Учет расчетов по единому социальному налогу на примере ООО "Никольское"
Учет расчетов по единому социальному налогу на примере ООО "Никольское"
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы учета расчетов по единому социальному налогу
1.1 Общие положения учета расчетов по единому социальному налогу
1.2 Налогоплательщики ЕСН
1.3 Перечень объектов, не облагающихся единым социальным налогом
Глава 2. Учет расчетов по единому социальному налогу на примере ООО «Никольское»
2.1 Организационная характеристика ООО «Никольское»
2.2 Учет расчетов по единому социальному налогу
2.3 Возможности улучшения учета и отчетности по ЕСН
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что поскольку в результате постоянного изменения порядка исчисления налогов бухгалтерами допускаются ошибки, которые могут дорого обходиться предприятию вследствие финансовых санкций со стороны налоговых органов. При этом единый социальный налог является одним из самых обременительных. Поэтому для бухгалтерии любого предприятия важно овладеть всеми приемами безошибочной учетной работы по этому налогу и использовать предоставляемые законом возможности для уменьшения его суммы.
Цель данной работы - изучение учета расчетов по ЕСН, в обосновании предложений на примере предприятия по совершенствованию учетного процесса по этому налогу, в том числе по сокращению налоговых обязательств по ЕСН на законных основаниях.
Для достижения указанной цели при подготовке работы были решены следующие основные задачи:
- рассмотреть теоретические основы учета расчетов по ЕСН;
- провести учет расчетов по единому социальному налогу на предприятии;
- выявить возможности улучшения учета и отчетности по ЕСН .
Объектом данной работы является Общество с ограниченной ответственностью «Никольское» Данковского района Липецкой области.
Предмет данной работы учет расчетов по ЕСН на примере ООО «Никольское».
При выполнении работы были использованы методы финансового анализа, экономического анализа хозяйственной деятельности.
Источниками информации для выполняемой работы явились законодательно-правовые акты по бухгалтерскому и налоговому учету и аудиту, Гражданский и Трудовой кодексы РФ, научная и специальная литература. Изучались также бухгалтерские отчеты, другие бухгалтерские и налоговые документы ООО «Никольское» за 2006-2008 годы.
Глава 1. Теоретические основы учета расчетов по единому социальному налогу
1.1Общие положения учета расчетов по единому социальному налогу
Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда - Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС России) и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Необходимо отметить, что замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать как в указанные выше фонды, так и частично в федеральный бюджет. Основное назначение этого налога осталось прежним - обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.[2, с. 187]
В связи с этим возникает неизбежный вопрос о необходимости и экономической целесообразности преобразования в единый налог производимых предприятиями, учреждениями и организациями отчислений в социальные фонды. Каковы причины, вызвавшие необходимость введения единого социального налога?
До введения единого социального налога был не совсем ясен статус отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Формально не являясь налогами, поскольку не входили в налоговую систему России, установленную Федеральным законом от 27.12.1991 № 2118_1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, они по своему экономическому содержанию для налогоплательщиков были все-таки одной из форм налогов. При этом, учитывая высокие ставки этих взносов, они были одним из определяющих моментов сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной платы и существования тем самым скрытых форм оплаты труда. Введение единого социального налога, взимаемого по регрессивной шкале, призвано стать серьезным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников и, в конечном счете - расширить базу обложения налогом на доходы физических лиц. [13, с. 208]
Контроль за своевременностью и полнотой уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями отчислений во внебюджетные фонды являлся функцией не налоговых органов, а созданных специально для этого органов государственных внебюджетных фондов. Это, с одной стороны, создавало определенные трудности для организаций и индивидуальных предпринимателей, поскольку они подвергались проверкам со стороны сразу нескольких контролирующих органов. Вместе с тем эффективность контроля за поступлением этих отчислений была достаточно низка. Это связано с тем, что органы государственных внебюджетных фондов, не имея в достаточной степени предоставленных налоговым органам прав, не сумели в полном объеме обеспечить постановку на учет юридических и физических лиц, являющихся по закону плательщиками отчислений в фонды. Достаточно сказать, что количество стоящих на учете плательщиков взносов было примерно на четверть ниже, чем число зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков. С введением единого социального налога контроль за его исчислением и уплатой полностью перешел к налоговым органам. [23, с. 76]
До введения единого социального налога плательщик страховых взносов обязан был представлять отдельные формы отчетов в каждый фонд, производить уплату страховых взносов в сроки, установленные соответствующим фондом.
Наличие у каждого фонда отдельных специфических полномочий, в частности по срокам и порядку предоставления отсрочек по просроченным платежам, ставило организации в различные условия, вследствие чего нарушались принципы однородности и справедливости налогообложения. [25, с. 111]
Кроме того, большинство нормативных актов в виде положений и инструкций, регламентирующих уплату соответствующих взносов, было принято в период 1991-1996 гг., и они в полной мере не отвечали требованиям времени. Неопределенность законодательной базы, огромное количество нормативных документов, зачастую противоречащих друг другу, вели к тому, что малейшая ошибка бухгалтера могла привести организацию к значительным финансовым потерям из-за штрафных санкций.
Многочисленные проблемы возникали также при установлении базы обложения, которая при ее относительной обобщенности в виде расходов работодателей на оплату труда наемных работников имела существенные различия по каждому из фондов. В связи с этим принципиальное значение имеет установление для всех налогоплательщиков-работодателей единого порядка исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что, несомненно, облегчает расчеты налога не только чисто технически, но и с позиций предотвращения ошибок.
Единый социальный налог является одним из наиболее значимых как для формирования доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков. Достаточно сказать, что платежи по нему хоть и незначительно, но превышают поступления самого крупного налогового источника доходов консолидированного бюджета страны - НДС. [22, с. 139]
1.2 Налогоплательщики ЕСН
Определение плательщиков единого социального налога имеет особо важное значение, поскольку в отличие от большинства других видов налогов, входящих в российскую налоговую систему, ставки уплаты этого налога в значительной мере зависят от категорий налогоплательщиков.
В первую очередь плательщиками этого налога являются работодатели, которые производят выплаты наемным работникам. В их число входят организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не признанные индивидуальными предпринимателями, но производящие выплаты другим физическим лицам. В дальнейшем эту группу будем именовать как налогоплательщики-работодатели. [18, с. 129]
Ко второй категории относятся индивидуальные предприниматели, а также адвокаты. Члены крестьянского или фермерского хозяйства также приравниваются к индивидуальным предпринимателям. В отличие от первой группы входящие во вторую группу налогоплательщики выступают таковыми как индивидуальные получатели доходов от предпринимательской или другой профессиональной деятельности. В дальнейшем их будем именовать как налогоплательщики-предприниматели.
На практике нередки случаи, когда один и тот же предприниматель одновременно может относиться к двум этим категориям налогоплательщиков. В этом случае он является отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию. [20, с. 231]
Объект налогообложения для исчисления единого социального налога зависит от того, к какой группе принадлежат налогоплательщики.
Для налогоплательщиков-работодателей (за исключением физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями) объектом налогообложения определены выплаты и другие вознаграждения, начисляемые указанными налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Объектом налогообложения для работодателей - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, установлены выплаты и другие вознаграждения, выплачиваемые этими налогоплательщиками в пользу других физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. [11, с. 213]
Вместе с тем законодательство не относит к объекту налогообложения для всех налогоплательщиков-работодателей выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества.
Объектом налогообложения для налогоплательщиков-предпринимателей являются доходы от предпринимательской или же иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для налогоплательщиков - членов крестьянского или фермерского хозяйства из доходов исключаются фактически произведенные расходы, связанные с развитием указанных хозяйств. [7, с. 12]
Кроме того, в двух случаях не признаны объектом обложения и не облагаются единым социальным налогом выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся), выплачиваемые налогоплательщиками-работодателями.
В первом случае это относится к налогоплательщикам-организациям. Указанные выплаты у них не будут объектом обложения, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
Во втором случае данное положение относится к налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, не признанным индивидуальными предпринимателями. У них такие выплаты не являются объектом налогообложения при условии, что они не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. [9, с. 208]
Исходя из установленного законодательством объекта обложения соответственно определяется и налоговая база. Для налогоплательщиков-работодателей, кроме физических лиц, она определяется как сумма доходов, являющихся объектом обложения, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При этом следует подчеркнуть, что по данному налогу налоговый период определен в один календарный год.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, начисленные работодателями работникам вне зависимости от формы, в которой они осуществляются, за исключением не подлежащих обложению доходов, перечень которых будет рассмотрен отдельно.
В частности, при определении налоговой базы в обязательном порядке должны быть учтены полная или частичная оплата товаров, работ и услуг, имущественных или иных прав, предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата ряда страховых взносов по договорам добровольного страхования. [14, с. 29]
Налоговая база налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, но производящих выплаты другим физическим лицам, определяется как сумма выплат и вознаграждений, выплачиваемых за налоговый период в пользу физических лиц и являющихся объектом обложения.
Налогоплательщики-работодатели обязаны согласно положениям Налогового кодекса самостоятельно определить налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу, которому произведены выплаты, и другие вознаграждения с начала налогового периода по истечении каждого месяца, нарастающим итогом.
Налоговая база налогоплательщиков-предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской или же другой профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложе-ния этой группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль. [16, с. 31]
При расчете налоговой базы всех плательщиков единого социального налога выплаты и другие вознаграждения в натуральной форме в виде товаров, работ или услуг должны учитываться как стоимость этих товаров, работ и услуг на день их выплаты. Исчисление стоимости осуществляется исходя из их рыночных цен или тарифов, а при государственном регулировании цен или тарифов - исходя из государственных регулируемых розничных цен.
При этом в стоимость товаров, работ и услуг должна быть включена соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров - и соответствующая сумма акцизов. [17, с. 108]
1.3 Перечень объектов, не облагающихся единым социальным налогом
Одновременно с этим Налоговый кодекс РФ определил широкий перечень доходов, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом и соответственно не подлежат налогообложению.
В частности, не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с российским законодательством, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по безработице, беременности и родам. [24, с. 1]
Не включается в налоговую базу большинство установленных федеральным законодательством, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат. В первую очередь это выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения оплатой стоимости этих услуг или выдачей полагающегося натурального довольствия, а также выплатой денежных средств взамен этого довольствия. К указанным компенсационным выплатам относится также оплата стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях. [4, с. 310]
Не являются объектом обложения и компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск, их трудоустройством в связи
с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации.
Не подлежат включению в налоговую базу и компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе переездом на работу в другую местность, возмещением командировочных и иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников. [8, с. 31]
При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за получение и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за получение виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с федеральным законодательством. [10, с. 5]
Все эти выплаты не включаются в налоговую базу в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не включаются в налоговую базу суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиками в следующих случаях.
Материальная помощь физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на российской территории
Не подпадает под обложение вне зависимости от того, кто принял решение об оказании такой помощи. [21, с. 1]
Не подлежит обложению единовременная материальная помощь, оказанная налогоплательщиком членам семьи умершего работника или наемным работникам в связи со смертью членов семьи.
Суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финанси-руемыми за счет средств бюджетов, не включаются в налоговую базу, если они не превышают в налоговом периоде 3 тыс. руб. на одно физическое лицо.
Не являются объектом обложения и не включаются в связи с этим в налоговую базу доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также ее переработки.
Освобождение применяется в течение 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства, и только в отношении доходов тех членов этого хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой, в отличие от членов другого подобного хозяйства. [1, с. 324]
Не подлежат налогообложению суммы страховых платежей или взносов по обязательному страхованию работников, осуществляемому в установленном федеральным законодательством порядке.
Не облагаются единым социальным налогом и суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников при условии заключения такого договора на срок не менее одного года, а также при условии, что оплату медицинских расходов этих застрахованных лиц будут осуществлять страховщики. Не облагаются налогом также и суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключенным исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС России) не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Одновременно с тем, что значительные суммы, выплачиваемые работодателями своим работникам, не включаются в налоговую базу, российское налоговое законодательство установило также отдельные налоговые льготы по единому социальному налогу.
Одной из важнейших льгот является стимулирование использования труда инвалидов. В связи с этим от уплаты налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат, не превышающих 100 тыс. руб. в течение календарного года, начисленных каждому физическому лицу, являющемуся инвалидом I, II и III групп.
В этих же целях освобождаются от налогообложения суммы вознаграждений и выплат, не превышающие 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо, следующих категорий налогоплательщиков-работодателей:
- общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, и их региональных и местных отделений;
- организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
- учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
Вместе с тем указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также ряда других товаров в соответствии с перечнем, который утверждается Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.
Кроме перечисленных льгот законодательство установило льготу для налогоплательщиков-предпринимателей, являющихся инвалидами I, II и III групп, в части освобождения от налогообложения их доходов от предпринимательской и другой профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб. в течение налогового периода. [6, с. 59]
В случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на российской территории деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств российских фондов - ПФР, ФСС России, фондов обязательного медицинского страхования, они освобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в соответствующие фонды.
Ставки единого социального налога, учитывая целевой характер использования, предусматривают их распределение по соответствующим социальным фондам.
Глава 2. Учет расчетов по единому социальному налогу на примере ООО «Никольское»
2.1 Организационная характеристика ООО «Никольское»
Оценка и анализ организационно-правовой формы обследованного предприятия осуществлялись путем изучения его устава и некоторых других учредительных документов. Далее приводятся основные положения, извлеченные из устава ООО «Никольское». Это предприятие представляет собой общество с ограниченной ответственностью.
Согласно одной из первых статей устава предприятия, Общество создается и функционирует на основе следующих принципов: добровольности вступления в состав учредителей; взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для учредителей, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности; распределения прибыли и убытков общества между его учредителями с учетом их доли в уставном капитале.
Высшим органом управления Обществом признано общее собрание его участников (учредителей). К исключительной компетенции общего собрания учредителей Общества относятся рассмотрение и принятие решений по следующим вопросам:
1) утверждение устава, внесение изменений и дополнений к нему;
2) выборы генерального директора и членов наблюдательного совета кооператива, заслушивание отчетов об их деятельности и прекращение их полномочий;
3) утверждение программ развития общества, годового отчета и бухгалтерского баланса;
4) порядок распределения прибыли (доходов) и убытков между учредителями и др.
Исполнительным органом общества является его директор. Он осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия и представляет его в хозяйственных и иных отношениях. Директор подотчетен наблюдательному совету и общему собранию учредителей. Директор избирается общим собранием учредителей на срок не более двух финансовых лет.
Директор предприятия нанимает работников, организует их работу в соответствии с решениями учредителей. Компетенция дирекции устанавливается уставом общества и решениями учредителей.
Размеры оплаты труда директора и других менеджеров устанавливаются общим собранием учредителей в зависимости от объема производственной и иной хозяйственной деятельности, а также от объема выполняемой работы. Менеджеры могут быть в любое время отстранены от исполнения своих обязанностей по решению учредителей.
Дирекция должна действовать в интересах учредителей добросовестно и разумно. Они должны принимать меры по охране конфиденциальности информации, составляющей служебную и (или) коммерческую тайну, которая стала им известна в связи с осуществлением их полномочий.
Убытки, причиненные обществу вследствие недобросовестного исполнения своих обязанностей менеджментом предприятия, подлежат возмещению на основании судебного решения. При этом причинители вреда несут солидарную ответственность.
Наблюдательный совет общества состоит из трех человек, избираемых общим собранием учредителей. Членам наблюдательного совета общества не разрешается получать вознаграждение по результатам деятельности предприятия. Расходы, понесенные ими при выполнении своих полномочий, возмещаются на основании решения общего собрания учредителей.
Полномочия членов наблюдательного совета общества могут быть прекращены по решению общего собрания учредителей до истечения срока. Для принятия такого решения требуется не менее чем две трети голосов от числа учредителей.
Согласно уставу ООО «Никольское» формирует собственные средства за счет взносов учредителей в уставный капитал, доходов от собственной деятельности, а также за счет доходов от размещения своих средств в банках, от ценных бумаг и других источников.
Предприятие использует имущество, переданного ему в качестве уставного капитала учредителями, а также имуществом, произведенным и приобретенным в процессе деятельности.
Для осуществления своей деятельности общество формирует фонды, составляющие его имущество (активы). Виды и размеры активов, порядок их формирования и использования устанавливаются учредителями в соответствии с уставом общества.
Основными видами деятельности ООО «Никольское» являются производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, оказание транспортных и других услуг.
В бухгалтерском деле анализ производственно-коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта принято завершать оценкой его финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности. Для этого используют информацию, содержащуюся в бухгалтерских балансах предприятия - формах № 1 и № 2. При этом применяют несложные способы расчета соответствующих финансовых коэффициентов - собственности (автономии), мобильности (маневренности) собственного капитала, первоклассных ликвидных средств, легкореализуемых активов, среднереазлизуемых активов, труднореализуемых активов, абсолютной ликвидности, текущей ликвидности и другие. [3, с. 4]
Оценка финансового состояния получается противоречивой. С одной стороны, есть показатели, которые свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия. Это такие показатели, как коэффициент автономии, равный 0,6…0,7 (при достаточности его значения на уровне 0,5…0,7), коэффициент текущей ликвидности, равный 2,57-3,36 (было вы достаточным иметь этот коэффициент на уровне 2). Значения этих коэффициентов говорят о том, что ООО «Никольское» имеет достаточно собственных средств для того, чтобы при необходимости полностью рассчитаться по своим финансовым обязательствам. Однако первоклассных ликвидных средств (т.е. денег или краткосрочных финансовых вложений) у предприятия очень мало. Значительная часть его активов - это средне- и труднореализуемые активы. Быстро продать их нельзя, не теряя части их стоимости.
