Социально-экономическая сущность совершенствования налогообложения страхования в России
p align="left">Суммы налога, исчисленные исходя из фактически полученного дохода, страховые организации вносят в бюджет, не ожидая извещения налогового органа, по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня представления бухгалтерского отчета (баланса), а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета (баланса) за год.
Страховые организации не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляют в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства отчет о деятельности в Российской Федерации, а также декларацию о доходах. При прекращении деятельности до окончания календарного года указанные документы должны быть представлены в течение месяца со дня ее прекращения.
Налог на доходы указанных страховых организаций исчисляется в рублях ежегодно налоговым органом по месту нахождения постоянного представительства. На сумму исчисленного налога организации выдается платежное извещение.
Налог уплачивается в безналичном порядке в сроки, указанные в платежном извещении.
Налог на доход указанных страховых организаций от источников в Российской Федерации удерживается предприятиями, учреждениями и организациями, выплачивающими им доходы, с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа.
Уплата налога на доход страховыми организациями с иностранными инвестициями и иностранными юридическими лицами производится в безналичном порядке в рублях или в иностранной валюте, пересчитанной в рубли по рыночному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день уплаты налога.
Страховые организации обязаны до наступления срока платежа сдать в соответствующие учреждения банка платежные поручения на перечисление налога в бюджет, которые исполняются в первоочередном порядке.
Если налоговым органом в результате проверки расчетов будет установлено, что налог на доход подлежит взносу в бюджет в большей сумме, чем показано в расчете страховой организации, доплата в бюджет допричисленных сумм налога по результатам перерасчетов производится в пятидневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты, а пеня исчисляется по истечении пятидневного срока со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса.
Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления.
2.3Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ
1. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
2. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании Положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
3. Основными функциями Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью являются:
а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью;
е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.
4. Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью вправе:
а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;
б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;
в) при выявлении нарушений страховщиками требований настоящего Закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.
Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке
Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВАНИЯ В РФ
3.1 Проблемы налоговой реформы: совершенствование налогообложения встраховой сфере
I. Основные недостатки действующей системы налогообложения
1. Хроническое недопоступление налогов в бюджетную систему не позволяет финансировать выполнение необходимых функций государства не только в удовлетворительных размерах, но даже на том кризисном уровне, который был заложен Правительством в закон о бюджете. Уже в апреле было объявлено о сокращении фактических расходов в 1998 году на 63, 9 млрд. руб. по сравнению с запланированными суммами.
Финансовый кризис, развернувшийся 17 августа, еще более обострил проблему финансирования государственных расходов: ежемесячные налоговые поступления снизились вдвое. Так, при среднемесячном объеме финансирования трансфертов за первое полугодие более 2 млрд. руб., в течение сентября на эти же цели было выделено всего 940 млн. руб. Несмотря на некоторое увеличение сбора налогов в октябре до 11-12 млрд. рублей, реальный сбор налогов не улучшился, так как значительная доля в налоговых доходах в настоящее время принадлежит инфляционной составляющей.
2. Недостаточные доходы бюджета явились главной причиной разразившегося финансового кризиса. Они привели к разрастанию государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, к невозможности дальнейшего его обслуживания из-за быстрого нарастания соответствующих расходов, которые, в конце концов, превысили величину налоговых доходов бюджета. Решения о реструктуризации внутреннего долга привели к коллапсу банковской системы, что в свою очередь привело к блокировке движения денежных средств в экономике, в том числе и перечислений налоговых сборов в бюджет.
3. Структура налоговой системы не соответствует требованиям федеративного устройства России. Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются в основном за счет отчислений от федеральных налогов и, в меньшей степени, трансфертов из федерального бюджета, а не собственных налогов. Помимо ущерба для социально-экономического развития регионов такое положение дел оказывает крайне негативное влияние и на политическую ситуацию в России - провоцируются различные проявления налогового сепаратизма, фактом общественного сознания стала деструктивная идея, что якобы существуют регионы - «доноры» и регионы - «реципиенты», хотя плательщиками федеральных налогов являются вовсе не субъекты Федерации, а граждане и предприятия.
4. На развитие российской экономики, особенно производственного ее сектора, налоговая система оказывает подавляющее воздействие. При условии добросовестной уплаты всех налогов, среднее предприятие должно перечислить в бюджет 46% вновь созданной стоимости. Согласно критериям, выработанным мировым опытом, такой уровень обложения означает наличие в стране «неблагоприятного налогового режима». Даже в развитых странах со стабильной социально-экономической обстановкой столь высокие ставки налогов являются редкостью и, как правило, ведут к низким темпам экономического роста. Российским предприятиям, в отличие от западных, приходится решать задачи отладки новых механизмов управления и отношений собственности, адаптации к условиям рынка и конкуренции, модернизации производства и т. п. В условиях «неблагоприятного налогового режима» решение этих задач представляется мало реальным, что подтверждается и практикой.
5. В условиях налогового подавления производства государство пытается решить задачу поддержания предприятий путем широкого распространения льготного режима налогообложения. На деле массовое предоставление льгот не позволяет достичь поставленных целей, и даже ухудшает экономическую ситуацию. Во-первых, льготы зачастую представляются вне системы государственных приоритетов, отдельным предприятиям и организациям. Это искажает мотивацию хозяйственных руководителей, ориентирует их не на повышение эффективности работы предприятий, а на установление «особых» отношений с органами власти. Во-вторых, нынешняя система льгот способствует развитию теневой и откровенно криминальной экономики - создает основу для коррупции, позволяет льготникам в свою очередь оказывать услуги по выводу из-под налогообложения всех желающих путем заключения фиктивных сделок и т. д. Потери доходов бюджетной системы из-за предоставления налоговых льгот, в том числе - индивидуальных и групповых, по разным оценкам, составляет от 100 до 180 млрд. руб. в год.
6. Еще одним фактором, способствующим развитию теневой экономики, является построение налоговой системы на основе собственной отчетности налогоплательщиков об их доходах. Фактически налоговые службы проверяют сегодня не более 1, 5 - 2% налогоплательщиков в год. Такая низкая вероятность попасть под проверку, в сочетании с весьма умеренными санкциями за выявленные нарушения, прямо провоцирует граждан и предприятия искажать отчетность, скрывая доходы. Результаты проверок устойчиво показывают, что число выявленных нарушений превышает число проверяемых предприятий. Таким образом, налоговые нарушения имеются повсюду и стали уже не нарушением нормы, а нормой экономического поведения. Между тем капиталам, укрытым от налогообложения, даже при желании владельцев, крайне сложно вернуться в производственную сферу - инвестиции стали настолько необычным явлением, что, несомненно, привлекут внимание налоговых органов к источнику средств.
Согласно имеющимся оценкам, в ФРГ укрывается от налогообложения до 25% доходов. Однако эта страна имеет развитую правовую систему, мощную и обладающую опытом многих десятилетий налоговую службу, стабильную социально-экономическую и политическую ситуацию. В России, где все это отсутствует, невозможно даже достоверно оценить те, несомненно, огромные средства, которые выталкиваются налоговой системой из производительного оборота и даже вообще из страны. Очень приблизительную оценку можно получить из соотношения между теоретическими ставками налогов (в среднем 46% вновь созданной стоимости) и фактическим поступлением налогов в бюджет (в федеральный - 9, 1% официально учтенного ВВП в 1997 году, в консолидированный - 13-17% ВВП). Разница в несколько раз между этими величинами образуется не только за счет тяжелого экономического положения предприятий, но также в результате использования льгот и уклонения от налогов, практикуемого повсеместно.
Наличие всех этих проблем позволяет говорить, во-первых, о кризисе российской налоговой системы, во-вторых, о том, что современная налоговая политика является одним из главных факторов развития социально-экономического и политического кризиса в стране, наконец, в третьих, что реформа налоговой системы должна рассматриваться государством как первоочередная задача.
3.2О состоянии иперспективах совершенствования системы налогообложения в страховой сфере
На сегодняшний день одним из важнейших факторов, препятствующих развитию национального страхования, является несовершенство системы налогообложения в страховой сфере, так как именно понятие «страховая сфера» охватывает всех субъектов национального страхового рынка: страхователей, страховщиков-перестраховщиков, а также взаимоотношения между ними.
История мирового развития страхования наглядно демонстрирует: для развития страхового рынка необходимы как правовые, так и экономические стимулы для всех участников страхового процесса.
Современные проблемы налогообложения в страховой сфере.
Корпоративные страхователи.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 552 от 5 августа 1992 года «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» на себестоимость в размере 1 % от объема реализуемой продукции (работ, услуг) относятся платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию.
Однако для дальнейшего развития страхового рынка необходимо установление 3% ставки включения в состав себестоимости затрат на проведение страхования. Как показывает опыт других стран (не только развитых, но и развивающихся), там приняты ставки 3 % - 5 %, а в некоторых включение в себестоимость затрат на страхование вообще не ограничиваются.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 мая 1997 года № 546 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации» от взносов в Фонд освобождаются суммы страховых платежей (взносов) работодателей, не превышающие в год 240 кратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам негосударственного пенсионного страхования, заключенными с негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями на срок не менее пяти лет, и предусматривающим выплаты сумм в случаях установления застрахованному инвалидности и (или) достижения им пенсионного возраста, дающего право на установление государственной пенсии, при отсутствии у работодателя задолженности по платежам в Пенсионный Фонд РФ, а также по договорам страхования от несчастных случаев и медицинского страхования.
Таким образом, фактически взносы по многим, действительно необходимым хозяйствующим субъектам, видам страхования производятся из прибыли (ясно, что 1 % ограничения в большинстве случаев просто не хватает), при этом по долгосрочному страхованию жизни (основе «длинных» и дешевых инвестиционных денег для экономики всех ведущих стран) взносы облагаются еще и 28 % в Пенсионный фонд. Нет экономических стимулов для развития страхования хозяйствующих субъектов: никто не будет страховаться, платя взносы из чистой прибыли.
Страхователи - физические лица.
Согласно Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» в совокупный облагаемый подоходным налогом годовой доход не включаются суммы страховых выплат физическим лицам:
по обязательному страхованию;
по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни (в том числе добровольного пенсионного страхования);
по договора добровольного имущественного страхования и страхования ответственности в связи с наступлением страхового случая;
в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц.
Во всех случаях суммы страховых взносов подлежат налогообложению в составе совокупного годового дохода, если они вносятся за физических лиц из средств предприятий, учреждений, организаций или иных работодателей, за исключением случаев, когда страхование своих работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством, и по договорам добровольного медицинского страхования при отсутствии выплат застрахованным физическим лицам.
Такое включение в облагаемый доход страховых взносов по корпоративным договорам долгосрочного страхования жизни не совсем правильно, и идет в разрез с общемировой практикой.
Страховщики.
О налогообложении прибыли.
Страховщики уплачивают налог на прибыль в соответствии с Законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций». При этом они руководствуются Постановлением Правительства РФ № 491 от 16 мая 1994 года «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками», в котором дано определение выручки как доходной составляющей, за вычетом выплат и отчислений в резервы. Затем идет определение расходов. Такой подход порождает множество проблем.
Логичнее была бы совершенно другая структура:
1 раздел - доходы, 2 раздел - расходы, 3 раздел - выручка (прибыль).
Примеров по разночтению выручки можно привести массу. Так, в Инструкции ГНС № 30 от 15 мая 1995 года «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» налог платился в соответствии с п. 1 раздела 1. Однако изменение № 6 в Инструкцию № 30 от 27 марта 1997 года самопроизвольно отменило Постановление Правительства РФ № 491, включив в сумму выручки пункт 2 раздела 1 (прочие доходы).
А Закон РФ от 26 февраля 1997 года № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год» отменил действие Закона РФ «О дорожных фондах», установив размер отчислений в 2, 5 % вместо 0, 4 % от выручки.
А что касается определения выручки для определения норм на представительские расходы и рекламу (Письмо Министерства финансов РФ № 94 от 2 октября 1992 года), то здесь возникает вообще путаница: в соответствии с этим письмом выручка - это разность между страховыми взносами, страховыми выплатами и страховыми резервами. Однако для других хозяйствующих субъектов для определения норм расходов на рекламу и представительские расходы - это объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) или иной показатель, используемый при определении финансового результата.
Есть письмо Департамента страхового надзора от 8 июня 1994 года № 03/2-7, в котором указано, что для определения расходов на рекламу и представительских расходов используется показатель суммы страховых взносов. Письмо было согласовано с заместителем министра финансов, однако налоговые инспекции на местах говорят, что оно не зарегистрировано в Министерстве юстиции, и считают выручку в соответствии с Постановлением № 491.
Таким образом, единого понятия выручки нет. Отсюда вытекают все проблемы с налоговыми органами. Всероссийским союзом страховщиков совместно с Госналогслужбой и Департаментом страхового надзора Министерства финансов был подготовлен проект нового 491-го Постановления, где были четко определены все эти понятия для страховых компаний, однако оно не было до сих пор принято.
О налоге на добавленную стоимость и отчисления в фонды пожарной безопасности.
В соответствии с Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» освобождены от уплаты НДС операции по страхованию и перестрахованию. Однако их перечня нигде нет. Поэтому у страховщиков и перестраховщиков возникают проблемы с налоговыми органами. Необходимо этот перечень внести в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 июля 1996 года № 789 «О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании» страховщики отчисляют 5 % в Фонд противопожарной безопасности за счет себестоимости. Однако налоговые органы не всегда признают правомерность этих действий, т. к. данный вопрос не нашел своевременно своего отражения в Постановлении Правительства РФ № 491. Соответствующие изменения внесены в данное Постановление 7 июля 1998 года. Однако они вступают в силу только с 1 января 1999.
О проекте Налогового кодекса.
Проект Налогового кодекса перспективен, дает реальные стимулы к развитию страхового рынка. Рабочая группа Комитета Госдумы по бюджету и финансам трижды обсуждала раздел кодекса, связанный с налогообложением прибыли предприятий. В ходе работы совместными усилиями представителей ВСС, Департамента страхового надзора, Госналогслужбы, депутатов Государственной Думы были найдены оптимальные пути решения по:
- составу затрат и доходов страховых организаций;
- отнесению на издержки производства уплаченных предприятиями сумм страховых взносов;
- налогообложению прибыли иностранных юридических лиц.
Однако принятие Налогового кодекса откладывается на неопределенный срок.
Есть целый ряд нерешенных вопросов по подоходному налогу, по социальному налогу и дорожному налогу. Вопрос о социальном налоге должен рассматриваться комплексно, в неразрывной связи с проведением пенсионной реформы. Если суммы страховых взносов по страхованию жизни включаются в именной пенсионный лицевой счет, то необходимо брать социальный налог. А если не включаются - то нельзя.
По подоходному налогу проект Налогового кодекса существенно ухудшает положение страхователей по сравнению с действующим законодательством.
Итак, вывод из всего вышесказанного напрашивается один: нет системного подхода и стимулов к развитию страхового рынка, отсутствует методологическая база по разработке законодательных и нормативных документов, касающихся вопросов страхования. Везде присутствует отраслевой подход. Это губит страховой рынок России, а ведь мировая практика показывает, что страхование - инвестиционный «локомотив», обеспечивающий до 40 % инвестиций в экономику развитых стран.
Пути решения налоговых проблем в страховой сфере.
4.1. Необходимо решить методологические проблемы налогообложения в страховой сфере. Для этого необходимо разработать принципы построения системы налогообложения:
- необходимо подходить к страхованию системно как отрасли экономики, а не ведомственно (дорожный фонд - дорожный налог, пенсионный фонд - пенсионный налог и т. д.) - принцип системности,
- система налогообложения должна способствовать не стагнации, а развитию страхового рынка - принцип развития,
- система налогообложения должна быть преемственной, т. е. принимаемые законы не должны ухудшать положения страхователей и страховщиков по сравнению с действующим законодательством - принцип преемственности,
- система должна создавать стимулы для развития социально-значимых видов страхования: долгосрочного страхования жизни, пенсий, от несчастного случая, медицинского страхования - принцип социальной защиты,
- система должна учитывать уровень социально-экономического развития страны. Нельзя слепо копировать опыт других стран - принцип адекватности.
4. 2. Для координации усилий по разработке страхового налогового законодательства и выработке единых методологических подходов следует завершить формирование рабочей группы из представителей ВСС и ГНС в кратчайшие сроки. Отработать такой механизм разработки и принятия нормативных актов по страховому налоговому законодательству, при котором ни один проект закона или нормативного акта, касающийся налогов в страховой сфере, не проходил бы без рассмотрения этой рабочей группой.
4. 3. Для реализации концепции развития налоговой системы страхования восстановить при Правительстве РФ Экспертный совет (Комиссию) по страхованию. А для осуществления экспертизы разработанных налоговых документов сформировать в составе Совета (Комиссии) экспертную группу.
4. 4. Особое внимание уделить подготовке и принятию Налогового кодекса РФ как базового документа, регламентирующего налогообложение в страховой сфере.
4. 5. Принять Постановление Правительства РФ по отнесению на себестоимость суммы страховых взносов в размере 3 %.
4. 6. Внести ряд изменений и поправок в проект закона «О взносах в государственные социальные внебюджетные фонды».
4. 7. Особое внимание обратить на развитие долгосрочного страхования жизни как источника инвестиционных ресурсов в российскую экономику и элемента системы социальной защиты населения России. Для этого необходимо принять Постановление Правительства РФ «О развитии долгосрочного страхования жизни в России», внести изменения в Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» в части освобождения от подоходного налога суммы взносов, уплачиваемых по договорам долгосрочного страхования жизни, прекратить законодательное противопоставление негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний, занимающихся пенсионным страхованием, в части отнесения страховых взносов на себестоимость, рассмотреть вопрос о возможности проведения долгосрочного страхования жизни в валюте.
Принятие указанных мер позволит развить российский страховой рынок как стратегически важный сектор национальной экономики. И тем самым способствовать становлению социально-ориентированной рыночной экономики в России.
Николенко Н. Н., кандидат экономических наук,
Макаров Р. И., Всероссийский Союз страховщиков
О проекте федерального закона «О взносах в государственные внебюджетные фонды»
Анализ предложений по изменению налогового законодательства, представленных Правительством в Государственную Думу, вызывает опасение, что главный упор предлагаемых нововведений сделан не на выведение из «тени» укрываемых от налогообложения капиталов (на наш взгляд главным резервом увеличения налоговых поступлений), а на усиление налоговой нагрузки на потребление населения. Не исключением является и проект федерального закона «О взносах в государственные социальные внебюджетные фонды».
1. Основное отличие порядка взимания страховых взносов во внебюджетные фонды, вводимое данным законопроектом, от действующего порядка отчислений в эти фонды, заключается, во-первых, в расширении перечня плательщиков взносов путем включения туда, помимо работодателей, всех иных физических лиц, и, во-вторых, в расширении объекта обложения взносами. Причем физические лица (не являющиеся работодателями или индивидуальными предпринимателями) представлены в качестве плательщиков взносов лишь в Пенсионный фонд и фонд занятости.
При этом предлагается производить отчисления во внебюджетные фонды в размере:
27, 7% - с сумм страховых взносов, уплаченных работодателями по договорам страхования, заключенным в пользу своих работников;
5% - со всех страховых выплат физических лиц, за исключением договоров обязательного государственного страхования.
Облагать страховые выплаты абсурдно. Можно ли говорить о доходе или материальной выгоде и случае, когда физическое лицо получает компенсацию убытков (чаще всего неполную), наступивших в результате гибели принадлежащего ему имущества, или возмещение медицинских расходов, вызванных повреждением его здоровья? А ведь именно такой компенсацией убытков (возмещением расходов) и выступает страховая выплата.
Непонятно в чем состоит логика авторов проекта, согласно которому материальная помощь, оказываемая физическому лицу в связи со стихийным бедствием на основании решений органов государственной власти, в объект обложения взносами во внебюджетные фонды не включается (пункт 3 статьи 4 проекта), а страховое возмещение вреда, причиненного физическому лицу этим же стихийным бедствием подлежит обложению взносами. Почему выплаты по обязательному государственному страхованию не облагаются взносами (подпункт 2 пункта 3 статьи 3 проекта), а выплаты по добровольному страхованию или обязательному страхованию, не являющемуся государственным, облагаются?
В случае принятия положения о введении отчислений во внебюджетные фонды с сумм страховых взносов, уплаченных работодателями по договорам страхования, заключенным в пользу своих работников, не останется корпоративного страхования на предприятиях - долгосрочного страхования жизни, страхования от несчастных случаев, медицинского страхования, поскольку предприятие должно будет заплатить страховые взносы из прибыли, да еще заплатить 28% во внебюджетные фонды.
2. Не понятно также, что именно подразумевают авторы проекта, включая в объект обложения взносами материальную выгоду, материальные и социальные блага, другие выгоды и льготы. Ведь сюда можно отнести все, что угодно, даже такие блага, которые не могут быть оценены или вообще трактоваться как какая-то выгода. Видимо в этом и заключается смысл действий авторов проекта - неограниченное расширение объекта обложения взносами. Однако федеральный закон не может оперировать неопределенными понятиями, не раскрывая их, тем более, что эти понятия в большей части не являются правовыми. В противном случае такой законопроект открывает прямой путь к злоупотреблениям, спорам и судебным тяжбам.
Авторы, к примеру, напрочь забывают, что льготы потому и называются льготами, что предусматривают для законодательно определенного круга лиц освобождение от выполнения (выполнения не в полном объеме) каких-то действий, обязательных для всех остальных, например, от уплаты каких-либо платежей.
3. Виды выплат, с которых работающие граждане уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд, определены действующим законодательством, а именно, статьей 100 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и пунктом 3 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27. 12. 91 г. № 2122-1. Согласно этим документам страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, из которых в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях» исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения. Иными словами, речь идет именно о доходах физических лиц по месту работы в виде оплаты их труда.
Таким образом, представленный законопроект ломает сложившуюся годами, экономически обоснованную и закрепленную в законе систему взимания страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, неограниченно и некорректно расширяя объект обложения взносами путем включения в него любых доходов, благ, льгот и выгод, получаемых физическим лицом. Тем самым законопроект противоречит статье 55 Конституции РФ, запрещающей издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
4. Поскольку взимание обязательных платежей во внебюджетные фонды в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (статья 2) наряду с налогами, сборами и пошлинами выступает составной частью налоговой системы Российской Федерации, нельзя не обратить внимания и на противоречия рассматриваемого законопроекта налоговому законодательству.
Так, в соответствии со статьей 6 вышеуказанного закона один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения. Законопроект же (статьи 3 и 5) предусматривает обложение одного и того же объекта - совокупности доходов, выгод, благ, выплачиваемых физическому лицу, именно дважды: сначала взимаются взносы с работодателя, а затем с физического лица, получившего эти доходы.
К числу подобных противоречий следует отнести также отмеченные выше различия в трактовках в налоговом законодательстве и в данном законопроекте таких понятий, как доходы и льготы.
4. Говоря о налогообложении доходов, налоговое законодательство все же предусматривает исключение из них тех расходов, которые были произведены для извлечения доходов. Ничего подобного данный законопроект не предусматривает. А ведь логичным и соответствующим общему налоговому законодательству было бы это предусмотреть, говоря, к примеру, о тех же страховых выплатах. Почему-то не учитывается авторами, что для получения услуги в виде страховой выплаты при наступлении страхового случая по договору добровольного страхования физическое лицо уплачивает страховой взнос, в отличие от обязательного государственного страхования, выплаты по которому от обложения взносами законопроектом освобождены.
5. С точки зрения логики внутреннего строения и соблюдения юридической техники законопроект также страдает существенными недостатками.
Так, ознакомление с рассматриваемым проектом приводит к выводу, что обложение взносами во внебюджетные фонды доходов физических лиц притянуто в нем искусственно и выглядит как инородное тело. В пользу этого можно привести следующие аргументы. Закон называется «О взносах в государственные внебюджетные фонды», весь его текст и каждая статья построены таким образом, будто речь идет об уплате всеми перечисленными плательщиками взносов во все государственные внебюджетные фонды. И только из анализа статьи 5 («Ставки взносов»), являющейся, в общем-то, технической, становится видно, что физические лица являются плательщиками только Пенсионного фонда и Государственного фонда занятости, поскольку начисленные на их доходы взносы целиком в них зачисляются (в Пенсионный фонд - 4, 5%, в Фонд занятости - 0, 5%).
Если для налогоплательщиков - работодателей законопроект (статья 6) предусматривает порядок и конкретные сроки уплаты взносов, то применительно к физическим лицам ничего этого нет. Наоборот, ситуация с ними запутана вовсе. При том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 объектом обложения у физических лиц является их совокупный доход в отчетном месяце (то есть общий доход, полученный от всех источников), пункт 6 статьи 6 устанавливает, что взносы с физических лиц удерживаются у источника выплаты (надо понимать, что у каждого источника).
В результате рассмотрения перечисленных выше вопросов напрашиваются следующие выводы:
1. В законопроекте имеют место как существенные несоответствия действующему законодательству, так и серьезные внутренние логические противоречия.
2. С точки зрения социальной значимости документ представляет собой новую попытку претворения в жизнь предложений предыдущего правительства неконституционного переложения всей тяжести наполнения Пенсионного фонда на физические лица. При этом суммы уплаченных в Пенсионный фонд РФ взносов не будут аккумулироваться на именных пенсионных лицевых счетах граждан.
3. Введение отчислений во внебюджетные фонды со страховых взносов и страховых выплат по договорам добровольного страхования существенно ухудшает положение граждан по сравнению с ныне действующим законодательством.
Принятие указанного закона будет способствовать скорейшей стагнации российского страхового рынка и его гибели в преддверии допуска иностранных страховщиков, поскольку резко сужается потенциальное страховое поле.
Предлагаемые изменения будут способствовать падению платежеспособного спроса населения, (в нынешних условиях главного фактора, сдерживающего развитие отечественного производства); дальнейшему оттоку средств населения из страхового сектора - традиционного источника длинных денег для развития реального производства.
Самарина Т. П., советник отдела экономического анализа Информационно-аналитического управления
Информационное сообщение о заседании Общественного экспертного совета по страховому законодательству
11 декабря в Совете Федерации прошло очередное заседание Общественного экспертного совета по страховому законодательству, посвященное проблемам налогообложения в страховой сфере, организованное Информационно-аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации и Всероссийским союзом страховщиков (ВСС). В работе совещания приняли участие депутаты Государственной Думы, работники Аппарата Совета Федерации, представители Министерства финансов, Министерства экономики, Госналогслужбы, представители научной общественности и руководители страховых организаций.
Открыл заседание заместитель начальника Информационно-аналитического управления аппарата Совета Федерации Кривов В. Д. В своем выступлении он охарактеризовал сложившуюся ситуацию в экономике России, показал, насколько важна реальная налоговая реформа для выхода из экономического кризиса. Вниманию участников заседания он представил предложения по реформированию налогообложения, разработанные в Информационно-аналитическом управлении, которые лишь частично были учтены Налоговой службой в новом пакете налоговых законов. (Материал об этих предложениях опубликован в данном выпуске аналитического вестника).
Предложения по реформированию налогообложения касаются, в том числе и рынка страховых и финансовых услуг. В. Д. Кривов подчеркнул, что В Совете Федерации уделяется серьезное внимание по оказанию поддержки страховому сектору, как на уровне регионов, так и на федеральном уровне.
В выступлении заместителя председателя Всероссийского союза страховщиков Б. И. Пастухова, было посвящено болевым точкам в области страховой деятельности, непониманию со стороны властей экономической природы страхования, как источника «длинных» денег в экономике. Так, во всех странах, где существует нормальная экономическая ситуация, развитие страхования всячески стимулируется - в себестоимость продукции включаются затраты в размере 3% от объема реализуемой продукции от разных страховых платежей, в том числе платежей по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медстрахования и по договорам с негосударственными пенсионными фондами. У нас в стране до сих пор позволено только 1% относить на себестоимость.
В выступлении также было отмечено, что не стимулирует развитие страхования и представленные правительством в Государственную Думу налоговые законопроекты, в частности, в проекте федерального закона «О взносах в государственные внебюджетные фонды» предполагается производить отчисления в эти фонды с сумм страховых взносов, уплаченных работодателями по договорам страхования в пользу своих работников в размере 28%, а также со всех страховых выплат, за исключением договоров обязательного государственного страхования. Такой налог подрывает саму социальную сущность страхования, как средства защиты людей, пострадавших в случае тех или иных стихийных бедствий или несчастных случаев.
В выступлении Николенко Н. П. (материалы выступления опубликованы в данном выпуске аналитического вестника) было затронуто два вопроса: современное состояние налогообложения в страховой сфере и пути создания оптимальной налоговой системы в сфере страхования.
Депутат Государственной Думы, председатель подкомитета медицинского страхования Комитета по охране здоровья Е. В. Горюнов посвятил свое выступление проблемам формирования законодательной базы страховой деятельности. В частности, он сообщил о высокой степени готовности законопроекта по налогообложению в страховых организациях. В разработке закона принимают участие Департамент страхового надзора Министерства финансов, Государственная налоговая служба, депутаты Государственной Думы, представители страхового бизнеса. Предполагается, что уже в первой половине 1999 года законопроект будет внесен на рассмотрение Государственной Думы.
В выступлении Н. Н. Сониной, генерального директора АСК «Ариадна», основное внимание было уделено доказательству необходимости снятия 1% ограничения на включение затрат на некоторые виды страхования (это страхование транспорта, имущества, профессиональной ответственности перевозчика, несчастного случая и добровольного медицинского страхования) в себестоимость продукции. Затраты на такие важнейшие виды социальной защиты населения, как пенсионное страхование, страхование жизни, страхование гражданской ответственности и другие сейчас относятся на прибыль, что, безусловно, мешает развитию страхового рынка.
Заместитель руководителя Департамента страхового надзора Министерства финансов О. В. Федосеева поддержала необходимость в законодательном порядке четко определить такие понятия как доход в страховой деятельности и страхование вообще. Действия правительства по изменению налогового законодательства в который уже раз показывают, что сущность страхования понимается неправильно: налогами пытаются обложить страховые выплаты, которые являются не доходом, как таковым, а компенсацией ущерба. Кроме того, в выступлении была поднята важная проблема - переход на международные стандарты бухгалтерского учета, внедрение которых должно поменять всю идеологию отражения результатов страховой деятельности. Применение международных принципов, например, при формировании страховых резервов уже сейчас наталкивается на сопротивление налоговых органов, которые подходят к проблеме отражения страховой деятельности с сугубо фискальных позиций.
Основная тема, затронутая в выступлении и. о. начальника Управления налогообложения финансово-кредитных институтов Госналогслужбы Российской Федерации В. В. Щербакова, касалась противоречий нормативной базы по налогообложению страховых организаций. Это связано с тем, что не существует федерального органа, занимающегося вопросами страхования, формированием его нормативной базы, в том числе по вопросам налогообложения. Без такого заинтересованного органа по существу отсутствует механизм принятия изменений и дополнений в существующие нормативные документы в этой сфере. Необходимо создание рабочей группы по вопросам совершенствования налогообложения в страховой сфере, в которую входили бы представители Минфина, Госналогслужбы, ВСС. Кроме того, сами страховщики должны отдавать себе отчет в том, что когда они занимаются псевдострахованием, применят различные схемы по укрытию доходов страхователей от налогообложения, они подрывают доверие к страховым организациям, наносят огромный ущерб бюджету страны. ВСС должен позаботиться о чистоте в своих рядах.
Начальник отдела анализа и развития страхового рынка Департамента кредитной политики Министерства экономики Д. С. Коншин остановился на проблеме налогообложения положительных или отрицательных курсовых разниц по валютным операциям, возникшей в связи с августовским кризисом и резкой девальвацией рубля, решение которой требует внесения изменений в Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций. Вторая проблема, затронутая в выступлении - операция оплаты международных перестраховочных контрактов, которую в действующих условиях невозможно выполнить мобильно и на должном уровне без внесения изменений в положение о порядке проведения торгов по долларам США за рубли, утвержденное Банком России 28 сентября 1998 г. Принципиальная позиция Министерства экономики - всемерная поддержка страхового рынка, понимание того, что развитие долгосрочных видов страхования и страхования жизни представляет основу для развития инвестиционного потенциала экономики страны.
Руководитель представительства Мюнхенского перестраховочного общества Питер Мюллер поделился опытом подхода к проблеме налогообложения страховых компаний в Германии - одном из наиболее развитых страховых рынков Европы. Он отметил, что не менее важной, чем фискальная функция налогообложения страховых организаций, являются регулирующая и стимулирующая функции. Так, в Германии не облагается налогом страхование жизни, низким налогом 10% облагается страхование от огня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях развивающегося в России экономического кризиса, обусловившего существенный спад производства и значительное снижение уровня жизни широких масс населения, ускоренное развитие страхования явилось бы, с одной стороны, источником внутренних инвестиционных ресурсов, так необходимых российской экономике, а с другой стороны, важным инструментом социальной защиты граждан и обеспечения имущественных интересов предприятий. В настоящее время становится очевидным, что одним из факторов, тормозящих развитие страхования в России, является несовершенство налогового законодательства.
Исходя из изложенного, участники заседания предлагают в самые кратчайшие сроки принять следующие меры:
1. Учитывая принимавшиеся в последние два года попытки реформирования отечественной налоговой системы, а также недавние инициативы Правительства России, связанные с внесением изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство, сформировать рабочую группу из представителей Министерства по налогам и сборам (Государственной налоговой службы), Министерства финансов и Всероссийского Союза страховщиков, нацелив ее на выработку единого комплексного подхода к вопросам взимания налогов, сборов и уплаты иных обязательных платежей в страховой сфере. Такой орган позволил бы заложить под государственное регулирование налогообложения страховых организаций научно-обоснованную методическую базу, которая в настоящее время отсутствует, подготовить и вооружить налоговые органы соответствующим инструментарием, необходимым для выработки единой практики применения налогового законодательства на всей территории Российской Федерации.
2. В целях координации мер государственного регулирования страховой деятельности со стороны органов исполнительной власти, в том числе и по вопросам налогообложения, вновь образовать Экспертный Совет по вопросам страхования при Правительстве Российской Федерации. Следует признать ошибкой ликвидацию данного органа, совпавшую по времени с ликвидацией Росстрахнадзора, поскольку эти действия явно не способствовали усилению внимания Правительства к проблемам становления и развития национального страхового рынка.
3. Принимая во внимание громадные возможности, которые заложены в долгосрочном страховании жизни как потенциальном стратегическом источнике внутренних инвестиционных ресурсов в российскую экономику, издать постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по развитию долгосрочного страхования жизни», предусмотрев в нем конкретные меры, направленные на стимулирование у работодателей экономической заинтересованности в проведении данного вида страхования в отношении своих работников.
4. При подготовке и принятии изменений и дополнений в законодательные и подзаконные акты о налогообложении предусмотреть налоговые стимулы для налогоплательщиков-страхователей в виде:
- увеличения для предприятий и организаций размера отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов на добровольное страхование с 1 до 3% объема реализуемой продукции (работ, услуг);
- разрешения предприятиям и организациям относить на себестоимость продукции (работ, услуг) расходы на добровольное долгосрочное (не срок не менее 5 лет) страхование жизни в размере 3 % объема реализуемой продукции (работ, услуг);
- исключения из совокупного годового дохода налогоплательщиков-граждан уплачиваемых ими сумм страховых взносов по добровольному страхованию и, прежде всего, по долгосрочному страхованию жизни.
5. Обеспечить равные с точки зрения налогообложения условия для деятельности страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов по развитию негосударственного пенсионного обеспечения (страхования), имея в виду как принятие мер законодательного характера, так и включение представителей страхового сообщества в Программу реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
6. При решении вопроса о законодательном урегулировании уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды не допускать неограниченного и некорректного расширения объекта обложения взносами, какими бы мотивами это не диктовалось, и не отбрасывать при этом опыт действующей системы, имеющей не только многолетнюю практику, но и экономическую обоснованность и основанность на законе.
Список литературы
Гражданский кодекс РФ ч. II.
Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ».
Гвозденко А.А. Основы страхования: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008 - 304 с.
Петров А.А. Страховое право: Учебное пособие. - СПб.: Знание, СПбВЭСЭП, 2008. - 139 с.
Фольгенсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. М.: Юристъ, 2008. - 284 с.
Шахов В.В. Страхование. Учебник для вузов. - М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 2008. - 311 с.
Комментарий к гражданскому кодексу РФ части второй (постатейный). Под редакцией проф. О.Н. Садикова, - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 2008. - 800 с.
Юргенс И. Внутрисистемное регулирование страхования в РФ. «Страховое дело», №10, 2008.
Юргенс И. О проблеме регулирования страхования в РФ. «Страховое дело», №9, 2008.
Юргенс И. Системный подход к определению понятия «национальная система страхования». «Страховое дело», №8, 2008.
Бирючев О.И. Страхование: Пути развития. «Финансы», №12, 2008.
Сплетухов Ю.А. Место и роль государства в организации страхования в современных условиях. «Финансы», №9, 2008.
Выступление Президента Всероссийского Союза страховщиков, Депутата ГосДумы ФС РФ, Александра Коваля 26 июня 2008 года, Цюрих, Швейцария, конференция "Insurance in Russia & CIS"