Рефераты

Управление финансами финансово-промышленных групп, холдингов и концернов

Управление финансами финансово-промышленных групп, холдингов и концернов

Содержание

Введение

1. Финансово-промышленные группы

2. Холдинговые структуры

3. Концерны

4.Функции финансов ФПГ, холдингов и концернов

5. Собственный капитал ФПГ, холдингов и концернов

6. Принципы организации финансов ФПГ, холдингов и концернов

7. Факторы, влияющие на организацию финансов ФПГ, холдингов и концернов

Заключение

Список литературы

Введение

Финансы ФПГ, холдингов и концернов, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном и создается совокупный общественный продукт и национальный доход.

Современные ФПГ, холдинги и концерны функционируют в постоянно меняющихся рыночных условиях хозяйствования, с жесткой конкуренцией. Основной целью их предпринимательской деятельности становится не столько максимальное извлечение прибыли, сколько сохранение и приумножение собственного капитала, обеспечение стабильности бизнеса.

В ходе их предпринимательской возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.

Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Финансовые отношения являются частью денежных отношений, возникают лишь при реальном движении денежных средств и сопровождаются формированием и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

1. Финансово-промышленные группы

Современные финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала их участников. Развитие финансово-промышленных групп становится перспективным путем формирования современного крупного производства.

Характерной чертой современного этапа развития финансово-промышленных групп является их многоотраслевая направленность, что позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Создание финансово-промышленных групп осуществляется несколькими способами:

*по инициативе участников, по решению государственных органов,

*по межправительственным соглашениям.

Наиболее распространенным является добровольное объединение капиталов отдельных участников и учреждение акционерного общества, представляющего собой вновь созданную организационную структуру со всеми экономико-правовыми полномочиями и соответствующей юридической и хозяйственной ответственностью. Вторым способом является добровольная передача участниками создаваемой финансово-промышленной группы пакетов своих акций в управление одному из участников группы, как правило, банку или финансово-кредитному институту. Третий способ состоит в приобретении одним из участников группы пакетов акций других предприятий и организаций.

ФПГ - крупные интегральные структуры разных видов, в которых финансовые институты играют не меньшую роль, чем производственные. Они организуются как по принципу горизонтальной - объединение многопрофильных производств (рис. 1), так и вертикальной интеграции - по технологическим цепочкам. Создание ФПГ подразумевает объединение «под одной крышей» трех структур: финансовой - банк, инвестиционная компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерские конторы, внешнеэкономические, информационно-рекламные подразделения; производственной - производственные предприятия; коммерческой - внешнеторговые компании, товарно-сырьевая биржа, страховая, транспортная и сервисные фирмы.

2. Холдинговые структуры

Корпоративные группы холдингового типа - объединения юридически самостоятельных компаний, в которых головная компания владеет, полностью или частично, капиталом остальных компаний. Их эволюция сопутствует развитию современной крупной капиталистической корпорации. Главную роль в этой эволюции сыграли не законодательство, а логика развития рынков и технологий.

Стандартный тип отношений на основе участия в акционерном капитале состоит в том, что дочерние предприятия сохраняют юридическое лицо и обладают оперативной самостоятельностью, а головное получает прибыль на вклад в их капиталы, но не отвечает по их обязательствам. Такая связь предполагает длительные вклады капиталов и приобретение права на чистый доход пропорционально вкладу. Владение 100% акций дочерней компании по внешним результатам может быть равносильно слиянию, с той только разницей, что акции ликвидны и могут быть проданы, и связь между предприятиями может быть в любой момент расторгнута.

Центральное управленческое звено такой группы - холдинговая компания - обладает контрольными инструментами - значительным пакетом акций и представительством в совете директоров, необходимыми для отслеживания управления капиталом компаний группы. Сама группа является управленческой иерархией. Задача «штаба» (холдинга) - концентрация финансовых, технических и кадровых ресурсов, определение новых рынков и уход со старых, конструктивно-технологическое обеспечение (НИОКР).

Известны два типа холдингов:

1. «Чистый», или финансовый холдинг, в котором головная компания только контролирует финансовые потоки группы дочерних компаний

2. «Производственный», так называемый квази-холданг, где головная компания ведёт производственную деятельность и одновременно, как центральное управленческое звено, координирует деятельность группы как многопрофильной системы.

Есть два пути формирования группы:

1) покупка акций существующих компаний и

2) превращение структурных подразделений корпорации в юридически самостоятельные компании.

Эти пути не альтернативны и часто существуют рядом и дают разнообразные сочетания - варианты холдинговых структур.

Первый вариант. Покупкой акций создаются объединения по горизонтали компаний, работающих на одном уровне. Такие объединения могут быть альтернативой слияния и способом устранения конкуренции или же первым шагом к полному слиянию, при котором на время снимается проблема взаимной «притирки» управленческого персонала, но можно координировать производство, и сбыт продукции. Другой способ такого объединения состоит в том, что группа из двух или больше компаний создает фирму-ядро, которая увеличивает свой капитал при помощи эмиссии акций на сумму, равную совокупному капиталу группы. Затем компании группы обменивают свои акции на акции фирмы - ядра, выкупая её эмиссию, и фирма - ядро становится «чистым» холдингом. Но без управленческой иерархии холдинг - лишь «простая федерация автономно работающих дочерних компаний.

Второй вариант организации холдинга - банковское учредительство. Крупные банки берут на себя объединение таких компаний, акции которых они не могут в ближайшее время пустить в обращение. Способом объединения может быть и недобровольное участие в капитале промышленных предприятий, например, покупка залоговых пакетов.

В банковском холдинге акции банка замещают акции компаний, непригодные для публичного размещения.

Третий, наиболее распространённый в настоящее время вариант - холдинговая группа с управленческой иерархией. Это интегрированный комплекс, участники которого связаны вертикальными технологическими цепочками либо по линиям диверсификации деятельности головной фирмы. Такая холдинговая группа может создаваться и развиваться сочетанием превращения структурных подразделений корпорации в юридически самостоятельные компании с покупкой пакетов акций существующих компаний. У иерархических структур могут быть большие преимущества перед чисто рыночным механизмом в координации деятельности и распределении ресурсов.

Холдинговая компания может действовать как центр координации хозяйственной деятельности всей группы, наподобие «видимой руки» администрации в крупных корпорациях. Более гибкие формы, чем единая фирма на административном контроле, требуются там, где отрасли переживают резкие изменения, где появляются новые технологии и новые рынки, либо силы конкуренции заставляют фирмы дифференцировать продукцию и открывать себе рыночные ниши. Холдинговая группа - выигрышная форма экономической организации для сложных производственно-сбытовых цепочек от добычи первичного сырья или разработки продукции, через промежуточные стадии производственного процесса и до конечных продаж.

Ещё одно преимущество холдинговой группы состоит в том, что она может реализовать экономию на масштабах с меньшими объёмами инвестиций путем включить поставщиков в состав своих групп. Следовательно, отпадала необходимость вкладывать средства в создание собственного агрегатного производства. После того, как акции участников группы обмениваются на единую акцию холдинга, компании группы уходят с открытого фондового рынка. Акция холдинговой компании - это субститут акций производственных компаний её группы. Это своего рода диверсифицированный портфель, который предлагается инвесторам на фондовом рынке. Собственникам холдинговой компании достаются дивиденды дочерних компаний за вычетом некоторой части, которую аккумулирует холдинговая компания.

Для предприятий, объединённых в холдинг, дирекция холдинга - единственный акционер с неограниченным господством. Но дочерние компании могут реализовать свои тенденции к росту и учредительству. Широко известны случаи, когда дочерние компании создают свои дочерние - «внучатные» по отношению к «ядру» холдинговой группы, и иерархическая структура группы становится многоярусной. Система субституции ценных бумаг в таких иерархиях уменьшает предпринимательский риск, равномернее его распределяя. Для контроля над большой пирамидой головной компании достаточно вложения средств в половину акций первого яруса этой пирамиды.

Холдинговые компании выступают посредниками на фондовых рынках для компаний, испытывающих потребность в крупномасштабном внешнем финансировании. Это публичные компании, которые нуждаются в фондовом рынке, достаточно масштабном. Холдинги выполняют функцию мобилизации капиталов потому и постольку, поскольку дисперсия их акций достаточно широка.

В экономической литературе нередко ставится знак равенства между многопрофильной, многообъектной корпорацией и холдингом. Действительно, координация на контрактной основе, действующая в корпоративной группе, трудноотличима от координации на административной основе в корпорации. Тем более что крупнейшие корпорации децентрализуют управление, предоставляя своим структурным подразделениям значительную автономию. Различия между корпорацией и группой наименее заметны в группах, где головная компания, «чистый» холдинг, владеет 100% акций всех дочерних компаний.

И корпорация и холдинг часто именуются «концерном», а дочерние компании - отделениями или филиалами. Но холдинговая группа признаётся менее жёсткой, чем единая корпорация. О холдинге можно говорить как об организации с рыхлой дивизиональной структурой, в которой контроль головного подразделения над отдельными оперативными частями лимитирован и зачастую не систематичен. Отделения пользуются значительной автономией при слабой административной структуре.

3. Концерн

Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний является концерн. Концерн -- «это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества»

Для концерна характерны следующие особенности:

-достаточно жесткая форма интеграции компаний (самая жесткая за исключением треста);

-концерн обычно является объединением производственного характера;

-входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;

-в рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика;

-головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;

-деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;

-в рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний.

В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают вертикальный и горизонтальный концерн. Вертикальный концерн -- концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальный концерн -- концерн, объединяюший компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.

Деятельность концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в Германии концерн Siemens -- электротехническую промышленность). Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.

С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов: концерн подчинения и концерн координации. Концерн подчинения -- это концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний. Концерн координации -- концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством.

Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации - в целях интеграции таких видов деятельности как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерн координации, включая порой слабо связанные технологически предприятия, по своей сути становится близок такой форме интеграции компаний как конгломерат.

Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны. Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными.

Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы. Например, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс.фирм.

4. Функции финансов ФПГ, холдингов и концернов

Финансам перечисленных организаций присущи те же функции, что и общегосударственным финансам, -- распределительная и контрольная. Обе функции тесно взаимосвязаны.

Посредством распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство и приращение капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов и резервов коммерческих организаций (предприятий) посредством распределения и перераспределения поступающих доходов. К ним относятся: уставный капитал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, собственный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд и др.

Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их учредителей, акционеров, работников, кредитных и страховых институтов.

При нарушении непрерывного кругооборота средств, росте затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о недостатках в организации производственного процесса, недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства. Анализ финансовых показателей позволяет оценить итоги хозяйственной деятельности, сложившуюся систему распределительных отношений в коммерческой организации (предприятии) и при необходимости применить меры финансового воздействия с целью обеспечения ее финансовой устойчивости.

Объективная основа контрольной функции -- стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление. Однако распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и получено после их реализации, невозможно. Размер получаемых хозяйствующим субъектом доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость.

Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют:

1) непосредственно хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения финансовых планов, обязательств перед поставщиками товарно-материальных ценностей, заказчиками и потребителями продукции, государством, банками и другими контрагентами;

2) акционеры и владельцы контрольного пакета акций путем контроля за эффективным вложениям денежных средств, получением прибыли и выплатой дивидендов;

3) Министерство РФ по налогам и сборам в лице налоговых органов, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

4) Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, контролирующий финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций, использующих бюджетные средства;

5) коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;

6) независимые аудиторские фирмы при проведении аудиторских проверок.

Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий свидетельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами. И. наоборот, отрицательный результат или его отсутствие говорят о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и возможности банкротства коммерческой организации (предприятия).

5. Собственный капитал ФПГ, холдингов и концернов

Собственный капитал предприятия представляет собой разницу между суммой активов и суммой внешних обязательств организации. Его величина может быть определена только расчетом на основе данных баланса. По своему составу он подразделяется на постоянный (уставный) и переменный.

Переменная часть собственного капитала во многом зависит от финансовых результатов деятельности предприятия. За счет него формируется резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль. Формирование резервного и добавочного капитала имеет разную экономическую природу. Резервный капитал формируется за счет чистой прибыли. Добавочный капитал формируется в результате переоценки отдельных статей внеоборотных активов, а также за счет эмиссионного дохода. Нераспределенная прибыль -- чистая прибыль (или ее часть), которая используется на накопление имущества предприятия либо направляется на пополнение оборотных средств и другие нужды.

Предприятие использует свой уставный капитал на формирование основного и оборотного капитала, которые находятся в процессе непрерывного движения, принимая различные формы в зависимости от стадии кругооборота. Деление капитала на основной и оборотный связано с характером его кругооборота и формой участия в создании готовой продукции.

Основной капитал. Часть активов организации (предприятия), вложенная в основные средства, незавершенные долгосрочные инвестиции, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, представляет собой основной капитал.

1. Основные средства -- это средства, вложенные в основные производственные фонды, т.е. материально-вещественные ценности, относящиеся к средствам труда и используемые в процессе производства в течение периода, превышающего 12 месяцев, или имеющие стоимость на дату приобретения свыше стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования.

Кругооборот основных средств включает:

* износ основных средств;

* начисление амортизации;

* накопление средств для полного восстановления;

* замену основных средств путем финансирования реальных (прямых) инвестиций.

2. Незавершенные долгосрочные инвестиции -- затраты на приобретение оборудования и вложенные в незавершенное строительство, которые еще не могут быть использованы в хозяйственной деятельности и на которые еще не начисляется амортизация.

3. Нематериальные активы -- активы, не имеющие физической, осязаемой формы, но имеющие стоимостную оценку. Их приобретение связано с долгосрочными вложениями, кругооборот которых аналогичен кругообороту основных средств. Это патенты, торговые марки, торговые знаки, объекты интеллектуальной собственности и др.

Основные способы приобретения нематериальных активов: 1) при осуществлении долгосрочных инвестиций; 2) на условиях обмена; 3) создание объектов нематериальных активов (как своими силами, так и привлечением стороннего исполнителя на долгосрочной основе); 4) безвозмездное получение нематериальных активов.

4. Долгосрочные финансовые вложения -- затраты на долевое участие в уставном капитале других организаций (предприятий), вложения в ценные бумаги разного вида на долгосрочной основе, стоимость имущества, переданного в аренду на праве финансового лизинга.

Основные способы поступления основных средств в коммерческие организации (предприятия):

v приобретение основных средств путем долгосрочных инвестиций;

v основных средств.

Нормы амортизации разрабатываются на длительный срок по отдельным классификационным группам и периодически пересматриваются с целью обеспечения соответствия начисленной амортизации общему уровню издержек, создания благоприятных условий ускорения научно-технического прогресса и своевременного обновления основных фондов.

Для экономически обоснованного определения величины амортизационных отчислений первостепенное значение имеет стоимостная оценка основных средств. Периодически возникает потребность в переоценке основных средств с целью определения их восстановительной стоимости и приведения в соответствие с реальными экономическими условиями. В условиях инфляции необходимость переоценки основных средств возникает значительно чаще.

2. Способ уменьшения остатка -- годовая сумма амортизационных отчислений определяется, исходя из остаточной стоимости основных средств на начало отчетного года и нормы амортизационных отчислений, исчисленной на основе срока полезного использования этого объекта. Таким образом, в первый год эксплуатации списывается относительно большая часть стоимости, далее темп списания постепенно замедляется, что обеспечивает снижение себестоимости продукции. Однако никогда не будет достигнута стопроцентная амортизация данного объекта по окончании установленного предприятием срока полезного использования.

3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования -- годовая сумма амортизационных отчислений определяется, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и соотношения числа лет, оставшихся до конца срока службы объекта, и суммы чисел лет срока службы объекта. Сумма чисел лет срока службы получается суммированием последовательного ряда чисел от единицы до числа, равного сроку службы объекта (например, для пятилетнего срока службы: 1 + 2 + 3 + 4 + 5).

Этот способ позволяет уже в начале эксплуатации списать большую часть стоимости основного средства. Этим он близок к установленному для малых предприятий льготному порядку списания 50% стоимости в первый год эксплуатации. Примерно к середине срока эксплуатации годовая норма амортизации для всех объектов выравнивается, а к концу службы линейно понижается до нуля.

4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции -- начисление амортизационных отчислений производится, исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ), произведенных за весь период использования объекта основных средств. ПБУ 6/97 определило право предприятий выбирать один из способов начисления амортизации и применять его по группе однородных объектов. Выбранные способы начисления амортизации и состав каждой группы входят в учетную политику организации (предприятия). Однако Положением о бухгалтерском учете основных средств не определен порядок формирования групп основных средств. Очевидно, организация при выборе способа начисления амортизации для однотипных объектов должно выбрать один и тот же способ. Все объекты группируются по способу начисления амортизации; и состав каждой группы, и способы начисления амортизации подробно излагаются в учетной политике предприятия.

Другим важным источником финансирования воспроизводства основных средств является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Направления ее использования, величина прибыли, направляемая на финансирование инвестиций, определяются организацией самостоятельно.

Доля прибыли в источниках финансирования незначительна из-за кризисного состояния реального сектора экономики и низкой рентабельности производства.

Привлеченные финансовые средства включают денежные средства, полученные от размещения акций, взносов членов трудовых коллективов, юридических и физических лиц.

К заемным средствам относятся долгосрочные ссуды коммерческих банков, приобретение основных средств на основе финансового лизинга и инвестиционный налоговый кредит. Однако удельный вес кредитов составил в 1998 г. лишь 3,4%. Коммерческие банки из-за инфляции, нестабильности политической ситуации в стране, высокой степени риска неохотно вкладывают деньги в инвестиционные проекты. Реальная возможность использовать заемные средства -- расширение практики финансового лизинга. В соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» он определяется как своеобразная форма кредитования. Привлекательность финансового лизинга как формы кредитования для коммерческих банков связана с меньшей степенью риска вложения средств в инвестиции за счет того, что 1) кредитные ресурсы направляются на приобретение активной части основных средств -- оборудования, действительная потребность в котором подтверждена и гарантируется его использование предприятием-лизингополучателем; 2) предприятие-лизингополучатель принимает решение заключать договор лишь в том случае, если для организации производства имеются все необходимые условия (производственные площади, рабочая сила, сырье и материалы), кроме оборудования.

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 определены меры по развитию финансового лизинга, в том числе по разработке нормативно-правовых актов реализации механизма лизинга, что способствует снижению рисков коммерческих банков и развитию сферы применения финансового лизинга.

Предприятия малого бизнеса имеют право использовать инвестиционный налоговый кредит на приобретение некоторых видов оборудования в соответствии с Законом РФ «Об инвестиционном налоговом кредите».

Средства иностранных инвесторов в основном используются путем создания на территории России предприятий с иностранными инвестициями. Однако объемы привлекаемых иностранных инвестиций невелики. Их сдерживают нестабильность политической и экономической ситуации, отсутствие соответствующих гарантий, высокий банковский процент.

Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации используются государством для решения стратегических социально-экономических задач, структурной перестройки экономики. Они могут быть использованы как на возвратной, так и на безвозвратной основе. Финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств, аккумулируемых в Бюджете развития, осуществляется в том случае, если объекты включены в утвержденный перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд.

Одна из форм простого воспроизводства основных средств -- капитальный ремонт, с помощью которого частично возмещается физический износ основных средств. Финансирование капитального ремонта осуществляется на основе плана капитального ремонта с отнесением затрат на себестоимость продукции. Однако выбор способа отнесения затрат на себестоимость продукции находится в полной компетенции предприятия и фиксируется в его учетной политике.

Существуют три варианта отнесения на себестоимость продукции затрат на ремонт:

* отнесение фактических затрат на проведение капитального ремонта непосредственно после его осуществления по элементам затрат;

* создание ремонтного фонда за счет себестоимости продукции (услуг) и его учет в составе затрат;

* отнесение фактических затрат на расходы будущих периодов с последующим их ежемесячным списанием на производственные затраты.

Оборотный капитал (оборотные средства). Это наиболее подвижная часть капитала предприятия, вложенная в его текущие активы. В бухгалтерском балансе оборотный капитал представляет собой превышение текущих активов организации над ее краткосрочными обязательствами. В практике оборотный капитал иногда называют оборотным фондом предприятия. Одна его часть авансирована в сферу производства и формирует оборотные производственные фонды, другая находится в сфере обращения и образует фонды обращения.

Оборотные производственные фонды по вещественному содержанию представляют собой предметы труда, а также орудия труда, учитываемые в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в течение производственного цикла.

Фонды обращения, хотя и не участвуют в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. К ним относятся: 1) готовая продукция на складе; 2) товары отгруженные; 3) денежные средства в кассе предприятия и на счетах в коммерческих банках; 4) дебиторская задолженность; 5) средства в расчетах. Характер и сфера их функционирования создают предпосылки для выделения их в самостоятельное понятие «фонды обращения».

Находясь в постоянном движении, оборотный капитал обеспечивает бесперебойный кругооборот средств. При этом происходит постоянная и закономерная смена авансированной стоимости: из денежной она превращается в товарную, затем в производственную и снова в товарную и денежную. Таким образом, возникает объективная необходимость авансирования средств с целью обеспечения непрерывного движения оборотных производственных фондов и фондов обращения для создания необходимых производственных запасов, задела незавершенного производства, готовой продукции и условий для ее реализации.

Первоначально, в момент создания предприятия, формирование оборотных средств происходит за счет уставного капитала. В процессе финансово-хозяйственной деятельности источниками пополнения оборотных средств являются: прибыль, остающаяся в распоряжении организации, постоянная минимальная кредиторская задолженность, банковский и коммерческий кредит.

Инфляционные процессы, высокий уровень процентных ставок за пользование краткосрочными ссудами усиливают роль собственных источников в формировании оборотных средств. Наибольшая доля кредитов выдается организациям, занятым торгово-посреднической деятельностью, почти вдвое меньше -- организациям и предприятиям, занятым промышленным производством.

Банковский кредит оформляется кредитным договором. Коммерческий кредит оформляется векселем. Он представляет собой кредит поставщика покупателю, когда оплата товарно-материальных ценностей производится покупателем позже, в оговоренные поставщиком сроки. Вексель -- это наиболее дешевый способ получения кредита и пополнения оборотных средств. В настоящее время вексель широко используется для залоговых операций, решения проблем снижения взаимных задолженностей и проведения расчетов. В перспективе вексель как средство платежа за товары и услуги все больше будет завоевывать рынок, как это происходит в развитых рыночных странах и происходило в России до 30-х годов.

Процент за пользование краткосрочным банковским и коммерческим кредитом включается заемщиком в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах учетной ставки Центрального банка, увеличенной на три пункта. В остальной части он уплачивается из чистой прибыли предприятия.

Формирование основного и оборотного капитала является объективной предпосылкой для начала предпринимательской деятельности. Результаты этой деятельности проявляются в форме готовой продукции (выполненных работ и оказанных услуг). В сфере обращения -- это товар, стоимость которого выявляется при продаже. В стоимости товара отражаются стоимость прошлого (овеществленного) труда и стоимость живого труда или вновь созданная стоимость. Вновь созданная стоимость включает заработную плату занятых в производстве продукции работников и чистый доход, который принимает форму прибыли. Обязательное условие для получения прибыли -- превышение выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) над затратами на производство и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг).

6. Принципы организации финансов ФПГ, холдингов и концернов

Финансовые отношения предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами.

1. Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.

2. Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа -- одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

3. Принцип материальной заинтересованности. Объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности -- извлечением прибыли.

4. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством.

5. Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно, на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Финансовые резервы могут формировать коммерческие организации всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. Для акционерных обществ формирование финансового резерва установлено законодательно.

На практике из-за низких финансовых возможностей не все предприятия образовывают финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости

Все принципы организации финансов предприятий находятся в постоянном развитии, и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.

7. Факторы, влияющие на организацию финансов ФПГ, холдингов и концернов

На организацию финансов ФПГ, холдингов и концернов оказывают влияние два фактора: 1) организационно-правовая форма хозяйствования; 2) отраслевые технико-экономические особенности.

Организационно-правовая форма хозяйствования определяется Гражданским кодексом РФ, в соответствии с которым юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, Оно вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическими лицами, могут быть организации: 1) преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности -- коммерческие организации; 2) не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие прибыль между участниками -- некоммерческие организации.

Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Финансовые отношения возникают уже на стадии формирования уставного (складочного) капитала хозяйствующего субъекта, который с экономической точки зрения представляет собой имущество хозяйствующего субъекта на дату его создания. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным с момента его регистрации.

Организационно-правовая форма хозяйствования определяет содержание финансовых отношений в процессе формирования уставного (складочного) капитала. Формирование имущества коммерческих организаций основано на принципах корпоративности. Имущество государственных, муниципальных предприятий формируется на базе государственных и муниципальных средств.

Участники полного товарищества создают уставный капитал за счет вкладов участников и по существу уставный капитал полного товарищества является складочным капиталом. К моменту регистрации полного товарищества его участники должны внести не менее половины своего вклада в складочный капитал. Остальная часть должна быть внесена участником в оговоренные в учредительском документе сроки. При невыполнении этого правила участник обязан уплатить товариществу 10% годовых с суммы невнесенной части вклада и возместить понесенные убытки (п. 2 ст. 73 ГК РФ). Участник полного товарищества имеет право с согласия остальных его участников передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому участнику товарищества или третьему лицу.

В учредительном договоре товарищества на вере оговариваются условия о величине и составе складочного капитала, а также размер и порядок изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале, состав, сроки внесения вкладов и ответственность за нарушение обязательств (п. 2 ст. 83 ГК РФ). Порядок формирования уставного капитала аналогичен порядку его формирования в полном товариществе. Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется только полными товарищами. Участники-вкладчики не принимают участия в предпринимательской деятельности и являются в сущности инвесторами.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью формируется также за счет вкладов его участников. Минимальный размер уставного капитала в соответствии с законодательством установлен в размере 100 минимальных размеров оплаты труда на день регистрации общества и должен быть оплачен на момент регистрации не менее чем наполовину. Оставшаяся часть должна быть оплачена в течение первого года деятельности общества. При нарушении данного порядка общество должно либо уменьшить свой уставный каптал и зарегистрировать это уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации (п. 3 ст. 90 ГК РФ). Участник общества вправе продать свою долю в уставном капитале одному или нескольким участникам общества либо третьему лицу, если это оговорено в уставе.

Аналогично формируется уставный капитал общества с дополнительной ответственностью (п. 1 ст. 95 ГК РФ).

Открытое и закрытое акционерные общества образуют уставный (акционерный) капитал исходя из номинальной стоимости акций общества. Минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества в соответствии с действующим законодательством установлен в размере 1000 минимальных окладов на день регистрации общества. Уставный капитал формируется путем размещения простых и привилегированных акций. Причем доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала не должна превышать 25%. Открытая подписка на акции открытого акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. Это ограничение направлено против создания фиктивных акционерных обществ. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей. По окончании второго и каждого последующего финансового года в случае, если стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала, акционерное общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставною капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального уставного капитала, общество подлежит ликвидации (ст. 99 ГК РФ). Открытое акционерное общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу на фондовом рынке. Акции закрытого акционерного общества распространяются только среди его учредителей. Уставный капитал закрытого акционерного общества не может быть менее 100 минимальных окладов, установленных на момент его регистрации.

В таких сферах предпринимательской деятельности, как производство, переработка и сбыт промышленной и сельскохозяйственной продукции, торговля, бытовое обслуживание и др., предпочтительной формой предпринимательской деятельности является производственный кооператив. Имущество произведет венного кооператива состоит из паевых взносов его членов в соответствии с уставом кооператива. Производственный кооператив может создавать неделимые фонды за счет определенной части имущества, если это оговорено в его уставе. К моменту регистрации кооператива каждый его член обязан внести не менее 10% своего паевого взноса, а оставшуюся часть -- в течение года с момента регистрации.

Принципиально иной порядок формирования унитарных предприятий (государственные и муниципальные предприятия). Они могут создаваться на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Первые создаются по решению уполномоченного государственного или муниципального органа, и соответственно имущество находится в государственной или муниципальной собственности. Управляет унитарным предприятием руководитель, назначенный собственником, либо его уполномоченный. Размер уставного фонда унитарного предприятия должен быть не менее величины, определенной в законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Уставный капитал должен быть полностью оплачен к моменту регистрации унитарного предприятия.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), создаются по решению Правительства РФ. Их имущество находится в государственной собственности. Предприятие вправе распоряжаться своим имуществом лишь с согласия собственника.

По-разному решается и вопрос распределения прибыли. Прибыль коммерческих организаций, остающаяся после ее распределения в общем, установленном порядке, распределяется между участниками на принципах корпоративности. Прибыль унитарных предприятий после уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей целиком остается в распоряжении предприятия и используется на производственное и социальное развитие.

Отраслевые технико-экономические особенности. На содержание финансовых отношений и организацию финансовой работы хозяйствующих субъектов существенно влияют их отраслевая принадлежность, технико-экономические особенности. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов.

Организации и учреждения транспорта осуществляют финансово-экономическую деятельность на принципе сочетания государственного регулирования и рыночных отношений. Готовой продукцией, подлежащей реализации, на транспорте является непосредственно транспортный процесс. Таким образом, производство и реализация продукции совпадают по времени, и кругооборот осуществляется в две стадии вместо трех. Затраты общественного труда, связанные с перевозкой продукции, увеличивают ее стоимость на величину транспортных издержек, которые, помимо дополнительной новой стоимости, содержат и прибавочный продукт. На транспорту велик удельный вес основных производственных фондов, воспроизводство которых требует значительных денежных средств. Особенности расчетов за транспортные услуги, воспроизводство основных средств определяют необходимость централизации части денежных средств на уровне МГТС с их последующим перераспределением, что и отражается в финансовом плане транспортного предприятия.

Организации сферы товарного обращения, являясь связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность. Спецификой торговли является сочетание операций производственного характера (сортировка, фасовка, упаковка, переработка и хранение сельскохозяйственных продуктов и т.д.) с операциями, связанными со сменой форм стоимости, т.е. непосредственно с реализацией продукции. В составе затрат торговых предприятий отсутствует стоимость закупаемых товаров. Торговая организация закупает уже произведенные товары, осуществляя затраты лишь на доведение их до потребителей. Имеются свои особенности в составе и структуре оборотных средств, значительная часть которых вложена в товарные запасы. Особенностью отраслевой структуры основных средств является сочетание собственных и арендованных основных фондов. Все эти особенности учитываются при формировании финансовых ресурсов и их использовании.

Финансы строительных организаций также имеют ряд существенных особенностей, обусловленных технико-экономическими особенностями строительного производства. Для строительного производства характерен длительный производственный цикл по сравнению с промышленностью, большой удельный вес незавершенного производства в составе оборотных средств. Потребность в оборотных средствах имеет большие колебания как по отдельным объектам, так и по технологическим циклам, что оказывает влияние на структуру источников финансирования оборотных средств. Осуществление строительства объектов в различных климатических и территориальных зонах определяет индивидуальную стоимость объектов и приводит к неравномерному поступлению выручки. Финансирование строительства осуществляется на основе сметной стоимости строительно-монтажных работ. Особенности ценообразования в строительстве определяют нормативный порядок планирования прибыли.

Заключение

Управление финансами ФПГ, холдингов и концернов -- это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, в результате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, происходит их распределение и использование.

Финансовая работа предприятия в современных условиях приобретает качественно новое содержание, что связано с развитием рыночных отношений. В условиях рыночной экономики важнейшими задачами финансовых служб является не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, своими работниками, но и организация финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой систему оптимального управления денежными потоками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью достижения поставленной цели и максимизации прибыли. Объектом управления в финансовом менеджменте является денежный оборот хозяйствующего субъекта. Он предполагает разработку рациональной финансовой стратегии и тактики предприятия на основе анализа финансовой отчетности, прогнозных оценок денежных потоков (поступлений и выплат), их зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия.

Это меняет прежние представления о структуре финансовой службы и ее месте в системе управления предприятием. Конкретная структура финансовой службы зависит от организационно-правовой формы хозяйствования, размеров предприятия, объема производства, величины денежного оборота.

Финансовая служба осуществляет следующие функции:

* участие в разработке и исполнении бизнес-плана;

* управление денежными потоками, возникающими в результате текущей (основной), инвестиционной и финансовой деятельности;

* разработку финансовой программы развития;

* определение кредитной политики;

* разработку валютной политики;

* финансовое планирование;

* расчеты с поставщиками, покупателями, коммерческими банками, бюджетом и другими контрагентами;

* обеспечение страхования от финансовых и других рисков;

* анализ финансово-хозяйственной деятельности;

* контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств.

В зависимости от размеров предприятия, его отраслевой принадлежности, поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться и расширяться.

Предприятия производственной сферы, являясь главной финансовой базой формирования бюджетных доходов, всегда находились в центре исследований российских ученых-финансистов.

Заключение

Управление финансами ФПГ, холдингов и концернов -- это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, в результате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, происходит их распределение и использование.

Финансовая работа предприятия в современных условиях приобретает качественно новое содержание, что связано с развитием рыночных отношений. В условиях рыночной экономики важнейшими задачами финансовых служб является не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, своими работниками, но и организация финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой систему оптимального управления денежными потоками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью достижения поставленной цели и максимизации прибыли. Объектом управления в финансовом менеджменте является денежный оборот хозяйствующего субъекта. Он предполагает разработку рациональной финансовой стратегии и тактики предприятия на основе анализа финансовой отчетности, прогнозных оценок денежных потоков (поступлений и выплат), их зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия.

Это меняет прежние представления о структуре финансовой службы и ее месте в системе управления предприятием. Конкретная структура финансовой службы зависит от организационно-правовой формы хозяйствования, размеров предприятия, объема производства, величины денежного оборота.

Финансовая служба осуществляет следующие функции:

* участие в разработке и исполнении бизнес-плана;

* управление денежными потоками, возникающими в результате текущей (основной), инвестиционной и финансовой деятельности;

* разработку финансовой программы развития;

* определение кредитной политики;

* разработку валютной политики;

* финансовое планирование;

* расчеты с поставщиками, покупателями, коммерческими банками, бюджетом и другими контрагентами;

* обеспечение страхования от финансовых и других рисков;

* анализ финансово-хозяйственной деятельности;

* контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств.

В зависимости от размеров предприятия, его отраслевой принадлежности, поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться и расширяться.

Предприятия производственной сферы, являясь главной финансовой базой формирования бюджетных доходов, всегда находились в центре исследований российских ученых-финансистов.

Список литературы

1. Ван Хорн Дж. К. «Основы управления финансами»: Пер. С англ./Гл. ред. серии Я. Ф. Соколов7 - М.: Финансы и статистика, 2003. - 800 с.

2. Ионова А. Ф., Селезнева Н. Н. Финансовый анализ : учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 - 624 с.

3. Карпов А.Е. "Финансовая структура компании". М., 2006.

4. Ковалева А.М. и др. Финансы фирмы.--М.: ИНФРА-М, 2002

5. Финансовый анализ предприятия: Учебное пособие /

Г.Н. Лиференко.-- М: Издательство «Экзамен», 2005. -- 160 с.

6. «Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА - М, 2003.


© 2010 Рефераты