1.1 Экономическая сущность налогообложения, понятия, функции налогов.5
1.2 Классификация налогов……………………………………………………..13
1.3 Общая характеристика налоговой системы РФ……………………………20
2. Сравнительный анализ применения НДС в отечественной и зарубежной практике…………………………………………………………………………..24
2.1 История НДС в РФ…………………………………………………………..24
2.2 Применение НДС в РФ……………………………………………………...25
2.3 Роль НДС в федеральном бюджете РФ…………………………………….39
2.4 Опыт применения НДС в зарубежной практике…………………………..41
3. Проблемы применения НДС, пути их решения, перспективы…………….48
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы
Введение
Налоги сегодня - сложная и многофункциональная категория, прошедшая длительный путь развития как в теории, так и на практике. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится именно им. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. И это далеко не весь список возможностей, которые открывает использование налогов.
В условиях становления основ механизма рыночных отношений, когда еще не в полной мере заработал собственно рыночный механизм (современный этап развития российской экономики), особенно актуальной является система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Одним из налогов играющих важную (и, возможно, важнейшую) роль в данной системе является налог на добавленную стоимость.
В Россию он пришел сравнительно недавно, и в процессе его применения возникает очень много проблем. Пути их решения логично было бы искать в странах, уже имеющих большой опыт применения НДС. Но даже переняв долю опыта, его применение в условиях российской экономики не дает желаемых результатов.
Поэтому актуальность данной работы я считаю очень высокой. Так как именно сегодня Правительство РФ обсуждает ту же самую проблему. И целью работы я ставлю проведение сравнительного анализа применения НДС в России и в развитых зарубежных странах.
С целью реализации вышеуказанной цели ставлю следующие задачи: изучить сущность налогообложения в принципе, так как это дает полное представление о сущности налогов; рассмотреть налоговую систему Российской Федерации и классификацию налогов, для представления о системе, которая существует в стране и для изучения условий применения НДС в первой части работы. Во второй части будет произведен сам процесс сравнения. Для этого будут освещены история введения НДС в России, а так же изучена практика его применения, его роль в федеральном бюджете страны и рассмотрен опыт применения НДС в зарубежных странах. Как уже было сказано, при использовании НДС на практике стали возникать проблемы и спорные ситуации. Основные их них, а так же пути их решения и перспективы налога на добавочную стоимость будут рассмотрены в третьей части работы. Выводы и результаты сравнения будут описаны в заключении работы.
При написании работы были использованы разные источники информации: это учебная литература, пресса, налоговый кодекс, законы РФ, компьютерные справочные правовые системы и прочее. Разнообразие ресурсов обеспечивает интересную, объективную и актуальную на сегодняшний день информацию.
1 Теоретические аспекты налогообложения
1.1 Экономическая сущность налогообложения, понятия, функции
Экономическая мысль пока не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налог, независимо от политического и экономического строя общества, природы и задач государства. Ведь необходимость налогов предопределяется непосредственно функциями государства. Теория налога и практика налогообложения развивалась вместе теорией государства и практикой его функционирования.
Однако дошедшие до нас первые письменные свидетельства о налогообложении относятся лишь к античному периоду существования человечества. На сегодняшний день сложилось следующее определение понятия «налог»: налог - обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физический лиц в форме отчуждения принадлежащих им или на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Для конкретизации понятия налога необходимо исходить из того, что отличительной чертой налога как экономической категории является наличие у него признаков.
Признаками налога являются:
1) Императивность, что предполагает правовую обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком, или, иными словами, налог представляет собой обязательный платеж.
2) Индивидуальная безвозмездность, что означает, что налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства. При уплате налога происходит однонаправленное движение части стоимости от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения отдельному плательщику за конкретное налоговое изъятие.
3) Законность, что их установление, взимание осуществляется в порядке, определенном законом. Как правило, обязанность платить налоги закрепляется в государственных законодательных актах.
4) Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства.
5) Переход права собственности, что происходит при уплате налога налогоплательщиком государству.
Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функция (лат.functio - исполнение, совершение) представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Функции представляют собой формы движения налогов как финансовой категории. Именно функции налогов предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений. Каждая из функций налога реализует то или иное назначение налога, во взаимодействии образуя систему.
В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции -фискальную и экономическую полагая, что они охватывают весь спектр налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельные хозяйствующие субъекты. По мнению других ученых, кроме фискальной функции, налоги выполняют, по меньшей мере, еще три функции: распределительную, стимулирующую и контрольную. Считается, что первое разграничение функций налогов характерно для развитых рыночных от ношений. Подобный разброс мнений далеко не случаен, поскольку сторонники наличия только одной экономической (или распределительной, ли регулирующей) функции сверх фискальной функции при раскрытии экономической сути определяют различные сегменты этой функции, отображающие процессы распределения, стимулирования и контроля. Иначе и не может быть, поскольку все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое. Таким образом, различия во взглядах на количество выполняемых налогом функций не являются принципиальными. Поэтому рассмотрим четыре основных функции налогов.
1) Фискальная функция. Она является основной функцией налога и носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему налоговому законодательству обязаны платить налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП. Ведь в конечном счете с помощью фискальной функции налогов происходит огосударствление строго необходимой части стоимости ВВП. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.
2)Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как любого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Прежде всего это проявляется в разделении налогов на косвенные прямые.
3) Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов, налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.
Налоги в существенной мере влияют на уровень и структуру совокупного спроса, который в свою очередь может содействовать как раз витию производства, так и его сдерживанию. От уровня налогов во многом зависит соотношение между издержками производства и ценой продукции, которое является определяющим для производства. Влияние налогов на совокупный спрос осуществляется также через налоговое регулирование оплаты труда.
С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики в целом и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства накопление капитала, ресурсосбережение, платежеспособный спрос населения и др. В этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной функцией.
4) С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет. Одновременно эффективная контрольная функция логов препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности, и, напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством. Именно контрольная функция обеспечивает необходимый уровень мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций. Вместе с тем нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или непосредственно в налоговую систему, или социальную сферу, или бюджетную политику.
Понятии налогообложения определены в Налоговом Кодексе Российской Федерации и применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ.
Основные понятия, используемые в налогообложении:
1) Субъект налогообложения - физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги.
2) Объект налогообложения - совокупность предметов, подлежащих налогообложению.
3) Налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения, выраженные в облагаемых единицах, к которым применяется налоговая ставка.
4) Налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
5) Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
6)Налоговая льгота - это полное или частичное освобождение от уплаты налогов.
7)Налоговый оклад - величина налога уплачиваемая субъектом с одного объекта налогообложения.
8) Налоговый отдел - лицо, на которое в соответствии с законодательством возложена обязанность начисления и перечисления налога в бюджет.
9)Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);
10) Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
11) Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;
12) Лица (лицо) - организации и (или) физические лица;
13) Банки (банк) - коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;
14) Счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;
15) Лицевые счета - счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
16) Счета Федерального казначейства - счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
17) Источник выплаты доходов налогоплательщику - организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;
18) Недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;
19) Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
20) Уведомление о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
21) Место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации по просьбе этого физического лица для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по месту пребывания физического лица. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно, определяемое адресом (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
22) Место жительства физического лица - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
23) Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;
24) Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
1.2 Классификация налогов
Налоговая система включает различные виды налогов, классифицируемые по разным признакам. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и ряду других признаков представляет собой классификацию налогов. Классификация налогов имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение, поскольку позволяет характеризовать налоговую систему в целом, проводить необходимый анализ, составлять отчетность.
1) В первую очередь налоги классифицируются исходя из государственного устройства. различают унитарные и федеративные государства с соответствующими уровнями власти.
· В унитарных государствах, состоящих их центральных государственных органов власти и органов власти местного самоуправления, существуют государственные налоги, устанавливаемые и вводимые в действие органами государственного самоуправления, и местные налоги, которые устанавливаются и вводятся местными властями.
· В федеративных государствах государственные налоги подразделяются на:
1) федеральные;
2) региональные;
3)местные;
Первые устанавливаются федеральным налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Вторые , как правило, устанавливаются федеральным законодательством, но вводятся в действие региональными законами и являются обязательным к уплате только на соответствующей территории. Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления.
В связи с происходящими процессами глобализации появилась и такая разновидность налогов, как межгосударственные налоги. В частности в Европейском сообществе действует единый налог на импортную (из третьих стран) продукцию сельскохозяйственного производства, средства которого поступают в бюджет этого сообщества.
2)В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
· Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.
· Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Таким образом, косвенные налоги непосредственно связаны с той деятельностью, которой занимается налогоплательщик. Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступление в казну не связано с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятия. Тем самым косвенное налогообложение обеспечивает устойчивость доходной базы государства. Особенно в условиях высокой инфляции.
3) По объекту обложения налоги также подразделяются на несколько видов.
· Среди прямых разделяют налогов выделяют:
Реальные (имущественные) налоги. Ими облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество и не которые другие.
Ресурсные платежи, взимание которых определяется разработкой, использованием и добычей природных ресурсов. Указанные налоги нередко называются также рентными, поскольку их введение и уплата, как правило, связаны с образованием и получением ренты.
Личные налоги. Они взимаются с доходов физических и юридических лиц двумя способами: «у источника» и « по декларации».
Вмененные налоги. Их отличительной особенностью является то, что объектом обложения здесь выступает доход, определяемый государством, который не зависит от фактических финансовых показателей деятельности и определяется потенциальными возможностями налогоплательщика, связанными с владением и распоряжением имеющегося у него имущества. Поэтому данный вид налогов можно назвать одной из разновидностей реальных налогов.
Налоги, взимаемые с фонда оплаты труда. Их трудно отнести к изложенным выше классификационным группам. В данном случае объектом обложения выступают расходы налогоплательщика связанные с выплатой заработной платы и других видов вознаграждения работникам.
· Косвенные налоги в свою очередь подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины.
Акцизы бывают индивидуальные и универсальные.
Индивидуальные акцизы представляют собой обложение отдельных видов товаров, сырья, готовой продукции. Универсальными акцизами облагаются, как правило, обороты организаций (объемы реализации, продаж и т.д.).
Государственная фискальная монополия представляет собой полную или частичную монополию государства на доходы от производства и продажи отдельных видов товаров, к которым, как правило, относятся спиртные напитки, соль, табачные изделия.
Таможенная пошлина -- это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием ввоза или вывоза.
В зависимости от вида внешнеторговой операции устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины исходя из численного выражения базового показателя -- адвалорные, специфические, комбинированные; периода применения -- сезонные; действующих приоритетов экономической политики -- специальные, антидемпинговые, компенсационные.
Ставка адвалорных пошлин устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Величина поступлений в бюджет от взимания адвалорных пошлин находится в зависимости от колебаний конъюнктуры товарного рынка.
Специфическими пошлинами являются таможенные пошлины, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Они взимаются с веса, объема, штуки товара.
Комбинированные, или смешанные, пошлины сочетают в себе адвалорный и специфический принципы обложения.
Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственной продукции и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года. Сезонная дифференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары.
Отдельную группу образуют так называемые особые виды пошлин, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов государства. Особыми видами являются специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Специальные применяются в основном в двух случаях.
Во-первых, они используются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.
Во-вторых, эти пошлины вводятся в действие в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы данного государства. В этом случае специальная пошлина нередко называется реторсионной. Под реторсиями в международном праве понимаются не связанные с использованием вооруженных сил правомерные принудительные меры, применяемые государством в ответ на нанесший ему моральный или материальный ущерб недружественный, но не нарушающий норм международного права акт другого государства. Целью применения реторсионных пошлин являются прекращение недружелюбных действий со стороны другого государства и предотвращение их в будущем.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров по цене, более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент осуществления импортной операции, если ввоз таких товаров наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации производства подобных товаров в стране.
Транзитная пошлина взимается за провоз грузов по таможенной территории государства. Она применяется, как правило, за провоз грузов, наносящих ущерб окружающей среде, в частности радиоактивных, горюче-смазочных материалов и других опасных грузов, в том числе боеприпасов и взрывчатых веществ.
4) На практике нередко проводят разделение налогов в зависимости от их использования. В этом случае они подразделяются на общие и специальные.
· Отличительной особенностью общих налогов является то, что после поступления в бюджет любого уровня они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
· В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. Обычно специальные налоги формируют государственные внебюджетные социальные фонды.
5) По способу обложения налоги российской налоговой системы классифицируются: по трем группам в зависимости от способов взимания на логового оклада: «у источника», «по декларации» и «по кадастру».
· Исчисление и изъятие налога «у источника» обычно осуществляется органом, который выплачивает доход. В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком - налоговым агентом сразу в бюджет.
· При использовании второго метода налогоплательщик должен представить в налоговые органы налоговую декларацию. На основе этого документа определяется сумма налогового платежа.
· Третий метод предполагает уплату на основании сведений, содержащихся в кадастре. При этом кадастр, представляет собой реестр, содержащий сведения о наиболее типичных объектах (земля, недвижимость и т.д.).
6) В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).
7) Особой категорией налогов являются так называемые специальные налоговые режимы, что подразумевает следующие способы взимания налогов:
· Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
· Упрощенная система налогообложения.
· Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
· Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Важное практическое значение для формирования бюджетной системы государства имеет группировка налогов по принадлежности к звеньям бюджетной системы. В данном случае налоги подразделяются на:
· Закрепленные, которые на постоянной основе законодательно закреплены за бюджетами соответствующего уровня.
· Регулирующие, доходы от поступления которых распределяются между уровнями бюджетной системы по нормативам, установленным на год или на долговременной основе.
Обобщая изложенное, необходимо подчеркнуть, что классификация налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как она характеризует налоговую систему в целом. С ее помощью осуществляется анализ системы налогообложения, и делаются необходимые выводы для ее дальнейшего совершенствования. Особое значение имеет деление налогов на прямые и косвенные. Соотношение налогов в части властных полномочий позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента регулирования межбюджетных отношений.
1.3 Общая характеристика налоговой системы РФ
Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.
Основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. М 2118-1 и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г.
Сформированная налоговая система была построена на следующих принципах:
1) детальная структурированность и целостность налоговой системы. Обеспечивается жесткой централизацией управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства. данный принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на центральные и местные;
2) гибкость налоговой системы, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов о бюджете;
3) социальная направленность налоговой системы, связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.
Так как Россия является федерацией, оно имеет три уровня власти и, соответственно, трехуровневую бюджетную систему: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
Формирование доходной базы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов осуществляется за счет трех основных видов источников -- налоговых, неналоговых доходов и прочих доходов, основным из которых являются налоговые поступления. Налоговые источники каждого бюджета закреплены законодательно в Бюджетном и Налоговом Кодексах.
Налоговый Кодекс предусматривает следующие налоги:
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Структура налоговой системы может рассматриваться с точки зрения:
-соотношения прямых и косвенных налогов;
Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась, исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги (НДС, акцизы и т.д.) в то время как прямые налоги -- роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.
- распределения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц (по субъекту уплаты);
С юридических лиц в РФ взимается 9 видов налогов, с физических лиц - 3 налога и 3 вида налога взимается с юридических и физических лиц.
Подробно структура представлена на схеме в Приложении 1.
Специфика структуры российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов характеризуется следующими обстоятельствами.
Во-первых, низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной налоговой базой.
Во-вторых, в структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения.
В-третьих, существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов. В результате этого отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков -- физических лиц. При этом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов корпораций.
- роли отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы;
Из всего многообразия видов налогов, фактически 4 вида налога с фискальной точки зрения являются решающими: НДС, налог на прибыль, акцизы и НДФЛ.
- распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, налоговые доходы местных бюджетов).
Распределение доходов от большинства налогов между бюджетами разных уровней осуществляется на основе бюджетного законодательства. В РФ все налоги делятся на закрепленные и регулируемые. Первые, на постоянной основе закреплены за бюджетом соответствующего уровня и не могут зачисляться в бюджеты других уровней. Вторые - это налоги, которые в процессе бюджетного планирования распределяются между бюджетами разных уровней.
Сегодня налоговая система РФ находится на стадии реформирования (уже шестой год). Цель реформирования - соответствие системы рыночной экономики, а так же целям поставленным государством.
Но на сегодняшний день проблем больше, чем успехов. Налоговая система не соответствует целям и ситуации стране. Налог - это эффективнейший инструмент управления экономикой, но в России пока им не научились пользоваться эффективно. Быстрый инфляции, отсталые и неразвивающиеся отрасли, низки жизненный уровень населения и прочее ярко демонстрируют это.
2 Сравнительный анализ применения НДС в отечественной и зарубежной практике
2.1 История НДС в РФ
Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 30% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.
В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.
Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%. Спустя год она была снижена до 20%, и была введена льготная ставка в размере 10% для продуктов питания и детских товаров по перечню. В этом виде налог и просуществовал до наших дней.
Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:
1. пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;
2. создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;
3. присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.
Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Поступление НДС в бюджеты превысили поступления по любому другому налогу, в том числе и по налогу на прибыль.
2.2 Применение НДС в Российской Федерации
Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому при исчислении и уплате НДС у налогоплательщиков возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее, как уже говорилось, по объему платежей НДС занимает первое место в бюджете страны.
Согласно НК РФ плательщиками НДС признаются :
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Плательщиками являются также индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и/или услуг, облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными инвестиция и, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на российской территории, а также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории России.