарных органов: стабильность цен, обеспечение устойчивости национальной валюты, стабильность денежной массы и др. Существует четыре вида монетарной политики[3, c.76]:

1. Таргетирование валютного курса -- политика, представляющая собой форму фиксации некоторого объема национальной валюты к товару, такому как золото (золотой стандарт), или к валюте страны с низкой инфляцией. В качестве альтернативы может выступать ползущая фиксация обменных курсов с установленным процентом девальвации. Примером может служить Франция, которая, привязав свою валюту к немецкой марке в 1987 г.2 имела инфляцию в 3 %, что составляло на 2 % больше, чем в Германии. К 1992 г. индекс инфляции во Франции упал до 2 % и был даже ниже соответствующего показателя в Германии. Аналогичная ситуация сложилась и в Англии, которая, зафиксировав в 1990 г. обменный курс фунта к марке, смогла снизить параметр инфляции к 1992 г. с!0%доЗ%.

2. Таргетирование денежной массы -- политика оптимизации уровня инфляции. Среди стран, которые путем регулирования денежных агрегатов пытались оптимизировать уровень инфляции, можно выделить США, Канаду, Великобританию. На протяжении двадцати лет (с 1974 г.) данный режим применяли Германия и Швейцария.

3. Таргетирование уровня инфляции представляет режим целевого показателя уровня инфляции и включает в себя несколько элементов: 1) среднесрочная декларация достижения конкретных показателей инфляции; 2) включение целевых параметров инфляции в долгосрочную концепцию развития государства; 3) снижение роли промежуточных показателей, например роста денежной массы, в общей стратегии достижения оптимального уровня инфляции; 4) достижение прозрачности долгосрочной монетарной политики путем придания гласности текущих задач и планов; 5) увеличение подотчетности центрального банка для достижения целевых уровней инфляции. Первым государством, принявшим рассматриваемый режим, была Новая Зеландия в 1990 г., затем последовали Канада в 1991 г., Великобритания в 1992 г., Швеция в 1993 г., Финляндия в 1993 г., Австралия и Испания в 1994 г.

4) Таргетирование скрытого показателя. Сущность таргетирования скрытого показателя заключается в разработке жесткой стратегии контроля будущего уровня инфляции. Данная стратегия предполагает тщательный мониторинг признаков надвигающейся инфляции, разработку и принятие «предупреждающих ударов» относительно потенциальной угрозы инфляционных процессов. Наиболее ярким примером реализации данной стратегии на современном этапе являются США, а также ЕС (зона евро) с момента введения наличного евро в 2002 г.

Необходимо различать следующие виды валютного регулирования[4, c.43]:

- валютное регулирование внешнеэкономической деятельности государства на международных рынках;

- валютное регулирование субъектов хозяйствования государства на внутреннем и внешних рынках.

Место валютного регулирования в экономической политике страны определяется реальными целями валютной политики, которые могут быть следующими:

- поддержание стабильности национальной денежной единицы и обеспечение неинфляционного экономического роста;

- обеспечение системы взаиморасчетов с другими странами;

- обеспечение перелива капиталов между отраслями и между странами;

- создание условий для сбалансированности платежного баланса;

- формирование золотовалютных резервов страны и т.д.

2. ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР)

2.1 МЕСТО ВАЛЮТНОГО МЕХАНИЗМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ

Национальный валютный механизм в теории рыночной экономики относится, прежде всего, к системе международных экономических отношений (МЭО) страны и в странах с развитой рыночной экономикой направлен главным образом на обслуживание системы внешнеэкономических связей и создание предпосылок интеграции национальной экономики в мировое хозяйство. Считается, что валютный курс должен быть стабильным и регулирование его, с целью повышения конкурентоспособности экспортеров и выравнивания платежного баланса страны, недопустимо и вредно. По выражению американского экономиста Р. Дорнбуша, «надо заниматься наведением порядка в «доме», вместо перераспределения валютных ресурсов, вторгаясь в функциональную сферу рынка».

Тем не менее, опыт рыночной трансформации показывает, что в странах с транзитивной экономикой валютный механизм более строго подчинен общим целям экономической политики. Однако только на ранней стадии рыночной трансформации, при решении проблем преодоления спада производства, поддержания ценовой конкурентоспособности вследствие либерализации цен и внешней торговли, устранения искажений в структуре относительных цен, доставшихся от централизованно-управляемой экономики, сдерживания инфляции и безработицы. На первых этапах осуществления экономических реформ в большинстве стран с переходной экономикой сохранялся бюджетный дефицит, финансируемый главным образом за счет денежной эмиссии. Целевое бюджетное кредитование оставалось основным инструментом кредитно-денежной политики, резко росли издержки производства в связи с либерализацией цен и инфляцией.

Однако эти проблемы, как правило, имели внутреннюю природу, связанную с низкой эффективностью национальной экономики, производительностью технологий, несовершенной структурой предприятий и экономики в целом. И вскоре стали очевидными недостатки выбранных валютных режимов на основе гибкого валютного курса. В этих условиях девальвация национальных валют приводила к росту уровня «долларизации» экономики, потере доверия к национальной валюте, к бегству от нее. Кроме этого, обесценение национальной валюты не привело к росту экспорта ввиду потери традиционных рынков и ограниченного доступа на западные рынки. В то же время росла стоимость импорта, в первую очередь энергоносителей, что ухудшало балансы текущих операций многих стран с транзитивной экономикой. Постоянная девальвация национальной валюты подпитывала инфляцию и ограничивала выбор инструментов кредитно-денежной политики в борьбе с ней (в частности, делало невозможным проведение дисконтной политики в условиях отрицательных реальных процентных ставок, порождало недоверие к государственным ценным бумагам), увеличивала расходы на обслуживание внешнего долга.

По мере того как странам с транзитивной экономикой удавалось решать первые проблемы структурного характера, они переходили на стабильный валютный курс и в настоящее время больше заботятся о формировании привлекательного инвестиционного климата в стране. Девальвация национальной валюты расценивается как ущербность национальной экономики, а разговоры о денежной эмиссии и об установлении допустимых диапазонов колебания валютного курса национальной валюты как факторы нестабильности, показывающие инвесторам о наличии в ней структурных проблем.

В условиях стабильной национальной валюты главной предпосылкой поддержания ценовой конкурентоспособности и долговременного устойчивого экономического роста национальной экономики на основе институциональных и технологических изменений является низкая инфляция. Стало очевидным, что снижение инфляции, которого можно добиться только при проведении жесткой кредитно-денежной политики и политики бюджетных ограничений, должно выступать приоритетной целью программ социально-экономического развития.

2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ И ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЛОРУСИИ И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Валютное законодательство Республики Беларусь составляют следующие основные документы:

1. Закон Республики Беларусь от 22.07.2003г. № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" .

2. Правила проведения валютных операций, утверждены Постановлением Правления НБ РБ 30.04.2004г. № 72.

3. Инструкция о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждена Постановлением Правления НБ РБ 28.07.2005г. № 112.

4. Инструкция о порядке выдачи разрешений, свидетельств о регистрации на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами РБ, а также предоставления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утверждена Постановлением Правления НБ РБ от 28.01.2008 № 15.

5. Инструкция по осуществлению авансовых платежей по внешнеторговым договорам, утверждена Постановлением Правления НБ РБ 28.08.2003г. № 153.

6. Указ Президента РБ от 12.03.2003г. № 104 «Об оффшорном сборе».

7. Перечень оффшорных зон - государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006г. № 353.

8. Инструкция о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утверждена Постановлением Правления НБ РБ 13.09.2006г. № 129. 

9. Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 07.07.2001г. № 32 "О порядке осуществления валютного контроля таможенными органами".

10. Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций".

11. Перечень кодов валютных операций (Инструкция Центробанка РФ от 16.06.2004 № 117-И)

12. Инструкция "О порядке регистрации паспорта сделки и контроля банками за проведением резидентами внешнеторговых операций", утверждена Постановлением Правления НБ РБ 02.09.2008г. № 130.

Процесс становления валютной системы Беларуси еще не завершился, однако ее контуры выявились достаточно определенно. Обобщенная структура современной валютной системы Беларуси представлена на рис. 5.

Формирование валютной системы Республики Беларусь началось с 1993 г., когда Совет Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком Республики Беларусь признали де-юре существование «официальной денежной единицы Республики Беларусь» и постановлением № 113/9 «в целях совершенствования денежно-кредитной и валютной политики, направленного на достижение внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы Республики Беларусь» был создан Совет по вопросам денежного обращения, кредитования, расчетов и валютного регулирования. За месяц до этого события, в июне 1993 г., Национальный банк Беларуси (НББ) получил телеграмму из Москвы, в которой российская сторона убедительно просила до 1 июля 1993 г. определиться в денежно-кредитной политике: или ввести свою национальную валюту, или делегировать Банку России полномочия регулировать объемы кредитной эмиссии. Введенная в наличный и безналичный оборот в июле 1993 г. национальная валюта получила название билет Национального банка Республики Беларусь (белорусский рубль) и находится в обороте до сих пор. Дважды белорусский рубль был подвержен деноминации- в 1994г. в соотношении 1:10 и в 2000г. в соотношении 1:1000, вследствие чего внешний вид купюр подвергся незначительным изменениям.

Применяется косвенная котировка белорусского рубля (была введена 18 марта 1992г. еще для советского рубля), т. е. единица иностранной валюты выражается в определенном количестве рублей. Динамика валютного курса белорусского рубля за время его существования была исключительно падающей, при краткосрочных периодах стабилизации (максимальный из них длился 1 год - с апреля 1995 - по апрель 1996 г. -11500 бел. р. за 1 долл. США).

В периоды 1991-1993, 1998-2000 гг. в Беларуси действовала система множественных валютных курсов. В 1991-1993 гг. наряду с официальным обменным курсом существовали коммерческий, инвестиционный, туристический валютные курсы. С января 1994 г. была введена котировка единого обменного курса рубля. Единый курс устанавливался на основе спроса и предложения на внутреннем рынке для всех экспортно-импортных операций, а также для целей налогообложения и бухгалтерского учета[5, c.26].

Рис 2.1. Структура валютной системы Республики Беларусь

Примечание. Источник: Международные валютные отношения. Интеграция Беларуси в мировую валютную систему / В. А Колупаев, В. В. Почекина; Под ред. В. Ф. Медведева. - Мн.: ОДО «Равноденствие», 2003. - 180 с.

Также был введен курс иностранных инвестиций, который просуществовал до августа 1993 г. В 1998-2000 гг. кроме официального действовали следующие обменные курсы: наличный в обменных пунктах, рыночный наличный, рыночный безналичный (межбанковский), банков нерезидентов, в торговых фирмах, дополнительной сессии Белорусской валютно-фондовой биржи (БВФБ).

Важным элементом современного механизма валютного регулирования Республики Беларусь является регулирование международной валютной ликвидности, т. е. в первую очередь официальных золотовалютных резервов, которые используются для обеспечения межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса. Эти резервы находятся во владении и распоряжении Национального банка и Совета Министров, в частности Министерства финансов Республики Беларусь. Величина золотовалютных резервов и их структура постоянно колеблются в зависимости от конъюнктуры валютного рынка, динамики валютного курса, состояния платежного баланса, структуры погашения внешнего долга. Валютные резервы нашей страны включают также кредиты международных организаций и правительств других стран, а также резервную позицию в МВФ. В 1999 г. в соответствии с одиннадцатым пересмотром квот Беларусь увеличила свою резервную позицию до 386,4 млн. СДР с 187,0 млн. СДР на момент вступления в эту организацию. Основными источниками пополнения валютных резервов Национального банка Республики Беларусь являются обязательная продажа экспортерами валютной выручки и операции на валютном рынке, а валютные ресурсы Министерства финансов Республики Беларусь складываются из поступлений от таможенных пошлин, централизованного экспорта, кредитов международных финансовых организаций[6, c.46].

Правительством и Национальным банком Республики Беларусь заключены межправительственные (межбанковские) соглашения об организации расчетов и взаимной конвертируемости валют, регламентирующие применение валют в расчетах между Республикой Беларусь и странами СНГ. Соглашения об организации расчетов также заключены Национальным банком Республики Беларусь с центральными банками стран Балтии.

Институциональная структура валютного рынка Республики Беларусь включает несколько сегментов: биржевой, межбанковский, рынок наличной валюты и рынок срочных валютных операций (форвардный и фьючерсный). Биржевой валютный рынок представлен в Беларуси одной валютной биржей, которая была создана в 1993 г., - Межбанковской валютной биржей (МВБ), а в 1999 г. она переименована в Белорусскую валютно-фондовую биржу (БВФБ). Валютная структура биржевой торговли в 2000г. была следующей: чуть более 10% приходилось на немецкую марку (с 2002 г. - евро), около 6% - на российский рубль, более 80% - на доллар США. Преимущественная ориентация на доллар США объясняется его ведущей ролью в мировом валютном обороте, долларизацией экономик стран СНГ. В перспективе серьезную конкуренцию доллару США окажет евро.

В странах с рыночной экономикой подавляющий объем валютных операций совершается на межбанковском рынке, который также играет значительную роль в определении обменного курса национальной валюты. В Беларуси пока таких тенденций не прослеживается. Было даже время, когда межбанковский валютный рынок в Беларуси был практически заблокирован (1998-1999 гг.). Субъектам хозяйствования было запрещено продавать на нем оставшуюся в их распоряжении выручку после 40% обязательной продажи. Тем самым Национальный банк хотел свести все валютные потоки на валютную биржу.

Краткая характеристика механизма валютного регулирования Республики Беларусь представлена в табл. 2.1.

Правовое и нормативное обеспечение функционирования валютного механизма Республики Беларусь включает законы, указы, декреты, постановления, положения, правила, приказы, письма, инструкции, методические указания, нормы, нормативы и т. п. (см. рис. 2.1).

Правовые документы, регламентирующие функционирование валютной системы Беларуси постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 20 03 1992 г № 1538-ХИ «О временном порядке валютного регулирования и проведении валютных операций на территории Республики Беларусь», указ Президента Республики Беларусь от 23 02 2000 г № 87 «О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь»

Валютное регулирование в Беларуси включает порядок проведения валютных операций, формирование валютных фондов, валютный контроль. Валютный механизм Республики Беларусь в общем смысле представляет собой государственную регламентацию валютных отношений, издание нормативных актов, оперативное руководство и валютный контроль со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в Беларуси, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным.

В Беларуси сложился правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, осуществления валютной политики, валютного регулирования и контроля[7, c.17].

В соответствии с Законом РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» в целях создания действенной системы регулирования валютного обращения функции органа валютного регулирования и валютного контроля, кроме Национального банка, стали исполнять Совет Министров Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет.

Таблица 2.1. Краткая характеристика элементов механизма валютного регулирования Республики Беларусь

Элементы

Валютный механизм Республики Беларусь

Национальная валюта

билет НБ Республики Беларусь (белорусский рубль)

Режим валютного курса

скользящая привязка к российскому рублю и доллару США, котировка белорусского рубля только НБ Республики Беларусь

Режим валютных ограничений

достаточно жесткие валютные ограничения, направленные на стабилизацию обменного курса и поддержание ценовой конкурентоспособности белорусской экономики

Режим конвертируемости

белорусский рубль имеет конвертируемость только по текущим операциям платежного баланса

Регулирование международной валютной ликвидности

золотовалютные резервы НБ Республики Беларусь, резервная позиция в МВФ, государственные ценные бумаги в иностранных банках

Регламентация использования международных кредитных средств

применяются Унифицированные международные нормы, которые регламентируют использование, в частности, векселей и чеков

Режим международных расчетов страны

применяются Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо, чековый закон в редакции Международной торговой палаты

Режим валютного рынка и рынка золота

функционируют биржевой (на основе БВФБ) и внебиржевой рынки (последний временами ограничивается), рынок золота не развит в полной мере

Стратегия управления золотовалютными резервами

разрабатывается совместно НБ Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации являются агентами валютного контроля, подотчетными Национальному банку.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты являются агентами валютного контроля, подотчетными Совету Министров Республики Беларусь.

Таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету.

Они принимают законодательные акты в сфере валютных отношений Беларуси, распределяют полномочия и функции по валютному регулированию и контролю Законодательные акты конкретизируются и дополняются постановлениями Совета Министров, положениями отдельных министерств и комитетов, и нормативными документами Национального Банка

Практически, совместно с Национальным банком валютную политику реализуют Министерство финансов, Государственный таможенный комитет и Комитет Государственного Контроля Республики Беларусь. Таким образом, Национальный банк в Беларуси подотчетен Совету Министров и не несет в полной мере ответственности за результаты проводимой кредитно-денежной и валютной политики, что является существенным сдерживающим фактором на пути формирования цивилизованной рыночной экономики.

Национальный банк является главным исполнительным органом, отвечающим за эффективное функционирование валютного механизма страны.

В соответствии с указом Президента № 87 он определяет сферу и порядок обращения в Республике Беларусь иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой, платежными документами в иностранной валюте; правила проведения нерезидентами в Республике Беларусь операций с валютой Республики Беларусь; устанавливает правила выдачи лицензий на осуществление валютных операций и выдает такие разрешения', порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь иностранной валюты, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Республики Беларусь, официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам', функции банков как агентов валютного контроля; создает резервы иностранной валюты и иных валютных ценностей Республики Беларусь и управляет ими.

В соответствии с законодательством, Национальный банк представляет Комитету государственного контроля необходимую для осуществления валютного контроля информацию о платежах юридических лиц по импортным операциям, поступлении денежных средств от экспортных операций, осуществляет контроль за проведением валютных операций банками, имеющими лицензии на проведение таких операций, и соблюдением ими валютного законодательства; совместно с Советом Министров Республики Беларусь определяет сферу и порядок обращения в Республике Беларусь ценных бумаг в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с ценными бумагами в иностранной валюте и валюте Республики Беларусь, порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки ценных бумаг в иностранной валюте.

Министерство финансов осуществляет учет внешнего государственного долга, регистрацию и обслуживание внешних государственных займов, осуществляет контроль за доходами и расходами республиканского и местных бюджетов в иностранной валюте. Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляют контроль за возвратом в страну и использованием подведомственными юридическими лицами валютной выручки от экспорта товаров.

Национальный банк вместе с другими органами валютного контроля -Комитетом государственного контроля и Государственным таможенным комитетом, обеспечивает функционирование механизма валютного контроля, который преследует цель - обеспечить выполнение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства, особенно ограничений по движению капиталов. Вместе с агентами валютного контроля они добиваются, с одной стороны, поступления валютной выручки от экспорта, с другой - обеспечения обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и услуги. Исполнителями валютного контроля выступают коммерческие банки, подотчетные Национальному банку[8, c.12].

Таким образом, Национальный банк Республики Беларусь, а также Совет Министров Республики Беларусь, каждый в пределах своих полномочий, осуществляют текущее оперативное воздействие на функционирование действующего валютного механизма Республики Беларусь: определяют валютный режим, регулируют динамику обменного курса белорусского рубля, утверждают структуру золотовалютных резервов, осуществляют погашение государственного внешнего долга, оказывают влияние на основные формы системы международных экономических отношений нашей страны, в частности на внешнюю торговлю и движение капиталов, состояние платежного баланса.

Правовой режим осуществления валютных операций в Беларуси устанавливается следующими документами: Правилами проведения валютных операций, утвержденными Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 N 72; Правила проведения валютных операций, связанных с движением капитала, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.04.2001 N 100

По действующему законодательству к валютным операциям, связанным с движением капитала, в Беларуси относятся: прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный фонд предприятий с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг; переводы в оплату права собственности на здания, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту товаров и услуг; предоставление и получение кредитов на срок более 180 дней.

К текущим валютным операциям в Беларуси относятся: переводы в страну и из страны для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление кредитов в денежной форме на срок не более 180 дней; переводы в страну и из страны процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала, а также переводы неторгового характера - сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства.

Рис. 2.2. Режимы валютного курса в Беларуси в период независимости

В период 1993-2003 гг. в Беларуси функционировало несколько типов режимов валютного курса (рис. 2.2).

1-й этап. 1993-1995 гг. - свободно плавающий валютный курс.

В 1993 г., с момента начала проведения самостоятельной валютной и денежно-кредитной политики, Национальный банк Республики Беларусь продолжал использовать вслед за Центральным банком России режим свободно плавающего валютного курса, периодически используя валютные интервенции. Выбор плавающего валютного курса, да еще в самой мягкой форме, был обусловлен в то время несколькими причинами: высокой инфляцией (1290,2% в 1993г., 2321% в 1994г., 809,3% в 1995г.), вследствие чего резко понижалась ценовая конкурентоспособность белорусских экспортеров; громадными искажениями в структуре относительных цен, доставшихся от централизованно управляемой экономики; катастрофической нехваткой свободно конвертируемой валюты в стране из-за неосвоенности рынков развитых стран; низкой величиной валютных резервов и полным отсутствием золотого запаса; формирования и роста отрицательного сальдо торгового баланса с плюс 63,9 млн. долл. США в 1992 г. до минус 568,6 млн. долл. США в 1993 г. и минус 760,4 млн. долл. США в 1995г.

2-й этап. 1995-1996 гг. - жестко фиксированный валютный курс.

В период 1995-1996 гг. в Беларуси была осуществлена макроэкономическая стабилизация на основе валютного курса. Как и во многих странах с переходной экономикой, осуществлявших макроэкономическую стабилизацию на основе валютного курса (Польша, Чехия, Словакия, страны Балтии), был использован режим жестко фиксированного валютного курса. В период с апреля 1995 г. по апрель 1996 г. единый курс белорусского рубля по отношению к доллару был неизменен и равен 11500 р. за 1 долл. США. В результате инфляция в 1996 г. уменьшилась с 809,3% в 1995 г. до 52,7% и это при том, что за оставшиеся 8 месяцев 1996 г. обменный курс был девальвирован на 34,8%. Национальный банк не устоял тогда перед требованиями лоббистских групп экспортеров (как показал опыт трансформирующихся экономик, традиционных для такой ситуации), а также из-за несоответствия проводимой валютной политики общей экономической политике (в связи с началом реализации основных направлений социально-экономического развития, предусматривавших мягкую денежно-кредитную политику).

3-й этап. 1996-2000 гг. - управляемое плавание.

Постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь № 87/4 от 14.02.1997 г. в связи с выполнением установленных параметров по переходу на единый обменный курс белорусского рубля к иностранным валютам, стимулирования экспорта и удовлетворения потребности субъектов хозяйствования в иностранных валютах официальный курс белорусского рубля к иностранным валютам устанавливается Национальным банком Республики Беларусь исходя из соотношения спроса и предложения на иностранную валюту и с учетом темпов инфляции. Такой валютный режим Международный валютный фонд классифицировал как управляемое плавание без заранее объявленных темпов девальвации (Managed float with no pre-announced exchange rate path).

4-й этап. 2000 г. - н. вр. (подготовительный этап начался еще с июля 1999 г. и первоначально предполагалась привязка к доллару США) - скользящая фиксация.

С конца 2000 г. на основании закона Республики Беларусь «О стабилизации белорусского рубля и установлении фиксированного соотношения между денежной базой и официальными золотовалютными резервами Республики Беларусь» введен валютный режим, близкий к классическому crawling peg (скользящей фиксации или ползучей привязки). В качестве валюты привязки выбран российский рубль и доллар США, что было обусловлено, во-первых, долей России в структуре внешней торговли страны и высокой долларизацией экономики, во-вторых, необходимостью создания предпосылок для введения с 2005 г. единой с Россией валюты, в-третьих, необходимостью достижения плавной и предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля. Плановые значения девальвации белорусского рубля устанавливаются Межбанковским валютным советом.

Валютный режим crawling peg - это более мягкий вариант режима currency board (валютного управления): включает его основные элементы, но предусматривает осуществление плановой невысокой девальвации заранее объявленным темпом. Кроме того, что можно отнести к белорусской специфике, НББ оставил за собой право в исключительных случаях при трудностях в экономике прибегать к ограниченной кредитной эмиссии. Напомним, что валютный режим currency board (валютного управления) в чистом виде это жесткая фиксация обменного курса национальной валюты к одной из твердых валют при осуществлении денежной эмиссии исключительно путем покупки иностранной валюты[9, c.104].

Реализация политики скользящей фиксации, по замыслу НББ, должна обеспечить решение следующих задач: стабилизацию инфляции; достаточно стабильный и предсказуемый валютный курс; рост рублевых сбережений и срочных депозитов в национальной валюте (улучшение денежной массы); расширение финансовых ресурсов для инвестиций; сокращение вывоза капитала и увеличение притока инвестиций в страну; ликвидацию дефицита валютных ресурсов в целях улучшения условий для наращивания продукции предприятиями; снижение издержек на проведение валютных операций; повышение обеспечения предприятий оборотными фондами; прекращение обесценения амортизационных отчислений. При этом при выборе данного валютного режима НБ руководствовался двумя основными целями: достижение единого обменного курса белорусского рубля и удовлетворение потребностей национальной экономики в иностранной валют.

В связи с поступающими вопросами по курсовой политике, Национальный банк разъясняет следующее.

Со 2 января 2009 года Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют.

В рамках ранее существовавшего механизма привязки нашей национальной валюты к доллару США поддерживался стабильный курс рубля именно к этой валюте и обеспечивались его изменения строго в заданных границах. Так, в 2008 году курс белорусского рубля по отношению к доллару не превысил установленной и объявленной верхней границы - 2200 рублей за 1 доллар.

Вместе с тем, в 2008 году усилились взаимные колебания основных мировых валют. В результате, возникали нежелательные для населения и предприятий значительные изменения курса белорусского рубля по отношению к евро и российскому рублю.

При использовании нового механизма в 2009 году будет обеспечиваться общая стабильность курса белорусского рубля к корзине иностранных валют: доллар США - евро - российский рубль. Эти важные для экономики и населения иностранные валюты вошли в состав корзины с равными долями.

Фактически это означает, что Национальный банк будет обеспечивать стабильность курса белорусского рубля, рассчитываемого как среднее геометрическое двусторонних курсов нашей национальной валюты к доллару США, евро и российскому рублю.

Так, на начало действия нового механизма рублевая стоимость корзины (то есть курс белорусского рубля по отношению к корзине) составила 960 рублей, что является средней геометрической величиной двусторонних курсов 2650 белорусских рублей за доллар США, 3703 белорусских рубля за евро и 90,16 белорусских рублей за российский.

При новом механизме снижение курса белорусского рубля к одной из валют корзины может происходить при ее усилении на мировом рынке и будет компенсироваться укреплением нашей национальной валюты к другим иностранным валютам корзины.

Например, в первый рабочий день 2009 года на мировом валютном рынке произошел рост курса доллара США по отношению к евро. В результате курс белорусского рубля несколько снизился по отношению к доллару США, одновременно укрепившись к евро. Однако, как показывает практика минувших лет, в короткое время тенденция может поменяться на противоположную.

Таким образом, привязка курса к корзине иностранных валют фактически означает бесполезность попыток получения выгоды за счет роста курса одной из иностранных валют, так как колебания могут происходить в обе стороны и быстро сменять друг друга.

Сама же стоимость корзины валют будет оставаться практически неизменной. В 2009 году допускаются ее колебания в пределах +/-5 процентов в зависимости от соотношения спроса и предложения валюты на внутреннем рынке и иных факторов.

Введению режима привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют предшествовала разовая корректировка двусторонних обменных курсов. Так, со 2 января 2009 года начальный курс белорусского рубля к доллару США установлен на уровне 2650 белорусских рублей за доллар. Соответственно изменился курс к другим валютам.

В условиях значительного снижения курсов национальных валют и острой экономической ситуации в странах - основных партнерах Республики Беларусь такая корректировка являлась неизбежной. В частности, за период с начала августа 2008 г. до начала 2009 года фактическое снижение курса российского рубля по отношению к доллару США составило порядка 25,5 процента, а курса украинской гривны - около 59 процентов.

Такое значительное ослабление этих валют по отношению к доллару США и привязанному к нему в 2008 году белорусскому рублю, наряду с другими последствиями мирового экономического кризиса, оказало негативное воздействие на конкурентоспособность белорусской продукции, а, соответственно, на темпы экономического роста и уровень доходов граждан.

Необходимость незамедлительного реагирования на создавшуюся ситуацию, а также целесообразность предотвращения повышенного спроса на иностранную валюту, который наблюдается при медленном и очевидном снижении курса, обусловили разовый характер предпринятой корректировки курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.

В результате, новый действующий уровень курса обеспечивает достаточную конкурентоспособность белорусского экспорта, рост спроса на белорусскую продукцию и является надежной гарантией от последующих корректировок.

Таким образом, начиная со 2 января 2009 года двусторонние колебания курса белорусского рубля по отношению к доллару США, евро и российскому рублю будут происходить в обе стороны лишь в зависимости от взаимных изменений этих валют на мировых рынках и компенсировать друг друга. При этом стоимость корзины иностранных валют будет оставаться стабильной.

В итоге, с учетом очередного повышения ставки рефинансирования до 14 процентов годовых с 8 января 2009 года и последующего еще более существенного повышения ставок по рублевым вкладам в банках, приобретение иностранной валюты для создания сбережений не имеет экономической целесообразности по сравнению со сбережениями в белорусских рублях.

Стабильность нового режима курсообразования будет обеспечиваться за счет государственных золотовалютных резервов, рост которых планируется в том числе и от получения кредита Международного валютного фонда.

На основании вышеизложенного возникает закономерный вопрос: каким образом данные меры валютного регулирования воздействуют на деятельность субъектов хозяйствования?

Экономический эффект. Прямой эффект от девальвации связан с изменением относительного уровня цен в экономике и соответственно удешевлением отечественного экспорта и удорожанием импорта, что позволяет выровнять дисбаланс во внешней торговле. Данный эффект достигается только в среднесрочной перспективе и прямой эффект от девальвации значительно снижается в результате ряда нивелирующих факторов: при девальвации происходит увеличение цен импорта и стимулирование спроса на отечественные товары, что в условиях ограниченности возможностей по расширению объемов производства в течение 1 -2 месяцев ведет к увеличению внутренних цен.

Положительный эффект от повышения конкурентоспособности экспорта в связи со снижением реального курса по предварительной оценке не будет значительным. Во-первых, следует отметить низкую эластичность значимой части белорусского экспорта (калийные удобрения, нефтепродукты, продукция машиностроения) по цене. Во-вторых, принимая во внимание высокую импортоемкость производства, произойдет ухудшение финансового состояния предприятий, обусловленный увеличением издержек на импорт. Более того, в долгосрочной перспективе это приведет к дальнейшему технологическому отставанию национальных производителей, поскольку ресурсы будут направлены на обеспечение производства, а не на его модернизацию. В-третьих, в условиях избыточного внутреннего спроса, обусловленного ростом кредитования экономики и увеличением государственных расходов, девальвация белорусского рубля без реализации дополнительных мер по ограничению совокупного спроса на макроуровне не достигнет поставленных целей, поскольку невозможно переориентировать товарно-материальные потоки в силу необходимости выполнения обязательств по ранее заключенным договорам.

Необходимость девальвации определяется следующими обстоятельствами

Международные потоки товаров, финансов, рабочей силы возникают под действием существующей между странами разницы в национальных уровнях цен (НУЦ). Состояние ценовой конкурентоспособности национальной экономики определяется таким параметром как реальный обменный курс (RER). Он зависит от динамики номинального валютного курса, динамики цен в стране и в странах основных торговых партнеров, ценовые условия с которыми исследуются, иными словами, от относительных темпов инфляции и девальвации в сравниваемых странах. Регулируется через изменение номинального обменного курса, который с экономической точки зрения характеризует лишь условия обмена национальных валют или коэффициент пересчета одной валюты в другую.

Повышение реального курса национальной валюты по отношению к странам основным торговым партнёрам, вследствие опережающего роста внутренних цен над девальвацией национальной валюты рассматриваемой страны и над ценами указанных стран, снижает ценовую конкурентоспособность экспорта данной страны.

Девальвация национальной валюты в стимулировании экспорта и сдерживании импорта товаров, в регулировании платёжного баланса может приводить к разным результатам, - это зависит от конкретных условий проведения девальвации и сопутствующей финансовой и общеэкономической политики. Нередко девальвации национальных валют развивающихся стран малоэффективны в аспекте их влияния на экспорт. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров, для увеличения которого необходимы инвестиции и благоприятная ситуации на мировом рынке. Не всегда проявляется и сдерживающее влияние девальвации на импорт, в силу зависимости от иностранного оборудования и других критично необходимых товаров.

Произошедшая в течение 2008 года девальвация валют основных стран-партнеров Республики Беларусь во внешнеэкономической деятельности привела к относительному удорожанию белорусского экспорта, то есть снизила экспортный потенциал национальной экономики.

Справочно: По данным Нацбанка, с начала 2008 года по январь 2009 года девальвация национальных валют к доллару США составила в России - 44 процента, в Белоруссии - 28 процентов, на Украине - 53 процента, в Великобритании - 38 процентов.

При этом, в условиях усиления курса белорусского рубля в результате отсутствия девальвации национальной валюты по отношению к курсам валют стран-внешнеторговых партнеров привело к увеличению отрицательного сальдо платежного баланса. Таким образом, белорусский экспорт стал менее конкурентоспособен по ценам, в то время как конкурентоспособность импорта возросла.

В этой связи, в условиях сложившейся структуры внешней торговли Республики Беларусь выравнивание параметров и устранение дисбалансов возможно было только при девальвации курса национальной валюты в темпах сопредельных государств.

В тоже время следует отметить, что девальвация национальной валюты не является экономической панацеей, спасающей национальную экономику, так как проведение девальвации обеспечивает конкурентоспособность национальной экономики не на основе качественных параметров (снижение издержек, повышение наукоемкости продукции, повышение качества), а на основе достижения ценовых преимуществ на внешних рынках за в среднесрочной перспективе.

Таким образом, проведенная девальвация была необходима с целью поддержки национального экспорта, однако в долгосрочной перспективе она не способствует модернизации экономики, так как ставит во главу угла ценовой фактор, а не качественные параметры.

Кроме этого, решение проблемы экономического роста с помощью инструмента девальвации имеет ряд ограничений. Постоянный экономический рост рано или поздно встречается с нехваткой производственных мощностей, для расширения которых требуются инвестиции. Современное оборудование большую часть необходимо импортировать, а этому как раз мешает девальвационный «барьер» в виде «дорогой» иностранной валюты. Девальвация сначала ведет к росту местного производства и возможно к снижению импорта, но все попытки стимулировать экономический рост дальше приводят только к инфляции, начинается стагнация при практически полном отсутствии инвестиционного процесса. Если для раскачки экономики допустима девальвация, то для долговременного устойчивого роста необходима стабильная национальная валюта (незначительная ревальвация).

Непредсказуемость обменного курса белорусского рубля, его постоянные колебания вносят элемент нестабильности в экономическую систему, подрывают доверие к проводимой экономической политике, делают непривлекательным и рискованным инвестиционный климат, тогда как в период формирования финансовых рынков, валютный рынок и динамика валютного курса являются основным источником информации о функционировании экономики в целом.

Во-вторых, в условиях девальвации рост внутреннего производства происходит за счет вытеснения дорожающего импорта. Но этот процесс не может длиться бесконечно, так как, в конце концов, вытеснять станет нечего, ведь всю номенклатуру товаров при самой активной политике импортозамещения произвести не удастся. Кроме того, такая политика противоречит современным тенденциям развития мировой экономики, - использование эффекта от масштаба производства, благодаря которому удается значительно снизить издержки производства, и товары становятся доступными практически для всех социальных групп в обществе. Товары белорусских предприятий, производимые в объемах «натурального» хозяйства, объективно никогда не станут конкурентоспособными по уровню издержек с иностранными аналогами, и их вынужденное потребление нашим населением будет приводить к понижению его жизненного уровня.

Следует признать очевидную истину, что необходимость закрытия белорусской экономики состоит в том, что отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности. И политика протекционизма в виде понижения внутренних долларовых цен на отечественную продукцию и повышения стоимости импорта в белорусских рублях (иначе говоря, в виде постоянного обесценения белорусского рубля), ограничивает конкуренцию, и тем самым создает условия для сохранения такого положения сколь угодно длительное время. Политика девальвации консервирует и способствует наращиванию технологической отсталости, сдерживает структурные изменения и процессы реформирования национальной экономики. С точки зрения устойчивого долгосрочного экономического развития обесценение национальной валюты бесперспективно.

И наконец, самым существенным является то, что экономический рост, стимулируемый девальвацией - это иллюзия, поскольку он сопровождается снижением реальных доходов потребителей.

Оценивая изменение импорта, следует отметить, что его физические объемы в части промежуточных товаров сокращаться не будут. Это обусловлено их низкой эластичностью по изменению курса, что связано с необходимостью обеспечения бесперебойности производства и энергетической безопасности страны. Фактически девальвация приведет к повышению стоимости импортируемого сырья, и, как следствие, росту цен на конечную продукцию. Более того, повышение долларовых цен на импортируемые нефть, газ и девальвация значительно осложнят положение энергоемких производств, что может потребовать их поддержки путем субсидирования из бюджета. В условиях сокращения собственных средств, предприятия будут вынуждены уменьшить инвестиционный импорт, что в значительной мере окажет сдерживающее влияние на модернизацию производства, в том числе внедрение новых технологий. При этом повышение внутренних цен на товары в определенной мере нивелирует эффект от девальвации.

Сдерживающие влияние оказано и на потребительский импорт, что произойдет вследствие как повышения его цены в белорусских рублях, так и в связи с сокращением спроса, связанного со снижением уровня доходов и сбережений граждан в белорусских рублях. Однако с учетом наличия заключенных договоров, улучшение текущего счета может произойти с учетом определенного лага (2-3 квартала), тогда как в ближайшей перспективе возможно ухудшение текущего счета. С учетом обостренности ситуации на валютном рынке это может лишь ускорить снижение золотовалютных резервов.

Для примера рассмотрим простую ситуацию. Предположим что какое либо изделие стоит 2000 белорусских рублей, а курс на дату определения стоимости изделия составляет 1 долл. США = 2000 бел. рублей. Соответственно, иностранный партнер, приобретая изделие белорусского предприятия платит за него ровно 1 долл. США. Предположим, что национальный банк проводит плановую резкую девальвацию национальной валюты, что означает следующее: за 1 долл. США следует уплатить 2 500 белорусских рублей. Это значит, что на производство одного изделия стоимостью 1 долл. США требуется потратить 2 500 белорусских рублей. При неизменном уровне заработной платы (а разрыв между ростом заработной платы и снижением валютного курса составит от 3-х месяцев до 6 месяцев) в относительном выражении придется потратить больше на 500 рублей при производстве единицы продукции. Внешне такое положение дел выгладит малоэффективным, однако следует учесть следующие моменты:

Цены в стране-потребителе ресурсов остались неизменны, а курсовое соотношение изменилось.

Для дальнейших рассуждений учтем, что американцы, покупали за 1 долл. США ранее около 2 000 стоимости белорусского товара, а после девальвации за тот же 1 долл. США они получают на 500 рублей больше продукции, но не факт что у нашего предприятия, а у его белорусских конкурентов. В итоге, стоимость белорусского экспорта в режиме реального обменного курса существенно снизилась и основным внешнеторговым партнерам более выгодно приобретать более дешевые товары именно в РБ (реально в странах-соседях экспорт в режиме реального обменного курса стоит существенно дороже)

Рассмотрев изложенную выше ситуацию можно сделать следующие выводы:

1. Необходимо точно знать реальный обменный курс основных внешнеторговых партнеров;

Справочно:

По расчетам Международного валютного фонда /МВФ/, сегодня в Беларуси реальный обменный курс белорусского рубля завышен примерно на 10 проц..

В результате эксперты МВФ рекомендуют правительству и Нацбанку рассмотреть возможность создания условий для повышения гибкости обменного курса с течением времени.

В свою очередь специалисты Национального банка Беларуси указывают на различия в методологии исчисления индексов реального обменного курса, используемой МВФ и Нацбанком.

Так, при расчете реального эффективного курса белорусского рубля к иностранным валютам МВФ в качестве весовых коэффициентов использует удельные веса иностранных валют во внешнеторговом обороте /40 проц - российский рубль, 60 проц - доллар США, 10 проц - евро/. Нацбанк, в свою очередь, опирается на весовые коэффициенты стран - основных торговых партнеров в общем объеме внешнеторгового оборота страны.

При этом в качестве базисного года /базы сравнения/ фонд использует 1995 г, а Нацбанк - 2000 г.

2. Важно учитывать уровень инфляции в нашей экономике и в экономике стран-партнеров;

3. Необходимо оценить реальный экономический эффект от валютного демпинга и обесценивания белорусской валюты (есть ли смысл «садить» экономику на девальвационную иглу или нет)

На основании рассмотренного материала можно сделать следующий общий вывод: использование девальвационного механизма для наращивания национального экспорта в условиях относительной валютно-финансовой стабилизации в Республике Беларусь не эффективно с социальной точки зрения, так как проводимая валютная политика приводит к росту доходов экспортеров и тотальному обнищанию населения, ухудшению финансового положения других субъектов хозяйствования.

Основным фактором роста экспортного потенциала является рост производительности труда, модернизация производства и повышение качества продукции. Использование, хотя бы частично механизмов валютного демпинга будет способствовать росту экспорта в краткосрочной перспективе, однако приведет к снижению ВВП и экономическому кризису в будущем.

3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕВАЛЬВАЦИИ КУРСА БЕЛОРУССКОГО РУБЛЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Республика Беларусь со 2 января 2009 года осуществила разовую девальвацию национальной валюты на 20%. В данной части курсовой работы попытаемся оценить макроэкономический эффект от указанной разовой девальвации.

Для оценки влияния девальвации номинального обменного курса на экономику используем динамическую ценовую модель, основанная на межотраслевом балансе, разработанную сотрудниками БГЭУ под руководством д-р. экон. наук Комкова В.

Экономический эффект. Прямой эффект от девальвации связан с изменением относительного уровня цен в экономике и соответственно удешевлением отечественного экспорта и удорожанием импорта, что позволяет выровнять дисбаланс во внешней торговле. Данный эффект достигается только в среднесрочной перспективе и прямой эффект от девальвации значительно снижается в результате ряда нивелирующих факторов: при девальвации происходит увеличение цен импорта и стимулирование спроса на отечественные товары, что в условиях ограниченности возможностей по расширению объемов производства в течение 1 -2 месяцев ведет к увеличению внутренних цен.

Положительный эффект от повышения конкурентоспособности экспорта в связи со снижением реального курса по предварительной оценке не будет значительным. Во-первых, следует отметить низкую эластичность значимой части белорусского экспорта (калийные удобрения, нефтепродукты, продукция машиностроения) по цене. Во-вторых, принимая во внимание высокую импортоемкость производства, произойдет ухудшение финансового состояния предприятий, обусловленный увеличением издержек на импорт. Более того, в долгосрочной перспективе это приведет к дальнейшему технологическому отставанию национальных производителей, поскольку ресурсы будут направлены на обеспечение производства, а не на его модернизацию. В-третьих, в условиях избыточного внутреннего спроса, обусловленного ростом кредитования экономики и увеличением государственных расходов, девальвация белорусского рубля без реализации дополнительных мер по ограничению совокупного спроса на макроуровне не достигнет поставленных целей, поскольку невозможно переориентировать товарно-материальные потоки в силу необходимости выполнения обязательств по ранее заключенным договорам.

Оценивая изменение импорта, следует отметить, что его физические объемы в части промежуточных товаров сокращаться не будут. Это обусловлено их низкой эластичностью по изменению курса, что связано с необходимостью обеспечения бесперебойности производства и энергетической безопасности страны. Фактически девальвация приведет к повышению стоимости импортируемого сырья, и, как следствие, росту цен на конечную продукцию. Более того, повышение долларовых цен на импортируемые нефть, газ и девальвация значительно осложнят положение энергоемких производств, что может потребовать их поддержки путем субсидирования из бюджета. В условиях сокращения собственных средств, предприятия будут вынуждены уменьшить инвестиционный импорт, что в значительной мере окажет сдерживающее влияние на модернизацию производства, в том числе внедрение новых технологий. При этом повышение внутренних цен на товары в определенной мере нивелирует эффект от девальвации.

Сдерживающие влияние оказано и на потребительский импорт, что произойдет вследствие как повышения его цены в белорусских рублях, так и в связи с сокращением спроса, связанного со снижением уровня доходов и сбережений граждан в белорусских рублях. Однако с учетом наличия заключенных договоров, улучшение текущего счета может произойти с учетом определенного лага (2-3 квартала), тогда как в ближайшей перспективе возможно ухудшение текущего счета. С учетом обостренности ситуации на валютном рынке это может лишь ускорить снижение золотовалютных резервов.

К основным отрицательным последствиям можно отнести следующие:

увеличение промежуточного потребления темпами, превышающими темпы прироста экспорта

Справочно: Полученные оценки показали, что девальвация номинального курса белорусского рубля на 1 процент ведет к увеличению промежуточного потребления на 0,7 процента от ВВП (Увеличение цен импорта сырья, материалов, комплектующих (рост издержек
отечественных производителей) в рублевом эквиваленте пропорционально девальвации (15-20 процентов)) , в то время как прирост экспорта товаров и услуг составляет 0,6 процента от ВВП. Таким образом, в результате девальвации обменного курса экономика несет чистые издержки в размере 0,1 процента от ВВП, которые не компенсируются потенциальными выгодами ;

досрочное изъятие вкладов в национальной валюте из банков и перевод рублевых депозитов в валютные

Справочно: В результате девальвации на 15-20 процентов можно ожидать отток средств с депозитов в сумме не менее 10 процентов ежемесячно в течение 2-3 месяцев, что крайне отрицательно скажется на ликвидности и устойчивости банковского сектора и вызовет дополнительный спрос на валюту в объеме 350-400 млн. долларов США, а также дополнительный спрос, обусловленной ажиотажем (150-170 млн. долларов США). В результате чистый спрос населения на иностранную валюту может достигать 500-670 млн. долларов США в месяц;

сокращение объемов внешнего финансирования, отказ от пролонгации ранее выданных кредитов и займов, увеличение стоимости внешних заимствований в результате увеличения премии за риск

Справочно: По оценкам, общий объем избыточного спроса на валютном рынке может составить 1,7-2,2 млрд. долларов США, что составляет 37-48 процентов объема накопленных международных резервных активов;

рост внутренних цен и, как следствие, укрепление реального курса белорусского рубля

Справочно: Увеличение инфляции в результате разовой девальвации на 15-20 процентов составит 7-8 процентных пункта, что нейтрализует положительный эффект от девальвации белорусского рубля;

замедление темпов роста реальных денежных доходов населения до 2-3 процентов (в результате роста инфляции);

ухудшение финансового состояния предприятий и замедление темпов экономического роста до 5-6 процентов;

Положительные последствия:

кратковременное улучшение состояния сальдо торговли отдельными товарами

Справочно: По итогам года текущее сальдо торговли товарами и услугами при прочих равных условиях улучшится на 100-150 млн. долларов США.

Таким образом, отрицательные последствия от значительной девальвации белорусского рубля многократно превосходят положительные эффекты, в связи с чем данная мера не является эффективным инструментом поскольку направлена на ликвидацию последствий, а не причин, лежащих в основе возникновения отрицательного сальдо внешней торговли -- избыточного совокупного спроса в экономике, снижение которого требует реализации дополнительных мер на макроуровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:

1. Влияние валютного механизма на систему международных экономических отношений. Валютный механизм через свои отдельные составляющие влияет на развитие системы внешнеэкономических связей страны.

2. Состояние валютных отношений зависит от развития национальной и мировой экономики, политической обстановки, соотношения сил между странами и двух тенденций, присущих международным отношениям, -партнерства и противоречий.

3. Существует взаимная связь между динамикой валютного курса и отдельными статьями платежного баланса.

4. Только для переходной экономики характерна необычная ситуация, когда внутренние цены ориентируются на динамику обменного курса национальной валюты (в развитой рыночной экономике, наоборот, валютный курс зависит от уровня цен), что предопределяет сильную зависимость от выбранного валютного режима одновременно устойчивости развития и конкурентоспособности национальной экономики.

5. Важным элементом современного механизма валютного регулирования Республики Беларусь является регулирование международной валютной ликвидности, т. е. в первую очередь официальных золотовалютных резервов, которые используются для обеспечения межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса. Эти резервы находятся во владении и распоряжении Национального банка и Совета Министров, в частности Министерства финансов Республики Беларусь.

6. Институциональная структура валютного рынка Республики Беларусь включает несколько сегментов: биржевой, межбанковский, рынок наличной валюты и рынок срочных валютных операций (форвардный и фьючерсный).

7. валютный курс является важнейшим элементом национальной валютной системы, а также связующим звеном в торговом обороте между странами, так как он дает возможность эквивалентности обмена;

8. на валютный курс и влияют многочисленные факторы;

9. выбор режима валютного курса также во многом определяется приоритетами, стоящими перед государством;

10. действующая в настоящее время в Республике Беларусь модель установления валютного курса по отношению к корзине из трех валют является адекватной реалиям сегодняшнего дня, так как через указанную модель отражаются внешнеторговые приоритеты и балансы.

11. проведенная в 2009 году разовая девальвация национальной валюты не является действенным инструментом (механизмом), способным оказать существенное положительное макроэкономическое влияние, так как указанная девальвация делает более дешевым белорусский экспорт, однако приводит к удорожанию импортного сырья, что в условиях высокой степени открытости национальной экономики Республики Беларусь сводит на нет все положительные эффекты;

12. действующий в нашей стране механизм установления валютного курса является административным, и соответственно не основан на экономических методах. Реально курс устанавливает Национальный банк Республики Беларусь у которого достаточно инструментов для его удержания в заданных параметрах.

13. В целом обесценение национальной валюты предоставляет возможность экспортерам этой страны понизить цены на свою продукцию в иностранной валюте, получая премию при обмене вырученной подорожавшей иностранной валюты на подешевевшую национальную и имеют возможность продавать товары по ценам ниже среднемировых, что ведет к их обогащению за счет материальных потерь своей страны. Экспортеры увеличивают свои прибыли путем массового вывоза товаров. Но одновременно снижение курса национальной валюты удорожает импорт, так как для получения этой же суммы в своей валюте иностранные экспортеры вынуждены повысить цены, что стимулирует рост цен в стране, сокращение ввоза товаров и потребления или развитие национального производства товаров взамен импортных. Снижение валютного курса сокращает реальную задолженность в национальной валюте, увеличивает тяжесть внешних долгов, выраженных в иностранной валюте. Невыгодным становится вывоз прибылей, процентов, дивидендов, получаемых иностранными инвесторами в валюте стран пребывания. Эти прибыли реинвестируются или используются для закупки товаров по внутренним ценам и последующего их экспорта.

14. При повышении курса валюты внутренние цены становятся менее конкурентоспособными, эффективность экспорта падает, что может привести к сокращению экспортных отраслей и национального производства в целом. Импорт, наоборот, расширяется. Стимулируется приток в страну иностранных и национальных капиталов, увеличивается вывоз прибылей по иностранным капиталовложениям. Уменьшается реальная сумма внешнего долга, выраженного в обесценившейся иностранной валюте.

15. Многие страны манипулируют валютными курсами для решения своих задач как в области экономического развития, так и в области защиты от валютного риска. Манипулирование включает в себя целый ряд мероприятий - от искусственного занижения или, наоборот, завышения курсов национальных валют, использования тарифов и лицензий до механизма интервенций.

На основании рассмотренного материала можно сделать следующий общий вывод: использование инструментов валютного регулирования (девальвация) для наращивания национального экспорта в условиях относительной валютно-финансовой стабилизации в Республике Беларусь не представляется возможным. Основным фактором роста экспортного потенциала является рост производительности труда, модернизация производства и повышение качества продукции. Использование, хотя бы частично механизмов валютного демпинга будет способствовать росту экспорта в краткосрочной перспективе, однако приведет к снижению ВВП и экономическому кризису в будущем.

Общий вывод по результатам работы: валютное регулирование оказывает существенное воздействие на макроэкономику в целом и на деятельность отдельных предпринимательских структур. Итогом непродуманного валютного регулирования с приведением девальваций, нацеленных на усиление экспортного потенциала в Республике Беларусь явилось резкое увеличение отрицательного сальдо платежного баланса и постепенное снижение реальных доходов населения, а вернее их покупательской способности. При таких условиях курс белорусского рубля сделал более дорогими импортные товары, в том числе производственное сырье для белорусских предприятий, что в итоге привело к росту цен (инфляции) в национальной экономике. Кроме этого, необходимость выйти на уровень заработной платы в 500 долл., не обеспеченный соответствующим ростом производительности труда привел к ухудшению сальдо платежного баланса. На уровне конкретных субъектов хозяйствования такая политика валютного регулирования привела к удорожанию стоимости ресурсов и снижению прибыльности бизнеса, росту цен на их готовую продукции, а во многих случаях - к ликвидации бизнеса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Маневич В.Е., Сарбанов У.К. Применение модели Патинкина в макроэкономическом анализе на примере России и Киргизии) // Бизнес и банки. - 2001. - №14, 15.

2. Маркусенко М. В. Валютная политика государства // Финансы. - 1997. - №№ 24, 25; Маркусенко М. В. Валютная политика государства // Бухгалтерский учет и налоги. - 2000.- №6. - С. 23-26;

3. Маркусенко М. В. Валютная политика как элемент валютной системы. // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2003. - №24.- 76с.

4. Щербаков С.Г. К вопросу о валютной и курсовой политике // Деньги и кредит. - 2000. -№11.-С.43.

5. Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения, Питер, 2002. - С. 26.

6. Моисеев С.Р. Политика валютных интервенций центральных банков: сущность, теневые механизмы и эффективность операций Банка России. // Финансы и кредит. - 2002. -№11.-С. 46-53.

7. Маркусенко М.В. Валютные ограничения и их использование в РБ. // Белорусский экономический журнал. - 1998. - №4.-17с.

8. Саркисянц А.Г. Либерализация валютных операций: мировой опыт и в Россия. // Финансы и кредит, 2001, №15, с. 12.

9. Маркусенко М. В. Регулирование валютных операций и либерализация валютного рынка в Республике Беларусь // Экономика и управление (Минский институт управления). -2006.-№2.-С. 104-109.

10. Макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь и проблема отрицательного внешнеторгового сальдо. - Никитенко П.Г., Медведев В.Ф., Лученок А.И. Мн.: «Право и экономика», 2008. - С. 20-25.

11. Медведев В.Ф., Пупликов С.И. Национальная валютная система в условиях смены интеграционных моделей // Финансы, учет, аудит.- 2007. -№4. - С. 25-28.

12. Пупликов С.И. Валютные операции. Методология и методика валютных операций в трансформационной экономике. Монография. - Мн.: Экоперспектива, 2002. - С. 76-80.

13. Пупликов С.И. Валютные операции. Методология и методика валютных операций в трансформационной экономике. -Мн.: Тонпик, 2004. - 315 с.

14. Пупликов С.И. // Совершенствование валютной политики Республики Беларусь в условиях формирования рыночных отношений (концептуальная модель). Мн.: ИООО «Право и экономика», 2007, - 23 с.

15. Пелих С.А. и др. Государственное регулирование переходной экономики. / Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Минск: Право и экономика, 2008. - 484 с.


© 2010 Рефераты