p align="left">В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей. Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса гривны, т.е. финансовую тактику. Финансовая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь.
С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развила общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства.
Своевременное изменение финансовой политики на основе учета особенностей текущего момента, назревших потребностей экономического развития дает возможность в более короткий срок и с меньшими издержками решить стоящие перед страной задачи. Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы. Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана присущими ей специфическими способами и методами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. Министерство финансов Украины, на которое возлагается разработка финансовой политики, подготавливает несколько ее вариантов. Они подвергаются экспертной оценке. Наиболее оптимальный вариант представляется в правительство для рассмотрения и одобрения.
Многовариантность расчетов, учет множества факторов, использование метода "наложения" финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики требуют широкого использования математического моделирования, электронно-вычислительной техники. Необходимым условием является также наличие обширной, достоверной информации о состоянии дел в экономической и социальной сферах. Учитывая сложность разработки политики, косца приходится рассматривать многообразные, нередко противоречивые тенденции экономического развития, использовать различные способы изучения экономических процессий и явлений, применять выводы теории к конкретным жизненным обстоятельствам, классики политической экономии определяли политику как искусство.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить вышеперечисленные задачи. Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных с рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.
3.3 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики
Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.
Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д.
Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает, отдельны структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм государства и местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д. Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого.
Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является важным условием его действенности. Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов. Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений образует "конструкцию финансового механизма", которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом.
Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налогов и др. Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм. Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.
В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями. Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.
4. Современная финансовая политика Украины
4.1 Регламентирование финансовых отношений
Функционирование финансового механизма обеспечивается через организационные структуры, которые характеризуют надстройку общества. Это правовое регламентирование, планирование, организация и контроль. Правовое регламентирование отображается в разработке и принятии законодательных актов из финансов. Эта функция полагается на органы государственной власти. Финансовое планирование заключается в разработке финансовых планов, на основе которых ведется оперативное управление. Основной финансовый план -- бюджет государства -- утверждается законодательно. Функции организации финансовой деятельности в стране полагаются на органы государственного управления и непосредственно на Министерство финансов и Центральный банк. Эффективность управления финансовым механизмом зависит в первую очередь от четких, согласованных и согласованных действий этих органов.
Финансовый контроль дает возможность постоянно следить за движением денежных потоков, он обеспечивает проверку законности осуществления финансовых операций и тем самым правильное направление действия финансового механизма. В управлении финансовым механизмом важным является один аспект: на что должно быть нацелено его функционирование? На то, чтобы с его помощью решать те или другие проблемы, которые периодически возникают в обществе, на то ли, чтобы их не возникало? Конечно, финансовый механизм должен реагировать на существующие проблемы и способствовать их решению. И все же главная его цель заключается в том, чтобы не допускать зарождение, а тем более, заострение проблем. Особое место в финансовом механизме занимает финансовое право - совокупность юридических форм, регламентирующих финансовые отношения. Оно осуществляется с помощью финансового законодательства, представляющего собой совокупность финансово-правовых документов разного юридического уровня. В их состав входят: законодательные акты, постановления правительства, указы Президента, инструкции Министерства финансов и др. Они регулируют финансовые отношения в обществе, связанные с выполнением задач и функций государства, а также образованием и использованием финансовых ресурсов. Финансовое право, как и другие элементы финансового механизма динамично. Развитие финансового законодательства происходит путем упорядочения, обновления и унификации законодательных актов по финансовым вопросам.
4.2 Состав и структура финансовой системы Украины
Финансовая политика государства - это совокупность мероприятий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства. Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей:
· ВНП или НД (национальный доход) - главные источники финансовых ресурсов
· Объем инвестирования
· Темпы обновления основных фондов
· Рост производительности труда
· Жизненный уровень населения
· Дефицит государственного бюджета. Должен быть не более 3 %.
Финансовая система характеризуется неплатежами в государственный бюджет. Так, например, в 1995 году было собрано всего лишь 65 %. Из-за систематической неплатежеспособности приходится повышать государственный долг. Финансовая политика стабилизации включает в себя:
1) Остановить инфляцию:
В 1995 году произошло резкое падение инфляции:
· январь - 18, 5 %;
· февраль - 2 %;
· март - 2, 8 %.
· Идеал - 20 % в год (примерно 1 - 2 % в месяц).
2) Снижение дефицита бюджета до 3 %
3) Государственный долг - до 1/2 ВНП.
К финансовой политике примыкает денежно-кредитная политика. Одно из достижений финансовой политики - отказ в законодательном порядке от покрытия государственного долга путем выдачи Центробанку кредитов (эмиссии). Задачи финансовой стабилизации:
· стабильные цены (инфляция = 0). Однако инфляция присутствует и в развитых странах, где она равна примерно 1, 8 % в год;
· дефицит бюджета не более 2 - 3 % от ВНП;
· государственный долг должен составлять небольшую сумму и расти только с ростом ВНП.
В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно, финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются:
1) проведение мероприятий по переводу предприятий на рыночные отношения;
2) преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно - кредитной системы;
3) комплекс мер по социальной защите населения.
В условиях перехода к рыночной экономике основными направлениями финансовой политики являются:
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отдаление отдельных составных финансов. Совокупность этих составных определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система, она является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки. Существуют особенности, связанные с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако, они не настолько существенны, чтобы на их основе выделять в отдельные звенья эти отрасли. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют их суть. Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такие звенья: государственный бюджет, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора. Сфера международные финансы отображает обменную и перераспределительную функцию на мировом рынке и включает три направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций; международные финансовые институты. Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара.
Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов. Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере. Данный подход дает возможность провести полную структуризацию финансовых отношений, выделить и охарактеризовать денежные потоки. Это также делает предпосылки, чтобы организовать четкую систему управления финансами на каждом уровне, так как отслеживаются все денежные потоки и между ними. Особенно актуальным для Украины, ее финансовой системой является усиление внимания государственных деятелей, ученых и практиков к финансам домохозяйств. Таким образом, это звено финансовой системы прежде всего представлено бюджетом домохозяйств, который является объектом серьезных исследований в государствах с развитой рыночной экономикой, но недостаточно исследованной отечественной литературе. Состав и структура доходов и расходов бюджетов домохозяйств, взаимоотношение доходов и расходов является свидетельством, прежде всего уровня экономического развития государства. Построение эффективной финансово-кредитной системы, которая бы позволили субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) иметь доступ к финансовым ресурсам, определяется как один из приоритетов государственной политики и сфере предпринимательства. Характерной чертой современного этапа создания такой системы является изменение в понимании места и роли государства в этом процессе.
Если в предыдущие годы государство рассматривалось как главный источник финансовых ресурсов для такой поддержки, то сегодня оно занимает активную позицию, свойственную именно государству, то есть создает условия для развития соответствующих схем и учреждений. Исходя из этого, существенно изменилась и роль Украинского фонда поддержки предпринимательства. Из фонда, который рассматривался и частично выступал как непосредственно финансово-кредитное учреждение, он трансформируется в организацию, осуществляющую финансовое обеспечение государственной политики развития предпринимательства в соответствии с утвержденными программами. Деятельность УФПП в сфере финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства определяется действующими законодательными актами, регламентируется "Положением о порядке использования Украинским фондом поддержки предпринимательства средств, предусмотренных на развитие предпринимательства в Украине" и касается таких направлений:
· финансовое обеспечение реализации мероприятий Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в Украине;
· финансовая поддержка отдельных программ и проектов отечественных товаропроизводителей на конкурсной основе через уполномоченный банк;
· мониторинг выполнения программ и проектов, анализ эффективности использования инвестированных средств;
· внедрение новых форм финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
· содействие развитию небанковского финансово-кредитного сектора.
Главным документом, обеспечивающим реализацию государственных идеологических принципов в отношении предпринимательства и определяющим конкретные действия в сфере финансовой политики УФПП, является Национальная программа содействия развитию малого предпринимательства в Украине. Цель Национальной программы заключается в создании надлежащих условий для реализации конституционного права граждан Украины на предпринимательскую деятельность, повышении их благосостояния путем привлечения широких слоев населения к такой деятельности.
Ожидаемыми результатами реализации Национальной программы являются ускорение развития малого предпринимательства, использования его потенциальных возможностей для решения экономических и социальных проблем, содействие структурной перестройке экономики, увеличение количества малых предприятий, укрепление экономической базы регионов, позитивное влияние на решение проблем безработицы, насыщение рынка отечественными конкурентоспособными товарами и услугами, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. В Законе Украины о Национальной программе № 2157-ИИИ от 21.12.2000 определены ее основные направления и предусмотрено, что мероприятия по ее реализации ежегодно утверждаются Кабинетом Министров Украины, а объем их бюджетного финансирования утверждается Верховной Радой Украины в Законе о Государственном бюджете Украины на очередной год. Главным распорядителем средств, которые выделяются на реализацию мероприятий Национальной Программы, является Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Главным организатором выполнения большинства мероприятий является Украинский фонд поддержки предпринимательства. Национальная программа - это комплекс мероприятий, в реализации которых могут принимать участие государственные и местные органы власти, объединения предпринимателей и субъекты инфраструктуры, такие как бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, профильные бизнес-ассоциации, аналитические центры, консалтинговые, лизинговые и другие организации. Эти мероприятия касаются основных составляющих государственной политики в сфере предпринимательства, и именно в этих направлениях используются государственные средства:
· развитие региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства;
· реализация социально направленных программ;
· внедрение образовательных программ и мероприятий, направленных на повышение бизнес-культуры;
· консультационная, информационная, ресурсная и финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с Законом Украины "О закупке товаров, робот и услуг за государственные средства" реализация мероприятий Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в Украине, связанных с закупкой УФПП товаров, работ или услуг, осуществляется путем проведения тендеров. Объявления об очередных тендерах размещаются в журнале "Вестник государственных закупок". Выполнение мероприятий, связанных с финансированием субъектов малого предпринимательства, УФПП проводит путем конкурсного отбора, с целью обеспечения объективности и прозрачности этого процесса. Объявления о текущих конкурсах публикуются в газете "Урядовий кур'ер". Осуществляя финансирование проектов и программ за счет выделяемых государством средств, УФПП проводит системный мониторинг внедрения этих мероприятий и изучение социально-экономической эффективности от их реализации. При этом УФПП ставит перед собой такие целые:
· обеспечить своевременное, целевое и рациональное использование государственных средств;
· проанализировать результаты использования этих средств с точки зрения возрастания объемов производства и реализации продукции, увеличения поступлений в бюджеты разных уровней, дополнительного создания рабочих мест, экономического и социального значения для региона, приобретенного опыта для будущей деятельности;
· стимулировать и дисциплинировать предпринимателей, воспитывать в них ответственное отношение к выполнению своих финансовых и иных обязательств по договорам, деловую ответственность, приверженность принципам предпринимательской этики.
Все это позволяет в конечном результате определить общий вклад УФПП в поддержку развития предпринимательства в следующих аспектах:
· упрощение субъектам предпринимательской деятельности доступа к финансовым ресурсам;
· сохранение существующих и создание новых рабочих мест;
· увеличение объемов производства и реализации продукции и, соответственно, увеличение удельного веса продукции, производимой малыми предприятиями, в валовом внутреннем продукте;
· расширение налоговой базы и, тем самым, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней;
· предотвращение ухода в теневой бизнес и выведение из него субъектов предпринимательства;
· содействие повышению бизнес-культуры и квалификации предпринимателей, получению ими опыта для будущей деятельности.
Заключение
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
Были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и контрольная - эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие: регулирующая функция - она связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция - обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование финансовых взаимосвязей в нашей стране.
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перец обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы. Финансовая политика есть материализованная в финансовые решения и в практику, осознанная государством и обществом, предприятиями и фирмами необходимость роста благосостояния общественного и частного капитала. Делается это через объективно присущую финансам функцию распределения и перераспределения вновь создаваемой стоимости, выраженной в денежной форме. Содержание финансовой политики заключается в следующих звеньях: выработка научно-обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состоянии развития хозяйства, перспектив развития производительных с производственных отношений, потребностей населения;
Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов; Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т.е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем нереалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в белее сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией. Финансовая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развила общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Своевременное изменение финансовой политики на основе учета особенностей текущего момента, назревших потребностей экономического развития дает возможность в более короткий срок и с меньшими издержками решить стоящие перед страной задачи. Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана присущими ей специфическими способами и методами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. Министерство финансов Украины, на которое возлагается разработка финансовой политики, подготавливает несколько ее вариантов. Они подвергаются экспертной оценке. Наиболее оптимальный вариант представляется в правительство для рассмотрения и одобрения. Многовариантность расчетов, учет множества факторов, использование метода "наложения" финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики требуют широкого использования математического моделирования, электронно-вычислительной техники. Необходимым условием является также наличие обширной, достоверной информации о состоянии дел в экономической и социальной сферах. Учитывая сложность разработки политики, косца приходится рассматривать многообразные, нередко противоречивые тенденции экономического развития, использовать различные способы изучения экономических процессий и явлений, применять выводы теории к конкретным жизненным обстоятельствам, классики политической экономии определяли политику как искусство.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить вышеперечисленные задачи. Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных с рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов. Строительство независимого государства невозможно без создания собственной финансово-денежной системы. При ведущей роли Национального банка Украины в направлении демонополизации производства с целью улучшения существующих экономических отношений сформирована широкая сеть банковских учреждений.
Введена национальная денежная единица. Однако демонополизация финансовой системы, невиданно быстрое расширение сети коммерческих банков происходило стихийно, без надлежащей законодательной базы и надежного контроля со стороны государства. В результате сфера банковской деятельности создала условия для многочисленных злоупотреблений. Постоянный выпуск не подкрепленных реальными товарами денег (эмиссия) на протяжении 1992-1995 г.г. приобретает неуправляемый характер и приводит к гиперинфляции. Силовые методы монетарной политики 1996-99 г.г. в условиях непрекращающегося спада производства приводят к кризису неплатежей, хроническим невыплатам заработных плат и пенсий. Показателем кризиса системы государственных финансов стала деформация налоговой системы. Колоссальное количество и размеры платежей в конечном итоге приводили, с одной стороны, к искусственному сворачиванию производственной и коммерческой деятельности, а с другой - к тенезации экономики. Большое количество коммерческих структур всячески уклонялись от уплаты налогов, скрывали доходы. Не помогало и формирование многотысячной армии налоговых инспекторов, обязательное введение кассовых аппаратов. Финансовая сфера государства продолжает находиться в кризисном состоянии. Его преодоление возможно только при условии целого комплекса рыночных реформ, призванных обеспечить вхождение Украины в состав развитых государств мира.
В заключении можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования финансовой системы Украины можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.
ЗАДАЧА
Постоянные затраты предприятия составляют 50 тыс. грн. в год. В году 52 рабочие недели в недели 5 рабочих дней. На предприятии работает 18 человек, а недельная заработная плата составляет 0,9 грн. За единицу продукции, цена реализации составляет 1,6грн. За единицу. Объем реализации за рабочий день составляет 1100 единиц. Налог на прибыль составляет 25%. Отчисления от фонда на заработную плату составляет 45%. Рассчитайте валовую и чистую прибыль предприятия за год.
Вывод: Валовая прибыль составляет 65960грн; Чистая прибыль составит 49470грн.
Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество (подоходный налог, налог на добавленную стоимость и т. д.), и косвенные налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу (акциз).
Финансовая тактика - представляет собой текущую политику, направленную на решение конкретных задач соответствующего периода, вытекающих из разработанной финансовой стратегии. Она осуществляется через переориентацию финансовых ресурсов и изменения в организации финансовой деятельности. Финансовая тактика более мобильна, поскольку состоит в своевременном реагировании на экономические проблемы и диспропорции, ее главная задача - достижение стратегических целей развития.
Финансовая политика -- совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей.
Список использованной литературы
1. Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы». / М., 2002.
2. Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
3. Ковалева А.А. «Финансы и кредит». - Уч. пособие, М.: Финансы и статистика, 2003г.
4. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., ИВЭСЭП, 2003.
6. Родионова В.М. «Финансы. М., Финансы и статистика, 2001.
7. Сабанти Б.М. «Теория финансов.; Менеджер 1998г
8. Активные методы изучение курса «Деньги, кредит, банки». Научно-практическое пособие / Под общ. ред. П.В. Егорова. - Донецк: ДонГУ, «КИТИС», 2000. - 140 с.
15. Пасечник Ю.В. Бюджетная система Украины: Науч. учеб. - К.: Знания - Пресс, 2006. - 607с.- (Высшее образование ХХІ столетия)
16. Семко Т.В. Грошi та кредит у схемах i таблицях: навч. посiбник для студ. вищих навч. закладiв / Т.В. Семко, М.В. Руденко. - К.: Центр навч. л-ри, 2006. - 157 с.