Рефераты

Валютные курсы и валютная политика государства

p align="left">Валютная корзина - это определенный набор валют, по отношению к которым определяется средневзвешенный курс одной валюты.

Кроме того, один из вариантов валютной политики предусматривает применение смешенного валютного курса, когда плавающий или фиксированный курсы устанавливаются в зависимости от вида проводимых операций, образуя компромиссные варианты, сочетающие в себе элементы обоих режимов валютных курсов, такие как: оптимальное валютное пространство, целевые зоны, валютный коридор.

Оптимальное валютное пространство - поддержание фиксированного валютного курса между ограниченной группой стран и плавающего валютного курса с остальными странами.

Целевые зоны - параметры валютного курса, с которым страна считает необходимым стремиться.

В определенный период времени для стимулирования тех или иных направлений в экономике правительство может посчитать целесообразными использовать девальвацию национальной валюты (с целью расширения экспорта экономического роста) или, наоборот, применять ревальвацию (для борьбы с инфляцией).

Девальвация представляет собой снижение курса национальной валюты по отношению к твердым валютам, международным счетным единицам. Девальвация может быть признана правительством страны официально, в законодательном порядке. При такой открытой девальвации правительство превращает ее в средство укрепления своей валюты путем изъятия из обращения части денежной массы или обмена обесценившихся денег. При скрытой девальвации происходит обесценивание бумажных денег, но изъятие части денежно массы не производиться.

Ревальвация - фактическое повышение курса национальной валюты к иностранным валютам.

Кроме того, режим валютного курса можно устанавливать путем введения валютного коридора, представляющего собой установление пределов колебаний национальной валюты к иностранным валютам. Примером валютного коридора было введение режима «европейской валютной змеи» странами Европейского союза

Валютные ограничения применяются в случае, когда необходимо ограничить влияние структурных и конъюнктурных факторов на валютный курс и стабилизировать ситуацию на валютном рынке.

Валютные ограничения - это устанавливаемые в законодательном и административном порядке правила и нормы по ограничению операций с валютными ценностями. К ним относятся регулирование ввоза и вывоза валюты из страны, обязательная продажа части валютной выручки предприятиями-экспортерами, запрещение свободной продажи иностранной валюты, государственный контроль над валютными операциями и пр.

Характеристика основных инструментов валютной политики дает основание делить их на две категории: рыночные и нерыночные (командно-административные).

Рыночные инструменты в свою очередь можно классифицировать на инструменты прямого и косвенного воздействия. Инструменты прямого воздействия включает в себя валютные интервенции.

К инструментам косвенного воздействия относятся инструменты денежно-кредитной, налоговой бюджетной политики, которые не влияют напрямую валютные отношения, но оказывают воздействие на изменение совокупной денежной массы в стране, на уровень инфляции, на платежеспособность участников рынков, га соотношение экспорта и импорта и многое другое, что в конечном итоге приводит к изменению валютного курса и порядка проведения валютной операции.

Нерыночные инструменты предполагают прямое административное воздействие со стороны правительства и центрального банка. Оно может проявляться в применении валютных ограничений (от обязательной продажи валютной выручки до полного запрета валютной операции).

Таким образом, от валютной политики зависит место государства в мировом пространстве, поскольку она во многом определяет темпы экономического развития страны.

3. Валютная политика отдельных стран

Валютная политика латиноамериканских государств. Реформирование внешней и внутренней политики Чили представляет собой смену зачастую полярных парадигм. В процессе осуществления валютной политики можно отметить ту или иную методику использования разных инструментов на том или ином историческом промежутке времени. Так, один из этапов реформы сопровождался изменением ориентиров в экономической политике, поскольку заниженный обменный курс чилийского песо наряду с высокими процентными ставками и либерализацией внешней торговли вызвал массовое банкротство предпринимателей. В такой ситуации правительство Чили использует тактические приемы валютной политики, рассчитанные на краткосрочные периоды, т.е. лишь девальвацию. Понимая необходимость предотвращения новой волны банкротств, оно объектом своего контроля определило и финансовое состояние коммерческих банков. Протекционистский режим в основных экспортопроизводящих отраслях нормализует состояние внешнеторгового платежного баланса.

С точки зрения овладения методами валютной политики, интерес представляют для нас стратегические и тактические подходы политики Бразилии. Практика хозяйствования Бразилии отмечает последовательное осуществление антиинфляционных программ. Ставку на инфляционные методы финансирования правительство вынуждено было сделать из-за нехватки ресурсов. Темпы инфляции в 1970 году выражались двухзначными цифрами, но в 1989 году инфляция вышла из под контроля и уровень ее достиг 1763%. Внешние долги 1980-1990 годов выросли в два с лишним раза, а ежегодный платеж поглощал 33% экспортных доходов страны. В 1986 году в целях преодоления инфляции и упорядочения финансов страны была введена новая денежная единица и установлен твердый ее курс к доллару США. Такое финансовое положение страны требовало сокращения социальных расходов и фиксации различных цен. Следует признать, что это позволило на непродолжительный период времени обуздать темпы инфляции. Кроме вышеназванных факторов, а также и таких, как снижение банковских процентных ставок, вынудило население резко увеличить свой потребительский спрос, что и дало толчок к импульсу роста производства. Валютная реформа упразднила официальный фиксированный курс и политику минидевальвации. В конечном счете, была создана конкурентоспособная экономика, позволившая новой Бразилии войти в мир как жизнеспособный субъект международных отношений и получившая название "бразильское чудо".

Валютная политика развитых стран. Признание Вашингтоном в 1971 году запрета на размен долларов на золото окончательно подтвердило его непригодность как мировой валюты. А тем временем мировое хозяйство постепенно переходило к плавающим валютным курсам. Таким образом, второй этап валютной политики на мировой арене противоположную ситуацию обеспечил Японии и Западной Европе, накопившим к тому времени активы торгового, платежного, инвестиционного баланса. Следует признать, что к концу 60-х годов страны Западной Европы из-за нестабильности доллара испытывали неудобства, что заставляло их не раз девальвировать или ревальвировать свою валюту. Этим и объясняется создание экономического и валютного союза (ВС.) с собственной европейской валютой (ЭКЮ), которая используется в расчетах между его участниками. Перед ЭКЮ ставится задача превращения ее в реальное, платежное, резервное средство, свободно конвертируемое с основными валютами.

Стабилизация положения Японии позволила ей укрепить независимость цены от внешних факторов и обеспечить себе место как самого крупного международного кредитора. Но с вступлением мирового финансового хозяйства на новый этап (1980-1985 гг.) в определенной мере вновь изменился баланс сил в пользу США. За 5 лет по отношению к корзине десяти основных валют он повысился на 60%. Падение спроса и мировых цен на нефть при росте импорта стран ОПЕК превратило страны в получателей долларовых займов. В этот период США резко увеличивают банковские учетные и процентные ставки, и это сделало кредитный рынок США одним из привлекательных рынков. Соединенные штаты Америки используют и другие рычаги, для чего в целях снижения темпов инфляции неоднократно поднимают учетную ставку центрального банка, которая ведет к повышению процентных ставок коммерческих банков, а в 1984 году отменяют 30%-ный налог на доходы иностранных владельцев американских ценных бумаг.

Все это не могло не сказаться на валюте Западной Европы и Японии. Но высокий курс доллара создавал проблемы и для США, так как ухудшился торговый и платежный баланс. Последнее требовало оживления экономической конъюнктуры страны, для этого мог служить кредит, причем не отягощающий деловую активность производственных и финансовых систем. Федеральная резервная система вынуждена была понижать процентные ставки. Этот период экономического развития мирового хозяйства требовал в усложняющейся схеме политики разных государств определенного компромисса, а иногда и принятия ограничительных мер. Стала наблюдаться тенденция снижения курса доллара.

Валютная политика государств АТР. Финансовый кризис, охвативший страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), безусловно, будет иметь далеко идущие последствий, особенно во внешнеэкономической политике стран, и окажет воздействие на внутреннюю политику государств. Как показала практика, многие субъекты рынка - компании, банки - стали жертвами этой финансовой дестабилизации. Причины финансового кризиса в АТР можно свести к следующему:

- высокая доля запредельных инвестиций в недвижимость на территории иностранных государств;

- установление тесных связей правительств с отечественными компаниями за рубежом;

- наличие субсидирования, часть из которого в завуалированной форме обеспечивает ключевым отраслям промышленности элемент иждивенчества;

- неограниченное расширение промышленности, то есть экстенсивного развития и обеспечение роста экономики не за счет роста промышленности, внедрения новых технологий и качественного улучшения менеджмента;

- "бегство" капитала на фондовых биржах;

- снижение курса национальной валюты;

- нерациональное распределение между долгосрочными и краткосрочными кредитами, превышение доли последних.

Обязательным элементом, составляющим стратегию догоняющего роста, как правило, служил низкий курс валюты, который способствовал росту сбережений и наращиванию инвестиционного потенциала. Данная стратегия, использованная "азиатскими тиграми", и поныне продолжает иметь место в ряде этих стран. В частности, официальный курс юаня находится на уровне в пять раз ниже, чем паритет покупательской способности, и на рынке китайские товары продаются по ценам в пять раз ниже американских. Безусловно, накопление валюты позволяло центральным банкам занижать курс собственных валют.

Начавшийся кризис в Юго-Восточной Азии обусловил необходимость проведения девальвации валют - за три месяца на 15-30%. Как показывает практика, в случаях таких валютных кризисов наряду с девальвацией можно использовать и традиционные инструменты: операции с ГКО, нормы резервирования, ставки рефинансирования центрального банка. Однако последствия девальвации значительно шире ~ ведь от ее проведения проблемы будут испытывать все валютные должники. Это последствие целесообразно использовать для нормализации финансового сектора. Однако следует помнить, что, если девальвация будет достаточно масштабной, инвесторы не покинут национальный рынок и, увеличивая доходы, справятся с долговыми обязательствами. Достаточная прочность национального банковского сектора может выдержать "бегство" капитала из страны, если же нет, то следует ограничивать иностранные краткосрочные инвестиции, поскольку снятие контроля за движением капитала сделает страну открытой для широкомасштабных валютных спекуляций.

Финансовый кризис, развившийся в Юго-Восточной Азии, берет свое начало с экономики Таиланда, который финансировал свои капвложения за счет внешнего заимствования. Особенностью экономики этой страны явилась мягкость денежной политики, и объемы денежной массы увеличивались с одновременным увеличением масштабов кредитов. Коммерческие банки страны преимущественно направляли их для инвестирования и осуществления спекулятивных операций на рынках недвижимости и земли. С начала 1997 года международные финансовые организации осуществили ряд крупномасштабных спекулятивных операций с таиландским батом к середине года, и отечественные предприятия усилили давление на обменный курс, поскольку огромные валютные обязательства ставили под угрозу возможность выплаты долгов. При этом попытки правительства затормозить падение бата путем подключения международных резервов не дали существенных результатов. В конечном счете, произошло резкое обесценение бата по отношению к доллару. В такой ситуации процесс инвестирования в экономику стал рискованным, а многие инвесторы прекратили кредитование. Аналогичным образом обострилась ситуация на финансовых рынках Южной Кореи и Сингапура, Тайваня, Малайзии и Индонезии. Очередная волна кризисных явлений затронула Гонконг и распространилась на территорию Латинской Америки, Россию, приобрела масштабы глобальной угрозы, поскольку в большинстве стран развивающегося мира происходило снижение обменного курса, росли процентные ставки по долговым обязательствам, наблюдалось падение биржевых индексов. Эта ситуация предопределила в процессе урегулирования необходимое вмешательство МВФ и взятие обязательств по уменьшению дефицита бюджета, ужесточение денежно-кредитной политики, а также урегулирование банковских систем. Финансовая паника на мировом фондовом рынке постепенно продвигалась на рынки Европы, однако реакция правительств многих государств на данную ситуацию была различной и, как показал опыт, чем быстрее правительство принимало ряд мер, тем быстрее шла адаптация к внешнему шоку.

В числе мер по выходу из кризиса большинством стран использовалась политика девальвации валют, способствующая улучшению конкурентных позиций национального промышленного капитала. Как правило, успешнее результаты оказываются у стран, где наблюдается высокая доля внутреннего накопления, имеется в наличии преимущество в трудовых издержках и льготном налоговом режиме. К тому же, если доля внешнего долга 1 колеблется в пределах 10-15% от экспортной выручки, то следует признать, что финансовый кризис не оказал заметного воздействия на финансовое состояние многих развитых стран.

Валютная политика постсоциалистических стран. Построение многими странами развивающегося мира новой рыночной модели развития сопровождается определенной спешкой, хаотичностью и бесконтрольностью самого процесса перехода. Причем инфляция, практически проявляющаяся во всех этих странах и достигающая сотни и тысяч процентов, изменила традиционность представления людей о доходности, методах хранения денег, содержательности ссудного процента.

Страны Восточной Европы так же, как и Латинской Америки, цели стабилизации экономики строили в основном на базе обменных курсов. Аналогично по этому пути шли страны Центральной и Восточной Европы, где диапазон обменных режимов был многообразен. Так, в частности, в бывшей Чехословакии использован фиксированный режим, а курс кроны фиксировался к целому набору валют, что обеспечило самый низкий уровень инфляции в регионе. В отличие от этого в Венгрии и Польше использовалась гибкая система валютного курса, однако эти страны вынуждены были периодически регулировать фиксированную систему, тем самым они сумели в определенной мере контролировать обесценение валютного курса.

Говоря о выбранном обменном режиме, можно отметить, что в вышеприведенных трех государствах обменные режимы к началу 1995 года выглядели следующим образом: чешская крона развивалась в условиях фиксированной привязки, преимущественно к немецкой марке, а затем к доллару; венгерский форинт развивался в условиях регулирования привязки на паритетном соотношении к доллару и немецкой марке. Отличием польской злотой было то, что она формировалось в условиях привязки к валютам, соотношение которых по убыванию выглядело так: доллар, фунт стерлинга, швейцарский франк, французский франк. Румынский лей, словенский толар, болгарский лев функционировали в условиях свободного плавающего курса. По праву, Польшу называют лидером среди стран Восточной Европы, поскольку в течение последних лет экономическое положение ее остается стабильным и прирост ВВП достигает 6%.

Новая европейская валюта - Евро. Развитие экономической интеграции и создание прочной экономической базы позволили западноевропейским странам ввести единую для ЕС расчетную денежную единицу - ЭКЮ. Она функционировала длительное время, достаточное для накопления опыта и выработки концепции следующего шага к объединению Европы - созданию Валютного союза, становление которого началось в 1990 г., после завершения многих интеграционных процессов. Вторым этапом было появление в 1994 г. Европейского валютного института - предшественника Европейского центрального банка. Третий, завершающий этап складывается из трех фаз: создание европейского Центробанка в 1998 г.; фиксирование обменных курсов национальных валют, которые остаются законным платежным средством; переход на взаиморасчеты в евро (в электронной форме) в 1999 г. и введение в оборот евро - денежной единицы, которая станет единственно законным средством платежа в 2002 г.

Маастрихтский договор содержит в себе концепцию евро, а также ряд макроэкономических критериев, которые необходимо соблюдать странам, чтобы участвовать в создании единой европейской валюты. Движимые желанием как можно скорее вступить в “евроландию”, 11 стран адаптировали свою валютную и фискальную политику к этим критериям. Сегодня евро существует на деле и актуален для тех стран, которые имеют такой же уровень процентной ставки, что и немецкая марка.

На примере таких стран, как Испания и Италия, ясно видно, в чем состоит польза от замены слабой национальной денежной единицы валютой более высокого качества. Еще пять лет назад обе страны имели процентные ставки, которые вдвое превышали германские. Новейший опыт Европы позволяет предсказать интересную взаимодополняющую связь между эмиссионными банками и общими валютами, которая в качестве институциональной меры могла бы привести к улучшению качества национальных валют. Если в какой-то потенциальной валютной области уже существует валюта более высокого качества, первый шаг на пути к общей денежной единице состоял бы в создании эмиссионных банков для каждой национальной валюты, которая ориентируется на деньги более высокого качества.

Грядущая трансформация международной валютной системы будет определяться стремлением различных стран к качественным валютам. Существует мнение, что “emerging markets” (новые индустриальные государства) в поисках высококачественной валюты решатся на отказ от независимой валютной политики. Следствием этого решения станет сокращение количества валют в глобальной экономике.

4. Валютная политика Российской Федерации

Характеристика валютной политики Российской Федерации

Валютная политика России, являясь частью экономической политики, решает задачи макроуровня: поддержание стабильности курса рубля, снижение инфляции, обеспечение равновесия платежного баланса страны; кроме того, она направлении на обеспечение функционирования органов валютного регулирования и валютного контроля; регламентацию международных расчетов; обеспечение взаимодействия России с мировым валютным рынком.

Валютная политика в России осуществляется под руководством президента, правительства, Государственной думы. Они принимают законодательные акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению регулированию. Банк России осуществляется валютное регулирование в рамках принятых нормативных документов. Валютное законодательство России регулирует операции в иностранной и национальной валюте. Валютное регулирование в России включает установление режима валютного курса, порядка проведения валютных операций, формирования валютных фондов, мер валютного контроля.

Рассмотрим основные этапы валютной политики России в области курсообразования.

I этап: 1917-1991 .гг. В условиях валютной монополии в СССР валютный курс рубля был счетным инструментом и не оказывал реального воздействия на результаты хозяйственной деятельности участников внешнеэкономических связей. Доходы внешнеторговых объединений, возникающее в результате разницы между мировыми и внутренними ценами, поступали в государственный бюджет, а убытки покрывались из бюджета и имели плановый характер. Курс рубля устанавливался административным путем.

С 1950г. Курс рубля стал формально определяется на базе золотого паритета, но так как паритетный курс рубля к доллару был завышен, то в стране появился черный рынок валюты и установились незаконные котировки наличного рубля западными банками.

С 1974 г. Курс рубля к доллару и другим валютам стал определяться по методу валютной корзины. Удельные веса валют корзины не в полной мере учитывали валютную структуру внешней торговли СССР и не обеспечивали страхование валютного риска.

Для того чтобы курс рубля мог стать эффективным рычагом валютной политики, он должен был перестать играть роль лишь технического коэффициента пересчета и трансформироваться в реальной экономический инструмент. С этой целью в 1987 - 1989 гг. в СССР стали использоваться дифференцирование валютные коэффициенты.

Внешэкономбанк СССР стал проводить валютные аукционы, в которых участвовали импортеры и экспортеры, но из-за ограниченного числа участников и нерегулярности проведения этих мероприятий совершенствование курсообразования было затруднено.

С ноября 1990 г. Был принят режим дифференцирования курса рубля (коммерческий, официальный, биржевой). Коммерческий курс использовался для расчетов по внешней торговле при обязательной продаже государству предприятиями их экспортной выручки. Официальный курс применялся при конверсии начальной валюты и три раза превышал коммерческий. Биржевой курс был введен с начала функционирования валютной биржи Госбанка СССР в 1991 г. И превышал коммерческий курс в 16 - 20 раз.

На данной этапе жесткая система валютного регулирования была обусловлена валютной монополией, однако эффективный механизм валютного регулирования и валютного контроля не сложился. Формирование золотых резервов страны проводились Минфином и Госпланом.

II этап: 1991-1998 гг. Либерализация внешнеэкономической деятельности, заключался в том, что предприятия получили возможность осуществлять внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации, а для физических лиц были сняты ограничения, вызов наличной валюты, имела следствием массовую утечку капитала страны.

С началом рыночных преобразований в России была принята прямая котировка рубля. Коммерческие банки стали устанавливать собственные курсы рубля по отношению к иностранным валютам, которые и сейчас основываются на соотношении спроса предложения, но ориентированы на курсы Центрального банка РФ (Банк России).

С января 1992 г. Центральный банк РФ ввел рыночный курс рубля по отношению к иностранным валютам, который применялся при покупке Банком России 10% экспортной выручки резидентов, подлежавшей обязательной продаже. В 1992 г. Была учреждена Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), что позволило приобрести валютному рынку России новые качественные характеристики. Ориентиром для установления рыночного курса рубля служил межбанковский фиксинг доллара США на торгах ММВБ. Курс рубля к другим конвертируемым валютам устанавливался через кросс-курсы этих валют доллару. Официально котируемый Банком России курс рубля использовался во внутренних расчетах внешнеэкономическим сделкам для определения размера налогообложения, таможенных платежей в бюджет бухгалтерского учета валютных средств в балансах банков, предприятий и организаций, а также статистической отчетности. Введение единого плавающего валютного курса послужило важным шагом к конвертируемости рубля.

Однако в условиях кризисного состояния экономики и зависимости от импорта этот шаг оказался преждевременным и вызвал отрицательные последствия. В частности, курс рубля снизился за 1993 г. со 110,0 до 414,5 руб. за 1 доллар, в январе 1994 г. - до 1 607 руб., а к середине 1994 г. - до 2 000 руб. Обострилась проблема насыщенности российского рынка импортными товарами, затруднилась борьба с инфляцией. Для импорта жизненно необходимых товаров, несмотря на нехватку бюджетных средств, выделялись крупные дотации, в результате множественность курсообразования рубля сохранилась.

В 1992-1994 гг. Банк России самостоятельно начал работу над созданием системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ: с одной стороны, это должно было обеспечить полноту и своевременность репатриации в страну валютной выручки, с другой - предотвратить утечку валютных ресурсов за границу.

Спекуляции коммерческих банков на валютном рынке в целях получения прибыли от операций с валютой привели к драматическим событиям осени 1994г., кульминацией которых стал «черный вторник» 11 октября 1994г. В этот день за одну торговую сессию на ММВБ произошло беспрецедентное падение курса рубля на 27,4% (с 3 081 до 3 926 руб. за 1 доллар США). Это послужило сигналом для резкой смены экономический и, в частности, валютной политики России. Власти поставили во главу угла подавление инфляции любой ценой. Одновременно был взят курс на тесное сотрудничество с МВФ, безусловное выполнение его требований.

В начале 1995 г. Российские власти приняли ряд административных мер по либерализации внешнеэкономической деятельности (отмена количественных ограничений, ликвидации института спецэкспортеров, сокращение перечня лицензируемых экспортных товаров, снижение и отмена некоторых экспортных тарифов), что существенно воздействовало на структуру платежного баланса страны.

В валютной сфере с 6 июля 1995 г. Был введен режим валютного коридора, то есть, установлены официальные пределы колебаний курса рубля к доллару. На тот момент они составляли от 4 300 до 4 900 руб., а в 1996 г., соответственно, от 4 550 до 5 150 руб. за 1 доллар США. Это привело в августе 1995г. Кризису межбанковского рынка, когда коммерческие банки играли на повышение доллара, а Банк России - на его снижение.

С середины 1996 г. Власти перешли от горизонтального к наклонному («ползущему») валютному коридору. В рамках этого механизма предусматривалось последовательное понижение допустимых колебаний курса к доллару США от 5 000 до 6 100 руб. на 31 декабря 1996 г. Впоследствии действие наклонного коридора было продлено на 1997 г. При этом осталось неизменной и «ширина» коридора, то есть полоса допустимых колебаний курса рубля к доллару США между нижним и верхними пределами, составляющая 600 руб. Однако «угол наклона» был значительно уменьшен: если во втором полугодии 1996 г. только за шесть месяцев верхний и нижний пределы сместились на 500 руб., то на этот раз их снижение за год должно было составить вдвое меньшую сумму - 250 руб. (5 500 - 6 100 руб. за 1 доллар США в начале и 5 750 - 6 350 руб. в конце 1997 г.).

В 1996 г. РФ осуществила выход на западно-европейский рынок кредитных ресурсов - был размещен федеральный еврооблигационный заем на 1 млрд. долл., а использование кредитов иностранных государств и международных финансовых организаций по госсектору превысило 9 млрд. долл.

Поддерживания курс рубля в рамках объявленного коридора, Банк России был вынужден осуществлять крупные валютные интервенции на внутреннем валютном рынке, что повлекло за собой снижений уровня официальных валютных резервов.

10 ноября 1997 г. Правительство РФ объявило о переходе от краткосрочных к среднесрочным ориентирам динамики курса рубля и намерении сохранить средний курс в 1998 г. на уровне 6,10 рубля за 1 доллар США, что практически означало возвращение к горизонтальному валютному коридору.

Проблем бюджета обострились в 1998 г. Причин тому было много: трудности со сборами налогов; рост платежей по погашению ГКО - ОФЗ; исчерпавшиеся возможности финансирования дефицита бюджета с помощью эмиссии новых государственных ценных бумаг; резкое ухудшение платежного баланса в результате падения мировых цен на энергоносители и сырье; массовое изъятие иностранными инвесторами портфельных инвестиций из России вследствие мирового финансового кризиса; необходимость крупных валютных платежей по внешнему государственному долгу; возобновившееся падение производства. Все эти обстоятельства привела к глубокому финансовому и валютному кризису.

Перехода к режиму плавающего валютного курса так и не произошло. Вместо этого с начала года были объявлены новые расширенные границы валютного коридора на трехлетнюю перспективу. Поддерживая курс в рамках коридора, Банк России продал в июле и августе несколько миллиардов долларов по среднему курсу 6,2 и 7,1 руб. за 1 доллар соответственно. Это сало причиной дестабилизации основных секторов финансового рынка, правительство утратило возможность рефинансировать внутренний долг путем выпуска новых обязательств. В итоге дефицит федерального бюджета в 1998 г. Был полностью профинансирован за счет иностранных источников. Частичная конверсия рублевых обязательств в долгосрочные валютные на сумму 6,4 млрд. долл. По номиналу, введения моратория на выполнение определенных операций с нерезидентами не привели к желаемому результату. Отток капитала остановить не удалось, и 17 августа правительство объявило о прекращении обслуживания ГКО-ОФЗ со сроками погашения до конца 1999 г.

Власти в условиях кризисных потрясений 17 августа 1998 г. Были вынуждены пойти на смещение в сторону понижения и существенное расширение границ валютного коридора (от 6,0 до 9,5 руб. за 1 доллар). Однако к 9 сентября 1998 г. Курс рубля резко понизился и вновь стал свободно плавающим, а валютный коридор фактически был отменен. Произошла девальвация рубля, ЦБ РФ принял ряд ограничений на проведение валютных операций, ужесточил валютный контроль, валютные операции переместились с межбанковского на биржевой рынок, а часть крупных банков обанкротилась.

III этап: 1998 - 2003гг. После кризиса 1998 г. Центральный банк РФ вновь отказался от установления собственных курсов покупки и продажи валюты и начал ежедневно объявлять официальный курс рубля к доллару по итогам утренней специальной торговли на ММВБ. С сентября 1998 г. При установлении курса иностранной валюты к национальной стал использоваться биржевой курс - средневзвешенный курс СЭЛТ ММВБ СЭЛТ ММВБ - система электронных лотовых торгов Московской межбанковской валютной биржи, позволяет покупателям и продавцам выставлять свои и брать чужие заявки с удаленных терминалов, расположенных в банковских офисах. по сделкам с расчетами «сегодня», а с 29 июня 1999 г. - по итогам единой торговой сессии (ЕТС) ММВБ с участием региональных валютных бирж. Колебания курса устанавливались в зависимости от колебаний золотовалютных резервов ЦБ РФ.

Меры, применяемые Банком России в послекризисный период, были сконцентрированы на следующих направлениях:

1) Повышение ответственности экспортеров за несвоевременную репатриацию валютной выручки

2) Упрощение технологии перевода паспорта сделки по экспортным поставкам из одного банка в другой.

3) Реорганизация торгов на ММВБ с целью отделения торговли валютной в сфере внешнеэкономических операций от спекулятивных сделок.

4) Усиление собственно контрольной деятельности, направленной на определение мотивации нарушений валютного законодательства, ужесточение ответственности за нарушения и разработку мер, повышающих качеств валютного регулирования.

Кроме того, в 1999 г. Банк России принял дополнительные регулирующие меры, позволившие в дальнейшем ограничить спрос валюту на внутреннем валютном рынке и объем последующего перевода ее в оффшорные зоны. Во-первых, для кредитных организаций устанавливалась обязанность формировать резервы под операциями с резидентами оффшорных зон, присеем эти резервы должны быть не меньше 50% остатка на отдельных лицевых счетах, открытых к балансовым счетам, где учитываются операции нерезидентов. Во-вторых, определен порядок установления уполномоченными банками на основании рейтинга иностранных банков, с учетом их долгосрочной кредитоспособности и размера собственных средств.

За 1999 г. Обменный курс изменился с 20,65 руб. за доллар США на 31 декабря 1998 г. До 27 рублей - на 31 декабря 1999 г. В реальном выражении за 1999 г. Рубль укрепился, если учитывать инфляцию. Такой результат был достигнут на фоне некоторого общего улучшения платежного баланса страны, выразившегося в том, что удалось сохранить и даже несколько увеличить золотовалютные резервы.

Для ограничения оттока капитала за границу в 1999 г. Банк России подготовил и принял ряд мер валютного регулирования и валютного контроля:

- Разработан порядок валютного контроля со стороны уполномоченных банков за операциями клиентов, связанными с переводами валюты за границу по договорам, требующим повышенного внимания.

- Введено требование обязательного открытия юридическими лицами - резидентами рублевых депозитов в банках в размере 100% средств, перечисленных на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза в страну.

- В целях пресечения спекулятивного спроса и иностранную валюту на специальных торговых сессиях запрещена покупка на их валюты уполномоченными банками под выплаты по вкладам физических лиц;

- Запрещено проведение конверсионных операций рублевых средств нерезидентов, полученных от осуществления ими текущих операций с резидентами по корреспондентским счетам иностранных банков, открытым в уполномоченных банках.

В 2000-м, а особенно в 2001гг. в кругу экономистов и политиков все чаще поднимался вопрос о функциональных возможностях рубля как валюты. Имелась в виду способность рубля обслуживать международные экономические отношения, включая межгосударственные расчеты, обеспечивая тем самым взаимодействия российской экономики с мировой. Это стало стратегической задачей валютной политики РФ на данном этапе.

