Рефераты

Теория финансов

p align="left"> PV = 2 261 274 руб.;NPV=2 261 274 - 1 700 000 = 561 274,03 руб.

Так как NPV больше «0» проект доходный, затраты оправданы.

Билет 7

1.Целевые государственные внебюджетные фонды, их состав и значение

Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, не включаемых в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных фондов входят: Пенсионный фонд; ФСС; ФОМС. К централизованным также относятся Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд социальной поддержки населения и др. Средства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на соц. защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и др. задач. К ним относятся внебюджетные фонды создаваемые:

1) по решениям региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;

2) для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и др.).

Существуют следующие децентрализованные фонды:

1) отраслевые и межотраслевые фонды;

2) фонд НИОКР - создан для финансирования научно-исследовательских работ, результаты которых используются в народном хозяйстве. Формируется за счет отчислений от предприятий;

3) источниками фонда конверсии являются бюджетные средства, которые направляются предприятиям военно-промышленного комплекса для переоснащения их на выпуск гражданской продукции;

4) фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан для оказания государственной помощи малым предприятиям. В фонд направляется 1% средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки;

5) фонд развития жилищной сферы - мобилизация средств на строительство жилфонда, для поддержки ЖКХ.

Источники формирования внебюджетных фондов:

1) обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, региональных и местных органов власти;

2) добровольные взносы юридических и физических лиц;

3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами - юридическими лицами;

4) другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) создан в целях гос-ного управления финансами пенсионного обеспечения граждан. Главными направлениями деятельности ПФ являются: целевой сбор и аккумуляция страх. взносов, финансирование расходов, связанных с соц. защитой населения; привлечение в него добровольных взносов физ. и юр. лиц; контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов и контроль за рациональным расходованием его средств.

Фонд социального страхования РФ (ФСС) был создан в целях управления средствами государственного социального страхования РФ. Средства фонда формируются за счет страховых взносов работодателей, доходов от инвестирования части средств фонда в гос. ценные бумаги. Средства фонда направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и др.

Фонды обязательного медицинского страхования созданы с целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Фонды созданы на федеральном и территориальных уровнях, их средства формируются за счет средств, получаемых от страховых взносов, ассигнований из фед. и регион. бюджетов, доходов от использования временно свободных фин. средств.

Билет 8

1.Сущность, функции и классификация страхования

Страхование - это совокупность экономических отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба обусловленными разными неблагоприятными явлениями (рисками).

Функции страхования:

Рисковая функция - непосредственно связана с основным назначением страхования. Она заключается в оказании денежной помощи пострадавшим физ. или юр. лицам.

Предупредительная функция предполагает своевременное заключение страхового договора до наступления события и заблаговременную выплату страхователем страховых взносов в зависимости от величины страхового риска.

Сберегательная функция призвана обеспечивать с помощью страхования накопление определенных договором страхования страховых сумм. Примером может служить пенсионное страхование, позволяющее получать добавку к основной пенсии.

Контрольная функция заключается в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. На практике эта функция проявляется посредством формирования страховщиками страховых резервов, гарантирующих выполнение принятых обязательств.

Классификация страхования. Страхование может осуществляться в двух формах: обязательное и добровольное.

Обязательное страхование - форма страхования, при которой страховые отношения между страховщиком и страхователем возникают в силу закона. Обязательное страхование не требует предварительного заключения договора между страховщиком и страхователем.

В обязательном порядке в РФ осуществляется:

- страхование имущества особой важности, гибель или повреждение которых затрагивает не только частные, но и общественные интересы (дома, строения);

- страхование пассажиров от несчастных случаев;

- личное страхование военнослужащих и военнообязанных, работников правоохранительных органов, налоговой службы;

- страхование работников предприятий с особо опасными условиями работы (пожарники, полярники, испытатели и т.д.);

- обязательное медицинское страхование граждан.

Добровольное страхование - форма страхования, которая возникает только на основе добровольно заключаемого договора между страховщиком и страхователем.

Различают:

Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями.

Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Его объекты -- жизнь, здоровье, трудоспособность граждан.

Медицинское страхование граждан. Цель - предоставление населению минимального гарантированного уровня медицинского обслуживания.

Страхование ответственности защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и др. (третьих) лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения.

С расширением сферы банковской деятельности, связанной с повышенным риском проведения активных кредитных операций по выдаче ссуд, становится актуальным страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Объектом страхования является ответственность заемщика перед банком, выдавшим кредит.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств --Объектом в этом случае выступает гражданская ответственность владельцев, автотранспортных средств, которую они несут перед законом при наступлении дорожно-транспортных происшествий перед потерпевшими третьими лицами. Страхование экономических рисков. Выделяют страхование от коммерческих, технических, правовых, политических рисков и рисков в финансовой сфере.

Билет 9

1.Финансовая политика государства, ее содержание цели.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:

-денежно-кредитная политика; -налоговая политика; -бюджетная политика; -политика в области международных финансов.

Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий:

разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

создание адекватного финансового механизма;

управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов.

Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи:

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

- организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Задача 9. Вкладчик разместил на 3 года в банке 30 тыс. руб. Начисляются простые проценты: в первом году - по ставке дисконта 9 %, во втором - 8 %, в третьем - 10 %. Определить будущую стоимость вклада к концу третьего года.

Решение:

В случае наращения по годовой простой ставке будущая стоимость вклада FV определяется по формуле: FV=PV*(1+in), где

- современная стоимость; - процентная ставка; - период.

Получим в I году: FV=30000*(1+0,09*1)=32700 руб.

во II году: FV=30000*(1+0,08*1)=32400 руб. в III году: FV=30000*(1+0,10*1)=33000 руб.

К концу третьего года стоимость вклада составит: 30000 + 2700 + 2400 + 3000 = 38100 руб.

2.Коммерческие банки: сущность, функции, классификация типов.

Коммерческий банк - это кредитный институт, организующий движение ссудного капитала и регулирующий платежный оборот в целях получения прибыли.

Коммерческие банки выполняют пять функций .

1. Функция аккумуляции временно свободных денежных средств. Коммерческим банкам принадлежит ведущая среди других финансовых посредников роль в привлечении свободных денежных средств - населения, предприятий и государства и превращения их в капитал с целью получения прибыли.

2. Выполняя функцию посредничества в кредите, коммерческий банк выступает посредником между своими клиентами, имеющими свободные денежные средства, и клиентами, в них нуждающимися. Благодаря реализации данной функции осуществляется кредитование предприятий и населения, что способствует расширению производства и потребительского спроса.

3. Функция посредничества в платежах. Выполняя данную функцию, коммерческие банки обеспечивают функционирование платежной системы, осуществляя перевод денежных средств. Благодаря выполнению этой функции сокращается доля наличного денежного обращения и возрастает доля безналичных расчетов, уменьшаются издержки оборота, улучшается технология расчетов, повышается эффективность функционирования платежной системы.

4. Функция посредничества в выпуске и размещении ценных бумаг. Коммерческие банки организуют для своих клиентов эмиссию и размещение ценных бумаг, в частности акций и облигаций. По поручению предприятий, нуждающихся в ресурсах, банки берут на себя определение объема, условий, сроков эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязательств по их размещению. 5. Функция создания платежных средств. Во-первых, коммерческие банки создают кредитные деньги в безналичной форме ( предоставляя ссуды в безналичной форме или принимая наличные деньги во вклады). Во-вторых, банки выпускают неденежные платежные средства - кредитные орудия обращения: чеки, векселя, банковские карты.

Через функции коммерческих банков реализуется их роль в экономике. Коммерческие банки - основа кредитной системы и экономики в целом.

Виды коммерческих банков можно классифицировать по:

принадлежности капитала, или форме собственности (государственные, муниципальные, акционерные, паевые);

объему и разнообразию операций (универсальные, специализированные);

виду операций, на которых они специализируются (сберегательные, ипотечные, инвестиционные);

обслуживаемой отрасли (промышленные, сельскохозяйственные, внешнеторговые);

обслуживаемой территории (местные, федеральные, республианские, международные);

размеру собственного капитала (крупные, средние, мелкие).

Активные операции - это операции по размещению ресурсов. Активные операции можно разделить на четыре основные группы:

кассовые операции (получение, хранение и выдача наличных денег); ссудные операции; вложения в ценные бумаги; вложения в основные средства (землю, здания, оборудование).

Пассивные операции банка - это операции по формированию банковских ресурсов. Основная часть банковских пассивов - это заемные ресурсы (обязательства) банка. Они включают три вида:

депозиты (вклады); кредиты других банков; средства, полученные от реализации долговых ценных бумаг, выпущенных банком.

2.Денежный оборот: понятие, структура, показатели. Закон денежного обращения.

Денежный оборот (ДО) - это процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичных формах. Он является частью платёжного оборота страны; при этом деньги, находясь в обороте, выполняют функции платежа, обращения и накопления.

ДО страны, отражая движение денег, состоит из обращения между: ЦБ и КБ и их клиентами, предприятиями и организациями, физическими лицами, банками и финансовыми институтами.

Основой ДО является товарное производство. ДО обслуживает кругооборот и оборот капитала. ДО обслуживает движение Т и У и движение ссудного и фиктивного капитала. ДО страны представляет собой сумму всех платежей, совершённых предприятиями, организациями и населением в наличной и в безналичной формах за определённый период времени. ДО имеет определённую структуру: наличное и безналичное обращение денег.

Наличное ДО: движение наличных денег. Обслуживается банкнотами, казначейскими билетами и разменной монетой. Банкноты - основная часть наличного оборота.

Безналичное ДО: движение денег в безналичном обороте. Представляет собой банковские депозиты, исполнение которых происходит в виде банковских чеков, кредитных карточек, векселей и сертификатов. Также страховые резервы страховых компаний и пенсионные резервы.

НДО в России организуется ЦБ и берёт начало в его расчётно - кассовых центрах. Наличные деньги переводятся из резервных фондов РКЦ в оборотные кассы, затем направляются в операционные кассы КБ, которые выдают наличные деньги своим клиентам.

Основные формы безналичных расчётов: 1) расчёты платёжными поручениями; 2) расчёты по аккредитиву; 3) расчёты чеками; 4) расчёты по инкассо.

Одним из важных показателей характеризующих ДО является:

Денежная масса (ДМ) - это совокупность средств, предназначенных для оплаты товаров и услуг, а так же для целей накопления нефинансовыми предприятиями, организациями и населением. Для оценки и анализа изменения объема ДМ используются денежные агрегаты.

Агрегат М0 включает наличные деньги в обращении (монеты и бумажные деньги) плюс остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций.

Агрегат М1 состоит из агрегата М0 плюс средства на расч. счетах юр. лиц + ср-ва страх. комп. + депозиты до востребования населения в коммерческих банках.

Агрегат М2 содержит агрегат М1 плюс срочные депозиты населения в комм. банках плюс краткосрочные гос-ные ценные бумаги.

Агрегат М3 содержит агрегат М2 плюс депозитные сертификаты плюс ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке.

Скорость обращения денег - это быстрота их оборота при обслуживании сделок. Показатели скорости обращения денег:

- показатель скорости обращения денег в кругообороте доходов. Он рассчитывается как отношение национального дохода к денежной массе.

- показатель оборачиваемости денег в платежном обороте. Определяется как отношение суммы денег на банковских счетах к среднегодовой величине ден. массы в обращении.

Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая) а также, уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная). Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены.

Д - количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;

Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В - сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П - сумма цен товаров, проданных в прошлые годы, сроки платежей по которым наступили;

ВП - сумма взаимопогашенных платежей ;

С.о. - скорость оборота денежной единицы.