Тем не менее, коэффициент текущей ликвидности, равный 1,54-2,2, и коэффициент автономии, равный 0,59-0,71, позволяют оценить финансовое состояние и платежеспособность предприятия в 2006 - 2008 гг. как устойчивое. Чтобы оно повысилось, необходимо часть среднереазлизуемых активов перевести в первоклассные ликвидные средства. При расчете коэффициентов использовали форму № 1 "Бухгалтерский баланс" за 2006 - 2008 гг. [5, с. 100]
Как выяснилось из изучения аналитических документов ООО «Никольское», подобных расчетов здесь пока не выполняют. Возможно, именно это в первую очередь оказывает негативное влияние на рассмотренные коэффициенты. Если их не рассчитывать, то невозможно определить, где же находится предприятие, насколько устойчиво его финансовое состояние.
2.2 Учет расчетов по единому социальному налогу
На ООО «Никольское» в основном соблюдают требования к организации учетных операций, связанных с расчетами по социальному страхованию работников хозяйства.
В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, введенным в действие в обследованном предприятии с 01.01.2002 г., для отражения в бухгалтерском учете единого социального налога предусмотрен счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" с открытием субсчетов по соответствующим фондам. Субсчет 1 счета 69 отвели для учета расчетов по социальному страхованию. Субсчет 2 отвели для учета расчетов по пенсионному обеспечению. Субсчет 3 отвели для учета расчетов по медицинскому страхованию.
Бухгалтер, отвечающий за учет начисления оплаты труда и удержаний из нее, одновременно отвечает за начисление единого социального налога в разрезе указанных выше субсчетов. При этом главный бухгалтер подготовила для данного работника памятку с корреспонденцией счетов, которую следует применять в конкретных случаях для отражения в журнале-ордере № 10 соответствующих операций..
С помощью корреспонденции счетов Д-т 69-1 К-т 50 на сумму 74 тыс. руб. (первая строка) были отражены операции по доплате работниками местному отделению фонда социального страхования стоимости санаторно-курортных путевок, полученных от ФСС при частичной (неполной) их оплате за счет фонда.
С помощью корреспонденции счетов Д-т 69 К-т 51 на сумму 3001 тыс. руб. были отражены суммы перечислений безналичных денежных средств, осуществленных предприятием за весь год по ЕСН в разрезе его отдельных направлений:
а) федеральному бюджету;
б) фонду социального страхования;
в) федеральному и территориальному фондам обязательного медицинского страхования;
г) фонду страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
д) Пенсионному фонду России по страховой и накопительной части трудовой пенсии.
С помощью корреспонденции счетов Д-т 69-1 К-т 70 на сумму 276 тыс.руб. отражены начисления пособий работникам предприятия по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС, а с помощью корреспонденции счетов Д-т 69-1 К-т 73 на сумму 41 тыс.руб. - суммы новогодних подарков детям работников предприятия также за счет средств ФСС.
На этом выявленные операции по дебету субсчетов и в целом счета 69 в бухгалтерских документах предприятия были исчерпаны. Остальные операции были по кредиту счета 69 (или его субсчетов).
Так, с помощью корреспонденции Д-т 08 К-т 69 на сумму 346 тыс.руб. была отражена начисленная сумма ЕСН на оплату труда работников, занятых в строительно-монтажных работах хозяйственным способом. С помощью проводки Д-т 10 ( 41) К-т 69 была отражена сумма 208 тыс.руб., представлявшая сумму ЕСН, начисленную на оплату труда работников, занимавшихся приобретением различных ТМЦ. Наибольшая сумма ЕСН была связана с ее начислением на оплату труда работников основного производства (счет 20, различных обслуживающих подразделений хозяйства - счет 23, вспомогательных служб, подразделений по торговле - счет 44, а также в управлении производством на среднем и верхнем уровнях - счета 25 и 26). В остальных случаях кредит счета 69 "Расчеты по ЕСН" корреспондировал с дебетом счетов 73, 91, отражавших различные направления оплаты труда, требовавшие осуществить расчеты единого социального налога.
Как оказалось, бухгалтерия предприятия не всегда справлялась с задачами по исчислению налоговой базы и самого ЕСН. Возникшие ошибки, выявленные сотрудниками местного налогового органа в ходе выездной налоговой проверки, проведенной в одно время с проверкой правильности исчисления привели предприятие к уплате штрафных санкций, которые составили округленно 66 тыс.руб. и были отражены в журнале-ордере № 06 и в Главной книге с помощью бухгалтерской записи Д-т 99 К-т 69 на указанную сумму.
Для исчисления сумм ЕСН бухгалтеру, ведущему учет оплаты труда, главным бухгалтером передана таблица ставок данного налога. При этом были учтены возраст работников и их пол. Возраст и пол работников требовалось учитывать в связи с тем, что ставки начисления взносов в страховую и накопительную часть трудовой пенсии в рассмотренный период различались в зависимости от их значений.
Данные о ставках ЕСН взяты из очередных законов, принятых Государственной Думой и утвержденных Советом Федерации РФ и Президентом РФ. Ставки взносов в ПФР взяты из федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Постепенно, по мере приближения к более молодому возрасту работников, взносы в ПФР разделяются на страховую и накопительную часть трудовой пенсии. Что же касается базовой части трудовой пенсии, то она целиком финансируется за счет средств федерального бюджета в части ЕСН. Ведь до 2006 г. 20,6 % налоговой базы по ЕСН сначала начислялись в федеральный бюджет. А затем половина этой суммы вычиталась и направлялась в ПФР. Следует отметить, что данный механизм оказался не очень понятным работникам бухгалтерии. Он требовал дополнительных разъяснений, что и было сделано главным бухгалтером.
Указанные операции учитывались в журнале-ордере № 10-АПК. Здесь по счету 69 систематизировались суммы оборотов по всем корреспондирующим счетам. По кредиту счета записывали начисленные в пользу соответствующих страховых органов суммы по объектам учета затрат, на которые были отнесены расходы на социальное страхование работников. Ежемесячно кредитовый оборот в целом и по корреспондирующим с ним дебетовым счетам переносили в Главную книгу.
Аналитический учет по субъектам расчетов с ФСС вели в ведомости № 55-АПК. Записи в ней выполняли на основании первичных документов о начислении пособий работникам и других выплат (санаторно-курортное лечение, обслуживание детей). Пособия подразделяли на следующие группы: по временной нетрудоспособности, по уходу за больными, по беременности и родам, по уходу за ребенком, на погребение.
