Влияние налогового планирования на минимизацию налогов
p align="left">1. Освобождаются от налогообложения налога на доходы физических лиц ряд компенсационных выплат и государственных пособий и вознаграждений.
2. Необлагаемый минимум в размере 4 000 рублей устанавливается к различным видам материальной помощи, с также стоимости подарков.
3. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации [1] налоговые вычеты можно разделить на несколько видов:
- стандартные налоговые вычеты. Предоставляются на работника в размере 400, 500, 3000 рублей и в размере 1000 рублей - на ребенка налогоплательщика;
- социальные налоговые вычеты;
- имущественные налоговые вычеты,
- профессиональные налоговые вычеты.
При раскрытии вопроса об оптимизации налогообложения, непосредственно связанной с выплатой оплаты труда, рассмотрим некоторые моменты. Например, при порядке их исчисления и уплаты существуют принципиальные различия, касающиеся определения налогоплательщиков, объекта налогообложения, формирования налоговой базы.
Обычно налог на доходы физических лиц вычитается непосредственно из дохода, уменьшая сумму, которую физическое лицо получает на руки. Такой процесс можно назвать "удержанием", при этом юридическое лицо, осуществляющее данное удержание, называется "налоговым агентом". Самым ярким примером является налогообложение заработной платы, так как работники получают ее уже за вычетом налога на доходы физических лиц.
На практике организация выплачивает своим работникам не только заработную плату, но также и различные поощрительные, стимулирующие, компенсационные выплаты, материальную помощь, пособия по больничным, дарит подарки и тому подобные выплаты, в случаях, если таковые предусмотрены локальными нормативными актами организации. При этом все вышеперечисленные виды доходов также облагаются налогом по базовой ставке 13%.
К доходам, не подлежащим налогообложению относятся все виды законодательно установленных компенсационных выплат (кроме компенсации за неиспользованный отпуск) и пособий (за исключением пособий по временной нетрудоспособности и по уходу за больным ребенком).
Рассмотрим на примере оптимизацию налога на доходы физических лиц с использованием выплат, не подлежащих налогообложению.
Вариант 1.
ООО «Антей Плюс» за январь 2009 года произвел следующие виды выплат своему работнику И.Е. Юшину, не имеющему детей:
- начислена заработная плата - 5 000 рублей;
- премия в размере 15% заработной платы - 750 рублей;
- надбавка за сверхурочную работу - 1 250 рублей;
- командировочные (в пределах норм) - 4 500 рублей.
Рассчитаем сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
Решение:
При решении задачи я руководствовалась положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации [1].
Плательщиками признаются физические лица, которые имеют доходы от источников, расположенных как на территории РФ, так и за ее пределами (статья 210 Налогового кодекса Российской Федерации [1]).
1. При расчете налога на доходы физических лиц использовала формулы (5) и (7).
2. Налоговая база уменьшается на сумму налоговых вычетов. В данном случае стандартные налоговые вычеты не заявлены.
3. Определим налоговую базу налогоплательщика. Она состоит из заработной платы, премии, надбавки за сверхурочную работу. Командировочные расходы в состав совокупного дохода не включены на основании пункта 3 статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации [1], так как они не превышают норм.
НБ = СД - СНВ = 5 000 рублей + 750 рублей + 1 250 рублей = 7 000 рублей.
4. Доходы, перечисленные в данной задаче облагаются по ставке 13%.
5. Определим сумму налога на доходы физических лиц:
НДФЛ = = = 910 рублей.
При таких условиях ситуации, сумма налога на доходы физических лиц, удержанная налоговым агентом составит 910 рублей.
Вариант 2.
В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации [1], работодатель имеет право начислять своему работнику в течение года премию и не включать ее в налоговую базу при расчете налога на доходы физических лиц, если размер этой премии не превышает 4 000 рублей. Этот вид выплат (премии) и их условия (ежемесячные, разовые) должны быть предусмотрены учетной политикой организации и трудовым договором.
Рассмотрим влияние этого нюанса на сумму налога.
ООО «Антей Плюс» за январь 2009 года произвел следующие виды выплат своему работнику И.Е. Юшину, не имеющему детей:
- начислена заработная плата - 1 000 рублей;
- материальная помощь - 4 000 рублей;
- премия в размере 15% заработной платы - 750 рублей;
- надбавка за сверхурочную работу - 1 250 рублей;
- командировочные (в пределах норм) - 4 500 рублей.
Рассчитаем сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
Решение:
При решении задачи я руководствовалась положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации [1].
Плательщиками признаются физические лица, которые имеют доходы от источников, расположенных как на территории РФ, так и за ее пределами (статья 210 Налогового кодекса Российской Федерации [1]).
1. При расчете налога на доходы физических лиц (НДФЛ) использовала формулы (5) и (7).
2. Налоговая база уменьшается на сумму налоговых вычетов. Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику по месту его работы налоговым агентом. В данном примере стандартные налоговые вычеты не заявлены, хотя это еще один способ уменьшения налога на доходы физических лиц. Налогоплательщик в данном случае может написать заявление на предоставление ему стандартного налогового вычета в размере 400 рублей и предоставить его в бухгалтерию организации (в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации [1]).
3. Определим налоговую базу налогоплательщика. Она состоит из заработной платы, премии, надбавки за сверхурочную работу. Командировочные расходы (в пределах норм) в состав совокупного дохода не включены на основании пункта 3 статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации [1], так как они не превышают норм. Материальная помощь также не подлежит налогообложению на основании пункта 28 статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации [1], так как она не превышает 4 000 рублей за налоговый период.
НБ = СД - СНВ = 1 000 рублей + 750 рублей + 1 250 рублей = 3 000 рублей.
4. Доходы, перечисленные в данной задаче облагаются по ставке 13%.
5. Определим сумму налога на доходы физических лиц:
НДФЛ = = = 390 рублей.
Таким образом, расчеты показали, что во втором варианте экономия на налоге на доходы физических лиц работника ООО «Антей Плюс», И.Е. Юшина, составила 520 рублей за январь 2009 года (910 рублей - 390 рублей).
Предложенная схема оптимизации налога на доходы физических лиц является, безусловно, "чистой". Главным преимуществом такой схемы является признание методики уменьшения налога на доходы физических лиц на законодательном уровне.
3.4 Минимизация налога на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость - федеральный налог, относящийся к косвенным налогам, он включается в виде надбавки в цену товара, работы или услуги и фактически оплачивается потребителем.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации, индивидуальные предприниматели, лица, перемещаемые товары через таможенную границу Российской Федерации.
Объектом налогообложения признаются:
1. реализация товаров (работ, услуг), включая предметы залога на территории РФ, и передача имущественных прав и другие. Передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе также признается реализацией;
2. передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации;
3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Не подлежит налогообложению(освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации ритуальных услуг, услуг по перевозке пассажиров, услуг, оказанных коллегиями адвокатов, услуг по сохранению и использованию архивов и другие.
Налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Налоговая база при продаже налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг). Она рассчитывается исходя из цен реализации, включая акцизы (для подакцизных товаров), но без налога на добавленную стоимость. При этом считается, что цена реализации (цена сделки) является рыночной ценой, пока не доказано обратное.
В случае если организация или индивидуальный предприниматель осуществляют строительно-монтажные работы хозяйственным способом, налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов на их выполнение.
Например, ООО «Антей Плюс» строит склад хозяйственным способом и уплачивает в бюджет налог на добавленную стоимость ежемесячно (расчет представлен за 2009 год), так как ежемесячная выручка организации превысила 2 миллиона рублей. Расходы по строительству за месяц составили:
- материалы - 180 000 рублей;
- заработная плата рабочих, а также единый социальный налог, пенсионные взносы и взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве - 160 000 рублей;
- амортизация оборудования, использованного для строительства, 40 000 руб.
Налоговая база равна 380 000 рублей (180 000 + 160 000 + 40 000).
Начиная с 2009 года, налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость для всех организаций признается квартал.
Налогоплательщик может реализовывать товары (работы, услуги), которые облагаются налогом на добавленную стоимость по различным налоговым ставкам. В этой ситуации налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг). При применении одинаковых ставок налога налоговая база исчисляется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
При налогообложении налогом на добавленную стоимость применяются три основные налоговые ставки: 0%, 10%, 18%, а также ставки, определяемые расчетным путем, а именно: 10 % / 110 %, 18 % / 118 %.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации: товаров на экспорт, при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза, а также при реализации работ и услуг, связанных с производством и продажей товаров на экспорт.
Налогообложение производится по пониженной налоговой ставке 10 % при реализации: продовольственных товаров, товаров для детей, а также медицинских товаров (все это в соответствии с перечнем Правительства Российской Федерации).
Налогообложение по стандартной налоговой ставке 18% производится при реализации всех товаров, не упомянутых выше.
Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации товаров, работ, услуг уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.
При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к их цене обязан предъявить к оплате покупателю по счету сумму налога. НДС рассчитывается по каждому виду товаров как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы или цены.
НДС = НБ * С / 100%, (9)
где НБ - налоговая база,
С - ставка налога.
Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет = «Выходной» налог на добавленную стоимость - «Входной» налог на добавленную стоимость.
Таким образом, в бюджет каждый налогоплательщик обязан уплатить разницу между налогом, полученным с покупателя продукции, и налогом, уплаченным продавцу материальных ресурсов производственного назначения.
НДС в бюджет = НДС полученный - НДС уплаченный (налоговый вычет) (10)
Налог на добавленную стоимость входит в цену товара и находится «вне» себестоимости, поэтому для него важно уменьшать не сам налоговый платеж, а разницу, подлежащую уплате в бюджет.
По своему экономическому содержанию налог на добавленную стоимость - это налог с оборота. Следовательно, оптимизация налога на добавленную стоимость заключается в том, чтобы, исходя из специфики расчета этого косвенного налога, стараться уменьшить «полученный» налог на добавленную стоимость и увеличить «уплаченный».
Так, чтобы суммы уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость обоснованно могли быть предъявлены к возмещению из бюджета, необходимо во всех расчетных и платежных документах разграничивать и отдельно указывать: стоимость товара (работ, услуг); налог на добавленную стоимость; итого к оплате. Все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры, а покупатели - регистрировать их поступление в установленном порядке.
Также следует правильно планировать налоговый поток. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет за отчетный период, будет тем меньше, чем больше в этом периоде будет фактически выполненных и оприходованных товаров (услуг и работ). Задача налогового планирования - оприходовать в отчетном периоде все, что в этом же периоде закуплено. Для этого необходимо:
- верно документально оформлять все суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам;
- четко и правильно вести счета-фактуры по приобретенным ценностям;
- ускорить процесс заготовления всех ценностей, сократить срок от предоплаты до фактического их оприходования;
- форсировать процессы выполнения сторонними организациями работ и их приемки в отчетном периоде.
Необходимо своевременно предъявлять к вычету «уплаченный» налог на добавленную стоимость. Следует учесть, что для принятия к налоговому вычету сумм «уплаченного» налога на добавленную стоимость предусмотрены требования:
- приобретаемые товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- сумма налога на добавленную стоимость фактически уплачена поставщику;
- товары приняты налогоплательщиком к учету;
- имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика.
Для строительных организаций очень важным является общеустановленный порядок вычетов налога. С 1 января 2006 года вычет налога на добавленную стоимость, предъявленный подрядчикам по капитальному строительству, производится по мере осуществления затрат. Это позволяет налогоплательщикам высвободить дополнительные средства. Ведь эти суммы не исключаются из оборота до тех пор, пока объект будет построен и введен в эксплуатацию (а это может произойти только через несколько лет).
Для организаций, с ежемесячным объемом выручки менее 2 000 000 рублей, действует отсрочка платежа, позволяющая платить и отчитываться по налогу на добавленную стоимость не ежемесячно, а раз в квартал. А это существенная экономия для организации, пренебрегать которой не следует. Причем создать такую возможность можно и искусственно. Например, при помощи посреднических договоров, когда доходом организации будет только сумма вознаграждения. Если же в этом нет необходимости, достаточно следить за сезонными пиками и спадами выручки и не позволять ей превышать установленный лимит.
Рассмотрим на примере вопрос оптимизации налога на добавленную стоимость через освобождение от налога.
Допустим, имеются три поставщика одного и того же производственного ресурса со следующими условиями:
- ЗАО «Бета» предлагает его по цене 1000 рублей, включая налог на добавленную стоимость 180 рублей;
- ООО «Мираж» предлагает его по цене 1100 рублей, без налога на добавленную стоимость (получил налоговое освобождение);
- ОАО «Бетонпром» предлагает его по цене 1000 рублей, без налога на добавленную стоимость.
Рассчитаем, у кого выгоднее приобретать ресурс, учитывая, что ООО «Антей Плюс» является плательщиком налога на добавленную стоимость и использует ресурс в переработке. Добавленная стоимость ООО «Антей Плюс» составляет 3000 рублей на единицу продукции.
Из таблицы 1 «Особенности исчисления налога на добавленную стоимость у различных производителей» очевидно, что приобретение производственных ресурсов по более низким ценам, но без налога на добавленную стоимость приводит к увеличению отпускных цен и потере конкурентоспособности. Помимо всего прочего, сумма налога на добавленную стоимость, полученная от покупателей в составе выручки, целиком перечисляется в бюджет, поскольку к возмещению предъявлять нечего.
Вместе с тем, если существует третий поставщик, ООО «Бетонпром», поставляющий производственный ресурс по цене 1000 рублей без налога, то данный вариант дает тот же эффект, что и при покупке у ООО «Бета». При покупке у ООО «Бетонпром» производитель ООО «Антей Плюс» перечисляет в бюджет сумму налога на добавленную стоимость в размере 720 рублей, но при этом отпускная цена такая же, как и у ООО «Бета».
Таким образом, можно сделать вывод, что освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость неэффективны в тех случаях, когда освобожденные от налога товары (работы, услуги) передаются на следующий цикл производства, участвуя в промежуточном потреблении. В этом случае организация, приобретающая производственные ресурсы, освобожденные от налога на добавленную стоимость, для процесса производства других товаров (работ, услуг), которые облагаются налогом в общеустановленном порядке, фактически уплачивает налог на добавленную стоимость и за себя, и за того, кто был освобожден от налога на добавленную стоимость на предыдущей стадии производственного цикла.
Получается, что налог на добавленную стоимость, не уплаченный на одном цикле производственного процесса, перекладывается на следующий цикл.
В процессе своей деятельности ООО «Антей Плюс» сотрудничает с организациями-поставщиками. Они в свою очередь различными способами ведут свою хозяйственную деятельность. Допустим, не все эти организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость в бюджет в силу различного вида налоговых льгот.
Рассчитаем на основе данных налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость выгодность для ООО «Антей Плюс» сотрудничества с поставщиками, уплачивающими налог в бюджет.
Вариант 1.
Расчет по данным налоговой декларации.
1. реализация товаров (работ, услуг) собственного производства за год составила 7 702 341 рублей без учета налога на добавленную стоимость.
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт 90 «Продажи» - 7 702 341 рубль.
Дт 90 «Продажи» Кт 68 « Расчеты по налогам и сборам» - 1 386 422 рубля - налог на добавленную стоимость полученный.
Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 19 « Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - 1 111 261 рублей - налог на добавленную стоимость уплаченный в бюджет рассчитан по формуле (9):
НДС = 6 173 642 рублей * 18% / 118% = 1 111 261 рублей.
4. так как ООО «Антей Плюс» не сотрудничает с поставщиками, не выделяющими налог на добавленную стоимость, то приведем условную сумму расчета с поставщиками, не выделяющими налог на добавленную стоимость, за год - 100 800 рублей.
Дт 10 «Материалы» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 100 800 рублей.
Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, рассчитывается по формуле (10):
НДС в бюджет = (1 386 422 рублей + 113 979 рублей) - 1 111 261 = 1 500 401 рублей - 1 111 261 рублей = 389 140 рублей.
Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 51 « Расчетные счета» - 389 140 рублей - налог на добавленную стоимость, уплаченный в бюджет.
Вариант 2.
Рассчитаем налог на добавленную стоимость с заменой поставщиков, освобожденных от уплаты налога, на поставщика, выделяющего налог на добавленную стоимость.
1. реализация товаров (работ, услуг) собственного производства за год составила 7 702 341 рублей без учета налога на добавленную стоимость.
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт 90 «Продажи» - 7 702 341 рубль.
Дт 90 «Продажи» Кт 68 « Расчеты по налогам и сборам» - 1 386 422 рубля - налог на добавленную стоимость полученный.
2. авансы, полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), составили 747 198 рублей.
Дт 51 «Расчетные счета» Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - 747 198 рублей.
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт 90 «Продажи» - 747 198 рублей.
Дт 90 «Продажи» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 113 979 рублей - полученный налог на добавленную стоимость, рассчитанный по формуле (9):
НДС = 747 198 рублей * 18% / 118% = 113 979 рублей.
3. так как в этом варианте расчета мы производим замену поставщиков, то имеем право ту сумму, которую фактически выставляют нам освобожденные поставщики (100 800 рублей), прибавить к общей сумме от приобретения материальных ресурсов. Таким образом, мы добьемся увеличения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость, так как купленные у этих поставщиков материалы были использованы на основное производство. Следовательно, материальных ресурсов было приобретено на сумму 1 212 061 рублей.
Дт 10 «Материалы» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 1 027 170 рублей.
Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 184 891 рублей.
Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 19 « Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - 184 891 рубля - налог на добавленную стоимость уплаченный. Рассчитан по формуле (9):
Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, рассчитывается по формуле (10):
НДС в бюджет = (1 386 422 рублей + 113 979 рублей) - 1 212 061 рублей = 1 500 401 рублей - 1 212 061 рубля = 288 340 рубля.
Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 51 « Расчетные счета» - 288 340 рублей - налог на добавленную стоимость, уплаченный в бюджет.
Из выше приведенного примера мы видим, что экономия организации ООО «Антей Плюс» имеет место во втором варианте, то есть при отказе сотрудничества с поставщиками, не выделяющими налог на добавленную стоимость. При выполнении этого условия, организация может сэкономить на налоге на добавленную стоимость 100 800 рублей (389 140 рублей - 288 340 рублей) за год.
Таким образом, освобождение от налога на добавленную стоимость становится выгодным, когда покупатели не выделяют «входной» налог и не предъявляют его к налоговому вычету из своих налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость.
3.5 Минимизация налога на прибыль организаций
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Объектом обложения по данному налогу является прибыль, равная полученному налогоплательщиком доходу и уменьшенная на величину произведенных им расходов (обоснованные и документально подтвержденные затраты).
При исчислении налога доходы подразделяются на:
- доходы от реализации продукции, имущественных прав;
Налоговой базой является денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению, поэтому доходы и расходы налогоплательщика должны учитываться в денежной форме. Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала года.
Расчет налоговой базы производится по формуле:
НБ = По - Дпр , (11)
где НБ - налоговая база,
По - прибыль налогооблагаемая,
Дпр - доходы прочие (по операциям с ценными бумагами, доходы от долевого участия в других организациях).
По = (Др + Двн) - (Рр + Рвн) , (12)
где Др - доходы от реализации продукции (товаров, работ, услуг),
Двн - доходы от внереализационных операций,
Рр - расходы от реализации продукции (товаров, работ, услуг),
Рвн - расходы по внереализационным операциям.
Ставка налога на прибыль организаций устанавливается в размере 20% (2,0% поступает в Федеральный бюджет, и 13,5 - 18% поступает в территориальный бюджет). Это основная ставка, применяемая в Российской Федерации начиная с 1 января 2009 года. Налог на прибыль является одним из основных федеральных налогов.
Налог на прибыль является регулирующим. Его ставки, подлежащие зачислению в бюджеты субъекта Российской Федерации, меняются практически каждый год: в 2002 году - 14,5%, в 2003 году - 16%, в 2004 году - 17%, с 2005 - 17,5%. Неизменной оставалась величина допустимого снижения ставки - не более чем на 4%.
Налог на прибыль организаций рассчитывается самостоятельно, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Нпр = НБ * С, (13)
где Нпр - налог на прибыль организации,
НБ - налоговая база, подлежащая налогообложению,
С - ставка налога на прибыль организации.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.
В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа.
В 1 квартале текущего налогового периода его размер такой же, как и в последнем квартале предыдущего налогового периода, то есть в 4 квартале.
Во 2 квартале сумма ежемесячного авансового платежа принимается равной 1/3 суммы авансового платежа за 1-ый отчетный период текущего года.
В 3 квартале сумма ежемесячного авансового платежа принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам 1 квартала.
В 4 квартале сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате, принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам 9 месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Налоговым периодом по налогу признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
При рассмотрении возможностей оптимизации налога на прибыль ООО «Антей Плюс» берет во внимание все аспекты исчисления и уплаты данного налога. Занимаясь оптимизацией налога на прибыль, данная организация действует исходя из общей стратегии организации, ориентированной на удовлетворение интересов собственников, как путем максимизации чистой прибыли, так и другими путями, всесторонне оценивая влияние суммы налога и соответственно суммы чистой прибыли на величину показателей эффективности финансовой деятельности организации.
Основные направления оптимизации налога на прибыль следующие:
- обоснование и документальное подтверждение расходов, направленных на получение дохода от реализации продукции, работ, услуг и внереализационого дохода;
- обоснование критериев отнесения расходов к текущим, а не к расходам будущих периодов;
- осуществление контроля за размером прочих расходов, регулируемых для целей налогообложения прибыли в соответствии с положениями главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации [1]: представительские, командировочные, страхование работников, имущества и другие;
- обоснование сомнительности долгов в целях обеспечения возможности формирования резервов по сомнительным долгам;
- обоснование способа начисления амортизации по амортизируемому имуществу; рассмотрение возможностей применения ускоренной амортизации, в том числе путем приобретения имущества с помощью финансового и оперативного лизинга;
- рассмотрение возможности оформления безвозмездного имущества от акционеров, чья доля в капитале общества превышает 50%, и другие.
Отсюда очевидны четыре общих подхода к минимизации:
1. Формальное увеличение расходов в организации, то есть максимально возможное увеличение себестоимости (причем формальное). Достигается это за счет ускоренной амортизации; отчислений на себестоимость сверхлимитных затрат на обучение, рекламу, аудит и так далее;
2. Выведение части поступлений (доходов) из налогооблагаемой базы, то есть уменьшение налогооблагаемой базы. Это возможно за счет создания резервов сомнительных долгов; уценки в конце года устаревших ценностей; использования авансовых платежей налога на прибыль и другое;
3. Формирование резервов, позволяющее более равномерно распределять налоговую нагрузку по налоговым периодам, то есть получать отсрочку по налогу на прибыль;
4. Перенос налогооблагаемой базы на льготный налоговый режим либо на организацию с меньшим уровнем налоговой нагрузки и рефинансировании без дополнительных налоговых обязательств.
При снижении налога на прибыль в связи с формальным уменьшением налогооблагаемой базы, необходимо выделять и учитывать требования налогового законодательства в отношении порядка формирования всех компонентов налогооблагаемой прибыли, доходов и расходов налогоплательщика.
Поскольку доходы от некоторых видов деятельности облагаются налогом по различным ставкам для целей налогообложения надо четко отделить такие виды деятельности от других видов деятельности. В организациях, ведущих несколько видов деятельности, обязателен раздельный учет по каждому из видов.
Расходами налогоплательщика признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Минимизация налога напрямую зависит от величин: расходов, связанных с производством и реализацией (материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы); внереализационных расходов. Отдельно необходимо планировать включаемые в себестоимость продукции нормируемые расходы.
При минимизации налога выделяются требования к оформлению производственных затрат на предмет возможности их обоснования и документального подтверждения. Ибо в случае неправильного оформления произведенного расхода производственного назначения возможно применение к налогоплательщику штрафов и пени.
Также сминимизировать налог на прибыль можно при проведении улучшений арендованного имущества. Арендованное имущество модернизируется за счет заемных средств. В роли заимодавца выступит арендатор, а в роли заемщика - арендодатель. В этом случае формально сам арендатор в модернизации не участвует. По документам все необходимые сделки совершает арендодатель: принимает материалы, выполненные работы, оказанные услуги.
Но понятно, что данная схема предполагает финансирование модернизации за счет арендатора. Поэтому по окончании договора займа деньги ему не возвращаются. Вместо этого стороны проводят зачет взаимных требований.
А именно за счет невозвращенного займа погашается задолженность по арендной плате.
Чтобы такая задолженность возникла, арендатор какое-то время не должен перечислять деньги за пользование имуществом. Арендодатель, не останется в убытке, если увеличит арендную плату. При этом задолженность по аренде должна совпасть с суммой займа. Тогда арендодатель не понесет финансовых потерь от формальной задержки арендных платежей.
При этом должное внимание нужно уделить бумагам:
- заключит дополнительное соглашение к договору аренды имущества, упомянув в нем повышение арендной платы.
- подписать договор займа. Величина заемных средств - это планируемые расходы на модернизацию имущества. Данная сумма перечисляется заемщику (арендодателю) или - по его поручению - третьим лицам.
В договоре также предусматривают проценты по займу и условия их выплаты. Впрочем, возможен и беспроцентный заем. В настоящее время никакими налоговыми последствиями заемщику это не грозит.
Например, ООО «Антей Плюс» арендует у ЗАО «Экспресс-сервис» здание цеха за 11 800 рублей в месяц (в том числе налог на добавленную стоимость - 1 800 рублей). В январе 2009 года руководитель ООО «Антей Плюс» принял решение реконструировать здание. Строительные работы обойдутся в 826 000 рублей (в том числе налог на добавленную стоимость - 126 000 рублей). Оставшийся срок аренды 4 года - с января 2009 года по декабрь 2013 года включительно.
В целях минимизации налога на прибыль стороны заключили договор беспроцентного займа. Согласно этому документу ООО «Антей Плюс» дает взаймы ЗАО «Экспресс-сервис» 826 000 рублей на 4 года.
В дополнительном соглашении стороны прописали, что с 1 января 2009 года по декабрь 2013 года арендная плата за пользование зданием увеличивается на 5408,33 рублей. Эту величину рассчитали так. Сначала была определена разница между стоимостью строительных работ и арендной платой за 4 года:
826 000 рублей - (11 800 рублей * 48 месяцев) = 259 600 рублей.
А затем уже установили сумму, на которую надо увеличить ежемесячный платеж:
259 600 рублей / 48 месяцев = 5408,33 рублей.
То есть, с 1 января 2009 года ООО «Антей Плюс» ежемесячно будет начислять по 17 208,33 рублей (11 800 + 5408,33).
В декабре 2013 года стороны проведут зачет суммы займа и задолженности по арендной плате в размере 826 000 рублей.
В отличие от бухгалтерского учета налоговое законодательство предоставляет организациям возможность применения специальных коэффициентов при начислении амортизации.
Польза применения повышающего коэффициента заключается в том, что стоимость объекта списывается в уменьшение налогооблагаемой прибыли в более короткие сроки. Этим можно воспользоваться в случаях использования основных средств для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности (коэффициент не выше 3), а также являющихся предметов договора лизинга (не выше 2).
Рассмотрим целесообразность применения повышающего коэффициента в отношении амортизируемого имущества. Первоначальная стоимость приобретенного ООО «Антей Плюс» оборудования для обработки бетона - 150 000 рублей. Срок полезного использования - 10 лет. Организация производит строительные работы в две смены. Было принято решение к оборудованию, используемому для производства продукции, применить повышающий коэффициент - 1,3. Амортизация начисляется в ООО «Антей Плюс» линейным способом. Рассмотрим, с позиции оптимизации налогообложения, применение повышающего коэффициента амортизации.
Вариант 1.
Рассчитаем сумму амортизации без применения специального коэффициента:
У А = С * ((1/n) * 100%), (14)
где У А - сумма амортизации,
С - первоначальная стоимость объекта,
n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
У А = 150 000 рублей * (( 1 / 120месяцев) * 100 %) = 1 250 рублей в месяц и, соответственно, 15 000 рублей (1 250 рублей * 12 месяцев) в год.
Теперь определим влияние амортизационных отчислений на величину налога на прибыль.
По данным декларации по налогу на прибыль за отчетный период ООО «Антей Плюс»:
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства составила 2 374 160 рублей;
- выручка от реализации покупных товаров (работ, услуг) составила 42 373 рубля;
- внереализационные доходы отсутствуют в отчетном периоде;
- расходы от реализации составили 2 342 819 рублей, в том числе прямые расходы налогоплательщика, осуществляющего оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю в отчетном периоде, относящихся к реализованным товарам - 42 017 рублей;
- расходы внереализационные отсутствуют.
Таким образом, доходы от реализации организации ООО «Антей Плюс» составили 2 416 533 рублей (2 374 160 рублей + 42 373 рубля).
По вышеуказанным данным рассчитаем прибыль налогооблагаемую в целях налога на прибыль (а она же будет равна налоговой базе, так как у организации нет прочих доходов) по формуле (12).
По = 2 416 533 рубля - 2 342 819 рублей = 73 714 рублей.
Налог на прибыль, подлежащий зачислению в федеральный бюджет будет рассчитываться:
Нпр = = 1 474 рублей.
Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 1 474 рублей;
Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 51 «Расчетные счета» - 1 474 рублей.
Налог на прибыль, подлежащий зачислению в региональный бюджет будет рассчитываться:
Нпр = = 13 269 рублей.
Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 13 269 рублей;
Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 51 «Расчетные счета» - 13 269 рублей.
Вариант 2.
Рассчитаем сумму амортизации в случае применения специального повышающего коэффициента, равного 1,3.
У А = С * (1,3 * (1/n) * 100%), (15)
где У А - сумма амортизации,
С - первоначальная стоимость объекта,
n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
Таким образом, при применении повышающего коэффициента, сумма амортизации увеличилась на 375 рублей ежемесячно и на 4 500 рублей за год.
Теперь определим влияние амортизационных отчислений на величину налога на прибыль.
По данным декларации и с учетом предложенной минимизации по налогу на прибыль за отчетный период ООО «Антей Плюс»:
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства составила 2 374 160 рублей;
- выручка от реализации покупных товаров (работ, услуг) составила 42 373 рубля;
- внереализационные доходы отсутствуют в отчетном периоде;
- расходы от реализации составили 2 342 819 рублей, в том числе прямые расходы налогоплательщика, осуществляющего оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю в отчетном периоде, относящихся к реализованным товарам - 42 017 рублей и амортизационные отчисления - 4 500 рублей;
- расходы внереализационные отсутствуют.
Таким образом, доходы от реализации организации ООО «Антей Плюс» составили 2 416 533 рублей (2 374 160 рублей + 42 373 рубля).
По вышеуказанным данным рассчитаем прибыль налогооблагаемую в целях налога на прибыль (а она же будет равна налоговой базе, так как у организации нет прочих доходов) по формуле (12).
По = 2 416 533 рубля -2 347 319 рублей = 69 214 рублей.
Налог на прибыль, подлежащий зачислению в федеральный бюджет будет рассчитываться:
Нпр = = 1 384 рубля.
Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 1 384 рубля;
Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 51 «Расчетные счета» - 1 384 рублей.
Налог на прибыль, подлежащий зачислению в региональный бюджет будет рассчитываться:
Нпр = = 12 459 рублей.
Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 12 459 рублей;
Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 51 «Расчетные счета» - 12 459 рублей.
Так, организация в отчетном периоде (за первый квартал) может заплатить налога на прибыль на 900 ((1 474 рублей - 1 384 рублей) - (13 269 рублей - 12 459 рублей)) рублей меньше.
Таким образом, при применении ускоренной амортизации снижается величина налога на прибыль организаций. Это связано с тем, что при ускоренной амортизации увеличивается величина амортизационных отчислений. А это, в свою очередь, ведет к увеличению себестоимость продукции и к уменьшению налогооблагаемой прибыли организаций и величины налога на прибыль.
Заключение
Оптимизация налогообложения деятельности организации позволяет так спланировать деятельность предприятия в кратком, среднесрочном и долгосрочном периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами, и минимальной уплатой налогов в условиях изменчивости состояния рынка. Это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное стратегическое планирование позволит свести риски к минимуму.
Существует явный парадокс, который заключается в следующем. Бизнес не ведется ради снижения налогов, ибо его целью является прибыль. В идеале корпоративные менеджеры, как для акционеров, так и для оценки предприятия (бизнеса) стремятся увеличить размер чистой прибыли. В то же время эти же менеджеры с помощью бухгалтеров, юристов и финансовых консультантов прилагают значительные усилия для того, чтобы для целей налогообложения уменьшить размер чистой прибыли.
