Рефераты

Совершенствование методов определения кредитоспособности заемщиков

Совершенствование методов определения кредитоспособности заемщиков

СОДЕРЖАНИЕ

  • АННОТАЦИЯ4
  • ВВЕДЕНИЕ6
  • 1 Теоретические аспекты оценки кредитоспособности предприятия-заемщика9
    • 1.1. Взаимоотношения банка с клиентами9
    • 1.2 Понятие и критерии кредитоспособности клиента20
  • 2 Определение кредитоспособности предприятия-заемщика24
    • 2.1 Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая банками экономически развитых стран24
    • 2.2 Методы оценки кредитоспособности заемщика, используемые банками России32
  • 3 Совершенствование методов оценки кредитоспособности заемщиков 38
    • 3.1 Оценка кредитоспособности предприятия-заемщика38
    • 3.2Эффективность методики оценки кредитоспособности и ее совершенствование66
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ86
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ89
  • ПРИЛОЖЕНИЯ93
АННОТАЦИЯ

Тема настоящей дипломной работы: «Совершенствование методов определение кредитоспособности заемщиков».

Тема данной дипломной работы чрезвычайно актуальна в свете качественного развития банков как части денежно-кредитной системы. Стабильность всей системы зависит и от стабильности работы каждой единицы, составляющей данную систему. Так, если банк сформирует некачественный актив, в виде кредита, вследствие ненадлежащей оценки кредитоспособности клиента, за счет которого и образуется данный актив, то существует риск невозврата кредита. Если же представить себе, что подобные кредиты образуют значительную часть в кредитном портфеле банка, то становится очевидным, что стабильность работы кредитной организации может быть нарушена при определенных условиях.

Когда банк становится «проблемным», все меньше лиц физических и юридических доверяют ему свои средства. Более того, может возникнуть паника, когда лица начинают досрочно изымать вклады. Таким образом, у данного банка может возникнуть проблемы с ликвидностью

Объектом исследования в настоящей работе выступают методы оценки кредитоспособности предприятия, такие как рейтинговая, сбербанковская и американская системы оценки. Усовершенствование сбербановской системы оценки кредитоспособности предприятия-заемщика в данной работе рассматривается как предмет исследования. Для сравнения и более полного анализа данной темы, исследуется зарубежный опыт оценки кредитоспособности клиентов.

Целью настоящей дипломной работы является совершенствование сбербанковской методики оценки кредитоспособности заемщиков.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить сущность понятия кредитоспособности.

2. Изучить основные способы оценки кредитоспособности крупных и средних предприятий, используемые на территории Российской Федерации.

3. Познакомиться с зарубежным опытом оценки кредитоспособности клиента банка.

4. Применить методики оценки кредитоспособности заемщика на примере трех предприятий.

5. Усовершенствовать сбербанковскую методику оценки кредитоспособности заемщиков.

Настоящая дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты оценки кредитоспособности предприятия, анализируются основные критерии оценки кредитоспособности, рассматриваются основные вопросы, касаемо взаимоотношений банков с клиентами. Во второй главе рассматриваются основные методики оценки кредитоспособности, используемые банками экономически развитых стран и России. В третьей главе на примере трех предприятий рассматриваются основные методики оценки кредитоспособности заемщиков и предлагается усовершенствованная методика Сбербанка.

В настоящей работе 93 страницы, 88 таблиц, 2 приложения, 51 источник литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Задачи улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают необходимость использования экономических методов управления кредитом, ориентированных на соблюдение экономических границ кредита. Это позволит предотвратить неоправданные кредитные вложения, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, снизить риск неплатежа.

Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов. Снижение риска при совершении ссудных операций возможно достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка, что одновременно позволит организовать кредитование с учетом границ использования кредита.

Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Изучение банками разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов, или, напротив, обеспечивают их своевременный возврат, составляет содержание банковского анализа кредитоспособности.

При анализе кредитоспособности банки должны решить следующие вопросы: способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок, готов ли он их исполнить? На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а так же связан с личными качествами руководителей предприятии.

Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.

Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа баланса предприятия на ликвидность, эффективного использования кредита и оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств руководителей предприятий.

В связи с тем, что предприятия значительно различаются по характеру своей производственной и финансовой деятельности, создать единые универсальные и исчерпывающие методические указания по изучению кредитоспособности и расчету соответствующих показателей не представляется возможным. Это подтверждается практикой нашей страны. В современной международной практике также отсутствуют твердые правила на этот счет, так как учесть все многочисленные специфические особенности клиентов практически невозможно.

Процесс кредитования связан с действием многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в назначенный срок. Предоставляя ссуды, коммерческий банк должен изучать факторы, которые могут повлечь за собой их непогашение. Такое изучение именуют анализом кредитоспособности.

Основная цель такого анализа - определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.

Целью настоящей дипломной работы является изучение подходов к анализу кредитоспособности и инвестиционной привлекательности на базе изучения отечественного и зарубежного опыта. Важность и актуальность проблемы оценки кредитоспособности инвестиционной привлекательности предприятия обусловили выбор темы. В работе решаются такие задачи как: определение сущности понятия кредитоспособности, информационная база анализа, подход к анализу кредитоспособности, методика анализа.

При написании работы использовалась экономическая литература отечественных и зарубежных авторов, раскрывающая принципы и методику исследования кредитоспособности заемщиков кредитных учреждений США, Франции и России, финансовые отчетности предприятий, на базе которых применялись различные методы оценки кредитоспособности предприятий-заемщиков.

1 Теоретические аспекты оценки кредитоспособности предприятия-заемщика

1.1. Взаимоотношения банка с клиентами

Банк, будучи порождением потребности хозяйства, находясь в центре экономической жизни, призван содействовать интересам своих клиентов. Не случайно, поэтому в последние годы все более утвердилась идеология банка как партнера.

Партнерские отношения обладают определенными свойствами, а именно: добровольность, взаимозаинтересованность, коммерческий характер. Каждый клиент вне зависимости от территориального расположения сам определяет, услугами какого банка ему следует воспользоваться. Здесь нет никакой прописки, принудительного закрепления за банком. В равной степени это относится и к банку, который выбирает себе клиента. Этот выбор может иметь кратковременный или долговременный характер, многое зависит от взаимной заинтересованности воспользоваться разовой услугой того или иного банка или иметь отношения на постоянной основе. «Влечение» партнеров друг к другу основано на коммерческой основе. Клиент готов заплатить за кредит, расчетные операции или другие услуги, которые представляют для него выгоду.

Банк готов продать свой продукт, получив при этом соответствующее вознаграждение. Банк работает при этом на клиента (придерживается философии «все для клиента»), содействует непрерывности, высокому качеству, конкурентоспособности его производства, получению дохода, достаточного для воспроизводства. Обеспечивая получение дохода клиента, банк реализует и свой коммерческий интерес, получая вознаграждение в форме ссудного процента или комиссии.

Банковское законодательство, ограждая интересы двухсторон, обеспечивают клиенту [3]:

· право на открытие счета в банке;

· право на получение отсрочки платежа банку;

· возможность в определенных случаях самостоятельно выполнять некоторые

· банковские операции;

· возможность участия в Совете банка, банковских ассоциациях;

· сохранение банковской тайны;

· защиту его вкладов.

Право на открытие счета, как уже отмечалось ранее, может носить чисто декларативный характер, ибо банк, не желая «возиться» с малым клиентом, может всегда под любым благовидным предлогом отказать ему в его праве. Вот почему в законодательстве некоторых стран клиент имеет право требовать, чтобы Центральный банк указал ему то кредитное учреждение, где ему обязательно откроют счет (во Франции счет может быть открыт и по почте).

Весьма существенным для клиента является не только право пользоваться той или иной банковской услугой, но и его защита от неправомочных действий банка в случае прекращения кредитной помощи.

Право на отсрочку платежа выступает для заемщика важным фактором, определяющим его дальнейшее развитие. Известно, что в целом ряде случаев клиент банка может испытывать затруднения в возврате кредита.

Разумеется, речь идет о финансовых затруднениях, вызванных объективными обстоятельствами, не связанными с его плохой работой. Там, где кредитоспособность клиента нарушена, где клиент неоднократно допускал нарушения кредитного договора с банком, скомпрометировал себя, получить отсрочку платежа невозможно. Закон в этом случае защищает лишь того клиента, который аккуратно выполняет свои обязательства. По существу, в данном случае законодательство блокирует действия банка, направленные на подрыв финансовых возможностей заемщика, на «удушение» клиента банкиром.

Такая опасность действительно существует, она практически приобретает наиболее заметное влияние по отношению к малым или средним предприятиям. По законодательству некоторых стран сокращение или приостановка кредитной поддержки становится возможной на основе письменного основания клиента и заблаговременно -- от 30 до 60 дней в зависимости от вида предоставляемого кредита. Процедура пересмотра условий сокращения или прекращения кредитования обычно фиксируется в письменном соглашении. В нем может быть уточнена материальная ответственность кредитного учреждения.

Право на получение клиентом возможности самостоятельно выполнять банковские операции долгое время носило дискуссионный характер. Сомнению подвергалась сама возможность клиента выполнять данные операции, во-первых, на соответствующем хозяйственном уровне, и, во-вторых, без усиления риска.

Это под силу только крупным клиентам, способным открывать у себя специальные подразделения, отвечающие требованиям банка. Что касается риска, то считается, что уже в самом факте выполнения предприятием (помимо своей основной деятельности) дополнительных банковских операций, содержится свидетельство диверсификации, и, следовательно, уменьшения риска. Обычно в этом случае действует и другое правило:

-дополнительный бизнес клиента (в форме ведения определенных банковских операций) не должен превышать 10%-ного порога, по отношению к его основной деятельности.

Возможность вхождения клиента в Совет банка регулируется общими положениями об акционерном обществе. Согласно юридическим нормам в Совет банка входят его учредители, имеющие определенную долю в уставном банковском капитале [11]. К сожалению, акционеры зачастую не имеют строгих юридических обязательств, в то время как для них самих выполнение акционерного обязательства имеет существенное значение. Российский закон ограждает банк, ибо регулирует его на стадии создания, формулируя требования к учредителю. Закон запрещает также учредителям банка выходить из состава его участников в течение первых трех лет со дня его регистрации.

На макроуровне интересы клиента могут обеспечиваться посредством участия крупных предприятий, как агентов хозяйства в банковском секторе, в различных банковских ассоциациях. Как совещательный орган при центральных банках ряда стран организуется консультативный совет, среди участников которого могут быть видные практические работники из народнохозяйственного сектора.

Взаимоотношения клиента с банками во многом определяются разнообразием возможности использования банковского кредита (вклада, кредита и проч.), доступностью денежного рынка.

Предприятия -- клиенты банка имеют довольно широкие возможности использования банковских услуг. Существует множество разновидностей банковских кредитов. Вместе с тем в российской практике все они выдаются с учетом анализа прошлой финансовой «биографии» клиента, а не его будущего развития (количество и качество клиентуры и рынков); так называемый «глобальный хозяйственный кредит» не получил развития. Более развито целевое кредитование отдельных хозяйственных операций.Предприятия, благодаря гарантированности услуг кредитного учреждения, получают серьезную

поддержку в финансировании своих программ. По законодательству некоторых европейских стран передача прав доверенности на собственность может осуществляться при этом простой расчетной запиской или средствами информации (например, магнитной ленты).

Доступность денежного рынка определяется и тем, насколько в стране развит рынок коротких денег (получение кредитов на срок от 1 до 10 дней), рынок ценных бумаг, в том числе бон предприятий, дающих возможность для финансирования деятельности предприятий -- клиентов банка [13]:

Законодательство обеспечивает интересы клиента и посредством соблюдения банковской тайны. Банки и небанковские кредитные организации гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Сведения по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных соответствующими законодательными актами об их деятельности.

Органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, информация о клиенте и его операциях дается только при наличии согласия прокурора. Информация по счетам и вкладам физических лиц выдается банками им самим, судам, а органам предварительного следствия по делам, находящимся в производстве, только с согласия прокурора.

За разглашение банковской тайны ЦБ РФ, коммерческие банки, небанковские кредитные, а также аудиторские организации и их должностные лица и работники, несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба.

Особое место в банковском законодательстве принадлежит защите прав вкладчиков. Закон предписывает создание Федерального фонда обязательного страхования вкладов, который должен гарантировать возврат привлекаемых банками средств населения.

В соответствии с международной практикой система защиты может приобретать следующие формы [15]:

· государство выступает гарантом всех вкладов населения;

· гарантом выступает Центральный банк, создающий специальные резервы из

· обязательных отчислений коммерческих банков;

· гарантом выступает все банковское сообщество.

Банки могут создавать фонды (резервы) посредством уплаты специальных взносов, покрывать убытки обанкротившегося кредитного учреждения по факту и с учетом объема капитала и операций действующего банка.

Субъектом кредитования с позиции классического банковского дела являются юридические либо физические лица, дееспособные и имеющие материальные или иные гарантии совершать экономические, в том числе кредитные сделки[13].

Заемщиком при этом может выступить любой субъект собственности, внушающий банку доверие, обладающий определенными материальными и правовыми гарантиями, желающий платить процент за кредит и возвращать его кредитному учреждению.

Субъект получения ссуды может быть самого разного уровня, начиная от отдельного частного лица, предприятия, фирмы вплоть до государства. До перехода нашего хозяйства к рыночной экономике предприятия и организации при этом делились главным образом в отраслевом разрезе: промышленные, сельскохозяйственные, строительные предприятия, торговые, заготовительные, снабженческо-сбытовые организации. Постепенно, однако, от данного критерия отказались и в настоящее время принята следующая классификация субъектов кредитования[12]:

· государственные предприятия и организации;

· кооперативы;

· граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, арендаторы;

· другие банки;

· прочие хозяйства, включая органы власти, совместные предприятия,

· международные объединения и организации.

На 1 января 1997 г. кредиты, предоставленные хозяйственным организациям и населению, составляли 77,1%, ко всем кредитным операциям российских коммерческих банков, кредиты другим банкам -- соответственно 22,9% [3].

Разделение кредитов по субъектам их получения порождает еще одно понятие классификации в системе кредитования -- вид кредитов. Вид кредитов отображает совокупность свойств, которые характерны для той или иной конкретной кредитной сделки в экономическом и организационном отношении.

Экономические свойства кредитной сделки -- это свойства самого кредита, они едины (возвратность, платность). Организационные свойства в каждом отдельном случае могут различаться: порядок выдачи и погашения ссуд может быть иным. В соответствии с упомянутой отраслевой направленностью особо могут выделяться промышленные, торговые, межбанковские кредиты. В США в системе классификации ссуд особо выделяются сельскохозяйственные кредиты.

В каждом отдельном случае виды кредитов могут иметь свою инструкцию, регламентирующую порядок их выдачи и погашения. В централизованной союзной банковской системе известными были инструкции отдельно о порядке кредитования по товарообороту, сельскохозяйственных предприятий, инструкция №1, регламентировавшая кредитование промышленных предприятий с сезонным характером производства, заготовительных организаций и др. Особым технологическим порядком отличаются и межбанковские ссуды.

Виды кредитов различаются не только по субъектам их получения, но и по другим критериям. К ним относятся [30]:

· связь кредита с движением капитала;

· сфера применения кредита;

· срок кредита;

· платность кредита;

· обеспеченность кредита.

По связи кредита с движением капиталов его можно разделить на два типа: ссуду денег и ссуду капитала. Ссуда денег связана, как правило, с потребительскими или иными целями, когда кредит не приносит приращения общественного продукта, а затрачивается и погашается за счет уже созданных накоплений. Ссуда капитала, напротив, предполагает не «проедание» продукта, а его увеличение; заемщик в этом случае так обязан использовать кредит, чтобы с его помощью получить новую стоимость, не только возвратить кредит, но и заплатить ссудный процент, как часть прибыли, дополнительно полученной в результате использования банковских средств. Ссуда капитала является наиболее типичным видом банковского кредита.

По сфере применения кредиты подразделяются на кредиты в сферу производства и в сферу обращения. Для современной практики более характерными являются вложения средств не в сферу производства, как это обычно принято с позиции здоровой экономики, а в сферу обращения, где оборачиваемость и прибыльность операций оказывается выше, чем в производственной сфере. Особенность современной практики состоит и в том, что сами товаропроизводители зачастую лишены возможности обращаться в банк за ссудой, ибо плата за ее использование для них оказывается непосильной ношей.

Ссудный процент, выплачиваемый за пользование кредитом, оказывается слишком большим, не поддается ни включению в себестоимость, ни выплате из прибыли в силу не столь значительной рентабельности операций в производственной сфере. Способными уплачивать высокий ссудный процент оказываются главным образом торгово-посреднические фирмы. Отсюда и перекос кредитных вложений не в сторону развития производства продукции (что наиболее важно с позиции стабилизации рынка и снижения темпов инфляции), а в сторону сферы торговли.

В зависимости от срока банковские кредиты делятся на краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные.

Традиционно современное кредитное дело отличается преимущественно краткосрочным характером. С позиции многих стран рыночной экономики краткосрочные ссуды -- это ссуды, срок пользования которыми не превышает одного года. В основном это ссуды, обслуживающие кругооборот оборотного капитала, текущие потребности клиентов.

К долгосрочным ссудам относятся кредиты, сроки которых превышают 6 лет (в некоторых странах, например, США, долгосрочными являются ссуды сроком более 8 лет). Данные ссуды обслуживают потребности в средствах, необходимых для формирования основного капитала, финансовых активов, а также некоторых разновидностей оборотных средств. Среднесрочными кредитами являются кредиты, срок пользования которыми находится в пределах от 1 до 6 лет. Сфера их применения совпадает с обслуживанием потребностей посредством долгосрочного кредита.

С позиции мировой практики критерий длительности сроков кредитования клиентов не имеет единого для всех эталона [15]. В советской практике, например, краткосрочными ссудами объявлялись некоторые кредиты, предоставляемые на срок от 1 до 3 лет.

Реальности денежного оборота современной России (сильная инфляция, быстрое обесценение банковского капитала) существенно видоизменяют устоявшиеся в мировой банковской практике стандарты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредита. Краткосрочными являются ссуды, предоставленные на срок до 6 месяцев, среднесрочными -- на срок от 6 до 12 месяцев, долгосрочными -- на срок свыше 1 года.

В отличие, к примеру, от американской практики, где краткосрочные ссуды зачастую оформляются без строго фиксированного срока (до востребования), российские банки, как правило, в обязательном порядке устанавливают срок пользования и погашения кредита [43].

В современной российской банковской статистике из-за неопределенности и незначительной доли понятие «среднесрочные кредиты» исчезает вовсе, остаются данные только по краткосрочным и долгосрочным ссудам. На их долю на начало 1997 г. приходилось соответственно 97,1 и 2,9% во всем объеме кредитов, предоставленных хозяйству и населению [38].

В разряде критериев классификации банковских ссуд не последнее место занимает платность кредита. Исходя из данного критерия, можно выделить банковские ссуды с рыночной процентной ставкой, повышенной и льготной.

Рыночная цена кредита -- это та его цена, которая складывается на рынке в данный момент, исходя из спроса и предложения, по различным видам банковских ссуд. В условиях сильной инфляции это довольно подвижная цена, имеющая тенденцию к повышению. Ссуды с повышенной процентной ставкой, как правило, возникают в связи с большим риском кредитования клиента, нарушением им условий кредитования, прогнозом увеличения стоимости кредитных ресурсов и др. Ссуды, предоставляемые на условиях льготного процента, являются элементом дифференцированного подхода к кредитованию, возникают во взаимоотношениях с акционерами, при рефинансировании централизованных кредитов эмиссионного банка (при условии пониженной по сравнению с их рыночной ценой), кредитовании сотрудников банка (в особых случаях банки предоставляют им и беспроцентные ссуды).

Важным элементом кредитования и критерием классификации банковских ссуд выступает их обеспеченность. В этой связи ссуды могут иметь прямое обеспечение, косвенное обеспечение и не иметь его. В международной практике кредиты зачастую подразделяются на обеспеченные, необеспеченные и имеющие частичное обеспечение.

В мировой банковской практике к обеспечению ссуд всегда относились не однозначно. В централизованной банковской системе наиболее надежными считались ссуды, имеющие обеспечение в виде товарно-материальных ценностей.

В западной практике такой категоричности не было. Напротив, опыт западных стран показывал, что наличие материального обеспечения еще не дает уверенности в своевременном возврате банковских ссуд. Одно дело материальные запасы, медленно оборачивающиеся, не имеющие твердого сбыта, другое дело --- легко реализуемые активы, имущество заемщика в целом. Не случайно, неуверенность в материальных запасах как обеспечения кредита позволила ряду западных экономистов сделать вывод о том, что кредиты с подобным качеством обеспечения -- самые ненадежные, в то время как кредит, не обеспеченный товарно-материальными ценностями (их нет в запасах; все они находятся в обороте), напротив, является самым надежным.

Если, к примеру, кредит выдан под запасы готовой продукции, которая, как оказалось, не находит сбыта, то такой кредит, хотя и обеспеченный товарно- материальными ценностями, вряд ли можно назвать надежным. Напротив, возврат ссуды в данном случае весьма затруднен, в связи с чем ее скорее следует отнести к разряду ненадежных ссуд.

Все дело в качестве обеспечения. Если оно есть, если оно ликвидно и достаточно, то это не так плохо для кредита, и вряд ли такое обеспечение следует игнорировать. С другой стороны, было бы неверно не принимать во внимание положительные качества необеспеченных (бланковых) ссуд, особенно тогда, когда они предоставляются первоклассным заемщикам и гарантом (и в этом смысле обеспечением возвратности кредита) является все

имущество ссудополучателя.

В западной практике необеспеченные ссуды предоставляются как юридическим лицам, так и физическим, частным лицам. При выдаче необеспеченного (бланкового) кредита предприятиям учитывается репутация заемщика, его финансовое положение, будущий доход, а также прежнее соблюдение правил кредитования. Необеспеченные ссуды могут предоставляться в крупных суммах большим предприятиям, крупным торговым компаниям, являющимся первоклассными заемщиками, имеющими квалифицированное руководство и прекрасную историю развития.

Во многом это относится и к частным лицам. Банки, предоставляя свои банковые кредиты отдельным лицам:

· оценивают их имущество,

· учитывают наличие собственного дома, постоянную работу на протяжении многих лет, своевременность погашения ссуд в прошлом.

Обеспечение остается фундаментальным элементом системы банковского кредитования, его принято считать «последней линией обороны» при решении вопроса о возможностях финансирования того или иного проекта.

В мировой банковской практике можно увидеть и другие критерии классификации. Так, в большинстве стран ссуды подразделяются на два блока: кредиты юридическим и ссуды физическим лицам [40]. Если кредиты первого блока предоставляются на производственные цели (к примеру, на расширение производства и реализацию продукта), то кредиты второго блока обслуживают личные потребности населения. Подобная классификация оказывается важной как для диверсификации риска кредитных вложений, так и для организации кредитования (порядка выдачи, оформления, погашения, обеспечения кредита и др.).

Банковские кредиты детализируют и по другим, более «мелким» признакам. Их подразделяют в зависимости от той валюты, которая используется в процессе кредитования (рубли, доллары, немецкие марки, французские франки и т.п.), в зависимости от того, лимитируется или не лимитируется ссудная задолженность, постоянно возобновляемые (револьверные) и прерываемые кредиты и т.п.

Серьезным основанием для выделения специальной группы кредитов является их размер. В мировой и отечественной банковской практике регламентируются так называемые «крупные» кредиты. К разряду крупных кредитов в России относят ссуды, размер которых одному заемщику (или группе заемщиков) превышает 5% капитала банка.

1.2 Понятие и критерии кредитоспособности клиента

Кредитоспособность клиента коммерческого банка -- способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам).

Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формальных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, но его баланс ликвиден, а также достаточен размер собственного капитала, то разовая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заключения о некредитоспособности клиента. Кредитоспособные клиенты не допускают длительных неплатежей банку, поставщикам, бюджету.

Уровень кредитоспособности клиентасвидетельствуетостепени индивидуального (частного) риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику [13].

Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии кредитоспособности клиента: характер клиента, способность заимствовать средства, способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности), капитал, обеспечение кредита, условия, в которых совершается кредитная сделка, контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера ссуды стандартам банка и органов надзора).

Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие ее кредитной политике банка.

Репутация клиента, как юридического лица, складывается из длительности его функционирования в данной сфере, соответствия его экономических показателей средним по отрасли, из его кредитной истории, репутации в деловом мире его партнеров (поставщиков, покупателей, кредиторов).

Репутация менеджеров оценивается на основе их профессионализма, образования, моральных качеств, личного финансового и семейного положения, результатов взаимоотношения руководимых ими структур с банком. Даже при четком понимании клиентом цели испрашиваемой ссуды, выдача ее является рисковой, если она противоречит утвержденной кредитной политике (например, нарушает утвержденные лимиты отдельных сегментов кредитного портфеля).

Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, подписи кредитного договора или ведения переговоров, т.е. наличие определенных полномочий у представителя предприятия или фирмы, достижение совершеннолетия или другие признаки дееспособности заемщика -- физического лица. Подписаниедоговора неуполномоченным или недееспособным лицом означает большую вероятность потерь для банка.

Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. Известна и другая позиция, изложенная в экономической литературе, когда кредитоспособность связывается со степенью вложения капитала в недвижимость. Последнее и является формой защиты от риска обесценения средств в условиях инфляции, это не может являться основным признаком кредитоспособности заемщика. Дело в том, что для высвобождения денежных средств из недвижимости требуется время. Вложение средств в недвижимость связано с риском обесценения активов. Поэтому целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.

Капитал клиента является не менее важным критерием кредитоспособности клиента. При этом важны следующие два аспекта его оценки [15]:

1)его достаточность, которая анализируется на основе требований центрального банка к минимальному уровню уставного фонда (акционерного капитала) и коэффициентов финансового левериджа;

2) степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком. Чем больше вложения собственного капитала, тем больше и заинтересованность заемщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска.

Под обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в кредитном договоре. Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды банка в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение им своих обязательств в срок при финансовых затруднениях. Качество залога, надежность гаранта, поручителя и страхователя особенно важны при недостаточном денежном потоке у клиента банка (проблемах с ликвидностью его баланса или достаточностью капитала).

К условиям, в которых совершается кредитная операция, относятся текущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка и учитываются при решении вопроса о стандартах банка для оценки денежного потока, ликвидности баланса, достаточности капитала, уровня менеджмента заемщика.

Последний критерий -- контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием его стандартам банка нацеливает банкира на получение ответов на следующие вопросы:

· имеется ли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и

осуществления кредитуемого мероприятия,

· как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменения

законодательства, например, налогового;

· насколько сведения о заемщике и ссуде, содержащиеся в кредитной заявке,

· отвечают стандартам банка, зафиксированным в документе о кредитной политике, а

также стандартам органов банковского надзора, контролирующих качество ссуд.

Изложенные критерии оценки кредитоспособности клиента банка определяют содержание способов ее оценки. К числу этих способов относятся [15]:

· оценка делового риска;

· оценка менеджмента;

· оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы;

· финансовых коэффициентов;

· анализ денежного потока;

· сбор информации о клиенте;

· наблюдение за работой клиента путем выхода на место.

Несмотря на единство критериев и способов оценки, существует специфика в анализе кредитоспособности юридических и физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов. Эта специфика заключается в комбинации применяемых способов оценки, а также в их содержании.

2 Определение кредитоспособности предприятия-заемщика

2.1 Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая банками экономически развитых стран

Банки развитых капиталистических стран применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера Заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов.

Американская методика.

Так ряд американских экономистов описывает систему оценки кредитоспособности, построенную на сальдовых показателях отчетности.

Американские банки используют четыре группы основных показателей [21]:

1. ликвидности фирмы;

2. оборачиваемости капитала;

3. привлечения средств

4. показатели прибыльности.

К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кпокр).

Коэффициент ликвидности Кл - соотношение наиболее ликвидных средств и долговых обязательств.

Ликвидные средства складываются из денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера.

Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам.

Кл прогнозирует способность Заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл тем выше кредитоспособность.

Коэффициент покрытия Кпокр - соотношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств.

Кпокр - показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если Кпокр менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным. Пример расчета данного коэффициента представлен в приложении 1 в таблице 1.

Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста Кпокр. Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности Заемщика. Пример расчета данного коэффициента представлен в приложении 1 в таблице 2.

Коэффициенты привлечения (Кпривл) образует третью группу оценочных показателей. Они рассчитываются как отношение всех долговых обязательств к общей сумме активов или к основному капиталу; показывают зависимость фирмы от заемных средств. Чем выше коэффициент привлечения, тем хуже кредитоспособность заемщика. Пример расчета данного коэффициента представлен в приложении 1 в таблице 3.

С третьей группой показателей тесно связаны показатели четвертой группы, характеризующие прибыльность фирмы. К ним относятся :

1. доля прибыли в доходах (отношение чистой прибыли к валовой);

2. норма прибыли на активы (чистая прибыль на сумму активов);

3. норма прибыли на акцию.

Если растет зависимость фирмы от заемных средств, то снижение кредитоспособности, оцениваемой на основе Кпривл, может компенсироваться ростом прибыльности. Пример расчета данного коэффициента представлен в приложении 1 в таблице 4.

Французская методика.

Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает 3 блока [26]:

1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;

2) оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;

3) использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.

При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:

-характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;

-факторы производства:

а) трудовые ресурсы руководителей, управленцев и персонала (образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости (должно быть в пределах 70 %);

б) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций);

в) финансовые ресурсы;

г) экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга).

В активе баланса при анализе выделяются три составные части:

- иммобилизованные активы,

- оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие),

- денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги).

Пассив баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность и денежную наличность (учет векселей и др.). На основе счета результатов деятельности определяются следующие показатели (расчет представлен в таблице 2.1.):

Таблица 2.1.

Показатели финансовой деятельности предприятия

Показатель

Формула

Метод определения

Выручка от реализации (В)

Валовый коммерческий доход

ВД = В - Стмц и ги

Выручка о реализации минус стоимость приобретенных ТМЦ и готовых изделий

Добавленная стоимость (ДС)|

ДС=ВД - Рэ

ВД минус эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчиков)

Валовый эксплуатационный доход (ВЭД)

ВЭД=ДС - Рзп - Нзп

ДС минус расходы на зарплату, минус налоги на зарплату, минус оплата отпусков

Валовой эксплуатационный результат (ВЭР)

ВЭР=ВЗД - Кр% + Двлж - Отчриск

ВЭД минус уплата процентов за кредит плюс доход от вложения средств в другие предприятия и минус отчисления в фонд риска

Прибыль, которая может быть использована для самофинансирования (СФ)

СФ=ВЭР - Праб - Нпр

ВЭР минус прибыль, распределяемая между работниками предприятия, и минус налоги на прибыль

Чистая прибыль (ЧП)

П=СФ+Дслуч - Рслуч - Анедв

СФ плюс или минус случайные доходы (расходы) минус амортизация недвижимости

Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и , во-вторых, для расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показателей. Предметом анализа являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммыактивов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с данными сводного баланса, который составляется на основе баланса однородных предприятий. Одним из основных направлений анализа данных баланса является определение банковского риска.

Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня развития предприятия, его рентабельности и потребности в оборотных средствах. Последнее изучается на основании показателей скорости оборота остатков сырья и готовой продукции на складе, а также

сроков расчетов с поставщиками.

В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособности клиента коммерческим банком можно привести методику Credit Line. Эта методика представляет собой систему оценки, построенную на 5 коэффициентах [24]:

K1 = ВЭД / ДС;

K2 = Финансовые расходы / ДС;

K3 = Капиталовложения за год / ДС;

K4 = Долгосрочные обязательства / ДС;

K5 = Чистое сальдо наличности / Оборот.

Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов и определяется общий итог в баллах. Сумма баллов определяет уровень кредитоспособности клиента.

Учитываются также и данные картотеки банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела. В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса и каждой группе присваиваются литеры от А до К. Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта котировка основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.

Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваиваются шифры 7, 8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9 означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.

Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены, и предприятия, векселя и ценные бумаги которых не могут быть переучтены в Банке Франции.

Методика определения класса кредитоспособности заемщика

В основе определения класса кредитоспособности Заемщика лежит критериальный уровень показателей и их рейтинг.

Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием отнесения Заемщика ко II классу, выше средних - к I и ниже средних к III.

Рейтинг и значимость показателя в системе определяется экономистом индивидуально для каждого Заемщика в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения на ссудном рынке. Например, высокая доля краткосрочных ресурсов, наличие просроченной задолженности по ссудам и неплатежей поставщикам повышают роль коэффициента ликвидности, который оценивает способность предприятия к оперативному высвобождению денежных средств. Втягивание

ресурсов банка в кредитование постоянных запасов, заниженность размера собственных средств повышают рейтинг показателя обеспеченности собственными средствами. Нарушение экономических границ кредита, закредитованность клиентов выдвигают на первое место при оценке кредитоспособности уровень коэффициента покрытия.

Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности. I класс присваивается при 100-150 баллах, II класс - при 151-250 баллах и III класс - при 251-300 баллах.

При оценке кредитоспособности клиента коммерческого банка рекомендуется использовать не только основные, но и дополнительные показатели [51]. В их числе могут быть показатели, характеризующие обрачиваемость запасов или средств в расчетах, долю ликвидных активов в общей сумме оборотных средств или соотношение ликвидных активов I класса и задолженности, уровень неплатежей за истекший период, эффективность производственного потенциала, доходность и прибыльность партнеров (например, кредитоспособность заказчика), среднюю продолжительность строительства, равномерность распределения дохода.

Одинаковый уровень показателей и сумма баллов достигаются влиянием разных факторов. Так, увеличение общего размера ликвидных средств за счет товарно-материальных запасов далеко не всегда создает прочную гарантию возврата ссуд. Рост остатков годовой продукции, не имеющей широкого потребителя или связанной с транспортными затруднениями, не гарантирует своевременного возврата ссуды. Рост Кл и Кп может объясняться сокращением долговых обязательств. Заключение о кредитоспособности клиента будет зависеть от причины этого сокращения. Если, например, задолженность по краткосрочным ссудам уменьшилась из-за срыва поставок сырья, то нельзя рост коэффициента оценивать как укрепление финансового положение клиента. Анализ факторов, изменивших уровень соответствующих коэффициентов и показателей, должен являться обязательным элементом оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка. В качестве основных направлений этого анализа можно выделить:

· Анализ влияния ликвидных средств в целом и их элементов на коэффициенты

ликвидности и покрытия;

· оценку изменения коэффициента покрытия под влиянием изменения

товарно-материальных запасов;

· изучение изменения структуры долговых обязательств и ее воздействия на

коэффициенты ликвидности и покрытия;

· Анализ факторов, определивших рост или снижение показателя

обеспеченности собственными средствами;

· оценку показателя обеспеченности собственными средствами с позиции

достаточности собственных средств клиента.

Анализ факторов изменения уровня коэффициентов и показателей кредитоспособности позволяет более точно определить класс кредитоспособности , а также выработать условия по данному классу.

Не рекомендуется повышать класс кредитоспособности клиента банка или оговаривать условия кредитования по данному классу при:

- улучшении коэффициента ликвидности только за счет роста дебиторской задолженности или остатков готовой продукции;

- повышения коэффициента покрытия за счет роста остатков готовой продукции, не обеспеченной договорами на сбыт, или труднореализуемых остатков сырья и незавершенного производства;

- ухудшении структуры ликвидных средств;

- фактическое наличие собственных оборотных средств в размере менее постоянной минимальной потребности в них;

- росте показателя обеспеченности собственными средствами малых производственных структур за счет фондов, связанных с рисковой деятельностью предприятия;

- улучшения показателя обеспеченности производственной деятельности договорами за счет заключения договоров с некредитоспособными покупателями и поставщиками;

- сокращение долговых обязательств банку в связи с не поставками кредитуемого сырья.

В последние десятилетия в западных банках разрабатываются методы оценки качества потенциальных заемщиков с помощью разного рода статистических моделей [21]. Цель состоит в том, чтобы создать стандартные подходы для объективной характеристики заемщика, найти числовые критерии для разделения будущих клиентов на надежных и ненадежных, подверженных риску банкротства. Примером такой модели может служить "модель Зета", разработанная группой американских экономистов в конце 1970-х гг. и применяемая банками в кредитном анализе. Модель предназначена для оценки вероятности банкротства фирмы. Значение ключевого параметра "Z" определяется с помощью уравнения, переменные которого отражают некоторые характеристики анализируемой компании: ее ликвидность, скорость оборота капитала и т.д. Если значение коэффициента превышает определенную пороговую величину, то фирма зачисляется в разряд надежных, если же оно ниже критической величины, то значит, финансовое положение такого предприятия внушает опасения и выдавать кредит ей не рекомендуется.

Расчет "Z-счета" (Е. Альтмана) осуществляется по следующей формуле [24]:

Индекс кредитоспособности по модели Альтмана = 3.3 * [(прибыль до выплаты налогов, процентов) \ (всего активов)] + 1,0 * [(выручка от реализации) \ (всего активов)] + 0,6 * [(собственный капитал) \ (привлеченный капитал)] + 1,4 * [(накопленная реинвестированная прибыль) \ (всего активов)] + 1,2 * [(чистый оборотный капитал) \ (всего активов)].


© 2010 Рефераты