Сравнительный анализ общей и упрощенной системы налогообложения
Сравнительный анализ общей и упрощенной системы налогообложения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I. Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства 6
1.1 Теоретические аспекты применения общеустановленной системы налогообложения на малых предприятиях 6
1.2 Теоретические аспекты применения упрощенной системы налогообложения на малых предприятиях 9
1.3 Преимущества и недостатки общеустановленной и упрощенной систем налогообложения 15
II. Сравнительный анализ общеустановленной и упрощенной систем налогообложения на примере ООО «Мадис» 28
2.1 Финансово-экономическая характеристика ООО «Мадис» 28
2.2 Сравнительный анализ общеустановленной и упрощенной систем налогообложения на примере предприятия ООО «Мадис» 31
2.3 Выбор оптимального режима налогообложения на примере ООО «Мадис» 43
III. Пути оптимизации налогообложения малых предприятий 51
3.1 Преимущества применения общеустановленной системы налогообложения перед упрощенной системой налогообложения 51
3.2 Пути совершенствования и преимущества выбора упрощенной системы налогообложения 53
Заключение 66
Список использованной литературы 71
Приложения 77
Введение
Сегодня становится все более ясным огромное значение сектора малых предприятий в России. Малое предпринимательство стало массовым явлением, обеспечивая решение как экономических, так и социальных проблем. Так оно способствует формированию конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, расширению ассортимента и повышению качества товаров, работ, услуг; структурной перестройке экономики, придавая ей гибкость, мобильность, маневренность; привлечению личных средств населения на развитие производства; созданию дополнительных рабочих мест, сокращению уровня безработицы..
За время существования малого предпринимательства в России создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги. Однако единой действенной политики поддержки малого предпринимательства в нашей стране сегодня нет, как нет и ее реальных рычагов. При наличии трех автономных уровней власти полностью отсутствует координация между ними, что отчетливо видно на примере развития малого предпринимательства, а предпринимателей продолжают беспокоить такие проблемы, как:
* несовершенство законодательства в части несоответствия действующих нормативно-правовых актов вновь принимаемым;
* нестабильная налоговая политика;
* административные барьеры при регистрации и ведении предпринимательской деятельности;
* недостаточная заинтересованность органов власти в решении проблем малого предпринимательства, незначительные объемы бюджетного финансирования малого бизнеса;
* ограниченный спектр финансовой поддержки предпринимателей (так как не разработан механизм предоставления льгот банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства, не развита система гарантирования и страхования кредитов);
* дефицит консультационной и маркетинговой поддержки бизнеса (действующая сеть инфраструктуры поддержки не охватывает все территории области, что негативно сказывается на развитии предпринимательства, особенно в сельских районах);
* ограниченное бюджетное финансирование, отсутствие разработанных и законодательно утвержденных нормативов отчисления бюджетных средств на поддержку и развитие малого бизнеса;
* отсутствие достаточного информационного обеспечения.
Все это ведет к сокращению числа малых предприятий и количества занятых на них, уходу в «тень» малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, нарушению положений Трудового кодекса РФ по отношению к наемным работникам, занижению уровня официальной заработной платы.
Для решения выявленных проблем необходимо объединить усилия всех структур, влияющих на развитие малого предпринимательства в стране и оказать реальную законодательную, финансовую и административную поддержку этому сектору экономики.
Все вышеперечисленное обусловливает актуальность исследования проблем ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.
Целью настоящей дипломной работы является сравнительный анализ общей и упрощенной систем налогообложения на пример ООО «Мадис».
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1) раскрыты особенности учета и отчетности субъектов малого предпринимательства при использовании общеустановленной системы налогообложения;
2) охарактеризованы особенности учета и отчетности при использовании упрощенной системы налогообложения;
3) проведено сравнение общеустановленной и упрощенной системы налогообложения;
4) проведен анализ постановки учета и отчетности на ООО «Мадис»;
5) разработаны предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета на ООО «Мадис».
Дипломная работа написана на 70 листах и состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
I. Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства
1.1 Теоретические аспекты применения общеустановленной системы налогообложения на малых предприятиях
Под общим режимом налогообложения понимаются федеральные, региональные, местные налоги и сборы, предусмотренные для налогоплательщиков Налоговым кодексом РФ Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17.05.2007 №84-ФЗ) // Российская газета, №148 - 149, 06.08.1998.. Эту систему малые предприятия могут применять в добровольном порядке, к ним не предъявляется никаких требований по соблюдению каких-либо критериев. Единственным исключением, ограничивающим право применения общеустановленной системы налогообложения, является обязанность налогоплательщика по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или применения специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога. Для налогоплательщиков важно то, что малое предприятие может применять общеустановленную систему налогообложения как в целом - по всем видам деятельности, так и по отдельным видам деятельности. Последнее возможно только в одном случае - если отдельные виды деятельности налогоплательщика переведены на уплату единого налога на вмененный доход. Если малое предприятие работает по общеустановленной системе налогообложения, то оно имеет право выбора одной из систем бухгалтерского учета. К таким системам относятся традиционная, простая форма и форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.
Под традиционной системой следует понимать план счетов и формы бухгалтерского учета, которые имеют право вести все предприятия, в том числе и малые предприятия, за исключением кредитных организаций и других организационно-правовых форм, обязанных вести учет в особом порядке. К традиционным формам относятся: журнально-ордерная форма; мемориально-ордерная; компьютеризированная, основанная на традиционных формах бухгалтерского учета. Учет по традиционной системе разрешается вести как на бумажном носителе «вручную», так и в электронном виде в специальных бухгалтерских программах с последующим выводом на бумажные носители. Затраты на ведение учета в электронном виде значительно меньше, по крайней мере по времени. В наши дни разработано множество автоматизированных бухгалтерских программ, предназначенных специально для предприятий малого бизнеса. В них не предусмотрена вариабельность конфигураций, но основных функций достаточно для ведения основных бухгалтерских операций.
Упрощенные формы ведения бухгалтерского учета малые предприятия могут применять наряду с традиционными формами. При этом право выбора принадлежит предприятию малого бизнеса.
Простая форма бухгалтерского учета рекомендуется для малых предприятий Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. №64н «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.1998 №64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» // Бухгалтерский учет, №3, 1999.» (далее - Типовые рекомендации). В простую форму включается всего два регистра - Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности по форме К1 и ведомость учета заработной платы по форме В-8. Эти регистры очень просты в заполнении и «не перегружены» дополнительной информацией. Простая форма не требует оборотной ведомости. Минуя оборотную ведомость, бухгалтерская отчетность составляется на основании Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности. Использовать простую форму разрешается не всем малым предприятиям, а только тем, которые выполняют небольшое количество операций в месяц (как правило, не более 30) и не осуществляют производства продукции и работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов.
Малые предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), могут применять форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества. Эта же форма годится и для тех малых предприятий, которые не желают работать по традиционной системе или простой форме. Регистры также рекомендованы Типовыми рекомендациями. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров включает в себя восемь ведомостей по учету имущества, капитала, обязательств и операций. На основании ведомостей составляется шахматная ведомость и оборотная ведомость. По данным оборотной ведомости составляется бухгалтерская отчетность.
Обе формы, предусмотренные Типовыми рекомендациями, предполагают ведение бухгалтерского учета по упрощенному плану счетов бухгалтерского учета. Типовые рекомендации не запрещают работать по обычному «Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в ред. Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 №38н) // Экономика и жизнь, №46, 2000.» (далее - План счетов и Инструкция по его применению). Помимо этой возможности малым предприятиям дается право разработать свой план счетов, который в максимальной степени отражает специфику их деятельности и, возможно, снижает затраты на ведение налогового учета.
Малые предприятия, работающие по общему режиму налогообложения, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке. Основными документами в этом случае будут: Федеральный закон №129-ФЗ «О бухгалтерском учете Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 №86-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 25.11.1996, №48, ст. 5369.», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 №43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // Финансовая газета, №34, 1999.», Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.12.2004 №135н) // Финансовая газета, №33, 2003.».
Малым предприятиям, работающим по простой форме ведения бухгалтерского учета и регистрам, при составлении и представлении бухгалтерской отчетности следует также учесть требования Типовых рекомендаций, которые в целом не противоречат текущему законодательству. Но при этом необходимо помнить, что изменения в Типовые рекомендации не вносились с 1998 г. и часть требований не соответствует федеральному законодательству.
Малые предприятия, работающие по общему режиму налогообложения вне зависимости от применяемой системы бухгалтерского учета, могут воспользоваться льготами, предоставляемыми Приказом Минфина России №67н.
1.2 Теоретические аспекты применения упрощенной системы налогообложения на малых предприятиях
Статьей 3 Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2002 №191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 №134-ФЗ) // Российская газета, №246, 31.12.2002." в статью 4 Закона N 129-ФЗ Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 №183-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 25.11.1996, №48, ст. 5369. внесен пункт 3, согласно которому организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 №333-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340..
Организации, применяющие УСН, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Таким образом, организации, перешедшие на УСН, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов.
Следует отметить, что учет основных средств и нематериальных активов ведется на основании соответственно ПБУ 6/01 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 №156н) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №20, 14.05.2001. и ПБУ 14/2007 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2007 №153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» // Российская газета, №22, 02.02.2008.. При учете основных средств и материальных активов организация применяет первичные формы учетной документации Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» // Финансовая газета, №11, 2003. (N ОС-1, инвентарные карточки и так далее).
Как же учитывать приобретение, амортизацию и списание основных средств и нематериальных активов при переходе на УСН? Согласно статье 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на:
- расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств;
- расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов.
С 1 января 2007 года также учитываются расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (Федеральный закон от 17 мая 2007 года N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 17.05.2007 №85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета, №117, 02.06.2007.").
Для основных средств, приобретенных в период применения УСН, и для нематериальных активов начисление амортизации не предусмотрено. Их стоимость включается в расходы сразу в полном объеме. При этом для основных средств моментом признания расходов, помимо фактической оплаты, является дата их ввода в эксплуатацию. Для нематериальных активов моментом признания расходов по приобретению является момент принятия объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет (подпункт 2 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ).
Если организация, применяющая УСН, собирается выплачивать дивиденды, то бухгалтерский учет должен вестись. При начислении и выплате организацией, применяющей УСН, доходов в виде дивидендов другим организациям (применяющим обычный режим налогообложения) такая организация обязана в общеустановленном порядке удержать у источника выплаты налог по ставке: 9% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации; 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций (статья 284 НК РФ), и внести его в доход федерального бюджета.
Статьей 42 Закона N 208-ФЗ Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 №208-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №318-ФЗ) // Российская газета, №248, 29.12.1995. установлено, что источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения. А прибыль общества после налогообложения определяется по данным бухгалтерской отчетности.
Аналогичная ситуация и для обществ с ограниченной ответственностью. Законодательством не предусмотрено ведение бухгалтерского учета для обществ с ограниченной ответственностью, применяющих УСН.
В то же время в соответствии со статьей 28 Закона N 14-ФЗ Федеральный закон Российской Федерации от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 №231-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, №7, ст. 785. общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. Часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Определение чистой прибыли осуществляется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года N 94н Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №115н) // Экономика и жизнь, №46, 2000..
Таким образом, организации, применяющие УСН и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям, должны определять прибыль после налогообложения в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Данный вопрос был рассмотрен в письме Минфина России от 11 марта 2004 года N 04-02-05/3/19 "О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11.03.2004 №04-02-05/3/19 «О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения» // Налогообложение, №3, 2004.", письме Минфина России от 22 июля 2004 года N 03-03-05/1/85.
Изменением, внесенным абзацем 3 пункта 10 статьи 1 Закона N 101-ФЗ Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2005 №101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Российская газета, №161, 26.04.2005., устранена неясность по поводу ведения налогового учета. Дело в том, что, как уже сказано, организации, перешедшие на УСН, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов. До 2006 года законодательством была установлена обязанность налогоплательщика вести налоговый учет показателей своей деятельности на основании книги учета доходов и расходов.
С 2006 года статьей 346.24 НК РФ установлено, что налогоплательщики не ведут учет показателей, не облагаемых единым налогом, они обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому налогу при УСН в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.
Учет доходов и расходов осуществляется в соответствии с Приказом Минфина России от 30 декабря 2005 года N 167н "Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2005 №167н «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядка ее заполнения» (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 №152н) // Российская газета. №34, 17.02.2006." (далее - Приказ N 167н).
Форма книги и Порядок отражения в ней хозяйственных операций приведены в приложениях N 1, 2 к Приказу N 167н.
Отметим, что Приказом Минфина России от 27 ноября 2006 года N 152н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 167н "Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2006 №152н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. №167н «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядка ее заполнения» // Российская газета. №297, 31.12.2006." внесены изменения в Приказ N 167н.
В разделе 1 "Доходы и расходы" приложения N 1 исключены графы 4 "Доходы - всего" и 6 "Расходы - всего".
В наименовании графы 5 "В т.ч. доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" исключены слова "В т.ч.".
В наименовании графы 7 "В т.ч. расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" исключены слова "В т.ч.".
Соответственно, графы 5 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" и 7 "Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" считать графами 4 и 5.
Налогоплательщики по истечении налогового (отчетного) периода представляют в налоговые органы налоговые декларации. В статье 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций. В соответствии с указанной статьей сроки подачи деклараций по итогам отчетного периода одинаковы для организаций и для предпринимателей, а срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей продлен на месяц по сравнению с организациями, что не совсем понятно, так как порядок определения доходов и расходов и исчисления налога одинаков как для организаций, так и для предпринимателей.
Как подтверждает арбитражная практика, нарушение срока представления налоговой декларации по единому налогу за отчетный период является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 января 2005 года по делу N А33-8111/04-С3-Ф02-5545/04-С1 Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 11.01.2005 №А33-8111/04-С3-Ф02-5545/04-С1 // СПС «Консультант-Плюс» - официально документ опубликован не был., Постановление ФАС Уральского округа от 23 сентября 2004 года по делу N Ф09-3915/04-АК, Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 23.09.2004 №Ф09-3915/04-АК // СПС «Консультант-Плюс» - официально документ опубликован не был. Постановление ФАС Центрального округа от 6 апреля 2005 года по делу N А09-19056/04-23 Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу Федерального Арбитражного Суда Центрального округа от 06.04.2005 №А09-19056/04-23 // СПС «Консультант-Плюс» - официально документ опубликован не был..
Статьей 346.23 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.
Согласно пункту 3 статьи 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России.
Форма и порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены Приказом Минфина России от 17 января 2006 года N 7н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17.01.2006 №7н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения» (в ред. Приказа Минфина РФ от 19.12.2006 №176н) // Российская газета, №41, 01.03.2006.". Данная форма налоговой декларации действует начиная с отчетности за первый отчетный период 2006 года Беляева Н.А. Бухгалтерский учет и отчетность при УСН // Налоги (газета), 2007, №42..
1.3 Преимущества и недостатки общеустановленной и упрощенной систем налогообложения
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым кодексам.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает освобождение от уплаты следующих налогов:
- налога на прибыль организаций;
- НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
- налога на имущество организаций;
- единого социального налога.
Эти налоги заменяются единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
В то же время организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, продолжают уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование работников, а также прочие налоги:
1) федеральные:
- налог на операции с ценными бумагами;
- таможенная пошлина;
- платежи за пользование природными ресурсами;
- государственная пошлина;
- сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
- плата за пользование водными объектами;
- налог на добычу полезных ископаемых;
2) региональные:
- лесной доход;
- сбор на нужды образовательных учреждений;
- транспортный налог;
3) местные:
- земельный налог;
- налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
- курортный сбор;
- сбор за право торговли;
- целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;
- налог на рекламу;
- лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
- сбор за право использования местной символики;
- сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
- сбор за право проведения кино- и телесъемок;
- сбор за уборку территорий населенных пунктов и некоторые другие.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них упрощенная система налогообложения претерпела очень большие изменения: если до 2003 г. индивидуальный предприниматель оплачивал только стоимость патента, которая является фиксированным платежом, то в настоящее время он должен рассчитывать сумму налога в соответствии с требованиями гл.26.2 НК РФ.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты следующих налогов:
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
- НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
- налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
- единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Рассмотрим, какие последствия имеет переход на упрощенную систему налогообложения с точки зрения освобождения от уплаты вышеперечисленных налогов.
Главное негативное последствие освобождения от уплаты НДС заключается в том, что одновременно с исчезновением обязанностей составления счетов-фактур, ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения, лишается возможности выделять в своих документах НДС, предъявляемый покупателям, который он мог бы предъявить к вычету. Следовательно, это отразится на цене реализации: если раньше контрагент готов был уплатить более высокую цену с учетом НДС (рассчитывая на последующий вычет), то в настоящее время, скорее всего, цену придется снизить именно на применявшуюся до 2003 г. ставку НДС. Это ведет к так называемой упущенной выгоде, которая выражается в недополученном организацией доходе от реализации.
В связи с этим приведем формулы, которые позволят рассчитать экономический эффект от перехода на упрощенную систему налогообложения:
- для налогоплательщика, принимающего в качестве объекта налогообложения доходы:
Э = (НП + НИ + ЕСН + НДС) - (Д х 6% + УВ);
- для налогоплательщика, принимающего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов:
Э = (НП + НИ + ЕСН + НДС) - ((Д - Р) х 15% + УВ),
где НП - налог на прибыль, руб.;
ЕСН - единый социальный налог, руб.;
НДС - налог на добавленную стоимость, руб.;
Д - доход, сформированный в соответствии со ст.ст.249 и 250 НК РФ, руб.;
Р - сумма расходов, учитываемая при налогообложении в соответствии со ст.346.16 НК РФ, руб.;
УВ - упущенная выгода, которая формируется за счет снижения цен реализации и может составлять до 20% от суммы дохода налогоплательщика (Д), руб.;
6%, 15% - ставки единого налога по результатам хозяйственной деятельности в зависимости от объекта налогообложения.
Расчет целесообразно осуществлять по данным за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения.
Очевидно, что если экономический эффект меньше, равен или близок к нулю, организациям, ранее применявшим общий режим налогообложения, переход на упрощенную систему налогообложения не рекомендуется.
Организация, перешедшая на уплату единого налога по результатам хозяйственной деятельности, хотя и не является плательщиком единого социального налога, должна все же обратить внимание, как это ни покажется на первый взгляд странным, на механизм распределения уплаченных сумм единого социального налога.
В соответствии со статьями 56 и 146 БК РФ единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (90%), а также в бюджеты Федерального фонда обязательного медицинского страхования (0,5%), территориальных фондов обязательного медицинского страхования (4,5%), Фонда социального страхования (5%).
Минимальный налог, в свою очередь, зачисляется в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации (60%), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (2%), территориальных фондов обязательного медицинского страхования (18%).
Порядок налогообложения по упрощенной системе можно отразить в виде следующей схемы (рис. 2.1).
Таким образом, часть суммы налога от 5 до 20% зачисляется в ФСС РФ. Это связано с тем, что работники налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, пользуются наравне с работниками других организаций правами, которые обеспечивает обязательное социальное страхование в Российской Федерации (в частности, за счет средств ФСС РФ оплачиваются в определенных законом случаях медицинскому учреждению расходы, связанные с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсия по старости; пенсия по случаю потери кормильца; пособие по временной нетрудоспособности; пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособие по безработице; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие и путевки на санаторно-курортное лечение; социальное пособие на погребение и некоторые другие).
Рис. 2.1 - Порядок налогообложения по упрощенной системе
Отдельные из вышеперечисленных выплат производятся застрахованному по месту работы, но за счет средств ФСС РФ. При этом налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения, не может уменьшать налоговую базу на суммы произведенных выплат, поскольку такой механизм не предусмотрен гл.26.2 НК РФ. Следовательно, в этой сфере будет, очевидно, действовать система возврата средств налогоплательщику непосредственно из ФСС РФ в размере реально понесенных перечисленных расходов. Для этого, а также в целях контроля ФСС РФ оправданности произведенных выплат налогоплательщик должен вести персонифицированный учет по каждому застрахованному работнику и, вероятно, отчитываться перед ФСС РФ по следующим формам:
1) расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), утвержденная Постановлением ФСС РФ от 06.12.2001 №122;
2) отчет об использовании средств обязательного социального страхования, полученных от отделения фонда для приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденный Письмом ФСС РФ от 16.05.2001 №02-18/10-3533;
3) отчет об использовании сумм страховых взносов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансирование санаториев-профилакториев и медицинских учреждений страхователей, утвержденный Постановлением ФСС РФ от 03.07.2001 N 62;
4) отчет об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, утвержденный Постановлением ФСС РФ от 20.06.2002 N 71.
Наконец, рассмотрим форму ведения бухгалтерского учета лицами, применяющими упрощенную форму налогообложения. Налогоплательщику следует иметь в виду, что действовавшая до 2003 г. упрощенная форма учета, утвержденная Федеральным законом от 25.12.1995 №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», с 1 января текущего года не может применяться. Иными словами, ограничиться ведением Книги доходов и расходов уже нельзя. Минимальный набор учетных регистров для субъектов малого предпринимательства теперь определяется Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.1998 №64н.
Система бухгалтерского учета, получившая название упрощенной, реализуется в простой форме и в форме с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.
Первая применима на малых предприятиях, совершающих незначительное количество хозяйственных операций, не осуществляющих производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов. В этом случае учет всех операций осуществляется путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме №К-1.
Наряду с Книгой (журналом) учета фактов хозяйственной деятельности малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме №В-8 для учета расчетов по оплате труда с работниками и по налогу на доходы с бюджетом.
Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Малое предприятие может вести вышеуказанную Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме этой Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.
Итак, очевидные преимущества «упрощенки». Вместо того, чтобы платить множество налогов (на прибыль, НДС, на имущество, ЕСН), фирмы, работающие по «упрощенке», платят один налог. Его называют единым. Кроме того, организации, перешедшие на упрощенную систему, могут не вести бухгалтерский учет (п.3 ст.4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ). Исключение сделано только для основных средств и нематериальных активов. Но и это вовсе не означает, что придется отражать их на счетах бухучета. Достаточно завести на каждый из объектов (или на каждую группу) учетные карточки и начислять амортизацию по правилам, которые прописаны в Положениях по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 №26н «Об утвержении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.12.2005 №147н) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №20, 14.05.2001 и «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) Приказ Министерства финансов Российской Федерации отт 16.10.2000 №91н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 // Российская Бизнес-газета, №4, 23.01.2001.
Какие еще недостатки, помимо проблем с НДС, есть у упрощенной системы? Один из них - оборотная сторона ее преимущества. Как мы уже сказали, предприятия, перешедшие на «упрощенку», вправе не вести бухучет.
С одной стороны, это хорошо - значительно упрощается работа бухгалтера, а фирма экономит деньги, которые раньше тратились на подготовку бухгалтерской отчетности. С другой стороны, ни одна организация не застрахована от того, что в какой-то момент ей не придется вернуться с упрощенной на обычную систему налогообложения. Например, из-за того, что по итогам года доход превысит 20000000 руб. Тогда бухгалтер столкнется с трудной задачей - восстановить все данные бухучета.
Неудобен отказ от бухгалтерского учета и тем фирмам, которые наряду с уплатой единого налога по «упрощенке» платят единый налог на вмененный доход. Ведь при ЕНВД бухучет вести надо.
И, наконец, отметим еще один недостаток упрощенной системы. Доходы и расходы в этом случае признаются по кассовому методу. Это означает, что, рассчитывая единый налог, стоимость товаров (работ, услуг) можно включить в расходы, если выполнено два условия:
- товары (работы, услуги) получены (приняты) и использованы в производственной деятельности или перепроданы;
- за них перечислены деньги или передано имущество продавцу.
Такой порядок ведет к тому, что существенно занижается сумма расходов (в них не включается стоимость неоплаченных покупок) и осложняется работа бухгалтера. Ведь чтобы правильно рассчитать налог, ему нужно следить не только за приходом и расходом товарно-материальных ценностей, но и за их оплатой.
Неблагоприятные последствия работы по кассовому методу сказываются и на размере доходов. Налоговики требуют включать в них авансы в счет предстоящей продажи товаров (работ, услуг). Для тех, кто работает по предоплате, это ведет к тому, что доходы существенно возрастают, а, следовательно, увеличивается сумма налога.
Правда, с данным требованием налоговиков можно поспорить. Доход по кассовому методу нельзя признать прежде, чем получены деньги или другое имущество от должника. Это прописано в п.2 ст.273 Налогового кодекса РФ. Но тот, кто перечисляет авансы, никакой задолженности не гасит. Выходит, в тот момент, когда фирма получает аванс, у нее дохода не возникает, так как нет реализации.
Итак, мы перечислили проблемы, связанные с переходом на упрощенную систему налогообложения. Однако ее достоинства с лихвой перекрывают эти недостатки. Достаточно сказать, что сумма единого налога в подавляющем большинстве случаев оказывается меньше тех налогов, которые пришлось бы уплатить фирме, работай она по обычной системе налогообложения. Так, например, налог на прибыль рассчитывают по ставке 24 процента. А единый налог с разницы между доходами и расходами (ее сумма вполне сравнима с налогооблагаемой прибылью) - по ставке 15 процентов. Поэтому организация, которая отвечает критериям, перечисленным в ст.346.12 Налогового кодекса РФ, безусловно, выиграет от перехода на «упрощенку».
Далее рассмотрим плюсы и минусы объекта налогообложения «доходы минус расходы» при «упрощенке»:
Плюсы:
- Можно влиять на сумму единого налога, планируя и перераспределяя расходы;
- Возможность перенести убыток, полученный в текущем году, на уменьшение доходов в течение 10 последующих лет;
- Выгодно применять при небольшой прибыли.
Минусы:
- Риски, связанные с неправильным учетом расходов
- Ограниченный перечень расходов, которые уменьшают налогооблагаемый доход;
- Необходимо рассчитывать минимальный налог;
- Невыгодно применять, если доходы значительно превышают расходы.
Предприятие рассчитывает единый налог по ставке 15 процентов. В доходы здесь включают все те поступления, о которых мы рассказали в предыдущем разделе, - выручку от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и внереализационные доходы. Исчерпывающий же перечень расходов приведен в п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ. Среди прочего там названы арендные платежи, материальные расходы, средства, истраченные на оплату труда, покупная стоимость товаров, предназначенных для перепродажи, «входной» НДС. Более того, налогооблагаемый доход можно уменьшить на первоначальную стоимость основных средств и нематериальных активов. Причем это можно сделать сразу после их ввода в эксплуатацию - амортизацию начислять не нужно.
Налогооблагаемый доход нельзя уменьшить на остаточную стоимость нематериальных активов, которые были приобретены или созданы до перехода на «упрощенку». Законодатели просто забыли упомянуть о них.
Но здесь можно возразить, что нематериальные активы есть далеко не у каждой организации. Да, это так. Однако среди списка расходов, учитываемых при «упрощенке», не упомянуты и те затраты, которые возникают практически у каждой организации. Перечислим некоторые из них:
- представительские расходы;
- издержки, связанные с доставкой, хранением и предпродажной подготовкой товаров;
Более того, в перечне «упрощенных» расходов нет консультационных и юридических услуг. Правда, с консультационными услугами выход все же есть. Вы сможете уменьшить на их стоимость доход, если в роли консультанта выступит аудитор или аудиторская фирма. Дело в том, что аудиторы в рамках своей деятельности могут давать бухгалтерские, налоговые и правовые консультации. Это прописано в п.6 ст.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ // Российская газета, №151-152, 09.08.2001. Средства, уплаченные за аудиторские услуги, можно включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход (пп.15 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ). Значит, и стоимость консультаций, которые получены от аудиторов, можно учесть, рассчитывая налог с разницы между доходами и расходами. Кстати, такого же мнения придерживаются и специалисты Минфина России. Их точка зрения высказана в Письме (ответ на частный запрос) от 31 июля 2003 г. №04-02-05/3/61.
Скажем еще об одной неприятности, с которой могут столкнуться налогоплательщики. Это так называемый минимальный налог, равный 1 проценту от налогооблагаемых доходов. В конце года его нужно сравнить с суммой налога, рассчитанного с разницы между доходами и расходами. Если минимальный налог окажется больше, в бюджет нужно перечислить именно его.
Правда, с минимальным налогом не все так плохо. Ведь разницу между ним и фактическим налогом можно включить в расходы в следующие налоговые периоды. Делать это надо в том порядке, в котором переносят на будущее убытки (отрицательную разницу между доходами и расходами). Этот порядок прописан в п.6 ст.346.18 Налогового кодекса РФ и состоит в следующем. В каждый последующий год можно списать часть убытка, которая не превышает 30 процентов от текущей налоговой базы. Поступать так можно в течение 10 лет. Часть убытка, которую вы не сможете включить в расходы до конца 10-го года, так и останется несписанной.
II. Сравнительный анализ общеустановленной и упрощенной систем налогообложения на примере ООО «Мадис»
2.1 Финансово-экономическая характеристика ООО «Мадис»
ООО «Мадис» создано по решению учредителей (протокол № 12 от 17 июня 1996 г.), зарегистрировано Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Москва №2486 от 18 июня 1996 г. Общество с ограниченной ответственностью «Мадис» (ООО «Мадис») создано в целях более полного удовлетворения потребностей населения предприятий, организаций, учреждений в товарах, работах, услугах и получения прибыли в интересах его учредителей, место нахождения г.Москва, ул. М.Горького, 113.
Общество является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, отраженное на самостоятельном балансе, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет печати, штампы со своим наименованием и реквизитами.
Для выполнения своих целей общество осуществляет свою деятельность в сфере услуг, торговли, науки и научного обслуживания, связи с сельским хозяйством, на транспорте и других отраслях. В сфере своей деятельности общество осуществляют в соответствии с действующим законодательством приобретение и сбыт в стране и за границей любых видов продукции (в том числе средств производства, предметов потребления, включая их промежуточные продукты: топливо, сырье, полуфабрикаты, а также различного имущества, материальных ценностей, интеллектуальной собственности, предметов искусства, ценных бумаг всех видов), услуг и работ (в том числе любых видов подрядных и субподрядных), научно-исследовательских, проектных, конструкторских, внедренческих, инженерных, консультационных, патентно-лицензионных, представительских, посреднических (в том числе любых видов комиссионных и субкомисионных), финансовых услуг, сервисных услуг.
Для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, общество в установленном порядке получает необходимую лицензию.
Общество самостоятельно устанавливает цены на продукцию, работы и услуги в пределах определенных действующим законодательством и договорами.
Общество ведет бухгалтерский и статистический учет в установленном порядке и несет ответственность за его достоверность.
Общество является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в учреждениях банков, пользуется коммерческими и банковскими кредитами.
Общество несет в установленном порядке ответственность за своевременное и качественное выполнение своих обязательств. Общество отвечает по своим обязательствам принадлежащему ему имуществу, на которое по законодательству может быть обращено взыскание.
ООО «Мадис» является одним из филиалов с целью осуществления деятельности в сфере услуг, торговли, промышленности, строительства, науки и научного обслуживания, связи с сельским хозяйством, на транспорте и других отраслях.
Руководство деятельностью филиала осуществляет директор, назначаемый Генеральным директором, он действует по доверенности, выданной предприятием, распоряжается средствами в пределах предоставленных ему прав, совершает сделки, издает приказы и указания, принимает и увольняет работников в соответствии со штатным расписанием, применяет к ним поощрения и взыскания в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и действующим трудовым законодательством РФ, а также совершает другие действия, необходимые для достижения целей и задач общества. Проверка финансово-хозяйственной и правовой деятельности осуществляется ревизионной комиссией Общества.
Структура филиала и штатное расписание утверждены предприятием. Общее руководство бухгалтерской службой возложено на главного бухгалтера. Экономическая служба предприятия представлена: главным бухгалтером, экономистом, инженером по труду, бухгалтерами.