Аналитический учет по расчетам с ПФР вели в аналогичной ведомости, но под другим номером.
Далее приведены сведения о начисленных по данному работнику авансовых платежах в федеральный бюджет, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, в фонд социального страхования. Отдельно показано начисление авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (с учетом пола и возраста работника).
Ведение индивидуальных налоговых карточек служит аналитической информацией для оформления расчетов по авансовым платежам ЕСН в виде налоговой декларации.
Затем в декларации отражают суммы начисленных авансовых платежей. Их начисляют путем умножения налоговой базы (без льгот) на ставки платежей, указанные выше. Отдельно отражаются авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Эти платежи представляют собой вычеты из сумм авансовых платежей, начисленных в федеральный бюджет.
Заключают расчеты по ЕСН суммы его перечислений в фонд социального страхования за вычетом тех сумм, которые предприятие самостоятельно израсходовало по целевому назначению за счет данного фонда в пользу своих работников (выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, оплата санаторных путевок и т.п. расходы за счет ФСС).
Декларация по расчетам предприятия с фондом социального страхования содержит часть сведений, многие из которых уже содержались в расчетах по ЕСН. Однако здесь их приходится повторять, так как исполнительный орган ФСС - обособленная организация. Ей требуется собственная отчетность. Декларация же по ЕСН направляется в налоговую инспекцию. Однако часть сведений в отчетности, представляемой в ФСС, в первой декларации отсутствует. Сюда относятся такие расходы, как выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, социальные пособия на погребение, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности и др.
Для правильного заполнения деклараций по всем этим показателям требуется большая трудоемкая работа. Она могла бы быть облегчена при переводе данного участка учетной деятельности на компьютерные технологии. Пока в ООО «Никольское» применяют ручные методы учета.
2.3 Возможности улучшения учета и отчетностипо ЕСН
Несмотря на то, что бухгалтерия ООО «Никольское» укомплектована опытными работниками, стремящимися неукоснительно соблюдать требования налогового законодательства как по ЕСН, так и по другим налоговым обязательствам, даже простое сопоставление оборотов и сальдо по счетам учета расчетов по ЕСН свидетельствует об отсутствии необходимой взаимоувязки между счетами.
Так, кредитовое сальдо (задолженность предприятия) по ЕСН, отраженное в строке 625 бухгалтерского баланса (форма № 1), должно полностью совпадать с соответствующими показателями, помещенными в таблицу расшифровок расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
Сумма начисленного за год ЕСН (расшифровка к форме № 2) должна совпадать с аналогичными показателями, помещенными в таблице "Расходы по обычным видам деятельности" приложения 5 к балансу (строка 770, графа 3).
Фактически совпадения перечисленных аналогичных показателей наблюдаются весьма редко.
Ни разу при отражении сальдо по кредиту и дебету счета 69 в разных отчетных документах совпадений не наблюдалось. Это свидетельствует о недостатках в учете и отчетности по ЕСН в обследованном предприятии.
Общая величина неувязок составила в 2006 г. 1672 тыс.руб. А кроме того, хозяйство не использовало льготу, которую могло иметь при переходе на ЕСХН.
Приведенные неувязки одних и тех же показателей, помещенных в отчетности, свидетельствуют о том, что бухгалтерия предприятия недостаточно ясно представляет порядок учета и расчетов по ЕСН. Такое суждение было непосредственно подтверждено из опросов работников бухгалтерии по отдельным элементам налогообложения единым социальным налогом. Порядок расчета ЕСН, особенно после его изменений, введенных в 2002 г. и в последующие годы, вызывает у главного бухгалтера и его подчиненных много вопросов. Некоторые из таких вопросов, заданных бухгалтерам предприятия в ходе бесед с ними.
Затруднения работников бухгалтерии с обоснованием правильного ответа на перечисленные в таблице вопросы (и другие подобные вопросы) свидетельствуют о том, что они, как и многие другие бухгалтера, нуждаются в консультационной помощи, направленной на глубокое и полное понимание всех учетно-расчетных процедур по рассматриваемому налогу. В связи с этим в заключительном разделе данной дипломной работы для бухгалтерии ООО «Никольское» подготовлены обоснованные предложения, используя которые, коллектив бухгалтерии, как представляется, сможет преодолеть возникающие у него трудности по учету и расчетам, связанным с ЕСН, предотвращать возможные ошибки в учете и штрафные санкции со стороны налоговых органов, уменьшить налоговые обязательства по указанному налогу (и другим налогам).
Указанные выше недостатки в исчислении ЕСН в бухгалтерии ООО «Никольское» были вызваны сложностью и недостаточным освоением практическими работниками действующего порядка расчетов по рассматриваемым налоговым обязательствам. Не случайно в дополнение к главе 24 Налогового кодекса РФ были изданы разъяснения по наиболее сложным положениям налогового законодательства по ЕСН. Такие документы, хотя и необходимы, но не решают всех проблем, связанных с облегчением глубокого усвоения всеми практическими работниками сложных механизмов исчисления ЕСН.
Представляется, что более подходящими методами решения данной задачи могло бы быть составление наглядных таблиц, отражающих всю последовательность операций по учету налоговой базы и расчетам конкретных сумм налоговых обязательств и их погашения конкретным предприятием.
Подобные таблицы, занимающие не более одного стандартного листа форматом А4, могут быть положены пол стекло на письменном столе бухгалтера или, поскольку такие таблицы могут быть составлены и по другим налогам, помещены в специальную папку методических материалов по налогообложению. Такая папка в любой момент должна быть доступна соответствующему бухгалтеру. Обратившись к ней несколько раз в течение двух-трех месяцев, бухгалтер освоит требования к исчислению налога, содержащиеся как в Налоговом кодексе, так и в других нормативно-правовых и инструктивно-методических материалах по налогообложению.
