Рефераты

Сравнение налоговой системы Беларуси и России

настоящее время консолидированный бюджет республики более чем на 55% формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 19,5 %.

Налоговая систе-ма республики значительно отягощена различного рода целе-выми сборами из выручки. Но проблема состоит в том, чтобы найти этим доходным источникам бюджета эффективную заме-ну как с точки зрения выполнения фискальной задачи, так и с позиций обеспечения финансовой устойчивости предприятий. Однако на сегодняшний день говорить о полной отмене указанных налогов преждевременно, поскольку без принятия соот-ветствующих компенсационных мер это может обернуться су-щественными потерями бюджета и утратой стабильности его формирования.

В связи с этим сокращение роли косвенных налогов в форми-ровании доходов бюджета скорее всего займет несколько лет и может быть осуществлено лишь по мере их замены иными ис-точниками финансирования государственных затрат. Одним из таких источников могут стать прямые налоги.

В налоговой системе Беларуси преобладают подоходные налоги, за счет которых формируется около 1/4 доходов бюджета. На долю имущест-венных налогов, представленных налогом на недвижимость, приходится около 2,3 - 3,4% доходов бюджета. При этом удельный вес данного налога подвержен существенным колебаниям, что обусловлено изменением величины объекта обложения - стоимости основных фондов, меняющейся из года в год в зави-симости от результатов их переоценки. Киреева Е. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ//ФУА. - ноябрь 2002года-№9-С. 60

В свою очередь, подоходные налоги классифицируются на основе соотношения между ставкой налога и величиной дохода. В данном случае налоги делятся на:

Ш прогрессивные (по мере роста дохода ставка налога увели-чивается);

Ш регрессивные (по мере роста дохода ставка налога уменьшается);

Ш пропорциональные (ставка налога не зависит от величины дохода).

В Беларуси по прогрессивной шкале взимается только подо-ходный налог, причем с 1998 г. наблюдается некоторое сниже-ние его роли в формировании доходов бюджета. Основная же масса подоходных налогов являются пропорциональными, и их удельный вес как в доходах бюджета, так и в ВВП остается достаточно стабильным.

В Беларуси среди прямых налогов лидирующее положение занимает налог на прибыль юридических лиц, за счет которого формируется 12 - 13% доходов бюджета. Большинство отечественных предприятий платит ука-занный налог по ставке 30%, вместе с тем для малых предприя-тий предусмотрена пониженная ставка - 15%.

Наряду с налогом на прибыль подоходный налог с граждан является одним из важнейших прямых налогов, на долю кото-рого приходится более 8% доходов бюджета. Киреева Е. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ//ФУА. - ноябрь 2002года-№9-С. 63

В Беларуси подоходный налог взимается по прогрессивной шкале с диапазоном ставок от 9 до 30%, что вполне сопоставимо с уровнем налоговых ставок в отдельных развитых зарубежных странах. Однако если учесть невысокий уровень доходов населе-ния (средний процент изъятия подоходного налога - 10 - 11%) и широкое распространение практики нелегальной выплаты за-работной платы, то становится очевидной необходимость сни-жения налоговой нагрузки как на фонд заработной платы, так и на доходы населения.

Подоходный налог с физических лиц исчисляется и уплачивается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с граждан» от 9 марта 1999 года. Киреева Е. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ//ФУА. - ноябрь 2002года-№9-С. 65

Плательщикам налога в соответствии с Законом являются физические лица:

Ш граждане Республики Беларусь;

Ш иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь. К иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые в целях исчисления подоходного налога рассматриваются как постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь, относятся иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году;

Ш иностранные граждане и лица без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь, т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь 183 дня либо менее, а также находящиеся на территории республики ни одного дня на протяжении календарного года.

