Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан
Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан
5
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский Экономический Университет Казпотребсоюза
Курсовая работа
На тему: «Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан»
Караганда - 2009
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 5
1.1 Экономическая сущность налогов и их классификация 5
1.2 Понятие, задачи, роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества 8
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2.1 Анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 1995 - 2009гг. 13
2.2 Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан 25
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
ВВЕДЕНИЕВ условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономически процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством налогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.Налоги во все времена представляли из себя одну из важнейших категорий государственных финансов, они возникли с появлением государства, и являются основой его существования.Рыночное развитие государства предполагает широкое использование налоговой политики в качестве регулятора важных сторон его жизни. Опыт разных стран показывает, что именно налоги и налоговая система являются наиболее мобильными финансовыми институтами управления экономикой. Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.Важнейшим инструментом налоговой политики является налоговая система. Она призвана создать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность; ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированости; обеспечивать рост и укрепление базы государственного бюджета. В конечном счете, налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.Всем, кто следит за процессами, которые в последние годы происходят в странах, осуществляющий переход к рыночной экономике, достаточно ясно, что позитивные преобразования централизованно планируемого хозяйства в рыночное в значительной степени зависит от того, насколько быстро и успешно эти страны смогут сформировать для функционирования рыночной экономики эффективную налоговую политику, адекватно отражающую экономическую политику государства в целом. В Послании Президента Республики Казахстан говорится: «Необходимо привести налоговую систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут. [1]На протяжении всей истории развития и становления казахстанской налоговой системы Республики Казахстан принимаемые правительством республики меры по ее модернизации позволили разработать и ввести в действие новый Налоговый кодекс, в который были внесены множественные изменения, позволившие адаптировать его к реалиям настоящего времени.
Разработанный Налоговой кодекс призван способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени».
Новый Кодекс прибрел характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетает в себе качество администрирования и интересы налогоплательщиков.
Но, главное, он предусматривает снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета будут компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.
Актуальность темы курсовой работы: с приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.
Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность налоговой системы и пути совершенствования налоговой системы РК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 1995 по 2009 гг.;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.
Методологической основой исследования выступили нормативно- правовые акты по налогам и налогообложению, монографии отечественных и зарубежных ученых - экономистов, отчетные данные налогового комитета по Карагандинской области за период 1995-2009гг, материалы специальных изданий и периодической печати.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН1.1 Экономическая сущность налогов и их классификацияНалоги - это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.Налоги являются исходной категорией финансов. Они возникают с появлением государства и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспосабливались к потребностям и запросам государства. Наибольшего развития достигли в развитых системах товарно - денежных отношений, оказывая влияние на их состояние. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Государственные доходы разделяются на две основные группы. Одну группу составляют доходы частно-правового характера. Такие доходы государство получает, во-первых, на тех же основаниях, что и частные лица, путем заключения определенных сделок, во-вторых, такие доходы доставляются государству землями, лесами, торговыми, промышленными, транспортными и иными предприятиями. В другую группу входят доходы публично - правового характера, которые государство извлекает, в силу своей власти, принудительным путем. Сюда относятся пошлины, налоги и обязательные сборы. Налоги взимаются независимо от тех или иных услуг, оказываемых государством, и предназначены на общие нужды государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы государства являются - налоги.В отношении налогов исторически формировались два принципа распределения налоговой нагрузки (налогового бремени):- принцип выгоды (полученных благ);- принцип «пожертвований» (платежеспособности) [2, с.62].Использование принципов налогообложения получаемых благ и платежеспособности сводится к установлению налоговых ставок и их изменению по мере роста дохода.Классические принципы реальной организации налогов были предложены еще А. Смитом. Они сводятся к следующему:- налог не должен взиматься в соответствии с доходом каждого налогоплательщика (принцип справедливости);- размер налога и сроки выплаты должны быть заранее и точно определены (принцип определенности);- каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, который наиболее удобен для налогоплательщика (принцип удобства);- издержки взимания налогов должны быть минимальными (принцип экономии).Использование этих принципов устраняло произвол в налогообложении, вносило в этот процесс регламентацию и позволяло А. Смиту сделать заключение, что «налоги для тех, кто их платит, не признак рабства, а признак свободы» [2, с.62].В последующем развитие принципов налогов уточнялось, дополнялось и сводится к следующим современным трактовкам:1. Принцип справедливости в налогообложении рассматривается в 2-х аспектах:- достижение «горизонтального равенства», которое требует, чтобы все доходы налогоплательщиков, независимо от того, как они зарабатываются и тратятся, облагались единообразно на равных условиях;- соблюдение «вертикального равенства» перед законом по обязательствам налогоплательщиков, имеющих разный уровень доходов и находящихся в разных, с точки зрения соответствия социальным нормам в данном обществе, ситуациях. Это означает, что обложение доходов физических лиц должно производится с применением дифференцированных ставок по прогрессивной шкале для распределения части доходов наиболее состоятельных людей в пользу малообеспеченных, которые или не должны платить вообще, или платить гораздо меньше остальных.2. Принцип простоты. Для налогоплательщика должно быть понятно и содержание налога, сфера применения и механизм действия, закон о налоге не громоздок и не сложен. При определении форм налогообложения следует отдавать предпочтение технически простейшим формам, поскольку часть налогоплательщиков постарается уклониться от выплаты налогов, занизить свои доходы. Преимущественное использование линейных пропорциональных налогов вместо прогрессивных. Целесообразно использование линейного налога на потребление в виде налога на добавленную стоимость, единого линейного налога с заработком рабочих и служащих, единого линейного налога на прибыль; ставки такого налога должны быть едиными вне зависимости от формы собственности предприятия - плательщика.3. Определенность налогов - непреложное равенство заранее установленных условий и требования, единообразие толкования и применения на всей территории страны и для всех хозяйствующих субъектов.4. Минимум налоговых льгот. Помимо обоснованных исключений государство не должно поощрять или наказывать плательщиков через систему налогов. Для этой цели должны существовать специальные статьи в расходной части вместо сокращения налогов в доходной части бюджета. Необходимо избегать произвольного освобождения от налогов определенных продуктов, услуг, деятельности или социальных групп. Необходимо проводить государственное финансирование социальной политики, здравоохранения и развития культуры, но средства для этого нельзя получить путем манипуляции ставками налогов. Политическая власть не должна поддаваться давлению со стороны отдельных групп налогоплательщиков. Этот принцип важен также и с точки зрения рыночной экономик. Нет рынка без настоящих цен. Произвольные налоговые льготы проявятся в системе цен и не дают явного представления о реальной стоимости каждого продукта.5. Экономическая приемленность - налоги не должны препятствовать улучшению функционирования экономики и росту капиталовложений. Нельзя облагать прогрессивным налогом тех, кто больше работает. Следует учитывать, каков будет эффект налогов на производительность, производство и капитальные вложения. Если эффект будет отрицательным хотя бы в одном из случаев, то такой налог лучше не применять.6. Сопоставимость налоговых ставок по основным видам налогов с другими странами - партнерами данной страны по экономическим отношениям. Это необходимо для обеспечения паритета в привлечении инвестиций, а низкие ставки приведут к перетоку доходов в бюджеты стран, экспортирующих капитал, и отрицательно повлияют на бюджет страны - импортера капитала; высокие ставки будут препятствовать притоку иностранных инвестиций в экономику страны [3, с.109]. В законодательстве Казахстана о налогах и других обязательных платежах в бюджет оговорены также такие принципы, как обязательность налогообложения (что исходит из определения налога), определенность, единство налоговой системы (на всей территории государства и в отношении всех налогоплательщиков), справедливость, гласность налогового законодательства.Налоги можно классифицировать по разным принципам:- от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства,;- по использованию;- от органа, взимающего налог;- по экономическому признаку [4, с.109].По первому признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные.К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или на имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный).Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальным облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относятся земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал.В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, например семейное положение; к ним относятся подоходный налог, налог с наследств и дарений, подушный и др.Косвенные налоги взимаются опосредственно - через цены товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству.При признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налог на транспортные средства, налог на приобретение транспортных средств, ранее используемые для реформирования дорожного фонда).В зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются центральные (общегосударственные) и местные налоги.По экономическим признакам объекта различаются налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; во втором случае - это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.Налоги исчисляются в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан [5, с.113].Таким образом, налоги относятся к системе финансовых отношений, этим определяется их общее содержание. Вместе с тем, налоги имеют материальную основу, т.е. они являются частью денежных доходов юридических и физических лиц, присвоенной властным образом государством. Этим определяется двойственный характер налогов: с одной стороны, налоги - есть специфическая форма производственных отношений, с другой стороны, налоги являются частью стоимости национального дохода в денежной форме.1.2 Понятие, задачи, роль и функции налоговой системы государства в экономической системе обществаСовокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства.Наиболее глубинным, отличительным признаком налоговой системы является законный, легальный характер платежей, хозяйственная самостоятельность плательщика. Кроме того, налоговая система заключает в себе возможности для экономического воздействия на процесс производства, его динамику, структуру и на развитие научно - технического прогресса, становления рыночных отношений [5, с.80].В экономической литературе встречаются различные определения налоговой системы, которые собственно различаются между собой только лишь полнотой включения ее отдельно составных частей. Существует мнение, что налоговая система определяется как совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм методов их построения. Известный экономист М.Г. Оспанов дал свое определение налоговой системы: «Законодательно установленный перечень всех действующих на данном моменте в пределах территории страны налогов и других обязательных платежей в бюджет с указанием плательщиков и объектов обложения, условий и сроков выплаты, методологии расчета и учета, а также составляющих в совокупности систему управления налогами соответствующих положений». Каждая из составных частей налоговой системы выступает реальным инструментом налоговой системы. Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструмент перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста [5, с.70].Налоговая система Казахстана неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговых систем экономически развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирование такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенно решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Налоговая система Республики в большей мере должна отвечать уровню экономического развития общества и характеру формируемых в нем новых экономических отношений, стратегии развития страны. Основной задачей налоговой системы должна стать борьба с инфляцией и спадом производства. Базой разрешения этой двуединой задачи должна стать превалирующая роль регулирующей функции налоговой системы. Налоговая система и механизм ее реализации должны адекватно отражать эту налоговую политику, обеспечивать сбалансированность общегосударственных и частных интересов, способствовать ускорению научно-технического прогресса, содействовать развитию активного предпринимательства. Другими словами, в качестве решающего средства реализации налоговой системы должны стать всемерная поддержка отечественного производства и отечественных потребителей, стимулирование увеличения объемов производства, повышение конкурентоспособности продукции казахстанских товаропроизводителей.Первая задача, которую должна решить налоговая система, наряду с привлечением дополнительных средств для покрытия финансовых нужд государства, это стимулировать развитие отечественного производства. «Международный опыт свидетельствует: главное в экономическом росте состоит в том, чтобы создать благоприятный климат для инвестирования в производство для национальных и международных товаропроизводителей, уловить и эффективно использовать международные экономические тенденции. Это касается, прежде всего, более полного учета в Налоговом кодексе интернализации и глобализации экономических процессов» 5, с.15.
Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование порождено необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на низ налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.
Налоги играют важную роль в социальной жизни. О них спорят на заседаниях парламентов и правлений партий, их обещают снизить во время предвыборных компании, и часто повышают между выборами. Большинство граждан считают, что они платят слишком высокие налоги, что другие социальные группы платят слишком низкие налоги и что государство расходует не достаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и чересчур много отдает другим [10, с. 90].
Теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой свойственны определенные функции. Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы (приложение 1).
Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели - значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая.
Сущность налоговой системы проявляется в ее функциях. В числе налоговых функций ученые называют: фискальную, перераспределительную, контрольную, регулирующую.
Исторически первой является фискальная функция, обеспечивающая поступление средств государственный бюджет. По мере развития товарно - денежных отношений эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов. Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности. Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.
Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия в этой функции определяются долей налогов в валовом национальном продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода: эта доля составила 19,7% в 1997 г., 16,6 - в 1998г., 17,4-в 1999г., 22,6 - в 2000г., 19,3 - в 2001г. (а с учетом Национального фонда - 25,0%), в 2003г. - 21,3% (25,3% с Национальным фондом Республики Казахстан).
Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования - обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.
Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.
Третья функция налогов - регулирующая - возникает с расширением экономической деятельности государства. Оно целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуры и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления. Регулирующая функция - это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. Таким образом, в последние годы для Казахстана характерен низкий удельный вес налоговых и приравненных к ним платежей, что объясняется их недостаточной собираемостью уклонением от налогообложения.
Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Например, налог, с оборота широко применявшийся до замены его на НДС, при допущении его расчета по «принципу органического единства» не взимался с оборота между предприятиями «органически единой» фирмы, корпорации и ставил, таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания единых по капиталу вертикальных структур, подразделения которые тесно связаны между собой технологически.
Как и финансам в целом, налогам свойственна также контрольная функция, позволяющая обеспечить проверку правильности и своевременности внесения налогоплательщиком налоговых платежей в бюджет посредством количественного отображения финансовых показателей. Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе [11, с.85].
Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.
Государство проводит налоговую политику - систему мероприятий в области налогов в соответствии с выработанной экономической политикой, в зависимости от социально-экономических и других целей и задач общества каждого конкретного периода его развития.
Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него - механизм налогообложения (уровня налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).
Посредством изменения механизма налогообложения можно придать налоговой системе качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. Это позволит существенно увеличить доходы трудоспособной части населения через мотивационный механизм экономической заинтересованности в усилении трудовой активности. Через налоговую систему обеспечивается более эффективная и надежная социальная защита нетрудоспособных членов общества.
Налоговая система - это вечный поиск оптимального соотношения между правами и обязанностями. Как верно сказал когда - то американский писатель Оливер К. Холмс: «Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Хотя и не всегда чем выше эта цена, тем цивилизованней общество. Необходимо понять, что наше место в мире далеко не последнее, в том числе и по критерию такой важной для государства сферы, как налоговая система [12, с.105].
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ2.1 Анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 1995 - 2009гг.
Социально-экономические преобразования в Казахстане, направленные на формирование основ рыночной экономики, потребовали коренного изменения налоговой системы страны. Налоговые реформы в переходной экономике, являющиеся рациональным способом реформирования, проводились в условиях нестабильности и усиления противоречий, одно из которых можно охарактеризовать как противоречие между социальной справедливостью и рыночным характером налоговой политики. Казахстан, строящий рыночную экономику с социальной ориентацией, должен был решить проблему налоговой справедливости, опираясь на зарубежный опыт и учитывая социальные последствия налоговых реформ. Изменение системы налогообложения строилось на принципах системности, равенства всех перед налогом, справедливости.
Институциональные изменения в сфере налогообложения связаны со становлением в РК налоговой системы рыночного типа и произошли в рамках трех этапов налоговой реформы.
Первый этап налоговой реформы (с 1992 г. по июнь 1995 г.) - этап создания новой налоговой системы суверенного Казахстана на основе закона «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятого 24 декабря 1991г. На этом этапе был в основном использован опыт России и перенята трехзвенная налоговая система, соответствующая федеральному устройству государства (общегосударственные, общегосударственные местные и местные налоги), но которая не соответствовала унитарному государству, каким является Казахстан. Основные статьи закона «О налогах» от 25 декабря 1991 г. Были направлены на упорядочивание налогов, снижение инфляции, которая достигала более 2000 % в год и достижение макроэкономической стабилизации. При этом высокий динамизм и непредсказуемость изменения внутренних и внешних условий ориентированны на приоритетность решения преимущественно краткосрочных целей.
Второй этап налоговой реформы (с июля 1995г, по 1999г.) этап формирования налоговой системы, адаптированной к условиям Казахстана и соответствующей мировым стандартам. С 1 июля 1995г. был введен в действие Указ Президента РК, имеющий силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995г. № 2235. В результате была создана двухуровневая налоговая система (общегосударственные и местные налоги). Согласно закону РК от 16 июля 1999г. Мг440-1 Указ Президента РК, имеющий силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» приобрел статус закона РК. Количество налогов было сокращено с 43 до 11, «налог на прибыль» заменен подоходным налогом с юридических и физических лиц, осуществлен переход от шедулярного налогообложения к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного подоходного налога, снижена налоговая ставка по НДС с 28% до 20% и введена новая 10% ставка на продукты питания (мясо, мука, молочные изделия), скорректирована ставка земельного налога.
Третий этап налоговой реформы (с 2000 г. по 2001 г.) связан с разработкой нового Налогового Кодекса РК, принятого 12 июня 2001 и введенного в действие с 1 января 2002г., с началом экономического роста, который характеризуется увеличением таких макроэкономических показателей, как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт и валовой национальный доход. В этот период начинается объективный процесс расширения налогооблагаемой базы, ведущий к увеличению поступлений в виде налогов в государственный бюджет. Меняющиеся налоговые отношения определяют необходимость перехода на новые принципы организации налогового регулирования и формирования государственного бюджета.
В ходе третьей реформы были усилены правовые аспекты взаимоотношений между государственными организациями, фискальными органами и налогоплательщиками. Были введены такие новшества как: установлен специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса без разграничения форм предпринимательской деятельности, введен социальный налог по 21% ставке на основе группировки внебюджетных фондов.
Четвертый этап, начало которого можно датировать 2002 г., связан с введением подготовленного проекта нового Налогового кодекса, имеющего следующие черты:
-ясное и непротиворечивое экономическое определение и юридическое оформление социально - экономических проблем и налоговых инструментов для их использования;
-четкое представление источников бюджетных средств и их использования;
-определение направления и оценка эффективности финансирования социально - экономических программ;
-организация рационального использования имеющихся в распоряжении налоговых служб инструментов;
-растущий профессионализм представителей законодательной и исполнительной власти.
Основные этапы развития и становления налоговой системы Республики Казахстан представлены в Приложении 3.
Одна из предпосылок нормального функционирования системы налогообложения - стабильность налогового законодательства. В этом заинтересованы и налогоплательщики и налоговики. Но положение не меняется. По-прежнему налоговое законодательство периодически пересматривается в связи с разработкой смежных законодательных актов, вносят разные поправки, дополнения, корректировки.
Отметим, что прямые потери бюджетов в связи со снижением ставок налогов составили в 2007 году - 73,8 млрд тенге, в 2008?м - 146 млрд тенге, в 2009 году - 58 млрд тенге. В то же время правительство надеется, что за счет расширения производства, снижения теневого оборота, легализации «серых» выплат заработной платы потери бюджета будут в дальнейшем компенсированы. При разработке Налогового кодекса учтены объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность функционирования системы налогообложения, ориентированные на реализацию долгосрочных целей. Налоговая система будет способствовать стабильному экономическому росту, обеспечивающему максимизацию доходной части бюджета. Попробуем для простоты разделить налоговые поправки на несколько групп.
В 2004 году в Налоговый кодекс РК были внесены изменения, позволившие снизить уровень налогообложения за счет снижения доли подоходного, социального, земельного имущественного налогов и прочих начислений в бюджет, что способствовало повышению деловой активности и укреплению финансового положения юридических и физических лиц. Большую долю налоговых поступлений в бюджет принесли 3 налога в 2004 году: корпоративный подоходный налог - 35,5%, НДС - 24,1% и налоги с недропользователей13,8%, вместе в сумме составившие 73,4%.
Физические лица, имеющие объекты налогообложения являются плательщиками индивидуального подоходного налога. Объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются доходы физических лиц, которые в целях налогообложения разделены на две группы:
-доходы, облагаемые у источника выплат;
-доходы, не облагаемые у источника выплат.
Необходимость такого разделения доходов вызвана тем, что к каждой из указанных групп применяется свой способ налогообложения.
К доходам, облагаемым у источника выплаты относятся следующие виды доходов:
-доход работника;
-доход от разовых выплат;
-пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов;
-доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;
-стипендии;
-доход по договорам накопительного страхования [7, с.85].
Налоговый кодекс по отдельным видам доходов физических лиц предусматривает фиксированные ставки налога --таким как доходы адвокатов и частных нотариусов (по ставке 10%) и доходы физических лиц в виде дивидендов, вознаграждений (за исключением вознаграждений по договорам накопительного страхования) и выигрышей, которые облагаются по ставке 15%. Остальные доходы физических лиц подлежат обложению налогом по прогрессивной шкале от 5% до 20%;
С 2007 года удалось ввести фиксированную ставку подоходного налога для всех физических лиц в 10%. При этом с целью сохранения уровня доходов низкооплачиваемой категории работников предлагалось исключить из облагаемого дохода минимальный размер заработной платы вместо месячного расчетного показателя.
К доходам физических лиц, не облагаемым у источника выплаты, относятся:
-имущественный доход;
-налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя;
-доход адвокатов и частных нотариусов;
-прочие доходы.
Вместо страховых вносов, взимаемых ранее в социальные государственные внебюджетные фонды, был введен в РК социальный налог, с помощью которого формируется доходная часть бюджета на социальные программы. Преимуществом социального налога является то, что он не зависит от конечного результата финансово - хозяйственной деятельности предприятия и от формы собственности хозяйствующего субъекта. Однако, он имеет и недостатки - многие хозяйствующие субъекты уходят от налогообложения социальным налогом, либо не начисляя заработную плату, либо начисляя ее минимальный уровень. За годы действия этого налога неоднократно вносились изменения в размер ее ставок, облагаемую базу и отчетность.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 07.07.2006 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» с 1 января 2008 года применяется нижеследующая единая шкала ставок социального налога для всех категорий работников, в т.ч. иностранных специалистов.
Причем в целом ставки социального налога по сравнению с 2007 годом снижены. При этом, сохранился порядок формирования шкалы ставок в зависимости от годового расчетного показателя, который определяется как 12 - кратный месячный расчетный показатель. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 декабря 2007 года «О республиканском бюджете на 2008 год» месячный расчетный показатель составляет 1168 тенге, а годовой расчетный показатель составляет - 14016 тенге [15].
Таким образом, ставки социального налога на 2008 год для юридических лиц - резидентов Республики Казахстан, а также нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства выглядят следующим образом (Таблица 1):
Таблица 1 - Единая шкала ставок социального налога для всех категорий работников
Облагаемый доход работника
Ставка
1
до 15-кратного годового расчетного
показателя (до 210 240 тенге)
13 процентов с суммы облагаемого дохода (27 331 тенге)
2
от 15-кратного до 40-кратного годового расчетного показателя (от 210 240 тенге до 560 640 тенге)
сумма налога с 15-кратного годового расчетного показателя + 11 процентов с суммы, превышающей его (27331 тенге +11 процентов с суммы, превышающей 210 240тенге)
3
от 40-кратного до 200-кратного годового расчетного показателя
(от 560 640 тенге до 2 803 200 тенге)
сумма налога с 40-кратного годового расчетного показателя + 9 процентов с суммы, превышающей его (65 875 тенге +9 процентов с суммы, превышающей 560 640 тенге)
4
от 200-кратного до 600-кратного годового расчетного показателя (от 2 803 200 тенге до 8 409 600 тенге)
сумма налога с 200-кратного годового расчетного показателя + 7 процентов с суммы, превышающей его (267 705 тенге + 7 процентов с суммы, превышающей 2 803 200 тенге)
5
от 600-кратного годового расчетного показателя и свыше (8 409 600 тенге и свыше)
сумма налога с 600-кратного годового расчетного показателя + 5 процентов с суммы, превышающей его (660 153 тенге + 5 процентов с суммы, превышающей 8 409 600 тенге)
Источник: По данным Закона Республики Казахстан от 6 декабря 2007 г. «О республиканском бюджете на 2008 год ».
Меры по изменению социального и индивидуального подоходного налога, кроме задачи общего облегчения налогового бремени, должны, по мнению авторов закона, вывести бизнес из тени. С 1 января 2007 года законом ввелась фиксированная ставка индивидуального подоходного налога на уровне 10% для всех физических лиц вместо действующей прогрессивной шкалы ставок от 5 до 20%. Чтобы компенсировать рост ставки налогов с 5 до 10% , а это граждане, получающие зарплату от 20 до 50 тыс. тенге, из облагаемого дохода исключается минимальный размер заработной платы (9200 тенге) на одного работника вместо месячного расчетного показателя. Это привело к тому, что наибольший уровень налоговой нагрузки будет у тех, кто получает ежемесячный доход от 50 до 60 тыс. тенге, для них налог увеличился на 245 тенге. Наибольший же профит получили те, кто получает от 150 тыс. тенге, для них налоговая нагрузка реально сократилась (от 2500 тенге на зарплату 150 тыс. до 10 тыс. тенге для людей, имеющих доход 350 тыс.) Причем если доход свыше 80 тыс. тенге получают лишь около 30% работающих граждан (чуть более 1 млн человек из 4,5 млн официально работающих), то потери бюджета от введения плоской шкалы будут составлять около 28 млрд тенге. В связи с этим возникает вопрос: какой смысл вводить данную поправку? Если ее единственным реальным результатом станет увеличение налоговой нагрузки на наиболее сознательную часть граждан, составляющих ядро среднего класса, который мы так стремимся сформировать, то вряд ли оправданны надежды, что таким образом можно уменьшить количество применяемых зарплатных схем и «конвертной» зарплаты. Крайне наивно полагать, что число граждан, получающих средний ежемесячный доход более 80 тыс. тенге, у нас существенно больше официальных 30%. Гораздо более реальным шагом на пути к уменьшению «серой» части доходов граждан представляется другая норма закона, а именно изменение шкалы социального налога. Правда, ввелся он в отличие от ставки индивидуального подоходного налога лишь с 1 января 2008 года. При этом действующая методика расчета социального налога не изменилась, изменились лишь ставки. От 13 ?процентной максимальной до 5%. Общее снижение социального налога правительство оценивает в среднем в 30%. Это, безусловно, может стать стимулом для работодателей к повышению заработной платы работников. «Под 20?процентный социальный налог подпадают сейчас, как правило, средние компании, которых очень много. Если, допустим, на предприятии средняя зарплата 36 тыс. тенге, то ставка социального налога будет 18%. Это, конечно, для наших компаний много. Кроме того, ставка этого налога очень чувствительна для IT-компаний, а также для всех, у кого высокий удельный вес зарплаты, а это, как правило, новые, динамичные компании. Поэтому предприниматели давно просили пересмотреть ставки. Мы пошли им навстречу. Сейчас социальный налог составляет в среднем 15-16%, после введения новой шкалы будет примерно 10-12%».