1. Методика применение упрощённой системы налогообложения
1.1 Нормативная база для применения УСНО
1.2 Элементы налога
2. Применение упрощённой системы налогообложения на примере предприятия ООО «Спортмастер»
Заключение
Список используемых источников
Введение
Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов.
Следует отметить, что система налогов и сборов Российской Федерации включает в себя три уровня, что объясняется особенностью федеративного устройства государства.
В процессе совершенствования налоговой системы РФ в 2001-м году были упорядочены и включены в Налоговый Кодекс ряд налогов, прописанных ранее отдельными законами для субъектов малого предпринимательства. Статья 18 Налогового Кодекса РФ определяет их как специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 Налогового Кодекса РФ.
В Российской Федерации к специальным налоговым режимам относятся:
Ш система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (глава 26.1 НК введена в действие 1 января 2003 г);
Ш упрощённая система налогообложения (глава 26.2 НК введена в действие с 1 января 2003 г.);
Ш система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК введена в действие с 1 января 2003 г.);
Ш система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК введена в действие с 10 июня 2003 г.)
Три первых режима имеют ряд общих черт, а именно: единым налогом заменяется уплата налога на прибыль организаций, налога на доходы для предпринимателей, НДС (за исключением уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), ЕСН, налога на имущество. При этом сохраняются следующие налоги и платежи, уплачиваемые в соответствии с общим режимом налогообложения: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; другие федеральные, региональные и местные налоги (налог на рекламу, транспортный налог, земельный налог). Кроме того, для указанных налогоплательщиков сохраняется действующий порядок ведения бухгалтерского учёта (для организаций) и кассовых операций; порядок представления статистической отчётности; исполнение обязанностей налоговых агентов.
Для каждого налогового режима установлены свои критерии, ограничения и запреты при применении или переходе на данную систему налогообложения. Так, например, в упрощённой системе налогообложения такими ограничениями являются экономические показатели: размер выручки, стоимость амортизируемого имущества, численность работников, наличие филиалов и обособленных подразделений, участие в совместной деятельности. В системе налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности основными критериями перехода являются определённые виды деятельности и их физические показатели (например, в розничной торговле - торговая площадь, в сфере оказания автотранспортных услуг - количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов и т.д.) При этом, переход на упрощённую систему налогообложения и на уплату единого сельскохозяйственного налога и обратно является для организаций и индивидуальных предпринимателей добровольным, а применение режима уплаты единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности обязательно при условии, что организация или индивидуальный предприниматель занимается именно указанным видом деятельности.
Ещё один специальный налоговый режим - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - введён в НК РФ (глава 26.4) Федеральным законом от 6 июня 2003 г., который вступил в действие 10 июня 2003 г. Этот режим касается субъектов предпринимательской деятельности (инвесторов) в области пользования недрами. Данный специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, разделом произведённой продукции в соответствии с условиями соглашения.
Цель данной курсовой работы - подробнее рассмотреть один из специальных налоговых режимов, а именно, упрощённую систему налогообложения. Проанализировать положительные и отрицательные стороны данного режима, а также его влияние на развитие малого бизнеса.
1.Методика применения упрощённой системы налогообложения
1.1 Нормативная база для применения УСНО
Концепция главы 26.2 части второй НК РФ направлена на обеспечение реализации государственной политики по совершенствованию системы налогообложения и снижению налоговой нагрузки субъектов малого предпринимательства. Упрощённая система налогообложения может действовать одновременно с ЕНВД. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости ОС и НМА, установленные главой 26.2 НК РФ, по отношению к таким организациям и предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.
С 2009 года субъекты Российской Федерации могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы» (ст. 346.20 НК РФ). Согласно Налоговому кодексу РФ, ставки могут колебаться в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Организации и индивидуальные предприниматели добровольно переходят к упрощенной системе налогообложения (далее в тексте УСНО) или возвращаются к общему режиму в порядке, предусмотренном НК РФ.
Переход на УСНО означает, что уплачивается единый налог, который предусматривает освобождение от обязанности по уплате нескольких налогов, взимаемых при общем режиме налогообложения.
Для юридических лиц уплата налога заменяет:
· налог на прибыль организаций.
· налог на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров в РФ.
· налог на имущество организаций.
· единый социальный налог.
Для индивидуальных предпринимателей уплата налога заменяет уплату:
· налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
· единого социального налога (с доходов, полученных от предпринимательства, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц);
· налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
· налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров в РФ.
Остальные налоги уплачиваются организациями и ИП в общем порядке наряду с взносами на обязательное пенсионное страхование.
Перейдя на УСНО, организации и индивидуальные предприниматели продолжают применять действующий порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. Они по-прежнему в установленных случаях исполняют обязанности налоговых агентов.
Плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, пожелавшие перейти на УСНО. Для этого организация должна соответствовать следующему критерию - по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на УСНО, ее доход не должен превышать 15 млн. руб. (без НДС). В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики вправе оставаться на УСНО до тех пор, пока их доходы по итогам отчетного (налогового) периода не превысят 20 млн. руб. Указанные величины предельного размера доходов подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России за предыдущий год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном федеральным правительством. Минфин России по этому вопросу придерживается следующей позиции: лимиты доходов следует умножать лишь на коэффициент-дефлятор, установленный Минэкономразвития России на очередной календарный год. Коэффициент-дефлятор на 2009 год установлен в размере 1,538. В связи с этим предельная величина доходов, ограничивающая право на применение УСНО в 2009 году, составляет 30,76 млн. руб. Постановлением от 12.05.2009 № 12010/08 Президиум ВАС РФ разрешил перемножать все коэффициенты-дефляторы. Таким образом, предельный размер доходов, при котором налогоплательщики вправе применять УСНО в 2009 году, вместо 30,76 руб. стал равным 57 904 102,94 руб. (20 000 000 * 1,132 * 1,241 * 1,34 * 1,538). Лимит доходов по итогам девяти месяцев текущего года, при котором можно перейти на уплату упрощённой системы с 2010 года, составляет 43 428 077,21 руб. (15 000 000 * 1,132 * 1,241 * 1,34 *1,538). Федеральный закон от 19.07.2009 № 204-ФЗ повысил лимиты доходов с 2010 года. Величина доходов, при превышении которой теряется право на применение данного режима устанавливается в размере 60 млн. руб. и действует в период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года. Лимит доходов организации для перехода на УСНО по итогам девяти месяцев составляет не более 45 млн. руб. и действует со дня официального опубликования закона по 30 сентября 2012 года. Индексация лимитов на ближайшие три года отменяется (то есть 45 млн. руб. и 60 млн. руб. не корректируются на коэффициенты-дефляторы). Причем действие абзаца 2 пункта 2 статьи 346.12 НК РФ, в котором и определен порядок расчета индексации, приостанавливается со дня официального опубликования Федерального закона от 19.07.2009 № 204-ФЗ в «Российской газете», то есть с 22 июля. С этого дня предприятия и ИП, применяющие данную систему, не вправе умножать предельные величины доходов ни на текущий коэффициент-дефлятор, ни на коэффициенты-дефляторы за предыдущие года. Иными словами, применять нужно лимиты в 15 млн. и 20 млн. руб. Однако, 15 млн. руб. в качестве лимита уже не используется, так как официально для перехода на УСНО уже берутся 45 млн. руб.
Не вправе применять УСНО:
· Организации и ИП средняя численность работников, которых за налоговый (отчётный) период превышает 100 человек;
· Организации, у которых бухгалтерская остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, подлежащих амортизации, превышает 100 млн. рублей;
· Организации, имеющие филиалы и представительства;
· Банки;
· Страховщики;
· Негосударственные пенсионные фонды;
· Инвестиционные фронды;
· Ломбарды;
· Профессиональные участники рынка ценных бумаг;
· Организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
· Организации и ИП, занимающиеся игорным бизнесом;
· Нотариусы, адвокаты;
· Организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
· Организации, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога;
· Бюджетные учреждения;
· Организации, в которых доля непосредственного участия других организаций превышает 25%. Такое ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты - не менее 25%;
· Иностранные организации, имеющие филиалы и представительства, обособленные подразделения на территории РФ.
Если организации и ИП переведены на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности, то они вправе применять УСНО в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
Некоторым аналогичным критериям должен соответствовать и индивидуальный предприниматель. Однако для предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности (15 млн. руб.), для перехода на УСНО не установлено. Таким образом, при соблюдении иных установленных условий предприниматели вправе перейти на УСНО независимо от размера полученных ими доходов за указанный период.
Переход на УСНО - уведомительный, а не разрешительный. Действующие организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на эту систему, подают заявление в налоговый орган с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на УСНО. Вновь созданные организации (зарегистрированные предприниматели) вправе подать заявление о переходе на УСНО в пятидневный срок от даты постановки на налоговый учет. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять УСНО от даты постановки их на налоговый учет.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применяется УСНО, в момент подачи заявления. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трёх лет с начала применения данного режима. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСНО налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применяется УСНО.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов власти муниципальных районов и городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками ЕНВД, вправе на основании заявления перейти на УСНО с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД.
Налогоплательщики, применяющие УСНО, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено ст.346.13.
1.2 Элементы налога
Налогоплательщиками по упрощённой системе налогообложения признаются предприятия и индивидуальные предприниматели, которые согласно ст. 346.12 НК РФ имеют право на применение данного режима.
Объектом налогообложения признаются:
доходы.
доходы, уменьшенные на величину расходов.
Объект выбирает сам налогоплательщик, за исключением случаев, когда плательщик является участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (когда в качестве объекта обязательно применяют доходы, уменьшенные на величину расходов). Для ИП дополнительно предусмотрена возможность применения УСНО на основе патента. Плательщик не может менять объект в течение трех лет применения УСНО.
Выбор того или иного варианта обусловливается экономической целесообразностью: если у налогоплательщика большие суммы расходов, на которые можно уменьшить для целей налогообложения доходы, то он остановится на втором варианте; если таких расходов немного, то приемлем первый вариант.
Статьёй 346.15 НК РФ закреплён следующий порядок определения доходов. В состав доходов включаются:
· доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового Кодекса;
· внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового Кодекса.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Налогового Кодекса. Не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, налогообложение которых осуществляется налоговым агентом в соответствии с положениями статей 214 и 275 настоящего Кодекса.
Порядок определения расходов согласно статье 346.16 НК РФ:
При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:
1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;
2)расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;
3)расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
4)расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;
5)расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 262 настоящего Кодекса;
4)расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
5)арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
6)материальные расходы;
7)расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8)расходы на все виды обязательного страхования работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федераций;
9)суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей и статьей 346.17 настоящего Кодекса;
10)проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса;
11)расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
12)суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
13)расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;
14)расходы на командировки, в частности на:
· проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
· наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
· суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;
· оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
· консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
15)плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
16)расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;
17)расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);
18)расходы на канцелярские товары;
19)расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
20)расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
21)расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
22)расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
23)суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с настоящей главой;
24)расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров;
25)расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
26)расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
27)расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов;
28)расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;
29)плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;
30)расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);
31)расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;
32)судебные расходы и арбитражные сборы;
33)периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);
34)расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 Налогового Кодекса;
35)расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации;
36)расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;
37)расходы по вывозу твердых бытовых отходов.
Расходы, указанные в данном пункте, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте I статьи 252 Налогового Кодекса.
Расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9 - 21, 34 пункта 1 статьи, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 265 и 269 настоящего Кодекса.
Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:
в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;
в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения - с момента принятия этого объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет;
в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:
· в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения;
· в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго календарного года - 30 процентов стоимости и третьего календарного года - 20 процентов стоимости;
· в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.
При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.
4)в случае если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.
5)в случае если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения, стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в порядке, установленном пунктами 2.1 и 4 статьи 346.25 Налогового Кодекса.
Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 настоящего Кодекса классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.
Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах в соответствии с настоящей статьей с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Указанное положение в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 года.
Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 258 Налогового Кодекса.
В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с настоящей главой (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
В состав основных средств и нематериальных активов включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25Налогового Кодекса, а расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются с учетом положений пункта 2 статьи 257 настоящего Кодекса.
Порядок признания доходов и расходов в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ и пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ.
1) в целях настоящей главы датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
При использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.
В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.
2) расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях настоящей главы оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав. При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
· материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов), а также расходы на оплату труда - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство;
· расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, - по мере реализации указанных товаров. Налогоплательщик вправе для целей налогообложения использовать один из следующих методов оценки покупных товаров:
- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
- по средней стоимости;
- по стоимости единицы товара.
Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты;
· расходы на уплату налогов и сборов - в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность;
· расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Налогового Кодекса, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;
· при выдаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются после оплаты указанного векселя. При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя, выданного третьим лицом, расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются на дату передачи указанного векселя за приобретаемые товары (работы, услуги) и (или) имущественные права. Указанные в настоящем подпункте расходы учитываются исходя из цены договора, но не более суммы долгового обязательства, указанной в векселе;
3) налогоплательщики не учитывают в целях налогообложения в составе доходов и расходов курсовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах;
4) при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.
Налоговая базаисчисляется согласностатье 346.18 НК РФ.
1) в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя;
2) в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов:
· Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.
· Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, кроме суммы фактического налога должен рассчитать сумму минимального налога.
Если сумма минимального налога получится больше суммы фактического налога, то организация должна перечислить в бюджет сумму минимального налога.
Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.
· Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16 настоящего Кодекса, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.
Указанный в настоящем пункте убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения.
Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.
· Налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.
Налоговый период. Отчетный период. В соответствии со статьёй 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставкипо упрощённой системе налогообложения:
1) в случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %;
2) в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 %;
3) по минимальному налогу налоговая ставка равна 1% от суммы доходов.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога (статья 346.21 НК РФ):
1) налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
2) сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
3) налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 %.
4) налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
5) ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
6) уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
7) налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период пунктами 1 и 2 статьи 346.23 Налогового Кодекса. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Согласно статье 346.22 НК РФ суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федераций.
Сроки предоставления налоговой декларации (статья 346.23 НК РФ). Налогоплательщики-организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
2. Применение упрощённой системы налогообложения на примере предприятия ООО «Спортмастер»
Предприятие ООО «Спортмастер», занимается производством спортивных товаров (код по ОКВЭД 36.4). Доход предприятия за девять месяцев 2008 года составил 11500000 рублей. Средняя численность работников предприятия составляет 89 человек. На балансе предприятия числится следующее имущество (по остаточной стоимости):
1) производственное здание стоимостью 2 000 000 рублей. Срок полезного использования 85 лет;
2) станки и оборудование стоимостью 8 000 000 рублей. Срок полезного использования 15 лет;
3) компьютеры стоимостью 100 000 рублей. Срок полезного использования 6 лет;
4) грузовые автомобили стоимостью 1 000 000 рублей. Срок полезного использования 10 лет;
5) складское помещение стоимостью 800 000 рублей. Срок полезного использования 50 лет.
С начала 2009 года предприятие решило перейти на УСНО. Для этого предприятию нужно подтвердить то, что оно удовлетворяет необходимым условиям:
1) остаточная стоимость имущества 11 900 00 рублей, что меньше установленного норматива в 100 000 000 рублей;
2) доход за 9 месяцев 2008 года равен 11 500 000 рублей, что не превышает 15 000 000 рублей, индексируемых в 2008 году на коэффициент-дефлятор равный 1,538;
3) численность рабочих не превышает 100 человек.
С 1 января 2009 года организация перешла на уплату УСНО. Объектом налогообложения выбрала доходы, уменьшенные на величину расходов.
Произведём расчёт амортизации основных средств, находящихся на балансе предприятия линейным методом:
1) здание стоимостью 2 000 000 рублей. Исходя из того, что срок полезного использования данного имущества более 15 лет, то остаточная стоимость включается в расходы в течение 10 лет применения УСНО равными долями от стоимости основного средства. Имеем:
2 000 000: 10= 200 000 рублей в год;
200 000: 4= 50 000 рублей в квартал;
2) станки и оборудование стоимостью 8 000 000 рублей. Так как срок полезного использования данного имущества от 3 до 15 лет включительно, то в течение первого года применения УСНО списывается 50% остаточной стоимости основного средства, во второй год - 30%, в третий - 20% равными долями по отчётным периодам. В нашем случае в первый год списывается 8 000 000 * 0,5=4 000 000 рублей, во второй год - 8 000 000 *0,3=2 400 000 рублей и в третий год - 8 000 000 *0,2=1 600 00 рублей. За 2009 год норма амортизации, соответственно, составляет 4 000 000 рублей в год или 4 000 000: 4= 1 000 000 рублей в квартал;
3) компьютеры стоимостью 100 000 рублей. Срок эксплуатации данного имущества от 3 до 15 лет, следовательно, в первый год применения УСНО также списывается 50% стоимости основного средства, во второй год - 30%, в третий - 20%. Сумма амортизационных отчислений за 2009 год:
100 000*0,5=50 000 рублей в год;
50 000: 4= 12 500 рублей в квартал;
4) грузовые автомобили стоимостью 1 000 000 рублей. Срок эксплуатации данного имущества от 3 до 15 лет, поэтому в первый год применения УСНО списывается 50% стоимости основного средства, во второй год - 30%, в третий - 20%. Сумма амортизационных отчислений за 2009 год:
1 000 000*0,5= 500 000 рублей в год;
500 000:4=125 000 рублей в квартал;
5) складское помещение стоимостью 800 000 рублей. Срок эксплуатации данного имущества более 15 лет, поэтому остаточная стоимость включается в расходы в течение 10 лет применения УСНО. Сумма амортизационных отчислений за 2009 год:
Расходы, связанные с выдачей займа ЗАО «Агент» налогооблагаемую базу не уменьшают.
Сумма фактического налога:
(3 410 000- 2 365 700) * 10% = 104 430 рублей. (Согласно закону №13-30 в области установлена ставка единого налога в размере 10% для налогоплательщиков, занимающихся определёнными видами деятельности, согласно ОКВЭД. Деятельность предприятия ООО «Спортмастер» входит в данный перечень.)
В связи с тем, что организация в качестве объекта налогообложения выбрала доходы, уменьшенные на величину расходов, кроме суммы фактического налога необходимо рассчитать сумму минимального налога, равную 1% от величины доходов за квартал.
Сумма минимального налога:
3 410 000 * 1%= 34 100 рублей.
Исходя из того, что сумма минимального налога меньше суммы фактически исчисленного налога, в бюджет перечисляется фактический авансовый платёж за I квартал в размере 104 430 рублей.
Доходы предприятия за II квартал:
1) выручка от реализации - 3 500 00 рублей;
2) доходы от долевого участия - 100 000 рублей;
3) 10 мая 2009 года возвращён займ ЗАО «Агент» в сумме 892 075 рублей;
Расходы:
1) расходы на приобретение материалов - 350 000 рублей;
2) амортизация основных средств - 1 207 500 рублей;
3) организация приобрела упаковочную линию, стоимостью 300 000 рублей сроком полезного использования 10 лет;
7) расходы на почтовые, телефонные и другие аналогичные расходы - 5 800 рублей;
8) расходы на переподготовку кадров - 50 000 рублей.
Сумма доходов за II квартал:
3 500 00 + 100 000 + 42 075= 3 642 075 рублей.
В налоговой базе за II квартал мы учитываем проценты, которые данное предприятие получило за счёт предоставления займа, т.е. 892 075 - 850 000= 42 075 рублей.
В сумме расходов мы учитываем стоимость упаковочной линии (300 000 рублей), т.к. расходы на приобретение имущества в момент применения УСНО списываются в полных суммах в момент ввода имущества в эксплуатацию.
Итого расходов за полугодие:
2 711 600 + 2 365 700=5 077 300 рублей.
Сумма единого налога:
(7 052 075- 5 077 300)* 10%= 197 477,5 рублей.
Рассчитаем сумму минимального налога:
7 052 075* 1%=70 520,75 рублей.
Сумма минимального налога меньше суммы фактически исчисленного налога.
Необходимо зачесть авансовый платёж за I квартал:
197 477,5 -104 430=93 047,5 рублей.
Сумма авансового платежа, перечисляемая в бюджет по итогам полугодия равна 93 047,5 рублей.
За III квартал предприятие получило следующие доходы:
1) доходы от реализации - 3 000 000 рублей;
2) безвозмездно было получено имущество от И.И. Петрова, являющегося акционером предприятия (его доля в уставном капитале 15%) - 100 00 рублей;
3) доходы прошлых лет, выявленные в отчётном периоде - 60 000 рублей.
Расходы:
1) расходы на приобретение материалов - 300 00 рублей;
2) амортизация основных средств - 1 207 500 рублей;
6) расходы на почтовые, телефонные и другие аналогичные расходы - 8 100 рублей;
7) расходы, связанные с приобретение права пользования программами для ЭВМ - 150 000 рублей.
Доходы за III квартал:
3 000 000 + 100 000 +60 000=3 160 000 рублей.
Стоимость имущества, внесённого акционером И.И.Петровым, относится к внереализационным доходам, т.к. доля данного акционера в уставном капитале предприятия менее 50%. В противном случае стоимость полученного имущества не включалась бы в перечень облагаемых доходов.
Сумма минимального налога меньше суммы фактического налога.
Учтём авансовый платёж за 9 месяцев отчётного года:
406 344 - 330 759=75 585 рублей.
По итогам отчётного года предприятие должно подать декларацию в налоговый орган по месту постановки на учёт не позднее 31 марта 2010 года. Сумма авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет по итогам отчётного года равна 75 585 рублей.
Как мы видим, сумма доходов предприятия за 2009 год не превысила 20 млн. рублей, учитывая то, что с июля 2009 года данная сумма не индексируется на коэффициенты-дефляторы. Норматив доходов для того, чтобы оставаться на УСНО в 2010 году, установлен в размере 45 000 000 рублей (без индексации) за 9 месяцев предшествующего года.
В нашем случае доходы за 9 месяцев равны 10 212 075 рублей, следовательно, предприятие ООО «Спортмастер» может оставаться на данном режиме налогообложения в 2010 году.
Заключение
Налоговая политика, прежде всего, должна быть нацелена на расширение налоговой базы. Именно расширение налоговой базы позволит реально увеличить поступление доходов в бюджет без усиления налогового бремени. Без решения этой проблемы невозможно обеспечить экономический рост. Реальным шагом в деле расширения налогооблагаемой базы является всемерное стимулирование развития малого бизнеса. Отдельные регионы дают неплохие примеры реального развития столь важного сектора экономики.
Специальные налоговые режимы в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вменённый доход организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая переход на специальные режимы или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе
Целью курсовой работы являлось изучение системы налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на упрощённую систему налогообложения.
Конечно же, данная система налогообложения далеко не идеальна и требует пристального внимания и скрупулезного анализа. Надо заметить, что существует множество и отрицательных сторон данной системы:
1) частая смена нормативных положений, которая способствовала общему негативному отношению предпринимателей к нововведениям. Поэтому многие предприятия заняли выжидательную позицию;
2) выигрыш в финансовом отношении от упрощенной системы налогообложения не столь высок для некоторых предприятий, как пытаются показать;
3) вероятность утраты права работать на упрощённой системе. В этом случае фирма должна будет доплатить налог на прибыль и пени;
4) отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей- плательщиков этого налога;
5) при переходе обратно на общую систему налогообложения необходимо будет достать налоговую и бухгалтерскую отчетность;
6) при потере права применять УСНО, нужно восстанавливать данные бухгалтерского учёта за весь “упрощенный” период;
7) перечень затрат, которые учитывают при расчете единого налога, является закрытым. Поэтому фирмы (при объекте налогообложения “доходы минус расходы”) не смогут отразить многие затраты. Например, представительские расходы, потери от брака, издержки на услуги банка и другие;
8) перед переходом на УСНО нужно восстановить НДС по оприходованным, но не списанным ценностям;
9) у фирмы нет права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности (например, банковской или страховой).
Дальнейшее развитие системы специальных налоговых режимов и её эффективное функционирование зависит не только от администрирования и законодательной базы, но и от добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям по уплате налогов. Большая часть налогоплательщиков допускают различные виды налоговых нарушений в силу слабого знания законодательных актов, т.к. они часто изменяются, большой трудоемкости и подготовке необходимой отчетной документации и деклараций, новые формы которых вводятся почти каждый отчётный период.
На данном этапе реформирования налоговой системы РФ необходимо уделить пристальное внимание налогообложению малого бизнеса, ведь именно малый бизнес во многих развитых странах является важным звеном реальных экономических преобразований.
Список используемых источников
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. - М.: Юридическая литература,2009 г.
2. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
3. Березин И. «Система налогообложения малого бизнеса». - М.:Экзамен,2008 г.