Нарушение закона денежного обращения означает, что денежная масса не равна потребности товарооборота. В условиях обращения золотых монет и банкнот, разменных на золото, закон денежного обращения не нарушался благодаря действию механизма изъятия излишних денег из обращения. В условиях бумажно-денежного обращения закон денежного обращения может нарушаться.

2.Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляция издержек. Особенности инфляции в РФ.

Инфляция - это обесценение денег, проявляющееся в устойчивом повышении общего уровня цен. Первопричина инфляции - диспропорции между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой и потребностями хозяйства в деньгах. Внутренние факторы инфляции делятся на неденежные (диспропорции хозяйства, монополизация производства, государственно-монополистическое ценообразование); денежные (кризис государственных финансов, дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, скорость обращения денег. Внешние факторы инфляции - мировые структуры кризисы (сырьевой, энергетический, валютный). Формы проявления инфляции: обесценение денег как результат неравномерного роста цен на товары и услуги, понижение валютного курса национальной денежной единицы, повышение цены золота, выраженной в национально-денежной единице, снижение покупательной способности денег, накопление инвалюты резидентом, накопление золота у частных лиц. Различают: Инфляцию спроса и инфляцию издержек производства. Виды инфляции: 1) ползучая (умеренная) - ежегодные темпы прироста цен от 3% до 5-10%; 2) галопирующая -среднегодовые темпы прироста цен от 20 % до 100%- преобладает в развивающихся странах. 3)гиперинфляция- прирост цен на более 1000 %

. Последствия инфляции: снижается объем производства; происходит перелив каптала из производства в торговлю и посреднические операции; расширяется спекуляция; ограничиваются кредитные операции. Главное последствие - перераспределение богатства и дохода.

Главная цель в борьбе с инфляцией - сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные последствия. Основные формы антиинфляционной политики:1) денежной реформы, 2)государственное регулирование инфляционного процесса.

Инфляция в России: Инфляция возникла в 50-60 г. 20 в. связана с резким падением эффективности общественного производства, но она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и разрыве цен. Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 года, когда были отпущены все цены, кроме цен на энергоресурсы и продовольствие. Причины инфляции в России : катастрофический спад производства, глубокие структурные диспропорции в экономике, быстро растущие цены хозяйствующих субъектов, долларизацию денежного обращения, экономическую и социальную нестабильность, вытеснение импортом отечественных товаров, огромный внутренний и внешний долг. Меры стабилизации денежной системы: оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства, разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства, усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей, изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления, стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков, совершенствование налоговой системы, формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров.

Задача 7

Определите средневзвешенную цену капитала на основе следующих данных:

Пассив, млн. руб.

Собственный капитал 9 Заемный капитал 5

в т.ч. краткосрочный 4 долгосрочный 1

Цена акционерного капитала 20 %, процент по долгосрочному кредиту - 15 %, цена краткосрочного кредита - 20 %.

Решение:

Общая величина капитала: 9 + 5 = 14 Собственный капитал составляет 64 % Заемный капитал составляет 36 % в т.ч. краткосрочный 29 % долгосрочный 7 %

Средневзвешенная цена капитала (WACC) определяется по формуле: , где

- цена i-го источника; - доля i-го источника в стоимости капитала фирмы.

WACC = 20 % * 0,64 + 15%*(1 - 0,24)*0,07 + 20%*(1 - 0,24)*0,29 = 18 %

Билет 10

1.Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат.

Расходы бюджетной системы - это денежные ср-ва, направляемые на обеспечение задачи органов гос-ва и местного самоуправления. Расходы бюджета включают следующие основные группы затрат:

- гос-ная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства;

- финансирование: социально-культурных мероприятий (образование, культура и искусство, здравоохранение, социальная политика), обороны страны, правоохранительной деятельности; международного сотрудничества; погашение долга; финансовая поддержка регионов.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, труд гос. служащих, начисления на зарплату, платежи по внутренним займам и гос-ному внешнему долгу, субсидии. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

Бюдж. классификация по расходам включает:

Функциональная классификация расходов - группировка расходов бюджетов всех уровней. I уровень - раздел - характеризует основные функции, отражает направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций гос-ва (например: судебная власть, образование). II уровень - целевая статья - привязывает бюджетные ассигнования к конкретным направлениям деятельности администратора. III уровень - вид расходов - детализирует направление финансирования расходов в бюджет по конкретным статьям и целевым программам.

Экономическая клас-ция включает три раздела: текущие расходы, капитальные расходы и предоставление кредитов за вычетом погашения. Разделы делятся на подразделы, а подразделы включают виды расходов, в которых выделяются статьи затрат.

Ведомственная клас-ция - группировка расходов, отражающая распределение бюдж. ассигнований по прямым получателям средств из фед. бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов. I уровень - перечень прямых получателей средств из бюджета - это министерства, ведомства, организации. II уровень - клас-ция по опред-ным разделам и подразделам функциональной клас-ции. III уровень - клас-ция расходов по целевым статьям.

Бюджетирование, ориентированное на результат. Фед. бюджет становится составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года. Вводится разделение действующих и принимаемых обязательств гос-ва. Это обеспечит выполнение всех установленных законом расходных обязательств, в том числе ? вытекающих из уже принятых и планируемых на трехлетний период решений по повышению зарплаты работникам бюдж. сферы, пенсий и пособий, денежного содержания военнослужащих, поддержке экономического роста и укреплению национальной обороны и безопасности. Впервые основой формирования бюджета станут чётко заданные цели и приоритеты гос-ной политики, а расходы фед. бюджета будут увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти.

2.Пассивные операции коммерческих банков: понятие, значение, виды.

Операции, связанные с формированием ресурсов банков, относятся к пассивным.

Значение: 1) Ресурсная база во многом определяет возможности и масштабы активных операций, обеспечивающих получение доходов банка.

2) Стабильность банковских ресурсов, их величина и структура служат важнейшими факторами надежности банка.

Билет 11

1.Сущность финансов, их роль в распределении и перераспределении ВВП. Финансовая система Российской Федерации.

Финансы - система экономических отношений, в процессе которых происходят формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей общества. Финансовые отношения имеют важное значение для распределения ВВП и национального дохода (НД). С их помощью гос-во и экономические субъекты оказывают воздействия на развитие экономики и социальной сферы.

Функции финансов:

Распределительная функция финансов - заключается в создании так называемых основных (первичных) доходов. Их сумма равна национальному доходу. Формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства (зарплата рабочих, служащих, доходы предприятий). В результате перераспределения НД образуются вторичные (производные) доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Они обеспечивают соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и размером денежных фондов и их структурой, объемом и структурой.

Контрольная функция - проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение НТП, повышение экономического стимулирования, рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Регулирующая функция - связана с вмешательством гос-ва в процесс воспроизводства через госрасходы, налоги и госкредит.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Фи нансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Конечная цель распределения ВВП и НД состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении гос-ва, обеспечении высокого качества жизни населения.

Финансовая система РФ - это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых институтов и финансовых органов, посредством которых обеспечивается мобилизация и последующее использование денежных средств для удовлетворения соответствующих потребностей общества.

Финансовая система состоит из бюджетной системы; внебюджетных фондов; фондов страхования; финансов предприятий различных форм собственности. Бюджетная система страны состоит из: Федеральный бюджет РФ выражает процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств гос-ва, и утверждается Федеральным Собранием РФ как Закон на каждый финансовый год. В бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах главными являются расходы на социальные цели. Гос-ные внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - расширение диапазона социальных услуг населению, стимулирование развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

Билет 12

1.Государственный кредит и государственный долг

Государственный кредит - это такая форма кредита, при которой кредитором или должником является гос-во. Причиной, которая заставляет гос-во заимствовать средства на рынке ссудных капиталов, служит дефицит госбюджета.

В сфере гос-ного кредита центральное правительство и местные власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций госзайма и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и проценты. В настоящее время можно выделить следующие виды гос-ных долговых обязательств:

1. краткосрочные гос. облигации (сроком на 3,6 и 12 месяцев),

2. долгосрочные облигации (на 30 лет), 3. облигации федерального займа (JAP) 4. облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), 5. облигации внутреннего государственного займа 6. казначейские векселя и обязательства

Агентом Правительства по выпуску гос-ных долговых обязательств является Минфин РФ.

Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают кредиторами гос-ва. В отличие от банковского кредита, при гос-ном кредите кредиторами могут быть не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица.

Осуществляя функции кредитора, гос-во через Центральный банк производит кредитование:

- конкретных отраслей или регионов, испытывающих особую потребность в финансовых ресурсах;

- коммерческих банков в процессе аукционной или прямой продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов.

В настоящее время гос-во стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом.

Государственный долг. Непосредственным результатом роста гос-ной задолженности является расширение системы управления гос. долгом. Огромные размеры гос-ных долгов крайне осложняют операции казначейства по выпуску новых займов. Анализируя структуру расходов по обслуживанию гос. долга необходимо подразделять задолженность на внутренний долг и внешний. Внешние гос-ные займы реализуются на иностранных денежных рынках в валюте страны кредитора, государства-заемщика и третьей страны в национальной валюте; облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества. Гос-ные займы дают гос-ву возможность в сжатые сроки мобилизовать огромные денежные средства.

Внешние источники направляются на финансирование бюджетного дефицита, обеспечивая поступление иностранной валюты в бюджет для осуществления текущих расходов и импортных закупок оборудования. Улучшение структуры внешних заимствований в значительной степени способствует получению Россией кредитных рейтингов ведущих специализированных международных организаций. Внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания такой структуры платежного баланса, когда валютные поступления достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам. Помимо прямых долгов Министерства финансов в состав внутреннего гос. долга включается также гос-ные гарантии, это происходит в случае, если Правительство в лице Министерства финансов гарантирует отдельные инвестиционные проекты или выпуски ценных бумаг местных органов власти и управления.

2.Деньги: сущность, функции, роль в экономике.

Первоначально деньги являлись особым товаром, имели товарную природу. Постепенно золото утратило функции денежного товара, произошла его демонетизация. Функции всеобщего эквивалента стали выполняться бумажными и кредитными деньгами. Современные деньги утратили товарную природу.

Современные деньги можно определить как всеобщий стоимостной эквивалент. Деньги - не вещь, а овеществленная форма общественных отношений.

Важнейшее свойство денег - свойство всеобщей непосредственной обмениваемости. Деньги способны обмениваться на любой товар (услугу), используются для погашения любых обязательств, безусловно и свободно принимаются всеми продавцами товаров (услуг). Наличие у денег этого свойства является главным отличием денег от неденежных платежных средств (векселей, чеков, банковских карт).

Еще одно свойство денег - высочайшая ликвидность. Деньги являются самым ликвидным активом, поскольку могут использоваться владельцем для погашения всех обязательств путем простой передачи или записи на счетах.

Функции характеризуют особенности использования денег. Их можно рассматривать как формы проявления сущности денег.

Среди российских экономистов преобладает концепция, согласно которой деньги выполняют пять функций:

Функция меры (соизмерения) стоимости. В функции меры стоимости деньги используются для выражения (соизмерения) стоимости товаров путем установления их цен.

Функция средства обращения (покупательного средства). В функции средства обращения деньги используются для обслуживания процесса товарного обмена при покупке или продаже товара (услуги) за наличные деньги.. Деньги выступают в качестве посредника в процессе обращения товаров (Т-Д-Т).

Функция средства накопления (сбережения). В функции средства накопления деньги используются для образования резерва (запаса) покупательного и платежного средства.

Функция средства платежа. В функции средства платежа деньги опосредствуют не только движение товаров (услуг), но и движение капитала, используются для обслуживания кредитных отношений, а также для платежей, которые не предполагают получения какого-либо эквивалента.

Функция мировых денег. Мировые деньги используются для обслуживания международных отношений.

Мировые деньги выполняют на современном этапе две функции:

1. международного платежного средства (при погашении сальдо платежного баланса, предоставлении и погашении международных кредитов, оплате товаров и услуг на мировом рынке).

2. международного резервного средства (при формировании валютных резервов отдельных государств).

Роль денег в рыночной экономике. Их роль проявляется в следующем: 1). Общественная роль денег, их функция в экономической системе состоит в том, что они выступают в качестве связующего звена между товаропроизводителями. 2). Они становятся капиталом, или самовозрастающей стоимостью. 3). С помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы и инфляцию. 4). Деньги являются объектом денежно-кредитного регулирования экономики промышленно развитых стран, основанного на монетаристской теории денег. Денежно-кредитное регулирование направлено на сдерживание роста денежной массы, преодоление инфляционных процессов и стимулирование роста ВНП.

Задача 12

Структура капитала организации имеет следующий вид: - собственный капитал - 60%;

- заемный капитал - 40%.

В планируемом периоде величина инвестиций составила 1000 тыс. руб. Ожидаемая чистая прибыль 2000 тыс. руб. Определить величину чистой прибыли, направляемой организацией на выплату дивидендов (по остаточному принципу).

Решение:

При консервативной дивидендной политике (когда выплаты собственникам производятся по остаточному принципу), величина чистой прибыли, направляемой организацией на выплату дивидендов, будет следующей:

Div = NP - (NP - NI*E), где Div - дивидендные выплаты; NP - ожидаемая чистая прибыль; NI - величина инвестиций в планируемом периоде; Е - собственный капитал, в долях.

Div = 2000 - (2000 - 1000*0,6) = 600 тыс. руб.

2.Денежная система: понятие, элементы, типы. Особенности денежной системы РФ.

Денежная система - это форма организации денежного оборота, закреплённая национальным законодательством.

Её элементы:

1.наименование денежной единицы, служащей масштабом цен. Денежная единица -это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения стоимости и выражения цен всех товаров и услуг;

2.виды денежных знаков;

3.эмиссионным механизм - это установленный законодательством порядок выпуска денег в оборот;

4.структура денежной массы в обороте;

5.механизм регулирования денежного оборота в процессе реализации денежно-кредитной политики центрального банка.

В процессе эволюции сложились два типа денежных систем. Первый - денежные системы, связанные с металлом, при которых роль всеобщего эквивалента выполнял денежный товар (серебро и/или золото). Второй тип денежной системы - системы обращения бумажных и/или кредитных денег, при которых функции денег выполняют бумажные и/или кредитные деньги.

Существовало два вида систем металлического обращения: биметаллизм и монометаллизм. Биметаллизм - это денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента законодательно было закреплено за двумя металлами - золотом и серебром.

Монометаллизм - это денежная система, при которой всеобщим эквивалентом служил один металл. Монометаллизм функционировал в двух формах: серебряного монометаллизма (стандарта) и золотого.

Системы обращения бумажных и/или кредитных денег включают в себя:

1. государственные бумажные деньги (казначейские билеты) - это бумажные знаки стоимости, выпускаемые государством для покрытия своих расходов, не разменные на золото и наделенные принудительным курсом;

2. кредитные деньги - это выпускаемые банками кредитные знаки стоимости, которые обладают свойствами денег. Кредитные деньги прошли следующую эволюцию: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, пластиковые карточки;

3. разменные (билонные) монеты.

Основные черты денежной системы РФ:

- официальной денежной единицей является рубль, состоящий из 100 коп. Официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается;

- в обращении находятся кредитные деньги, не разменные на золото: банкноты (билеты Банка России) и депозитные деньги, а также разменные монеты. Банкноты и монеты являются безусловным обязательством Банка России и обеспечиваются его активами;

- ЦБ выпускает банкноты и монеты, а коммерческие банки безналичные деньги (депозитные деньги). Выпуск денег происходит по следующим каналам: в порядке кредитования хозяйства, кредитования правительства, при покупке ценных бумаг и иностранной валюты;

- как и во всех странах в РФ налично-денежный оборот значительно меньше безналичного (на наличные деньги приходится 31% всей денежной массы - агрегат М2). Однако доля наличных остается в РФ намного выше, чем в экономически развитых странах, где она составляет 10-20%;

- как и в других странах в РФ осуществляется государственное регулирование денежного оборота. Оно осуществляется от имени государства ЦБ в процессе реализации денежно-кредитной политики.

Задача 11

Вам должны вернуть 50 тыс. руб. через 3 года. Должник готов сегодня погасить свой долг из расчета 15 % годовых. Какова текущая стоимость долга?

Решение:

По условию: будущая стоимость долга FV=50000 рублей;

период n=3 года; процентная ставка i=15%.

Определим текущую стоимость долга PV по формуле:

; руб.

3) Цена полученных ресурсов оказывает влияние на размеры банковской прибыли.

Ресурсы КБ формируются за счет собственных привлеченных и эмитированных средств. К собственным пассивам относятся:

Акционерный капитал (или уставный фонд банка) создается путем выпуска и размещения акций.

Резервный капитал или резервный фонд банков образуется за счет отчислений от прибыли и предназначен для покрытия непредвиденных убытков и потерь от падения курсов ценных бумаг.

Нераспределенная прибыль - часть прибыли, остающаяся после выплаты дивидендов и отчислений в резервный фонд.

Собственные средства имеют важное значение для деятельности КБ.

Снижение доли собственного капитала иногда приводит к банкротству банков.

Привлеченные средства составляют основную часть ресурсов КБ. Это депозиты (вклады), а корреспондентские счета.

основные из них - депозиты, которые подразделяются на вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады.

Вклады до востребования, а также на текущий счета могут быть изъяты вкладчиками по первому требованию. Владелец текущего счета получает от банка чековую книжку, по которой он может получать деньги и расплачиваться.

Срочные вклады - это вклады, вносимые клиентами банка на определенный срок, по ним уплачиваются повышенные проценты.

Одним из видов срочных вкладов являются депозитные сертификаты - это свидетельства о депонировании в банке определенной достаточно крупной суммы денег, в котором указываются срок его обязательного обратного выкупа банком и размер выплачиваемой при этом надбавки.

Важную роль в ресурсах банков играют сберегательные вклады населения в частности вклады целевого назначения.

Срочные вклады усиливают ликвидные позиции банков.

Межбанковские кредиты, т. е. ссуды, получаемые у других банков.

На кредитном рынке преобладают краткосрочные межбанковские кредиты, называемые "короткие деньги".

КБ получают кредиты у ЦБ в форме переучета и перезалога векселей в порядке рефинансирования и в форме ломбардных кредитов.

Контокоррент - единый счет, посредством которого производятся все расчетные и кредитные операции между клиентом и банком.

Эмитированные средства банков. Банки проявляют особую заинтересованность в изыскании таких средств клиентуры, которыми они могли бы пользоваться достаточно длительный период. К таким средствам относятся облигационные займы, банковские векселя.

Цель: купить больше "длинных" и дешевых денег, т. к. можно перепродать и больше получить прибыль.

Задача 10

Определите ожидаемую доходность портфеля инвестора при наличии следующих данных: безрисковая ставка 9 %, стандартное отклонение доходности рыночного портфеля 14 %, стандартное отклонение доходности портфеля инвестора 28 %, ожидаемая доходность рыночного портфеля 18 %.

Решение:

Доходность портфеля определяется по формуле: ,

- цена акции; - доходность безрисковых ценных бумаг;

? - бета-коэффициент; - доходность среднерыночных ценных бумаг.

? - коэффициент определяет уровень риска вложения акций конкретной компании. Рассчитывается как отношение уровня колебаемости рыночной стоимости акций конкретной компании к уровню колебаемости рынка в целом.

Ожидаемая доходность портфеля инвестора составит: = 9 + 2 * (18 - 9) =27%

Билет 13

1.Финансовые ресурсы предприятия. Состав и особенности формирования в рыночных условиях.

Финансовые ресурсы- это денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятия и используемые для формирования денежных фондов и резервов предприятия.

По существу - это денежные средства, вложенные в активы предприятия. Они образуются за счет целого ряда источников.

Источники:

- Внутренние и внешние. - Долгосрочные и краткосрочные. - Собственные и заемные.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет:

1. Собственных и приравненных к ним средств.

2. Привлечения средств на финансовых рынках.

3. Займов денежных средств от финансово-банковской системы.

Все источники финансовых ресурсов можно представить как:

1. Собственные:

- уставной капитал (УК). - прибыль от реализации продукции. - амортизационные отчисления (А). - целевое финансирование.

- дивиденды по акциям принадлежащим акционерному обществу (АО). - целевое финансирование (взносы и пожертвования).

2. Привлеченные:

- эмиссия акций (простых и привилегированных) - эмиссия облигаций - другие заемные ценные бумаги (ЦБ).

3. Заемные:

- кредиты банков. - кредиторская задолженность (КЗ). - лизинг

Методы формирования

Уставный капитал предприятия формируется в зависимости от типа предприятия. В рыночных условиях УК - это сумма вкладов учредителей для обеспечения жизнедеятельности предприятия.

У предприятия создается также резервный капитал (РК) - это денежный фонд предприятия, который организуется в соответствие с законодательством РФ, а источником являются отчисления от прибыли, остающихся в распоряжении предприятия.

Прибыль от реализации образуется в результате выручки от реализации ГП за минусом затрат, связанных с производством этой продукции.

Амортизационные отчисления - это постепенное перенесение стоимости ОПФ на с/с продукции в денежном выражении.

Целевое финансирование - поступления формируются при предоставление средств на реализацию конкретной программы предприятия.

Премии по акциям акционерного общества - поступления формируются из части прибыли направленной на потребление, но в силу собственности АО на эти акции остающейся в виде СК.

Эмиссия ЦБ - это выпуск и реализация ЦБ, денежные доходы и поступления формируется за счет сособственников (акционеров) и заимодавцев - держателей облигаций.

Кредиты - поступления формируются на договорной основе, с учетом платности, возвратности и срочности получаемых ресурсов.

Денежный фонд - это сумма денег, имеющих целевое назначение (фонд оплаты труда, амортизационный фонд и т.д.).

2.Природа налога. Функции налогов и принципы налогообложения.

Налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз-ного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности гос-ва или муниципальных образований.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и установлены элементы налогообложения:

1)объект налогообложения - это имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных това ров (работ, услуг), операции по реализации товаров (работ, услуг);

2)налоговая база - это количественная оценка объекта налогообложения;

Билет 14

1.Классификация затрат. Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия.

Затраты предприятия - это затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направленные на обеспечение основной деятельности предприятия.

По экономическому содержанию различают:

- материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие зараты.

По месту возникновения затрат различают: затраты основного производства; затраты вспомогательного производства; общепроизводственные; общехозяйственные расходы; расходы на продажу (по содержанию службы сбыта, расходы на упаковку, транспортировку).

По отношению к динамике объемов производства: постоянные (их динамика прямо не зависит от динамики от объемов производства; управленческие расходы; арендная плата) и переменные (их динамика прямо зависит от объемов производства).

По методу включения в себестоимость: прямые (расходы на производство отдельных видов продукции: расходы на материалы, полуфабрикаты) и косвенные (затраты на производство нескольких видов продукции: расходы на оборудование, цеховые и др.)

Эффект операционного левириджа - это явление, при котором незначительное изменение выручки приводит к более значительному изменению прибыли при сложившейся структуре затрат.

Например, ЭОЛ=3, значит, если выручка увеличится на 10%, то прибыль возрастет на 30%. Расчет ЭОЛ используется: при планировании прибыли; при оценке рисков потери предприятием прибыли при изменении выручки; на основе ЭОЛ определяется оптимальная структура текущих затрат предприятия.

2.Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура.

Ссудный капитал -- это денежный капитал, отдаваемый в ссуду, приносящий доход в форме ссудного процента.

Основные источники образования ссудного капитала:

1) денежные капиталы, временно высвобождающиеся в процессе кругооборота промышленного капитала;

2) денежные средства населения, помещаемые в виде вкладов в кредитные учреж дения;

3) вре менно свободные денежные средства государства.

Предложение ссудных капиталов и спрос на них концентрируются на так называемом денежном рынке, который, по существу, является рынком ссудных капиталов и отличается от товарных рынков своим единством. Рынок ссудных капиталов охватывает предприятия всех отраслей: все они предъявляют спрос на ссудный капитал, а также предлагают свои свободные денежные капиталы в ссуду.

Рынок ссудного капитала (РСК) - представляет собой экономические отношения, связанные с формированием спроса и предложения на денежный капитал, передаваемый в ссуду на возвратной основе и с уплатой процентов.

РСК выпоняет пять функций:

1)обслуживание товарного обращения через кредит;

2)аккумуляция временно свободных денежных средств предприятий, населения, государства;

3)трансформация аккумулированных средств в ссудный капитал;

4)обслуживание предприятий, государства и населения как источник покрытия расходов;

5)содействие концентрации и централизации капитала, образованию финансово-промышленных групп.

Рынок ссудного капитала - это механизм мобилизации и перераспределения ссудного капитала. На нем концентрируется спрос и предложение на ссудный капитал.

Различают функциональную (операционную) и институциональную структуру РСК.

С функциональной точки зрения рынок ссудных капиталов - система отношений, позволяющих аккумулировать и перераспределять денежные капиталы с целью обеспечения кредитом потребностей расширенного воспроизводства. Он делится на три рынка:

Билет 15

1.Управление товарными запасами. Методы оценки запасов.

Товарные запасы - это товарно-материальные ценности, которыми располагает предприятие.

Управление запасами представляет сложный комплекс мероприятий, подчиненных одной из стратегических целей финансовой политики - обеспечению бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат.

Политика управления запасами заключается в оптимизации общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.

Управление товарными запасами включает в себя этапы:

1 этап - анализ состояния товарными запасами в предшествующем периоде (анализ объема и динамики.).

2 этап - Планирование т.з. на предстоящий период - коэффициентный (за предшествующий период определяется как менялись товарные запасы)

Текущая потребность в запасах определяется с помощью их нормирования. Существуют несколько методов расчета нормативов: аналитический, коэффициентный и метод прямого расчета.

Аналитическим (опытно-статистический) методом проводится укрупненный расчет оборотных средств в размере их средних фактических остатков. Коэффициентный метод основан на определении нового норматива оборотных средств на базе имеющегося с учетом поправок на планируемое изменение объемов производства и сбыта продукции.

Метод прямого счета наиболее точный, обоснованный, но вместе с тем довольно трудоемкий. Он основан на определении научно обоснованных норм запаса по отдельным элементам оборотных средств.

4 этап - Метод А-В-С [разделение уровня запасов на 3 категории [А (очень важные), В (предметы средней степени важности), С (наименее важные)]

Методы оценки:

- метод Фифо - первый пришел, первый ушел - запасы учитываются по стоимости первой партии - применение метода Фифо приводит к оценке запасов по стоимости близкой к текущей, а себестоимости продукции - в ценах на начало периода (заниженной), что в условиях инфляции ведет к завышению величины прибыли;

- метод Лифо - последний пришел первый ушел - запасы оцениваются и учитываются по стоимости последней партии - использование метода Лифо снижает стоимость запасов на конец периода и завышает себестоимость продукции, что в условиях инфляции приводит к уменьшению величины прибыли и соответственно суммы уплачиваемых налогов ;

- средневзвешенный метод является наиболее объективным в отношении осуществления расчетов, но на практике сравнительно редко используется.

Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы.

Задача 15

По акции А выплачиваются дивиденды 100 руб., требуемая доходность для инвестора составляет 15 %. Какова справедливая стоимость акции?

Решение:

Стоимость акции = Ожидаемый дивиденд / Требуемая доходность

Стоимость акции = 100 / 0,15 = 666,7 руб.

666,7 руб. - это та цена акции, по которой мы готовы ее приобретать.

Если эта акция продается, например, по 600 руб., нам ее покупать выгодно, т.к. ее доходность будет больше 15 %.

Если акция продается, например, по 700 руб., то нам ее покупать невыгодно, т.к. ее доходность будет меньше 15 %.

2.Налоговая нагрузка организации и методы ее расчета.

Налогоплательщик, по определению, обязан производить отчисления со своих доходов в бюджет. С этой целью государством вводятся различные налоги и устанавливаются их определенные ставки. А поэтому та часть дохода, которая изымается у предприятия в пользу бюджета и внебюджетных фондов в виде налогов, пошлин и сборов, количественно определяет уровень налогового бремени. Данному показателю на макроуровне соответствует отношение общей суммы поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет страны к сумме стоимости всех товаров конечного потребления и оказанных услуг, произведенных на территории страны (ВВП).

Одним из методов расчета показателя валового внутреннего продукта страны является суммирование произведенной на предприятиях добавленной стоимости.

На уровне предприятия налоговое бремя может быть определено как:

* отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов предприятия. Этот показатель рассчитывается по данным обязательной бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2, 4) и определяет сопоставимую эффективность налогообложения на предприятии. Недостатком данного показателя является структурная несопоставимость его базы расчета с соответствующим расчетом на макроуровне;

* отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости. Данный показатель структурно сопоставим с показателями налогового бремени по экономике в целом. Его расчет возможен несмотря на отсутствие прямых данных о произведенной предприятием добавленной стоимости в обязательной отчетности.

Упрощенно расчет добавленной стоимости предприятия (ДС) может быть произведен в виде суммы следующих составляющих за отчетный период:

ДС = ФОТ + ЕСН + ПОФ + ПНП + ПР,

где

ФОТ -- оплата труда;

ЕСН -- единый социальный налог, начисляемый на фонд оплаты труда;

ПОФ -- потребление (амортизация) основных фондов, нематериальных активов и запасов;

ПНП -- прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС;

ПР -- балансовая прибыль.

Показатель налогового бремени предприятия (НБП) может быть рассчитан как по факту выплаты налогов (данные формы № 4), так и по факту их начисления (данные налоговых деклараций или данные бухгалтерского баланса о суммах задолженности перед бюджетом и фондами с учетом данных формы № 4):

НБП = (ПНП+ЕСН)/ДС.

Фактические значения налоговой нагрузки (по фактам начисления или выплат налогов) сопоставляются с показателем номинальной налоговой нагрузки (бремени) предприятия, под которой понимается средневзвешенная налоговая ставка предприятия на рубль фактической выручки или добавленной стоимости предприятия.

Расчет показателя номинального налогового бремени

Данный показатель рассчитаем как средневзвешенную величину налоговой ставки предприятия на рубль фактической выручки и добавленной стоимости предприятия при табулированных значениях баз налогообложения. Все расчеты проводятся по данным НК РФ и при неизменных ставках налогов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) 18%.

Акцизы - ставки акциза определяются отдельно по каждому виду подакцизного товара.

кредитный, или депозитно-ссудный (в том числе кратко-, средне- и долгосрочный);

фондовый (РЦБ);

валютный.

С институциональной точки зрения - это совокупность кредитно-финансовых учреждений и фондовой биржи, через которые осуществляется движение ссудного капитала.

РСК делится на два сектора:

кредитную систему,

биржевой рынок.

Задача 14

Рассчитать сумму амортизационных отчислений линейным методом и методом двойного уменьшающегося остатка по следующим данным:

Стоимость оборудования - 500 тыс. руб.;

Нормативный срок службы - 5 лет.

Решение:

1) Линейный метод

ежегодная сумма амортизационных отчислений составит 500 000 : 5 = 100 000 руб.

2) Метод двойного уменьшающегося остатка

Норма амортизации (100% : 5 = 20%) увеличивается на коэффициент ускорения - 2. Следовательно, норма амортизации уже равна 40%.

Амортизационные отчисления составят:

1 год 500 000 * 40% = 200 000 руб.

2 год (500 000 - 200 000) * 40% = 120 000 руб.

3 год (300 000 - 120 000) * 40% = 72 000 руб.

4 год (180 000 - 72 000) * 40% = 43 200 руб.

5 год (108 000 - 43 200) * 40% = 25 920 руб.

Итого: 461 120 руб.

3)налоговый период - это календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате;

4)налоговая ставка - это величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы.

5)порядок исчисления налога - исчисление суммы налога, подлежащего уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, с учетом налоговой ставки и налоговых льгот.;

6)порядок уплаты налога - это определенные приемы внесения налога в соответствующий бюджет или во внебюджетные фонды;

7)сроки уплаты налога - устанавливаются при менительно к каждому налогу, сроки определяются календарной датой или истечением пе риода, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями.

Функции налогов:

1) Фискальная - проявляется в обеспечении гос-ва финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

2) Регулирующая - налоги стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный спрос населения.

3) Контрольная - состоит в том, что появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями гос-ва в финансовых ресурсах.

4) Распределительная - посредством налогов в гос-ном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных.

Принципы налогообложения:

1) налоги устанавливаются законом;

2) принцип всеобщности - обязанность платить налоги распространяется на всех лиц, при знаваемых НК РФ;

3) принцип равенства - это справедливого перераспределения налогового бремени путем дифференциации ставок налогов и предоставления льгот;

4) принцип справедливости;

5) равное налоговое бремя (мера экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов);

6) налоги должны иметь экономическое обоснование;

7) налоги не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав;

8) налоги не должны нарушать единое экономическое пространство;

9) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, если они не обладают признаками налогов, установленных НК;

10) принцип удобного налогообложения;

Задача 13

Определить норматив по незавершенному производству при условии, что затраты на валовую продукцию в IV кв. составили 900 тыс. руб., длительность производственного цикла 5 дней, доля первоначальных затрат 60 %, последующих - 40 %.

Ннп - норматив по незавершенному производству; Д - длительность производственного цикла;

В - однодневные затраты на выпуск продукции; К - коэффициент нарастания затрат.

, , где ВП - валовая продукция,

А - первоначальные затраты (60%), Б - затраты нарастающие равномерно (40%)

Имеем ; тыс.р.

Билет 16

1.Методы управления оборотным капиталом

Главной целью управления оборотным капиталом является определение его оптимальной величины и оптимальной структуры по стадиям кругооборота, уровню ликвидности, источником формирования.

Потребность в оборотных активах меняется по времени однако потребность есть всегда. Источником формирования ОА является СК и ЗК. Встает вопрос соотношения СК и ЗК.

СК наиболее дорог, чем относительно не огромный ЗК, т.е. нецелесообразно все временные потребности финансировать за с чет СК, - это привет к излишним запасам.

Различают следующие методы управления оборотным капиталом: Консервативный, оптимальный, агрессивный.

Консервативный - вся постоянная потребность и часть временной покрывается за счет собственных источников и только в отдельных случаях привлекаются кредиты.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты