p align="left">Характер системы статистических показателей государственного бюджета, базирующихся на бюджетной классификации, опирается на категории, отражающие природу различных хозяйственных операций, которые осуществляются учреждениями государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики. К ним относятся:
* поступления или платежи;
* поступления (платежи) возвратные и невозвратные;
* поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;
* поступления (платежи) текущие и капитальные;
* приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
* приобретение финансовых активов с целью проведения государственной политики или управления ликвидностью.
Все операции, осуществляемые органами государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики, можно отнести либо к платежам, либо к поступлениям, выполняющимся на возвратной или на невозвратной основе. Текущие и капитальные, а также возмездные и безвозмездные поступления относятся к невозвратным операциям. Приобретение финансовых активов, принятие обязательств относятся ко всем возвратным операциям. Последняя позиция касается только операций с государственными финансовыми активами.
В любой операции участвуют две стороны (участники операции). В большинстве случаев в операции задействованы два потока: входящий (поступление); выходящий (платеж).
Посредством этих операций осуществляется воздействие на увеличение или уменьшение финансовых активов органов государственного управления, причем поступления увеличивают финансовые активы государства, а платежи их уменьшают.
Платеж или поступление является возвратным, если обратный поток выступает в форме договорных обязательств с фиксированным сроком погашения (платежи в счет погашения кредитов в виде товаров и услуг; платежи в счет погашения кредитов; дарение или аннулирование по ссудам; рефинансирование кредитов; погашение кредитов в форме государственных долговых обязательств). В результате возвратной операции возникает финансовое требование либо погашается обязательство.
При невозвратных платежах или поступлениях обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует. Невозвратные платежи (поступления) могут быть возмездными либо безвозмездными. Возмездные невозвратные поступления (платежи) имеют место при наличии обратного потока товаров и услуг (бартер, товары и услуги в обмен на сборы; доходы от собственности; дарения в виде товаров а услуг; государственные товары и услуги, предоставленные обществу).
Невозвратные платежи (поступления) считаются безвозмездными, если обратный поток товаров и услуг отсутствует (налоги;
безвозмездные денежные трансферты и дарения; трансферты и дарения в виде товаров и услуг).
Осуществление возмездных операций предполагает наличие платежей на условиях компенсации, а безвозмездная операция независимо от того, добровольная она (дарения) или обязательная (налоги), не предусматривает получения взамен эквивалента в какой-либо форме.
Целевое назначение поступлений и платежей может быть связано как с текущей деятельностью, так и с осуществлением капитальных затрат. К операциям с капиталом относятся поступления и платежи, имеющие целью приобретение, создание или продажу финансовых активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года. Земля и нематериальные активы включаются в капитальные активы. Безвозмездные платежи из государственных источников для приобретения капитальных активов относят к официальным трансфертам капитала. К капитальным трансфертам относят безвозмездные платежи на приобретение капитальных активов, если они получены из негосударственных источников.
Среди возвратных финансовых операций различают два вида: операции, при которых возникают обязательства органов государственного управления по отношению к другим секторам экономики, и операции, связанные с возникновением обязательств других секторов экономики по отношению к органам государственного управления.
Классификация доходов государственного бюджета ориентирована на международную классификацию доходов государственного бюджета, согласно которой доходы бюджета -- это обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет.
Доходы государственного бюджета делятся на текущие и капитальные.
Текущие доходы включают все налоговые и неналоговые поступления.
Налоговые доходы -- это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. К налоговым поступлениям относятся также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными монополиями, доходы акцизного типа (прибыль от монопольных закупок и продаж иностранной валюты), штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.
Для рыночной системы важно использовать бюджетную классификацию поступлений, основанную на экономическом характере налогообложения, так как изменения в экономической сфере сказываются на поступлениях, а налоги оказывают существенное влияние на те операции, с которых они взимаются.
Текущие неналоговые поступления -- это невозвратные возмездные поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж) и некоторые невозвратные безвозмездные поступления (штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, текущие частные пожертвования).
Официальные трансферты -- это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременными и добровольными. Источниками официальных трансфертов могут быть отечественные и зарубежные органы государственного управления, а также международные организации. Официальные трансферты выделены в составе доходов в соответствии с рекомендацией Международного валютного фонда как операции, сокращающие дефицит бюджета. Выделение их отдельной позицией позволяет осуществить любую перегруппировку доходов государственного бюджета. Официальные трансферты классифицируются по источнику их получения (внутренние и внешние), а также по назначению (текущие и капитальные).
К капитальным доходам относятся доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные трансферты из негосударственных источников, т.е. поступление безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей целевого назначения (на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, например больниц, на покупку оборудования и т.д.).
Налоговые доходы -- это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки. Налоги классифицируются статистикой по характеру базы, с которой взимается налог, или по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обязательство. Базой налога могут служить фонд заработной платы, торговый оборот, импортируемые товары и т.п.
Показатель налоговых поступлений включает все виды прямых и косвенных налогов: подоходные налоги, налоги на прибыль, на увеличение рыночной стоимости капитала, отчисления на социальное страхование, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, платежи за использование природных ресурсов, внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы), налоги на международную торговлю и внешние операции (импортные пошлины, экспортные пошлины), прочие налоги.
Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокупность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений. К ним относятся: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов; все добровольные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (дарения, добровольные пожертвования от частного сектора и др.). В российской бюджетной классификации в показатель неналоговых поступлений включены капитальные доходы. Как отмечалось выше, это является отступлением от международной классификации доходов государственного бюджета.
Показатель неналоговых поступлений исчисляется как сумма доходов от собственности и предпринимательской деятельности, административных сборов и платежей, доходов от некоммерческих и побочных продаж, поступлений по штрафам и санкциям, отчислений в пенсионный фонд и фонды социального обеспечения государственных служащих, функционирующих в рамках сектора государственного управления, доходов от внешнеэкономической деятельности, прочих неналоговых поступлений, а также доходов от продажи капитала, доходов от реализации государственных запасов, доходов от продажи земли и нематериальных активов, поступлений трансфертов из негосударственных источников.
Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.
Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Это обстоятельство было учтено при разработке классификации расходов государственного бюджета, введенной в 1995 г.
Показатель чистого кредитования (кредитование минус погашение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях проведения государственной политики, с финансовыми требованиями к другим секторам экономики (предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала). При осуществлении операции кредитования между различными структурами и уровнями государственного управления одна из сторон, участвующих в операции (кредитор), показывает кредитование, а другая (заемщик) -- заимствование с целью финансирования дефицита.
В действующей классификации предусмотрена группировка расходов бюджета по трем признакам:
* функциональному назначению;
* экономическому назначению;
* ведомственному назначению.
Бюджетная классификация -- важный инструмент системы принятия государственных решений, поэтому в ней должны быть четко выделены целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Эту задачу решает функциональная структура расходов государственного бюджета. Она позволяет определить приоритеты в деятельности государства и посредством бюджетного финансирования обеспечить достижение поставленных целей.
Функциональная структура состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран, в их числе:
* государственное управление;
* обеспечение внутренней и внешней безопасности;
* международная деятельность;
* содействие научно-техническому прогрессу;
* социальное развитие.
В Украине действует следующая функциональная классификация государственного бюджета:
* государственное управление;
* судебная власть;
* межгосударственная деятельность;
* национальная оборона;
* правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
* фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
* промышленность, энергетика и строительная индустрия;
* сельское хозяйство и рыболовство;
* охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография, геодезия, стандартизация и метрология;
* транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
* предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
* образование;
* культура и искусство;
* средства массовой информации;
* здравоохранение и физическая культура;
* социальная политика;
* обслуживание и погашение государственного долга;
* пополнение государственных запасов и резервов;
* региональное развитие;
* утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных долгов;
* прочие расходы.
Перечисленные функции конкретизированы путем разбиения всех видов расходов на 23 функциональных раздела, внутри которых, в свою очередь, выделены подразделы в зависимости от стоящих проблем развития той или иной области экономики. Некоторые функциональные разделы имеют временный характер (например, обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы) и подлежат отмене по мере необходимости.
От построения функциональной классификации, обоснованности объемов финансирования отдельных ее разделов и подразделов зависит эффективность государственного управления. В качестве главных в функциональной классификации государственного бюджета выделены разделы, обеспечивающие оборону страны, государственное управление, правоохранительную и международную деятельность, участие государства в развитии науки и техники, сельского хозяйства, рыболовства, энергетики, транспорта и ;вязи, содействие структурной перестройке промышленности, конверсии военного производства, развитию рыночной инфраструктуры, местному и региональному развитию, ликвидации последствий стихийных бедствий.
Текущие расходы -- это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала, компенсацией потерь, вызванных разрушением капитальных активов, для получателей этих платежей.
Капитальные расходы включают возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов, безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.
Показатель "Кредитование минус погашение (или чистое кредитование)" впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Показатель чистого кредитования включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
Для того чтобы придать адресный характер процессу распределения финансовых ресурсов государственного бюджета, статистика предусматривает группировку расходов бюджета по ведомственному признаку. Она дает возможность отразить распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям) -- федеральным министерствам и ведомствам.
В ходе группировки расходов бюджета по ведомственному признаку денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к определенным функциональным разделам. Направления расходов данного министерства или ведомства детально конкретизируются, что позволяет органам законодательной власти сделать заключение о необходимости данного вида деятельности и объемах его финансирования, а также контролировать его осуществление. Для отражения ведомственной структуры федеральных расходов выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме этого в соответствии с международными стандартами в ведомственной группировке расходов бюджета в качестве самостоятельных организационных структур показаны органы законодательной и судебной власти и исполнительный аппарат Президента и Правительства.
Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвязаны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.
Высокая степень детализации расходов осуществляемых группировок позволяет установить на уровне видов расходов целевых статей бюджетов отдельных министерств и ведомств их связь с конкретным подразделом функциональной группировки либо отнести данный вид расходов к одной из экономических статей.
Экономическая и функциональная структуры расходов являются едиными для всех нижестоящих бюджетов. Однако ведомственная структура нижестоящих бюджетов будет различна в силу того, что у каждого уровня власти свои органы и целевые направления деятельности.
Консолидированный бюджет, отражающий аккумуляцию и использование финансовых средств на всех уровнях бюджетной системы, можно представить также в единой функциональной и экономической структуре.
Статистические методы анализа показателей государственного бюджета
Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение динамики доходов и расходов государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета; выявление расходных статей, вызывающих дефицит государственного бюджета; анализ источников финансирования государственного бюджета и т.д.
Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов. При этом принципиальным моментом является обеспечение сопоставимости уровней бюджетных показателей, отражаемых в рядах динамики, поскольку бюджетная классификация, применяемая для группировки доходов и расходов государственного бюджета, с течением времени претерпевает более или менее существенные изменения. Сопоставимость уровней может быть достигнута путем перегруппировки доходов и расходов государственного бюджета за предшествующие годы согласно действующей в данный момент классификации (т.е. той, на основе которой осуществлена группировка данных за последний год, включенных в рассматриваемый ряд динамики). Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики бюджетных показателей в последнее время являются также меняющиеся масштабы цен, причина которых инфляция. Преодолеть подобную несопоставимость данных можно либо путем замены абсолютных показателей государственного бюджета относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции.
Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) государственного бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела (или статьи) доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (или расходной) части государственного бюджета. Наличие подобных данных в динамике (при условиях их полной сопоставимости) дает возможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших изменения в строении доходной и расходной частей бюджета.
Применение относительных показателей структуры доходов и расходов государственного бюджета обеспечивает сопоставимость в динамике абсолютных (денежных) показателей бюджета, исчисленных в рамках одной классификации .
Показатели дефицита государственного бюджета характеризуют результаты финансовой деятельности государства. Величину дефицита государственного бюджета принято сопоставлять с показателем объема ВВП. Этот аналитический показатель является характеристикой финансового положения страны. Если отношение бюджетного дефицита к показателю ВВП не превышает 3%, финансовое положение страны считается нормальным. В целях характеристики масштабов перераспределительных процессов в стране посредством государственного вмешательства рассчитывают отношение доходов государственного бюджета к уровню ВВП.
Статистические данные о государственном бюджете позволяют анализировать величину задолженности по налоговым платежам, а также недоимки по отдельным видам налогов.
Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов (относительных величин динамики), позволяющих сделать вывод об интенсивности изменения показателей во времени. Кроме того, исчисляются темпы прироста показателей. В отдельных случаях возникает необходимость установить тенденцию изменения отдельных показателей государственного бюджета во времени. В этом случае прибегают к аналитическому выравниванию ряда динамики бюджетных показателей. Важной задачей статистики государственного бюджета являются изучение и анализ закономерностей формирования и расходования средств государственного бюджета на всех уровнях бюджетной системы.
К факторам, влияющим на уровень доходов государственного бюджета, можно отнести следующие важнейшие макроэкономические показатели:
* объем валового внутреннего продукта;
* объем использованного национального дохода;
* объем налоговых поступлений в государственный бюджет и т.д.
К числу факторов, существенно влияющих на изменение объема налоговых доходов государственного бюджета, относится изменение налоговых ставок и величины налоговой базы. Новой аналитической задачей статистики государственного бюджета являются изучение источников бюджетного финансирования и определение роли каждого источника в покрытии дефицита государственного бюджета.
Тема 5. Банковская статистика
Предмет и задачи банковской статистики
Экономическая реформа, проводимая в Украине, открыла новый этап в развитии банковского дела.
Бурное развитие банковской системы Украины последних лет привело к формированию децентрализованной двухуровневой системы банков. К первому уровню относится Центральный Банк Украины. Во второй уровень входят коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
ЦБ -- главный банк государства, не зависимое от распорядительных и исполнительных органов власти экономически самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Основными задачами ЦБ являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты, проведение единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков и других кредитных учреждений, осуществляющих операции по внешнеэкономической деятельности. ЦБ проводит денежно-кредитное регулирование экономики государства путем установления норм обязательного резервирования коммерческими банками своих привлеченных ресурсов, уровня учетных ставок по кредитам коммерческим банкам, доведения до них экономических нормативов, проведения операций с ценными бумагами. ЦБ осуществляет рефинансирование коммерческих банков, предоставляя им краткосрочные кредиты и выступая кредитором последней инстанции.
Второй уровень банковской системы представлен прежде всего широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни.
Банк -- коммерческое учреждение, которое привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещает их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции.
Первой функцией коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком.
Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонталям хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве.
Вторая функция коммерческих банков -- стимулирование накопления в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий послужит формирование в России фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках.
Третья функция банков -- посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами. В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция коммерческих банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами.
В кредитной системе можно выделить также союзы, ассоциации, консорциумы и иные объединения банков, образованные или для координации своей деятельности, или для защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ.
Помимо банковских учреждений в кредитную систему входят также специальные финансово-кредитные институты. К таким институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, выступают посредниками на рынке межбанковских кредитов, выполняют доверительные операции.
Итак, динамичное развитие банковской системы страны определяется потребностью в статистической информации о функционировании банков, характеристике и оценке результатов их деятельности.
Банковская статистика -- отрасль финансовой статистики, задачами которой являются получение информации для характеристики выполняемых банковской системой функций, разработка аналитических материалов для потребностей управления денежно-кредитной системой страны, прежде всего кредитного и кассового планирования и контроля за использованием планов. Банковская статистика призвана обеспечить характеристику деятельности банковской системы, оценку ее результатов и их прогнозирование, выявить факторы, определяющие результаты и оценку влияния банковской деятельности на развитие рыночных отношений и ее вклад в конечные экономические результаты.
Объектом статистики банков является вся совокупность банковской деятельности. Субъектом статистического анализа являются как сами банки, так и другие кредитные учреждения, реальные и потенциальные клиенты и корреспонденты, физические и юридические лица. Цель анализа банковской деятельности состоит в выявлении факторов доходности, поддержании ликвидности; определении оценки степени риска при предоставлении банковских услуг и их минимизации, а также в соблюдении установленных центральным банком экономических нормативов.
Банковская статистика изучает
* аккумуляцию временно свободных денежных средств государственных, кооперативных объединений, предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и населения;
* краткосрочное и долгосрочное кредитование народного хозяйства и населения;
* финансирование капиталовложений;
* безналичные расчеты;
* оборот наличных денег через кассы кредитных учреждений;
* сберегательное дело;
* кассовое исполнение госбюджета.
Статистика изучает банковскую систему и ее деятельность в различных аспектах: по количеству, формам собственности и назначению банков, видам кредитно-расчетного обслуживания, ассортименту оказываемых ими услуг.
Наряду с увеличением сети банков развитие банковской системы сопровождается расширением ассортимента банковских услуг. Статистика выделяет следующие виды банковских услуг. Это:
1. Учетно-операционная работа:
* открытие, ведение и закрытие лицевых счетов клиентов и банков-корреспондентов;
* учет расчетно-платежных документов и контроль за своевременностью их оплаты; выявление счетов, не оплаченных в срок;
* осуществление расчетов по поручению клиентов;
* начисление и списание процентов по ссудам, текущим и расчетным счетам;
* учет операций факторинга, лизинга и форфейтинга;
* депонирование средств для выдачи чековых книжек, аккредитивов, акцепта платежных поручений и др.
* контроль за выполнением целевых программ развития отдельных организаций.
Информационное обеспечение банковской статистики
Статистическая информация о банковской деятельности содержится в годовых отчетах коммерческих банков, а для ее детализации используют данные бухгалтерского учета.
По результатам своей работы коммерческие банки отчитываются перед государственными органами, представляя следующие основные формы отчетности.
1. Годовой отчет банка представляется в ЦБ. Основное содержание годового отчета банка составляют: годовой баланс банка, отчет о финансовых результатах деятельности банка, структура доходов и расходов, порядок распределения прибыли, основные показатели ликвидности, размер собственного капитала банка, данные о кредитной, ресурсной политике банка, внешнеэкономической деятельности, операциях с ценными бумагами, крупнейших инвестициях.
2. Общая финансовая отчетность также представляется в ЦБ. Финансовая отчетность включает: предварительный и окончательный балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, анализ отдельных счетов, анализ кредитного портфеля, информацию о резервах на возможные потери по ссудам, наращенных процентах, анализ активов и пассивов по срокам востребования и погашения, данные об основных средствах и нематериальных активах, анализ движения собственных средств, анализ валютной позиции, сведения о работниках банка.
3. Экономические нормативы деятельности банка рассчитываются и представляются ежемесячно в ЦБ.
4. Данные, характеризующие кредитный портфель банка, представляются ежеквартально в ЦБ.
5. Отчет о результатах расходования предприятиями, учреждениями, организациями средств на потребление ежеквартально направляется в Управление денежного обращения ЦБ.
6. Отчет о кассовых оборотах составляется ежемесячно и каждые 5 дней и представляется в ЦБ. Он содержит статьи прихода и расхода средств из касс банка, балансовую строку и контрольный арифметический итог.
Банковский надзор был усилен за счет новой ежемесячной отчетности коммерческих банков. Согласно инструкции банки обязаны ежемесячно представлять в главные управления (национальные банки) приложения к отчетности (ранее все приложения к инструкции представлялись раз в квартал).
Система показателей банковской статистики состоит из статистических показателей четырех уровней.
Первый уровень -- исходные показатели, содержащиеся в статистических источниках или получаемые из содержащихся в статистических источниках расчетным путем и характеризующие основные факторы уровня развития банковской системы региона или страны в целом.
Перечислим двенадцать основных показателей:
* абсолютная величина банковских активов. Характеризует масштаб операций банковской системы на данной территории;
* уровень инфляции. Используется для оценки величины реальных активов. В соответствии с международной практикой в качестве такого показателя принимается индекс роста потребительских цен;
* величина реальных активов. Характеризует изменение реального масштаба банковских операций (без учета инфляционного фактора). Рассчитывается в процентах от базового периода путем деления темпа роста активов за отчетный период на индекс инфляции за тот же период;
* доходы населения за месяц, предшествующий отчетной дате. Рассчитываются путем произведения среднедушевых доходов населения на его численность;
* количество банков, зарегистрированных на данной территории. Используется при определении числа банковских учреждений, расположенных на территории, а также при определении среднего количества филиалов, созданных одним банком;
* количество филиалов банков, зарегистрированных в данном регионе вне зависимости от .места расположения этих филиалов. Используется при определении среднего количества филиалов, созданных одним банком;
* количество банковских учреждений в регионе. Рассчитывается суммированием количества банков, зарегистрированных в регионе, и количества банковских учреждений на территории;
* индекс количества банковских учреждений в регионе. Рассчитывается как отношение количества банковских учреждений в регионе к аналогичному среднероссийскому показателю, выраженное в процентах. Используется при расчете индекса концентрации финансовых потоков;
* среднее количество филиалов, созданных одним банком. Рассчитывается путем деления количества филиалов банков, зарегистрированных в данном регионе вне зависимости от места расположения этих филиалов, на количество банков, зарегистрированных на территории. Выражает активность банков в освоении новых территорий. С точки зрения оценки уровня развития и степени привлекательности территории самостоятельного значения не имеет, частично дублируя индексы концентрации финансовых потоков и количества филиалов;
* количество банковских филиалов в регионе вне зависимости от места расположения головного банка. Характеризует легкость создания банковского филиала в регионе;
* объем кредитных вложений банков, зарегистрированных в регионе. Используется при определении доли кредитов в активах банковской системы;
* доля кредитов в активах. Рассчитывается путем деления объема кредитных вложений банков, зарегистрированных в регионе, на общий объем их активов. Характеризует уровень специализации банковской системы на территории.
Второй уровень -- базовые индексы, получаемые на основе исходных показателей и характеризующие отличие основных факторов уровня развития банковской системы региона от среднероссийского уровня.
Перечислим составляющие итогового сравнительного индекса привлекательности условий банковской деятельности.
1. Прямые индексы, характеризующие условия банковской деятельности:
* индекс объема финансовых ресурсов. Показывает масштаб операций в регионе, наличие ресурсов для банковской деятельности;
* индекс концентрации финансовых результатов. Свидетельствует об объеме финансовых потоков, приходящихся на одно действующее на территории банковское учреждение, и тем самым характеризует уровень конкуренции (при низкой концентрации конкуренция высокая, при высокой соответственно низкая).
2. 'Косвенные (результирующие) индексы, характеризующие условия банковской деятельности опосредованно, по конечным результатам, на которые воздействует значительное число факторов, не поддающихся индивидуальному учету:
* индекс количества филиалов. Свидетельствует о сравнительной легкости открытия и функционирования банковских филиалов на рассматриваемой территории;
* индекс доли кредитных операций в банковских активах. Показывает специализацию и качественный уровень развития банковской системы рассматриваемого региона (чем индекс ниже, тем выше уровень специализации);
* индекс динамики реальных активов. Характеризует общую тенденцию развития банковской системы данной территории (чем он выше, тем "сильнее" и перспективнее местные банки, и местная банковская система, следовательно, более привлекательна рассматриваемая территория с точки зрения создания новых филиалов).
Третий уровень -- индекс сравнительной привлекательности условий банковской деятельности. Является итоговым сравнительным индексом привлекательности условий банковской деятельности и рассчитывается по следующей формуле:
где Iсп -индекс сравнительной привлекательности условий банковской деятельности;
Iфп- индекс объема финансовых потоков;
-- индекс концентрации финансовых потоков;
-- индекс количества филиалов;
-- индекс доли нефинансовых операций;
-- индекс динамики реальных активов.
Главным звеном при решении задач оптимального размещения филиалов и денежных вложений в регион является определение объема региональных финансовых потоков, т.е. сумм, обращающихся на территории данного региона и являющихся основным ресурсом банковской деятельности. Финансовые потоки должны быть достаточны для того, чтобы создаваемому банковскому учреждению имело смысл их обслуживать.
Решение задачи усложняется отсутствием информации об объемах этих потоков. Информация о величине региональных банковских активов, представляемая ЦБ, практически непригодна для использования, так как основывается на данных не об активах, существующих на данной территории, а об активах зарегистрированных на ней банков независимо от того, где последние осуществляют свою деятельность.
Четвертый уровень -- удельные показатели развития банковской системы.
1. Характеризуют деятельность банка относительно количества населения:
* величина банковских активов, приходящихся на 100 тыс. человек. Показатель получен путем деления величины банковских активов региона на количество его населения. Отражает масштаб операций местных банков и одновременно степень их ориентации на денежные ресурсы населения;
* количество банковских учреждений, приходящихся на 100 тыс. человек. Данный показатель получен делением числа банковских учреждений региона на количество его населения. Отражает степень удовлетворения потребностей населения банковским обслуживанием в предположении примерной однородности услуг, предоставляемых банковскими учреждениями. Последнее допущение правильно лишь в условиях развитой банковской системы, в связи с чем на настоящем этапе развития показатель может иметь в лучшем случае вспомогательное значение.
2. Применяются при характеристике числа банковских учреждений региона:
* величина банковских активов, приходящихся на один банк региона. Показатель рассчитывается как частное от деления величины банковских активов на число банков региона и выражает уровень концентрации банковских активов. Показатель характеризует конкретную борьбу на общероссийском уровне, так как показатель актива характеризует деятельность банка без учета территориальных рамок.
* количество банковских учреждений на 1 млрд грн. доходов населения. Характеризует уровень банковской конкуренции. Индекс этого показателя является обратным показателем к индексу концентрации финансовых потоков.
Статистический анализ банковской деятельности
Надежная работа банка зависит от его способности в любой момент времени и в полном объеме выполнять требования по своим обязательствам, т.е. банк должен в любой момент быстро совершать платежи по поручениям клиентов и отвечать по своим обязательствам в случае возникновения кризисной ситуации в банке или на финансовом рынке. Кроме того, качество активов, уровень собственного капитала и уровень доходности должны быть достаточными, чтобы страховать от возможности возникновения таких ситуаций в средне- и долгосрочной перспективе. Для оценки этих характеристик используется система взаимосвязанных коэффициентов, характеризующих платежеспособность, качество активов, эффективность деятельности, достаточность капитала и ликвидность банка.
Применение коэффициентов для анализа надежности банковской деятельности
Расчет коэффициентов осуществляется на основе использования статей нетто-баланса.
Для оценки платежеспособности банка рассчитывается коэффициент мгновенной ликвидности (k1), который определяется как соотношение наличных денежных средств в кассе и средств на кор-счетах банка и текущих обязательств.
На состояние платежеспособности большое влияние оказывает также текущая деятельность банка. Ежедневно банк проводит операции по привлечению-возврату срочных депозитов и межбанковских займов, а также осуществляет выдачу ссуд и проводит целый ряд других операций на финансовом рынке. В результате объем денежных средств на счетах банка и предъявленные к оплате обязательства отличаются от тех, которые можно рассчитать по балансу, поэтому для анализа k1 рассчитывают среднее значение этих показателей за период и дополнительно анализируют информацию о наличии-отсутствии задержек платежей клиентам банка (постоянные, эпизодические, в кризисных ситуациях). Итак,
K1 = Касса + Корсчета + Корсчет в РКЦ Обязательства до востребования
Если банк не нарушает правила равенства привлечения-размещения денежных средств по срокам, то при k1>1 коммерческий банк способен быстро проводить любые текущие платежи. Если же k1<0,07 или банк не соблюдает правила равенства привлечения-размещения денежных средств по срокам, то любой сбой в работе способен вызвать кризис неплатежеспособности банка.
Уровень доходных активов (k2) определяется отношением активов, приносящих доход-нетто, и общей суммы активов-нетто. Данный актив имеет наибольший удельный вес, и его характеристики оказывают определенное влияние на качество активов в целом.
Допустимым считается уровень доходных активов, составляющий 65% активов-нетто. Если же уровень доходных активов превышает 83%, то появляется значительная угроза роста невозвратов по ссудам. Кроме того, высокая доля доходных активов приводит к снижению ниже критического уровня высоколиквидных активов.
Коэффициент уплат сомнительной задолженности (k3) определяется соотношением просроченной задолженности и ссуд, выданных банком. Коэффициент характеризует качество ссудного портфеля банка и уровень рисков проводимых операций. Если доля просроченной задолженности в портфеле велика и имеет тенденцию к возрастанию, то это может привести к серьезным осложнениям при погашении срочных обязательств и сильно отразится на прибыльности работы банка, что, в свою очередь, ограничит возможности банка преодолевать возникающие трудности, используя собственные средства в краткосрочной перспективе.
К ссудам, выданным банком, относятся ссуды краткосрочные, долгосрочные, межбанковские, просроченная задолженность.
Допустимой считается доля просроченной задолженности в кредитном портфеле, составляющая менее 5%. Критическим значением считается превышение 15%.
Для анализа качества активов рассчитывается также коэффициент защищенности от риска (k4). Он определяется соотношением прибыли и резервов банка и остатка ссудной задолженности. Коэффициент показывает, какую долю просроченной задолженности в кредитном портфеле банк может покрыть за счет чистой прибыли и резервов, не подвергая риску привлеченные средства своих клиентов. Остаток ссудной задолженности включает в себя ссуды краткосрочные, долгосрочные, межбанковские.
Допустимым считается, если 25% кредитного портфеля будет защищено за счет прибыли-нетто и резервов.
Эффективность деятельности банка может характеризоваться коэффициентами дееспособности и рентабельности активов.
Коэффициент дееспособности (k5) определяется отношением операционных расходов и операционных доходов и является инструментом, используемым для прогноза оценки стабильной деятельности банка. Дееспособность банка определяется покрытием убытков от операций и инвестиций за счет всех его доходов. Если банк терпит крупные убытки в кратковременный период или небольшие, но постоянные убытки на протяжении длительного периода времени, то кредит доверия со стороны его клиентов может оказаться исчерпанным и привести к оттоку средств со счетов. Вместе с тем убытки банка приводят к уменьшению его капитала и снижению способности банка отвечать по своим обязательствам.
Кроме того, основными причинами появления убытков являются просчеты в кредитной политике и (как следствие) высокая доля проблемных и невозвратных кредитов, что еще более осложняет финансовое состояние банка.
Критическим значением считается 0,95.
Коэффициент рентабельности активов (k6) определяется отношением прибыли-нетто к активам-нетто и предназначен для определения уровня рентабельности всех активов. Низкая норма прибыли может быть результатом консервативной ссудной и инвестиционной политики, а также следствием чрезмерных операционных расходов (см. k5). Высокое отношение прибыли к активам может быть результатом эффективной деятельности банка и высоких ставок доходных активов.
Допустимым значением является 0,015, критическим -- 0.
Достаточность капитала характеризуется коэффициентами достаточности капитала и фондовой капитализации прибыли.
Коэффициент достаточности капитала (k7) показывает долю собственных средств-нетто в пассивах-нетто. Собственные средства (капитал) банка выполняют несколько важнейших функций для обеспечения его жизнедеятельности. Во-первых, капитал компенсирует текущие потери; во-вторых, поддерживает доверие клиентов и убеждает кредиторов банка в его финансовой силе; в-третьих, обеспечивает необходимые условия для функционирования банка и его организационного роста; в-четвертых, капитал банка служит основой для установления регулирующими органами нормативов, определяющих контрольные нормативы его деятельности.
Коэффициент фондовой капитализации прибыли (К8) определяется отношением уставного капитала к собственным средствам-нетто, характеризует зависимость банка от его учредителей, а также возможность компенсации текущих потерь за счет собственных средств. Если собственные средства банка в основном сформированы за счет уставного капитала, то любое решение об использовании собственных средств для выполнения задач, стоящих перед банком (см. К7), должно приниматься акционерами банка.
Допустимым значением считается величина 0,5, критическим -- 0,8.
Для анализа ликвидности банка рассчитывают коэффициенты ликвидности по срочным обязательствам и полной ликвидности.
Коэффициент ликвидности по срочным обязательствам (k9) показывает способность банка выполнять свои обязанности при возникновении кризиса доверия в краткосрочной перспективе, что позволяет оценить его возможность расплачиваться по своим обязательствам в течение 1-2 банковских дней. Из-за возможного досрочного предъявления к оплате практически всех видов обязательств банку в данном коэффициенте используются привлеченные средства-нетто, состоящие из обязательств до востребования; рассматриваются также срочные обязательства и межбанковские займы.
Доля срочных депозитов и межбанковских кредитов, не подлежащих возврату в разных банках, различна, однако в среднем эту величину сегодня можно оценить в 20-25% всех привлеченных средств. Поэтому, если полученный результат выше 0,75, даже при предъявлении всех обязательств банку в течение 1-2 банковских дней банк справится с ситуацией без привлечения дополнительных ликвидных средств. Если же известна реальная сумма обязательств банка, которая может быть предъявлена в любое время, то вместо привлеченных средств-нетто используют эту величину. Допустимое значение коэффициента в этом случае не ниже 1.
Если же менее 7% обязательств банка может быть покрыто за счет его высоколиквидных активов, то любой серьезный сбой в работе может привести к развитию кризиса неплатежеспособности банка.
Коэффициент полной ликвидности (klo) характеризует сбалансированность активной и пассивной политики банка в среднесрочной перспективе согласно срокам, на которые они были размещены. Ликвидные активы равны сумме высоколиквидных и краткосрочных активов. Основные средства исключаются из расчета ликвидных активов, потому что банк приступает к их реализации, как правило, при угрозе банкротства. Кроме того, как показывает российская практика, реализация основных средств очень затруднена, а иногда и невозможна из-за отсутствия спроса. Резервы, направляемые в ЦБ, могут быть возвращены банку лишь по факту снижения объема обязательств и в сроки, установленные для регулирования ФОРа, т.е. пока банк не расплатится по своим обязательствам, средства из ЦБ к нему не поступят.
Допустимым значением является 1 и выше, критическим -- менее 0,8.
С помощью индекса переменного состава можно найти изменение эффективности деятельности банка. Индекс постоянного состава будет характеризовать степень изменения эффективности деятельности за счет изменения общего уровня эффективности в кредитуемых учреждениях. Индекс структурных сдвигов показывает изменение показателей эффективности за счет изменения структуры объема предоставляемых кредитов. Проверка расчетов заканчивается контролем взаимосвязи индексов.
Тема 6. Статистика страхования
Страхование в Украине за очень короткий исторический срок из государственной монополии превратилось в динамично развивающуюся коммерческую сферу деятельности. Вместе с тем в условиях рыночной экономики страховую компанию необходимо рассматривать, с одной стороны, как самостоятельный хозяйствующий субъект, а с другой -- как объект государственного регулирования.
Страховые компании довольно быстро приняли правила игры рыночной экономики, предполагающие конкуренцию. Среди них по размеру уставного капитала есть очень малые и достаточно большие компании, способные принимать на страхование значительные риски.
Развитие личного страхования тесно связано с уровнем доходов населения и стабильностью экономики. Рассматривая историю развития личного страхования в Украине и за рубежом, можно сделать вывод, что страхование -- отрасль "здоровой" экономики. При благоприятных условиях увеличиваются количество и объем страховых операций, появляются новые виды страховых продуктов и т.п.
Страхование жизни является одним из способов защиты имущественных интересов граждан, связанных с жизнью и здоровьем, за счет доходов, получаемых в денежной форме. Например, при страховании на дожитие или случай смерти страховая компания обязуется осуществить выплату по истечении срока действия договора при дожитии до определенного возраста, по факту смерти. Речь идет об оказании услуги по хранению и наращению денежных средств граждан страховой компанией. Естественно, что у страховой компании больше возможностей эффективно разместить средства граждан и обеспечить им доход, близкий к средней норме доходности, складывающейся в обществе в определенных условиях места и времени. Компания обладает инструментом размещения аккумулированных средств, знает экономическую конъюнктуру, содержит аппарат квалифицированных кадров и т.п.
Финансовые операции, осуществляемые страховой организацией, в частности заключение договора страхования, предполагают отчуждение собранных средств на различные, часто достаточно продолжительные периоды времени. Страховая компания заключает массу договоров с отдельными гражданами. В результате вес распоряжении формируются значительные страховые фонды, успех страховой деятельности в первую очередь зависит от эффективности их использования.
Предметом статистики страхования является изучение системы экономических отношений, возникающих в процессе формирования целевых фондов денежных средств и их использования на возмещение материального и финансового ущерба, появляющегося при наступлении различных неблагоприятных событий, а также на оказание помощи гражданам при тех или иных негативных ситуациях в их жизни.
Страхование -- составная часть категории "финансы". Некоторые экономисты считают страхование самостоятельной экономической категорией. Мотивируется такая точка зрения следующим. Во-первых, страхование может быть натуральным и необязательно связано с формированием страхового фонда, а финансам присущи денежные отношения. Во-вторых, использование средств страхового фонда связано с наступлением и последствиями страховых случаев, что нехарактерно для финансов.
Наша позиция в определении статистики страхования как социально-экономической дисциплины исходит из определений финансов и страхования, данных профессорами В.М. Родионовойи Л.И. Рейтманом. Финансы определяются как денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Страхование представляет собой совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного и иного ущерба предприятиям и организациям или для оказания денежной помощи гражданам, Как следует из сказанного, определение финансов отражает механизм реализации соподчиненной категории -- страхования.
Натуральные запасы, индивидуальные или групповые, сверх сложившихся норм потребления на случай непредвиденных событий не рассматриваются в смысле страхования как финансовой категории и представляют собой резервы семьи, хозяйства и т.п. Крупа, сахар в чулане, консервы с дачного участка, новый костюм, запас семян на случай засухи и т.п. лишь косвенно связаны со страхованием как финансовой категории. Указанными и вообще процесс формирования резервов, имеющих натуральную форму, относятся к предмету других статистик. Они изучаются статистикой личного потребления, статистикой других секторов экономики. Однако формирование резервов в натуральной форме, так называемое самострахование, имеет отношение к финансам, поскольку процесс формирования страховых фондов связан с финансовыми потоками либо отражается на их объемах в СНС.
Под страховой деятельностью, являющейся предметом статистики страхования, понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Здесь прямо обусловлен денежный характер страхования. Возможные случаи уплаты страховой премии продукцией вследствие нехватки у предприятий денег всегда подразумевают ее дальнейшую продажу или потребление, фиксируемые в денежной форме.
Выделение лекарств, помещение в больницу не противоречат сказанному, поскольку страховая компания за счет средств страхователя просто оказывает ему оплачиваемую услугу.
Утверждение, что использование средств страхового фонда связано с наступлением и последствиями страховых случаев, нехарактерно для финансов. Следует отметить, что вся рыночная экономика и финансы как ее важнейший сектор, а следовательно и страхование, связаны с понятием риска, вероятностью наступления тех или иных событий. В страховании наступление финансовой ответственности проявляется лишь в более или менее специфической форме, о чем и будет идти речь в дальнейшем.
Страхование является специфическим видом экономических отношений, находится в соподчиненной связи с экономической категорией "финансы" и представляет собой часть финансовой системы, что необходимо учитывать при определении предмета статистики страхования.
Страхование -- финансовый инструмент накопления и перераспределения собранных со страхователей премий между теми, чьи имущественные интересы пострадали в результате наступления страховых случаев.
Важнейшей проблемой статистики страхования является то, что цена страхования устанавливается при заключении договора, а в начале реализации страхового продукта отсутствует информация о том, сколько договоров будет заключено и какими средствами в результате будет располагать компания. Поэтому важнейшая задача статистики -- как можно точнее определить страховой тариф. Она может быть решена лишь с помощью статистической методологии на основе накапливаемой статистической информации.
За этапом формирования страхового фонда следует этап его расходования. Страховая защита обеспечивается самим фактом заключения договора. Выплаты, производимые страховой компанией, реализуют страховую защиту застрахованных объектов и лиц. Для страховой организации принципиально важным является соблюдение эквивалентности финансовых обязательств финансовым возможностям в условиях, когда неизвестно, кому, когда и в каком размере будет выплачиваться страховое возмещение. На данном этапе статистико-математический анализ позволяет установить закономерности процесса выплат.
В этой связи методологической основой, определяющей содержание предмета и методов статистики страхования, является i связь с законом больших чисел. На законе больших чисел теория вероятностей и математическая статистика, которая широко используется в статистике страхования.
Финансовой основой страховых операций является страховая премия. Страховая премия представляет собой сумму, выплачиваемую страхователем в качестве компенсации за гарантии, предоставленные страховой компанией. Она включает чистую премию, которая соответствует цене риска, и не включает различные административные издержки и комиссии посредников; коммерческую премию, равную чистой премии, к которой добавляются административные издержки и комиссии посредников; полную премию, которая равна коммерческой премии, увеличенной на сумму налогов. За счет части собранных премий образуются страховые резервы-- суммы денежных средств, предназначенные для обеспечения выполнения обязательств перед застрахованными лицами или выгодо-приобретателями. Они отличаются в зависимости от отрасли страхования (личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности). Страховые резервы трансформируются в учете в совокупность конкретных резервов.
Каждый вид страхового резерва служит для решения своей задачи, но все они объединены общей целью -- обеспечить выплаты и платежеспособность компании.
Резерв незаработанной премии необходим тогда, когда стоимость риска неравномерно распределена во время действия договора из-за сезонности наступления страховых случаев, инфляции или каких-либо других причин. В этом случае возникает необходимость привести в соответствие размер резерва со стоимостью обязательств компании.
При определении резерва заявленных, но неурегулированных убытков учитываются инфляция в период урегулирования требований, реальный инвестиционный доход за этот же период, неадекватность требований в момент их предъявления реальной стоимости ущерба.
Резерв произошедших, но незаявленных убытков предполагает расчет прогноза размера обязательств компании, которые уже возникли, но о которых еще не известно.
При расчете резерва катастроф прогнозируются последствия катастрофического события, которое в случае совершения существенно увеличит обязательства страховой компании по договору или группе договоров.
Резерв колебаний убыточности предполагает необходимость прогноза возможного увеличения выплат, которое может быть вызвано наступлением наиболее вероятных событий.
Страховые резервы должны ограничиваться тем видом страхования, на который выдана лицензия. Соответствие страхового фонда каждому риску необходимо в связи с тем, что каждому виду риска соответствует своя статистика, а часто и свои методы расчета соответствующих резервов. Содержание риска определяет вероятность наступления страхового случая и возможного размера ущерба. В статистических расчетах необходимо исключить возможность смешения различных по содержанию рисков, присущих конкретным объектам страхования. В противном случае будет происходить финансирование носителей одних рисков за счет других.
Статистика страхования как отрасль статистики финансов тесно связана с актуарной математикой. В связи с этим важнейшей задачей статистики страхования является экономическая интерпретация результатов стандартных расчетов по моделям, разрабатываемым актуарной математикой. С их помощью решаются следующие задачи: измерение и группировка рисков; расчет тарифных ставок в личном и имущественном страховании; оценка частот страховых событий; расчет распределения ущерба в случае страхового события по отдельным рискам и по их совокупностям; обоснование расходов на ведение дела и прогноз тенденций поступлений и выплат и т.д. Применение актуарных методов страховании распространяется и на управление финансами страховщика, включая платежеспособность и налогообложение; оценкy риска и политику страховой компании в перестраховании т.п.
Наиболее общие задачи, стоящие перед статистикой страхования, можно свести к организации сбора и обработки статистической информации о страховом деле, страхователях и страховщиках; классификации и группировке собранной информации; растарифных ставок как цены личного и имущественного страхования; анализу финансовой устойчивости страховой орган разработке инвестиционных программ и т.п. Сказанное ставит перед статистикой задачи в области развития системы статистического наблюдения в целом, внедрения в практику статистикой работы выборочных наблюдений, перехода на международные стандарты учета и статистики.
Статистические показатели деятельности страховых компаний
Для статистической оценки деятельности страховых компаний используются абсолютные, относительные и средние показатели.
К абсолютным статистическим показателям, наиболее часто использующимся в статистическом анализе финансово-экономической деятельности страховых организаций, относятся:
* абсолютный размер собственных и приравненных к ним средств компаний, уставного капитала в оплаченной его части, собственного капитала;
* абсолютные размеры поступления страховых премий в целом по портфелю и по отдельным видам страхования, в том числе, например, по страхованию жизни, иным, чем страхование жизни, по обязательным видам и т.п.;
* абсолютный размер страховых выплат, в том числе по отдельным видам страхования;
* абсолютный размер тарифных ставок;
* абсолютный размер различных видов страховых резервов и т.д. Относительные статистические показатели, наиболее часто используемые в соответствующих расчетах, следующие:
* показатель структуры активов;
* уровень платежеспособности, оцененный на основе коэффициентов отклонений от норматива соотношения премий и выплат;
* отношение собственных и приравненных к ним средств к общей сумме поступивших взносов;
* доля перестрахования в страховых операциях (не должна превышать уровень в 45%, чтобы не создавать зависимости страховой компании от перестраховщика);
* отношение ответственности по отдельному риску к объему собственных средств страховщика (не должно превышать 10%);
* соотношение размера страховых резервов и объемов премий по определенным видам страхования;
* отношение чистой прибыли к собственному капиталу, которое позволяет наиболее объективно оценить деятельность компании с точки зрения ее финансово-экономической эффективности;
* отношение нераспределенной прибыли к общему объему собственных средств;
* показатель рентабельности страховой деятельности; отношение чистой прибыли к себестоимости или к общей сумме страховых взносов;
* отношение показателя расходов на ведение дела к прибыли;
* отношение показателя расходов на ведение дела к собранной премии;
* показатель доли страховых агентов ко всему персоналу компании;
* отношение резервов к предстоящим выплатам и т.п.
Средние показатели, наиболее часто встречающиеся в статистических расчетах, связанных со страхованием, следующие:
* прибыль, в среднем приходящаяся на 1 руб. собственных средств;
* средняя прибыль на 1 руб. собранной страховой премии в целом и по различным видам страхования;
* сколько в среднем расходует компания из каждой 1 грн. собранной премии на собственные нужды;
* средний размер выплат с 1 грн. премии в целом и по видам страхования;
* премия, приходящаяся в среднем на одного занятого в компании; на агента и т.п.
Наряду с перечисленными в зависимости от поставленных задач статистического анализа и конъюнктуры рынка используются и другие показатели.
Тема 7. Статистика финансов предприятия
Статистика финансов предприятий на основе присущих ей статистических методов изучает количественные характеристики денежных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий.
Задачами статистики финансов предприятий являются:
* изучение состояния и развития финансовой деятельности предприятий;
* анализ уровня и динамики прибыли, рентабельности, оборачиваемости оборотных активов;
* оценка финансовой устойчивости и платежеспособности организаций.
Для расчета показателей, характеризующих финансовое состояние предприятий, источниками информации являются бухгалтерская и статистическая отчетность: "Баланс предприятия" (форма №1), "Отчет о финансовых результатах и их использовании" (форма № 2), "Отчет о движении денежных средств" (форма № 4), статистическая отчетность (форма №10-ф годовая) "Отчет об основных показателях финансовой деятельности предприятия (организации)", форма №1 -ф "Состояние расчетов на предприятиях (организациях)". Организации и предприятия, получающие финансирование из бюджета, заполняют форму №2-2 по ОКУД "Отчет об исполнении бюджетных ассигнований организаций, предприятий".
Основными статистическими показателями, позволяющими оценить финансовое положение отраслей экономики и образующих их коммерческих организаций, т.е. организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются: выручка от реализации (или близкий к нему показатель -- объем продаж), прибыль, рентабельность, наличие и оборачиваемость оборотных активов, ликвидность и левераж. Первые четыре показателя в нашей стране широко известны и давно используются в статистических расчетах. Относительно новыми для российской экономики являются показатели ликвидности и левеража. Они также применяются для анализа финансового положения предприятий и организаций разных организационно-правовых форм.
Выручка от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг представляет собой важный индикатор финансовой деятельности предприятий, который является одним из основных при принятии финансовых решений. Значение показателя определяется тем, что он показывает стоимость реализации продукции (оказанных услуг) -- объем основного источника финансовых ресурсов в действующих организациях. За рубежом выручка от реализации обычно используется в качестве критерия при установлении рейтинга компании.
При проведении экономико-статистического анализа следует иметь в виду, что собственно финансовым ресурсом организации является выручка от реализации, уменьшенная на величину налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов. Поэтому при рассмотрении показателя объема реализации в динамике следует элиминировать влияние косвенных налогов.
Прибыль в обобщенном виде отражает конечные финансовые результаты деятельности отраслей и коммерческих организаций и служит весьма значимой экономической характеристикой их работы. В зависимости от содержания, порядка расчета различают валовую, или балансовую, прибыль, прибыль от реализации, чистую прибыль, нераспределенную и облагаемую налогом прибыль.
Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг, основных фондов (включая земельные участки), иного имущества организации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия определяется как разность между выручкой от реализации и остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
Доходы от внереализационных операций включают:
* доходы от долевого участия в деятельности других организаций, дивиденды и доходы по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию;
* доходы от сдачи имущества в аренду;
* прибыль от операций прошлых лет, выявленная в отчетном году;
* доходы по операциям с иностранной валютой и положительные курсовые разницы по валютным счетам;
* полученные пени, штрафы, неустойки, доходы от возмещения причиненного ущерба или упущенной выгоды;
* доходы по операциям с тарой и другие виды санкций за нарушение хозяйственных обязательств и условий, присужденные должнику и признанные им;
* средства, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности;
* доходы от дооценки производственных запасов и готовой
* убытки от содержания законсервированных объектов и мощностей;
* отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям с валютой;
* некомпенсированные потери, связанные с ликвидацией от стихийных бедствий, или затраты по их предотвращению;
* убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
* судебные и арбитражные издержки;
* уплаченные штрафы, пени, неустойки;
* убытки по операциям с тарой;
* убытки от хищений, виновники которых не обнаружены и не установлены;
* другие расходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции, работ и услуг.
Сальдо доходов и расходов от внереализационных операций при положительном его значении прибавляется к сумме результатов от реализации продукции, работ и услуг, а также иного имущества, а при отрицательном -- вычитается.
Балансовая прибыль выявляется за отчетный период на основе бухгалтерского учета всех хозяйственных операций; в валюту баланса она не входит.
Более 60% прибыли, полученной отраслями, приходится на промышленность.
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг определяется как разность между выручкой от реализации продукции, работ и услуг в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и полной себестоимостью.
Ведущее место в изучении прибыли от реализации продукции, работ и услуг отводится факторному анализу.
Оборотные активы (оборотные средства) -- это авансируемая в денежной форме стоимость, принимающая в процессе кругооборота средств форму оборотных фондов и фондов обращения. Кпроизводственным оборотным фондам относятся сырье, материалы, топливо, затраты на незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов (затраты, произведенные в отчетном периоде, но погашаемые вследующих периодах), а также малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Фонды обращения складываются из готовой продукции и товаров отгруженных, средств в расчетах и денежных средств на счетах.
В процессе того или иного вида деятельности по созданию и реализации продукции, выполнению работ или оказанию услуг происходит движение оборотных средств, при котором денежные средства авансируются на образование производственных запасов, затраты на незавершенное производство, создание запасов готовой продукции, средства в расчетах и вновь возвращаются в первоначальную денежную форму, т.е. осуществляется оборачиваемость оборотных средств. Чем быстрее оборачиваются оборотные средства, тем меньше их требуется для обеспечения того же объема продукции, а значит, тем выше при прочих равных условиях эффективность производства. Оборот средств в различных отраслях экономики имеет специфику, которая определяется характером деятельности, технологией и т.п. Медленное движение оборотных средств свойственно многим видам сельскохозяйственной деятельности (зерновое хозяйство, выращивание технических культур, откорм крупного рогатого скота и т.д.), капитальному строительству, некоторым промышленным производствам (судостроение, производство энергетических и атомных реакторов, паровых, газовых и гидравлических турбин и т.п.). Быстрее оборачиваемость оборотных средств происходит в торговле, в гостиничном и ресторанном бизнесе, производстве текстильных изделий и т.д.
Структура оборотных активов считается при прочих равных условиях совершеннее, если в ней выше доля денежных средств и ниже удельный вес стоимости производственных запасов.
На практике трудно получить информацию о всех поступлениях и рассчитываются след. показатели: коэффициент оборачиваемости оборотных средств; коэффициент закрепления оборотных средств; средняя продолжительность одного оборота (в днях); размер высвобождения оборотных средств из оборота или привлечения их в оборот в результате ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Для оценки платежеспособности предприятий используются характеристики, отражающие удовлетворительность структуры их балансов. В первую очередь к ним относится ликвидность.
Ликвидность -- это понятие, характеризующее подвижность активов предприятий, предполагающую возможность бесперебойной оплаты в срок кредитно-финансовых обязательств и законных денежных требований, когда они будут предъявлены. Следовательно, ликвидность предприятий проявляется в ее способности своевременно погашать свои долговые обязательства.
Ликвидность баланса определяется при помощи ряда коэффициентов. Эти коэффициенты представляют собой соотношение различных статей актива баланса с определенными статьями пассива. Коэффициенты ликвидности показывают связь между величиной задолженности организаций и ее ликвидными средствами, которые могут быть использованы для погашения долга. Превышение суммы обязательств юридического лица над стоимостью принадлежащего ему имущества является признаком банкротства.
Ликвидные средства -- это активы организаций, которые могут быть довольно быстро реализованы. Необходимо производить группировку статей баланса по срокам возможной реализации активов организации.
По этому признаку активы баланса группируются на:
* быстрореализуемые денежные средства; ценные бумаги, имеющие устойчивый спрос, например государственные ценные бумаги;
* средне реализуемые денежные средства: средства в расчетах и прочие активы;
* медленно реализуемые средства: производственные запасы, включая незавершенное производство и готовую продукцию;
* трудно реализуемые средства: основные средства и внеоборотные активы.
Для оценки платежеспособности предприятий обычно применяются коэффициенты текущей и срочной ликвидности.
Под финансовой устойчивостью понимают способность организации своевременно из собственных средств покрывать затраты, вложенные в основной и оборотный капитал, нематериальные активы, и расплачиваться по своим обязательствам. От финансовой устойчивости организации зависит характер ее взаимоотношений с деловыми партнерами -- поставщиками, покупателями, коммерческими банками, потенциальными инвесторами, акционерами. В числе показателей, характеризующих финансовую устойчивость, -- коэффициент обеспеченности собственными средствами
Для оценки финансовой устойчивости организации, степени ее финансовой зависимости от кредиторов используется также показатель финансового левериджа. Он измеряет сложившуюся комбинацию собственных и заемных средств, используемых в бизнесе, и рассчитывается как отношение заемного и собственного капитала (или ;как доля собственного капитала в активах). Если показатель финансового левериджа менее 1,0%, то собственный капитал больше |заемного. Данный показатель особенно важно рассматривать, в динамике: его рост свидетельствует о финансовом неблагополучии организации. Наилучшее значение коэффициента финансового левериджа составляет 0,3--0,6%, но он не должен быть выше 1%.
Оценка платежеспособности требует дифференцированного подхода, если не к каждому предприятию, то хотя бы по группам в рамках отраслей, с учетом их специфики, типа производства, этапа развития, структуры, состояния оборотных средств и их оборачиваемости. Поэтому следует помнить, что рассмотренные коэффициенты не учитывают отраслевую специфику и тип производства, хотя и обладают значительной аналитической ценностью.