Рефераты

Управление инвестициями в лесном комплексе республики Коми (на примере Республиканского фонда "Коми регионального фонда поддержки малого и среднего бизнеса имени В.А. Тихонова")

Управление инвестициями в лесном комплексе республики Коми (на примере Республиканского фонда "Коми регионального фонда поддержки малого и среднего бизнеса имени В.А. Тихонова")

165

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

ГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.М. КИРОВА»

Факультет заочного обучения

Кафедра экономики отраслевых производств

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: «УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ»

(на примере Республиканского фонда «Коми регионального фонда поддержки малого и среднего бизнеса имени В.А. Тихонова»)

Дипломник: студент VI курса ФЗО, гр. 2620

Руководитель:

Консультант:

Сыктывкар 2008

Аннотация

Название: Управление инвестициями в лесном комплексе Республики Коми (на примере Республиканского фонда «Коми регионального фонда поддержки малого и среднего бизнеса имени В.А. Тихонова»)

Фамилия, инициалы дипломника, курс, форма обучения, специальность: Некрасов А.И. студент VI курса, ФЗО, спец. ЭиУЛК.

Год выполнения: 2008

Объем дипломного проекта: ___ страниц

Количество приложений (страниц): 10 приложений (20с.)

Количество иллюстраций: 11

Количество таблиц: 15

Количество источников литературы: 48

Характеристика работы:

Актуальность работы: Развитие лесного комплекса Республики Коми сдерживается отсутствием регулярных инвестиций. Возникла острая необходимость в управлении инвестиционной деятельностью и главным образом в формирование благоприятного климата или соответствующей среды, которые способствуют всемерному повышению экономического интереса и активности инвесторов при вложении средств в экономику.

Цель разработки дипломного проекта: изучив состояние и инвестиционную деятельность лесопромышленного комплекса, выявить основные проблемы и предложить определенные мероприятия по совершенствованию управления инвестиционной деятельностью лесного сектора экономики Республики Коми.

Методы исследования: аналитический, статистический.

Основные результаты: научные, практические.

Научная новизна: новизною является методика планирования инвестиций, предложение нового вида продукции в условиях лесного рынка РК (производство переплет).

Практическая ценность: позволит улучшить показатели деятельности предприятий, во-первых, планированием инвестиций при строительстве лесных дорог; во-вторых, организацией инвестирования использования отходов лесозаготовок, лесопиления или деревопереработки; в-третьих, организацией инвестирования основных фондов на лесозаготовках (на примере внедрения харвестера).

Федеральное агентство по образованию

Сыктывкарский лесной институт - филиал ГОУ ВПО «Санкт- Петербургская.

Государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова»

Факультет заочного обучения

Кафедра экономики отраслевых производств

«УТВЕРЖДАЮ»

«_____»_______________2008г.

Зав. кафедрой _______________

ЗАДАНИЕ

ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Студенту - Некрасову Александру Ивановичу_____________________

Тема проекта __________________________________. Управление инвестициями в лесном комплексе Республики Коми (на примере Республиканского фонда «Коми регионального фонда поддержки малого и среднего бизнеса имени В.А. Тихонова»).

Утверждена приказом по институту от «__» января______2008_г. №__88/ск________.

Срок сдачи студентом законченного проекта «__»_______2008г._________.

Место преддипломной практики _____________________________. Коми регионального фонда поддержки малого и среднего бизнеса имени В.А. Тихонова ________________________________________________________.

Исходные данные к проекту ____________________________________.

1. Данные по преддипломной практике___________________________.

2. Изученная литература________________________________________.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы управления инвестициями

1.1 Значение, цели, основные формы и финансирование инвестиций

1.2 Система управления инвестиционной деятельностью

1.3 Сущность и значение инвестиционного проекта

1.4 Управление инвестиционным проектом: структура, жизненный цикл, фазы реализации

2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности лесопромышленного комплекса Республики Коми

2.1 Характеристика лесопромышленного комплекса

2.2 Региональные проблемы развития отрасли

2.3 Стратегическое развитие лесопромышленного комплекса

3. Анализ управления инвестициями лесопромышленного комплекса Республики Коми

3.1 Обзор текущей инвестиционной деятельности по итогам 2007 года

3.2 Инвестиционная программа «Развития лесопромышленного комплекса» на 2005-2008 годы

3.3 Примеры управления инвестициями на лесопромышленных предприятиях РК (ООО «ИлимСеверЛес», ООО «Лузалес», ООО «Койгородский лесокомбинат»)

4. Мероприятия, направленные на улучшение управления инвестициями лесного комплекса Республики Коми

4.1 Планирование инвестиций в строительство лесных дорог

4.2 Организация привлечения инвестиций в проекты по использовании отходов лесозаготовок, лесопиления и деревообработки

4.3 Организация инвестирования основных фондов на лесозаготовках (на примере внедрения харвестера «Ponsse Beaver»)

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Специфические условия перехода российской экономики к рыночным началам требуют принятия большого количества решений относительно капиталовложений, необходимых для оздоровления лесопромышленных предприятий. Происходит формирование новой модели инвестиционного процесса с участием различных категорий субъектов хозяйствования. Решающую роль в ее становлении сыграло резкое падение размеров государственных инвестиций, вызвавшее поиск альтернативных источников финансирования.

Современное состояние финансового рынка России требует принятия к реализации инвестиционных проектов с высоким уровнем рентабельности и сроком окупаемости, не превышающим двух лет. Для инвестиционных проектов с более длительным сроком окупаемости и крупным объемом капиталовложений в такую отрасль, как лесозаготовительная, необходимы гарантия государства и финансовая поддержка в реализации проекта (в различных формах, включая представление льгот на получение кредитов, налоговых льгот и др.). Сегодня, государство как собственник леса устранилось от финансирования лесного хозяйства, лесную службу поддержать не может и не занимается строительством лесных дорог. Не ослабляются поборы с лесозаготовителей на ввозимую технику и технологию, которые в России не производят и не снижаются налоги с лесозаготовителей, которые сами строят дороги. Не осуществляется оказание реальной государственной помощи в области сертификации лесозаготовок.

На сегодняшний день только крупные предприятия имеют прибыль и возможности приобретать новую технику и строить дороги. Убыточными являются намного больше половины лесозаготовительных предприятий России.

Все это позволяет сказать, что такие проблемы препятствуют заинтересованности инвесторов во вложении средств в лесозаготовительную отрасль.

Проблема управления инвестициями в лесозаготовительной отрасли России и Республики Коми актуальна. Лесозаготовительная отрасль - основа лесопромышленного комплекса - традиционно самая бедная и убыточная. Над проблемой выхода ее из кризиса борются уже давно. Низкая эффективность лесозаготовительных предприятий отрицательно сказывается на работе всего ЛПК, поскольку в себестоимости производства всех видов лесобумажной продукции затраты на древесное сырье - самая большая статья затрат (с учетом затрат на поставку они достигают 24-35% общих затрат). Работники в таких условиях низкой заработной платы и ее задолженности никогда не будут работать эффективно. Поэтому лесозаготовительная отрасль как никакая другая нуждается в реализации инвестиционных проектов. Высокоэффективная лесозаготовительная промышленность важна для ЛПК как надежный фундамент для хорошего здания.

Целью дипломного проекта является изучение состояния и инвестиционной деятельности лесопромышленного комплекса комплекса, выявление основных проблем и предложение определенных мероприятий по совершенствованию управления инвестиционной деятельностью лесного сектора экономики Республики Коми.

Для этого предстоит рассмотреть ряд задач:

1. Рассмотреть теоретические основы управления инвестициями;

2. Провести анализ производственно-хозяйственной деятельности лесного комплекса Республики Коми;

3. Проанализировать управление инвестициями лесного комплекса Республики Коми;

4. Предложить мероприятия, направленные на улучшение управления инвестициями ЛПК Республики Коми.

В процессе исследования были изучены нормативные и методические материалы, специальная и периодическая литература по избранной теме, результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, основные законодательные акты и нормативно-методические материалы, материалы научных и научно-практических конференций по вопросам инвестиций.

Методологической базой исследования стали работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам управления инвестиционными проектами, материалы предприятий, а также методическая база Министерства промышленности РК, Института экономических и социальных проблем Севера КНЦ РАН, а так же Республиканского фонда «Коми регионального фонда поддержки малого и среднего бизнеса имени В.А. Тихонова»

1. Теоретические основы управления инвестициями

1.1 Значение, цели, основные формы и финансирование инвестиций

В переводе с латинского слово «инвестиция» означает вложение. В современном понимании инвестиция означает вложение капитала с целью его увеличения в будущем. При этом увеличение капитала должно компенсировать инвестору отказ от потребления средств, имеющихся в настоящее время, и риск. Это увеличение должно перекрыть также инфляционные потери.

Понятно, что инвестировать капитал можно только в те виды предпринимательской деятельности, которые не противоречат законодательству и нормам нравственности.

Статья 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (в ред. от 2 января 2000 г.) гласит: «Инвестиции -- денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [28, c.8].

Каждой фирме (компании) в процессе её функционирования требуются определённые финансовые средства на замену и обновление основных фондов, наращивание имеющегося потенциала, увеличение мощностей, диверсификацию и расширение масштабов производства, проведение определённых организационно-технических мероприятий с целью совершенствования хозяйственной деятельности и улучшения её конечных результатов. Финансовые вложения в приобретение, строительство, восстановление, реконструкцию, модернизацию и расширение хозяйствующих объектов принято называть инвестициями.

Инвестиции различаются между собой по нескольким признакам (см. приложение 1) [23, c.113].

Реальные инвестиции - вложения денег в реальные материальные и нематериальные активы (основной и оборотный капитал, интеллектуальную собственность).

Портфельные инвестиции - вложения денег в различные финансовые инструменты (ценные бумаги, банковские депозиты, валюту, драгоценные металлы и камни).

Прямые инвестиции - непосредственно участие самого инвестора в выборе объекта инвестирования для вложения средств.

Косвенные инвестиции - когда вложение средств опосредствуется другими лицами (инвестиционными фирмами и компаниями, паевыми инвестиционными фондами, другими финансовыми учреждениями).

Краткосрочные инвестиции - вложения капитала на отрезок времени менее 1 года.

Среднесрочные инвестиции - вложения капитала на период от 1 до 5 лет.

Долгосрочные инвестиции - вложения капитала на срок свыше 5 лет.

Частные инвестиции - вложения средств, осуществляемые гражданами и частными организациями (фирмами и компаниями).

Государственные инвестиции - вложения, которые производятся центральными и местными органами власти и управления за счёт бюджетных, внебюджетных и заёмных средств, а также унитарными предприятиями, учреждениями и организациями путём мобилизации собственных финансовых источников.

Смешанные инвестиции - долевое вложение средств при участии государства, регионов, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц.

Иностранные инвестиции - вложения, осуществляемые иностранными государствами, физическими и юридическими лицами.

Совместные инвестиции - вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.

Внутренние инвестиции - вложения средств в объекты инвестирования, расположенные в границах той или иной территории страны.

Внешние инвестиции - вложения средств в объекты инвестирования за рубежом.

Валовые инвестиции - общий объём вкладываемых средств в новое строительство, приобретение средств и предметов труда, прирост товарно-материальных запасов и интеллектуальных ценностей.

Чистые инвестиции - вся сумма валовых инвестиций за вычетом амортизационных отчислений.

Инвестирование в наиболее широком употреблении представляет собой эффективное вложение капитала в ту или иную сферу хозяйственной деятельности.

Финансирование и инвестирование взаимосвязанные, но неидентичные категории. Если под финансированием подразумевается формирование и предоставление финансовых ресурсов для создания имущества, то под инвестированием - их использование и превращение в капитал [23, c.114-126].

Следует отличать понятия "инвестиции" и "капитальные вложения". Если капитальные затраты обычно предполагают создание новых и восстановление изношенных основных фондов (зданий, сооружений, оборудования, транспорта и др.), то инвестиции предусматривают вложение средств также в оборотные активы, различные финансовые инструменты, интеллектуальную собственность. Отсюда, "капитальные вложения" более обоснованно рассматривать как составную часть или форму "инвестиций".

Главная задача инвестиционной политики на любом уровне - формирование благоприятного климата или соответствующей среды, которые способствуют всемерному повышению экономического интереса и активности инвесторов при вложении средств в экономику [22, c.118].

Инвестиционная деятельность -- это вложения средств (инвестирование) и осуществление практических действий в целях получения дохода и достижения полезного эффекта. К инвестиционной деятельности относятся инвестиционно-строительные процессы. Без них немыслимо воспроизводство основных фондов (новое строительство, техническое перевооружение, расширение предприятий, увеличение мощностей) [13, c.14].

Источники финансирования инвестиционных проектов отличаются большим разнообразием. В зависимости от отношения к собственности, источники финансирования делятся на три вида: собственные; привлеченные и заемные.

Собственные финансовые ресурсы организации выступают в виде прибыли, амортизационных отчислений, уставного капитала, средств, выплачиваемых органами страхования, поступлений от штрафов, пени, неустоек и др.

Финансовые ресурсы привлекаются в результате эмиссии акций, поступления паевых и иных взносов членов трудового коллектива, физических и юридических лиц.

Денежные средства привлекаются также за счет облигационных займов, банковских и бюджетных кредитов.

К заемным финансовым средствам относятся кредиты, национальные и иностранные инвестиции. В иностранном инвестировании принимают участие зарубежные страны, международные финансовые институты, отдельные организации, институциональные инвесторы, банки, а также кредитные учреждения [5, с.73].

Одним из важных источников финансирования проектов и программ, реализуемых на уровне регионов и городов, являются средства государственного бюджета и внебюджетных фондов. Средства государственного бюджета направляются, в основном, на финансирование федеральных целевых комплексных программ.

Основные методы финансирования базируются на таких принципах, как временная ценность денежных ресурсов, анализ денежных потоков, предпринимательских и финансовых рисков, поиск эффективных рынков инвестиционных ресурсов. Важными экономическими категориями инвестиционного процесса являются частная собственность, рыночное ценообразование, рынок труда и капитала, государственное нормативно-правовое регулирование инвестиций.

Основными методами финансирования могут быть:

- государственное финансирование - осуществляется, прежде всего, в рамках государственных и территориальных инвестиционных программ по созданию, развитию и поддержке унитарных предприятии государственной формы собственности. Данные проекты финансируется Правительством РФ за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов [5, c.74].

- внебюджетное финансирование - привлекаемые для реализации инвестиционных проектов и целевых комплексных программ, могут быть получены за счет: фондов по поддержке малого предпринимательства; пенсионных фондов, в том числе негосударственных; страховых фондов; других фондов; отчислений от прибыли организаций; целевых кредитов банков под государственные гарантии; средств инвестиционных компаний; иностранных инвестиций [5, c.78].

- самофинансирование - осуществляется, в основном, за счет прибыли и амортизационных отчислений. Собственные накопления организации дополняются кредитными источниками и эмиссией ценных бумаг [5, c.79].

- банковское кредитование - представляет собой ссуду в денежной или товарной форме на условиях возврата с уплатой процентов по предварительной договоренности.

По форме предоставления кредиты делятся на товарные и финансовые.

По сроку действия кредиты делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-3 года), долгосрочные (от 3 лет) [5, c.80].

- аренда имущества представляет собой имущественный наем. Она строится на срочном возмездном договоре о пользовании имущественным комплексом (здания, сооружения, оборудование, земля, природные ресурсы и другое имущество) [5, c.84].

- лизинг - это предпринимательская деятельность, направленная на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во время использования для предпринимательских целей.

Лизинг осуществляется через соглашение между собственником имущества и лизингополучателем о передаче имущества в пользование на оговоренный период по установленной ренте, которая выплачивается ежегодно, ежеквартально и ежемесячно. В настоящее время различают оперативный и финансовый лизинг [5, c.85].

- инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, при котором организациям предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он предоставляется по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок 1-5 лет [5, c.90 -91].

В финансировании инвестиционных проектов на долевой основе могут принимать участие различные отечественные внебюджетные фонды, а также иностранные инвесторы в лице правительств, юридических и физических лиц иностранных государств, международных организаций и др. Порядок финансирования в этих случаях устанавливается инвестиционными соглашениями участников инвестиционных проектов в рамках действующего законодательства.

С началом перехода к рыночным отношениям было признано, что Россия не сможет без иностранных заимствований осуществить реформирование экономики.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации производятся в связи с недостатком собственных средств для реализации инвестиционных проектов и программ федерального и территориального уровня, а также для реализации крупных проектов на приоритетных направлениях развития национальной экономики [5, c.92].

1.2 Система управления инвестиционной деятельностью

Достижение стратегических целей и задач компании, реализация программ развития невозможны без инвестиций, и соответственно, без эффективного управления инвестиционной деятельностью.

Инвестиционную деятельность компании реального сектора экономики можно разделить на два основных направления:

· обслуживание постоянного потока инвестиционных проектов;

· индивидуальное сопровождение особенно важных проектов.

У этих направлений принципиально разные цели и задачи, существует особенности в подходах и методиках, используемых в процессе управления соответствующими инвестиционными проектами.

Для проектов, которые компания вынуждена реализовывать, эффект от которых незначителен или вообще не может быть определен, необходим простой и надежный «инвестиционный конвейер». Здесь важна максимальная стандартизация и унификация документооборота, простота процедур и отчетных форм.

Вне зависимости от того, нужен ли Вам «инвестиционный конвейер» или Вы хотите управлять выделенными проектами, для эффективного решения инвестиционных задач Вам необходимо получить ответы на ряд вопросов:

~ Какие типы проектов реализует ваша компания?

~ Какие особенности есть у разных проектов (цели, масштаб, жизненный цикл, участники и т.п.)?

~ Кто принимает участие в процессе управления инвестициями?

~ Какие полномочия и какая ответственность у каждого из участников (от руководства компании до рядовых сотрудников)?

~ Какие действия, в какой последовательности и каким образом необходимо осуществить, чтобы эффективно распорядиться ресурсами компании?

И это только вопросы, которые лежат на поверхности, а сколько их (особенно методических) появится в процессе формализации именно вашей инвестиционной деятельности? Долгосрочные перспективы компании зависят, прежде всего, от того, как Вы построите (и настроите) ваш инвестиционный процесс:

~ каким будет формат проектных документов и маршрут их проработки;

~ что будет входить в единые сценарные условия и как будут определяться границы проектов;

~ какие проекты будут планироваться детально, а для каких хватит укрупненной оценки;

~ какие методики будут использоваться и как будет осуществляться корректировка проектов;

~ какие решения не требуют вмешательства руководства, а где будет контролироваться каждый шаг.

Проекты, ожидания от которых связаны со стратегическими эффектами для компании, в которых задействованы значительные ресурсы и цена каждой ошибки высока, реализуются компаниями не так часто и, естественно, что жить они должны по особенным, именно для них определенным правилам. Под такие проекты создаются проектные офисы, на прединвестиционной фазе здесь важна ювелирная итерационная проработка проекта, необходимо внедрение процедур мониторинга эффектов проекта, управления изменениями и рисками.

Полноценная система управления инвестициями должна предусматривать оба направления (в зависимости от масштаба компании и специфики инвестиционных проектов) и обеспечивать взаимосвязь со стратегией, накопление и использование полученного опыта, интеграцию с другими процессами компании [17].

1.3 Сущность и значение инвестиционного проекта

Анализируя работу любой организации, практически всегда можно выделить два основных вида деятельности, которые существуют параллельно: текущие, повторяющиеся процессы (операции) и проекты. Основными отличиями этих двух видов деятельности является то, что процессы носят повторяющийся, циклический характер, а проекты направлены на достижение уникальных целей в определенные сроки [11, с.19].

До недавнего времени в отечественной практике термин «проект» использовался преимущественно в технической сфере и с ним связывалось представление о совокупности документации по созданию каких-либо сооружений или зданий. Соответственно разработкой такой документации называлась проектированием.

Единого, общепринятого определения понятия «проект» в литературе не существует, поэтому рассмотрим лишь его некоторые определения, используемые в управлении проектами.

Российская Ассоциация Управления проектами СОВНЕТ: «Проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией».

Мировой банк: «Понятие «проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода и при установленном бюджете поставленных задач с четко определенными целями».

Московское отделение Ассоциации управления проектами Project Management Institute (PMI, Институт Управления Проектами): «Проект - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг». «Временное» означает, что у любого проекта есть начало и непременно наступает завершение, когда достигаются поставленные цели, либо возникает понимание, что эти цели не могут быть достигнуты. «Уникальных» означает, что создаваемые продукты или услуги существенно отличаются от других аналогичных продуктов и услуг.

На основании приведенных определений мы можем выделить общие признаки проекта: изменения - основное содержание проекта; ограниченная во времени цель; ограниченная временная продолжительность проекта; бюджет проекта; ограниченность требуемых ресурсов; новизна; комплексность; правовое и организационное обеспечение проекта; разграничение с другими намерениями и видами деятельности [6, с.216].

На основе анализа определений и признаков проекта можно сформулировать более общее определение этого понятия, которое удовлетворяет всем основным признакам и не противоречит ни одному из приведенных определений.

Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета.

В самом общем смысле инвестиционным проектом называется план или программа вложения капитала с целью последующего получения прибыли.

Согласно закону № 39-ФЗ «Инвестиционный проект есть обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)» [22, с.186].

Однако на практике инвестиционный проект не сводится к набору документов, а понимается в широком аспекте - как последовательность действий, связанных с обоснованием объемов и порядка вложения средств, их реальным вложением, введением мощностей в действие, текущей оценкой целесообразности поддержания и продолжения проекта и итоговой оценкой результативности проекта по его завершении.

В этом случае инвестиционному проекту свойственна определенная этапность, т.е. он развивается в виде предусмотренных фаз (стадий), а набор документов, обосновывающих его целесообразность и эффективность, выступает лишь одним из элементов проекта в целом [22, с.186].

Инвестиционные проекты могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. Предназначение инвестиции - это ключевой признак при классификации проектов, в соответствии с которым можно выделить семь основных причин инвестирования, а, следовательно, и групп проектов: 1) инвестиции в повышение эффективности производства; 2) инвестиции в расширение действующего производства; 3) инвестиции в создание производственных мощностей при освоении новых сфер бизнеса; 4) инвестиции, связанные с выходом на новые рынки сбыта; 5) инвестиции в исследования и разработку новых технологий; 6) инвестиции преимущественно социального предназначения; 7) инвестиции, осуществляемые в соответствии с требованием закона.

2. Величина требуемых инвестиций. Инвестиционные проекты существенно разнятся по объему требуемых инвестиций, продолжительности периода освоения капиталовложений, сроку «эксплуатации» проекта. На практике это находит отражение в классификации проектов на крупные (свыше 1000 тыс. долл.), средние (от 100 до 1000 тыс. долл.) и мелкие (до 100 тыс. долл.).

3. Тип предполагаемого эффекта. Цели, которые ставятся при оценке проектов, могут быть различными, а результаты, получаемые в ходе их реализации, не обязательно носят характер очевидной прибыли. Можно выделить шесть видов эффекта: 1) наращивание объемов производства; 2) сокращение затрат, сопровождающееся получением дополнительной прибыли; 3) снижение риска производства и сбыта; 4) новое знание (технология); 5) политико-экономический эффект; 6) социальный эффект [22, с.192].

4. Отношение к риску. Инвестиционные проекты различаются по степени риска: 1) наименее рисковые проекты, выполняемые по государственному заказу; 2) наиболее рисковые проекты, связанные с созданием новых производств и технологий.

5. По предполагаемой схеме финансирования. Инвестиционные проекты делятся на: 1) финансируемые за счет внутренних источников; 2) финансируемые за счет акционирования (первичной или дополнительной эмиссии акций); 3) финансируемые за счет кредита; 4) инвестиционные проекты со смешанными формами финансирования.

В настоящее время основным назначением инвестиционного проекта является обоснование привлечения и возврата денежных средств для реализации инвестиционной идеи и создание с этой целью предприятия.

Инвестиционный проект позволяет, в первую очередь, предпринимательской фирме, а затем и внешним инвесторам всесторонне оценить ожидаемую эффективность и целесообразность осуществления конкретных реальных инвестиций.

Инвестиционный проект обозначает объём требуемых на создание бизнеса инвестиций и показывает все его сильные и слабые стороны. Определяет стратегию развития нового предприятия, в соответствии с маркетинговой ситуацией на рынке и ее перспективами. Как и бизнес-план, инвестиционный проект призван дать подробное описание относительно исходной информации используемой для расчетов, а также полученных в результате расчетов финансовых результатов.

1.4 Управление инвестиционным проектом: структура, жизненный цикл, фазы реализации

Значительная роль в реализации инвестиционных проектов принадлежит органам управления инвестиционной деятельностью на предприятии. Принятие взвешенных решений об инвестиционных проектах является наиболее сложной и важной управленческой задачей. Поскольку в сферу интересов инвестора входят практически все аспекты экономической деятельности предприятия, многофакторность задачи предъявляет особые требования к разработке плана инвестиций, процедуре подготовки необходимых данных [22, с.193].

Управление проектами как системный процесс имеет ряд характерных отличий от традиционного производственного управления. Производственное управление имеет дело с более предсказуемыми ситуациями, большинство функций повторяется с периодичностью, заранее известной, и сам процесс управления построен на этой одинаковости. Управление проектами, наоборот, должно способствовать созидательным изменениям. В проекте значительно труднее находиться в рамках бюджета и сроков.

Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству [47, с.23].

Управленческие функции включают основные, базовые виды деятельности, которые должны осуществлять управляющие работники на всех уровнях и во всех предметных областях по проекту.

Функции управления проектом осуществляются на всех этапах и фазах управления проектом и включают: планирование; контроль проекта; анализ; принятие решений; составление и сопровождение бюджета проекта; организацию осуществления; мониторинг; оценку; отчетность; экспертизу; проверку и приемку; бухгалтерский учет; администрирование.

Подсистемы управления проектом включают: управление содержанием и объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами, управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное управление, управление информацией и коммуникациями.

Отличие подсистем от функций управления проектом заключается в том, что подсистемы ориентированы на предметную область, а функции нацелены на специфические процессы, процедуры и методы. Управление подсистемой включает выполнение практически всех функций. Так, планирование расходов и контроль расходов базируются на одной и той же предметной области - затратах, а планирование расходов и планирование качества базируются на одинаковых процедурах составления планов, сетевом моделировании и прочих [47, с.34].

В управлении проектами используется богатый арсенал методов и приемов, позволяющих решать задачи, далеко выходящие за рамки общего планирования производства.

В целом методология управления проектом базируется на представлении сложных проектов как системы взаимосвязанных и взаимозависимых работ и событий, обеспечивающих эффективное использование материальных, технических, трудовых и финансовых ресурсов.

Выделяют следующие методы управления проектами:

~ сетевое планирование и управление;

~ календарное планирование;

~ логистика;

~ стандартное планирование;

~ структурное планирование;

~ ресурсное планирование;

~ имитационное моделирование на ЭВМ;

Методы управления проектами позволяют:

~ определить цели проекта и провести его обоснование;

~ выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);

~ определить необходимые объемы и источники финансирования;

~ подобрать исполнителей - в частности через процедуры торгов и конкурсов;

~ определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;

~ рассчитать смету и бюджет проекта, планировать и учитывать риски;

~ обеспечить контроль за ходом выполнения проекта.

Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту.

Участники проекта - основной элемент его структуры, так как именно они обеспечивают реализацию его замысла. В зависимости от типа проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда - сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу.

Все эти организации, в зависимости от выполняемых ими функций, принято объединять в совершенно конкретные группы (категории) участников проекта. Рассмотрим основные группы участников проекта.

1. Заказчик - будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое, так и юридическое лицо. При этом заказчиком может быть как одна единственная организация, так и несколько организаций, объединивших свои усилия, интересы и капиталы для реализации проекта и использования его результатов. Заказчиками (застройщиками) могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов.

2. Инвестор - сторона, вкладывающая средства в проект. В некоторых случаях это - одно лицо с заказчиком. Если инвестор и заказчик - не одно и то же лицо, инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта.

3. Проектировщик - специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию.

4. Поставщик - организации, осуществляющие материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки).

5. Подрядчик (Генеральный Подрядчик, Субподрядчик) - юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.

Любой инвестиционный проект проходит через определенные фазы в своем развитии, называемые в совокупности жизненным циклом. Жизненный цикл инвестиционного проекта - это продолжительность времени от момента зарождения инвестиционной идеи до момента ее полной реализации или ликвидации объекта (рис. 1).

Рис. 1. Структура жизненного цикла инвестиционного проекта

Разработка промышленного инвестиционного проекта - от первоначальной идеи до эксплуатации предприятия - может быть представлена в виде цикла, состоящего из трех отдельных фаз: прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной (рис. 2). Каждая из этих фаз, в свою очередь, подразделяется на стадии и этапы, некоторые из них содержат такие важные виды деятельности, как консультирование, проектирование и производство.

Рис. 2. График реализации инвестиционного проекта: 1- прединвестиционная фаза; 2 - инвестиционная фаза; 3 - эксплуатационная фаза.

В прединвестиционной фазе имеют место несколько параллельных видов деятельности, которые частично распространяются и на следующую, инвестиционную, фазу. Таким образом, как только исследования инвестиционных возможностей определили надежные признаки жизнеспособности проекта, начинаются этапы содействия инвестициям и планирования их осуществления.

Чтобы уменьшить потери ресурсов, необходимо ясное понимание последовательности действий при разработке инвестиционного проекта - от концептуальной стадии до эксплуатации предприятия. Проектные и консультационные работы выполняются во всех фазах проектного цикла. Однако они особенно значимы в прединвестиционной фазе, поскольку успех или провал промышленного проекта зависит в первую очередь от маркетинговых, технических, финансовых и экономических решений и их интерпретации, особенно при разработке технико-экономического обоснования (ТЭО).

Первая, прединвестиционная фаза включает в себя следующие мероприятия: 1) проверку первоначального замысла проекта; 2) составление задания на разработку и обоснование проекта; 3) разработку бизнес-плана; 4) выбор местоположения объекта; 5) выделение инвестиций на проектирование; 6) проведение тендеров на проектирование; 7) выбор проектной организации, и заключение с ней договора; 8) разработку ТЭО; 9) разработку проектно-сметной документации (ПСД); 10) утверждение ПСД; 11) отвод земли под строительство; 12) получение разрешения на строительство; 13) проведение тендеров на строительство; 14) разработку рабочей документации; 15) заключение подрядного договора.

Стоимость проведения прединвестиционных исследований в общей сумме капитальных затрат довольно велика и может составлять от 0,8% для крупных проектов до 5% при небольших объемах инвестиций.

Следующий отрезок времени отводится под фазу инвестирования или фазу осуществления проекта. Она включает в себя широкий спектр консультационных и проектных работ, в первую очередь и главным образом - в области управления проектом. Инвестиционная фаза может быть разделена на следующие стадии:

~ строительства (реконструкции, капитального ремонта) объектов, входящих в проект;

~ монтажа оборудования;

~ пусконаладочных работ;

~ производства опытных образцов;

~ выхода на проектную мощность.

В течение инвестиционной фазы осуществления проекта формируются активы предприятий, заключаются контракты на поставку сырья комплектующих, производится набор рабочих и служащих, формируется портфель заказов.

С момента ввода в действие основного оборудования (в случае промышленных инвестиций) или после приобретения недвижимости или иного вида активов начинается третья стадия развития инвестиционного проекта - эксплуатационная фаза. Этот период характеризуется началом производства продукции или оказания услуг соответствующими поступлениями и текущими издержками.

Завершающая эксплуатационная фаза проекта существенно влияет на эффективность вложенных в него средств. Чем дальше будет отнесена во времени ее верхняя граница, тем больше будет совокупный доход. В течение этой фазы осуществляется:

~ сертификация продукции;

~ создание центров ремонта;

~ создание дилерской сети;

~ текущий мониторинг экономических показателей проекта.

Успех реализации инвестиционного проекта во многом определяется организационной структурой управления, которая призвана вырабатывать комплекс воздействий, направленных на своевременное и качественное выполнение всех входящих в проект работ. Поскольку, как правило, инвестиционные проекты различаются структурой вложений и содержанием отдельных фаз, то не существует структуры управления, которую можно было бы использовать во всех случаях жизни.

Организационную структуру строят с учетом состава и содержания, а также трудоемкости функций управления (общих и специальных). В зависимости от трудоемкости ту или иную функцию могут выполнять одно или несколько подразделений (исполнителей).

Иерархия аппарата управления определяется характером взаимодействия и взаимоотношений между всеми участниками инвестиционного процесса, причем не только сложностью и характером выполняемых операций (работ), но и субъективными возможностями руководителя (менеджера), его способностью сотрудничать с коллективом и желанием делегировать подчиненным полномочия для выполнения определенных задач управления проектом.

Из теории и практики управления известно множество разнообразных форм управления проектами. При выборе наиболее приемлемой с точки зрения условий реализации проекта формы необходимо учитывать следующие факторы:

~ сложность проекта;

~ технологичность проекта, т.е. возможность выполнения работ с минимальными издержками трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

~ сроки завершения отдельных стадий;

~ финансовые возможности заказчика (инвестора).

Теория и практика управления выработала несколько типов организационных структур управления проектом, каждая из которых имеет определенные преимущества и недостатки.

Так, линейная структура (рис. 3) усматривает прямое воздействие на исполнителей со стороны линейного руководителя, сосредоточившего в одних руках все функции руководства. Распределение должностных обязанностей осуществляется таким образом, чтобы каждый исполнитель (или отдельное подразделение) был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации [12, с.221].

ЛП - линейные подразделения

И - исполнители

Рис. 3. Линейная структура управления проектом

Все полномочия - прямые (линейные) - идут от верхнего звена управления к низшему. Четкая регламентация ответственности - обязательств, возможность оперативного принятия решения - вот достоинства линейной структуры управления.

Руководитель, однако, может привлечь к управлению не более четырех-пяти подчиненных, а потому чаще всего перегружен, распыляется на решение мелких вопросов, которые не оставляют времени для других, более важных функций. Линейная структура не эффективна в том плане, что большой объем информации, передаваемой от одного уровня к другому, а также высокие квалификационные требования к специалистам в сочетании с подавлением инициативы работников нижних уровней способны привести к стрессу и плохому управлению. Ввиду сказанного линейная структура применима лишь при небольших объемах работ, когда задачи управления проектом относительно просты.

Определенный интерес представляет функциональная структура управления, основанная на дифференциации управленческого труда по отдельным функциям, каждая из которых выполняется одним специалистом, группой или отделом (рис. 4). Руководители функциональных подразделений специализируются в определенных областях деятельности, отвечая за отдельные участки работ, входящих в их компетенцию.

ФП - функциональные подразделения

ЛП - линейные подразделения

Рис. 4. Функциональная структура управления проектом

Функциональная специализация аппарата управления позволяет привлечь к руководству квалифицированных специалистов, повысить качество и оперативность управления, разгрузить линейных руководителей, но в то же время снижает ответственность за результаты работы и нарушает единство распорядительства. При этом возникает проблема межфункциональной координации, разрешение которой поручается одному или нескольким координаторам. Эти последние могут подчиняться непосредственно управляющим разных уровней в интересах согласованности выполнения отдельных видов работ, относящихся к одному или нескольким проектам. Поскольку координаторы непосредственно не участвуют в решении повседневных задач, возникающих при выполнении проекта, усилия их не всегда достигают поставленных целей.

Функциональная структура используется в организациях, для которых характерны стабильный режим работы, относительная независимость от внешней среды, неизменная специализация. При нарушении любого из трех перечисленных условий (объема работ, специализации, радиуса обслуживания и т. п.) эта структура становится малоэффективной [12, с.223].

Структура проектного управления (рис. 5) формируется под конкретные задачи крупных строек и проектов, для реализации которых требуется привлечение квалифицированных специалистов. После завершения работы на объекте члены временных групп возвращаются в свои специализированные подразделения. Постоянная смена точки приложения сил способствует повышению творческой активности специалистов.

Рис. 5. Структура проектного управления

От всех рассмотренных выше структура проектного управления отличается тем, что в этой весьма прогрессивной форме организации в наибольшей степени реализуются требования системного подхода к достижению поставленной цели. Она определяет состав квалифицированных специалистов, наделенных необходимыми полномочиями. Созданные на базе рассматриваемого подхода органы управления представляют собой мобильный механизм для одновременного выполнения нескольких проектов на принципах приоритета глобальных целей организации, доминирующих над частными (локальными) целями функционального характера. Способность быстро адаптироваться к складывающейся ситуации обеспечивает гибкое и оперативное реагирование на изменения внешних и внутренних условий.

Структура проектного управления обычно включает два уровня. Первый, организационный, уровень представлен подразделениями, ответственными за стратегию развития, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансы и ресурсы; второй, собственно проектный - службами, непосредственно разрабатывающими и реализующими инвестиционные проекты.

В практике управления проектами широкое распространение получила матричная структура, создаваемая на базе двойного подчинения специалистов функциональных служб. При этом специалисты числятся в функциональном подразделении и подчиняются его начальнику, а участвуют в выполнении конкретных заданий для реализации инвестиционного проекта, возглавляемого его руководителем [12, с.224].

Связи между временно созданными под проект коллективами работников и функциональными подразделениями, из которых эти группы специалистов пришли, создают достаточно гибкую матрицу взаимодействия. При этом руководитель проекта отвечает за конечные результаты его осуществления, включая издержки производства, затраченное время и качество, а функциональный руководитель определяет состав исполнителей для выполнения конкретных работ по проекту.

Линейная или функциональная структуры лучше всего подходят для малых проектов, в то время как для средних более приемлема матричная. Особенностям крупных и сложных проектов отвечает проектная структура.

Не менее важное значение имеет правильный выбор руководителя проекта, который должен не только умело представлять интересы заказчика, но и обладать хорошей инженерной подготовкой, высокими деловыми качествами, экономическим мышлением и опытом работы, а также способностью к взаимодействию в целях принятия надежных и эффективных решений.

Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов и критериев. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае. В отечественной и зарубежной практике известен ряд формализованных методов, расчеты с помощью которых могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики [12, с.225].

2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности лесопромышленного комплекса Республики Коми

2.1 Характеристика лесопромышленного комплекса

Лесопромышленный комплекс республики представлен организациями лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Республика Коми в 2007 году - один из ведущих лесопромышленных регионов России. Общая площадь лесов лесного фонда Республики Коми составляет 38,9 млн. га, из них покрытая лесом - 30 млн. га, или 3,5% всех лесов России и около 50% площади лесов Европейского Севера России.

Для лесоэксплуатации выделено более трех четвертей лесного фонда с запасами 3 млрд. куб. м древесины. Характерной особенностью лесов республики является высокий удельный вес спелых и перестойных лесов (72,3%). Запасы хвойных пород составляют 84% всех запасов лесных насаждений, мягколиственной древесины - 15,9%.

Заготовка древесины сосредоточена в бассейнах рек Вычегды, Сысолы и Мезени. Основные районы лесозаготовок на территории Республики Коми - Удорский, Койгородский, Усть-Куломский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский и Сысольский.

Укрупненный сортиментный состав спелых насаждений составляет: 38% - пиловочник и фанерный кряж, 52% - балансовая древесина, 10% - древесина для технологических нужд и топливные дрова. Объем сортиментной заготовки древесины (с использованием высокопроизводительных многооперационных комплексов машин) составляет по крупным и средним предприятиям 2,5 млн. куб. м, или свыше 60% от общего объема заготовки древесины.

Доля Республики Коми в производстве деловой древесины России составляет 5,5%.

Деревообрабатывающая промышленность республики представлена лесопильным производством (7,5% от объема промышленного производства комплекса), производством фанеры, плит древесноволокнистых, древесностружечных и средней плотности МДФ (21,3%), производством деревянных строительных конструкций, включая столярные изделия (0,3%) и деревянной тары (0,2%). Использование производственных мощностей основных деревообрабатывающих производств достигает 100%.

Удельный вес предприятий Республики Коми в общероссийском производстве фанеры составляет 11,7%, древесностружечных плит - 8,0%, древесноволокнистых плит - 7,0%, пиломатериалов - 3,7%.


© 2010 Рефераты