Рефераты

Сущность налогов и принципы налогообложения

p align="left">При формировании данной статьи затрат необходимо учесть следующее.

В соответствии с действующим законодательством банки - это коммерческие учреждения, являющиеся Юридическими лицами, которым при наличии лишении, выдаваемой Центральным банком РФ, предоставлено право привлекать от предприятий и граждан денежные средства и от своего имени размещать их на условиях возвратности, плотности и срочности, а так" же осуществлять иные банковские операции.

Отдельные банковские операции при наличии лицензии Центрального банка РФ могут выполнять учреждения, не являющиеся банками, которые именуются другими кредитными учреждениями.

Предприятия могут также получать денежные средства во временное пользование (займы) от других предприятий и организаций на условиях платности.

Однако поскольку в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются только платежи по кредитам банков, а также затраты на оплату процентов по Kpes датам поставщиков (производителей работ, услуг) за приобретение товарно-материальных ценностей (проведение работ, оказание услуг), не подлежат включению в издержки производства и обращения расходы по) уплате процентов за пользование заемными средствами, предоставленные другими (кроме банков) кредитными учреждениями, а также предприятиями и opганизациями в виде различных ссуд, займов, временной финансовой помощи.

Включение в себестоимость продукции (работ услуг) услуг банков по расчетно-кассовому обслуживанию, услуг связи и вычислительных центров, консультационных, информационных и других услуг, оказываемых сторонними предприятиями и организациями и носящих разовый характер, производится, как правило, с момент их оплаты. В случаях когда, например, консультационные и информационные услуги оказываются в соответствии с заключенными договорами в течение длительного времени (абонементное обслуживание и т.д.), расходы по их оплате включаются в издержки производства и обращения равномерно в течение периода, на который заключен договор, независимо от, даты их оплаты.

Плата за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов включается в себестоимость продукции равными долями в течение срока действия договора аренды.

При этом, если арендодателем является физическое: лицо, оно должно быть зарегистрировано в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаю гея: доходы, получаемые 0т долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и в возмещение убытков (за исключением сумм экономических санкций, вносимых в доход государственного бюджета, - за нарушения налогового законодательства, дисциплины цен и др.). Доходы предприятий, полученные в иностранной валюте, подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, действовавшему на день получения дохода.

Одна из самых сложных проблем в налоговом законодательстве - это правильное определение для целей налогообложения доходов и расходов, полученных и произведенных в иностранной валюте, возникающих как при проведении операций в иностранной валюте в пределах РФ, так и осуществлении деятельности за рубежом и экспортно-импортных операций (включая товарообменные (бартерные) сделки).

В соответствии с действующими правилами выручки от реализации продукции, товаров, работ и услуг за иностранную валюту определяется по курсу рубля, котируемому Банком России на дату совершения операции, которая в зависимости от принятой на предприятии в отчетном периоде учетной политики представляет собой либо дату отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг), либо дату поступления Денежных средств на валютный счет или в кассу предприятия. При этом зачислением денежных средств на валютные счета предприятий считается первичное поступление иностранной валюты на один из видов открытых им валютных счетов, а именно: транзитный валютный счет, текущий валютный счет, валютные счета за рубежом. В случае когда выручка от реализации поступает на транзитный валютный счет и после обязательной продажи ее части поступает на текучи валютный счет, моментом включения денежных средств в состав доходов от реализации продукции, работ, услуг считается дата зачисления денежных средств на транзитный валютный счет.

При экспорте продукции (работ, услуг) в условиях когда выручка от реализации определяется предприятием на момент отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг), доход исчисляется по курсу рубля к иностранной валюте на дату составления экспортно-грузовой таможенной декларации. Аналогично определяется величина дохода от реализации продукции, работ и услуг при осуществлении товарообменных оп раций.

Если в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой выручка от реализации определится по мере поступления денежных средств на счета учреждения банков или в кассу предприятия, выручка от реализации продукции (работ, услуг) при осуществлении экспортно-импортных товарообменных операций определяется исходя из фактурной (таможенной стоимости товарно-материальных ценностей, поступивших из-за границы по бартеру, пересчитанной в; рубли по курсу Банка России на дату составления грузовой (импортной) таможенной декларации.

Затраты предприятия, произведенные в иностранной валюте, для целей налогообложения определяются по курсу, котируемому Банком России на дату совершения операции, которая определяется следующим образом.

При приобретении основных средств, нематериальных активов, товаров и прочих материальных ценностей за иностранную валюту их стоимость для цел налогообложения пересчитывается в рубли по курсу дату оприходования в бухгалтерском учете, т.е. в дефактического поступления, а при осуществлении импортных операций - на дату составления грузовой! таможенной декларации.

Расходы по оплате выполненных работ (оказанных услуг), произведенные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли на дату составления актов выполненных работ (оказанных услуг).

Заработная плата, выплачиваемая сотрудникам предприятий в иностранной валюте за выполнение трудовых и приравненных к ним обязанностей по основному месту работы, по совместительству, договор рам гражданско-правового характера, по которым работы выполняются более одного месяца, для целей включения в издержки производства и обращения пересчитывается в рубли по курсу на последний календарный день того периода, в котором она начислена.

Затраты, произведенные за счет денежных средств в иностранной валюте, выданных под отчет, определяются в рублях по курсу на дату утверждения авансового отчета.

Другие доходы и расходы предприятий, полученные и произведенные в иностранной валюте, возникают вследствие наличия положительных и отрицательных курсовых разниц от переоценки валютных статей баланса, а также от осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты.

В соответствии с действующими правилами и нормами при текущем изменении курса рубля к иностранным валютам подлежат переоценке с отнесением возникающих курсовых разниц на финансовые результаты отчетного года следующие статьи баланса: в активе - денежные средства на транзитном, текущем, других валютных счетах и кассе предприятия, прочие денежные средства и денежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), ценные бумаги с номиналом в иностранной валюте (акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты), средства в расчетах (авансы, выданные предприятиям и гражданам, включая средства, выданные под отчет), ссуды, краткосрочные и долгосрочные займы, выданные юридическим и физическим лицам на определенный срок, различная дебиторская задолженность, включая задолженность по арендованным основным средствам, сданным в долгосрочную аренду с правом выкупа; в пассиве - кредиторская задолженность (в том числе задолженность за основные средства, полученные в долгосрочную аренду с правом выкупа, задолженность бюджету по платежам и ассигнованиям, производимым в иностранной валюте), задолженность по расчетам с работниками, ссуды, краткосрочные и долгосрочные займы, полученные от учреждений банков, других кредитных Учреждений, предприятий и организаций.

Не подлежат переоценке в связи с текущим изменением курса рубля к иностранным валютам следующие активы и пассивы: приобретенные за иностранную валюту основные средства (включая основные фонды, слученные в долгосрочную аренду), нематериальные активы, товарно-материальные ценности, ценные бумаги с номиналом в рублях РФ; произведенные в иностранной валюте расходы будущих периодов, производственные затраты, оборудование к установке, законченные капитальные вложения; уставный фонд в части, сформированной за счет поступлений в иностранной валюте; задолженность по средствам в иностранной валюте, объединенным для осуществление совместной деятельности; доходы будущих периодов полученные в иностранной валюте, а также задолженность бюджета (дебиторская) по налогам и другими обязательным платежам в иностранной валюте, (данная статья не подлежит переоценке постольку, поскольку в соответствии с действующим порядком размер платежей в бюджет, производимых в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу на день уплаты).

Оценка таких статей баланса производится также по курсу рубля к иностранным валютам на дату совершения хозяйственных операций.

Доходы и расходы по операциям купли-продажи иностранной валюты, связанные с текущим изменением курса рубля, также подлежат отнесению на финансовые результаты по завершении таких операций.

При исчислении облагаемой прибыли валовая при быль уменьшается на сумму отчисления в резервный} или другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые в соответствии с законодательством предприятиями, для которых предусмотрено создание таких фондов до достижения размеров, установленных учреди-; тельными документами, но не более 25% уставного: фонда. При этом сумма отчислений в указанные фонды не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли предприятий.

Налог на прибыль предприятий и организаций уплачивается в бюджет исходя из облагаемой прибыли и установленной ставки налога. Например, в 1992-1 1993 гг. ставка налога на прибыль была установлена S размере 32%, а по доходам от посреднических операций и сделок - 45%. При этом к посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения. В соответствии с действующим законодательством по договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические) действия за вознаграждение, по договору комиссий; комиссионер обязуется по поручению комитента (лица, по поручению которого совершается сделка) совершить одну или несколько сделок от своего имени за счёт комитента за вознаграждение.

Начиная с 1994 г. налог на прибыль уплачивается предприятиями и организациями в федеральный бюджет по ставке 13%, в бюджеты субъектов РФ - 22%. В то же время органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать максимальную ставку налога на прибыль, зачисляемого в их бюджеты, в размере 25%, а для банков и страховщиков - 30%.

Кроме налога с прибыли предприятия и организации уплачивают в бюджет налог с суммы превышения расходов на оплату труда работников предприятия, занятых в основной деятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной, по ставкам налога на прибыль. Порядок определения нормируемой величины расходов на оплату труда работников предприятий, занятых в основной деятельности; устанавливается действующим законодательством, и в настоящее время она составляет шесть установленных законом размеров минимальной месячной заработной платы.

Для решения наиболее важных задач, решаемых государством в рамках реализации основных направлений экономической политики, действующим законодательством установлена система налоговых льгот, позволяющих существенно снизить сумму налога на прибыль.

При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:

1) направленные на финансирование капитальных вложений по развитию собственной производственной и непроизводственной базы, а также в порядке долевого участия, включая расходы на погашение кредитов банков, выданных на эти цели.

Данная льгота, являясь наиболее существенной налоговой льготой для всех категорий плательщиков, предоставляется при условии полного использования ими сумм начисленного износа на последнюю отчетную дату и не должна уменьшать фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.

Под собственной производственной и непроизвольной базой следует понимать совокупность объектов основных производственных и непроизводственных фондов, находящихся в собственности предприятия или в его полном хозяйственном ведении (постнее условие характерно для государственных и муниципальных предприятий, использующих для осуществления уставной деятельности объекты федеральной муниципальной собственности) и учитываемых на балансе, включая основные фонды, переданные в краткосрочную аренду. Не относятся к собственной производственной и непроизводственной базе предприятия объекты основных фондов, построенные при долевого участии и числящиеся на балансе других предприятие, а также переданные в долгосрочную аренду с правом выкупа и безвозмездно другим предприятиям как наличии, так и отсутствии совместной деятельности, также в качестве паевых взносов в уставные фонды вновь созданных предприятий.

В состав затрат на капитальные вложения включаются:

-- приобретенное оборудование (силовые и рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирущие приборы, вычислительная техника, транспортные средства, включая служебные легковые автомобили, автобусы, инструмент, офисное оборудование (копировальные машины, теле-, аудио- и видеоаппаратура, приемно-переговорные устройства, факсимильные aаппараты, телефонные станции и т.д.), передаточные устройства (различные кабельные сети, сети связи и др.), прочий производственный и хозяйственный инвентарь);

-- выполненные строительно-монтажные, ремонтно-строительные, проектно-изыскательские, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы, связанные с осуществлением нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующего производства, проведением предпроектных обследований и разработкой проектов, ее составлением титульных списков, осуществлением авторского надзора за соблюдением утвержденных проектов при производстве строительно-монтажных работ, проведением научных исследований в связи с необходимостью адаптации проекта к специфическим условиям строительства данного объекта;

-- затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на приобретение собственность земельных участков;

-- расходы на подготовку эксплуатационных кадров для вновь созданных предприятий или структурных подразделений (цехов, участков, технологических комплексов и т.д.);

-- затраты на оплату труда строительных рабочих, накладные и другие расходы при выполнении капитальных работ хозяйственным способом;

-- другие расходы.

Для целей налогообложения фактическими расходами на капитальные вложения, произведенными за счет собственных средств, независимо от времени их оплаты (предварительной или последующей) считаются:

а) стоимость оборудования, не требующего монтажа, - на момент оприходования в бухгалтерском учете по счету 08 "Капитальные вложения", а оборудования, требующего монтажа, - по состоянию на дату его сдачи в монтаж;

б) стоимость строительно-монтажных и других работ, о выполнении которых составлен соответствующий акт, того отчетного периода, в котором они выполнены;

в) стоимость приобретенных в собственность земельных участков по состоянию на дату оформления свидетельства о праве собственности на землю;

г) затраты на обучение эксплуатационных кадров,распределяемые равномерно между различными от четными периодами в течение всего срока действия договора с учебным заведением либо в момент оплаты (если обучение производится в рамках одного отчет ного периода);

д) затраты на выполнение капитальных работ хозяйственным способом и прочие затраты (кроме затрат на погашение ссуд банка, полученных на финансирование капитальных вложений) - в порядке, установленном для включения в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Фактические расходы на капитальные вложения до отнесения их величины на уменьшение налогооблагаемой прибыли уменьшаются на величину износа основных средств, исчисленного по нормам амортизационных отчислений на полное восстановление и относящееся к отчетным периодам, начиная с 1993 г. Износ начисляется на введенные в эксплуатацию основные средства (включая оборудование, находящееся в запасе, приобретенные за счет всех источников финансирования, а также полученные в долгосрочную аренду правом выкупа;

2) размере 30% от капитальных вложений на природоохранные мероприятии включая долевое участие, в том числе на реализации мер и программ по охране природы и воспроизведет природных ресурсов, гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ, внедрении, экологически чистых, мало- и безотходных технологий, использованию вторичных ресурсов, выпуску экс логически чистой продукции;

3) затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образование культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом. участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений. Затраты предприятий при долевого участии принимаются в пределах норм, утвержден местными органами государственной власти, на территориях которых находятся указанные объекты учреждения. Если такие нормативы местными органу ми государственной власти не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории, подведомственным указанным органам;

4) взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов интернационалистов, воевавших в Афганистане, военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, общественным организациям инвалидов, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном пс рядке, а также средств, перечисленных предприятия" учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, культуры и спорта, но не более 5% облагаемой налогом прибыли.

Кроме того, ставки налога на прибыль предприятия понижаются на 50%, если из общего числа их работ-ликов инвалиды составляют не менее 50% либо инвалиды и (или) пенсионеры - не менее 70%. Для предприятий, находящихся в собственности религиозных и общественных организаций и объединений (кроме профессиональных союзов, политических партий и движений), творческих союзов, общественных благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности этих организаций, объединений, союзов и фондов.

По предприятиям, получившим в предыдущем году убыток (на основании бухгалтерского баланса), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие в течение последующих 5 лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных фондов).

Не подлежит налогообложению прибыль:

-- религиозных организаций (объединений) от культовой деятельности и от реализации предметов, необходимых для совершения культа;

-- общественных организаций инвалидов, а также находящихся в собственности этих организаций учреждений, предприятий и объединений в части, направляемой на уставную деятельность этих организаций;

-- образовательных учреждений в части, направленной на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.

При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль без всяких ограничений уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими в установленном порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, непосредственно на нужды обеспечения развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.

Для получения вышеназванной льготы в первую очередь следует получить в государственных органах Управления образованием лицензию на осуществление образовательной деятельности. Далее необходимо иметь в виду, что уменьшению подлежит прибыль, полученная образовательным учреждением от всех без исключения видов деятельности, скорректирован на величину внереализационных доходов и пот включая положительные и отрицательные курсов разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте. Что касается расходов, произведен образовательным учреждением в отчетном периоде, для целей определения размера налоговой льготы учитываются суммы, направленные на нужды об печения, развития и совершенствования других вид деятельности (кроме образовательной), которые осуществляет данное учреждение образования.

В связи с этим предоставление данной налогов льготы учреждениям образования, осуществляющие другие (кроме образовательной) виды деятельное может производиться только при наличии раздельного учета доходов и расходов по каждому виду деятельности.

К расходам на нужды обеспечения образовательного процесса относятся все затраты, производи учреждением образования в процессе осуществления образовательной деятельности, которые в соответствии с действующим порядком подлежат включению себестоимость продукции, работ, услуг в порядке, изложенном выше. Кроме того, к таким расходам о носятся также некоторые затраты, производимые 3 счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов:

-- оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством (в части, о носящейся к образовательному процессу), в случае когда штатным расписанием учреждения образование предусмотрены те или иные функциональные службы произведенные сверх утвержденных в установлю ном законодательством порядке норм представительские расходы, связанные с осуществлением образовательной деятельности (расходы по проведению официального приема представителей других предприятий, включая иностранных, на посещение культурно-зрелищных мероприятий, оплата услуг переводчиков не состоящих в штате предприятия), расходы по проведению заседаний совета (правления) предприятия ревизионной комиссии предприятия, расходы на командировки, связанные с производственной деятельностью, затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров для образовательной деятельности расходы на рекламу услуг в сфере образования, связанных с учебно-производственным процессом в данном образовательном учреждении;

-- платежи по кредитам банков, выданным для нужд обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, производимые сверх сумм, исчисленных исходя из учетной ставки Центрального банка РФ увеличенной на три пункта (за исключением процентов по отсроченным и просроченным ссудам), а также проценты за пользование полученными на эти цели временно свободными средствами других кредитных учреждений, предприятий и организаций.

В состав затрат на развитие и совершенствование образовательного процесса включаются расходы, производимые учреждением образования за счет собственных средств, на:

-- финансирование капитальных вложений (перечень статей расходов изложен выше);

-- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с совершенствованием образовательного процесса;

-- создание и совершенствование систем и средств управления образовательным процессом (в том числе расходы по приобретению программных продуктов с целью их использования в образовательной деятельности и управления ею).

Не включаются в расходы на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса следующие затраты:

-- выплаты персоналу учреждения, занятому в образовательной деятельности, в виде материальной помощи, премий из средств специального назначения и целевых поступлений, оплаты дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх установленных законодательством) отпусков, надбавок к пенсиям сверх установленных законодательством размеров, дивидендов по акциям, других выплат, которые в соответствии с действующим порядком не включаются в состав расходов на оплату труда;

-- затраты на содержание находящихся на балансе образовательных учреждений объектов социально-культурной сферы;

-- взносы на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды, общественным организациям и объединениям, учреждениям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, культуры и искусства и др.;

-- безвозмездное перечисление денежных среди гражданам, сторонним предприятиям и организации на различные цели;

-- внесение в бюджет сумм экономических и финансовых санкций за нарушение налогового и иного законодательства;

-- другие затраты, производимые учреждениями образования за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, для целей, не связанных с обеспечением нужд обеспечения развития и совершенствования образовательного процесса, других предприятиями и организациями в соответствии с действующим законодательством.

Органы государственной власти национального дарственных и административно-территориальных образований помимо льгот, предусмотренных законов могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в бюджеты.

Сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского отчета и отчетности самостоятельно.

В течение квартала плательщики, за исключи предприятий с иностранными инвестициями, а т; малых предприятий, производят авансовые взносы налога исходя из предполагаемой суммы прибыли налогооблагаемый период и ставки налога. Для контроля за правильностью определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых сумм налога на прибыль предприятия представляют налоговым органам по месту своего нахождения справки о предполагаемой сумме прибыли на текущий квартал.

По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога на прибыль нарастающим итогам с начала года исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыли сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.

Предприятия с иностранными инвестициями yплачивают в течение года авансовые платежи в раз" 1/4 годовой суммы налога не позднее 15-го числа последнего месяца каждого квартала. Авансовая сумма налога на текущий год определяется исходя предполагаемой прибыли и ставки налога. Налог на прибыль, фактически полученную за истекший календарный год, исчисляется на основании годового бухгалтерского отчета не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.

Уплата налога на прибыль производится в безналичном порядке в рублях РФ в сроки, установленные действующим законодательством. Предприятия с иностранными инвестициями могут уплачивать налог в иностранной валюте по курсу Банка России, действующему на дату получения дохода.

Помимо налога на прибыль предприятия и организации уплачивают налоги со следующих видов доходов и прибыли:

-- дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, за исключением доходов, полученных по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам;

-- доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории РФ;

-- доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, видеосалонов, от видеопоказа, от проката видео- и аудиокассет и записи на них, игровых автоматов с денежным выигрышем. При определении суммы дохода, подлежащего налогообложению, из полученной выручки вычитаются материальные затраты, связанные с получением этого дохода;

-- прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта, в других помещениях, число мест в которых превышает две тысячи.

Налоги с доходов от акций, облигаций и других Ценных бумаг, а также от участия в уставных фондах Других предприятий взимаются по ставке 15%, с доходов банков - 18% у источника этих доходов. Ответственность за правильность перечисления в бюджет Данных налогов несет предприятие, выплачивающее доход.

Помимо вышеназванных платежей плательщики налога на прибыль вносят в доход бюджета дополнительные платежи, исчисленные в виде разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога на прибыль по ставке, рассчитанной исходя из учетной ставки, установленной в истекшем кварт Центральным банком РФ, при определении размеров которых необходимо учитывать следующее.

Авансовыми взносами налога на прибыль за истекший квартал следует считать сумму фактически в сенных авансовых платежей за квартал с учетом платежей, произведенных в предыдущем периоде в с авансовых платежей данного квартала (переплата начало квартала), но не более суммы авансовых платежей, заявленной в справке о предполагаемой прибыли на квартал.

Фактически внесенные в доход бюджета авансовые платежи засчитываются в погашение авансовых взносов налога на прибыль, указанных в представленной в налоговый орган справке, если они были внесены дм конца отчетного квартала.

Если в истекшем квартале по лицевому счету предприятия были отражены какие-либо суммы платежей к уменьшению, они засчитываются для целей исчисления дополнительных платежей (возврата из бюджета) в счет авансовых взносов налога на прибыль.

Расчет дополнительных платежей (возврата из бюджета) составляется за каждый истекший квартал в целом по предприятиям, получившим в отчетном квартале прибыль.

Расчет не составляется:

а) предприятиями, полностью освобожденными от уплаты налога на прибыль;

б) предприятиями с иностранными инвестициями

в) иностранными юридическими лицами, получающими доходы от деятельности в РФ;

г) предприятиями, объединениями и организациями в части прибыли, полученной от игорного бизнеса" видеосалонов, видеопоказа, проката видео- и аудио кассет и записи на них, проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта, других помещениях число мест в которых превышает 2 тыс.;

д) предприятиями, получившими в отчетном квартале убыток либо нулевой финансовый результат (ходы равны расходам), так как в соответствии с действующим порядком общая сумма возврата не мо может превышать величину денежных средств, фактически внесенных в истекшем квартале в счет авансовых взносов налога на. прибыль (включая переплату на начало квартала);

е) другими предприятиями, освобожденными от несения в бюджет авансовых взносов налога на прибыль.

Суммы дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) относятся на финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий в квартале, следующим за кварталом, за который представлен расчет таких платежей (возврата из бюджета). Отражение таких операций в бухгалтерском учете производится при начислении дополнительных платежей по дебету счета 80 "Прибыли и убытки" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", а при начислении сумм, дополнительно причитающихся к возврату из бюджета, - по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счета 80.

При наличии у предприятия нескольких видов деятельности, прибыль от которых облагается по различным ставкам налога, распределение дополнительных платежей по видам бюджетов производится исходя из соотношения, возникшего при исчислении основных платежей налога на прибыль.

3. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг.

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

Следует, однако, отметить, что переходный характер российской экономики характеризуется наличием множества специфических для данного этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения (инфорсмента), обеспечения исполнения контрактов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности). В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования конкурентоспособной налоговой системы, определившим базу для ее построения. На среднесрочную перспективу не запланировано реализации мер в области налоговой политики, которые по своему масштабу будут сопоставимы с глобальной перестройкой налоговой системы, произошедшей с принятием Налогового кодекса в первой половине 2000-х годов или налоговой реформой начала 1990-х годов. Однако проведение институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований, включения России в мировые экономические процессы.

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

1) Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы

2) Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Как уже говорилось выше, введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

3.1 Принятые и реализованные меры в области налоговой политики, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2007 - 2010 годах

Начиная с 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ организации получают право в полном размере уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущем году. Подобное решение, позволяющее в полном объеме переносить полученные в прошлом убытки на будущие периоды, позволит не только повысить нейтральность данного налога по отношению к экономическим решениям налогоплательщиков, но и создать дополнительные стимулы к осуществлению долгосрочных инвестиционных проектов. В 2002 - 2005 гг. совокупная сумма переносимого на текущий налоговый период убытка прошлых лет не могла превышать 30% от налоговой базы, а в 2006 г. - 50%.

Из мер, направленных на повышение привлекательности инвестиционной деятельности налогоплательщиков, можно также отметить введение законом от 27.07.2006 №144-ФЗ "инвестиционной премии" (возможности отнесения на расходы отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения в размере до 10%), право на применение которой вступило в силу с 1 января 2006 года, а также введение возможности с 2007 года равномерного, в течение одного года, отнесения на расходы затрат на осуществление любых НИОКР (в том числе не давшие положительного результата).

В целях финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий был принят и вступил в силу федеральный закон о продлении на 2006-2007 гг. применения нулевой ставки налога в отношении доходов, получаемых от реализации произведенной и реализованной налогоплательщиками сельскохозяйственной продукции.

Также в 2007 году вступают в силу изменения в налоговое законодательство, связанные с созданием в Российской Федерации такого источника финансирования деятельности некоммерческих организаций, как целевой капитал (эндаумент). Эти изменения предполагают исключение из доходов, учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль организаций, поступлений от благотворителей на формирование целевого капитала, доходов некоммерческих организаций от управления средствами целевого капитала, а также поступлений некоммерческих организаций - благополучателей от организаций - собственников целевого капитала.

3.2 Основные направления совершенствования налоговой системы в среднесрочной перспективе

Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций. Особенностью российской налоговой системы является необходимость ее функционирования в условиях федеративного государства и многоуровневой бюджетной системы. В этой связи перенос налогоплательщиками центра формирования прибыли в целях налогообложения в иной субъект Федерации приводит к возникновению проблем с доходами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Помимо этого, невозможность в настоящее время консолидации налоговых обязательств различных налогоплательщиков, входящих в один холдинг или группу компаний, создает стимулы для применения трансфертных цен внутри холдинга для перераспределения финансовых ресурсов, что также негативно сказывается на налоговых доходах региональных и местных бюджетов.

В этой связи предлагается внедрить в Российской Федерации широко используемый в зарубежных странах институт консолидированной налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по налогу на прибыль организаций, позволяющий суммировать финансовый результат в целях налогообложения различным налогоплательщикам, входящих в состав холдинга или группы компаний. При этом распределение платежей налога на прибыль такого консолидированного налогоплательщика между бюджетами субъектов Российской Федерации будет осуществляться по аналогии с действующими в настоящее время правилами распределения между бюджетами налога, исчисленного в отношении обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, - то есть пропорционально средней арифметической доле компании-участника консолидированной группы в совокупной стоимости основных фондов и фонда оплаты труда консолидированной группы. Это позволит избежать ситуации, наблюдаемой в настоящее время, при которой факт регистрации центра прибыли группы компаний в качестве налогоплательщика в каком-либо субъекте Российской Федерации приводит к резкому увеличению поступлений налога на прибыль организаций в бюджет данного субъекта Федерации за счет уменьшения доходов иных регионов, в которых осуществляют свою деятельность прочие компании - участники данной консолидированной группы.

В рамках внедрения этого института предполагается решить следующие задачи:

а) Определение характеристик холдинга или группы налогоплательщиков, для которых возможно консолидация в целях налогообложения налогом на прибыль организаций.

б) Внедрение возможности перерасчета налоговых обязательств за прошедшие налоговые периоды при изменении состава лиц, формирующих консолидированного налогоплательщика.

в) Определение особенностей консолидации в налоговых целях для предприятий, относящихся к отдельным секторам экономики (банкам, страховым организациям, финансовым учреждениям).

г) Определение механизма консолидации, а также лица, ответственного за исчисление и уплату в бюджет налога на прибыль организаций в отношении консолидированной группы налогоплательщиков.

д) Система консолидированной отчетности о прибыли группы компаний должна иметь следующие основные характеристики:

- материнская компаний несет ответственность за подачу декларации от имени всех компаний-членов группы;

- группой компаний считаются компании, прямо или косвенно принадлежащие материнской компании, на основании критерия, в виде минимальной доли участия;

- компании-члены группы принимают решение о подаче деклараций о доходах в консолидированной форме;

- в налоговых целях не принимаются во внимания последствия операций внутри группы (например, распределений дивидендов и сделки между членами группы);

- целесообразно предоставить право на зачет чистых убытков одной компании-члена группы против чистых прибылей других членов группы, поскольку результаты экономической деятельности компаний должны консолидироваться;

- особые правила должны действовать в отношении зачета чистых убытков, понесенных за период, предшествующий году консолидации, в счет прибылей группы, кроме того, должны быть предусмотрены ограничения на использование чистых убытков компаниями-членами, которые выходят из группы;

- наличие договора о распределении налоговой обязанности между компаниями-членами группы, которым определяются их взаимные относительные обязанности, не смотря на то, что юридически все члены группы должны солидарно и по отдельности нести налоговую обязанность всей группы;

- необходимо ввести определенный метод учета экономического вклада компаний-членов в группу компаний, экономических льгот, полученных компаниями-членами, а также способов корректировки в случае выхода компании из группы;

- необходимо ввести особые требования к сведению и ведению консолидированной отчетности.

С введением понятия консолидированного налогоплательщика устраняются проблемы, связанные с трансфертным ценообразованием, применительно к ситуации внутри страны.

Иными словами, ситуация когда аффилированные (дочерние) компании манипулируют ценами сделок, совершаемых между ними, с целью переноса дохода или расходов на компанию, которая декларирует наилучший результат с точки зрения налогов среди всех компаний группы, будет пресечена.

Налогообложение налогом на прибыль организаций при совершении операций с ценными бумагами. В связи с развивающимся характером российского рынка ценных бумаг законодательство в части правил налогообложения при совершении операций с ценными бумагами постоянно совершенствуется. В среднесрочной перспективе предполагается решить следующие проблемы, связанные с налогообложением налогом на прибыль при совершении организациями операций с ценными бумагами.

а) Предлагается уточнить в налоговом законодательстве порядок определения рыночной цены ценной бумаги в случае ее реализации.

В настоящее время из налогового законодательства следует, что все ценные бумаги (как обращающие на организованном рынке, так и не обращающиеся) в случае их реализации должны продаваться по рыночным ценам. При этом в Кодексе дано определение рыночной цены и установлен механизм ее расчета.

При отсутствии информации о рыночных ценах у организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки налогоплательщик принимает в качестве рыночной цены интервал цен при реализации этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

Учитывая значительные колебания рыночных цен на фондовом рынке в течение года, следует рассмотреть вопрос о возможности ориентироваться на торги, которые состоятся до конца того отчетного периода, в котором была заключена сделка с ценной бумагой, или сократить период, в течение которого проводились торги, с 12 месяцев до 30 дней.

Кроме того в настоящее время в Кодексе не урегулирован вопрос с определением рыночной (расчетной) цены ценной бумаги при ее покупке или продаже через международные электронные системы, когда невозможно определить, на территории какой страны приобретена бумага и каким образом определяется рыночная (расчетная) цена. В этой связи следует рассмотреть вопрос о признании рыночной цены по месту продажи или по месту приобретения ценной бумаги.

б) Внесение изменений в налоговое законодательство, связанных с регулированием налогообложения при уступке прав требования долга.

В настоящее время готовится внесение изменений в законодательство в части регулирования секьюритизации финансовых активов. Проект закона разработан в целях создания условий для финансирования и (или) рефинансирования финансовых активов юридических лиц посредством эмиссии облигаций или выпуска иных ценных бумаг (секьюритизация).

В соответствии с указанным проектом закона будут созданы специализированные финансовые общества, предметом деятельности которых может быть только приобретение прав (требований) по обязательствам, осуществление эмиссии облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается за счет указанных прав (требований), а также осуществление иных сделок, которые носят вспомогательный характер по отношению к приобретению прав (требований) и осуществлению эмиссии указанных облигаций. К вспомогательным сделкам, в частности, предполагается отнести договор с управляющей компанией, договор об оказании консультационных, юридических или бухгалтерских услуг.

Выдача кредитов, займов и иных видов заимствований, с точки зрения гражданского законодательства, не признается ни товаром, ни работой, ни услугой, а проценты по ним признаются платой за пользование денежными средствами. В связи с этим, возникает проблема признания убытка от переуступки права требования, например, по кредиту. Кредитные организации предоставляющие долгосрочные кредиты, скорее всего, не будут заинтересованы в переуступке прав требования по этим кредитам специализированным финансовым обществам, если не признавать убыток от такой переуступки.

В целях создания условий для финансирования и (или) рефинансирования финансовых активов юридических лиц с помощью специализированных финансовых обществ следует рассмотреть вопрос о возможности признания в налоговых целях убытка от переуступки прав требования долга по кредитам.

в) В среднесрочной перспективе в связи с реализацией приоритетных национальных проектов предполагается уделить внимание решению вопросов с налогообложением закладных, выпускаемых в обеспечение ипотечных кредитов, поскольку в действующем налоговом законодательстве эта проблема не урегулирована.

В соответствии с действующим законодательством закладная является именной ценной бумагой, которая составляется залогодателем и выдается первоначальному залогодержателю органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, после государственной регистрации ипотеки. Таким образом, первичный залогодержатель (банк) не несет расходов на приобретение закладной, а лишь предоставляет кредит под залог имущества, о чем и составлена закладная.

В настоящее время положениями законодательства установлено, что средства или иное имущество, которые получены по договорам кредита или займа, а также средства или иное имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований, не признаются доходом (расходом) в целях налогообложения налогом на прибыль. Таким образом, применение к закладным правил налогообложения ценных бумаг при определении налоговой базы по налогу на прибыль приводит к возникновению проблема принятия к вычету расходов на приобретение самой закладной.

Законодательством также установлено, что передача прав по закладной влечет последствия уступки требований (цессии). Таким образом, с одной стороны, закладная - это именная ценная бумага, а с другой стороны, - передача прав по ней влечет последствия уступки требования (цессии).

Центральный банк Российской Федерации установил, что банки учитывают закладные на счетах переуступки прав требования долга, а не на счетах учета финансовых вложений (ценных бумаг). При этом следует отметить, что цена закладной определяется размером непогашенных обязательств. В отличие от прочих ценных бумаг, закладная имеет специальное обеспечение, сохранение стоимости которого прямо регламентировано законом. В этих условиях понятие цены закладной соответствует размеру непогашенной суммы заимствования и невыплаченных процентов, размер которых устанавливается заранее, а сама закладная представляет собой стандартизированный договор займа. Учитывая, что в основе договора ипотеки и закладной лежат одни и те же отношения - отношения займа, применять разные правила налогообложения, руководствуясь исключительно формальными основаниями (в рамках закладной договор займа приобретает статус ценной бумаги), представляется нецелесообразным.

Во избежание различий в уровне налогообложения по договору ипотеки и по закладной целесообразно ввести соответствующие специальные нормы в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым закладную в целях налогообложения следует рассматривать как договор займа особого вида. Налогообложение залога закладной предполагается производить по тем же правилам, по которым производится налогообложение самой закладной.

В то же время ипотечные облигации (в отличие от закладной) обладают всеми признаками обычных эмиссионных ценных бумаг. По ним допустимо определение налоговой базы как разницы между ценой приобретения и ценой реализации ценной бумаги. Однако в связи с применением льготной налоговой ставки по доходам по ипотечным облигациям у держателя ипотечной облигации минимизированы финансовые риски и искусственно повышена доходность. Экономическая обоснованность такой льготы вызывает серьезные сомнения.

г) Налогообложение операций с финансовыми инструментами срочных сделок.

Одним из наименее урегулированных вопросов налогового законодательства в части налогообложения операций с ценными бумагами являются вопросы, связанные с налогообложением операций с финансовыми инструментами срочных сделок. Согласно действующему налоговому законодательству под финансовыми инструментами срочных сделок (сделок с отсрочкой исполнения) понимаются соглашения участников срочных сделок (сторон сделки), определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки.

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику право самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Такое положение вещей позволяет признать по желанию налогоплательщика операцией с финансовыми инструментами срочных сделок любую сделку по поставке товара с отсрочкой платежа и, соответственно, применять к такой сделке положения статей 301-305 Налогового кодекса, что не представляется целесообразным.

Таким образом, представляется необходимым в среднесрочной перспективе рассмотрение вопроса о включении в Налоговый кодекс более точного определения финансовых инструментов срочных сделок, а также определения перечня таких инструментов. Для этого можно использовать документы, уже принятые Центральным банком РФ, который считает, что срочной сделкой является сделка, исполнение которой (дата расчетов по которой) осуществляется сторонами не ранее третьего рабочего дня после дня ее заключения. При этом под рабочими днями понимаются календарные дни, кроме установленных федеральными законами выходных и праздничных дней, а также выходных дней, перенесенных на рабочие дни решением Правительства Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что в настоящее время в налоговом законодательстве рассмотрены только три вида срочных сделок: фьючерсные, опционные, форвардные контракты. При этом налоговое законодательство не регламентирует порядок налогообложения при сделках СВОП.

В рамках совершенствования налогового законодательства по налогообложения финансовых инструментов срочных сделок в среднесрочной перспективе представляется целесообразным установление обязанности для налогоплательщиков по ведению налогового учета обязательств и требований по срочным контрактам в разрезе видов следующих видов контрактов:

- форвард (forward);

- - фьючерс (futures);

- - расчетный форвард (index forward);

- - опцион (option);

- - срочная часть сделки своп (swap);

- - срочная часть сделки репо (repo).

Также в налоговое законодательство следует внести изменения в части определения налогооблагаемой базы по опционам (например, в части принятия к вычету опционной премии в случае, если нет исполнения сделки) и сделкам СВОП. Необходимо также определиться с возможностью принятия убытков по сделкам СВОП в целях налогообложения.

Список использованных источников

1 Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. Действующая редакция

2 Постатейный комментарий к главе 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций. Под ред. А.Ю. Сизова. Москва 2002

3 Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Комментарий к налоговому кодексу. Части II. 4 том. Налог на прибыль. 2002

4 Агафонова М.Н.. Налог на прибыль в схемах, таблицах и примерах (Глава 25 НК РФ). Москва 2003

5 Комментарий к НК РФ части второй. Под общей ред. А.Ю. Мельникова. Москва 2002

6 Медведев А.Н.. Налоговый учет (согласно главе 25 НК РФ, в ред. От 29.05.2002 № 57-ФЗ и от 24.07.2002 № 110-ФЗ). Москва 2003

7 Налоговый учет в 2004 году. Под общей ред. М.П. Кочкина. Москва 2004

8 Медведев М.Ю. Методика налогового учета. Москва 2002

9 Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Москва 2000

10 Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета. Москва 1998

11 В.И. Макарьева. Приложение к журналу «Проверка правильности бухгалтерского учета и налогообложения финансово-хозяйственной деятельности организации». Москва 2003.

12 Практический журнал для бухгалтера. Специальный выпуск «Главная книга. Налог на прибыль: расчет и уплата в 2002 г».

13 Справочник экономиста, № 11 (17) ноябрь 2004.

14 Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность. Москва 2001

15 Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг. Налоговед 2009, №1

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты