Рефераты

Сущность и функции финансов

p align="left">Роль Банка России в реализации денежно-кредитной политики государства. Центральный банк - прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк. Инструменты имеют следующую классификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные.

Центральный Банк РФ, основные функции которого:

1) разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;

3) являться кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;

4) устанавливать правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) осуществлять государственную регистрацию кредитных организаций; выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7) осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;

8) регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

9) осуществлять самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

10) осуществлять валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определять порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) организовывать и осуществлять валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ.

Центральный банк контролирует налично-денежное обращение, занимается производством, перевозкой и хранением банкнот и монет, создает их резервные фонды; устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций, устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения и ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом.

Банковская система - это совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующих в той или иной стране в определенный исторический период.

Банковские системы используются для решения текущих и стратегических задач:

обеспечение экономического роста;

регулирование инфляции;

регулирование платежного баланса.

Современные кредитно-банковские системы имеют сложную, многозвенную структуру. Если за основу классификации принять характер услуг, которые учреждения финансового сектора предоставляют своим клиентам, можно выделить три важнейших элемента кредитной системы:

центральный (эмиссионный банк);

коммерческие банки;

специализированные финансовые учреждения (страховые, сберегательные и т. д.).

Вместе с тем термины «система» и «банковская система» определяют не только состав банков. По содержанию понятие «банковская система» более широкое, оно включает:

- совокупность элементов;

- достаточность элементов, образующих определенную целостность;

- взаимодействие элементов.

Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель, разделена на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей являются обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из различных деловых банков, задача которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.). Но в то же время современная банковская система России находится в переходной стадии: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в условиях России еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и организации их взаимодействия должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.

Факторы, влияющие на развитие банковской системы

В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множество банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки - коммерческие, инвестиционные, инновационного, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательством деловых банков; деловые банки подчиняются своему Совету, решению акционеров, а не административному органу государства.

Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем,

Сущность банковской системы обращена не только к сущности частных, составляющих элементов, но и к их взаимодействию.

Из этого следует, что сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее отдельных элементов. Практика знает несколько типов банковских систем:

распределительная централизованная банковская система;

рыночная банковская система;

система переходного периода.

Характеристика элементов банковской системы

Элементами банковской системы являются банки, специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, и некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру.

Банк - денежно-кредитный институт, регулирующий денежный оборот в наличной и безналичной формах.

Банк как предприятие - особая специфическая деятельность, имеющая не абстрактный, а производительный характер. Производительный характер банка виден прежде всего в том, что он создает свой собственный специфический продукт. Им являются:

платежные средства, эмитируемые на макро- и микроуровне. Без денег не может быть совершен обмен продуктами труда, не может быть продолжен воспроизводственный процесс. Выпуск наличных денег - это монополия банка, его производит только банк, делая специфическим продуктом банковской системы;

аккумулируемые свободные, временно не используемые ресурсы. Превращая «неработающие» денежные средства в работающие, банки питают тем самым хозяйство дополнительными «энергетическими» ресурсами;

кредиты, предоставляемые его клиентам как капитал, как средства, возвращаемые к своей исходной точке с приращением в виде вновь созданной стоимости.

Виды банков

Банки делятся по характеру выполняемых операций, числу филиалов, сфере обслуживания, масштабу деятельности. В зависимости от того или иного критерия их можно классифицировать следующим образом.

По форме собственности выделяют: государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам. Капитал Банка России принадлежит государству. Подобная ситуация сложилась у центральных банков таких стран, как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия.

По законодательству большинства стран на национальных банковских рынках допускается функционирование иностранных банков. В ряде стран деятельность иностранных банков не ограничивается. В России для иностранных банков вводится определенный коридор, в количественных рамках которого они могут развертывать свои операции. В России совокупный капитал иностранных банков не должен превышать 15%.

По правовой форме организации банки можно разделить на общества открытого и закрытого типов, ограниченной ответственности.

По функциональному назначению банки можно подразделить на эмиссионные, депозитные и коммерческие. Эмиссионными являются все центральные банки, их классической операцией выступает выпуск наличных денег в обращение. Они не заняты обслуживанием индивидуальных клиентов. Депозитные банки специализируются на аккумуляции сбережений населения. Депозитная операция (прием вкладов) служит для данных банков основной операцией. Коммерческие банки заняты всеми операциями, дозволенными банковским законодательством. Коммерческие банки составляют основное ядро второго яруса банковской системы рыночного хозяйства.

По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор банковских услуг, обслуживать клиентов независимо от направленности их деятельности, как физических, так и юридических лиц. В числе специализированных банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипотечные банки и др. В отличие от универсальных банков специализированные банки выполняют определенные виды операций.

В России чаще всего декларируется необходимость развития универсальных банков. Считается, что универсальность деятельности способствует диверсификации и уменьшению риска, более удобна клиенту, поскольку он может удовлетворять потребности в более многообразных видах банковского продукта. Универсальным банкам уделяют значительное внимание в большинстве европейских стран.

Виды банков можно классифицировать и по обслуживаемым ими отраслям. Это могут быть банки многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отраслей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промышленность, сельское хозяйство). В России преобладают многоотраслевые банки, что более предпочтительно с позиции снижения банковского риска. Вместе с тем в стране достаточно представительна прослойка банков, созданных группой предприятий отраслей. Они обслуживают преимущественно потребности своих учредителей; у таких банков существенно возрастают риски невозврата кредитов.

По числу филиалов банки можно разделить на бесфилиальные и многофилиальные.

В настоящее время практически во всех странах с рыночной экономикой созданы и активно развиваются двухуровневые банковские системы, где на первом уровне функционирует центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную деятельности, на втором - коммерческие банки.

Одноуровневый вариант построения банковской системы может быть в случаях, когда:

в стране еще нет центрального банка;

в стране есть только центральный банк;

центральный банк выполняет все банковские операции, конкурируя с другими банками.

Первый случай соответствует ранним этапам развития банковского дела, когда банки (и другие кредитные организации) без какой-либо координации их деятельности могли выполнять любые принятые в то время операции, вплоть до эмиссии своих денежных знаков. В настоящее время существование банковской системы без центрального банка является исключением из общего правила. В качестве примера можно привести Люксембург и Гонконг. В Люксембурге в последние годы ведется работа по созданию центрального банка, а в Гонконге по соглашению с Великобританией функции центрального банка для этой страны выполнял Банк Англии.

Примером второго случая может служить монобанковская система во главе с Госбанком СССР (до проведения последней банковской реформы). Подобная банковская система была по своей сути реализацией на практике идеи В.И. Ленина о создании единого банка с отделениями по всей стране.

Третий случай также апробирован в Советском Союзе. Госбанк СССР был универсальным банком, выполнявшим функции центрального банка и обслуживающим клиентуру. С 1920-х гг. вплоть до принятия в 1987 г. постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР № 821 Госбанк СССР, облеченный эмиссионной и кредитной функциями одновременно, в случае потребности хозяйства в дополнительных кредитах мог при отсутствии ресурсов «в одном кармане» (аккумулированных свободных денежных средств и др.) брать средства «в другом», не испытывая при этом каких-либо особых неудобств.

При желании банк мог выдать кредит, создав себе тем самым и вклад (ресурс) в хозяйстве. «Капиталотворческая» функция, таким образом, могла иметь и действительно имела место, вызвав формирование «мнимых»,вкладов и увеличение платежных средств в хозяйственной практике. Необходимо отметить, что капиталотворчеством банки могут (в определенных пределах) заниматься при любом построении банковской системы.

Проблемы формирования банковской системы России

Началом создания современной российской банковской системы можно считать 1988 г. Главным содержанием проведенной реформы было разделение эмиссионной и коммерческой деятельности банковской системы.

До 1988 г. Государственный банк СССР органично вписывался в командно-распределительную систему и полностью соответствовал ее требованиям. Его основными функциями были денежно-кредитная политика, эмиссия денег, поддержание стабильности рубля. Кроме того, он же вел счета основной массы предприятий, предоставлял им кредиты, осуществлял расчетно-кассовое обслуживание. При этом правила взаимоотношений банка и предприятий определяло государство. В условиях складывающейся рыночной экономики Государственный банк не мог обслуживать экономику, которая начинала жить по законам рынка. Во всех странах с рыночной экономикой его функции и функции коммерческих банков разделены. К необходимости такого разделения пришли и у нас. В начале 1988 г. от Госбанка были отделены Жилсоцбанк и Агропромбанк, на базе Стройбанка создан Промстройбанк. Вновь организованным банкам были переданы филиалы Госбанка, все счета, кредитное, расчетно-кассовое и иное обслуживание клиентуры.

Таким образом, на первом этапе - с начала 1988 г. - происходило освобождение Госбанка от функций по непосредственному обслуживанию клиентуры. Созданием инструкций, обязательных для всех банков, занимался только центральный аппарат Госбанка. Там же была сосредоточена координация деятельности банков особого надзора за государственными банками не требовалось. Оставшиеся областные конторы Госбанка выполняли эмиссионные директивы центра, осуществляли кассовое обслуживание спецбанков.

Госбанк был полностью лишен низовых звеньев - отделений, и это была, на наш взгляд, серьезная ошибка. Низовые учреждения Госбанка с самого начала должны были бы заниматься организацией расчетов между спецбанками, сохранив существовавшую ранее систему межфилиальных оборотов (МФО), а также кассовым обслуживанием банков. Передача системы МФО спецбанкам, не имевшим опыта работы с нею, привела к первым сбоям в системе расчетов между банками. В результате более всего пострадавшей оказалась их клиентура.

Новая перестройка сопровождалась и новыми трудностями в расчетах. Госбанк СССР, а затем Центральный банк Российской Федерации не сразу нашли пути осуществления одной из своих основных задач - организации межбанковских расчетов.

Лишение Госбанка СССР низовых звеньев привело к еще одной ошибке - передаче спецбанкам резервных фондов денежных знаков. Это осложнило выполнение Госбанком такой важнейшей его функции, как эмиссионная.

Начавшие функционировать с 1 января 1988 г. спецбанки работали по правилам, установленным государством, которое, как и прежде, диктовало условия кредитования ставки по депозитам, прикрепляло каждое предприятие к определенному банку. Для государственных предприятий такое положение было привычным и вполне естественным, но появившиеся уже тогда кооперативы это не устраивало. Они совершенно справедливо считали, что и депозитные ставки, и кредитные отношения - предмет договора. И кроме того, хотели иметь право выбора банка. В результате уже через полгода стало ясно, что созданные государственные банки слишком зарегламентированы и поэтому не годятся в новых условиях.

Они никак не могли способствовать развитию рыночных отношений, требующих адекватного подхода при организации кредитно-расчетных отношений. Несмотря на это, создание спецбанков, просуществовавших всего несколько лет, было необходимым этапом реформирования банковской системы. Если бы вся клиентура оставалась у Госбанка, он вряд ли смог создавать конкурентов самому себе в лице коммерческих банков, а теперь они становились конкурентами не ему, а спецбанкам.

В течение ряда лет в СССР существовала трехуровневая банковская система: Госбанк, государственные специализированные банки и коммерческие банки. После акционирования спецбанков система стала двухуровневой.

Оглядываясь назад, можно отметить еще одну ошибку в реформировании банков: поспешное и повальное акционирование государственных банков. Ведь во многих странах с развитыми рыночными отношениями доля государственных банков гораздо выше, чем у нас, и они успешно работают.

В этом причины трудностей, уже много лет испытываемых многими банками, лишения лицензий многих банков, бывших филиалами спецбанков, но захотевших самостоятельности. Сохранение государственной принадлежности и существовавшей сети Агропромбанка, да и Промстройбанка позволило бы, по нашему мнению, избежать многих трудностей.

Понимание незавершенности реформирования банковской системы привело к признанию необходимости создания банков на чисто коммерческой основе. Государственные банки были необходимы в командно-распределительной системе, но для построения рыночных отношений их было недостаточно. Поэтому наряду с ними стали создаваться акционерные и паевые банки. В течение ряда лет кооперативы и другие коммерческие структуры имели выбор: получать кредиты по низким процентным ставкам и бесплатно хранить деньги в государственных банках или договариваться с коммерческими банками об условиях хранения средств и получения кредитов. Многие предпочитали второй путь, а со временем он стал единственным, поскольку государственные спецбанки были со временем акционированы.

Можно отметить, что у нас до сих пор в некоторых отраслях производства существуют монополии, а в банковской системе монополий давно нет, и конкуренция больше всего развита сейчас именно здесь.

Таким образом, все три положения: демонополизация, разгосударствление банковской системы и либерализация в ней ценообразования - были настоящим прорывом в рыночные отношения. Банковская система первой вступила на путь рыночной экономики и до сих пор остается наиболее продвинутой в ней.

Первый кооперативный банк в России был зарегистрирован 26 августа 1988 г. в Ленинграде под названием «Патент». Сейчас это банк «Викинг» - небольшой по размерам, но достаточно устойчивый. Вторым был Московский кооперативный банк (ныне банк «Премьер»), третьим - «Кредит-Москва»; оба эти банка также продолжают работать.

Но так повезло далеко не всем. Из 25 банков, созданных в России в 1988 г., сегодня осталось только 10. Среди них такие крупнейшие банки, как МЕНАТЕП и Автобанк. Из 10 банков только три осталось в регионах (а было создано 13). Кроме «Викинга» это АвтоВАЗбанк и Приморский территориальный коммерческий банк во Владивостоке.

Когда организация коммерческих банков приобрела массовый характер, неизбежно встал вопрос о новой системе межбанковских расчетов и кассового обслуживания. Так были созданы расчетно-кассовые центры Банка России.

Многие банки создавались буквально на пустом месте. Ведь у них не было не только клиентов, аппарата, но и средств оргтехники, программного обеспечения. Да и опыта не было никакого. Постепенно количество коммерческих банков увеличивалось и достигло почти 2600. Затем более тысячи банков утратили лицензии по самым различным причинам. Иногда приходится слышать, что надо было с самого начала не гнаться за числом, а создать, к примеру, 1000 хороших, крепких банков. Но ведь когда создавались банки, было не известно, какие из них сохранятся до настоящего момента, а какие в последующем не впишутся в рыночную среду. Стартовые условия у всех были примерно одинаковые.

Современное состояние банковской системы Росии

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т. д.).

Банковские кредиты в 2002-2003 гг. в России продолжали расти, хотя и с меньшими темпами (хотя их доля в ВВП по-прежнему в десятки раз меньше, чем в развитых странах), и некоторые признаки говорят об улучшении их качества. Так, в их общем объеме росла доля «длинных» и кредитов, и депозитов. При этом в 2002 г. сокращался ввоз наличной иностранной валюты. Рост (после нескольких лет падения) доли кредитов в иностранной валюте означает постепенное восстановление доверия к отечественной валюте.

Доля кредитов, предоставленных частному сектору экономики, выросла с 35% в январе 1999 г. до 71% в октябре 2002 г.

Таким образом, роль банков с точки зрения инвестиционного процесса заключается не столько в том, какую величину своих активов они готовы реструктурировать в долгосрочные инвестиции, а насколько безопасным окажется аккумуляция средств их клиентов - участников инвестиционного процесса и насколько эффективным будет механизм последующего размещения этих средств. В этой связи важно рассмотреть и проанализировать необходимые условия для осуществления эффективного полномасштабного финансирования инвестиционных проектов.

Основные проблемы при организации российскими банками денежных потоков в инвестиционную сферу следующие:

срок кредитования;

гарантии сохранности средств, вложенных в банки;

процентная политика;

целевое использование реципиентом инвестиций;

финансирование проектов в полном объеме; источники возврата инвестированных средств.

Срок, на который банк может предоставить кредит, определяется наличием средств, размещенных на равный или более длительный срок клиентами банка, и собственных средств. Реальная доля неликвидных активов в балансах банков составляет 40-60% их валюты баланса. Как следствие, многие банки уже сейчас не имеют адекватного покрытия этих активов долгосрочными или бессрочными ресурсами. Средний же срок привлечения-размещения основной доли пассивов и активов в большинстве банков составляет 3-6 месяцев.

Если в рамках реализации инвестиционной деятельности в банки будут поступать денежные потоки из источников инвестирования, то возможности банков по организации исходящих денежных потоков будут определяться характеристиками прибывающих средств. Возможности же банков по трансформации краткосрочных вложений в долгосрочные активы незначительны, а чрезмерное увлечение этим занятием не раз приводило к потере ликвидности.

Характеристика коммерческих банков.

Банки выполняют операции, носящие в основном денежный характер. Они принимают денежные вклады, выдают денежные кредиты, совершают денежные расчеты в наличной и безналичной формах. Поэтому степень развитости товарно-денежных отношений, развитости торговли, денежного обращения предопределяют и масштабы, и содержание банковской деятельности. Кредитор превращается в банк не сам по себе, а по мере формирования достаточно оживленного денежного и торгового оборотов, когда торговля деньгами, банковское дело стало основным занятием предприятия, когда оно отделилось от торговли, стало самостоятельным видом промысла. На развитие банков влияет развитие национальных рынков, международной торговли. Спрос на банковские услуги расширяется по мере увеличения производства, масштабов обмена между товаропроизводителями.

Банковское законодательство призвано регулировать банковскую деятельность. В настоящее время в России действуют два закона, прямо относящиеся к работе банков. Это федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации» (1995 г.) и «О банках и банковской деятельности» (1996 г.). Международная практика показывает, что законы о банковских институтах должны быть дополнены законами о специальных банках, о банковских холдингах, объединениях и консорциумах, кредитной кооперации и других институтах мелкого кредита. Помимо этого в систему банковского законодательства обычно также входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в том числе кредитное дело, система электронных платежей, банковская тайна, банкротство банков и др. В системе банковского законодательства выделяются одновременно законы всеобщего действия (Гражданский кодекс РФ, Закон «О рекламе»), а также законы, обеспечивающие регулирование параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность.

К функциям коммерческого банка относятся аккумуляция временно свободных денежных средств в депозиты, размещение привлеченных средств и расчетно-кассовое обслуживание клиентуры.

Классификация банковских операций.

Обширная функциональная сфера деятельности банков - посредничество в кредите. Кредитные операции - это отношения между кредитором и заемщиком (дебитором) по представлению первым последнему определенной суммы денежных средств на условиях платности, срочности, возвратности.

Пассивные операции банка - операции по привлечению средств в банки и формированию ресурсов последних.

Активные операции коммерческих банков - операции по размещению собственных и привлеченных средств с целью получения дохода, которые учитываются на активных балансовых счетах.

Активные операции делятся на:

- ссудные (учетно-ссудные);

- расчетные;

- кассовые;

- инвестиционные и фондовые;

- комиссионные;

- гарантийные.

Ссудные операции - операции по предоставлению средств заемщику на началах срочности, возвратности, платности.

Учетно-ссудные операции связаны с покупкой, учетом векселей либо принятием векселей в залог.

Расчетные операции - операции по зачислению средств на счета клиентов и оплате со счетов их обязательств перед контрагентами.

Кассовые операции - операции по приему и выдаче наличных денег. Инвестиционные операции - операции по вложению банком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственно-коммерческой деятельности.

Фондовые операции - операции с ценными бумагами (помимо инвестиционных): с векселями - учетные, переучетные, операции по протесту векселей, хранению векселей, продаже их на аукционе; операции с фондовыми бумагами.

Нетрадиционные банковские операции.

В настоящее время некоторые кредитные операции, проводимые российскими коммерческими банками, относятся к косвенному, нетрадиционному кредитованию. Эти формы финансирования имеют существенные особенности и могут рассматриваться как альтернативы традиционному банковскому кредитованию, значение которого в последнее время растет.

Одним из важнейших и перспективных направлений банковской кредитной деятельности являются операции с векселями. Однако в нашей стране в настоящее время данные операции по сравнению с другими банковскими операциями носят в основном локальный характер, отсутствует единый механизм их осуществления.

Функциональная задача рынка векселей состоит в перераспределении в основном краткосрочных денежных потоков. Вексель является документом, формализующим экономическую взаимосвязь покупателя и продавца денежного или материально-вещественного товара. В связи с этим лежащая в его основе ссудная операция как в товарной, так и в денежной форме предполагает взаимоконтроль контрагентов вексельной сделки и основывается на свободном выборе партнеров в укреплении прямых экономических связей.

Банковские операции с векселями осуществляются в следующих основных формах: учет векселя коммерческим банком, когда банк уплачивает держателю векселя сумму, проставленную на векселе, за минусом процентов по действующей учетной ставке; ссуды под залог векселя, акцепт, аваль векселей и комиссионные операции с векселями.

Коммерческий кредит тесно связан с банковским кредитом и трансформируется в последний через учет и залог векселей, тем самым возникает на базе коммерческого косвенный банковский кредит. Аналогичный взаимный хозяйственный кредит тесно связан с банковским кредитом и трансформируется в последний через операции с векселями. Однако из данного факта не следует, что восстановление и развитие коммерческого кредита и оформление векселем ссуд в денежной форме влечет за собой резкое увеличение ссудной задолженности, рост непокрытой товарами денежной массы. Трансформация коммерческого и взаимного хозяйственного в банковский кредит представляет собой преобразование одной формы кредита в другую, что само по себе не генерирует инфляционных тенденций, так как учет и залог коммерческих векселей в банке не является ссудой нового капитала. Кроме того, один вексель может обслужить несколько торговых и ссудных сделок, прежде чем будет учтен в банке.

Следующей перспективной формой нетрадиционного банковского кредитования является лизинг, который представляет собой важный инструмент развития инвестиционной деятельности.

Активно-пассивные операции коммерческого банка - комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату.

Различают расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые услуги по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и пр.

Комиссионные операции - операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения. К данной категории операций относятся:

операции по инкассированию дебиторской задолженности (получение денег по поручению клиентов на основании различных денежных документов);

переводные операции;

торгово-комиссионные (торгово-посреднические) операции (покупка и продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов; факторинговые, лизинговые и др.);

доверительные (трастовые) операции;

операции по предоставлению клиентам юридических и иных услуг. Особое внимание при проведении доверительных операций банки уделяют счетам клиентов в иностранных валютах.

Забалансовые операции банка.

Термином «забалансовые операции» обозначается широкий круг операций, которые, как правило, не отражаются в официально публикуемых банковских балансах или даются под чертой в разделе «контрсчетов» («забалансовых» счетов). Забалансовые операции могут проводиться банками как с целью привлечения средств (пассивные операции), так и их размещения (активные). Кроме того, если банки проводят забалансовые операции за определенное вознаграждение (комиссию) по поручению клиента, то их относят к активно-пассивным операциям или банковским услугам.

Особенность забалансовых операций состоит в том, что значительная их часть представляет собой обязательство банка совершить активную (реже - пассивную) операцию при наступлении (возникновении) определенных, заранее оговоренных условий. Таким образом, особенностью большей части забалансовых операций является их условный характер, поэтому они часто называются условными обязательствами.

Забалансовые операции - не новое явление в мировой банковской деятельности. Кредитные учреждения и раньше проводили их отдельные виды, например трастовые (доверительные) операции, форвардные валютные сделки, операции с документарными и резервными аккредитивами. До недавнего времени объем забалансовой деятельности был относительно незначителен. Положение резко изменилось в начале 1980-х гг. Забалансовые операции превратились в одно из ведущих направлений банковской деятельности. Доходы от них играют все возрастающую роль в формировании банковской прибыли.

Лекция 15. Тема: Безналичные расчеты между предприятиями

Безналичные расчеты - денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.

Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Существовавшая с 1930-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение своих договорных обязательств.

Эти принципы, в частности, строго регламентировали:

место платежа - банк (он выступал организатором и контролером безналичных расчетов);

время платежа - после отгрузки продукции или оказания услуг (что означало запрещение авансов и коммерческого кредита);

согласие плательщика (акцепт) - как основание платежа;

источник платежа - собственные средства покупателя или банковский кредит при наличии права на его получение;

форму безналичных расчетов, сфера использования каждой из которых была заранее предопределена.

Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте. Указанные принципы расчетов не учитывали требования платежеспособности и кредитоспособности покупателя, отрицательное влияние нарушения хронологической очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов, возможность использования на практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа.

Расчетно-кассовые операции - ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению. Учитывая, что для юридических лиц в нашей стране хранение средств в коммерческих банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка.

Коммерческий банк заинтересован в привлечении юридических лиц на расчетно-кассовое обслуживание. Это связано с тем, что деньги, находящиеся на банковском счете, представляют собой привлеченные средства коммерческого банка, в соответствии с объемом которых строится его предпринимательская деятельность. Привлечение корпоративных клиентов на расчетно-кассовое обслуживание (РКО) - одна из стратегических задач банка. Наряду с расчетно-кассовым обслуживанием коммерческий банк может предложить широкий круг операций, в которых заинтересовано юридическое лицо: доверительное управление имуществом и портфелем ценных бумаг, консультационное обслуживание, кредитование и др. Вместе с тем выбор клиентом коммерческого банка для расчетно-кассового обслуживания обязывает и коммерческий банк к обеспечению высокого качества оказания расчетных услуг, которые должны выполняться своевременно, экономично, надежно. Поскольку контакты с банком по расчетно-кассовому обслуживанию регулярны, то в зависимости от качества работы банка клиенты принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с банком, о формах такого сотрудничества, о степени обоснованности установленных банком тарифов на расчетно-кассовые услуги. Именно поэтому организация расчетно-кассового обслуживания является «визитной карточкой» любого банка.

Счета предприятий в банках, ч, очередность платежей с них. Роль РКЦ и корреспондентских счетов банков

Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты производятся на безналичной основе. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие).

Отношения между банками и клиентами имеют договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям) или нескольких банках (по кредитным операциям). Кредитные отношения банков с предприятиями оформляются кредитными договорами.

Кроме расчетных счетов, в банках открываются текущие и специальные счета для хранения средств целевого назначения (приватизационный фонд, аккредитивы и чековые книжки). Расчетные счета открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс и др. На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия - владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта). Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов.

В первую очередь производятся платежи по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, или взыскании алиментов. Во вторую очередь осуществляются платежи по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу средств по оплате труда (и выходного пособия), с лицами, работающими по трудовому, авторскому договору. Следует заметить, что Постановлением Конституционного суда РФ от 23.12.1997 г. № 21-П это положение признано не соответствующим ст. 19 ч. 1 Конституции РФ. В связи с этим до внесения изменений в ст. 855 ГК РФ законодательством (Федеральным законом № 227-ФЗ от 31.12.99 г.) утверждена календарная очередность платежей по мере поступления платежных документов, но после платежей, которые отнесены к первой и второй очереди. В соответствии с рекомендациями Инструкции Госбанка № 7 от 26.11.1984 г., если на счете нет достаточных средств для выдачи заработной платы и перечисления удержанного налога, налог перечисляется в сумме, пропорциональной выданной заработной плате. Если Денежных средств недостаточно для перечисления страховых взносов, производится частичная оплата поручения, а непогашенная часть помещается в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, неоплаченные в срок». К платежам третьей очереди относятся расчеты по заработной плате (с работниками, работающими по трудовому договору, контракту), отчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

В четвертую очередь перечисляются платежи в бюджеты разных уровней, а также во внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди.

В пятую очередь должны перечисляться средства по исполнительным документам, которые предусматривают удовлетворение других денежных требований.

Списание других платежей по законодательству производится в шестую очередь.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами РФ и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Платежное поручение - основной расчетный документ. Инкассо и расчеты платежными требованиями

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Рефераты