При формировании налоговой базы бухгалтер, руководствуясь предложенной таблицей, должен проверить, не включены ли в налоговую базу различные доходы и выплаты работникам, которые, согласно закону, не подлежат обложению ЕСН. В частности, речь идет о таких не подлежащих обложению суммах, выданных физическим лицам, как различного рода пособия, предусмотренные государством (статья 238, пункт 1, подпункт 2), компенсации в связи с причинением вреда здоровью работников в ходе производства (статья 238, пункт 19 подпункт 2), суммы единовременной материальной помощи по разным основаниям (статья 238, пункт 1, подпункт 3), различные страховые платежи работникам (статья 238, пункт 1, подпункт 7).
Далее требуется вычесть из налоговой базы льготы, установленные по ЕСН. Применительно к ООО «Никольское» это льготы (освобождение от налогообложения), предоставляемые работникам-инвалидам 1-й, 2-й и 3-й степени (НК РФ, статья 239). Таких работников на предприятии четыре человека, т.е. примерно 2 % всех работающих в хозяйстве.
Затем наступает очередь правильного применения налоговых ставок по ЕСН в разрезе каждого получателя доходов, формируемых данным налогом. Это ставки обложения налоговой базы для начисления суммы налога в федеральный бюджет (с 2005 г. - 15,8 % налоговой базы), в фонд социального страхования (ФСС) РФ (ставка - 2,2 %), в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), ставка по которому составляет 0,8 % налоговой базы, а также в территориальный фонд (ТФОМС), ставка по которому установлена в размере 1,2 % налоговой базы. Размеры ставок заимствованы из статьи 241 НК РФ.
Отдельно требует начисления взнос в фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в ООО «Никольское», исходя из степени риска для здоровья работников применяемых здесь технологий в 2006 г. действовала ставка, равная 0,7 % налоговой базы). Правда, данный вид обязательных платежей не входит в состав ЕСН, но он имеет ту же налоговую базу и перечисляется в ФСС. Поэтому его целесообразно рассматривать вместе с ЕСН.
Далее идут операции по налоговым вычетам из сумм, начисленных в федеральный бюджет. Вычеты производятся для перечисления в Пенсионный фонд России. Они требуют специального рассмотрения, что и будет сделано с помощью второй таблицы. Здесь же достаточно упомянуть, что ООО «Никольское» пока не имеет права на применение регрессивных (уменьшенных) ставок ЕСН, так как данное право возникает лишь в тех предприятиях, где среднегодовой заработок работников не ниже 100 тыс.руб. В ООО «Никольское» средняя зарплата выше, чем в подавляющем большинстве других сельскохозяйственных предприятий Данковского района, но она ниже установленного ограничения в 100 тыс.руб. В 2006 г. средняя годовая оплата труда в хозяйстве была равна 45973 руб. (3831 руб. в месяц). В 2005 г. зарплата была выше - 66419 руб. за год, или по 5535 руб. в месяц. Но тогда и выручка была в 1,5 раза выше.
Последней операцией, связанной с расчетами по ЕСН, является перечисление всех начисленных сумм отдельными платежными поручениями в адрес каждого поручителя своей части данного налога.
Особого внимания со стороны бухгалтерии требуют операции по налоговым вычетам из ЕСН, предназначенного для уплаты в федеральный бюджет.
Процедура налоговых вычетов из сумм, начисленных в федеральный бюджет, состоит в уменьшении перечислений в него в два раза в сравнении с ранее начисленной величиной. При этом налоговый вычет для перечисления взносов в ПФР разделяется на две части:
1) для финансирования страховой части трудовой пенсии;
2) для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Такой порядок установлен федеральный законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно указанному закону распределение налоговых вычетов из федерального бюджета в пользу ПФР различается в зависимости от пола и возраста работников, на доходы которых был начислен ЕСН.
Так, с доходов мужчин 1952 года рождения и старше для финансирования страховой части трудовой пенсии предназначается вся сумма налогового вычета из суммы ЕСН в федеральный бюджет, т.е. 10,3 % налоговой базы по ЕСН, действовавшей до 01.01.2005 г. То же относится к женщинам 1956 г. рождения и старше. С 01.01.2005 г. ставки изменились.
С доходов мужчин 1953-1966 гг. рождения для финансирования страховой части трудовой пенсии до 01.01.2005 г. должны были перечисляться в ПФР 8,3 % налоговой базы по ЕСН, а 2,0 % - для финансирования накопительной части трудовой пенсии. То же относилось к женщинам 1957-1966 гг. рождения.
С доходов лиц 1967 г. рождения и моложе для финансирования страховой части должно было перечисляться 4,3 % налоговой базы, а для финансирования накопительной части трудовой пенсии - 6,0 %.
Данная информация, представленная в наглядной форме, облегчит бухгалтерам индивидуальную работу по начислению взносов в ПФР по каждому работнику.
Предложенные меры, как можно предполагать, должны помочь бухгалтерии ООО «Никольское» избавиться от недочетов в исчислении налоговой базы по ЕСН, в расчетах с бюджетом и фондами социального назначения по рассматриваемому налогу и даже уменьшить сумму налоговых обязательств по ЕСН при переходе на единый сельхозналог.
Правда, часть недочетов связана с большой трудоемкостью индивидуального налогового учета по ЕСН, с необходимостью вести раздельный учет расчетов не по одному налогу (хотя он и именуется "единый"), а по пяти его элементам: с бюджетом, с ФСС, с ФФОМС, с ТФОМС, с ПФР по страховой и накопительной частям пенсии и, кроме того, с фондом страхования от несчастных случаев на производстве. Здесь было бы крайне полезным введение автоматизированных (компьютерных) технологий учета. Руководство предприятия считает эту задачу одной из приоритетных. Поэтому можно ожидать улучшения учетного процесса на рассматриваемом участке.
Как было видно из главы 3, недочеты при расчетах по ЕСН носили разный характер. Поэтому в разные формы бухгалтерских отчетных документов попадали существенно отличающиеся друг от друга суммы одних и тех же показателей: кредитового сальдо по счету 69 (задолженность предприятия по ЕСН на конец года); оборотов по кредиту счета 69 (начисление ЕСН за налоговый период). Кроме того, выездные налоговые проверки, проведенные сотрудниками Данковской ИМНС, выявили занижение налоговой базы по ЕСН вследствие применения явно заниженных, в сравнении с рыночными» цен на предоставляемые работникам товары и услуги. Предприятие имело право отпускать товары по любым ценам и даже бесплатно, но при исчислении налоговой базы натуроплату требовалось оценить по рыночным ценам на момент совершения соответствующих операций. При этом в данные цены требовалось включить НДС. В отдельных случаях, наоборот, имело место завышение налоговой базы. В частности, так происходило при включении в нее арендной платы за использование личного автотранспорта в служебных целях. Но особенно большие возможности для сокращения налоговых обязательств по ЕСН связаны с переходом от общей системы налогообложения к уплате единого сельхозналога. В этом случае сумма обязательств по ЕСН остается на уровне 10,3 % от налоговой базы против нынешних 20 %. Самая большая сумма ЕСН хозяйством была начислена за 2004 г. Она составила тогда 5560 тыс.руб. Если бы хозяйство перешло на ЕСХН, эта сумма уменьшилась бы на 2697 тыс.руб. Кроме того, допускались бы ошибки и в исчислении налога.
Это большие резервы сокращения затрат. Их, несомненно, следует использовать для увеличения финансовых возможностей экономического роста предприятия.
Заключение
Таким образом, из проведенного анализа ООО «Никольское» Данковского района Липецкой области можно сделать ряд выводов. Хозяйство обрабатывает около 11 тыс.га пашни. Остаточная стоимость его основных средств в 2006 г. превышала 81,5 млн. руб. При этом процент их пригодности превышал 80 %. Хозяйство сравнительно неплохо обеспечено тракторами (36 единиц новых энергонасыщенных тракторов), зерновыми и другими комбайнами (около 30 единиц), автомобилями (32 единицы). Это позволяет предприятию производить и продавать значительные объемы продукции - зерна и маслосемян подсолнечника. Правда, цены на товарную продукцию хозяйства неустойчивые и часто падают.
Рост товарного производства позволяет предприятию оставаться прибыльным и даже увеличивать прибыль несмотря на более быстрый рост затрат. В свою очередь, прибыльность хозяйствования позволяет сохранять относительно высокие показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности.
Тем не менее, каждый год показатели затрат ухудшаются. Поэтому предприятию требуется использовать все возможности для их сокращения. В частности, необходимо предотвращать случаи налоговых нарушений. Ведь они влекут за собой штрафные санкции. После одной из выездных налоговых проверок ООО «Никольское» вынуждено было заплатить штраф за ошибки в начислении ЕСН. Сумма штрафа и пени превысила 66 тыс.руб. Однако аудиторская проверка предприятия, проведенная по инициативе учредителей, выявила существенные расхождения в оборотах по начислению ЕСН. Ошибки превысили 1,5 млн.руб. Были и другие ошибки, которые могли бы нанести большой вред хозяйству, если бы их выявили контролирующие органы.
Правда, основы учета расчетов по ЕСН бухгалтерской службой хозяйства освоены. Здесь применяют корреспонденцию счетов и другие регистры учета, соответствующие требованиям. Тем не менее неясностей у бухгалтеров немало.
Как оказалось, работники бухгалтерии имели нечеткие знания о том, как нужно начислять ЕСН в тех или иных случаях, не могли быстро найти нужный пункт в Налоговом кодексе.
Хорошее освоение бухгалтерами предприятия всех требований к начислению и уплате ЕСН позволит им предотвратить вероятные ошибки в будущем. В свою очередь, это будет способствовать повышению устойчивости финансового состояния предприятия. Но еще больше хозяйство могло бы выиграть, если бы с общего режима налогообложения оно перешло на уплату единого сельхозналога. Он позволяет уменьшить суммы начисления ЕСН с 20 % дот фонда оплаты труда до 10,3 %, так как плательщики ЕСХН освобождаются от уплаты четырех налогов, в т.ч. ЕСН, кроме взносов в ПФ. Наибольшая сумма ЕСН хозяйством была начислена в 2004 г., когда благодаря высокой выручке удалось довести фонд оплаты труда почти до 21,4 млн.руб. На эту сумму ЕСН составил 5,6 млн.руб. А если бы хозяйство перешло на ЕСХН, то данная сумма была бы уменьшена почти на 2,4 млн.руб., т.е. она была бы сведена лишь к сумме взносов в ПФР.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ. - М.: Проспект, 2006. - 424 с.
2. Налоговый кодекс РФ. Части I и II. - М.: Элит, 2007. - 384 с.
3. Федеральный закон РФ "О бухгалтерском учете и отчетности" от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ // Нормативные акты для бухгалтера. - 2006. - № 2. - С.4.
4. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй. - М.: Главбух, 2007. - 410 с.
5. План счетов бухгалтерского учета хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. - М.: Статус-Кво, 2007. - 160 с.
6. Методические рекомендации по бухгалтерскому обеспечению исчисления единого сельскохозяйственного налога. - М.: МСХ РФ, 2007. - 140 с.
7. Учетная политика по ЕСХН на 2007 год // Учет в сельском хозяйстве. - 2006. -№ 4. - С.12-15.
8. Рекомендации по учету ЕСХН // Учет в сельском хозяйстве. - 2007. - № 1. - С.31-33.
9. Абрамова Н.В. и др. Налоговый учет. - М.: ЗАО "Издательский Дом "Главбух", 2008. - 308 с.
10. Аккерман Е. Налоговая оптимизация // Экономика и жизнь. - 2008. - № 4. - С.5.
11. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита: Учебное пособие. - М.: Филинъ, 2007. - 410 с.
12. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 215 с.
13. Камышанов П.И. Бухгалтерский учет и аудит. - М.: ПРИОР, 2007. - 400 с.
14. Карпова И. Если налог не снижают, значит это кому-нибудь нужно // Экономика и жизнь. - 2007. - № 35.- С.29.
15. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 512 с.
17. Коровкин В.В. Налоговая проверка предприятия. - М.: ПРИОР, 2006. - 208 с.
18. Куликова Л.И. Налоговый учет. - М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2008. - 336 с.
19. Лисович Г.М. Сельскохозяйственный учет (финансовый и управленческий). - Ростов н/Д: МарТ, 2007. - 720 с.
20. Методические рекомендации по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности агропромышленных организаций. - М.: МСХ РФ, 2006. - 329 с.
21. Ордынская И. Справедливая налоговая система на подходе // Экономика и жизнь. - 2007. - № 41. - С.1.
22. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.1. - М.: Финансы и статистика. - 2006. - 400 с.
23. Расходы на оплату труда. Налоговый и бухгалтерский учет // Налоги и финансовое право. - 2007. - № 8. - С.158.
24. Степашин С. Структура налоговых доходов и их распределение по уровням бюджетов в 2003 г. // Экономика и жизнь. - 2006. - № 41. - С.1.
25. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2007. - 576 с.
Приложение 1
Форма № 1
Бухгалтерский баланс
тыс. р.
Актив
Код стр.
На начало отчетного года
На конец отчетного года
1
2
4
5
I. Внеоборотные активы
Нематериальные активы
110
50
30
Основные средства
120
1240
1360
Незавершенное строительство
130
-
-
Доходные вложения в материальные ценности
135
-
-
Долгосрочные финансовые вложения
140
95
110
Отложенные налоговые активы
145
-
10
Прочие внеоборотные активы
150
-
-
Итого по разделу I
190
1385
1510
II. Оборотные активы
Запасы
210
900
940
в том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности
211
590
620
затраты в незавершенном производстве
213
59
69
готовая продукция и товары для перепродажи
214
206
203
товары отгруженные
215
-
-
расходы будущих периодов
216
45
48
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
220
20
25
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
230
15
30
в том числе:
покупатели и заказчики
231
-
-
прочие дебиторы
232
-
-
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
240
120
135
в том числе:
покупатели и заказчики
241
120
135
авансы выданные
242
-
-
прочие дебиторы
243
-
-
Краткосрочные финансовые вложения
250
30
40
Денежные средства
260
200
270
Прочие оборотные активы
270
-
-
Итого по разделу II
290
1285
1440
Баланс
300
2670
2950
Пассив
Код стр.
На начало отчетного года
На конец отчетного года
1
2
4
5
III. Капитал и резервы
Уставный капитал
410
1500
1500
Собственные акции, выкупленные у акционеров
411
( - )
( - )
Добавочный капитал
420
100
120
Резервный капитал
430
-
-
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
470
500
630
Итого по разделу III
490
2100
2250
IV. Долгосрочные обязательства
Займы и кредиты
510
-
-
Отложенные налоговые обязательства
515
-
-
Прочие долгосрочные обязательства
520
-
-
Итого по разделу IV
590
-
-
V. Краткосрочные обязательства
Займы и кредиты
610
310
400
Кредиторская задолженность
620
220
250
в том числе:
поставщики и подрядчики
621
118
130
задолженность перед персоналом организации
622
31
49
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
623
21
12
задолженность по налогам и сборам
624
50
59
прочие кредиторы
625
-
-
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов
630
-
-
Доходы будущих периодов
640
15
20
Резервы предстоящих расходов
650
25
30
Прочие краткосрочные обязательства
660
-
-
Итого по разделу V
690
570
700
Баланс
700
2670
2950
Приложение 2
Форма № 2
Отчет о прибылях и убытках
тыс. р.
Наименование показателя
Код
стр.
Отчетный
год
Предыдущий год
1
2
3
4
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
010
4500
3500
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
020
( 3600 )
( 2700 )
Валовая прибыль
029
900
800
Коммерческие расходы
030
( 157 )
( 126 )
Управленческие расходы
040
( 318 )
( 309 )
Прибыль (убыток) от продаж
050
425
365
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению
060
22
11
Проценты к уплате
070
( 6 )
( 7 )
Доходы от участия в других организациях
080
18
9
Прочие операционные доходы
090
8
12
Прочие операционные расходы
100
( 17 )
( 10 )
Внереализационные доходы
120
24
15
Внереализационные расходы
130
( 14 )
( 10 )
Прибыль (убыток) до налогообложения
140
460
385
Отложенные налоговые активы
141
10
-
Отложенные налоговые обязательства
142
-
-
Текущий налог на прибыль
150
( 140 )
( 185 )
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
190
330
200
СПРАВОЧНО
Постоянные налоговые обязательства (активы)
200
20
-
Базовая прибыль (убыток) на акцию
0,3
0,2
Разводненная прибыль (убыток) на акцию
-
-
Приложение 3
Форма № 4
Отчет о движении денежных средств (тыс. р.)
Показатель
За отчетный год
За предыдущий год
Наименование
Код
1
2
3
4
Остаток денежных средств на начало отчетного года
010
200
160
Движение денежных средств по текущей деятельности
Средства, полученные от покупателей, заказчиков
120*
5361
4342
Прочие поступления
130*
105
84
Денежные средства, направленные:
на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов
150
( 3796 )
( 3095 )
на оплату труда
160
( 792 )
( 580 )
на выплату дивидендов, процентов
170
( 198 )
( 222 )
на расчеты по налогам и сборам
180
( 284 )
( 210 )
на прочие расходы
190*
( 204 )
( 124 )
Чистые денежные средства от текущей деятельности
020*
192
195
Движение денежных средств по инвестиционной деятельности
Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов
210
60
20
Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений
220
-
-
Полученные дивиденды
230
-
-
Полученные проценты
240
40
10
Поступления от погашения займов, предоставленным другим организациям
250
-
-
Приобретение дочерних организаций
280
-
-
Приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов
290
( 292 )
( 110 )
Приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений
300
( 20 )
( 35 )
Займы, предоставленные другим организациям
310
( - )
( - )
Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности
340
( 212 )
( 115 )
Движение денежных средств по финансовой деятельности
Поступления от эмиссии акций или иных долевых бумаг
410*
-
-
Поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями
420*
840
650
Погашение займов и кредитов (без процентов)
430*
( 750 )
( 690 )
Чистые денежные средства от финансовой деятельности
040*
90
( 40 )
Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов
050*
70
40
Остаток денежных средств на конец отчетного периода