Рефераты

влияние инфляции на оценку эффективности инвестиций

влияние инфляции на оценку эффективности инвестиций

1

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение

Глава 1. Сущность инфляции

1.1. Понятие инфляции

1.2.
Виды и классификация современной инфляции

1.3.
Антиинфляционная политика

Глава 2. Сущность инвестиций

2.1.
Экономическая сущность и формы инвестиций

2.2. Внутренние и внешние источники инвестиций

2.3. Инвестиционный климат в России

Глава 3. Влияние инфляции на оценку эффективности инвестиции

3.1. Методы оценки эффективности инвестиций

3.2. Учет фактора инфляции в отечественной практике при оценке эффективности инвестиционного проекта

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с первым периодом возникновения денег. Само понятие «инфляция» (от лат.
Inflatio - вздутие) впервые стало употребляться в Северной Америке в 1861 - 1865 годах. Означало оно некий процесс, приводящий к увеличению бумажно-денежного обращения. Вскоре это понятие стало использоваться в Великобритании и Франции, причем в основном в среде финансистов и банкиров. В экономической литературе оно появилось в начале ХХ века.

Инфляция - тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями в различных сферах рыночного хозяйства страны, до сих пор не освещено в полной мере в научном плане. Инфляция - наиболее острая проблема современного развития экономики, поэтому она требует, прежде всего, уточнения как социально-экономическое понятие.

В отечественной литературе слово «инфляция» чаще всего отождествляется с установлением нового равновесия спроса и предложения в изменяющихся условиях. Нередко при определении инфляции ее ставят в зависимость от интерпретации таких экономических категорий, как спрос, предложение, равновесие. В частности, инфляцией считается превышение количества денег, находящихся в обращении, по отношению к стоимости товаров и услуг, приводящее к их обесценению.

В условиях централизованной экономике, в социалистической экономике, явление «инфляции» не замечалось. Считалось, что поскольку количество денег в обращении устанавливается планомерно в соответствии с потребностями розничного товарооборота, то инфляция не может возникнуть. При этом не учитывалось, что инфляция может носить скрытый характер, проявляющийся в товарном дефиците. Именно эта причина - сокращение объема производства - обострила в 1990 году инфляционные процессы. Особенностью экономического кризиса России явилось то, что он не сопровождался падением доходов предприятий и населения, что усугубило инфляцию. Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Для западной экономики формула «инфляция - рост цен» оказалась неприемлемой, потому что «там» инфляция означает рост цен при сохранении баланса спроса и предложения. В самом популярном на Западе учебнике К.Макконела и С.Брю «Экономикс» указывается, что «инфляция - это повышение общего уровня цен». Для Запада главное в этом вопросе - цены, их общий уровень. Понятие инфляции в России имеет собственное свойство и не укладывается в рамки классического представления.

Таким образом, инфляция - многоплановый феномен, вбирающий в себя производственный, денежный и воспроизводственный аспекты.

Целью данной курсовой работы является выявить сущность инфляции и инфляционные факторы, влияющие на оценку эффективности инвестиций.

Глава 1. Сущность инфляции

1.1. Понятие инфляции

Инфляция - это сложное многофакторное явление, характеризующее нарушение воспроизводственного процесса и присуще экономике, которая использует бумажно-денежное обращение.

Инфляция проявляется в первую очередь в форме повышения уровня товарных цен, а также в форме относительного удорожания золота и иностранной валюты.

В отдельных случаях возможен рост цен, не обусловленный инфляционными процессами. Это происходит, когда меняются общие воспроизводственные условия, в результате чего происходит рост издержек производства. Например, наблюдается удорожание сырья из-за ухудшения условий его добычи; рост качества продукции требует дополнительных затрат труда и т.д.

Инфляционный процесс связан с таким ростом цен, который не вызван непосредственно возрастанием затрат на производство. Инфляция есть результат макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение.

Небольшая (умеренная) инфляция до 10% в год в западной литературе не рассматривается как социальное зло. Наоборот, считается, что она в какой-то мере подхлестывает экономику, придает ей необходимый динамизм.

В самом деле, при росте цен население больше покупает, ибо в дальнейшем покупки обойдутся еще дороже. Это стимулирует производителей увеличить предложение, и рынок быстрее насыщается.

Однако при уровне выше 10% инфляция делается очень опасной. Особенно агрессивно разрушается экономика при гиперинфляции, когда цены увеличиваются не на несколько процентов, а в несколько раз. При крайних случаях гиперинфляции деньги теряют функцию всеобщего покупательного средства.Инфляция представляет собой опасность для экономического развития и в силу ее агрессивности, которая связана с ее самовоспроизводством. Она начинает сама себя подхлестывать, увеличивая инфляционную волну.

Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли. Это происходит потому, что они связаны между собой взаимными поставками. Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой продукции.

Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен.

Существует три способа измерения инфляционных процессов.

Первый - измерение с помощью индекса цен. Используется индекс цен валового национального продукта, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг ("рыночной корзиной") выражается в процентах. И так, для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Индекс потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.

Дефлятор валового национального продукта (ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен). Дефлятор призван устранить ценовые колебания при изменении динамики ВВП для выявления реального объема ВВП и соответствующей корректировки экономической политики. Дефлятор ВВП представляет собой отношение номинального ВВП, исчисленного в текущих ценах к реальному, то есть к ВВП в неизменных ценах. Оба показателя берутся в текущем периоде

Второй способ определить силу инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).

Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен).

Темп инфляции - изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.

ИПЦ в отчетном периоде - ИПЦ в базовом периоде *100%

темп инфляции = ИПЦ в базовом периоде

Третий способ- это вычисление "по правилу величины 70". Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах. Имея ввиду эти основополагающие сведения, перейдем к рассмотрению причин инфляции. Главная из них - это дисбаланс национального хозяйства, приводящий к превышению спроса над предложением, что получило название инфляционного разрыва. Причин, вызывающих дисбаланс много. Их роль каждой из них зависит от конкретной ситуации.

Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

приблизительное количество

лет, необходимых для удвоения

___________70___________________

темпов инфляции = темп ежегодного увеличения уровня цен (%)

Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяется после своей разрушительной деятельности и углубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ранее. [3.стр. 51]

1.2. Виды и классификация современной инфляции.

Ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах. Так, во время войн государства часто выпускали большие количества необеспеченных бумажных денег для покрытия военных расходов. В последние двадцать - тридцать лет инфляция стала хроническим заболеванием экономик многих стран мира.

Существует несколько видов инфляции. Для классификации инфляции применяют следующие критерии:

- темп роста цен;

- особенности проявления;

- степень расхождения роста цен по различным товарным группам;

- ожидаемость и предсказуемость инфляции.

С позиции первого критерия инфляцию различают:

Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.

Многие современные экономисты, в том числе современные последователи экономического учения Кейса считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Такая инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса. [5.стр. 221]

Темпы умеренной инфляции, по мнению многих экономистов, являются просто платой за развитие промышленности страны. При такой инфляции стоимость денег сохраняется и отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. Нарастающая инфляция изменяется, следуя за экономическим циклом. Она увеличивается во время подъема и уменьшается в период спада. Однако здесь выявлена интересная закономерность: спад снижает темпы инфляции на меньшую величину, чем увеличивает их следующий за ним подъем.

Кроме того, во время спада процесс подавления инфляции идет весьма медленно, тогда как подъем восстанавливает прежний уровень инфляции за довольно короткий срок, а дальше превосходит его. Описанная ситуация заставила многих экономистов задуматься над целесообразностью расширения производства, жертвуя некоторыми темпами инфляции, а также возможностью перерастания устойчивой инфляции в галопирующую. За эти свойства умеренная инфляция получила еще два названия - ползучая и нарастающая.

Галопирующая инфляция, при которой характерен рост цен от 20% до 200% в год является уже серьезным напряжением для экономики, хотя рост цен еще не сложно предсказать и включить в параметры сделок и контрактов.

Она отражает нестабильность экономической обстановки, деньги ускоренно материализуются в товары.

Психология населения претерпевает значительные изменения. Люди стремятся защитить свои сбережения от инфляции. Наблюдается ускоренная материализация денег. Обычно процесс галопирующей инфляции возникает вследствие продолжающейся необдуманной денежно-кредитной политики. Она показывает, что, появляясь, галопирующая инфляция сначала движет кривую спроса вверх вдоль кривой предложения, что приводит к увеличению как цен, так и объема производства. Дальнейшее развитие процесса лишь перемещает вверх кривую предложения параллельно линии естественного объема производства. Это объясняется тем, что продолжающееся повышение цен перестает стимулировать производство к дальнейшему росту, т.к. цены на ресурсы уже успели подняться, повысив издержки.

С первого взгляда может показаться, что галопирующая инфляция не несет в себе особенно сильной угрозы, потому что является платой за превышение реального объема производства над естественным его уровнем. Но такая ситуация не может продлиться долго. По мере приспособления инфляционных ожиданий фирм цены на произведенные товары будут даваться с опережением. Кривая предложения будет сдвигаться с настоящей точки уже не на следующую за ней, а через одну, две и т.д.

Наиболее губительна для экономики гиперинфляция, представляющая собой астрономический рост количества денег в обращении и как следствие катастрофический рост товарных цен. Роль самих денег в таких случаях сильно уменьшается и население, да и промышленные предприятия преимущественно переходят на другие, гораздо менее эффективные формы расчета, например - бартер. В отдельных случаях появляются параллельные валюты, а также квазиденьги (талоны, карточки и т.д.) сильно возрастает роль иностранных валют. Гиперинфляция наносит сильнейший удар даже по наиболее состоятельным слоям общества. Известный ученый-энциклопедист О.Ю Шмидт, будучи членом Коллегии Наркомфина в 20-е гг., на основе изучения процессов инфляции в России и Германии от-крыл закон гиперинфляции, который заключается в сле-дующем: при этой форме инфляции количество денег в обращении возрастает в арифметической прогрессии, а цены -- в геометрической. [5.стр. 81]

В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества. Разрушается национальное хозяйство. Во многих странах, испытавших гиперинфляцию, в том числе и в нашей, наблюдалось следующее явление: темпы роста цен значительно опережали темпы роста количества денег в обращении. Это объясняется тем, что когда население (и покупатели и производители) окончательно теряют доверие к обесценивающейся национальной валюте, они начинают стараться как можно быстрее избавиться от нее. Результатом является резкое увеличение скорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества.

Очевидно, что огромную роль в раскручивании спирали гиперинфляции играют инфляционные ожидания.

Некоторые экономисты боятся, что умеренная ползучая инфляция, которая может сначала сопутствовать оживлению экономики, потом, нарастая как снежный ком, превратиться в более жесткую гиперинфляцию. Дело в том, что когда цены медленно, но постоянно растут, население и предприятия готовятся к их дальнейшему повышению. Поэтому, чтобы их неиспользованные сбережения и текущие доходы не обесценились, то есть, чтобы опередить предполагаемое повышение цен, люди вынуждены тратить деньги сейчас. В чрезвычайной ситуации, когда цены подскакивают резко и неравномерно, нормальные экономические отношения разрушаются. Поставщики сырья хотят получить реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги. Деньги фактически теряют цену и перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости и средства обмена. Гиперинфляция ускорят финансовый крах, депрессию и общественно-политические беспорядки. Она обычно связана с неразумной политикой правительства.

Большинство стран прошло через ползучую инфляцию. Переход к галопирующей, а тем более к гиперинфляции происходил в 80-е годы лишь в отдельных странах: в Бразилии ежегодные темпы инфляции в 11987 г. составили 400 процентов. В России количество денег в обращении выросло с 27 миллионов в январе 1918г. до 219 триллионов 845 миллиардов к декабрю 1921г.

Супергиперинфляция. Большинство экономической литературы приводит в качестве примеров Никарагуа периода гражданской войны (33000% - среднегодовой прирост цен) или же послевоенную Венгрию, однако новейший пример с Сербией показал, что это еще далеко не предел. В результате экономического эмбарго мирового сообщества против этой бывшей союзной республики Югославии годовой рост цен составляет 3'000'000'000%. Можно также привести пример, когда в 1922 г. в Германии из-за необходимости репарационных выплат союзникам, что превышало бюджет, уровень цен поднялся на 5470%. В 1923 г. положение ухудшилось: уровень цен вырос в 1'300'000'000'000 раз. К октябрю 1923 г. фунт масла стоил 1,5 млн. марок, мяса - 2 млн. марок. Иногда посетители ресторанов платили за съеденный обед вдвое больше той цены, которая значилась в меню на момент заказа. В Боливии в 1985 г. -- 3400 процентов, в Аргентине в 1990 г. -- 20000 процентов. В Венгрии 1 доллар обменивался на 3*10^22 форинов. И умеренная, и галопирующая, и гиперинфляция представляют собой тип так называемой открытой инфляции.

С точки зрения второго критерия (особенности проявления) выделяют: открытую и подавленную инфляцию. [5.стр. 28]

Открытая инфляция характерна для экономики со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на товары и услуги. Каковы ее механизмы? Механизм адаптивных инфляционных ожиданий, который основан на деформации психологии потребителей. Наблюдая рост цен, потребители стараются предугадать, насколько подорожают товары, и наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, а это, в свою очередь, сокращает объем кредитных ресурсов, что препятствует росту капиталовложений, производства и предложения.

Поскольку открытая инфляция относится к разряду макроэкономических явлений, то она характеризуется увеличением народнохозяйственных индексов цен. В то же время в экономике любой развитой страны очень часто возникают ситуации, когда на отдельных товарных рынках наблюдается снижение цен (или, по крайней мере, замедление их роста). Объяснение только одно: открытая инфляция не разрушает механизмы рынка. Они продолжают работать, посылают в экономику ценовые сигналы, подталкивают инвестиции, стимулируют расширение производства и предложение. А раз так, то борьба с инфляцией становится делом пусть и сложным, но все же небезнадежным.

Подавленная инфляция рост цен может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различного рода дефицитах.

Именно такая ситуация сложилась в странах бывшего СССР, где инфляция в условиях командно-административной системы находилась в подавленном состоянии. Подавление инфляции, т.е. полный контроль над ценами и доходами, без устранения причин инфляции, негативно сказывается на развитии рыночных отношений. Подавленная инфляция, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами (и, возможно, заработной платой), и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Этот вид инфляции очень опасен, т. к. ведет к разрушению рыночного механизма.

Она порождена неверной деятельностью государства. Например, введение им временного замораживания доходов и цен, установление верхних пределов их роста; стремление удержать динамику заработанной платы на уровне, не превышающем темпы роста производительности труда; или даже тотальный административный контроль над ценами и доходами.

Но главное зло, которое несет подавленная инфляция - это лишение изготовителей ценовых стимулов, препятствие развертыванию инвестиционного процесса, расширению производства и предложения. Такое положение в недавнем прошлом было реалией нашей экономики, неся в себе все отрицательные последствия этого процесса, в том числе и наращивание темпов инфляции из-за возрастания издержек производства и увеличения денежной массы.

Итак, инфляционный процесс может развиваться по двум основным направлениям. Если макроэкономическое неравновесие в сторону спроса выражается в постоянном повышении цен, инфляцию следует считать открытой. Когда оно сопровождается всеобщим государственным контролем над ценами, инфляция становится подавленной.

С позиции третьего критерия (степень расхождения роста цен по различным товарным группам) также разделяют два типа инфляции - сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

При сбалансированной инфляции цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового роста цен и на этой основе поднимает процентную планку ставки. Таким образом, ситуация выравнивается, балансируется и фиксируется как ситуация со стабильными ценами.

В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара. Несбалансированная инфляция встречается гораздо чаще и представляет большую беду для экономики, т.к. хаос с ростом цен затрудняет ориентировку и оценку экономической ситуации для граждан, предприятий и инвесторов. Рост цен на сырьё опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цены всего сложного изделия.

С позиции четвертого критерия (ожидаемость и предсказуемость инфляции) различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию:

Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени с достаточной степенью надёжности, и она зачастую является прямым результатом действий правительства.

Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в прогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый «эффект Пигу» - резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса, производитель становится вынужден снижать цену и все возвращается в состояние равновесия. Ожидаемая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая - нет. Этим она опасней ожидаемой, т.к. индивиды и хозяйственные агенты не успевают к ней приготовиться, что может быть чревато частичной или полной потерей сбережений. Неожиданная инфляция дезорганизует экономику, может привести к панике, отпугивает иностранных инвесторов нестабильностью промышленность развиваться в таких условиях не может, поэтому ее допущение считается крупным просчетом правительства.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна. [5.стр. 30]

Инфляция в развивающихся странах

В развивающихся странах преобладают галопирующая ин-фляция и гиперинфляция. Причем факторы, формы и социально-экономические последствия инфляции, а также подходы к выра-ботке и осуществлению антиинфляционных мер в разных странах обусловлены особенностями их экономического развития.

Развивающиеся страны по экономическим условиям и факто-рам инфляции можно классифицировать следующим образом.

К первой группе относятся развивающиеся страны Латинской Америки - Аргентина, Бразилия, где от отмечаются отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма печатного станка и постоянно индексации всех фондов, а во внешнеэкономической сфере - систематическое понижение курсов национальных валют. Для этих стран характерна гиперинфляция, вызванная главным образом финансированием бюджетного дефицита и связанной с ним избыточной эмиссией денег.

Ко второй группе относятся Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бирма, Иран, Египет, Сирия, Чили. В них также наблюдается отсутствие экономического равновесия, в финансовой политике отчетливо прослеживается упор на дефицитное финансирование и кредитную экспансию. Инфляция в этих странах держится в "галопирующих пределах" (среднегодовой прирост цен - 20-40%); проводится индексация, которая нередко носит частичный характер. Отмечается высокий уровень безработицы.

Страны третьей группы - Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины, Таиланд - характеризуются ограниченным экономическим равновесием и значительными поступлением иностранной валюты от экспорта. Инфляция держится в пределах 5-20%, применяется частичная индексация доходов. Велика безработица, в т.ч. и скрытая.

Страны четвертой группы - Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн - имеют достаточную степень экономичного равновесия. Инфляция здесь держится в "ползучих формах" (1-5%), введен строгий контроль за ростом цен. Экономика функционирует в условиях развитого рынка. Важную роль в качестве антиинфляционного эффекта играют экспорт и приток иностранной валюты. Безработица сохраняется на умеренном уровне.

К пятой группе относятся бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру (Китай, Польша, Вьетнам и др.) Ситуация в этих странах, включая и положение с инфляцией, органично связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике.

Среди факторов инфляции в этих странах выдвигаются, во-первых, проблема финансирования на базе хронического дефи-цита государственного бюджета, через который проявляется боль-шинство факторов инфляции; во-вторых, структурные факторы, например, чрезвычайный рост инвестиций в тяжелую промыш-ленность, не приносящий быстрой отдачи; в-третьих, диспро-порциональность между ускоренным ростом цен на промыш-ленную продукцию по сравнению с ценами на сельскохозяйст-венные товары -- так называемые «ножницы цен».

Структурные факторы инфляции не только обусловливают ускорение роста цен, т.е. создают ситуацию инфляции издер-жек, но и оказывают большое влияние на развитие инфляции спроса. Противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком стараются в этих странах устранить, с од-ной стороны, путем дефицитного финансирования, т.е. при помощи печатного станка, а с другой -- привлечением в расту-щих объемах иностранных займов. В результате в указанных странах возникли огромные внутренние и внешние долги.

В то же время увеличение внешней задолженности вызывает появление такого фактора инфляции, как долларизация страны. Данный процесс связан с привилегированным положением доллара или другой сильной валюты перед национальной, а это не только не стимулирует приток иностранных инвестиций, но, наоборот, приводит к «бегству» капиталов из страны.

Результаты реформирования экономики бывших советских республик Закавказья и Средней Азии в большей степени определяются тем, что они вовлечены в прямые военные межнациональные конфликты (Азербайджан, Армения, Грузия, Таджикистан, Молдова). В государствах СНГ применение либеральной модели реформирования длительное время сопровождалось снижением объема производства и уровня жизни преоблада-ющей части населения, финансовой нестабильностью и высокой инфляцией. Соответствующие показатели в целом были хуже в странах, которые стали на путь радикальной либерализации экономики (Россия, Украина, Казахстан); их правительства позже внесли коррективы в неоправдавшие себя методы проведения реформ. В этих странах под влиянием экономического и соци-ального кризиса сократилась численность населения. Изменение демографи-ческих показателей является в этом смысле одним из наиболее объективных индикаторов результатов и эффективности проводимых реформ, оценки их соответствия интересам страны и общества. К дореформенному уровню про-изводства ВВП в 2006 г. приближался лишь Узбекистан; наименее оно снизи-лось (на 11,2 % к 1990 г.) в Белоруссии, но там уровень инфляции последние годы был выше, чем в России и других государствах СНГ. Более или менее ус-тойчивые тенденции преодоления кризиса их экономики, усиленного нача-лом рыночных реформ, проявляются в большинстве из них лишь с 1999 г. В гораздо меньших объемах в страны СНГ поступала финан-совая помощь Запада, заинтересованного главным образом в импорте топ-ливно-энергетических ресурсов и сырья, сбыте на рынках этих стран продо-вольствия и продукции обрабатывающей промышленности. Действие отме-ченных факторов по отдельным странам заметно отличалось. Тем не менее не случайно, что относительно меньшие потери при либерализации экономики понесли средние и малые государства СНГ, где ниже доля добывающей про-мышленности и предприятий, производящих продукцию оборонного назна-чения, более развито сельское хозяйство и проявлена большая осмотритель-ность при проведении приватизации и использовании механизмов рыночно-го саморегулирования. В 2001 г. ВВП России поднялся до 69 % уровня 1990 г., Белоруссии -- до 92, Казахстана -- 78, Украины -- 47, Узбекистан превысил этот уровень на 3 %; все они обеспечили увеличение конечного потребления домашних хозяйств на-селения и снижение уровня инфляции (кроме Белоруссии).

В государствах СНГ обеспеченность экономического оборота денежной массой существенно ниже, чем в других странах, и соответственно выше процентные ставки за кредит.

Снижение темпов роста экономики в 2001 г. отмечалось в Белорус-сии (4,1 против 5,8 % в 2000 г.); на Украине, в Казахстане и Узбекистане они, наоборот, возросли. Так, на Украине прирост ВВП составил 9 % (5,9 % в 2000 г.), в Казахстане 13,2 % (9,8 % в 2000 г.), Узбекистане - 4,5 % (против 4 %). На-иболее высокий прирост ВВП в прошлом году достигнут в Казахстане; в це-лом по СНГ его увеличение замедлилось (6 % прироста вместо 8,3 % в 2000 г.). Соответственно изменились показатели занятости и производительности труда. Во всех рассматриваемых странах СНГ увеличилось количество рабо-чих мест, сократилась безработица. В странах, где произошло ускорение раз-вития экономики, повысились темпы роста производительности труда. К 2000 году дореформенный уровень производительности труда восстановлен Белоруссией и Казахстаном.

В преобладающей части анализируемых государств СНГ прошлый год ха-рактеризовался снижением уровня инфляции. Наиболее высокий уровень инфля-ции в 2001 г. сохранялся в Белоруссии, самый низкий-- в Азербайджане и Армении. В большинстве рассматриваемых стран СНГ был обеспе-чен профицит государственных бюджетов: в России он составил 3,4 % к ВВП; в Белоруссии сохранялся бюджетный дефицит (4,7 % против 3,6 % в 2000 г.).

Итоги 2006 г. подтверждают положение об относительно большей эффек-тивности в рамках либерализма политики, сочетающей развитие рыночных механизмов с применением обеспечивающих устойчивость экономики мер ее государственного регулирования.

Ежегодный прирост ВВП и инфляции в ведущих в экономическом отношении странах мира, в %. (См. Приложение 1).

1.3. Антиинфляционная политика

Антиинфляционная политика -- это комплекс мер по государ-ственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В зависимости от причин последней обозначи-лись два ее направления -- дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика включает методы ограничения денеж-ного спроса путем снижения государственных расходов, повы-шения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы. Но она не способствует экономическому росту, а наоборот, снижает темпы производства и приводит к экономическому кризису. Поэтому большинство правительств отказались от ее проведения. Политика доходов пред-полагает контроль или полное замораживание цен и заработной платы либо установление жестких пределов их роста. [11.стр. 115]

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в переключении государства на открытый ее тип.

Решая проблему с инфляцией следует уяснить два момента:

- рыночная экономика, инфляционная по своему устройству. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным;

- борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некоей программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно-технической.

1. Рациональные ожидания и безболезненное обуздание инфляции

Поскольку ожидаемый темп инфляции влияет на выбор между инфляцией и безработицей, вопрос о том, как люди формируют свои инфляционные ожидания, приобретает первостепенное значение.

Поскольку экономическая политика оказывают влияние на темпы инфляции, ожидаемая инфляция также должна зависеть от проводимой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики, инвестиционного климата.

Безболезненная антиинфляционная политика требует наличия двух предпосылок. Во-первых, план снижения инфляции должен быть объявлен до формирования важнейших ожиданий. Во-вторых, люди, устанавливающие цены и заработную плату, должны верить в объявленный план; в противном случае они не изменят свои инфляционные ожидания.

2. Контроль и управление спросом

Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов.

3. Контроль над заработной платой и ценами

Под контролем над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий -- от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, -- проводимых в рамках экономической политики.

4. Индексация

Индексация подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и многое другое становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей.

5. «Валютный коридор»

«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов.

6. Денежная реформа.

Успешные попытки стабилизации нередко сопровождаются введением новой денежной системы.

7. Смягчение внешнего бюджетного ограничения

Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга. Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга.

8. Изменение режима экономической политики

Два основных подхода антиинфляционной политики

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов. [15.стр. 85]

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным.

Главной задачей для Банка России в средне-срочной перспективе остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем факти-чески сложившаяся инфляция предшествующего года. Такая постановка задачи будет способствовать осуществлению последовательных шагов в направ-лении снижения макроэкономических рисков, закрепления позитивных тенденций, сформирован-ных в предшествующие периоды, улучшения ожи-даний, обеспечения роста сбережений и инвестиций и поддержания тем самым условий для долговре-менного экономического роста.

Денежно-кредитная политика на предстоящий год, как и в текущем году, формируется и будет проводиться на основе двух базовых принципов. Первый -- это продолжение применения элементов метода целевой инфляции. Второй - использование денежного агрегата М2 в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики.

Первый базовый принцип исходит из призна-ния того, что в настоящее время в России не суще-ствует ни одного показателя, чья взаимосвязь с ко-нечной целью денежно-кредитной политики была бы стабильной, надежной и достаточно предсказуе-мой. Поэтому Банк России для достижения конеч-ных целей денежно-кредитной политики будет ана-лизировать и учитывать широкий спектр показате-лей и их влияние на инфляцию.

Второй базовый принцип формирования и проведения денежно-кредитной политики на 2002 год состоит в использовании агрегата денежной массы М2 как монетарного индикатора, с некоторым краткосрочным временным лагом оказывающего влияние на инфляцию.

В российских экономических условиях в настоящее время наиболее целесообразно использо-вание именно этих принципов. Несмотря на усиле-ние значения процентных ставок в реализации де-нежно-кредитной политики, Банк России не может использовать краткосрочные процентные ставки в качестве ориентира при ее проведении в связи с недостаточной развитостью финансовых рынков и ограниченной ролью кредита в финансировании экономики. В дальнейшем в среднесрочной пер-спективе при сохранении режима плавающего ва-лютного курса возможно повышение роли про-центных ставок как в формировании, так и в реа-лизации денежно-кредитной политики.

Сдерживание темпов инфляции. Наряду со сдержанной денежно-кредитной политикой и планомерным осуществлением бюджетных расходов снижению темпов инфляции будет способствовать: и взвешенная курсовая политика Банка России, обеспечивающая планомер-ное и достаточное укрепление реального курса рубля; ограничение роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий, регулируемых на федеральном уровне. По решению Правительства с июля по-вышены цены на газ на 15%, на электроэнергию на 2,4, железнодорожные та-рифы на перевозки грузов -- на 6,8%. До конца текущего года не предусматри-вается дополнительно увеличивать указанные цены и тарифы; решение о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты с 1 августа, что позволит ограничить рост цен на топливо и горюче-смазочные материалы.

Основные направления кредитно - денежной политики на 2003 год. Рассматриваются два сценария развития российской экономики в зависимости от темпов восстановления мировой экономики после рецессии. По первому варианту мировая экономика вырастет в будущем году примерно на 2 %, по второму, более оптимистичному, - на 3 - 3, 5 %. Российский ВВП продемонстрирует рост, соответственно, на 3, 5 % или на 4, 4 %, а инфляция составит 9 - 12 %.

При реализации пессимистического сценария уровень золотовалютных резервов будет оставаться в 2003 году примерно неизменным (поскольку из - за нулевого сальдо платежного баланса свободной валюты на рынке не будет), а при реализации оптимистического - вырастет на $ 7 млрд. Итак, главный банк страны заявляет, что валютные резервы или вообще не вырастут (то есть рублевой эмиссии, единственным каналом которой в России последние несколько лет является именно наращивание ЗВР, не будет), или, при благоприятной внешнеторговой конъюнктуре, вырастут на 14 - 15 % ($ 7 млрд.). Такому развитию событий можно только радоваться: ведь если не будет покупки валюты в резерв, то не будет и выпуска в обращение новых денег, а значит и высокой инфляции.

Тогда при запланированном среднем росте ВВП на 4 % в год возможна дефляция на те же 4 % (впрочем, скорее всего, при неизменном количестве денег цены останутся неизменными, а ВВП вовсе не будет расти). Другой вариант выглядит так: ЗВР растут на 15 %, количество денег в обращении, по идее, тоже увеличивается на 15 %, а значит, при росте ВВП в 4 %, инфляция должна составить 11 % в год.

Если сравнить эти расчеты с данными ЦБ, то сразу становиться ясно, что между ними есть существенное различие. По прогнозу Банка России, при нулевом приросте ЗВР инфляция составит 9 %, а при их росте в 15 % инфляция достигнет 12 %. Последнюю цифру еще можно понять. Но как понять наличие инфляции при неизменном количестве денег в обращении - сказать трудно. Обычно на этот случай в российской экономической литературе всегда приводится стандартное объяснение, которое называется «немонетарной инфляцией» или «инфляцией издержек».

Следующий год является годом пикового платежа по внешнему долгу 11,64 млрд. долл. Поэтому прогнозируемый нулевой рост ЗВР Банка России напрямую связан с предстоящими платежами по внешнему долгу, а вовсе не с жесткой кредитно - денежной политикой.

Итак, в следующем году финансовая ситуация в стране будет несколько отличаться от прогнозов Центрального банка. Инфляция и девальвация у нас будут, причем в серьезных размерах. И причиной этому будет не "инфляция издержек, и не падение скорости обращения денег, а пиковые платежи по внешнему долгу - которые за Минфин, судя по всему, осуществит Центральный банк.

Использование (или неиспользо-вание) Банком России операцион-ных инструментов в целях достиже-ния запланированных показателей не всегда логично и оправдано.

Операции по эмиссии денег посредством скупки валютной вы-ручки на валютном рынке, позво-ляющие наращивать валютные ре-зервы ЦБ РФ, носят спонтанный характер, не проводится подробной анализ достаточности обеспечения экономики деньгами, не анализи-руется и не обосновывается рост ре-зервов. Объемы денежной эмиссии не планируются, в результате чего экономика требует проведения стерилизации, что сопряжено с допол-нительными издержками по выпус-ку собственных облигаций Банка России. Об избытке денежной мас-сы свидетельствуют избыток и невостребованность денежных средств, находящихся на счетах в коммерческих банках. Кроме того, нет анализа верхнего порога эмис-сии собственных облигаций, что недопустимо с точки зрения стра-тегии управления рисками в эконо-мике в целом. Величина резервов также требует статистического изу-чения косвенных издержек, сопря-женных с отвлечением средств, на-правленных на их формирование, из экономики страны. До сих пор данный анализ не был представлен.

Другой инструмент регулиро-вания объемов денежной массы (основной элемент увязки бюджет-ного планирования и денежно-кре-дитной политики, широко исполь-зуемый во всем мире) - покупка государственных ценных бумаг -- после кризиса 1998 г. практически не используется. Основная часть портфеля принадлежащих Банку России государственных ценных бу-маг неликвидна. [18.стр. 35]

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты