Рефераты

Современное состояние и анализ деятельности агрофирмы ООО "Денисовка"

Современное состояние и анализ деятельности агрофирмы ООО "Денисовка"

4

Оглавление

Введение 3

Общая характеристика анализа хозяйственной деятельности

предприятия. 7

1.1.Понятие анализа хозяйственной деятельности 7

1.2.Принципы анализа хозяйственной деятельности 8

1.3.Виды анализа хозяйственной деятельности 9

1.4.Методика анализа хозяйственной деятельности 12

1.5. Анализ финансового состояния предприятия 19

2.Современное состояние и анализ деятельности агрофирмы

ООО «Денисовка» 43

2.1. Статистический метод 43

2.2 Метод сравнения 50

2.3 Метод элиминирования 54

3 Ретроспективный анализ хозяйственной деятельности ООО «Денисовка» за 1999-2003 гг. 59

3.1 Организационные условия производствам зерна в рыночных условиях ООО «Денисовка» 59

3.2 Экономическая эффективность производственной деятельности ООО «Денисовка» 63

4. Основные пути совершенствования анализа хозяйственной деятельности ООО «Денисовка» 69

Заключение 73

Список использованных источников 76

Введение

Анализом хозяйственной деятельности называется научно разработанная система методов и приемов, посредством которых изучается экономика предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования.

Сами предприятия анализируют свою работу для улучшения показателей своей деятельности. Планово - экономический отдел анализирует показатели статистического учета :

- производительность труда

- численный состав работающих

- среднюю заработную плату

- использование оборудования

- текучесть рабочей силы

- подготовку кадров и пр.

Главная бухгалтерия анализирует показатели бухгалтерского учета :

- сдачу готовой продукции

- себестоимость

- фонд заработной платы

- материальное снабжение

- реализацию продукции

- рентабельность

- финансовое состояние.

Источниками анализа являются стандартные формы статистической и бухгалтерской отчетности.

Исходными материалами для анализа служат месячные и квартальные планы, суточные и сменные задания, акты ревизии .

Методы экономического анализа отличаются большим разнообразием , но для них характерны следующие общие черты : оценка деятельности предприятия с позиции роста эффективности производства , определение влияния отдельных факторов на конечные результаты деятельности .

Классическими методами анализа являются наблюдение, сравнение , детализация, подстановки, корреляция , экономико-математические методы анализа и др.

По времени анализ бывает ежедневный, месячный, квартальный , годовой. При ежедневном анализе ограничиваются данными цехов , которые представляются в ПДО или бухгалтерию без письменной текстовой формы . Это ежедневные основные показатели работы цехов: выполнение программы, коэффициент использования оборудования, коэффициент сметности, численный состав , текучесть кадров , потери рабочего времени, выполнение норм выработки , себестоимость , отгрузка продукции и пр.

При месячных и годовых анализах составляются текстовые документы, объяснительные записки , доклады , заключения . В выводах и предложениях указываются пути и сроки устранения имеющихся недостатков в работе и конкретные мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности производства .

Аграрное производство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства. Оно производит продукты питания для населения страны, сырье для перерабатывающей промышленности и обеспечивает другие нужды общества. Спрос населения на товары народного потребления почти на 75% покрывается за счет сельского хозяйства. В 2002 году в структуре валового внутреннего продукта на долю сельского хозяйства приходится 6,7%.

От развития сельского хозяйства во многом зависит жизненный уровень и благосостояние населения: размер и структура питания, среднедушевой доход, потребление товаров и услуг, социальные условия жизни.

Сельское хозяйство республики всегда было донором для других отраслей экономики, источником пополнения национального дохода для решения насущных задач страны.

В сельском хозяйстве действуют те же общие экономические законы, что и в других отраслях народного хозяйства. Однако проявляются они с учетом специфических особенностей отрасли.

Повышение эффективности сельскохозяйственного производства на основе интенсификации производства, умелого планирования, рациональной организации и специализации производства является важной задачей для предприятий аграрного сектора, поскольку в современных условиях хозяйствования необходимо повысить окупаемость. Качественные изменения, происходящие в сельском хозяйстве, развитие концентрации, специализации, использование экономических рычагов управления значительно повышают роль экономического анализа.

Глубокий и всесторонний анализ результатов хозяйственной деятельности- важнейшее средство выявления резервов повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Для обеспечения успешной работы предприятия необходимо систематически анализировать учетные и отчетные показатели, характеризующие ход производства, контролировать выполнение планов как предприятием в целом, так и по отдельным подразделениям. Анализ помогает выяснить, во что обходится производство единицы той или иной продукции.

Актуальность данной дипломной работы состоит в том, что анализируя хозяйственную деятельность предприятий, достигнутые ими результаты рассматривают в тесном взаимодействии с техникой, организацией и технологией производства. Без учета этих факторов анализ может привести к неправильным выводам и серьезным упущениям. Лишь глубокое одновременное технико-экономическое изучение всех факторов производства, материально-технического снабжения и реализации готовой продукции обеспечивает повышение эффективности функционирования каждого отельного предприятия. Комплексность - неотъемлемая черта экономического анализа.

Следует отметить, что экономический процесс воспроизводства в сельском хозяйстве тесно переплетается с естественным процессом воспроизводства. Он осуществляется в различных природных и экономических условиях, тесно связан с землей, ее качеством и интенсивностью ведения хозяйства.

Экономика России, в том числе и сельское хозяйство, переживает сегодня трудный период. Трудности и противоречия обусловлены переходом нашей экономической системы из одного качества состояния в другое. Экономика республики находится в стадии перехода к рыночным отношениям, утверждения новых отношений, связей и в то же время в ней определенное время сохраняется прежние, сложившиеся связи и элементы.

Цель данной работы - определить сущность анализа хозяйственной деятельности предприятия.

В данной работе рассмотрено современное состояние экономики сельского хозяйства на примере растениеводства, также актуальность этой темы в том, что именно растениеводство, а именно зерновое хозяйство - основа основ жизнедеятельности экономики сельского хозяйства. На долю производства зерна приходится 60% валового внутреннего продукта.

Анализ проведен на примере ООО «Денисовка» Челябинской области на основании данных годовых производственных отчетов за 1999-2003 годы.

При анализе были использованы методы статистики: сравнения, цепных подстановок, элиминирования.

1. Общая характеристика анализа хозяйственной деятельности предприятия

1.1 Понятие анализа хозяйственной деятельности

Эффективное использование экономических ресурсов и потенциала общества невозможно без изучения сущности процессов и явлений происходящих в экономике.

Однако ввиду многогранности и широты экономической жизни общества изучение явлений в целом крайне затруднено. Значительно облегчить исследование экономических процессов позволяет метод расчленения объекта изучения на компоненты - экономический анализ.

Таким образом, экономический анализ - это способ познания предметов и явлений окружающей экономической среды, основанный на расчленение целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Экономический анализ использует абстрактно - логический метод исследования экономических явлений, так как здесь эти явления не носят материального характера и их исследование заменяет сила абстракции, основанная на аналитических способностях человека [12, c. 244].

Необходимость экономического анализа возникла объективно, в связи с развитием производительных сил и производственных отношений. В настоящее время анализ занимает значительное место в системе знаний общества и широко используется для изучения закономерностей развития экономики.

Выделяются общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические процессы и явления на макроуровне и конкретно - экономический анализ на микроуровне (анализ хозяйственной деятельности, который применяется для изучения деятельности экономических субъектов).

Ввиду специфики данной работы, в дальнейшем будет рассмотрен именно анализ хозяйственной деятельности на микроуровне.

1.2 Принципы анализа хозяйственной деятельности

Аналитическое исследование хозяйственной деятельности предприятий базируется на определенных принципах.

Государственный подход.

При оценке экономических явлений и процессов необходимо учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, международной политике и законодательству.

Научный характер.

Анализ должен базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства.

Комплексность.

Анализ требует всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

Системный подход.

Анализ должен базироваться на понимании объекта исследования как сложной динамической системы со структурой элементов.

Объективность и точность.

Информация, использующаяся для анализа должна быть достоверна и объективно отражать действительность, а аналитические выводы должны быть обоснованы точными расчетами.

Действенность.

Анализ должен быть действенным, т. е. активно воздействовать на ход производства и его результаты.

Плановость.

Для эффективности аналитических мероприятий анализ должен проводиться систематически.

Оперативность.

Эффективность анализа сильно возрастает если он проводится оперативно и аналитическая информация быстро воздействует на управленческие решения менеджеров.

Демократизм.

Предполагает участие в анализе широкого круга работников и, следовательно, более полное выявление внутрихозяйственных резервов.

Эффективность.

Анализ должен быть эффективным, т. е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект [17, c. 281].

1.3 Виды анализа хозяйственной деятельности

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач и, следовательно, эффективного применения на практике.

Анализ хозяйственной деятельности явление многогранное и широкое. Он классифицируется:

по отраслевому признаку:

отраслевой, специфика которого учитывает особенности отдельных отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.)

межотраслевой, который учитывает взаимосвязи и структуру отраслей экономики и является методологической основой общего анализа хозяйственной деятельности (теорией АХД)

по признаку времени:

предварительный (перспективный), - проводится до осуществления хозяйственных операций для обоснования управленческих решений

оперативный, проводится сразу после совершения хозяйственных операций для оперативного выявления недостатков процесса финансово - хозяйственной деятельности. Его целью является обеспечение функции управления - регулирования.

последующий (ретроспективный, итоговый), проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия.

по пространственному признаку:

внутрихозяйственный, изучает деятельность хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений

межхозяйственный, анализирует взаимодействие предприятия с контрагентами, конкурентами и т. д. и позволяет выявить передовой опыт в отрасли, резервы и недостатки организации.

по объектам управления

технико - экономический анализ, который изучает взаимодействие технологических и экономических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия.

финансово - экономический анализ, который особое место уделяет финансовым результатам деятельности предприятия, а именно, - выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, показатели рентабельности и т. п.

социально - экономический анализ, который изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов для повышения эффективности использования трудовых ресурсов, производительности труда и т.д.

экономико - статистический анализ применяется для изучения массовых общественно - экономических явлений.

экономико - экологический анализ исследует взаимодействие экологических и экономических процессов для более рационального и бережного использования ресурсов окружающей среды.

маркетинговый анализ, который применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта и т. п.

по методике изучения объектов:

сравнительный анализ, использует метод сравнения результатов финансово - хозяйственной деятельности по периодам хозяйственной деятельности.

факторный анализ, направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

диагностический, направлен на выявление нарушения в механизме функционирования организации путем анализа типичных признаков, характерных только для данного нарушения.

маржинальный анализ, - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно - следственных взаимосвязей между объемом продаж, себестоимостью продукции и прибылью.

экономико - математический анализ позволяет выявить наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи с помощью математического моделирования.

стохастический анализ используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

функционально - стоимостной анализ ориентирован на оптимизацию выполнения функций, которые выполняются на различных этапах жизненного цикла продукции.

по субъектам анализа:

внутренний анализ, который производится специальными структурными подразделениями предприятия для нужд управления.

вешний анализ, который производится государственными органами, банками, акционерами, инвесторами, контрагентами, аудиторскими фирмами на основании финансовой и статистической отчетности предприятия.

по содержанию программы:

комплексный анализ, при котором деятельность организации изучается всесторонне.

тематический анализ, при котором изучаются отдельные стороны деятельности, представляющие наибольший интерес в данный момент времени [16, c. 147-148].

1.4 Методика анализа хозяйственной деятельности

Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности представляет собой совокупность аналитических процедур используемых для определения финансово - хозяйственного состояния предприятия.

Различные специалисты в области анализа приводят разные методики определения финансово - хозяйственной состояния предприятия. Однако, основные принципы и последовательность процедурной стороны анализа являются практически одинаковыми с небольшим расхождениями.

Необходимо отметить, что детализация процедурной стороны методики анализа финансово-хозяйственной деятельности зависит от поставленных целей и различных факторов информационного, методического, кадрового и технического обеспечения, а также видения аналитиком поставленной задачи. Поэтому определенно можно сказать, что не существует общепринятой методики анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, однако во всех существенных аспектах процедурные стороны похожи.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится в три этапа.

На первом этапе принимается решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и проверяется ее готовность к чтению. Задачу о целесообразности анализа позволяет решить ознакомление с аудиторским заключением по данным документам. Если по финансовой отчетности фирмы составлено безусловно-положительное или условно-положительное аудиторское заключение то проведение анализа целесообразно и возможно, так как отчетность во всех существенных аспектах объективно отражает финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Если же по финансовой отчетности фирмы составлено отрицательное аудиторское заключение, то это означает, что документы недостоверно отражают финансово-хозяйственную деятельность предприятия или имеют существенные ошибки, что обуславливает невозможность и нерациональность анализа.

Проверка готовности отчетности к чтению носит технический характер и связана с визуальной проверкой наличия необходимых отчетных форм, реквизитов и подписей на них, а также простейшей счетной проверкой промежуточных итогов и валюты баланса.

Цель второго этапа - ознакомление с пояснительной запиской к балансу, это необходимо для того, чтобы оценить условия функционирования предприятия в данном отчетном периоде и учесть анализе факторы воздействие которых повлекло изменения в имущественном и финансовом положении организации и которые нашли свое отражение в пояснительной записке.

Третий этап является основным в анализе хозяйственной деятельности. Целью этого этапа является оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояний хозяйствующего субъекта. Необходимо отметить, что степень детализации анализа финансово-хозяйственной деятельности может варьировать в зависимости от поставленных целей.

В начале анализа целесообразно охарактеризовать финансово - хозяйственную деятельность предприятия, указать отраслевую принадлежность и прочие отличительные признаки.

В случае наличия сумм по этим статьям необходимо изучить причины их появления. Весьма вероятно, что исчерпывающую информацию в данном случае может дать лишь дальнейший анализ и окончательные выводы по этому поводу будут отражены в резюме.

Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия можно подразделить на три основные составляющие:

Оценка имущественного положения организации

Оценка финансового положения организации

Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности организации.

Необходимо отметить, что эти составные части тесно взаимосвязаны межу собой и их дифференциация необходима лишь для более четкого разделения и понимания выводов по аналитическим процедурам анализа финансово-хозяйственной деятельности организации в целом.

Оценка имущественного положения складывается из следующих компонентов:

Анализа интегрированного уклоненного баланса - нетто

Оценки динамики имущества

Анализа формализованных показателей имущественного положения

Анализ интегрированного уплотненного баланса - нетто основывается на построении упрощенной модели баланса, в которой интегрируются абсолютные и относительные (структурные) показатели статей. Этим достигается интеграция «горизонтального» и «вертикального» анализа баланса, что на мой взгляд, позволяет более полно проследить динамику по статьям баланса. Многие специалисты предлагают проводить «вертикальный» и «горизонтальный» анализ обособленно. Однако некоторые из них признают целесообразность проведения и такого интегрированного анализа статей баланса.

При оценке динамики имущества прослеживается состояние всего имущества в составе иммобилизованных активов (I раздел баланса) и мобильных активов (II раздел баланса - запасы, дебиторская задолженность, прочие оборотные активы) на начало и конец анализируемого периода, а также структура их прироста (снижения).

Анализ формализованных показателей имущественного положения заключается в расчете и анализе следующих основных показателей:

Сумма хозяйственных средств находящихся в распоряжении предприятия

Данный показатель дает обобщенную стоимостную оценку активов числящихся на балансе предприятия.

Доля активной части основных средств

Под активной частью основных средств следует понимать машины, станки, оборудование, транспортные средства и т.п. Рост данного показателя квалифицируется как положительная тенденция.

Коэффициент износа

Он характеризует степень изношенности основных средств в процентах к первоначальной стоимости. Его высокое значение является неблагоприятным фактором. Дополнением данного показателя до 100% выступает коэффициент годности.

Коэффициент обновления, - показывает какую часть от имеющихся на конец периода основных средств составляют новые основные средства.

Коэффициент выбытия, - показывает какая часть основных средств выбыла из хозяйственного оборота за отчетный период по ветхости и по другим причинам.

Оценка финансового положения состоит из двух основных составляющих:

- Анализ ликвидности фирмы

- Анализ финансовой устойчивости.

Анализ ликвидности фирмы представляет собой аналитические процедуры, направленные на выявление способности фирмы расплачиваться по своим обязательствам в полном объеме и в срок.

При анализе ликвидности рассчитываются следующие основные показатели:

- Величина собственных оборотных средств. Данный показатель показывает тот объем оборотных активов, который финансируется за счет собственных источников финансирования и представляет собой разницу между текущими активами и текущими обязательствами.

- Маневренность функционирующего капитала. Данный показатель характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель обычно меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассма-тривается как положительная тенденция.

- Коэффициент текущей ликвидности. Дает общую оценку лик-видности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Значение показателя может варьировать по отраслям и видам деятельности, а его рост в динамике рассматривается как благоприятная тенденция. Рекомендуемое нижнее значение показателя -- 2

- Коэффициент быстрой ликвидности. По смысловому назна-чению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликви-дности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть -- производственные запасы Ориентировочное нижнее значение показателя -- 1.

- Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособно-сти). Является наиболее жестким критерием ликвидности пред-приятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обяза-тельств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендательная нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе, -- 0,2..

- Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов. Характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. Рекомендуемая нижняя граница показателя-- 50%.

При анализе финансовой устойчивости изучается важнейшая характеристика финансового состояния предприятия -- стабильность его деятельности в долгосрочной перспективе. Она связана с общей финансовой структурой предпри-ятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.

Для анализа финансовой устойчивости предприятия необходимо рассчитать следующие основные показатели:

- Коэффициент концентрации собственного капитала. Характе-ризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и не-зависимо от внешних кредитов предприятие. Рекомендуемое значение для данного показателя - 60%.Дополнением к этому показателю до 100% является коэффициент концентрации привле-ченного (заемного) капитала.

- Коэффициент финансовой зависимости. Является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Если его значение сни-жается до единицы (или 100%), это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие. Превышение над 100% показывает структурную величину привлеченных средств.

- Коэффициент маневренности собственного капитала. Показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может ощутимо варьировать в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия.

- Коэффициент структуры долгосрочных вложений. Коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами, а какая - за счет собственных средств.

- Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств. Данный показатель дает наиболее общую оценку финансовой устой-чивости предприятия и показывает сколько копеек заемных средств вложенных в активы предприятия приходится на 1 руб. собственных средств. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внеш-них инвесторов и кредиторов, т. е. о снижении финан-совой устойчивости, и наоборот.

Анализ деловой активности характеризует результаты и эффек-тивность текущей основной производственной деятельности фирмы. К обобщающим показателям оценки эффективности исполь-зования ресурсов предприятия и динамичности его развития от-носятся следующие показатели:

- Ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансирован-ного капитала). Характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность пред-приятия. Рост показателя в динамике рассматривается как благо-приятная тенденция.

- Коэффициент устойчивости экономического роста. Показыва-ет, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рен-табельностью производства, дивидендной политикой и т.п.

Анализ рентабельности является важнейшей частью общего анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и позволяет дать ответ на вопрос насколько прибыльно функционирует фирма и как эффективно она использует вложенный капитал. К основным показателям этого блока, относятся рен-табельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. Экономическая интерпретация этих показа-телей очевидна, -- сколько рублей прибыли приходится на один рубль авансированного (собственного) капитала. Могут быть рассчитаны и другие аналогичные показатели [20, c.233].

1.5. Анализ финансового состояния предприятия

Финансовый анализ представляет собой систему знаний о методах исследования финансово - хозяйственной деятельности предприятия. Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки, а методом его - система теоретико - познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования финансовой деятельности субъектов хозяйствования.

Под методом финансового анализа следует понимать совокупность способов и приемов, с помощью которых исследуется его предмет - финансово - хозяйственная деятельность предприятия. В условиях рыночной экономики единый анализ хозяйственной деятельности делится на управленческий и финансовый (схема № 1).

Схема 1. Виды анализа хозяйственной деятельности.

Такое деление обусловлено действием закона об охране коммерческой тайны и в связи с этим сложившиеся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на управленческий и финансовый учет, а отчетности на управленческую и финансовую.

Финансовая отчетность - это отчетность, публикуемая в специальных справочниках, специальных газетах и бюллетенях для ознакомления акционеров, широкой общественности, банков, страховых компаний и правительственных органов с положением дел на предприятии, с его финансовым состоянием и результатами хозяйственной деятельности за отчетный период. Финансовая отчетность составляется на базе финансового учета.

Финансовый анализ может быть как внутренним, о чем было сказано выше, так и внешним. Внешний анализ осуществляется на основе данных публичной финансовой отчетности и проводится в основном за пределами предприятия его заинтересованности контрагентами, собственниками или государственными органами. Поэтому его называют внешними финансовыми анализами. Особенностью внешнего анализа являются:

множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Более обобщенно сравнительная характеристика финансового и управленческого анализа представлена в таб. № 1

Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Главной его целью является глубокое, тщательное и комплексное исследование финансово - хозяйственной деятельности предприятия и на этой основе получения ответа на вопрос, какова эффективность ее, каковы важнейшие пути оздоровления и укрепления финансовой устойчивости предприятия, повышения его деловой активности.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика видов анализа.

Область сравнения

Финансовый анализ

Управленческий анализ

Пользователи информации

Внутренние, сторонние, заинтересованные

Руководители предприятия и его подразделения

Объекты анализа

Предприятие как единое целое

Предприятие как единое целое и его различные сегменты

Источники информации

Финансовая отчетность

Комплекс экономической информации

Единица измерения для расчета показателей

Денежная форма

Любые направления и денежные единицы

Периодичность анализа

Составление отчетности

По мере необходимости

Доступность результатов информации

Доступна для всех

Строго конфиденциальна (коммерческая тайна)

Основными задачами финансового анализа предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, являются:

общая оценка финансового положения предприятия и его изменения за отчетный период;

оценка состава и структуры активов, их состояния и движения;

оценка состава и структуры собственного капитала и обязательств, их состояние и движение;

анализ показателей финансовой устойчивости предприятия и оценка изменения их уровня;

анализ платежеспособности предприятия и ликвидности баланса;

анализ абсолютных и относительных показателей доходности предприятия;

анализ деловой активности и эффективности финансово - хозяйственной деятельности предприятия;

краткосрочное прогнозирование рыночной устойчивости предприятия и разработка его финансовой стратегии [65, c. 14-16].

Из этих задач видно, что финансовый анализ играет огромную роль в исследовании деятельности хозяйствующего субъекта, что он является существенным элементом финансового менеджмента.

Анализ финансового положения является завершающим этапом анализа хозяйственной деятельности предприятия, включающий в себя три стадии: снабжение, производство и сбыт, составляющие в совокупности коммерческую, производственную и финансовую деятельность.

Важной стороной хозяйственной деятельности является финансовая. Финансовая деятельность предприятия - это такая его деятельность, результатом которой является изменение в размере и составе собственно и привлеченного капитала. Она должна быть направлена на обеспечение систематического поступления и эффективного использования финансовых ресурсов, соблюдения расчетной и кредитной дисциплины, достижения рационального соотношения собственных и заемных средств, финансовой устойчивости с целью эффективного функционирования предприятия.

В профессиональной литературе очень редко встречается определение содержания финансового анализа. «Содержание финансового анализа, - пишет В. А. Русак, - это глубокое и всестороннее изучение финансового положения предприятия и факторов его формирования - прибыли, реализации продукции, ее себестоимости и некоторых других взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей. Объективность оценки зависит от правильности и полноты их комплексного изучения». В этой же работе он дает ответ на вопрос: что такое финансовый анализ? «Финансовый анализ -- это исследова-тельский и оценочный процесс, главной целью которого является выработка наиболее обоснованных предположений и прогнозов изменения финансовых условий функциони-рования субъекта хозяйствования». А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин дает этому понятию следующую трактовку: «Финансовый анализ есть метод познания финансового механиз-ма предприятия, процессов формирования и использования финансовых ресурсов для его оперативной и инвестиционной деятельности».

«Финансовый анализ, - пишет В.В. Ковалев, - представляет собой способ накопле-ния, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;

оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиций фи-нансового их обеспечения;

выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов».

Эти определения, на наш взгляд, характеризуют финансовый анализ как общенауч-ный метод познания окружающей действительности, а не как науку, выделенную из анализа хозяйственной деятельности. Они не исходят из определения экономического анализа (анализа хозяйственной деятельности) как единой науки, представляющей собой, по определению А.Д. Шеремета, систему знаний о методах исследования хозяйственной деятельности.

Почти аналогичное определение приводит в своей работе В.В. Ковалев: «Экономический анализ представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объектив-ных экономических законов и факторов субъективного порядка». Поскольку «финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельно-сти», то почему определение части не вытекает из целого. На наш взгляд, содер-жание финансового анализа- представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием финансово-хозяйственной деятельности субъекта.

Как известно, основу любой науки составляют ее предмет и метод. Их определения очень редко встречаются в профессиональной литературе. Так, В.В. Ковалев считает, что предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки, а методом его - система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регуля-тивных принципов исследования финансовой деятельности субъектов хозяйствования.

Я считаю, что под методом финансового анализа следует понимать сово-купность способов и приемов, с помощью которых исследуется его предмет-финансово-хозяйственная деятельность субъекта.

Финансовый анализ подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний финансовый анализ проводится в самом хозяйствующем субъекте. Он может использовать в качестве источника любую информацию, циркулирующую внутри субъекта, например, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию, данные управленческого учета. Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившегося финансового положения, эффективность использования активов хозяйствующего субъекта, взаимосвязь показателей объема, себе-стоимости и дохода [21, c. 260].

Внешний финансовый анализ осуществляется на основе данных публичной финан-совой отчетности и проводится в основном за пределами хозяйствующего субъекта его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. По-этому его называют внешним финансовым анализом. К выполнению его привлекаются специалисты-аналитики, являющиеся посторонними лицами для хозяйствующего субъек-та и потому не имеющими доступа к его внутренней информационной базе. В связи с тем, что публичная отчетность содержит лишь весьма ограниченную часть информации, внешний финансовый анализ не позволяет раскрыть всех секретов хозяйствующего субъ-екта. Его особенностями являются: множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности хозяйствующего субъекта; разнообразие целей и интересов субъектов анализа; наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность хозяйствующего субъек-та; ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора; максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности хозяй-ствующего субъекта.

Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим спо-собом анализа. Главной его целью является глубокое, тщательное и комплексное исследование финансово-хозяйственной деятельности субъекта и на этой основе получе-ние ответа на вопрос, какова эффективность ее, каковы важнейшие пути оздоровления и укрепления финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта, повышения его деловой активности.

В условиях рыночных отношений исключительно велика роль анализа финансового положения хозяйствующего субъекта. Это связано с тем, что хозяйствующие субъекты приобретают самостоятельность и несут полную ответственность за результаты своей производственно-предпринимательской деятельности перед собственниками, работниками, коммерческими партнерами и другими контрагентами. Но прежде чем рассматривать вопросы анализа финансового положения хозяйствующего субъекта, следует вообще определить, что такое «финансовое положение» или как его еще называют «финансовое состояние».

В специальной литературе, изданной в последние годы, это понятие трактуется по-разному. Так, А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин пишут, что «финансовое состояние пред-приятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источника-ми их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов)». Н.А. Русак определяет это понятие следующим образом: «Финансовое положение пред-приятия характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормальной производственной, коммерческой и других видов деятельности предприятия, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями с другими субъектами хозяйствования, платежеспособностью и фи-нансовой устойчивостью». В.М.Родионова и М-А.Федотова пишут, что финансовое состояние хозяйствующего субъекта «выражается в образовании, распределении и ис-пользовании финансовых ресурсов».

М.Н. Крейнина, А.И. Ковалев и В.П. Привалов трактуют его так: «Финансовое со-стояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использо-вание финансовых ресурсов».

И. Т. Балабанов пишет: «Финансовое состояние хозяйствующего субъекта -- это ха-рактеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредито-способности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Финансовое состояние хо-зяйствующего субъекта включает анализ: доходности и рентабельности; финансовой устойчивости; кредитоспособности; использования капитала; валютной самоокупаемости» С.А. Стуков свою точку зрения по этому понятию излагает так: «Финансовое по-ложение предприятия - это комплексная оценка его здоровья и жизнеспособности, ха-рактеризуемая рядом показателей».

Все эти приведенные определения, на мой взгляд, недостаточно четко раскрывают со-держание рассматриваемого понятия, но в каждом из них имеется рациональное зерно, использование которого позволит точнее определить исследуемое понятие. Одно несомнен-но, что в отличие от некоторых однозначно, хотя и разными способами исчисляемых по-казателей (например, таких, как производительность труда, фондоотдача, себестоимость, валовой доход, рентабельность), финансовое положение выявляется в результате исчисле-ния различных показателей, отражающих лишь отдельные его стороны, на основе их из-учения, оценки влияния каждого из них на общую оценку и ранжирования показателей по степени их значимости. В конечном счете финансовое положение хозяйствующего субъекта должно свидетельствовать о надежности, устойчивости и перспективности субъек-та в условиях конкурентной рыночной экономики, не щадящей слабых и нежизнеспособ-ных. Надежность - это бесперебойность работы хозяйствующего субъекта и его способность погашать платежные обязательства.

Существуют различные классификации методов финансового анализа. Первый уровень классификации выделяет неформализованные и форма-лизованные методы.

Неформализованные методы основаны на описании аналитических про-цедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологичес-кие, морфологические, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц и т.п. Следует отметить, что применение неформа-лизованных методов характеризуется определенным субъективизмом, по-скольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.

К формализованным методам относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Извест-ны десятки этих методов; они составляют второй уровень классификации. К ним относятся следующие классические методы финансового анализа: элиминирование (цепные подстановки), балансовые увязки, группировки, средние и относительные величины, графический, индексный и др.

Практика финансового анализа уже выработала методику анализа фи-нансовой отчетности предприятий, функционирующих в условиях рыночной экономики. Вполне понятно, что сложившаяся до перехода на рыноч-ные условия методика анализа ее, десятки лет применявшаяся на всех уров-нях управления и самими предприятиями, была разработана для условий функционирования административной системы хозяйствования и государ-ственной собственности в основном централизованных источников финан-сирования, нормирования временно привлекаемых средств (устойчивых пассивов), оборотных средств и т.д. Эти условия сдерживали самостоятель-ность предприятий в принятии управленческих решений, направленных на эффективное ведение хозяйства и вовсе не увязывались с рыночными от-ношениями, предпринимательской деятельностью.

В прежней методике финансового анализа решающую роль играли срав-нения значений различных статей и итогов групп и разделов баланса с их нормативными величинами, изучение причин отклонений от нормативов, влияния этих отклонений на устойчивость финансового положения пред-приятия. Одной из важнейших особенностей новой финансовой отчетнос-ти является отсутствие в ней плановых показателей и нормативов. В усло-виях рынка финансовое планирование утрачивает черты централизованно-го административного целеполагания, извне задающего предприятию мно-жество параметров его деятельности. Оно служит прежде всего выработке гибкой стратегии и тактики хозяйственного поведения предприятия, стре-мящегося упрочить свое положение при стремительно меняющейся в ре-зультате конкуренции рыночной конъюнктуре. Использование нормати-вов в финансовой деятельности становится делом выбора самого предпри-ятия, поэтому информация о нормативах переходит в область коммерчес-кой тайны. Анализ отклонений от планируемых предприятием нормативов соответственно становится составной частью внутреннего анализа. Анализ финансового положения, основывающийся на бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пре-делами предприятия его заинтересованными контрагентами -- собственни-ками или государственными органами, на основе отчетных данных, кото-рые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельнос-ти предприятия. Методика внешнего анализа финансового положения пред-ставляет большой интерес для каждого предприятия не только для целей оценки потенциальных партнеров, но и собственной самооценки, осущест-вляемой с точки зрения внешних пользователей финансовой отчетности.

Среди основных методов финансового анализа, используемых предпри-ятиями, функционирующими в условиях рыночной экономики, можно вы-делить шесть следующих методов: 1) горизонтальный анализ; 2) вертикаль-ный анализ; 3) трендовый анализ; 4) метод финансовых коэффициентов; 5) сравнительный анализ; 6) факторный анализ [23, c. 288].

Горизонтальный (временной) анализ -- сравнение каждой позиции отчет-ности с предыдущим периодом. Он позволяет определить абсолютные и относительные отклонения различных статей бухгалтерской отчетности по сравнению с предшествующим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ -- определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчет-ности на результат в целом. Он позволяет выявить удельный вес отдельных статей к итоговому показателю в целом по балансу или по его разделам. Например, удельный вес долгосрочных и текущих активов в общей стои-мости имущества предприятия, т.е. в валюте баланса и т.д.

Горизонтальный и вертикальный анализы дополняют один другой. Поэ-тому нередко строят таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.

Трендовый анализ базируется на расчете относительных отклонений по-казателей за ряд лет от уровня базисного года, для которого все показатели принимаются за 100%. Иными словами, Трендовый анализ представляет собой сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики пока-зателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особеннос-тей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные зна-чения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Наиболее распространенным приемом финансового анализа в условиях рыночной экономики является использование различных финансовых ко-эффициентов.

Коэффициенты являются относительными величинами, при исчислении которых одну из величин принимают за единицу, а другую выражают как отношение к единице. Расчет финансовых коэффициентов основан на существовании определенных взаимосвязей между отдельными статьями ба-ланса. Они являются исходной базой для последующего факторного ана-лиза финансового положения предприятия и выражают математические взаимоотношения между двумя величинами, анализ которых позволяет исследователю выявить скрытые явления. От правильности истолкования их зависит полезность анализа соответствующих коэффициентов для при-нятия решений. Это самый трудный аспект анализа отношений, так как он требует знания внутренних и внешних факторов их формирования, напри-мер, общеэкономических условий в отрасли, политики руководства пред-приятия и др. Интерпретировать отношения надо с большой осторожнос-тью, так как одни и те же факторы могут влиять и на числитель, и на знаменатель. Фактический уровень отношений сравнивается с прошлым, с теоретически обоснованным, с отраслевым. Интерпретация отношений должна быть ориентирована на перспективу.

Не следует и переоценивать роль анализа отношений, так как они не имеют универсального значения и не могут являться своего рода индикато-ром для диагностики. Более углубленный анализ не всегда подтверждает выводы, сделанные на основании отношений, так как на их уровень влияет специфика отдельных предприятий, усредненность отраслевых данных, неоптималыюсть фактически достигнутого уровня в предшествующие годы или его оптимальность для условий тех лет, но не соответствует требова-ниям современных и будущих условий.

Механическое перенесение зарубежного опыта проведения финансово-го анализа на основе относительных показателей во многих случаях оказы-вается малоэффективным, поскольку при этом не принимается во внима-ние специфика наших предприятий. В результате рекомендации о допустимых значениях того или иного показателя часто «не срабатывают». Тем не менее изучение относительных показателей при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходимо, так как оно позво-ляет понять происходящие процессы и более правильно оценить их не только для текущего момента, но и на перспективу.

Относительные показатели финансового положения предприятия под-разделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации.

Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда требует-ся определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель финан-сового положения составляет от итога включающей его группы абсолют-ных показателей. Коэффициенты распределения и их изменения за отчет-ный период играют большую роль в ходе предварительного ознакомления с финансовым положением клиента по балансу.

Коэффициенты координации используются для выражения отношений разных по существу абсолютных показателей финансового положения или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении с базис-ными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базисных величин используются усредненные по временному ряду значения показателей данного предприятия, относящие-ся к прошлым благоприятным с точки зрения финансового положения пе-риодам; среднеотраслевые значения показателей; значения показателей, рассчитанные по данным отчетности на наиболее удачливого конкурента, оптимальные значения относительных показателей.

Для точной и полной характеристики финансового положения пред-приятия и тенденций его изменения достаточно сравнительно небольшого количества финансовых коэффициентов. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового положения предприятия. Наиболее распространенными и изучаемыми яв-ляются показатели ликвидности, финансовой устойчивости, доходности и деловой активности.


© 2010 Рефераты