Объектом налогообложения является совокупный доход физических лиц в денежной (денежных единицах Республики Беларусь и иностранной валюте) и натуральной форме, полученный в течение календарного года плательщиками от источников в Республике Беларусь: заработная плата, премии и вознаграждение, сумма арендной платы, дополнительные доходы от индексации и т.п. Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К, Фисенко, Т.И. Василевская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. - Мн.: БГЭУ,2000г. С. 92

В Республике Беларусь смешанные налоги можно разделить на две группы: социальные платежи и прочие налоги и сборы. При этом смешан-ных налогов на протяжении всего существования новой систе-мы налогообложения постоянно снижалась, что связано с пере-ходом некоторых из них в группу косвенных налогов (отчисле-ния в местный фонд на содержание детских дошкольных уч-реждений). К смешенным налогам относятся:

Ш Социальные платежи

Ш Чрезвычайный налог

Ш Отчисления в государственные фонды содействия занятости

Ш Единый платеж от ФЗП в размере 5%

Ш Отчисления в местный фонд на содержание детских дошкольных учреждений

Ш Земельный налог

Ш Налог на добываемые из природной среды ресурсы

Ш Отчисления в фонд охраны природы

Ш Отчисления в другие целе-вые бюджетные фонды

Ш Экологический налог за пе-реработку нефти

Ш Налоги за пользование лес-ными фондами

Плата за землю обязательна для физических лиц, у которых земельный участок находится во владении, пользовании или собственности, кроме физических лиц, имеющих право на льготы по этому налогу. Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя и собственника земли.

Земельный налог удерживается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади. Ставки земельного налога, утвержденные Законом Республики Беларусь «О платежах за землю», применяются с учетом деноминации белорусского рубля и ежегодно пересматриваются Советом Министров Республики Беларусь путем применения коэффициентов, учитывающих уровень инфляции к декабрю предыдущего года. Районный, городской и сельский Советы (исполнительные и распорядительные органы) в пределах своей компетенции могут повышать или понижать ставки земельного налога, но не более чем на 50 процентов. Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К, Фисенко, Т.И. Василевская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. - Мн.: БГЭУ,2000г. С. 98

Глава 2. Система налогообложения Российской Федерации и республики Беларусь

2.1. Двусторонние соглашения в сфере налогообложения между Россией и Беларусью

С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 1 января 2005 года

При взимании косвенных налогов в мировой налоговой практике применяются два принципа: по месту потребления (стране назначения) и по месту производства (стране происхождения). Принцип взимания косвенных налогов по стране назначения наиболее точно отвечает сути данных платежей, так как они по своей природе носят потребительский характер, т.е. уплачиваются покупателем в процессе потребления товаров, работ, услуг. Упомянутым Соглашением устанавливается взимание косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) в торговле между этими странами по принципу страны назначения. Особенностью применения этого принципа между Беларусью и Россией является то, что между нашими странами отсутствует таможенный контроль и таможенное оформление при перемещении товаров, что потребовало разработки и принятия Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Беларусью и Россией, которые являются неотъемлемой частью соглашения.

Положением предусматривается: взимание косвенных налогов возлагается на налоговые органы (за исключением акцизов по товарам, по которым в соответствии с законодательством акцизы взимаются таможенными органами); уплата косвенных налогов при импорте осуществляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров; применение нулевой ставки НДС и освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров при условии подтверждения факта уплаты косвенных налогов при импорте, т.е. покупатель (другое лицо, ввозящее товар), уплатив косвенные налоги по ввезенным товарам, обеспечивает применение нулевой ставки НДС (освобождение от акцизов) продавцу (поставщику).

Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров предусматривает обязательства налогоплательщика представить в налоговые органы (до 20-го числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет ввезенных товаров): налоговую декларацию; заявление о ввозе товара в трех экземплярах, содержащее определенные сведения, необходимые для расчета налоговой базы и уплаты налогов. Первый экземпляр заявления остается в налоговом органе, второй и третий возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа. Третий экземпляр направляется поставщику товара; выписку банка (копию), подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по ввезенным товарам; договор (копию), на основании которого товар ввозится; транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров; налогоплательщики Беларуси - счета-фактуры российских налогоплательщиков с отметкой налогового органа России; российские налогоплательщики - товаросопроводительные документы белорусских налогоплательщиков. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 1 января 2005 года

Косвенные налоги не уплачиваются при ввозе товаров, перевозимых через территории государств транзитом, товаров, ввозимых для переработки с последующим вывозом (на "давальческих условиях"), а также товаров, не подлежащих налогообложению при ввозе на таможенную территорию государств.

При экспорте товаров для применения нулевой ставки или освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик представляет в налоговые органы (в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров): налоговую декларацию, договор (копию), на основании которого реализуется товар; выписку банка (копию), подтверждающую фактическое получение выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика; третий экземпляр заявления о ввозе экспортированного товара с отметкой налогового органа, подтверждающего уплату косвенных налогов в полном объеме; копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара; иные документы, предусмотренные национальными законодательствами. Если такие документы не представлены, то суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, с использованием права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам за приобретенные (принятые на учет) товары, использованные для производства и (или) реализации товаров в порядке, установленном национальными законодательствами.

Для ускорения процесса передачи информации предусмотрен обмен данными в электронном виде. Налоговые органы двух наших государств по специальным каналам связи будут передавать информацию о суммах уплаченных косвенных налогов на основе заполненного заявления. Поступление такой информации будет являться основанием для применения нулевой ставки НДС (освобождения от акцизов) экспортером, не дожидаясь наличия третьего (бумажного) экземпляра заявления. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 1 января 2005 года

Реализация Соглашения позволит перейти на принцип страны назначения между Беларусью и Россией, в результате чего будет установлен единый режим налогообложения косвенными налогами со всеми государствами; в условиях отсутствия таможенного контроля осуществлять уплату косвенных налогов в налоговые органы; производить уплату налогов не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет ввезенного товара; применять нулевую ставку НДС (освобождать от уплаты акцизов) при представлении в налоговый орган соответствующих документов в течение 90 дней с даты отгрузки товаров.

При отсутствии таможенного оформления товаров "чистота" в уплате косвенных налогов и применении нулевой ставки НДС (освобождения от акцизов) должна быть обеспечена добросовестными взаимоотношениями партнеров по сделке. В противном случае, не уплатив налоги по импорту, можно лишить своего партнера возмещения НДС по нулевой ставке либо освобождения от акцизов, и наоборот. Следовательно, порядочность контрагентов гарантирует отсутствие претензий со стороны налоговых органов и эффективную внешнеторговую деятельность. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 1 января 200 5 года

2.2. Сравнительная характеристика принципов налогообложения в Российской Федерации и в республике Беларусь

В Республике Беларусь порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость регулируется Законом «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции Закона от 16 ноября 1999 г. № 324-З) Закон «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции Закона от 16 ноября 1999 г. № 324-З) с изм. и доп. и другими правовыми актами - декретами, указами Президента, постановлениями Совета Министров, а также методическими указаниями «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», утвержденными приказом Государственного налогового комитета от 13 декабря 1999 г. № 310, а в Российской Федерации - главой двадцать первой части второй Налогового кодекса. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года

Плательщики НДС

Состав плательщиков налога на добавленную стоимость в обоих государствах практически идентичен, за исключением того, что в Российской Федерации предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. руб. В Республике Беларусь имеют право на освобождение от налогообложения только индивидуальные предприниматели, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий месяц не превысила 3000 минимальных заработных плат.

Объект налогообложения

В Российской Федерации, как и в Республике Беларусь, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории государства, в том числе использование товаров (работ, услуг) для непроизводственных целей, обмен товаров (работ, услуг), их безвозмездная передача, натуральная оплата работников. Объектом налогообложения в обоих государствах является ввоз товаров на их таможенную территорию. Кроме того, в Республике Беларусь объектом налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) в Российскую Федерацию, Грузию и Туркменистан. В Российской Федерации обороты по реализации товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ также являются объектом налогообложения. Ввоз товаров, происходящих с территорий этих государств, в Российской Федерации НДС не облагается. Данное положение применяется и в Республике Беларусь по товарам, ввозимым и происходящим с территорий Российской Федерации, Грузии и Туркменистана.

В целях определения реализации а территории Республики Беларусь и Российской Федерации работ и услуг производится определение места их реализации, порядок установления которого как Республике Беларусь, так и в Российской Федерации одинаков.

Освобождение от НДС

Как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь от налогообложения освобождаются обороты по реализации на территории этих государств:

1. лекарственных средств, а также медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского (ветеринарного) назначения. Но в Российской Федерации освобождение данных товаров производится на основании перечня этих товаров, утвержденного Правительством. Кроме того, в Республике Беларусь обороты по реализации этих товаров в Российскую Федерацию также освобождаются от налогообложения;

2. медицинских (ветеринарных) услуг, оказываемых предприятиями, имеющими статус медицинских (ветеринарных) учреждений, врачами и ветеринарами, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление частной медицинской или ветеринарной практики, за исключением косметологических услуг нелечебного характера. В Российской Федерации обороты по реализации ветеринарных и санитарно- эпидемиологических услуг не освобождаются от налогообложения, за исключением этих услуг, финансируемых из бюджета;

3. услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми. В Российской Федерации освобождаются эти услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

4. услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных и спортивных школах;

5. продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения. Закон от 20 декабря 1991 г. № 1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», с изм. и доп. по сост. на 4 января 2003 г. № 183-З

В Российской Федерации также освобождаются обороты по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым. Также в Российской Федерации данные положения применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования;

6. услуг в сфере образования, связанных с учебным, учебно- производственным и воспитательным процессом, оказываемых предприятием, аккредитованным (аттестованным) в общеустановленном порядке в качестве учебного заведения системы образования;

7.услуг в сфере культуры и искусства (в том числе реализация билетов и абонементов на театрально-зрелищные, культурно- просветительные мероприятия) по перечню таких услуг, определяемому Советом Министров Республики Беларусь. В Российской Федерации перечень данных услуг изложен в Налоговом кодексе;

8. ритуальных услуг, оказываемых похоронным бюро, кладбищем или крематорием, услуг по изготовлению надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением. В Российской Федерации реализация похоронных принадлежностей освобождается по перечню, утвержденному Правительством;

9. религиозной литературы и (или) предметов религиозного назначения (за исключением подакцизных), а также услуг по организации и проведению религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

10. по номинальной цене почтовых марок (за исключением коллекционных), маркированных открыток и конвертов, акцизных марок, марок пошлин и сборов;

11. жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг (включая плату за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями), оказываемых населению;

12. работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда.

В Российской Федерации освобождаются только обороты по реализации работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов);

13. работ по строительству, реконструкции и реставрации культовых зданий религиозных организаций (объединений), а также по реконструкции и реставрации историко-культурных ценностей, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В Российской Федерации данное освобождение вводится с 1 января 2002 г.;

14. услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), а также речным, железнодорожным и автомобильным транспортом пригородного сообщения;

15. изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных), образцы которых приняты в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (Правительством Российской Федерации);

16. товаров (работ, услуг) собственного производства (за исключением подакцизных товаров, брокерских и иных посреднических услуг): предприятиями, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной численности промышленно производственного персонала в среднем за период. В Российской Федерации предусмотрено ограничение ввиду того, что доля фонда оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда в целом по предприятию должна составлять не менее 25 процентов; лечебно-производственными мастерскими противотуберкулезных, психиатрических (психоневрологических) учреждений;

17. драгоценных металлов и драгоценных камней, сдаваемых в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней, а также концентратов и других промышленных продуктов, лома и отходов, содержащих драгоценные и цветные металлы и сдаваемых в головные организации по сбору и переработке драгоценных металлов для дальнейшей переработки и аффинирования. В Российской Федерации эти обороты облагаются по нулевой ставке;

18. товаров в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля;

19. ценных бумаг и финансовых инструментов срочного рынка (форвардных и фьючерсных контрактов, опционов и иных аналогичных финансовых инструментов срочного рынка);

20. лотерейных билетов по лотереям;

21. банками и небанковскими финансовыми организациями операций по:

- предоставлению кредитов (ссуд), кредитных гарантий или иных видов обеспечения кредитно-денежных операций, включая управление кредитами или кредитными гарантиями, если такое управление осуществляется лицами, предоставившими эти кредиты;

- осуществлению банковского обслуживания клиентов, в том числе по осуществлению операций, связанных с ведением расчетных (текущих), депозитных или иных счетов, а также по осуществлению операций, непосредственно связанных с денежными переводами, перечислениями или поручениями, долговыми обязательствами, чеками либо другими обращающимися платежными средствами;

- обращению валюты или иностранной валюты, если такие операции не осуществляются в целях нумизматики, не связаны с реализацией валюты Национальному (Центральному) банку или банку другого государства изготовившим ее предприятием и не являются предметом услуг по хранению, перевозке или инкассации валюты;

- привлечению (и (или) управлению) денежных средств, ценных бумаг (их производных), имущества предприятий и физических лиц в целях их последующего размещения для получения дохода, если это не связано с формированием (пополнением) уставного фонда;

- осуществлению прав требования по кредитным договорам на основании договоров цессии (уступки требования);

22. услуг, непосредственно связанных с азартной игрой на предприятиях, занимающихся игорным бизнесом;

23. товаров (работ, услуг), изготавливаемых (выполняемых, оказываемых) предприятиями исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь. В Российской Федерации освобождается от налогообложения только внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

24. услуг адвокатов и юридических консультаций по оказанию юридической помощи населению;

25. научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно- технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. В Российской Федерации освобождается от налогообложения выполнение научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров;

26. услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию;

27. индивидуальными предпринимателями и организациями книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также работы и услуги по ее изданию, производству и распространению. В Республике Беларусь данные обороты освобождаются до 1 января 2002 г.;

28. товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей). В Российской Федерации данные обороты облагаются по нулевой ставке;

29. сумм, полученных уполномоченными органами за совершаемые действия при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных, патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, в том числе органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами). Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года

Обороты по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемые от НДС только в Республике Беларусь:

1. платных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подразделениями Министерства внутренних дел Республики Беларусь и объединением «Охрана» при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь;

2. долей (в том числе акций) государства на предприятиях;

3. услуг по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, оказываемых предприятиям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, специализированными механизированными отрядами, созданными в установленном порядке;

4. платных услуг, оказываемых подразделениями Главного управления военизированной пожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

5. услуг связи, оказываемых населению, а также услуг населению по доставке газет и журналов по подписке. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года

Обороты по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемые от НДС только в Российской Федерации:

1. услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

2. монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств;

3. услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;

4. товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;

5. услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

6. работ (услуг) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы (услуги);

7. проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров. "НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)

Налоговая база

Налоговая база для исчисления НДС как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога.

В Республике Беларусь существует особенность в определении налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам (тарифам), которая исчисляется как разница между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров (работ, услуг).

Иным образом, чем в Республике Беларусь, в Российской Федерации определяется налоговая база при реализации имущества, учитываемого с уплаченным налогом на добавленную стоимость, а также при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц.

Так, налоговая база при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, определяется как разница между ценой реализуемого имущества с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в нее налога с продаж и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой с учетом налога и без включения в нее налога с продаж и ценой приобретения указанной продукции.

Также налоговая база в Российской Федерации определяется с учетом сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Одинаковым образом в Российской Федерации и в Республике Беларусь производится определение налоговой базы при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов), а также при оказании услуг по реализации (приобретению) товаров на основании договоров комиссии, поручения и других аналогичных договоров.

Ставки НДС

В Российской Федерации, как и в Республике Беларусь, применяются ставки налога в размере 0 процентов, 10 процентов, 20 процентов, 9,09 и 16,67 процента.

Ставка в размере 0 процентов.

Нулевая ставка как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации применяется при реализации экспортируемых товаров (в Российской Федерации за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств) при условии представления документов, подтверждающих экспорт товаров. (Срок представления данных документов: в Республике Беларусь - 60 дней, в Российской Федерации - 180 дней.)

Нулевая ставка также применяется в Республике Беларусь и в Российской Федерации по оборотам по реализации работ (услуг) по сопровождению, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территорий товаров, экспортируемых транспортных услуг, услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов), работ (услуг), непосредственно связанных с транспортировкой через таможенную территорию товаров, перемещаемых транзитом.

В Российской Федерации применение нулевой ставки по услугам из давальческого сырья (материалов) производится по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.

При этом в Республике Беларусь товары (работы, услуги), экспортируемые в Российскую Федерацию, Грузию, Туркменистан, не облагаются по нулевой ставке. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ до 1 июля 2001 г. реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ не облагается по нулевой ставке.

В Российской Федерации налогообложение по нулевой ставке также производится при реализации:

1. работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

2. драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

3. товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей. "НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)

Ставка в размере 10 процентов.

Ставка в размере 10 процентов применяется как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации при реализации продовольственных товаров и товаров для детей по соответствующим перечням (в Республике Беларусь данные перечни утверждаются Советом Министров, в Российской Федерации данные перечни изложены в Налоговом кодексе).

Перечни продовольственных товаров практически идентичны в обоих государствах, за исключением того, что в Республике Беларусь по ставке 10 процентов облагаются:

скот и птица в живом весе и овощи - только ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;

только произведенные на территории Республики Беларусь:

молоко и молокопродукты;

яйца и яйцепродукты;

маргарин;

соль;

хлеб и хлебобулочные изделия;

мука пшеничная или пшенично-ржаная.

Только в Республике Беларусь включены в перечень продовольственных товаров:

кондитерские изделия из сахара, кроме ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь;

морские водоросли и капуста;

плодоовощные консервы, кроме ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь;

соки фруктовые, овощные (кроме виноградного сусла);

мед натуральный.

Также практически идентичны по многим позициям перечни товаров для детей.

Только в Российской Федерации в данный перечень включены:

матрацы детские;

коляски.

Только в Республике Беларусь в данный перечень включены:

школьные ранцы, сумки для учащихся, детские сумки, ученические

портфели, рюкзаки для учащихся и аналогичные изделия для детей;

ванны детские из пластмассы;

велосипеды детские;

санки детские.

Также только в Республике Беларусь применяется ставка в размере 10 процентов:

при реализации предприятиями и индивидуальными предпринимателями продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

при реализации предприятиями-изготовителями товаров (работ, услуг), производимых с применением новых и высоких технологий, по перечню, определяемому Советом Министров;

при реализации населению услуг по изготовлению и ремонту одежды и обуви, ремонту часов, сложной бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, услуг парикмахерских, бань, прачечных и химчисток.

Ставки в размере 9,09 и 16,67 процента.

В Российской Федерации налогообложение по данным ставкам производится только:

при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг);

при удержании налога налоговыми агентами;

при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с налогом;

при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, по которой налоговая база определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения.

В Республике Беларусь данные ставки применяются:

при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам (тарифам) с учетом налога;

при поступлении сумм, на которые подлежит увеличению налоговая база;

при удержании налога при осуществлении строительных работ на территории Республики Беларусь нерезидентом Республики Беларусь, который не зарегистрирован в налоговом органе.

Налогообложение по ставке 20 процентов производится в случаях, не указанных выше.

Дата реализации товаров (работ, услуг)

В Российской Федерации дата реализации товаров (работ, услуг) определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения:

1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - как наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг); день оплаты товаров (работ, услуг);

2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств, - как день оплаты товаров (работ, услуг).

При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе дата реализации товаров (работ, услуг) определяется как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).

Дата реализации экспортируемых товаров определяется как наиболее ранняя из следующих дат:

1) последний день месяца, в котором собран полный пакет документов;

2) 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта или под таможенный режим транзита.

В Республике Беларусь дата фактической реализации товаров (работ, услуг) определяется как приходящийся на налоговый период:

1) либо день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет налогоплательщика, а в случае реализации товаров (работ, услуг) за наличные денежные средства - день поступления указанных денежных средств в кассу налогоплательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки (передачи права собственности или иного вещного права) товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также при поступлении сумм, на которые увеличивается налоговая база;

2) либо день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

При безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), при обмене товарами (работами, услугами) или при натуральной оплате товарами (работами, услугами) датой их реализации признается соответственно день передачи (выполнения, оказания), обмена или оплаты.

Таким образом, приоритетное значение при определении даты реализации товаров (работ, услуг) в Российской Федерации отдается их оплате (включая предоплату) независимо от отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В Республике Беларусь существует ограничение по сроку - 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), по истечении которого производится определение даты реализации товаров (работ, услуг) независимо от их оплаты субъектам предпринимательской деятельности, определяющим выручку от реализации по мере ее оплаты.

Сумма налога, предъявляемая покупателю

Как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

В Республике Беларусь это положение не применяется при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам (тарифам), если в эти цены (тарифы) уже включен данный налог.

Также в Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, сумма налога выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в том числе реестрах на получение средств с аккредитива, в первичных учетных документах. Но в Российской Федерации сумма налога также выделяется в специальном документе - счете-фактуре по НДС, которая служит основанием для принятия предъявленных сумм к вычету.

Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

В счете-фактуре должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата выписки счета- фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения;

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету- фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения;

7) цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8) стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету- фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты