Рефераты

Управление прибылью предприятия ООО "АРТ-КОЛОР"

Управление прибылью предприятия ООО "АРТ-КОЛОР"

76

Содержание

Введение

1. Экономическая сущность прибыли и механизм ее формирования в современных условиях

1.1 Сущность и функции прибыли

1.2 Формирование финансовых результатов в современных условиях

1.3 Классификации доходов и расходов организации

1.4 Управление прибылью через повышение доходов и сокращение расходов организации

2. Анализ показателей прибыли и рентабельности в оценке деятельности ООО «АРТ-КОЛОР» и управлении финансами

2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия

2.2 Цели и задачи анализа прибыли и источники информации для анализа

2.3 Анализ динамики и структуры прибыли по данным «Отчета о прибылях и убытках»

2.4 Факторный анализ прибыли

2.5 Анализ показателей рентабельности

3. Пути увеличения прибыли в ооо «АРТ-КОЛОР»

3.1 Недостаточный объем получаемой прибыли как причина ухудшения финансового состояния организации. Рычаги оптимизации прибыли

3.2 Расчет влияния качества товара и просроченной дебиторской задолженности на величину прибыли

Заключение

Литература

Введение

Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Тысячи крупных и малых предприятий предпринимают все возможные меры для эффективного управления деятельностью своей фирмы с целью получения прибыли. Прибыль, являясь главной движущей силой рыночной экономики, обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия. Такое значение прибыли, безусловно, определяет необходимость постоянного совершенствования руководителями и финансовыми менеджерами методов эффективного управления формированием и распределением прибыли в процессе деятельности предприятий. Внедрение новых эффективных методов стало особенно важным после кризиса в августе 1998 года. Бедственное положение экономики на уровне государства и предприятий особенно обострилось после кризиса и поставило ряд предприятий в безвыходное положение - получение прибыли в условиях кризиса является достаточно сложной задачей. С другой стороны, именно кризис показал, что ведение экономики в условиях нереального соотношения между доходами и расходами, шаткой банковской системы неизбежно ведет к банкротству. В связи с этим, предприятия вынуждены сокращать свои расходы, совершенствовать процесс своей деятельности, тщательнее прогнозировать свои финансовые результаты и, получив их, выбирать только те направления их использования, которые могут обеспечить наиболее весомые дивиденды.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов её анализа и планирования. Особое внимание менеджерами предприятия уделяется вопросам управления доходами и расходами, налоговыми платежами, ресурсами предприятия и рисками. Современные системы обеспечения управления процессом формирования прибыли позволяют оптимизировать воздействие вышеприведенных факторов на конечный результат.

Распределение прибыли является составной и неразрывной частью общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц, самой главной. Поэтому, наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено эффективное управление её распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий её формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия. Специалисты уделяют особое внимание вопросам оптимизации пропорций распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую её части, а также управлению своевременной уплатой налогов и других обязательных платежей из прибыли.

На это большое влияние оказывает ставка налога на прибыль. Согласно данным Госкомстата России, в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ доля налога на прибыль снизилась с 21,9% в 1999 году до 14,7% в 2002 году по отношению к общей массе налоговых поступлений. Одной из причин явилось снижение ставки налога на прибыль до уровня 24%, следовательно, предприятия получили возможность большую часть прибыли направлять на финансирование в основной капитал, о чем свидетельствуют следующие статистические данные из вышеуказанного источника: инвестиции в основной капитал за счёт прибыли предприятия возросли с 15,9% в 1999 году до 20,5% в 2002 году по отношению к общему объёму инвестиций, осуществляемых за счёт собственных и заёмных средств.

Прибыль является источником материального благосостояния членов трудового коллектива, социального и производственного развития предприятия, поэтому каждое предприятие стремится к её максимизации. Однако, чтобы сознательно и целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения, создавать благоприятные условия реализации планов и программ оптимизации прибыли, необходимо знать основные резервы и пути воздействия на её величину.

Другими словами, надо чётко представлять, от чего она зависит, какие основные прибылеобразующие факторы и параметры оказывают своё влияние на прибыль, каково количественное влияние каждого из них на конечный результат деятельности предприятия.

Цель настоящего исследования состоит в теоретическом обосновании и исследовании механизма управления прибылью на примере конкретного предприятия.

В соответствии с поставленной целью, в дипломной работе решаются следующие задачи:

- исследована экономическая сущность прибыли в условиях рыночного хозяйства и механизм ее формирования;

- проведен анализ показателей прибыли и доходности конкретного предприятия;

- разработаны меры для увеличения и предложены пути регулирования прибыли предприятия.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «АРТКОЛОР».

Предметом дипломного исследования является финансово-экономический механизм формирования, планирования и регулирования прибыли организаций (предприятий) в условиях рыночной экономики.

Теоретической и методологической основой исследования формирования и регулирования прибыли организаций, а также управлением доходами и расходами организации (предприятия) послужили труды зарубежных и отечественных экономистов и практиков в области экономической теории, управления затратами, теории рынка, управления и планирования прибыли, финансов и других областях экономики.

Среди них отечественные авторы: Баканов М.И., Басовский Л.Е., Гиляровская Л.Т., Жданов С.А.,  Ковалёва A.M., Котляров С.А., Кондраков Н.Н., Лапуста М.Г., Николаева С.А., Прыкин Б.В., Савицкая Т.В., Скалай Л.Т., Трубочкина М.Г., Шеремет А.Д. и другие специалисты.

Зарубежный опыт планирования и регулирования прибыли организации исследуется в работах ученых-специалистов в области управления С.Дж. Брауна, К. Друри, М.П. Крицмена и других специалистов.

1. Экономическая сущность прибыли и механизм ее формирования в современных условиях

1.1 Сущность и функции прибыли

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики.

Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом - эксплуатация - это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли.

Во-первых, прибыль - это плата за услуги предпринимательской деятельности.

Во-вторых, прибыль - это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой.

В-третьих, прибыль - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами - стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны - большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы.

В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.

В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства - предпринимательства. Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли - неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.

В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций Горфинкель В.Л., Швандар В.А. Экономика предприятия. - М.: «Юнити», 2004.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

В условиях рыночной экономики основа экономического развития - прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности.

Прибыль является одним из основных источников развития предприятия в условиях рыночных отношений. Сущность прибыли наиболее полно выражается в ее функциях. В отечественной литературе нет единого мнения по вопросу о функциях прибыли; в разных источниках насчитывается от двух до шести функций. Большинство экономистов выделяют три функции, наиболее соответствующие природе прибыли. Это функции обобщающего оценочного показателя деятельности, воспроизводственная и стимулирующая функции.

В соответствии с первой функцией прибыль характеризует результат деятельности хозяйствующего субъекта. Прибыль представляет собой итог его деятельности, который зависит от уровня себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально - технического снабжения и прочих доходов, а главное - от того, насколько эта продукция удовлетворяет потребности потребителя, то есть имеет ли она спрос. Величина прибыли складывается под воздействием многих факторов и отражает практически все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

Необходимо, однако, подчеркнуть противоречивость прибыли как обобщающего показателя деятельности. Как отечественная, так и зарубежная практика показывает, что рост прибыли может являться не только следствием эффективной экономической деятельности. Он может быть достигнут, например, за счет монопольного положения производителя.

Эффективность хозяйственной деятельности выражается экономической категорией рентабельности. Рентабельность в общем виде выступает как доходность, прибыльность. То есть получение прибыли позволяет говорить об эффективности организации и осуществления хозяйственной деятельности. Однако масса прибыли еще не позволяет в достаточной мере оценить, насколько эффективно осуществляется деятельность предприятия. Для такой оценки служат относительные показатели рентабельности как отношения полученной прибыли к авансированным и затраченным на производство продукции средствам.

Наряду с оценочной функцией прибыль выполняет функцию стимулирования. Стимулирующая функция прибыли проявляется не только в направлении части ее на экономическое стимулирование, а связана со всем процессом формирования, распределения и использования прибыли. При этом прибыль служит как бы «узлом» взаимоувязки интересов общества, организации и отдельных работников.

Заинтересованность в росте прибыли означает, следовательно, заинтересованность в комплексном использовании всех направлений и методов улучшения результатов хозяйственной деятельности, снижения издержек производства, экономии живого и овеществленного труда, в более полной мобилизации внутренних резервов. Кроме того, она заинтересовывает не просто в производстве продукции с возможно меньшими индивидуальными затратами, а той продукции, которая удовлетворяет потребности в ней общества, имеет спрос. То есть, чем более эффективна хозяйственная деятельность, тем большей является прибыль и, следовательно, тем больше средств можно использовать для финансирования расширенного воспроизводства, социального развития и материального поощрения участников хозяйственной деятельности.

Еще одной функцией прибыли является воспроизводственная функция, в которой она выступает как один из основных источников ресурсов расширенного воспроизводства. Раскрытие экономической природы прибыли, объективных общеэкономических закономерностей и предпосылок ее образования и существования необходимо, но недостаточно для понимания механизма формирования прибыли корпораций в современных условиях.

Механизм формирования прибыли является одной из составляющих хозяйственного механизма, действующего в обществе на определенном историческом этапе его развития. Хозяйственный механизм определяет условия функционирования хозяйствующих субъектов в обществе и, таким образом, условия и общий порядок формирования финансовых результатов их деятельности.

Таким образом, понятие прибыли как финансового результата деятельности выражает определенную форму реализации экономических отношений по поводу образования, распределения и использования в денежной форме части стоимости прибавочного продукта, сложившихся на определенном этапе развития общества, в определенной экономической системе, и реализующихся через созданный в ней хозяйственный механизм Колчина Н.В., Бурмистров Л.М., Поляк Г.Б. Финансы организации (предприятий). - М.: издательство «Проспект», 2004.

Такой подход позволяет разграничивать понятия прибыли как экономической категории и как финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта.

С точки зрения управления и, в первую очередь, функции анализа финансово - хозяйственной деятельности такое разграничение понятий позволяет ясно представлять не только объективные основы протекания процессов формирования прибыли, но и конкретную форму их организации. Появляется возможность не только определить факторы, оказывающие влияние на процесс формирования финансовых результатов, но и границы их управляемости, позволяет выделить среди них зависящие и не зависящие от хозяйствующего субъекта, производственные и непроизводственные и т.п. Из понимания финансовых результатов, как динамичного явления, зависящего от хозяйственного механизма, следует и практическая необходимость учитывать изменение способов определения прибыли, для обеспечения сопоставимости финансовых результатов в различные периоды времени.

Отсюда возникает интерес к информации о финансовых результатах предприятия, и появляется проблема поиска способа формирования и раскрытия информации о прибылях и убытках, которые оно получает при осуществлении своей деятельности.

Прибыль как финансовый результат выступает в следующих основных видах: валовой, налогооблагаемой и чистой прибыли.

Под формированием финансовых результатов понимается определенная последовательность (алгоритм, методика), конечной целью которой является определение значения показателя валовой прибыли (убытка) и ее производных (налогооблагаемой, чистой и нераспределенной прибыли, непокрытого убытка).

Модель хозяйственного механизма организации, основанная на налогообложении прибыли, в условиях рыночных отношений, по сути дела, является моделью формирования и распределения финансовых результатов. В связи с этим формирование и распределение финансовых результатов понимается как двуединый одновременный процесс, при котором распределение одного из финансовых результатов, например прибыли до налогообложения, через уплату обязательных платежей по своей сути является формированием нового финансового результата - чистой прибыли.

1.2 Формирование финансовых результатов в современных условиях

Основной объем информации о финансовых результатах деятельности предприятий дает бухгалтерская отчетность. При ее формировании для удовлетворения потребностей в данной информации существует несколько категорий прибыли:

· валовая прибыль,

· прибыль от продаж,

· прибыль от обычной деятельности,

· налогооблагаемая прибыль,

· чистая прибыль,

· нераспределенная прибыль и др.

В зависимости от той или иной категории прибыли используется та или иная методика ее расчета Ясменко Г.Н. Формирование финансовых результатов в современных условиях. // "Все для бухгалтера", 2007, №15.

Методика расчета финансового результата нормативно закреплена в законодательстве РФ. Рассмотрим, что именно регламентирует тот или иной нормативно-правовой акт при расчете прибыли.

Таблица 1. Регламентация формирования финансового результата российских организаций

Что регламентирует

Регулирующий нормативный документ

Цель определения финансового результата деятельности организации

Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Определение понятий доходы и расходы, формирующих финансовый результат

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99,

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99

Распределение доходов и расходов по видам (от основной деятельности и прочие)

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99,

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99

Сопоставление доходов и расходов в разрезе видов деятельности и определение финансового результата по видам деятельности.

Определение финансового результата деятельности организации в целом путем сопоставления финансовых результатов по видам, определение бухгалтерской прибыли

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению

Корректировка финансового результата с учетом требований налоговых органов (определение налогооблагаемой прибыли)

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02,

гл. 25 НК РФ

Расчет налоговых платежей из прибыли

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению,

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02,

гл. 25 НК РФ

Определение разницы между бухгалтерской прибылью и налоговыми платежами из прибыли (определение чистой прибыли (убытка) отчетного периода)

Представление финансового результата в отчетных формах

Федеральный закон от 21.11.1996 №129_ФЗ «О бухгалтерском учете»,

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

В учете и отчетности прибыль понимается как мера превышения доходов над расходами отчетного периода.

1.3 Классификации доходов и расходов организации

В соответствии с ПБУ 9/99 «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)» Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 №32н.

Расходы организации - это «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)» Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н.

Следует отметить, что сохранение величины собственного капитала является обязательным условием признания полученной в отчетном периоде прибыли. Механизм отечественной концепции поддержания капитала базируется на понятии чистых активов.

Под стоимостью чистых активов акционерного общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.

Таким образом, для правильного определения категорий «доходы» и «расходы», а соответственно, и для правильного исчисления прибыли необходимо руководствоваться Положениями по бухгалтерскому учету и принципом сохранения собственного капитала. При этом нужно учитывать правило «Доходы всегда очевидны, а расходы всегда сомнительны» (итальянский бухгалтер Д. Дзаппа (1879-1960)).

Это правило исходит из того, что доходы фиксируются документами и поступлением активов, в то время как величину расходов определяет администрация, выбирая правила оценки запасов и списывая их на затраты производства, используя различные варианты начисления амортизации и формирования резервов. Таким образом, доходы носят объективный, а расходы в некоторой степени субъективный характер.

Для определения оттока активов в качестве расхода необходимо, чтобы этот отток повлек за собой уменьшение капитала организации. А капитал организации будет уменьшен, если оттоку (истощению) активов не соответствует адекватное (на ту же самую величину) сокращение обязательств или поступление других активов, либо если обязательства прирастают без адекватного притока активов Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2004.

Исходя из этого, следует различать понятия расходов и затрат. В отличие от расходов затраты в момент их признания не оказывают влияния на прибыль. Осуществление затрат не уменьшает капитал организации. Затраты осуществляются в течение определенного периода. Завершение периода накопления затрат определяется тем моментом, когда соблюдены условия признания активов, ради которых были осуществлены данные затраты, или когда становится очевидным, что понесенные затраты уменьшают экономические выгоды организации без создания какого-либо объекта имущества. Таким образом, по окончании периода накопления затраты приводят к образованию активов либо расходов.

Если в результате производственного процесса по каким-либо причинам не было получено продукции, то эти затраты переходят в категорию расходов (прочих).

В данной ситуации становится очевидным, что понесенные затраты уменьшают экономические выгоды организации без создания какого-либо объекта имущества, т.е. происходит потеря потенциальной возможности имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию.

Налоговое законодательство также разграничивает понятия расходов и затрат и приводит в качестве критериев признания затрат расходами производство их для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, их экономическую обоснованность и документальное подтверждение.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России от 18.09.2006 №116н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету») выделяет следующие виды расходов: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом указывается, что «расходы по обычным видам деятельности формируют: расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов; расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров» Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н.

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предусмотрен счет «Продажи».

Для обобщения информации о прочих доходах и расходах предназначен счет «Прочие доходы и расходы» Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций: Приказ Минфина России от 31.10.2000 №94н (с учетом Изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, утвержденные Приказом Минфина России от 18.09.2006 №115н).

При этом в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 предлагается перечень таких доходов и расходов.

Приказами Минфина России от 18.09.2006 №115н и №116н в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету внесены изменения, вступающие в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 г. Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» (с изм. от 18.09.2006) прочими доходами являются:

1) поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (если поступления не являются доходами по обычным видам деятельности);

2) поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

3) поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

4) прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

5) поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

6) проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

7) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

8) активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

9) поступления в возмещение причиненных организации убытков;

10) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

11) суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

12) курсовые разницы;

13) поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» прочими расходами являются:

1) расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (в организациях, предметом деятельности которых не является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды);

2) расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (в организациях, предметом деятельности которых не является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности);

3) расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (в организациях, предметом деятельности которых не является участие в уставных капиталах других организаций);

4) расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

5) проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

6) расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

7) отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

8) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

9) возмещение причиненных организацией убытков;

10) убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

11) суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания;

12) курсовые разницы;

13) перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

14) расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.);

15) сумма уценки активов;

16) прочие расходы.

Таким образом, «прочими» теперь называют доходы (расходы), которые некогда именовались «операционными», «внереализационными» и «чрезвычайными». Поэтому со всей уверенностью можно говорить о том, что происходит сближение бухгалтерского и налогового учетов.

Если сравнивать классификацию доходов и расходов в Налоговом Кодексе и бухгалтерском учете, то можно легко заметить, что в Налоговом Кодексе изначально существовало всего два их вида: «от реализации» и «внереализационные». Таких категорий доходов (расходов), как «операционные», или «чрезвычайные», Налоговый кодекс не предусматривает, объединяя эти понятия с внереализационными.

Изменения в ПБУ 9/99 и 10/99 позволяют фирмам не проводить дальнейшую классификацию поступлений и затрат, которые не относятся к обычным видам деятельности. Расходы и доходы от не основной деятельности следует просто считать «прочими».

Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период. Помимо этого, классификация необходима для:

определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода;

разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности;

разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа.

Стоянова Е.С. в своем учебнике «Финансовый менеджмент» приводит несколько другую классификацию доходов и расходов организации Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: .ИЗД-ВО "Перспектива", 2005.

Для определения источника получения доходов вся деятельность предприятия разделяется на:

* основную или операционную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услуг предприятия);

финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участие предприятия в деятельности других компаний; операции предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы и др.);

чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности предприятия).

Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.

Таким образом, в системе финансового управления необходимо иметь следующие показатели:

Показатели доходов и прибыли:

а) чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) - это валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности предприятия;

б) валовая прибыль от реализации - чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия;

в) прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) - валовая прибыль от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;

г) прибыль от финансовой деятельности - сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности. Этот показатель необходим для того, чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции с иностранной валютой и др.

д) прибыль от обычной хозяйственной деятельности - сумма прибылей от основной хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности;

е) чрезвычайные прибыли;

ж) прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой перехода от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли. Бухгалтерская (или отчетная) прибыль - это прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Основная цель определения бухгалтерской прибыли - показать эффективность деятельности предприятия за отчетный период. Бухгалтерский учет для того и существует, чтобы собрать и обработать информацию о доходах и расходах предприятия, а также о чистом результате его деятельности для принятия управленческих решений на будущие периоды. После того, как эта цель достигнута, полученный результат (прибыль до уплаты налога) должен корректироваться в соответствии с налоговым законодательством страны. Таким образом, налогооблагаемая прибыль - это бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям;

з) чистая прибыль (чистый убыток) - прибыль после уплаты налога. В условиях рыночной экономики это важнейший показатель деятельности предприятия. Именно он находится в центре внимания управляющих предприятия и финансовых рынков. От его динамики зависит само существование предприятия, рабочие места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании.

Разделение производственной себестоимости и общехозяйственных расходов периода, а также расходов по сбыту необходимо, чтобы оценить, какое влияние на конечные результаты оказала производственная деятельность предприятия, а также его административная и внепроизводственная деятельности. Так, невысокое значение показателя «Валовая прибыль от реализации продукции» свидетельствует о том, что предприятию требуется внести изменения в производственный процесс с целью повышения его эффективности. Невысокое значение показателя «Прибыль от основной деятельности» (операционная прибыль) при хорошем уровне валовой прибыли от реализации отражает проблемы предприятия в системе общехозяйственного управления производственным процессом и сбытом.

Разделение постоянных и переменных расходов важно для целей финансового планирования. Основная задача здесь заключается в том, чтобы определить, как должны измениться постоянные и переменные расходы при планируемых темпах роста объема реализованной продукции с учетом того, что только переменные затраты изменяются пропорционально росту или падению объема производства и реализации.

Показатели расходов организации:

а) себестоимость реализованной продукции. В данную статью включаются только производственные расходы предприятия на реализованную продукцию, такие, как расходы на материалы, заработную плату и производственные накладные расходы;

б) общехозяйственные и коммерческие расходы;

в) расходы по финансовой деятельности. Их особенно важно рассчитать для того, чтобы показать долю расходов, приходящуюся на обслуживание долга предприятия. В условиях рыночной экономики этот показатель необходим для оценки жизнеспособности предприятия: высокий удельный вес таких расходов может привести предприятие к банкротству;

г) чрезвычайные расходы.

Сравнивая предусмотренное ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 деление расходов и доходов организации на доходы от обычных видов деятельности прочие с группировкой по МСФО, некоторые авторы отмечают, что она не обеспечивает представление в отчетности информации о типологии видов деятельности, а также получаемых от них выгод, т.е. не соответствует финансовой идее, которая способствует удовлетворению интересов пользователей Липчиу Н.В. «Проблемы формирования конечных финансовых результатов деятельности организаций» // Экономический анализ: теория и практика, 2007, 7.

Доход в МСФО представляет собой приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала. В МСФО увеличение экономических выгод трактуется как увеличение активов или уменьшение обязательств, в результате чего и происходит приращение капитала.

Расход в МСФО представляет собой уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала. В МСФО уменьшение экономических выгод трактуется как уменьшение активов или увеличение обязательств, в результате чего происходит уменьшение капитала. Это полностью согласуется с определением капитала как части активов, остающейся после вычета обязательств предприятия. Таким образом, уменьшение капитала произойдет в том случае, когда уменьшатся активы либо увеличатся обязательства.

Исследования, проведенные некоторыми экономистами Там же, показали, что для определения конечного финансового результата деятельности организаций является группировка доходов и расходов, которая представлена в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). В МСФО группировка осуществляется в зависимости от трех видов деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. Это позволяет обеспечить контроль, во-первых, за степенью риска вложений капитала, во-вторых, за эффективностью операций. Кроме того, подобная классификация позволит определить рентабельность активов по каждому из видов деятельности.

Указанная группировка доходов и расходов имеет экономический смысл, поскольку происходит разграничение долгосрочного и краткосрочного периодов. Так, инвестиционная деятельность предполагает передачу ресурсов третьим лицам в целях извлечения доходов в течение долгосрочного периода; финансовая - размещение средств организации на краткосрочной основе; операционная деятельность связана с производством и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Аналогичная классификация предусмотрена и в отношении расходов.

1.4 Управление прибылью через повышение доходов и сокращение расходов организации

В целом в процессе формирования доходов организации ведущее значение имеет прибыль от реализации продукции (работ, услуг), сравнительно небольшую роль играет прибыль от прочей реализации, а также от реализации основных фондов и другого имущества и усиливающееся в условиях развития предпринимательства значение внереализационных доходов и расходов.

Очевидно, что управление прибылью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.

В рамках решения первой задачи - повышение доходов - должны проводиться оценка, анализ и планирование: выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичности производства и продаж; достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности; эффективности ценовой политики; влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж; сезонности производства и продаж, критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т.п. Результаты планово-аналитических расчетов обычно оформляются в виде традиционных таблиц, содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) значения объемов производства и продаж и отклонения от них в натуральных и стоимостных показателях, а также в процентах.

Поиск и мобилизация факторов повышения доходов находится в известном смысле в компетенции высшего руководства компании, а также ее маркетинговой службы; роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической эффективности нового источника доходов, контролю за соблюдением внутренних ориентиров по показателям рентабельности в отношении действующих и новых производств.

Вторая задача - снижение расходов - подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции Речь идет именно об обоснованном снижении издержек производства и обращения. Как правило, в любом крупном предприятии разрабатываются технически (или научно) обосно-ванные нормативы по отдельным операциям и, кроме того, существуют разнообразные нормы в рамках технологического процесса (состав, структура и виды сырья и материалов, последова-тельность операций и др.). Экономия за счет нарушения технологического процесса, естествен-но, не может рассматриваться как обоснованная (вряд ли кто-то захочет кутать котлеты, в ко-торых доля мяса занижена в целях экономии затрат и снижения себестоимости).. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку ресурсов предприятия, использованных в процессе производства и реализации данной продукции.

Когда речь идет об осуществлении конкретного производственного процесса, относительно большую значимость имеют отдельные виды активов, средств, расходов. Так, для изготовления некоторого вида продукции можно использовать ту или иную материально-техническую базу, различные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, разнообразные технологии производства, схемы снабжения и сбыта и т.п. Поэтому очевидно, что в зависимости от выбранной концепции организации и реализации производственного процесса уровень себестоимости может ощутимо варьировать и оказывать существенное влияние на прибыль предприятия. Именно этим определяется значимость методик анализа и управления себестоимостью как в системе управленческого учета, так и с позиции управления деятельностью предприятия в целом Побегуль И.Финансовый и статистический анализ.//Аудит и налогооблажение.2005с. 36-42..

Управление себестоимостью продукции представляет собой рутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. В рамках одного производственного цикла и в наиболее общем виде этот процесс может быть представлен в виде достаточно очевидных последовательных процедур:

прогнозирование и планирование затрат (определяются долго- и краткосрочные тенденции изменения отдельных видов затрат, задаются их ориентиры, обеспечивающие выход на определенные значения показателей прибыли и рентабельности);

нормирование затрат (устанавливаются технически обоснованные нормативы в натуральных и стоимостных оценках по отдельным видам затрат, технологическим процессам, центрам ответственности);

учет затрат (учитываются затраты в заданной номенклатуре статей);

калькулирование себестоимости (распределяются фактические расходы и затраты на объекты калькулирования себестоимости, т.е. исчисляется фактическая себестоимость продукции);

анализ затрат и себестоимости (анализируются фактические затраты в сравнении с плановыми заданиями и нормативами, выявляются факторы, повлекшие значимые отклонения, определяются резервы снижения себестоимости);

контроль и регулирование процесса управления затратами (вносятся текущие изменения в систему управления затратами в случае отклонения от запланированной динамики затрат, уточняются системы планирования и нормирования).

Важнейшими факторами роста прибыли являются увеличение объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.

Рост доходов зависит, прежде всего, от снижения расходов на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левериджа, т.е. некоторого фактора, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей.

Существует три вида левериджа, определяемые путем перекомпоновки и детализации статей «Отчета о прибылях и убытках» организации:

производственный;

финансовый;

производственно-финансовый.

Логика такой группировки заключается в следующем: частая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов - производственного и финансового характера. Они не взаимосвязаны, однако величиной и долей каждого из них можно управлять.

Величина чистой прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового управления деятельностью организации на нее оказывают влияние:

рациональность использования предоставленных организации финансовых ресурсов;

структура источников средств.

Первый момент находит отражение в структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования.

Основными элементами себестоимости продукции являются постоянные и переменные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное соотношение переменных и постоянных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного левериджа.

Итак, производственный леверидж - это потенциальная возможность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.

Второй момент находит отражение в соотношении собственных и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности использования последних. Использование заемных средств связано для организации с определенными, порой значительными, издержками. Каким должно быть оптимальное сочетание собственных и привлеченных долгосрочных финансовых ресурсов, как оно повлияет на прибыль? Эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.

Таким образом, финансовый леверидж - это потенциальная возможность влиять на прибыль организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.

Исходным является производственный леверидж, представляющий собой взаимосвязь между совокупной выручкой организации, его валовым доходом и расходами производственного характера. К последним относятся совокупные расходы организации, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между чистой прибылью и величиной доходов до выплаты процентов и налогов, т.е. валовым доходом. Обобщающим критерием является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручки, расходов производственного и финансового характера и чистой прибыли.

Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для организации, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на организации имеет очень большое значение.

Прибыль планируется раздельно по видам, а именно Шишмарев Е.М. Прогнозирование прибыли//Экономический анализ. 2004. №4 .с. 34-37:

1) прибыль от продажи продукции и товаров;

прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

прибыль от реализации основных средств;

прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;

прибыль от оплаты выполненных работ, оказанных услуг и т.д.;

прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Основными методами планирования прибыли являются:

метод прямого счета;

аналитический метод;

метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета. Данный метод наиболее распространен на организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его состоит в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

П = (О * Ц) - (О * С),

где О - объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц - цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С - полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному выпуску (Пттп планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:


© 2010 Рефераты