Разрешение парадокса связано с тем, что конечной целью управления должна быть не минимизация (снижение) отдельных налогов, а увеличение доходов предприятия после уплаты всех налогов. В системном окружении налоги влияют друг на друга, зачастую их налоговые базы пересекаются. Эти моменты должны постоянно иметь в виду руководители и менеджеры, которые принимают решения в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом возможных налоговых последствий.
Ключевая задача корпоративного финансового менеджмента - выбор наилучшего пути управления всеми финансовыми ресурсами. Поэтому если минимизацию налогов рассматривать с точки зрения финансовой оптимизации, то в первую очередь следует ответить на вопрос: что выгоднее - уплатить меньше налогов, но раньше, или больше - но в поздние сроки? Следовательно, система налогообложения органически связана с разработкой как стратегических решений, так и текущих финансовых проектов.
Организацию, внедряющую методы налогового менеджмента, должна интересовать не столько сама по себе величина уплачиваемых налогов, сколько эффективность принимаемых решений по вложению высвободившихся в результате оптимизации налоговых потоков средств, то есть результативность управленческих решений не только в поиске дополнительных источников доходов, но и в области налоговых расходов и вложения налоговой прибыли (полученной разницы между оптимизированными суммами налоговых доходов организации и ее налоговых расходов). Это и есть оптимизация налогов, основанная на выборе эффективных решений, то есть рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, дополнительных налоговых доходов и эффективное их вложение в развитие организации и иные экономически обоснованные затраты.
Уменьшение налоговых выплат в результате их оптимизации и планирования должно вести к увеличению размера прибыли организации, а значит, и отвечать интересам владельцев, руководителей и работников организации. Однако эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Сокращение одних налогов может привести к увеличению других, а также к налоговым санкциям со стороны контролирующих органов.
Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а минимизация бремени налогов на базе роста производства, продажи доходности бизнеса, то есть построение эффективной системы управления предприятием и принятия решений таким образом, чтобы оптимальной была вся структура бизнеса. Долговременность, устойчивость эффекта снижения налогового бремени могут быть обеспечены путем эффективного вложения средств в производство, развитие организации, в том числе и средств, высвободившихся от эффекта снижения налогового бремени.
У налогоплательщиков имеются различные возможности для уменьшения налогового бремени. Однако в первую очередь необходимо говорить об оптимизации всей системы налогообложения, которая, безусловно, осуществляется в ООО «Антей Плюс» в рамках действующего законодательства о налогах и сборах.
Оптимизация налогообложения и налоговое планирование строиться на поддержании налогоплательщиками своей ценовой конкурентоспособности на рынке, имея ввиду, что большая часть налогов включается в продажные цены товаров и оплачивается потребителями.
После проведенных исследований и расчетов в ООО «Антей Плюс» можно сделать вывод, что данная тема действительно очень актуальна, и особенно в условиях сложившегося экономического кризиса в стране, и дает видимые результаты в снижении налогового бремени в конкретной организации.
Так, выше предложенный способ минимизации по единому социальному налогу, а именно, найма рабочего на проведение ремонтных работ, оформленный не договором гражданско-правового характера, а договорами подряда на выполнение ремонтных работ и купли-продажи материалов в подобной ситуации дает ощутимую экономию средств работодателя в размере 26 000 рублей за месяц.
Уменьшение налога на доходы физических лиц можно достичь простым и совершенно законным способом. Налоговый Кодекс Российской Федерации [1] не запрещает работодателю выплачивать своим работникам премию из чистой прибыли, не облагаемую налогом, в размере, не превышающем 4 000 рублей за отчетный период. А это, в свою очередь, влечет за собой уменьшение налога на доходы физических лиц в размере 520 рублей с одного работника за отчетный период, как рассчитано выше.
Снизить налог на добавленную стоимость, уплачиваемый в бюджет ООО «Антей Плюс», может в том случае, если откажется от сотрудничества с поставщиками, не являющимися плательщиками данного налога. Как показали расчеты, замена освобожденных поставщиков на поставщиков - плательщиков налога на добавленную стоимость ведет к экономии средств организации в размере 100 800 рублей за год.
Положительный результат, с точки зрения минимизации налога на прибыль организаций, в ООО «Антей Плюс» может быть достигнут с помощью проведения модернизаций арендованного имущества. Однако в этом случае необходимо должное внимание уделить бумагам. Как и показано выше в расчетах. Тогда это приведет к экономии данного налога на 900 рублей.
Нужно отметить, что все организации с целью повышения эффективности своей деятельности должны систематически проводить анализ влияния налоговых платежей на финансовые результаты работы. Это позволяет коммерческим организациям, в том числе и ООО «Антей Плюс», оптимизировать налоговые платежи и улучшить финансовые результаты деятельности работы, ведь налоговая система довольно значимо влияет на них.
Известно, успешно работающая организация способна на инвестиции, и как следствие, к росту объемов деятельности.
Ведя предпринимательскую деятельность прибыльно и успешно, организации имеют возможность не только создавать благоприятные условия для работы, но и осуществлять всевозможные социальные мероприятия для своих работников, в том числе и при уходе на пенсию.
Глоссарий
Производство - исходный пункт процесса воспроизводства; производство есть не что иное, как начало движения совокупного продукта по цепочке: производство, обращение, потребление. Процессы производства, обращения и потребления непрерывно повторяются, а обществу на всех этапах его развития необходимо информация, характеризующая эти процессы.
Налоговый кредит - налоговые льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов налогового кредита являются безвозвратными и беспроцентными;
Отсрочка от уплаты налога - перенос предельного срока уплаты налога на более поздний срок;
Рассрочка налогового платежа - деление суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.
Хозяйственная операция - это действие, которое отражает хозяйственные факты, сделки, расчеты, результаты финансовой деятельности и так далее, состав и размещение имущества, а так же источники образования средств (собственные и заемные). Через хозяйственные операции, совершаемые в сфере снабжения, производства и продажи, имущество и обязательство подвергаются изменениям.
Сфера производства - основа деятельности организации. Здесь предметы труда превращаются в готовую продукцию с помощью работников, которые воздействуют на них средствами труда и придают им новый вид или свойства, то есть создают готовую продукцию.
Готовая продукция - это изделия или продукты, полностью произведенные в данной организации, отвечающие требованиям стандартов и технологическим условиям и сданные на склад готовой продукции.
Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.
Налоговое планирование - законный способ обхода налогов с использованием льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.
Уклонение от уплаты налогов - это несвоевременная уплата налогов, непредставление документов, незаконное использование налоговых льгот и так далее. Именно элемент незаконного уменьшения обязательств позволяет разграничить понятия «уклонение от налогов» и «налоговое планирование».
Обход налогов - ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных причин. В теории налогового права различают два способа обхода налогов: законный и незаконный, то есть с применением запрещенных законом приемов и схем.
Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Учетная политика - это определенные принципы, правила и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета, подготовки финансовой отчетности.
Корпоративный налоговый менеджмент - это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и расходов.
Налоговый кредит - налоговые льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада.
Отсрочка от уплаты налога - перенос предельного срока уплаты налога на более поздний срок.
Рассрочка налогового платежа - деление суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.
Налоговый контроль - систематическая деятельность, направленная на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности исчисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов).
Корпоративное налоговое планирование - необходимая составляющая финансово-экономической деятельности субъекта; это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.
Внутренний налоговый контроль - это первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия.
Мнимая сделка - сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.
Притворная сделка - это сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку.
Безнадежные долги - долги перед налогоплательщиком, по которым истек срок исковой давности, а также долги, по которым прекращено обязательство вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Налоговые резиденты Российской Федерации - это лица, проживающие на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, они уплачивают налог со всех полученных где бы то ни было доходов, то есть несут полную налоговую ответственность.
Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации - это лица, находящиеся на территории страны меньше 183 дней в календарном году, они уплачивают налог лишь с доходов, полученных от источников в Российской Федерации, то есть несут ограниченную налоговую ответственность.
Список использованных источников илитературы
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями. М.: Экзамен, 2009 г.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями. М.: Элита, 2008 г.
3. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ (редакция от 19.02.2007 года).
4. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ (ред. от 01.07.2007 года).
5. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ.
6. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ (ред. от 01.05.2007 года).
7. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (редакция от 03.11.2006 года).
8. Приказ Минфина России от 31.10.2000 года № 94н (редакция от 18.09.2006 года) «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению».
9. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённое Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.03.2000).
10. Аулов Ю.Л. Налоговое планирование: Курс лекций. - Белгород: Издательский центр «Логия», 2008 г.
12. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Ростов - на - Дону, 2008 г.
13. Евстигнеев Е.Н.Налоги и налогообложение. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 288с.: ил. - (Серия «Краткий курс»).
14. Минаков А.В. Собираемость налогов как критерий бюджетно-налоговой безопасности // Экономический анализ: теория и практика. - 2007 г.
15. Налоги и налогообложение / Под ред. Б.Х. Алиева. М.: Финансы и статистика, 2007 г.
16. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской. - СПб.: Питер, 2008 г.
17. Налоговое планирование / Под ред. Е.С. Вылковой, М.В. Романовского. - Спб.: Питер, 2007 г.
18. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И.В. Горского. - М.: Финансы и статистика, 2007 г.
19. Оптимизация и минимизация налогообложения: готовые способы экономии / Под. ред. С.В. Белоусовой. - Москва: Вершина, 2008 г.
20. Пансков В.Г.. Князев В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: МЦФЭР, 2008 г.
21. Русаков И.Г., Кашина В.А. Налоги и налогообложении, М.: ЮНИТИ, 2008 г.
22. Савченко В.Я. О методике определения налоговой нагрузки // Финансы. - 2007 г.
23. Сергеев И.В. Налоговое планирование: Учеб.-метод. пособие / И.В. Сергеев, А.Ф. Галкин, О.М. Воронцова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 168 с.
24. Спирина Л.В., Тимошенко В.А. Налоговые проверки: Учебное пособие, М.: Экзамен, 2008 г.
25. Учетная политика на 2008 год в целях бухгалтерского и налогового учета и налогообложения: практическое руководство / Под общей ред. Ю.Л. Фадеева. - М.: Эксмо, 2008 г.
26. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра - М, 2008 г.
27. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.
28. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. - Спб.: ПИТЕР, 2004.
29. Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования. - Спб.: ПИТЕР, 2004.
30. Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения. - М.: Издательство «Экзамен», 2005.
31. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум. - М.:ИНФРА-М, 2003.
32. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. - Спб.: ПИТЕР, 2006.
33. Сергеев И.В. Налоговое планирование: Учебно-методическое пособие/ И.В. Сергеев, А.Ф. Галкин, О.М. Воронцова. - М.: Финансы и статистика, 2007.
34. Оптимизация и минимизация налогообложения: готовые способы экономии / Под ред. С.В. Белоусовой. - Москва: Вершина, 2007.
39. 6.Владыка М.В. Сборник задач по налогам и налогообложению: учебное пособие / М.В. Владыка, В.Ф. Тарасова, Т.В. Сапрыкина; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. - М.: КНОРУС, 2007.