Любая экономика должна иметь запас прочности. История финансовой прочности в России завершила очередной цикл. Стабилизационный фонд РФ создан в 2004 году, как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.
Новая идея стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе.
Идея была поддержана практически всеми - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя.
1. Стабилизационный фонд Российской Федерации - часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.
(Согласно БК РФ, ст. 96.1)
2. Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета.
Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс (Urals); первоначально “цена отсечения” была установлена на уровне $20 за баррель).
Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
3. Стабилизационный фонд РФ перед разделением
Совокупный объем Стабилизационного фонда РФ на 1 января 2008 года составил 3 трлн. 849,11 млрд. руб., что эквивалентно 156,81 млрд. долларов США (по данным Министерства финансов РФ).
Более детально, денежные активы (monetary assets) Стабилизационного фонда состоят: 66,85 млрд. долл. США (USD), 59,95 млрд. евро (EUR) и 7,7 млрд. фунтов стерлингов Великобритании (GBP). Изначально закладывались следующие пропорции между мировыми валютами: USD - 45%, EUR - 45% и GBP - 10%.
4. Средства Стабилизационного фонда Российской Федерации могут быть использованы:
2005 г.
· на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ходе его исполнения;
· на погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.
(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2005 ГОД» от 23 декабря 2004 года №173-ФЗ Статья 3)
2006 г.
Средства Стабилизационного фонда сверх базового объема должны направляться исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и (или) досрочное погашение государственного внешнего долга.
(БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В 2007 ГОДУ» от 30 мая 2006 года) 2007 г.
n имущественного взноса Российской Федерации в уставный капитал государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в сумме 180 000 000,0 тыс. рублей;
n имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию "Российская корпорация нанотехнологий" в сумме 30 000 000,0 тыс. рублей;
n формирования Инвестиционного фонда Российской Федерации в сумме 90 000 000,0 тыс. рублей.
(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2007 ГОД» от 19 декабря 2006 года №238-ФЗ)
ДоходностьСтабфонда
Расчетная доходность Стабфонда с начала операций по его размещению (с 24 июля 2006г.), взвешенная в соответствии с его валютной структурой, составила 10,75% годовых в долларах США.
Расчетная доходность от размещения средств Стабфонда на счете в долларах составила 6,23% годовых, на счете в евро - 3,62% годовых, на счете в фунтах стерлингов - 5,52% годовых. Курсовая разница от переоценки остатков средств на данных счетах с 15 декабря 2007г. по 31 января 2008г. составила 2,53 млрд. руб.
При этом расчетная сумма дохода от размещения средств фонда с 15 декабря 2007г. по 30 января 2008г. составила 1,17 млрд. долл., что эквивалентно 28,63 млрд. руб. Как отметил П.Казакевич, данные средства будут перечислены в Резервный фонд.
На 30 января 2008г. совокупный объем Стабфонда составил 3 трлн 851,8 млрд руб., что эквивалентно 157,38 млрд долл. Остатки средств на счетах по учету средств Стабфонда в иностранной валюте на 30 января составили 66,85 млрд долл., 50,95 млрд евро и 7,7 млрд фунтов стерлингов.
Совокупный объем Резервного фонда на 31 января 2008г. составил 3 трлн 069 млрд руб., или 125,4 млрд долл. Остатки средств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте составили 56,43 млрд долл., 38,21 млрд евро и 6,31 млрд фунтов стерлингов.
Объем Фонда национального благосостояния на 31 января составил 782,8 млрд руб., или 31,98 млрд долл. Остатки средств на счетах фонда в иностранной валюте составили 10,42 млрд долл., 12,73 млрд евро и 1,39 млрд фунтов стерлингов.
Как отметил П.Казакевич, "с прекращением существования Стабфонда завершается важный этап эволюции учета средств, полученных от благоприятной внешней конъюнктуры".
Резервныйфонд
Государственные резервные накопительные фонды существуют и в других странах: Кувейт (Бюджетный резервный фонд (с 1960 года) и Резервный фонд будущих поколений (с 1976); к концу 2004 года объем обоих фондов достиг $80 млрд.), Норвегия (Государственный нефтяной фонд, с 1990 года; на начало 2006 в фонде было аккумулировано $220 млрд.), Чили (Медный стабилизационный фонд (с 1985 года); на начало 2006 года в фонде было накоплено свыше $1 млрд.). В некоторых странах (Оман, Нигерия, Венесуэла) все средства резервных фондов идут на покрытие бюджетного дефицита, что не позволяет наполнить фонды.
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта.
Резервный фонд формируется за счет:
n нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
n доходов от управления средствами Резервного фонда.
(статья 96.9 БК РФ)
Фондбудущихпоколений
Фонд будущих поколений представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Фонд будущих поколений формируется за счет:
n нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
n доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
(статья 96.10 БК РФ)
21-25 сентября 2007 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел по выборке, представительной для взрослого населения Федерации, опрос 1600 россиян. Ответы на некоторые вопросы этого исследования приводятся вместе с данными более ранних опросов.
Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.
Что делать со Стабфондом? (по мнению взрослого населения РФ)
Март
2006
Сентябрь
2006
Март
2007
Сентябрь
2007
хотя бы часть этих денег следует использовать на социальные программы или инвестиции в экономику
82
81
77
73
не следует использовать эти деньги на социальные программы или инвестиции в экономику
9
12
11
13
затруднились ответить
10
8
12
15
Политики и эксперты все чаще говорят о том, что часть cтабфонда можно потратить - на инвестиции в национальную инфраструктуру и закупку технологий. Тем более что, по расчетам экспертов, в результате инфляции только за год cтабфонд потерял 150 млрд рублей.
Главный аргумент противников распечатывания cтабфонда - тоже инфляция, которая, по их мнению, может вырасти, если потратить деньги внутри страны. К дискуссии подключились уже многие политики и экономисты.
Эксперты говорят, что средства cтабфонда можно использовать для покупки иностранных технологий, чтобы передать их потом российским компаниям. Это должно не только обеспечить необходимые темпы экономического роста, но и помочь избежать инфляционного давления.
Еще один вариант - вложения в инфраструктуру. "Сложно понять, как в стране, напичканной нефтедолларами, не то что нет высокоскоростных железных дорог, но вообще мало хороших дорог и даже нет железной дороги, связывающей базовый аэропорт "Шереметьево" с центром Москвы", - говорит аналитик Газпромбанка Сергей Суверов.
Определенную часть cтабфонда можно и нужно направлять в экономику страны: в инженерную инфраструктуру, в развитие дорог, в создание новых производственных мощностей с современными наукоемкими технологиями", - считает губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. По ее мнению, часть средств cтабфонда надо сосредоточить на двух-трех конкурентоспособных отраслях промышленности.
"Удивляет то, что, рассматривая варианты размещения средств cтабфонда, Минфин почему-то ограничивается лишь финансовыми инструментами, - отмечает глава думского комитета по экологии Владимир Грачев. - Вложив сегодня часть средств cтабфонда не в облигации или акции иностранных эмитентов, а в импорт передовых промышленных технологий, мы могли бы не просто компенсировать износ промышленных фондов, но и создать принципиально иной качественный задел для устойчивого экономического роста на долгосрочную перспективу".
В Кремле тоже обсуждают тему распоряжения cтабфондом. И, хотя официально позиция еще не объявлена, высказывания по этому поводу уже имеются. "Мы должны получать доступ к технологиям, экспортируя газ, нефть, нефтепродукты, - заявил замруководителя администрации президента РФ Владислав Сурков, выступая в Центре партийной учебы и подготовки кадров "Единой России". - На мой взгляд, мы должны думать не только о том, сколько денег за это взять... Нам нужны знания! Нам нужны новые технологии! Тогда и проблемы cтабфонда не будет, куда сплавить то, что набрали".