Составление финансовых смет и финансовое планирование в составе бизнес-плана
Составление финансовых смет и финансовое планирование в составе бизнес-плана
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Предмет: «Финансы предприятий»
По теме:«Составление финансовых смет и финансовое планирование в составе бизнес-плана»
Минск 2010 г.
Содержание
1. Составление финансовых смет (бюджетирование)
2. Финансовое планирование в составе бизнес-плана
Список использованной литературы
1. Составление финансовых смет (бюджетирование)
Один из видов финансового планирования - составление ряда смет (бюджетов). В их числе можно отметить:
- смету реализации продукции;
- план производства продукции;
- смету прямых затрат на оплату сырья, материалов;
- смету прямых затрат на оплату труда;
- смету переменных накладных расходов;
- смету административных и коммерческих расходов;
- смету себестоимости продукции;
- отчет о прибылях и убытках;
- кассовый план;
- прогнозный балансовый отчет.
На основе показателей этих смет (бюджетов) составляется общая (главная) финансовая смета (бюджет) предприятия.
Смета реализации продукции - это первоначальный этап финансового планирования. Объем планируемой реализации продукции рассчитывается по формуле:
,(1)
где Ор - объем предлагаемой к реализации продукции;
К - количество единиц продукции, планируемых к реализации;
Ц - цена единицы продукции.
План производства продукции составляется для определения объема продукции, намечаемой к производству для обеспечения планируемого объема реализации. Объем производства продукции рассчитывается по формуле:
,(2)
где Опр - количество единиц продукции, планируемых в производстве;
К - количество единиц продукции, планируемых к реализации;
Мк - желательный запас готовой продукции на складе на конец планируемого периода;
Мн - ожидаемый запас готовой продукции на складе на начало планируемого периода.
Смета прямых затрат на оплату сырья и материалов позволяет определить величину средств, необходимых для закупки сырья и материалов. Расчет ведется на основе следующей формулы:
,(3)
где Сэм - стоимость сырья и материалов;
ОПр количество единиц продукции, планируемых в производстве;
П - потребность в сырье и материалах на единицу продукции;
Зк - желательный запас сырья и материалов на конец периода;
Зн - запас сырья и материалов на начало периода;
Ц - цена единицы сырья, материала.
Смета прямых затрат на оплату труда составляется для определения фонда заработной платы на основе следующей формулы:
,(4)
где Сзт - сумма прямых затрат на оплату труда;
Опр - количество единиц продукции, планируемых в производстве;
Че - число часов работы, необходимых для изготовления одной единицы изделия;
Р - стоимость прямых затрат труда за час.
Смета переменных накладных расходов представляет собой перечень накладных расходов. Расчет суммы этих затрат ведется по формуле:
,(5)
где Рн - накладные расходы;
Ч0 - общие прямые затраты труда в часах;
Рпср - переменные накладные расходы;
Рпост - постоянные накладные расходы;
А - амортизационные начисления;
Н - налог на имущество.
Смета административных и коммерческих расходов включает показатели расходов, связанных с управлением предприятием и реализацией продукции. Прежде всего проводится расчет прогнозных переменных административных и коммерческих расходов. Для этого объем предполагаемой реализации продукции умножается на сумму переменных административных и коммерческих расходов на единицу продукции, которые включают такие затраты, как расходы по отгрузке, поставкам продукции, комиссионные агентов по сбыту и др. Прогнозные административные и коммерческие расходы рассчитываются по формуле:
,(6)
где Ра.к - прогнозные административные и коммерческие расходы;
Рпер - прогнозные переменные административные и коммерческие расходы;
Рр - расходы на рекламу;
Рс - расходы на страхование;
Рэ - расходы на зарплату работникам;
Ра - расходы на аренду;
Н - уплата налогов
Смета себестоимости реализованной продукции. Расчет себестоимости продукции ведется по формуле:
,(7)
где ССрп - себестоимость реализованной продукции;
Звх - стоимость входных запасов сырья, материалов незавершенного производства;
Сзм - стоимость сырья и материалов;
Звых - стоимость выходных запасов сырья, материалов незавершенного производства;
Отчет о прибылях и убытках ведется для определения прибыли (убытка). Финансовый результат рассчитывается по формуле:
, (8)
где Пч - чистая прибыль;
Ор - объем предполагаемой реализации продукции;
Рпер - переменные расходы (переменная стоимость реализации и переменные административные и коммерческие расходы);
Рпост - постоянные расходы (постоянные общезаводские накладные расходы и административные и коммерческие расходы);
Рпроц - расходы на выплату процентов по кредиту;
Нпр - налог на прибыль.
Кассовый план составляется для прогнозирования денежных потоков и имеет следующую структуру:
1. Раздел денежных поступлений, в который включены:
- кассовый остаток на начало периода;
- денежные поступления от реализации продукции;
- прочие денежные поступления.
2. Раздел выплат - все денежные платежи в прогнозном периоде.
3. Раздел излишка или дефицита денежных средств - разница между денежными поступлениями и платежами.
4. Финансовый раздел, в котором учитываются получение кредитов и выплаты по долговым обязательствам в прогнозном периоде.
Прогнозный балансовый отчет отражает остатки по укрупненным балансовым статьям, которые рассчитываются по следующему алгоритму.
Статьи актива:
,(9)
Статьи пассива:
,(10)
где Ве - конечное сальдо (расчетная величина);
Bб - начальное сальдо (из отчетности);
Тд - оборот по дебету (прогнозная оценка);
Тк - оборот по кредиту (прогнозная оценка) [5, с.329].
2. Финансовое планирование в составе бизнес-плана
Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Составление бизнес-плана преследует две основные цели. Во-первых, он предназначен для внутрифирменного планирования, во вторых - для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.
В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразделения предприятия, финансовый менеджер и руководимые им подразделения. Такой план выступает в качестве документа текущего и среднесрочного планирования. Показатели первого документа планируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, а последующих лет - с поквартальной. В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, ее финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана. Бизнес-план содержит три раздела:
1) Резюме;
2) Основная часть;
3) Стратегия финансирования.
В «Резюме» в краткой форме излагаются основные цели проекта, сумма требуемых для его осуществления финансовых ресурсов, срок окупаемости.
В «Основную часть» включаются следующие подразделы:
- описание вида деятельности;
- описание продукции (услуги);
- оценка отрасли;
- рынок;
- маркетинг;
- план производства;
- организационный план;
- юридический план;
- анализ рисков;
- финансовый план.
Финансовый план - это важнейшая часть бизнес-плана, в которой обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Этот план необходим предпринимателям и инвесторам (кредиторам, акционерам). Предприниматели должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использоваться их средства, какова их отдача, каковы прибыль, дивиденды, срок окупаемости и возврата.
Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов:
- прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг);
- план доходов и расходов;
- план денежных поступлений и выплат;
- баланс активов и пассивов;
- план по источникам и использованию средств;
- расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности).
1. Прогнозный расчет объема реализации. Этот раздел разрабатывается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав бизнес-плана. Используются также статистические данные, материалы специальных исследований рынка, опросы покупателей, торговых работников, мнения экспертов и т.д.
Репрезентативность социологических материалов, достоверность статистических данных, точность проведенных на их основе расчетов предполагаемых объемов реализации продукции: (услуг) составляют основу для получения достоверных расчетов финансовых показателей.
2. План доходов и расходов. Включает следующие показатели:
Разработка этого документа дает возможность выявить такие важнейшие моменты в деятельности предприятия, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли и др.
3. План денежных поступлений и выплат (план движения денежных средств). Главная цель этого плана - оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования предприятия, организации, а также проверка синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности предприятия, т.е. наличия на его счете денег, необходимых для погашения финансовых обязательств.
В соответствии с этой целью план содержит следующие показатели:
- наличные деньги (на начало месяца);
- поступление денег (выручка от реализации, поступления по счетам, выписанным при продаже в кредит, полученные ссуды и другие поступления);
- итого поступления наличности;
- общая сумма имеющейся наличности;
- денежные выплаты (платежи за товары (услуги), заработная плата, плата за рекламу, арендная плата, страховые платежи, выплаты по кредиту, проценты за кредит, налоговые платежи и др.);
- прирост или недостаток денежной наличности на конец месяца.
Как мы уже отметили, план доходов и расходов, а также план денежных поступлений и выплат разрабатываются на ряд лет; при этом составитель использует расчетные прогнозные данные. Не исключено, что в ходе деятельности предприятия экономическая ситуация может измениться. Поэтому, чтобы избежать потерь, в эти планы в ходе их исполнения необходимо вносить уточнения.
Практика свидетельствует, что опытные предприниматели при составлении своих бизнес-планов готовят несколько возможных вариантов развития событий и делают соответствующие вариантные расчеты своих планов. Это дает возможность предпринимателям, во-первых, учесть возможные факторы, влияющие на деятельность предприятия, во-вторых, предусмотреть варианты путей предотвращения негативных влияний этих факторов. Вариантность расчетов и их обоснование требуют также и инвесторы при рассмотрении проектов, прежде чем согласиться на предоставление средств.
4. Баланс активов и пассивов. После составления плана доходов и расходов и плана поступления денежных поступлений и выплат на основе их показателей можно приступить к составлению баланса активов и пассивов предприятия. Он составляется один раз в год. Разность счетов активов н пассивов позволяет определить величину собственного капитала фирмы. Баланс строится по следующей схеме.
Активы:
- текущие активы (денежная наличность, счета к получению, запасы готовой продукции, сырья, материалов, ценные бумаги и др.);
- фиксированные активы (оборудование, амортизация и др.).
Пассивы и собственный капитал предприятия:
- долгосрочные обязательства;
- краткосрочные обязательства (счета к оплате, текущие обязательства по долгосрочным займам).
Собственный капитал предприятия (активы - пассивы).
Итого пассивов и собственного капитала предприятия.
5. План по источникам и использованию средств. Должен показать источники получения средств и их использования, изменения активов предприятия за определенный период. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия. Предприниматели, акционеры и инвесторы могут точнее определить финансовое положение предприятия, оценить эффективность принятой финансовой политики и результаты хозяйственной деятельности.
План по источникам и использованию средств включает следующие показатели:
- средства из всех источников, в том числе: ссуды (долгосрочные, краткосрочные); чистая прибыль; амортизация; прочие собственные средства;
- использование средств, в том числе: покупка оборудования, сооружений; прирост запасов сырья, материалов; погашение ссуд; покупка ценных бумаг; выплаты дивидендов и др.;
- прирост оборотного капитала.
6. Расчет точки безубыточности (достижения самоокупаемости). Планируя создание нового предприятия или выпуск новой продукции (услуги), необходимо знать, когда и при каких условиях начнется отдача от вложенных в проект средств. Другими словами, необходимо определить точку безубыточности (самоокупаемости). Точка безубыточности (самоокупаемости) - это такое состояние в деятельности предприятия, когда разность между доходами и расходами равна нулю. При этом суммарный объем продаж совпадает с суммой постоянных и переменных издержек предприятия и наступает безубыточность производства.
Точка самоокупаемости рассчитывается по следующей формуле:
,(11)
где К - количество произведенной продукции (услуг), при котором достигается безубыточность производства;
Зпост- сумма постоянных затрат, необходимых для производства продукции (услуг);
Ц - цена за единицу продукции (услуг);
Ипер - сумма переменных издержек, необходимых для изготовления единицы продукции, оказания единицы услуг.
Объем производства, обеспечивающий безубыточность продукции, рассчитывается на основе данных, прогнозируемых в соответствующих разделах бизнес-плана. Если намечается производство не одного, а нескольких видов продукции (услуг), то совокупный объем производства, обеспечивающий безубыточность, можно рассчитывать но следующей формуле:
,(12)
где П - объем производства продукции;
Зпост - сумма постоянных затрат;
Ц1 - цена за единицу каждого вида продукции;
Ипер - переменные издержки единицы продукции каждого вида;
К1 - доля выручки от реализации каждого вида продукции в общей выручке от реализации всей производимой предприятием продукции (в долях единицы).
В заключительной части финансового раздела бизнес-плана излагается стратегия финансового обеспечения проекта, намечаемого к осуществлению в бизнес-плане. При этом освещаются следующие вопросы:
- размер денежных средств, необходимых для осуществления мероприятия;
- источники получения этих средств (кредиты, паевые взносы акционеров, собственные средства и др.);
- срок окупаемости средств, вложенных инвесторами. Основным разработчиком финансового плана бизнес-плана и раздела «Стратегия финансирования» является финансовый менеджер предприятия.