В 2001 г. ЦБ РФ продолжал политику укрепления доверия к национальной валюте и обеспечения стабильности на внутреннем валютном рынке, а также пополнял золотовалютные резервы для поддержания устойчивости российской финансовой системы. Курсовая политика базировалась на использование режима плавающего валютного курса, Что позволяло Банку России учитывать изменения конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках и динамику спроса на деньги. Установление официальных курсов иностранных валют к российскому рублю регулировалось Положением ЦБ РФ от 19.12.2001 г. № 169-П «Об установлении Центральным банком РФ официальных курсов иностранных валют к российскому рублю». Согласно этому документу Банк России каждый рабочий день не позже 13.00 по московскому времени устанавливал курсы основных валют и курс СДР. При этом официальный курс доллара США к российскому рублю устанавливался Банком России на основе котировок текущего рабочего дня биржевого и внебиржевого сегментов валютного рынка по операциям «доллара США - российский рубль» Письмом ЦБ РФ от 14.01.2003 г. Принято решение изменить существующий порядок определения официального курса доллара США к российскому рублю по итогам торгов ЕТС с расчетами «сегодня» и использовать для этих целей средневзвешенное значение курса доллара США на торгах ЕТС со сроком расчетом «завтра», сложившееся на 11 часов 30 минут дня торгов.; официальный курс СДР к российскому рублю рассчитывался на основе официального курса доллара США к рублю и курса доллара США к СДР, установленного МВФ на предыдущий рабочий день; официальные курсы других валют других валют к российскому рублю рассчитывались и устанавливались на основе официального курса доллара США к рублю и котировок данных валют к доллару США на международных валютных рынках текущего рабочего дня, на биржевом и внебиржевом сегментах внутреннего валютного рынка, а также официальных курсов доллара США к указанным валютам, устанавливаемых национальными банками иностранных государств.

IV этап: 2003 - 2004 гг. В первом полугодии 2003 г. Фактический платежный баланс оказался значительно луче прогнозного, на основе которого разрабатывался базовый сценарий бюджетной и денежно-кредитной политики на этот год. Причиной расхождения стало повышение мировых цен на нефть и снижение процентных ставок на международном финансовом рынке. Кроме того, увеличение положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса из-за высоких цен на нефть сопровождалось интенсивным сокращением вывоза капитала частным сектором и активными зарубежными заимствованиями российских компаний. Российские компании стремились использовать разницу между снизившими процентными ставками на внешнем финансовом рынке и относительно высокими ставками на внутреннем рынке, отток капитала вновь увеличивался, что в существенной мере компенсировало приток первого полугодия. В итоге, по предварительным оценкам активное сальдо счета текущих операций составило в январе - сентябре 2003 г. 28,4 млрд. долларов США против 21,3 в сопоставимый период 2002 г. Чистый отток капитала из частного сектора снизился с 3,8 до 3,1 млрд. долл. США. Тем самым было создано стабильно и существенно превышение предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке. При этом устойчивая внутриэкономическая ситуация также способствовала росту спроса на российскую национальную валюту. В результате накопления официальных международных резервов в январе - сентябре 2003 г. Происходило гораздо быстрее, чем это предполагалось базовым сценарием. Прирост золотовалютных резервов РФ по итогам первых девяти месяцев 2003 г. Составил 14,3 млрд. долл. США (11, 1 млрд. долл. США за сопоставимый период 2002 г.).

В условиях активного платежного баланса, сложившегося в 2003 г., Банк России при реализации курсовой политики стал использовать режим управляемого плаванья и дополнительно предпринял ряд шагов для того, чтобы предотвратить искусственно укрепление национальной валюты.

Во-первых, с 1 декабря 2002 г. Была существенно либерализована система обязательной продажи валютной выручки. Экспортеры получили возможность система обязательной продажи валютной выручки. Экспортеры получили возможность реализовать валютную выручку в рамках обязательной продажи, как на биржевом, так и на внебиржевом валютных рынках при этом норматив обязательной продажи валютной выручки Советом директоров Банка России был сокращен до 25%.

Во-вторых, процентные ставки по операциям Банка России были снижены до уровней ограничивающих приток капитала в рублевые портфельные активы.

Основным серьезным шагом в реализации валютной политики можно считать принятие и вступление в силу новой редакции Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Правительством РФ взят курс на дальнейшую либерализацию валютного рынка. Цель - в течение ближайших двух лет создать необходимые условия для обеспечения полной конвертируемости рубля. Данным законом предусмотрено сокращение ограничений на ряд операций с валютой: открытие счетов, перевод средств, вызовов наличной валюты и пр.

Принятые меры позволили за довольно короткий срок повысили уровень саморегулируемости валютного рынка и сократить степень влияния на него Центрального банка РФ. Краткосрочные показатели доходности основных активов в иностранной валюте несколько приблизилась к показателям доходности в рублях, что позволило Банку России сбалансировать потоки краткосрочного капитала.

Номинальный курс рубля к доллару США по итогам девяти месяцев 2003 г. Вырос на 4,1%, в то время как по отношению к евро номинальный курс снизился на 5,4%. По итогам девяти месяцев 2003г. Реальный эффективный курс рубля по сравнению с декабря 2002г. Повысились на 3,9%.

Относительная стабильность номинального обменного курса рубля способствовала притоку иностранных инвестиций и техническому переоснащению производства.

Номинальное укрепление рубля по отношению к доллару и стабильности обменного курса оказали влияние и на предпочтения населения и хозяйствующих субъектов, изменившиеся в пользу национальной денежной единицы при выборе валюты для накоплений. Объем наличной иностранной валюты на руках у населения только за январь - сентябрь 2003г. Сократился на 4,8 млрд. долл. (за аналогичный период прошлого года этот показатель составил 1 млрд. долл. США).

Необходимость использования режима управляемого плавания при формировании валютного курса рубля в 2004г., сохранилась, что объективно было обусловлено спецификой функционирования российской экономики, и прежде всего - высокой степенью ее зависимости от внешних факторов конъюнктурного характера.

На 1 августа 2004 г. Официальный курс рубля к доллару США повысился по сравнению с началом года на 1,2%, а официальный курс рубля к евро - на 5,8%.

Превышение темпов инфляции в России над темпами инфляции в странах - основных торговых партнерах и относительная стабильность номинального курса рубля обусловили сохранение тенденции к укреплению рубля в реальном выражении. Прирост среднемесячного реального курса рубля к доллару США за январь - июнь 2004 года составил 4,4, к евро - 7,6%, а прирост реального эффективного курса рубля - 5,0% (к декабрю 2003г.).

Основным инструментом политики валютного курса Банка России оставались конверсионные операции рубля/доллар США на внутреннем валютном рынке, которые осуществлялись в комплексе с применением других инструментов денежно-кредитной политики.

V этап: 2005 г. - по настоящее время. В 2005г. Банк России продолжил совершенствование механизмов реализации курсовой политики в условиях режима управляемого плавающего валютного курса. В течение всего периода существования российского валютного рынка конверсионные операции Банка России, направленные на решение этой задачи, воздействовали на динамику курса рубль/доллар США. При этом обеспечение стабильности номинального курса доллара США к рублю приводило к значительным колебаниям рублевого курса по отношению к другим значимым в РФ иностранным валютам, включая евро. С учетом сложившиеся роли в Европейского союза в системе внешнеэкономических связей России и укрепления роли евро в качестве второй ведущей мировой валюты «долларовый» подход к определению показателей устойчивости рубля перестал отвечать задачам курсовой политики Банка России.

В качестве операционного ориентира курсовой политики ЦБ РФ с 1 февраля 2005 г. Использует стоимость корзины валют, состоящей из евро и доллара США. Первоначально установленное их соотношение было 0,1:0,9; затем 0,2:0,8 и 0,3:0,7; с 1 августа 2005 г. -0,35:0,65; а с 1 февраля 2006г. - 0,4:0,6. Переход к бивалютному операционному ориентиру направлен на снижение внутредневной волатильности Волатильность - статистический показатель, характеризующий тенденцию рыночной цены или дохода изменяться во времени. курса рубля к значимым для РФ иностранным валютам. При этом формирование курса рубль/доллар США в течение дня носит более свободный характер - ограничение внутредневных колебаний курса доллара к рублю (по сделкам на ММВБ со сроком расчетов на следующий рабочий день после заключения) осуществляется Банком России исходя из границ колебания стоимости бивалютной корзины.

Последующее увеличение доли евро в состав бивалютной корзины до соответствующего задачам курсовой политики уровня будет происходить постепенно, по мере адаптации участников внутреннего валютного рынка к работе в новых условиях.

Переход Банка России к использованию в своей курсовой политике бивалютного операционного ориентира привел к тому, что внутренний валютный рынок России стал более чувствительным к изменениям курса евро/доллар на международном рынке FOREX. Все большее значение для внутреннего рынка России стала приобретать статистика биржевых торгов США, публикуемая американскими деловыми СМИ в 8:30 по местному времени, что соответствует 16:30 московского времени. Однако биржевые торги на ММВБ по инструменту USD/RUB_UTS_TOM заканчивались в 16:45, в связи с учетом ЕТС часто не имели достаточно времени для реакции на изменения, происходящие на рынке FOREX, и затруднялись заключать сделки доллар/рубль. С 29 августа 2005г. Торги по доллару с расчетом «tomorrow» в секции валютного рынка ММБВ продлены на 15 минут, что дает дополнительные возможности участника торгов и способствует росту объемов операций в биржевом сегменте российского валютного рынка.

Переход на бивалютный операционный ориентир более объективно отражает ситуацию на валютном рынке. Российские вкладчики стали переводить свои долларовые накопления в евро или рублевые сбережения. Кроме того, на Европу приходиться около 50% торгового оборота России. Рубль, таким образом, укрепляется по отношению к американской валюте и слабеет по отношению к европейской, в то время как к корзине валют его курс остается практически неизменным.

В то же время привязка курса рубля к двум валютам увеличивает валютные риски, поскольку состояние российского рубля зависит от экономики не одной страны, как это было ранее, а от экономики нескольких стран. Еще один недостаток заключается в неизбежном повышении цен, поскольку производители и посредники буду привязывать стоимость своих товаров и услуг к более высокому курсу. Но самой серьезной проблемой является то, что все проводимые мероприятия могут привести к усилению утечки капитала из страны. Ослабление контроля, отсутствие валютных ограничений и низкие инвестиционные возможности на российском внутреннем рынке могут усугубить ситуацию с перетеканием капитала в другие страны.

18 апреля 2006 г. Вступило в силу Положение ЦБ РФ №286-П «Об установлении и опубликовании ЦБ РФ официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю», согласно которому Банк России устанавливает официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю ежедневно (по рабочим дням) или ежемесячно без обязательства покупать или подавать указанные валюты по установленному курсу.

Официальный курс доллара США по отношению к рублю рассчитывается и устанавливается Банком России на основе котировок межбанковского внутреннего валютного рынка по операциям «доллара США - рубль» в соответствии с методикой определения официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю, утвержденной распоряжением Банка России. Расчет официальных курсов СДР и других иностранных валют по отношению к рублю не изменился.

Официальные курсы иностранных валют к рублю устанавливаются ЦБ РФ для использования при расчете доходов и расходов государственного бюджета, для всех видов платежно-расчетных отношений государства с предприятиями, объединениями организациями гражданами, а также для целей налогообложения и бухгалтерского учета. Установленные официальные курсы в отношении каждой валюты действуют до вступления в силу следующего официального курса данной валюты, если иное не определено нормативными документами Банка России.

Итак, основной задачей валютной политики Банка России остается защита и обеспечение устойчивости рубля путем сглаживания резких колебаний его курса, не обусловленных наличием устойчивых экономических тенденций. Динамика курсов доллара США и евро к рублю, представлена в таблице 1, демонстрирует это направление валютной политики (табл. 1)

Платежный баланс России в настоящее время по-прежнему свидетельствует о развитии ее внешнеторговой деятельности, а также об укреплении позиций страны на международном валютном рынке.

Заключение

Изучение организации валютно-кредитных отношений позволяет констатировать, что уровень их развития находящиеся, а тесной связи с макроэкономическими показателями в страны. Высокий уровень экономического развития создает предпосылки для использования международных унифицированных правил организации валютных операций и расчетов, а так же рыночных инструментов регулирования валютного рынка страны. При низком уровне неизбежны определенные ограничения, вводимые правительством. В некоторых случаях используются нерыночные меры валютного регулирования и валютного контроля.

Эволюция валютно-кредитных отношений подтверждает данный тезис. Исходя из изложенного материала, получилось так, что наши реформаторы выхватывали то здесь, то там одну из подсистем, нарушая эволюционность и цельность процесса, который хотели реализовать. Приходится констатировать, что российское правительство во всех его, действовавших в последние годы, начиная с 1991г., составах не учитывало важнейшие реалии. Они состоят в том, что вся инфраструктура индустриального, технологического, аграрного и научно-технического потенциалов страны сформировалась в условиях командно-административной системы, и для ее адаптации требовался переходный период к новой среде минимум в семь - десять лет. И в итоге в жертву радикальным реформам приносится их основополагающая цель - повышение жизненного уровня россиян. И последнее: реальной стабилизации на валютном рынке, как и во всей денежно-кредитной системе, невозможно достичь без решения ключевых вопросов макроэкономического развития. Поэтому регулирование валютного рынка должно осуществляться в тесной координации с Правительством РФ и его программами, в первую очередь структурными и инвестиционными.

Стабилизация экономики в нашей стране постепенно продвигается от административного регулирования к рыночной модели валютного рынка. Отмена с 2006 г. Некоторых валютных ограничений свидетельствует об организации цивилизованного валютного рынка, целенаправленном к конвертируемости рубля и полной интеграции России в мировое валютное пространство.

Список литературы

1. Булатов А.С. Экономика. Учебник.3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.:Юристъ, 2001. 896с.

2. Чепурин М.Н. Курс Экономической теории. - Киров: АСА, 2007. - 846с.

3. Казак Ю.А., Веретенникова О.Б., Мокеева Н.Н. Международные валютно-кредитные отношения. - Екатеринбург: АМБ, 2006. - 273с.

4. "Деньги и кредит", М.И.Сухов "Государственное регулирование валютного рынка России: актуальные проблемы", N12, 1995

5. "Деньги и кредит", "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год", N12, 1996

6. Миклашевская Н.А. Международная экономика. Учебник / Н.А. Миклашевская, А.В. Сидорович.- М.: Дело и Сервис, 1998. - 272с.

7. Райзберг Б.А. Курс экономики. Учебник / Б.А. Райзберг. - М.: ИНФА-М, 2000. - 716 с.

8. Булатов А.С. Экономика. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С.Булатова. - М.:Юристъ, 2001. - 896с.

9. Булатов А.С. Экономика. Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 1999. - 734с.

10. Ресурс интернет

Приложение 1

Таблица 1

Динамика курсов доллара США и евро к рублю

и показатели биржевых торгов Данные взяты с сайта ЦБ РФ www.cbr.ru

Единая торговая сессия

25.08.2005

25.08.2006

Доллар США:

1.С расчетами «сегодня»:

средневзвешенный курс (руб./долл.)

28,4588

26,8003

объем (млн. долл.)

724,8140

1 201,6380

2. С расчетами «завтра»:

средневзвешенный курс (руб./долл.)

28,4648

26,7971

объем (млн. долл.)

1 593,8860

1 423,3280

Евро:

1.С расчетами «сегодня»:

средневзвешенный курс (руб./евро)

35,0331

34,2081

объем (млн. евро)

10,9070

29,5930

2. С расчетами «завтра»:

средневзвешенный курс (руб./евро)

35,0199

34,2214

объем (млн. евро)

23,3070

12,2280

Таблица 2

Платежный баланс Российской Федерации Данные взяты с сайта ЦБ РФ www.cbr.ru

Основные

агрегаты

I квартал

2005г.

I квартал

2006г.

Счет текущих операций

20 406

29 525

Товары и услуги

21 924

33 077

Экспорт

54 936

73 266

Импорт

-33 010

-40 191

Доходы от инвестиций и оплаты труда

-1 329

-3 343

К получению

5 365

6 160

К выплате

-6 694

-9 502

Текущие трансферты

-188

-207

Полученные

894

1 105

Выплаченные

-1 082

-1 312

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

-16 317

-27 594

Прямые инвестиции

2 708

1 497

Портфельные инвестиции

-3 206

-4 325

Финансовые производные

-90

4

Прочие инвестиции

-1 198

-3 360

Резервные активы

-14 422

-21 432

Чистые ошибки и пропуски

-18 088

-1 930

Общее сальдо

0

0

Приложение 2

Таблица 4

Влияние изменения валютных курсов

На экспортно-импортные операции

Влияние снижение курса национальной валюты на экспортно-импортные операции (причины увеличения экспорта (снижения импорта))

Влияние повышения курса национальной валюты на экспортно-импортные операции (причины увеличения экспорта (снижения импорта))

Экспортеры получают большой объем национальной валюты за то же количество иностранной.

Экспортеры получают меньший объем национальной валюты за то же количество иностранной.

Зарубежные покупатели тратят меньше национальной валюты на приобретение того же объемы импортируемых товаров

Зарубежные покупатели тратят больше национальной валюты на приобретение того же объемы импортируемых товаров

Цены на экспорт товаров падают, что увеличивает их сбыт за рубежом.

Цены на экспортируемые товары растут, что снижает их конкурентно способность по цене за рубежом и уменьшает спрос.

Таблица 5

Классификация валютных курсов

Признак классификации

Вид валютного курса

1. Метод котировки

Основанный на прямой котировке

Основанный на косвенной котировке

2. Способ фиксации

Плавающий

Фиксированный

Смешанный

3. Способ расчета

Паритетный

Фактический

4. Отношение к паритету покупательной способности валют

Соответствующий паритету

Завышенный

Заниженный

5. Вид валютной сделки

Кассовый

Форвардный

Кросс-курс

6. Способ установления курса

Официальный

Неофициальный

7. Отношение к участникам сделки

Курс покупателя

Курс продавца

Средний курс

8. Учет инфляции

Реальный

Номинальный

9. Способ продажи валют

Наличной продажи

Безналичной продажи

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты