Современная роль государства в реализации финансовой политики (Республика Беларусь)
Современная роль государства в реализации финансовой политики (Республика Беларусь)
23
67
Содержание
Введение 3
1. Основы государственного управления финансовой сферой в Республике Беларусь 5
1.1 Сущность финансовой политики государства 5
1.2 Понятие, цели и задачи государственного управления финансами 8
1.3 Структура государственного аппарата по управлению финансами 14
1.4 Министерство финансов Республики Беларусь - орган государственного управления финансами в Республике Беларусь 16
2. Государственная политика Республики Беларусь в области финансов 23
2.1 Роль финансовой системы в регулировании экономики 23
2.2 Бюджетное регулирование 27
2.3 Денежно-кредитное регулирование 33
3. Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь 37
Заключение 42
Список использованных источников 44
Введение
Государственное управление в частности и власть в целом создает основу государственности и законности на какой-либо территории. Важность вопросов власти и построения системы государственного управления в любом государстве является первоочередной и наивысшей.
Государственное управление и управленческие функции государственных органов в совокупности и взаимодействии друг с другом образуют сложную, многоуровневую функциональную структуру государственного управления. Эта структура обеспечивает как управленческую взаимосвязь государства - субъекта управления и общественной системы, так и внутреннюю согласованность и динамичность его как управляющей системы. «Каркасом», несущей конструкцией функциональной структуры государственного управления выступают функции государственного управления, вокруг которых и для которых формируются управленческие функции государственных органов. В итоге каждая функция государственного управления осуществляется посредством определенного комплекса управленческих функций государственных органов, расчлененных в вертикальном и горизонтальном отношениях.
Система финансов - совокупность различных по взаимосвязи сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются фонды денежных средств. Финансовая система в РБ находится в стадии развития, в связи с чем могут происходить различные изменения, вызывающие различные экономические явления в хозяйственной системе государства.
Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. При этом финансы выражают экономические общественные отношения. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
- недостаточные темпы развития экономики;
- диспропорции развития экономической системы;
- отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
- излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Тема данной курсовой работы является достаточно актуальной на сегодняшний день. Надежная финансовая система как результат финансовой политики является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой экономики, к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему, посредством осуществления продуманной финансовой политики. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Данная проблема также освещена в трудах таких отечественных авторов, как Антонова Н.Б., Глазунова Н.И., Шимов В.Н., Лемешевский И.М. и др.
Предмет исследования - государственное управления в области финансовой политики.
Объект исследования - финансовая политика государства.
Целью курсовой работы является рассмотрение современной роли государства в реализации финансовой политики.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
Ш рассмотреть основы государственного управления финансовой сферой в РБ;
Ш отразить государственную политику в области финансов;
Ш предложить меры по совершенствованию государственного управления финансовой деятельностью в РБ.
В ходе написания работы использовались статистический метод, метод сравнения, детализации и синтеза.
1. Основы государственного управления финансовой сферой в Республике Беларусь
1.1 Сущность финансовой политики государства
Финансовая политика - это целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы или совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
Воздействие финансовой политики на экономику и социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика осуществлялась на основе научно обоснованной теории.
Научный подход предполагает:
1. Соответствие финансовой политики объективно закономерному развитию производства, поэтому важное значение имеет наличие достоверной информации. Такая информация должна нести сведения о процессах происходящих в экономике, в социальной сфере и отражать результаты проводимых мероприятий. Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики. Необходимость соблюдения принципов обратной связи - основа правильности финансовой политики.
Общее направление финансовой политики должно ориентироваться на повышение экономической эффективности и иметь своей целью рост объема и эффективности использования финансовых ресурсов. При выработке финансовой политики учитывают условия и мероприятия, которые проводились с учетом специфики каждого конкретного этапа развития экономики страны. Если не учитывать финансовые ресурсы, то это приведет к бюджетному дефициту. При разработке финансовой политики необходимо учитывать опыт и использовать условия конкретные для данной ситуации, поскольку копирование чужого опыта не дает действенных результатов в каждой конкретной ситуации.
2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий.
3. Важным требованием является соблюдение комплексного подхода к проведению и выработке финансовой политики. Координация должна быть направлена на решение основных задач. Важно учитывать ценовую, заработную и кредитную политику. Если нет согласованности, то нельзя достигнуть и положительных результатов. Финансовая политика, являясь составной частью экономической политики, имеет специфические для нее способы и методы решения поставленных задач. Могут использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование и изучение результатов мероприятий.
Содержание финансовой политики определяется её основными звеньями: [5, c. 201]
1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов. На основании изучения требований экономических законов, анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения формируются финансы, то есть создается концепция развития финансов на определенное время;
2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период: определяют путем достижения поставленных целей, учитывают международные факторы, предполагают возможности роста финансовых ресурсов;
3. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В этот период прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы ограничения финансовых отношений (налоговая политика), решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направления развития, которые вырабатываются экономической политикой.
Финансовая тактика - направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.
Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно - исторические условия и особенности жизни.
Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей:
- валовой национальный продукт (ВВП) или национальный доход (НД)
- главные источники финансовых ресурсов;
- объем инвестирования;
- темпы обновления основных фондов;
- рост производительности труда;
- жизненный уровень населения;
- дефицит государственного бюджета (должен быть не более 3%).
Финансовые стимулы - это экономические рычаги, действие которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования. Группы финансовых стимулов:
1. Финансовые стимулы, которые позволяют обеспечить выбор наиболее эффективных направлений инвестирования ресурсов в общественное производство. В этой связи важно правильно разработать целевые программы и обеспечить их достаточными ресурсами (с помощью бюджета).
2. Использование специальных поощрительных фондов.
3. Финансовые стимулы, связанные с бюджетными методами интенсификации производства.
Проводя активную финансовую политику государство может использовать бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства.
Чтобы бюджетные доходы превратились в бюджетные стимулы, нужно, чтобы каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую функцию.
4. Специальные финансовые льготы и санкции.
Для реализации финансовой политики и успешного проведения её в жизнь используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации отношений, изменяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
Государство на основе объективных законов определяет формы и методы распределения стоимости валового национального продукта национального дохода. Государство определяет налоги, принципы к направления использования финансовых ресурсов, амортизационную политику. Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений.
1.2Понятие, цели и задачи государственного управления финансами
Сущность государственных финансов сводится к цели инструмента государственных средств всех секторов экономики для проведения государственной внешней и внутренней политики. Это единый комплекс органов государственного управления, с помощью которых они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы.
Сфера государственного управления отличается от других сфер экономики по способу финансирования затрат.
Структура госфинансов включает госбюджет (республиканский бюджет), бюджеты местных органов управления, государственные внебюджетные фонды, целевые бюджетные фонды, социальное обеспечение (фонд социальной защиты населения в РБ).
Организация государственных финансов связана с организацией государственного управления - с уровнями управления.
В Республике Беларусь существует два уровня управления:
- центральный;
- местный.
Масштабы полномочий каждого уровня управления, выполняемые функции предопределяют размер доходов, порядок формирования и использования в зависимости от консистенции.
Таким образом, государственные финансы - совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которого осуществляется формирование и использование денежных средств.
Источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях является ВВП. Процесс распределения ВВП осуществляется с помощью финансовых инструментов.
Существует восемь функций государственных финансов: [14, c. 92]
1. распределительная
2. перераспределительная
3. воспроизводственная
4. регулирующая
6. плановая (прогнозная)
7. контрольная
8. социальная
Распределительная функция: в процессе ее реализации в государственных финансах происходит первичное распределение денежных средств, распределение на зарплату рабочих и служащих, доходы предприятий, но доходы еще не образуют денежные средства, достаточные для удовлетворения и развития потребностей государства. Для этого необходимо распределение и перераспределение НД.
Перераспределительная функция связана с распределением средств в интересах наиболее эффективного использования доходов предприятия. Перераспределение национального дохода осуществляется между производственной и не производственной сферами экономики, отраслями, формами собственности и хозяйствования и населения. Речь едет о вторичном распределении той части доходов предприятия, которая поступает в виде налогов, обязательных платежей и пошлин в централизованные фонды государственных ресурсов.
Воспроизводственная функция осуществляется благодаря фондам государственных финансов через оптимальное формирование фондов денежных средств на различных стадиях распределения, обмена, потребления. Она регулирует повторяющиеся процессы производства. Роль государственных финансов в том, что они выступают инструментом воздействия на процесс общественного производства и становится фактором поддержания экономического роста, развития отраслей народного хозяйства, реформирование структуры экономики и ускорения НТП.
Регулирующая функция тесно связана с другими функциями. Через государственные доходы, государственный кредит, субсидии происходит влияние государства на процесс воспроизводства. Для регулирования экономики и социальных процессов применяется финансовое, бюджетное планирование и государственное регулирование рынка. В системе экономического регулирования через государственные финансы важное место занимают государственные заказы за счет средств бюджета.
Стимулирующая функция призвана заинтересовать субъекты рынка с конкретной инновационно-инвестиционной деятельностью, сокращения затрат и в ускорении экономического роста на основе лучшего использования всех факторов производства.
Плановая функция реализует в государственном бюджете и местных бюджетах через бюджетные и внебюджетные фонды.
Контрольная функция связана со всеми функциями и особенно с распределительной. Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях создания, распределения, использования общественного продукта и национального дохода.
Социальная функция способствует решению социальных проблем: регулирование трудовых отношений, проведение государственной политики в области зарплаты, воздействие на цены социально значимых товаров и услуг, содействие трудоустройства незанятого населения, переподготовке кадров.
Исполнение бюджетных обязательств способствует повышению уровня политической и социально-экономической стабильности в стране.
Основным документом, регулирующим статьи бюджета является Закон о бюджете Республики Беларусь.
Государственный бюджет - это один из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. Государственный бюджет - основное звено всей финансовой системы. Как экономическая категория, он представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими лицами по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования фонда денежных средств государства.
По внешней форме госбюджет - это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план.
Проект бюджета ежегодно составляется, обсуждается и утверждается законодательной властью страны. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете.
Госбюджет является своего рода компромиссом между основными социально-экономическими группами в стране: государственными органами и отдельными гражданами по вопросам налогообложения, между центром и регионами -- по проблемам распределения налогов и субсидий, между отдельными отраслями и фирмами -- в отношении государственных заказов.
Сущность госбюджета наиболее полно проявляется в следующих функциях: [14, c. 98]
Перераспределение национального дохода. Через госбюджет происходит перераспределение более половины национального дохода и 3/4 денежных средств, что позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и обеспечивать выполнение программ экономического и социального развития страны.
Функция вмешательства в процесс воспроизводства, в результате чего государство поддерживает отдельные отрасли национальной экономики.
Осуществление государственной социальной политики, направленной на поддерживание социальной справедливости в обществе.
Обеспечение внутренней и внешней безопасности.
Содержание аппарата управления.
Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально-экономического развития государства, его административно-территориального устройства, принципов функционирования экономической системы и других факторов.
Доходы госбюджета в количественном выражении представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. На их абсолютную величину и удельный вес оказывают влияние, как объем национального дохода, так и задачи, стоящие перед государством. Бюджеты стран с рыночной экономикой формируются главным образом за счет налогов, которые обеспечивают до 90 % поступлений. Кроме того, доходную часть госбюджета образуют различные сборы и государственные займы. Основным источником финансовых ресурсов государства являются денежные доходы сферы материального производства и услуг. Способы аккумуляции этих доходов различны и зависят от задач, стоящих перед государством.
В формировании доходной части госбюджета главную роль (на 80 %) играют такие налоги, как налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы и прибыль, акцизы. Далее по значимости идут таможенные пошлины и сборы и другие налоги и неналоговые поступления.
Главная задача госбюджета -- оптимальное расходование централизованных финансовых ресурсов, благодаря чему реализуется финансовая политика государства.
Расходная часть госбюджета предназначена для финансирования общегосударственных инвестиционных, экономических программ, развития производственной и социальной инфраструктуры. Кроме того, бюджетные средства направляются в виде кредитов, субсидий и др. для финансовой поддержки фермерских хозяйств, жилищного строительства, наукоемких фирм и т.д. Госбюджет финансирует сферу услуг (образование, медицинское обслуживание, противоэпидемические мероприятия, культурные и другие социальные программы), а также внеш-неэкономическую деятельность и военные нужды.
Обычно наибольший удельный вес в расходах госбюджета занимают социально-культурные статьи: социальные пособия, здравоохранение, образование, наука и культура. Это связано с тем, что главным направлением бюджетной политики является стабилизация, укрепление и приспособление экономики к изменяющимся условиям, и именно эти расходы призваны смягчить дифференциацию различных социальных групп, присущую рыночной экономике.
В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность.
Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, административно-управленческие расходы, воздействующие на структуру спроса, также составляют значительную часть государственного бюджета.
Конъюнктурным целям бюджетного регулирования могут служить расходы по государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружения и военное строительство.
В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время "перегрева" конъюнктуры -- сокращаются.
Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуры экономики, наци-ональную конкурентоспособность на мировых рынках.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа.
В странах с рыночной экономикой государственные расходы обычно делятся на четыре группы. К первой группе относят потребление в государственном секторе, выступающее в виде государственных закупок. Последние включают заработную плату работникам государственного сектора, а также расходы, связанные с приобретением товаров и услуг, закупаемых для текущего потребления.
Государственные закупки называются истощающими, так как они непосредственно поглощают, или используют ресурсы; полученная при этом продукция вносит вклад в национальный продукт.
Через правительственные затраты общество стремится перераспределить ресурсы из частного в общественное потребление товаров.
Ко второй группе государственных расходов относят государственные инвестиции, включающие затраты государства (капитальные затраты) на строительство дорог, дамб и т.д.
Трансферты частному сектору (домохозяйствам), или социальные выплаты, составляют третью группу расходов государства. Сюда включаются все выплаты, осуществляемые государством, но не являющиеся компенсацией за оказываемые правительству текущие трудовые услуги.
Трансферты -- платежи, осуществляемые без соответствующего предложения их получателям каких-либо товаров или услуг. К ним относят государственные пенсии, выплаты лицам с низкими доходами и пособия по безработице. Эти выплаты просто перераспределяют налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков. Их называют неистощаемыми, так как сами по себе они не поглощают ресурсы, не связаны с производством и не влияют на увеличение общественного потребления за счет личного, а лишь ведут к "перестройке" личного потребления.
Таким образом, можно сделать вывод, что государственные закупки и трансферты оказывают различное влияние на распределение ресурсов. В случае трансфертных платежей государственное вмешательство в экономику выражено в меньшей степени, чем в случае государственных закупок.
Наконец, к четвертой группе государственных расходов относят проценты по государственному долгу.
Примерно 1/3 средств государственного бюджета, образованных за счет налоговых поступлений, в результате перераспределения возвращается домохозяйствам, в основном в виде выплат по социальному обеспечению, различных государственных пособий, пособий по безработице и процентов по государственному долгу. Разница между суммами налогов и социальных выплат носит название чистых налогов.
Государственное управление финансами состоит из двух взаимосвязанных частей: выработки финансовой политик и процесса управления финансами. [8, c. 172]
Начальной стадией государственного управления финансами является выработка финансовой политики, т.е. стратеги и тактики создания форм финансовых отношений, предназначенных для решения задач экономического и социального развития общества.
На основании выработанной государственной политики начинается процесс управления финансами.
Процесс управления финансами состоит из стадий управления. К ним относятся: создание в соответствии с выработанной финансовой политикой конкретных форм финансовых отношений; практическое применение созданных форм финансовых отношений; проверка правильности соблюдения функционирующих форм финансовых отношений; изучение и анализ эффективности действующих форм финансовых отношений с целью их совершенствования; совершенствование применяемых форм финансовых отношений.
Формы финансовых отношений -- это законодательно оформленные виды объективных финансовых отношений путем принятия нормативных актов (законов, декретов) органами государственной власти. Например, финансовые отношения государства с различными субъектами по поводу платежей в бюджет и финансирования из бюджета есть вид объективных финансовых отношений, а его формы -- различные налоги, сборы, нормы бюджетных расходов и т.п., установленные в виде государственных нормативных актов.
Исходя из содержания процесса управления финансами, можно сделать вывод, что они в зависимости от стадий управления являются как объектом, так и субъектом управления.
Объектом процесса управления финансы являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления, как создание на базе финансовой политики форм финансовых отношений, проверка их соблюдения, изучение и анализ, а затем совершенствование установленных форм финансовых отношений.
Субъектом процесса управления финансы являются тогда, когда происходит такая стадия управления, как практическое применение установленных форм финансовых отношений.
Стадии управления финансами образуют звенья процесса управления финансами.
Первым звеном процесса управления финансами является выработка на основе финансовой политики форм финансовых отношений в виде финансового механизма.
Вторым звеном процесса управления финансами является практическое применение форм финансовых отношений во время планирования и осуществления деятельности при исполнении планов.
Третьим звеном процесса управления финансами являются проверка соблюдения, изучение и анализ установленных форм финансовых отношений, подготовка предложений по их совершенствованию.
1.3Структура государственного аппарата по управлению финансами
Управление финансами осуществляют специальные органы. Они подразделяются на несколько групп.
Во-первых, это органы общего управления финансами. К ним относятся органы государственной власти. Они состоят из высших органов государственной власти (Национальное собрание Республики Беларусь, Президент страны и его администрация) и местных органов государственной власти (Советы депутатов).
Высшие органы государственной власти в области управления финансами наделены следующими функциями: [7, c. 172]
* определение финансовой политики;
* разработка, рассмотрение и утверждение основополагающих форм финансовых отношений в виде законов, декретов;
* осуществление общегосударственного контроля за соблюдением финансового законодательства и т.п.
Местные органы государственной власти в области управления финансами наделены функциями в пределах своей компетенции. В частности, они разрабатывают, рассматривают, утверждают формы финансовых отношений, имеющих толы, региональное значение. Причем формы финансовых отношений не могут вступать в противоречие с общегосударственным финансовым законодательством.
Местные органы государственной власти контролируют соблюдение установленных форм финансовых отношений общегосударственного значения, вносят предложения высшим нам власти для совершенствования этих форм, осуществляют общий контроль за выполнением и изучением форм финансовых отношений, установленных ими для своего региона и т.д.
Во-вторых, это государственные органы оперативного управления финансами. К ним относятся:
* Совет (Кабинет) Министров страны и местные государственные исполнительные органы;
* Министерство финансов и его региональные органы;
* Министерство по налогам и сборам и его региональные органы;
* Национальный банк республики и его региональные подразделения;
* Комитет государственного контроля, его местные органы и др.
Эти органы выполняют следующие функции управления финансами:
- проведение в жизнь финансовой политики органов власти;
- разработка и издание после утверждения форм финансовых отношений инструкций по их применению;
- изучение эффективности функционирующих форм финансовых отношений и внесение предложений органам власти по их совершенствованию.
В-третьих, это органы отраслевого управления финансами. К ним относятся: финансовые управления министерств и ведомств; финансовые управления (отделы) предприятий, орга-низаций, учреждений.
Указанные органы выполняют следующие функции управления финансами: практически применяют формы финансовых отношений; проверяют путем внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля соблюдение установленных форм финансовых отношений и вносят предложения по их совершенствованию; разрабатывают, утверждают, изучают и совершенствуют формы финансовых отношений, предназначен-ных для осуществления внутрихозяйственного расчета.
1.4Министерство финансов Республики Беларусь - орган государственного управления финансами в Республике Беларусь
Нормативно-правовую основу деятельности Министерства финансов Республики Беларусь составляют Конституция РБ и «Положение о Министерстве финансов Республики Беларусь», утвержденного Постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2001 №1585 в редакции от 28.02.2007 №252.
Министерство финансов Республики Беларусь (далее - Минфин) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.
Минфин в соответствии с возложенными на него задачами: [4]
- осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в республике, изучает экономику и финансы отраслей и административно-территориальных единиц, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;
- организует работу по составлению проекта республиканского бюджета, определяет порядок, сроки составления и представления в Минфин республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработки проекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в местные бюджеты областей и г.Минска, а при необходимости - для уточнения доходов и расходов бюджетов в процессе их исполнения. Составляет проект республиканского бюджета, ежегодно разрабатывает проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет их в Совет Министров Республики Беларусь;
- участвует в работе по составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;
- разрабатывает предложения о принципах формирования республиканского бюджета, взаимоотношений республиканского бюджета с бюджетами областей и г.Минска, участвует в определении принципов бюджетных взаимоотношений Республики Беларусь с другими государствами;
- разрабатывает и определяет порядок и сроки составления и исполнения республиканского бюджета;
- на основе расчетных показателей бюджетов областей и г.Минска определяет нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в бюджеты областей и г.Минска, исходя из экономической ситуации в республике в целом и социально-экономического положения конкретных административно-территориальных единиц, для последующего утверждения этих отчислений в установленном порядке;
- осуществляет краткосрочное и долгосрочное прогнозирование обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами;
- проводит работу по совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, а также по подготовке проектов международных соглашений по вопросам налогообложения. Анализирует влияние действующей налоговой системы на обеспечение доходной части республиканского бюджета и на финансовое состояние юридических лиц;
- определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам;
- обеспечивает исполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и расходов, источников покрытия дефицита и устанавливает с участием соответствующих республиканских органов государственного управления поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета, в установленном порядке осуществляет взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей и г.Минска;
- осуществляет систематический контроль за исполнением республиканского бюджета, за соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решает по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь вопросы, касающиеся исполнения бюджета;
- регулирует финансовые взаимоотношения между республиканским бюджетом и государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами;
- анализирует и при необходимости корректирует в утвержденных пределах и с учетом имеющихся финансовых ресурсов исполнение республиканского бюджета;
- анализирует и обобщает информацию об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов областей и г.Минска, смет доходов и расходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
- организует учет и проведение бюджетно-финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами;
- осуществляет подготовку и уточнение порядка управления государственными финансовыми средствами и их учета;
- управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;
- формирует перечень республиканских органов государственного управления, находящихся в их ведении организаций, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, средства которых аккумулируются на счетах казначейства;
- устанавливает порядок и сроки составления и представления периодической и годовой отчетности об исполнении местных бюджетов областей и г.Минска и об исполнении смет расходов организаций, финансируемых из республиканского бюджета;
- составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляет его в Совет Министров Республики Беларусь в установленные сроки, обеспечивает составление сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов областей и г.Минска;
- осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями;
- разрабатывает и утверждает формы бюджетной документации, формы бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджетов и смет расходов организаций, финансируемых из бюджета;
- участвует в подготовке и реализации мероприятий, связанных с разгосударствлением, приватизацией, использованием государственной собственности в Республике Беларусь;
- участвует в работе по составлению проекта бюджета Союзного государства и обеспечивает его исполнение;
- разрабатывает методологию организации и осуществления ведомственного контроля, подготовки и представления отчетности о контрольно-ревизионной работе, а также осуществляет контроль за состоянием ведомственного контроля в республике;
- осуществляет финансовое обеспечение подчиненных организаций;
- анализирует состояние денежного обращения в республике, работу банковской системы, вопросы функционирования рынка государственных ценных бумаг, разрабатывает предложения по сбалансированности денежного обращения, выпуску, размещению и погашению государственных ценных бумаг, функционированию национальной денежной системы;
- выдает специальные разрешения (лицензии) на виды деятельности в соответствии с законодательными актами, их дубликаты, вносит изменения и (или) дополнения в специальные разрешения (лицензии), приостанавливает, возобновляет, продлевает срок их действия, прекращает их действие, а также ведет реестр лицензий по каждому виду лицензируемой деятельности в установленном им порядке;
- осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц на территории Республики Беларусь, разрабатывает, согласовывает и утверждает обязательные для исполнения всеми организациями на территории Республики Беларусь нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивает постоянное совершенствование учета и отчетности на основе международных стандартов;
- осуществляет методологическое руководство аудитом, контроль за соблюдением аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторскими организациями законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий;
- обеспечивает и осуществляет практическую деятельность по совершенствованию внутригосударственных и межгосударственных валютно-финансовых отношений;
- обеспечивает составление планов формирования источников финансирования государственных валютных расходов и распределение государственных валютных средств;
- участвует в подготовке и реализации мероприятий, связанных с развитием внешнеэкономического сотрудничества Республики Беларусь;
- выполняет функции финансового агента и посредника в отношениях Республики Беларусь с международными финансовыми и банковскими организациями, членами которых является Республика Беларусь;
- рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам, относящимся к компетенции Минфина, принимает меры по совершенствованию этой работы;
- выполняет иные функции в соответствии с законодательством.
В структуру Минфина входят департаменты с правами юридического лица, главные управления, в том числе Главное государственное казначейство, управления, в том числе Государственная инспекция пробирного надзора, отделы, а также его территориальные органы.
Структуру Министерства финансов Республики Беларусь можно представить следующим образом:
- Главное управление бюджетной политики
- Главное управление финансов производственной сферы
- Главное управление финансирования государственных, правоохранительных органов и обороны
- Главное управление налоговой политики и доходов бюджета
- Главное управление финансирования социальной сферы и науки
- Управление финансирования чрезвычайных мероприятий и финансов строительной сферы