СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГлава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ1.1. Роль эффективного управления оборотными средствами в условиях рыночной экономики1.2. Экономические нормативы управления финансовым циклом организации1.3. Характеристика источников формирования оборотного капиталаГлава 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА В ООО «АГРО-ИНВЕСТ »2.1.Организационная характеристика ООО «Агро-Инвест»2.2. Управление дебиторской задолженностью и денежными средствами2.3. Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностиГлава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА ВООО «АГРО-ИНВЕСТ »3.1. Оценка инвестиций в оборотные средства предприятия3.2. Формирование учетной управленческой информации в системе рационального и эффективного управления оборотным капиталомВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯСПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Управление оборотным капиталом - актуальная задача, которую ежедневно решает каждый предприниматель.
Согласно экономической теории, оборотными средствами (текущими активами) являются активы, которые могут быть обращены в наличность в течение одного года. Как показывает статистика, оборотные активы составляют в среднем от 58 до 75% всех активов предприятий всех форм собственности стран Западной Европы.
Состав и структура оборотных средств отражают также отраслевую специфику. Статистические данные по Российской Федерации говорят о том, что наибольший удельный вес запасов всех видов в составе оборотных средств наблюдается в сельском хозяйстве (71,9%), на втором месте - промышленность (28,6%), доля запасов в оборотных средствах торговых предприятий значительно ниже (17,6%).
Оборотные активы - это часть имущества организации, предметы которого участвуют в одном цикле производства и обращения товара, последовательно переносят свою стоимость из одной стадии кругооборота в другую и возмещают ее из выручки текущего периода.
Улучшение использования оборотных активов нацелено на ускорение оборачиваемости, т.е. на увеличение числа оборотов и сокращение периода оборота.
Для этого следует оптимизировать сроки поставок, выбирать дисциплинированных, надежных поставщиков, применять прогрессивные методы организации производственных процессов для сокращения их длительности, исследовать рынок и стимулировать сбыт для предупреждения затоваривания. В рамках управления задолженностями необходимо оценивать платежеспособность клиентов, контролировать своевременность платежей. Основное условие управления задолженностями - оборачиваемость дебиторской задолженности должна быть выше, чем оборачиваемость кредиторской задолженности.
Задача определения потребности в оборотном капитале никогда не теряла своей актуальности. Для предприятий торговля она одна из основных в системе управления финансовым результатом и эффективностью использования активов. Сложность ее определяется спецификой ведения бизнеса.
Так, например, для компании ОАО «Агро-Инвест» наряду с классическим набором воздействий внешней среды значительную роль занимают дополнительные факторы риска: сезонность (ограниченные сроки продаж типологий консервной продукции), качество, и др.
Залог успеха в решении задачи определения потребности в оборотных средствах лежит на стыке оптимизации бизнес-процессов операционной и финансовой деятельности предприятия. В операционной деятельности - это отлаженный процесс управления продажами (по всей цепочке создания потребительной стоимости). В финансовой сфере - отработанные алгоритмы финансового планирования и прогнозирования, оперативное управление денежными потоками.
Основная цель данной работы - систематизировать полученные теоретические знания по предметам экономического цикла в области управления оборотным капиталом, а также применить их на практике.
Основными задачами данной работы являются обзор литературы, организационно-экономическая и правовая характеристика предприятия, освещение теоретических вопросов по избранной теме, критическая оценка и анализ практики управления оборотным капиталом и разработка рекомендаций по ее совершенствованию на основе вскрытия недостатков в управленческом учете и менеджменте.
Необходимость изучения этих факторов на отдельном предприятий обусловило выбор темы дипломной работы, построенной по данным текущего бухгалтерского учета и отчетности ООО «Агро-Инвест».
Методологической основой исследования послужил принцип системного подхода, также нормативные документы, экономическая литература российских и зарубежных авторов, а также первичные, отчетные и другие документы ООО «Агро-Инвест».
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения, включающая выводы и предложения по результатам исследования, списка использованных источников.
В первой главе приведены теоретические основы управления оборотными средствами предприятия: отражена их роль в рыночной экономике, освещены вопросы организации оборотных средств на предприятии, а также особенности их функционирования в современных российских условиях.
Вторая глава дипломной работы посвящена методическим аспектам анализа и управления оборотными средствами: охарактеризованы методы определения потребности предприятия в оборотных средствах; раскрыта суть моделей управления оборотными средствами и источниками их финансирования; описаны способы управления чистым оборотным капиталом и текущими финансовыми потребностями предприятия.
В третьей главе разработан ряд практических предложений по совершенствованию механизма управления оборотными средствами предприятия в пределах поставленных задач.
В дипломной работе использованы статистический, монографический, экономико-математический и другие методы исследования.
В заключении подведены итоги написания дипломной работы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ 1.1. Роль эффективного управления оборотными средствами в условиях рыночной экономикиОборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования одно из основных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации.Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Материальной основой производства являются производственные фонды в виде средств труда Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. д. э. н., проф. А.М.Ковалевой. - М.: ИНФРА - М, 2007. .В процессе функционирования средства труда и предметы труда по-разному и, в разной степени, переносят свою стоимость на стоимость производимого продукта. Этим и обусловлено деление производственных фондов на основные и оборотные. Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в процессе одного производственного цикла. В своем обороте оборотные фонды последовательно принимают денежную, производительную и товарную формы, что соответствует их делению на производственные фонды и фонды обращения Финансы. Учебное пособие / Под ред. А.М.Ковалевой. 4-е изд. // М.:Финансы и статистика, 2000..Оборотные производственные фонды представляют собой необходимые для производства запасы сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, запасных частей для ремонта, незавершенного производства Управление организацией. Энциклопедический словарь / Под ред. А.Г.Поршева, А.Я Кибанова, В.Н. Гунина. // М.: ИНФРА - М, 2001. .[33, с.43]Фонды обращения включают: готовую продукцию, денежные средства и средства в расчетах.Оборотные производственные фонды и фонды обращения, находясь в постоянном движении, обеспечивают бесперебойный кругооборот средств. Кругооборот фондов предприятий начинается с авансирования стоимости в денежной форме на приобретение сырья, материалов, топлива и других средств производства - первая стадия кругооборота. В результате денежные средства принимают форму производственных запасов, выражая переход из сферы обращения в сферу производства. Стоимость при этом не расходуется, а авансируется, так как после завершения кругооборота она возвращается. Вторая стадия кругооборота совершается в процессе производства, где рабочая сила осуществляет производительное потребление средств производства, создавая новый продукт, несущий в себе перенесенную и вновь созданную стоимость. Авансированная стоимость снова меняет свою форму- из производительной она переходит в товарную. Третья стадия кругооборота заключается в реализации произведенной готовой продукции (работ, услуг) и получении денежных средств. На этой стадии оборотные средства вновь переходят из сферы производства в сферу обращения. Прерванное товарное обращение возобновляется, и стоимость из товарной формы переходит в денежную. Разница между суммой денежных средств, затраченных на изготовление и реализацию продукции (работ, услуг) и полученных от реализации произведенной продукции (работ, услуг), составляет денежные накопления предприятия.Закончив один кругооборот, оборотные средства вступают в новый. Именно постоянное движение оборотных средств является основой бесперебойного процесса производства и обращения. Это важнейшая функция оборотных средств - производственная.Осуществляя анализ оборотных средств, необходимо выделить основные факторы, которые влияют на скорость оборота оборотных средств. Оборотные средства являются одной из основных финансовых категорий, оказывающих существенное влияние на сферу производства, сферу обращения, состояние расчетов в народном хозяйстве и, тем самым, на денежное обращение в стране, выполняют свою вторую функцию - платежно-расчетную.[33, с.44]Статьей 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) . Этим и обуславливается необходимость учета на предприятиях состава оборотного капитала, а при необходимости их группировка по составу и размещению. В бухгалтерском учете оприходование материальных ценностей отражается по дебету соответствующего счета учета имущества и кредиту счетов 60 или 76 именно в момент возникновения права собственности на полученные ценности.Если право собственности к покупателю не перешло, а товарно-материальные ценности поступили на его склад, то они должны учитываться на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (ред. от 18.09.2006) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".Если переход права собственности осуществляется после оплаты, то сначала происходит обеспечение выполнения условий по оплате товара покупателем. В таком случае покупатель до перехода к нему права собственности не имеет права продавать (передавать) товар другим лицам или распоряжаться им иным образом. Товарно-материальные ценности, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости, предусмотренной в договоре. После получения ценностей и расчетных документов поставщика производится уточнение их фактической себестоимости Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н (ред. от 26.03.2007) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2001 № 2806) . Современный бухгалтерский учет определяет метод оценки, учета оборотных активов, а также расходы организации, признаваемые в результате выбытия активовПриказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (ред. от 27.11.2006) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.1999 № 1790) . На современном этапе для большинства хозяйствующих субъектов по ряду объективных причин не доступно решение задач по оптимизации использования оборотного капитала. Это отсутствие типового целевого программного продукта применительно к условиям организации, который необходимо разрабатывать либо покупать у компаний, реализующих системные решения, и переводить предприятия на новые методы работы.Таким образом, синхронизация информационных и финансовых потоков должна быть достигнута, используя накопленный опыт в современном менеджменте. Оборотные активы обслуживают текущую деятельность предприятия, от их состояния и оборачиваемости зависит непрерывность производственно - коммерческого цикла, а потому изучение изменений структуры оборотных активов, их отраслевых особенностей необходимо для решения практических задач управление оборотным капиталом. В системе управления оборотным капиталом заслуживает внимания подход экономиста в сфере банковского бизнеса Д.П. Додона, который усматривает в менеджменте финансово-логистического потока следующие базовые составляющие - оптимизация оборотного капитала, закупочно-сбытового потока и отношений со всеми участниками процесса и финансирование закупочно-сбытового потока . Додон Д.П. Менеджмент финансово-логистического потока в современных реалиях // Международные банковские операции. 2009. N 6 . С. 68 - 77.Основной и важным компонентом, который необходимо рассматривать для целей совершенствования и внедрения менеджмента финансово-логистического потока, Д. П. Додон считает программное обеспечение, или, другими словами, «платформа, на основе которой будут происходить оптимизация и синхронизация всех информационных и финансовых потоков» Там же.. Потребность фирмы в оборотном капитале не является неизменной величиной. Причины ее изменений могут быть следующие:- увеличение масштабов деятельности, когда капиталовложениям в основной капитал должны соответствовать дополнительные вложения в оборотный капитал; источники финансирования дополнительной потребности в оборотном капитале закладываются в план финансирования инвестиционного проекта;- краткосрочные изменения рыночной конъюнктуры, на которые фирма должна гибко реагировать, увеличивая или уменьшая объемы продаж, что требует соответствующего изменения величины применяемого оборотного капитала;- сезонные колебания потребности в оборотном капитале, характерные для ряда отраслей. Непостоянная потребность в оборотных активах является характерной чертой ряда видов производственной и коммерческой деятельности, связанных, в основном, с природными факторами, чередованием сезонов. Элемент сезонности наиболее остро наблюдается в производствах, прямо связанных с природой, например в консервной промышленности;- изменение условий снабжения факторами производства и сбыта продукции; например, потребность в увеличении оборотного капитала может измениться вследствие изменения частоты поставок (отгрузки), состава и численности поставщиков (покупателей), форм расчетов за товары, работы, услуги;- рыночная стратегия фирмы, которая может, например, предусматривать накопление товарных запасов для выхода на рынок в наиболее выгодный для фирмы момент;- чрезмерное отвлечение средств в дебиторскую задолженность;- необходимость восполнения оборотного капитала, разъедаемого инфляцией.Потребность предприятия в дополнительных оборотных средствах может финансироваться за счет собственных источников, но наибольшая гибкость текущего финансирования обеспечивается за счет использования краткосрочного кредита. Для определения потребности в источниках текущего финансирования оборотный капитал делится на две части Васильева Л.С., Петровская М.В. Финансовый анализ. - М.: КНОРУС, 2006.:- постоянный оборотный капитал (системная часть оборотных активов) - потребность в нем относительно неизменна в течение всего операционного цикла;- переменный оборотный капитал (варьирующаяся часть текущих активов) - потребность в нем незначительно изменяется вплоть до полного ее отсутствия.Оборотные средства и политика в отношении управления этими активами важны прежде всего с позиции обеспечения непрерывности и эффективности текущей деятельности предприятия. Поскольку во многих случаях изменение оборотных активов сопровождается изменением краткосрочных обязательств (пассивов), оба объекта учета рассматриваются, как правило, совместно в рамках политики управления чистым оборотным капиталом, величина которого рассчитывается как разность оборотного капитала и краткосрочных обязательств. Менеджмент оборотного капитала, «представляет собой процесс, посредством которого компания производит управление своей дебиторской (ДЗ) и кредиторской задолженностью (КЗ), а также товарно-материальными запасами (ТМЗ) с целью улучшения периода оборачиваемости своего денежного потока, сокращения расходов на финансирование оборотного капитала и изыскания внутренних резервов для повышения внутренней нормы рентабельности". Додон Д.П. Почему форфейтинг, или Как высвободить оборотный капитал? // Международные банковские операции. 2009. N 4. С. 65 - 70. Это мнение совпадает с мнениями других экономистов, которые занимаются проблемами эффективности использования оборотного капитала.Управление чистым оборотным капиталом подразумевает оптимизацию его величины, а также соотношения значений отдельных факторов его изменения. Что касается общей величины чистого оборотного капитала, то обычно разумный рост ее рассматривается как положительная тенденция. Однако могут быть и исключения, например ее рост за счет увеличения безнадежных дебиторов вряд ли удовлетворит финансового менеджера. С позиции факторного анализа принято выделять такие факторные компоненты чистого оборотного капитала, как производственные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочные пассивы.Целевой установкой политики управления чистым оборотным капиталом является определение объема и структуры оборотных активов, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия.Для любого предприятия оптимальный уровень ликвидности является одной из важнейших характеристик стабильной хозяйственной деятельности.Таким образом, политика управления оборотным капиталом должна обеспечить компромисс между риском потери ликвидности и эффективностью работы. Это сводится к решению двух важных задач.1. Обеспечение платежеспособности. Такое условие отсутствует тогда, когда предприятие не в состоянии оплачивать счета, выполнять обязательства и, возможно, находится на грани банкротства. Предприятие, не имеющее достаточного уровня чистого оборотного капитала, может стать неплатежеспособным.2. Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Известно, что разные уровни оборотных активов по-разному воздействуют на прибыль. Например, высокий уровень производственно-материальных запасов потребует значительных текущих расходов, в то время как широкий ассортимент готовой продукции в дальнейшем может способствовать реализации и увеличению доходов. Каждое решение, связанное с определением уровня денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, должно быть рассмотрено с позиции как оптимальной величины данного вида активов, так и оптимальной структуры оборотных средств в целом.Итак, оборотные средства представляют собой авансируемую в денежной форме стоимость для планомерного образования и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения в минимально необходимых размерах, обеспечивающих выполнение предприятием производственной программы и своевременность осуществления расчетов. Поскольку оборотные средства включают как материальные так и денежные ресурсы, от их организации и эффективности использования зависит не только процесс материального производства, но и финансовая устойчивость предприятия.[33, с.43]Организация оборотных средств является основополагающей в общем комплексе проблем повышения их эффективности. Организация оборотных средств включает: - определение состава и структуры оборотных средств;- установление потребности предприятия в оборотных средствах;- определение источников формирования оборотных средств;- распоряжение и маневрирование оборотными средствами;- ответственность за сохранность и эффективность использования оборотных средств.[43, с.56]Под составом оборотных средств понимается совокупность элементов, образующих оборотные производственные фонды и фонды обращения.Элементами оборотных средств являются: сырье; основные материалы и покупные полуфабрикаты; вспомогательные материалы; топливо и горючее; тара и тарные материалы; запчасти для ремонта; инструменты; хозяйственный инвентарь и другие;незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;расходы будущих периодов; готовая продукция; отгруженные товары; денежные средства; дебиторы; прочие.В практике планирования, учета и анализа оборотный капитал группируется по следующим признакам:1. в зависимости от функциональной роли в процессе производства -оборотные производственные фонды (средства) и фонды обращения; 2. в зависимости от практики контроля, планирования и управления -нормируемые оборотные средства и ненормируемые оборотные средства;3. в зависимости от источников формирования оборотного капитала -собственный оборотный капитал и заемный оборотный капитал;4. в зависимости от ликвидности (скорости превращения в денежныесредства) - абсолютно ликвидные средства, быстро реализуемые оборотные средства, медленно реализуемые оборотные средства;5. в зависимости от степени риска вложения капитала - оборотный капитал с минимальным риском вложений, оборотный капитал с малым риском вложений, оборотный капитал со средним риском вложений, оборотный капитал с высоким риском вложений;6. в зависимости от стандартов учета и отражения в балансе предприятия - оборотные средства в запасах, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы;7. в зависимости от материально-вещественного содержания - предметы труда, готовая продукция и товары, денежные средства и средства в расчетах.[30, с.81]Под структурой оборотных средств понимается соотношение между элементами в общей сумме оборотных средств.[33, с.49]Состав и структура оборотных средств неодинаковы в разных отраслях и подотрослях экономики. Они определяются многими факторами производственного, экономического и организационного порядка.Так для промышленных предприятий характерной чертой является то, что большую часть в их оборотных средствах занимают запасы товарно-материальных ценностей и дебиторская задолженность.[16, с.53]Одним из основных принципов организации оборотных средств является нормирование. Реализация этого принципа позволяет экономически обоснованно установить необходимый размер собственных оборотных средств и тем самым обеспечить условия для успешного осуществления ими производственной и платежно-расчетной функций. Ошибочная практика нашего времени отказа от нормирования оборотных средств является одной из причин кризисного состояния платежно - расчетной дисциплины.Важнейшим принципом правильной организации оборотных средств является использование их строго по целевому назначению. Нарушение этого принципа путем отвлечения из производственного оборота авансированных оборотных средств на покрытие убытков, потерь по бесхозяйственности, на оплату завышенных банковских процентов по ссудам, на взносы в бюджет налоговых платежей привело к кризису платеже-рассчетную дисциплину, росту огромной задолженности поставщикам за поставляемое сырье и готовую продукцию, рабочим и служащим по заработной плате, бюджету по налоговым платежам.Важным принципом организации оборотных средств является обеспечение их сохранности, рационального использования и ускорения оборачиваемости. Организация оборотных средств предприятий обязательно включает систематический контроль за сохранностью и эффективностью использования посредством ревизий и обследований на основе статистических данных, оперативной и бухгалтерской отчетности.Одной из важных причин недостаточности оборотных средств у множества предприятий является отсутствие стабильного поступления сырья. Это ведет к тому, что закупается сразу иногда в 30 - 50 раз больше, чем суточная норма потребления сырья. Получаются залповые выплаты, следовательно, необходимы огромные оборотные средства.[40, с.80]Проблема неплатежей делает необходимым классифицировать своих кредиторов по срокам просроченной кредиторской задолженности и в зависимости от того, кому необходимо заплатить сейчас, кто может еще подождать, а кому можно и вообще не платить. На первых местах в этой очереди стоят выплаты по кредитам и процентам за них коммерческим банкам и налогам в федеральный бюджет.Несвоевременные выплаты здесь оборачиваются штрафными санкциями в таком размере, что легко могут довести предприятие до банкротства. Необходимо, правда, отметить, что в российской хозяйственной практике эта угроза довольно условна. В настоящее время возможность банкротства обратно пропорциональна величине предприятия, при этом для бывших государственных предприятий эта обратная зависимость выражается еще сильнее Алексеев А., Герцог И. Национальные особенности формирования оборотного капитала // ЭКО. -1997г.-№10 -с. 53-58 .Обеспечение достаточного оборотного капитала, дающего компании возможность оплачивать сырье и рабочую силу, производить расходы, связанные с производственной и сбытовой деятельностью, на практике сводится к необходимости решать несколько весьма сложных задач.Первая из них, решение которой может существенно пополнить оборотный капитал предприятия, - управление запасами. По утверждению западных учебников финансового менеджмента, с точки зрения достаточности оборотного капитала ни один фактор не имеет такого значения, как скорость оборота товарных запасов Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл.ред. серии Я.В.Соколов. - М.: Финансы и статистика, 1997. -800с. .Наиболее распространенным в нашей стране до сих пор был метод оценки запасов по фактической себестоимости заготовления. Однако при его использовании в условиях длительного хранения запасов, характерного для многих предприятий, во-первых, занижается себестоимость продукции, во-вторых, существенно занижается стоимость остатков материалов, а значит, искусственно завышается их оборачиваемость.Использование метода оценки материалов по стоимости последних закупок (ЛИФО) приводит к искажению величины остатков материалов в сторону их уменьшения, и следовательно, и к завышению коэффициента оборачиваемости. Данный метод использовался в Российском учете до 2007 года, однако в соответствии с Приказом МФ РФ отменен Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н (ред. от 26.03.2007) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2001 № 2806) . Оценка запасов товарно-материальных ценностей по стоимости первых закупок (метод ФИФО) приводит к тому, что себестоимость реализованной продукции формируется исходя из наиболее низких цен на материалы, а их остатки оцениваются по максимальной стоимости. Поэтому оборачиваемость текущих активов в данном случае будет объективно ниже, чем при использовании ранее рассмотренных методов оценки запасов. Выход несложный - внедрение на складе и в бухгалтерии учета по средней стоимости, что и предусмотрено инструкциями Минфина Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н (ред. от 26.03.2007) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2001 № 2806) .Второй аспект проблемы увеличения оборотных средств - совершенствование системы расчетов. Для ускорения расчетов прежде всего необходимо знать всех плательщиков - нужен реестр, включающий сведения о договорных суммах, сроках и других параметрах, связанных с поступлением платежей. При этом стоит учитывать, кто задержит платежи и на сколько, а кто и вовсе не заплатит.В условиях перехода к рыночной экономике у большинства предприятий состояние оборотных средств серьезно ухудшилось вследствие не только локальных, но и общих причин: разрушение единого экономического пространства, падение уровня производства, рост цен и т.д. Новые модели управления оборотными средствами должны пройти "обкатку", быть добровольно принятыми предприятиями.1.2. Экономические нормативы управленияфинансовым циклом организацииИзвестно, что стратегическая цель увеличения стоимости бизнеса достигается в процессе управления финансовыми потоками организации при максимальном сокращении финансового цикла. Финансовый цикл - это период обращения денежной наличности, время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, средний интервал между моментом текущих вложений (отток) и моментом поступлений (приток). Узловые моменты финансового цикла представлены на рис. 1.
76
Рис. 1 Операционный цикл В схеме цикл производства и обращения товара на рис. 1 обозначены:1. Момент поступления сырья и сопроводительных документов. 2. Момент оплаты сырья. 3. Момент отгрузки готовой продукции. 4. Момент получения платежа от покупателей.Понятие финансового цикла неотделимо от понятия оборотного капитала - средств, вложенных в текущие активы. Составляющие оборотного капитала в процессе кругооборота меняют свою материально - вещественную форму, переходят из одной стадии в другую, возмещая стоимость из выручки. Кругооборот текущих активов представлен схематично на рис. 2 - для производственных предприятий и на рис. 3 - для коммерческих организаций (цифрами 1, 2, 3 обозначена степень ликвидности; 1 - абсолютная ликвидность).
76
Рис. 2 Кругооборот текущих активов для производственных предприятий
76
Рис. 3 Кругооборот текущих активов для коммерческих организацийДлительность финансового цикла зависит как от внешних факторов (ситуации на рынках сбыта и закупок, системы налогообложения, форм финансирования), так и от управленческих решений (активности и профессионализма менеджеров). Именно действия менеджеров на всех этапах процесса управления обеспечивают общий успех деятельности.Процесс управления включает ряд последовательных блоков:планирование;организация и координирование;стимулирование и контроль.При планировании текущей деятельности стратегия развития, определенная на этапе маркетинговых исследований, преобразуется в планы деятельности для каждого подразделения. Тактика достижения стратегических целей вырабатывается как ответ на вопрос: что должно сделать каждое подразделение для достижения стратегической цели роста стоимости бизнеса.При этом конкретизируются установленные стратегические параметры, формируется система взаимосвязанных частных технико - экономических показателей для последующих организации и координирования деятельности.Для организации системы стимулирования и текущего контроля необходимо определить соответствующие функциям работников и подразделений управленческие нормативы, т.е. задания, показатели, от выполнения которых зависят составляющие финансовых потоков.Рассмотрим экономические нормативы управления финансовым циклом в разрезе трех основных сфер деятельности предприятия: закупки, производство, сбыт.1. Для сферы закупок исходя из заданных норм расхода материалов, топлива и комплектующих определяется потребность в материальных ресурсах, принимается решение о том, на сколько дней создавать запасы, выбираются поставщики и формы расчетов, оптимизируются сроки и размеры партий поставок, оценивается стоимость складских запасов. Для контроля деятельности службам материально - технического обеспечения устанавливается норма запасов в днях, а ответственным за расчеты с поставщиками работникам финансовой службы - норма или средний уровень кредиторской задолженности.2. В процессе планирования деятельности в производстве необходимо оценить технологическую позицию, выбрать оборудование, определить производственную мощность, составить схемы производственных потоков. Здесь используются методы организации производственных процессов, планировки рабочих мест, разрабатываются схемы перемещения материалов и полуфабрикатов, транспортные маршруты. При этом важно предотвратить риск недозагрузки производственной мощности и его экономические последствия. Учитываются такие параметры, как производительность оборудования, располагаемые помещения, складские площади, режим работы и т.д. Обобщающим нормативом контроля финансовых потоков в сфере производства является длительность производственного цикла.Для подразделений и менеджеров - производственников следует задать плановый уровень основных показателей деятельности исходя из отраслевой специфики и должностных обязанностей. К этим показателям относятся:уровень использования производственной мощности;коэффициент загрузки оборудования;лимит холостого пробега автомобилей;материалоемкость;трудоемкость;фондоотдача или выручка на 1 кв. м площадей;затраты на 1 руб. продукции и др.3. В сфере сбыта процесс управления связан, в первую очередь, с предупреждением затоваривания и своевременностью отгрузки и расчетов. Для этого необходимы маркетинговые исследования, определение круга потребителей, заключение долгосрочных договоров о поставках. На этапе планирования финансовых потоков определяется средний срок хранения готовой продукции на складе (норма запаса готовой продукции) и период отсрочки платежей (норма дебиторской задолженности).Перечисленные экономические (управленческие) нормативы (длительность производственного цикла, нормы запасов и задолженностей) позволяют вычислить нормативные коэффициенты оборачиваемости и служат основой для расчета необходимого оборотного капитала.Главный показатель, характеризующий потребность предприятия в капитальных затратах на финансирование оборотных активов, - чистый оборотный капитал - зависит от условий поставки ресурсов и сбыта продукции. Его величина оценивается как разница между суммой исчисленного необходимого оборотного капитала и планируемой кредиторской задолженности. Чем меньше чистый оборотный капитал, тем короче финансовый цикл организации, тем весомее финансовые результаты деятельности, определяемые как разность между притоками и оттоками средств. Финансовый цикл может быть отрицательным. Такая ситуация позволяет, например, в супермаркетах проводить распродажи скопившихся товаров по низким ценам благодаря оговоренной полугодовой отсрочке платежей поставщикам; при этом основное внимание уделяется контролю за нормативом складских запасов.Оборотный капитал нередко в несколько раз превышает основной, поэтому с управлением его величиной на основе экономических нормативов связаны большие резервы повышения эффективности производственно - хозяйственной деятельности. Соответственно велика и значимость упомянутых нормативов управления, так как всякое отклонение процессов производства и обращения товаров от плана, связанное с ухудшением условий поставок и сбыта, сбоями в производстве, снижает оборачиваемость средств, приводит к нарушению ликвидности, т.е. к несбалансированности финансовых потоков. В результате организация испытывает хронический дефицит финансовых средств, вынуждена использовать дорогостоящие краткосрочные кредиты, дополнительные капитальные вложения. Ускорение же оборачиваемости позволяет высвободить часть капитала, связанного в запасах, и использовать его как внутренний источник финансирования развития бизнеса.1.3. Характеристика источников формирования оборотного капиталаСамостоятельность предприятий в организации собственной производственно-хозяйственной деятельности относится и к источникам формирования оборотных средств. Рациональная организация формирования оборотных средств оказывает влияние на скорость их оборота и эффективность использования. Кроме того, финансовое состояние организации находится в непосредственной зависимости от того, насколько правильно осуществляется финансовая политика в отношении источников формирования оборотного капитала.Источники формирования оборотных средств и их размер оказывают существенное влияние на уровень эффективности использования оборотных средств. Избыток оборотных средств означает, что часть капитала предприятия бездействует и не приносит дохода. Вместе с тем недостаток оборотного капитала будет тормозить ход производственного процесса, замедляя скорость хозяйственного оборота средств предприятия.Вопрос об источниках формирования оборотных средств важен еще с одной позиции. Конъюнктура рынка постоянно меняется, поэтому потребности предприятия в оборотных средствах нестабильны. Покрыть эти потребности только за счет собственных источников становится практически невозможно. Поэтому основной задачей управления процессом формирования оборотных средств является обеспечение эффективности привлечения заемных средств.Источником формирования в этом случае служат инвестиционные средства учредителей организации. В дальнейшем минимальная потребность организации в оборотных средствах покрывается за счет собственных источников: прибыли, уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, фонда накопления и целевого финансирования. Однако в силу целого ряда объективных причин (инфляция, рост объемов производства, задержки в оплате счетов клиентами и др.) у организации возникают временные дополнительные потребности в оборотных средствах. Когда покрыть эти потребности собственными источниками невозможно, финансовое обеспечение хозяйственной деятельности осуществляется за счет заемных источников: банковских и коммерческих кредитов, займов, инвестиционного налогового кредита, отложенных налоговых обязательств, инвестиционного вклада работников организации, привлеченных источников - кредиторской задолженности, а также источников, приравненных к собственным средствам, так называемых устойчивых пассивов.Таким образом, источниками формирования оборотных средств являются:- собственные средства;- средства, приравненные к собственным;- заемные средства;- привлеченные средства.Рассмотрим содержание каждого из этих источников в соответствии с современными отечественными и зарубежными работами по финансовому анализу.За счет собственных источников формируется, как правило, минимальная стабильная часть оборотных средств. Наличие собственных оборотных средств позволяет организации свободно маневрировать, повышать результативность и устойчивость своей деятельности.Уставный капитал представляет собой совокупность вкладов (рассчитываемых в денежном выражении) акционеров в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.Резервный капитал - это средства, которые идут на покрытие общих балансовых убытков при отсутствии иных возможностей их возмещения. Величина резервного капитала, размер обязательных отчислений в него из чистой прибыли определяются действующим законодательством и уставом общества.Формирование других фондов на предприятии, в частности фонда накопления (размеры отчислений, порядок использования), может быть предусмотрено в уставе или в учетной политике предприятия.Добавочный капитал показывает прирост стоимости имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации, производимых по решению правительства: полученные денежные средства и имущество в сумме превышения их величины над стоимостью переданных за них акций. Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также распределен между учредителями предприятия и др. При этом порядок использования добавочного капитала определяется собственниками, как правило, в соответствии с учредительными документами при рассмотрении результатов отчетного года.Нераспределенная прибыль - это чистая прибыль (или ее часть), не распределенная в виде дивидендов между акционерами (учредителями) и не использованная на другие цели. Обычно эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, т.е. в любой момент готовых к новому обороту.Целевое финансирование - это средства, поступающие от других организаций и лиц, бюджетные средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения.Кроме того, существуют различные точки зрения на порядок расчета собственных оборотных средств.Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова [37] указывают, что собственные оборотные средства "формируются за счет собственного капитала предприятия (уставный капитал, резервный капитал, накопленная прибыль и др.)" и определяются "как разность между итогом разд. III баланса "Капитал и резервы" и итогом разд. I баланса "Внеоборотные активы". Также к собственным оборотным средствам относят долгосрочные пассивы. Тогда расчет производится как разность между итогом суммы разд. III и IV баланса и итогом разд. I баланса". Иными словами, собственными источниками предлагается считать отражаемые в разделе "Капитал и резервы" средства уставного, добавочного, резервного капиталов, целевого финансирования и поступления, нераспределенную прибыль прошлых лет и отчетного года, а также долгосрочные заемные средства.И.А. Бланк [17] отмечает, что в практике финансового менеджмента различают понятия "собственные оборотные средства" и "чистые оборотные средства". Первые характеризуют ту их часть, которая сформирована за счет собственного капитала предприятия. Расчет производится по формуле: оборотные активы минус долгосрочный заемный капитал, направленный на формирование оборотных активов, минус краткосрочные обязательства предприятия. Понятие чистых оборотных средств относится к той их части, которая сформирована за счет собственного и долгосрочного заемного капиталов. Расчет производится как разность сумм оборотных активов и краткосрочных текущих обязательств. При этом, если предприятие не использует долгосрочного заемного капитала для финансирования оборотных средств, суммы чистых и собственных оборотных активов совпадают [17].А.П. Зудилин, характеризуя методику анализа развитых зарубежных стран [29], отмечает, что собственный оборотный капитал рассчитывается как сумма дебиторской задолженности и запасов товарно-материальных ценностей за вычетом кредиторской задолженности (т.е. краткосрочные кредиты и займы в расчет не принимаются), тогда как чистые мобильные средства - разность оборотных активов и всех краткосрочных обязательств.В.В. Ковалев [33, 34] отмечает, что термин "собственные оборотные средства" - это аналог показателя чистого оборотного капитала в отечественной практике, а его расчет выполняется как разность между оборотными активами и текущим обязательствами (по балансу - разность разд. II и V).Действительно, в практике финансового анализа показатели чистых оборотных активов и собственного оборотного капитала часто рассматриваются как синонимы. Однако, например, О.В. Ефимова отмечает [27, 28], что между ними существует принципиальное различие: "Собственный оборотный капитал представляет собой ту величину собственного капитала, которая может быть направлена на формирование оборотных активов, или на возможность финансирования оборотных активов за счет собственного капитала, тогда как величина чистых оборотных активов характеризует потребность в финансировании".В отечественной и зарубежной литературе расчет данных показателей таков:Чистые оборотные активы = Оборотные активы - Краткосрочные обязательства;Собственный оборотный капитал = Собственный капитал + Долгосрочные пассивы - Внеоборотные активы.Однако при расчете этих показателей по балансовым данным цифровые их значения совпадают, тогда как О.В. Ефимова указывает на возможность их несоответствия.Таким образом, показатель чистых оборотных средств будет отражать реальную платежеспособность предприятия в том случае, если оборотные активы принимаются в расчет по цене возможной реализации.В Методических положениях по оценке финансового состояния организации и установлению неудовлетворительной структуры баланса представлен способ расчета собственных оборотных средств как разности разд. III и I баланса.Отдельную позицию по вопросу расчета собственных оборотных средств представляет работа А.Д. Шеремета и Е.В. Негашева [43], в которой данный показатель равен разности реального собственного капитала, внеоборотных активов и долгосрочной дебиторской задолженности.Представленные позиции различаются и по сущностной трактовке, и по математическому исчислению.В экономической литературе к категории собственных источников добавляется понятие источников, приравненных к собственным. Основанием для такого предложения послужило изучение накопленного нашей наукой и практикой опыта по планированию финансирования оборотных средств.Некоторые ресурсы, хотя и не принадлежат предприятию, постоянно в силу условий расчетов находятся в его обороте, являются устойчивыми пассивами. Такие средства служат источником формирования оборотных средств в сумме их минимального остатка. К ним, в частности, относятся:- минимальная задолженность по заработной плате работникам организации;- минимальная задолженность по отчислениям на социальные нужды (единому социальному налогу);- минимальная задолженность по налогам и сборам;- минимальный остаток резерва предстоящих расходов;- минимальная задолженность по авансам покупателям.Минимальная задолженность работникам предприятия по начисленной заработной плате возникает в силу того, что имеется разрыв во времени между начислением заработной платы и ее выплатой. Размер этой задолженности в течение месяца постоянно изменяется, но на каждом предприятии образуется сумма, ниже которой задолженность не снижается. Сумма минимальной задолженности зависит от фонда заработной платы и установленных сроков ее выплаты работникам предприятия. Поэтому в рамках предварительного анализа расчет минимальной задолженности по начисленной заработной плате (З) должен производиться по формуле:
ФЗП x Д
З = -------, (1.1.)
Ч
где ФЗП - плановый фонд заработной платы за расчетный период, например за квартал;
Д - число дней с начала месяца до дня выплаты заработной платы в окончательный расчет (или между окончанием расчетного периода и датой выплаты заработной платы). Например, если срок выплаты заработной платы установлен 5-го числа каждого месяца, то число дней (Д) составит 4 дня;
Ч - число дней в расчетном периоде.
Например, при фонде заработной платы за квартал 2700 тыс. руб. и сроке выплаты 5-го числа минимальная (устойчивая) задолженность по заработной плате составит:
3 = 2700 x 4 : 90 = 120 тыс. руб.
Минимальная задолженность по отчислениям на социальные нужды может быть исчислена аналогичным методом, но вместо фонда заработной платы следует брать планируемую сумму отчислений. Либо эта сумма может быть получена умножением минимальной задолженности по заработной плате на процент отчислений на социальные нужды.
Минимальная задолженность по налогам и сборам представляет собой сумму остатков по отдельным налогам и сборам, уплачиваемым предприятием (по налогу на прибыль, по НДС и т.д.).
По каждому из налогов соответствующая величина устойчивых пассивов (Н) должна определяться по формуле:
ПВ
Н = ВН --,(1.2.)
2Д
где ВН - величина налога в данном периоде;
ПВ - периодичность выплат этого налога в днях;
Д - продолжительность периода в днях.
Минимальный остаток резерва предстоящих расходов должен определяться в зависимости от характера создаваемых на предприятии резервов. Например, распространенным является создание резерва на предстоящую оплату отпусков работников. В этом случае размер устойчивого остатка резерва должен определяться в сумме минимального остатка по отчетным данным за последние 12 мес., предшествовавших расчетному периоду, с учетом изменения в расчетном периоде фонда заработной платы. Например, если минимальный остаток, по отчетным данным, составляет 120 тыс. руб. и планируется рост заработной платы на 10%, то устойчивый остаток резерва на расчетный период будет равен:
120 x 1,1 = 132 тыс. руб.
Многие предприятия применяют при расчетах с покупателями и заказчиками систему авансовых платежей. Минимальная задолженность по авансам покупателей может рассчитываться на основе минимального остатка по отчетным данным за год с учетом планируемого увеличения объема работ, услуг. Если за отчетный период минимальная задолженность по авансам покупателей была 20 тыс. руб. и планируется увеличение объема услуг на 10%, то в расчетном периоде устойчивым пассивом по этой статье будет сумма 22 тыс. руб. (20 x 1,1 = 22 тыс. руб.).
В литературе последних лет источниками, приравненными к собственным, называют остатки резервов предстоящих расходов и доходов будущих периодов, отражаемых в разд. V баланса по строкам 650 и 640 соответственно. При этом в расчет принимается вся сумма балансового остатка этих статей на соответствующие расчетные даты. Корректировка собственных источников на указанные строки рекомендуется А.Д. Шереметом, Е.В. Негашевым и др.[43]
Заемные средства представляют собой в основном кредиты банка и займы, с помощью которых удовлетворяются временные дополнительные потребности в оборотных средствах.
Банковские кредиты предоставляются в форме инвестиционных (долгосрочных) или краткосрочных кредитов. Назначение банковских кредитов - финансирование расходов, связанных с приобретением основных и текущих активов, а также финансирование сезонных потребностей организации, временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, осуществление расчетов и налоговых платежей.
Наряду с банковскими кредитами источниками финансирования оборотных средств являются также коммерческие кредиты других организаций, оформленные в виде займов, векселей, товарного кредита и авансового платежа.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации органами государственной власти и представляет собой временную отсрочку налоговых платежей организации.