Казанский государственный финансово-экономический институт
Кафедра экономики производства
Курсовая работа на тему
«Система налогообложения фирмы»
Выполнил: Бесов Артем
225 группа
Проверила: Хисамова Э.Д.
Казань 2007г.
Содержание
Введение
1. Экономическая сущность и понятие системы налогообложения фирмы
2. Налоги: их функции и виды
3. Особенности системы налогообложения коммерческих фирм
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -- основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий ежима в виде упрощённой системы налогообложения. Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной налоговым законодательством РФ. Применять его могут малые предприятия и индивидуальные предприниматели.
Малым предприятиям, в отличие от других коммерческих организаций, предлагается больший выбор систем бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения.
Цель данной работы - проанализировать систему налогообложения в России, налоги и их функции, а так же рассмотреть особенности системы налогообложения коммерческих фирм.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- дать общую характеристику и выделить принципы налогообложения фирм;
- рассмотреть многообразие налогов и их функции;
- рассмотреть системы налогообложения коммерческих фирм, используемые в Российской Федерации;
1 Экономическая сущность и понятие системы налогообложения фирмы
Налоги - это обязательные индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления. Мандрощенко О.В., Пинская М.Р. Налоги и налогообложение.- Москва. - 2007. - с. 22
Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2000.
Таким образом, данное определение содержит следующие значимые характеристики налогового платежа:
1. Законодательная основа. Налогом является только тот платеж, который устанавливается в рамках законодательства.
2. Обязательность. Законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. Обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства. Так, согласно ст. 57 Конституции РФ Консультант «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
3. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конечном счете, естественно, возмездность налоговых отношений возникает, поскольку государство предоставляет своим гражданам определенный круг государственных услуг. Однако в каждом конкретном случае уплаты налога такой возмездности нет.
4. Налоги взимаются в пользу субъектов публичной власти - в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платеж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий), может быть назван налогом.
Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в экономике, с целью формирования единого фонда денежных средств для доследующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг.
Элементы налога представлены в схеме 1.
30
Схема 1. Основные элементы налогов
Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:
1) объект налога - это имущество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;
2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);
4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.
6) единица обложения - определенная законом количественную меру измерения объекта обложения.
7) налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
8) налоговый период - период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая к уплате сумма налога
В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов (схема 2.)
Схема 2. Способы взимания налогов
1. "Кадастровый" - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признакy. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.
2. На основе декларации
Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода.Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника
Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще Адам Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня Мандрощенко О.В., Пинская М.Р. Налоги и налогообложение.- Москва. - 2007, - с.29:
1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства...
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, -все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его...
4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства...
Адам Смит выделял следующие принципы налогообложения:
1) равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
3) простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
4) неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.
Под системой налогообложения понимается совокупность установленных законодательно налогов, сборов, пошлин, акцизов и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней, уплачиваемые налогоплательщиками в процессе своей жизни и деятельности на территории РФ. Упомянутые выше сборы, пошлины, акцизы и прочее являются особыми видами налогов, взимаемых с налогоплательщиков.
Под объектом налогообложения действующее законодательство понимает налогооблагаемую базу по тому или иному виду налога, рассчитанную в соответствии с требованиями нормативных документов. Например, объектом налогообложения налогом на операции с ценными бумагами является номинал проспекта эмиссии ценных бумаг, объектом налогообложения налогом на пользователей автодорог является объем выручки предприятия от реализации его товаров, работ и услуг и т.д.
Под субъектами налогообложения понимаются все категории налогоплательщиков: юридические лица (предприятия и организации, банки, страховые компании, посредники и пр.), организации, созданные без образования юридического лица (филиалы и отделения юридических лиц, паевые фонды, объекты совместной деятельности и пр.), индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, также физические лица. Налоговый кодекс Российской Федерации. Глава 7
Следует различать понятия «субъект налога» и «носитель налога». Второе понятие носит не столько юридический характер (закон не определяет, кто является носителем налога), сколько экономический. В отношении многих налогов не всегда возможно определить, кто (какое юридическое или физическое лицо) является носителем налога или носителем налогового бремени того или иного налога.
Разграничение понятий «субъект» и «носитель» налога возникает вследствие переложения налога. Лицо, на которое законом возлагается обязанность уплатить налог за счет собственных средств (субъект налога), имеет возможность включить уплаченную им сумму в цену продаваемого им товара (или оказываемой услуги) и переложить этот налог на другое лицо. Последнее, если не сможет, в свою очередь, переложить налог, будет его носителем. Фактически носитель налога - это лицо или лица, которые в результате переложения налога несут всю тяжесть налогового бремени.
Предмет налогообложения - это некий физический факт (предмет), в отношении которого совершаются действия, влекущие за собой обязанность уплаты налога.
Для налогоплательщика важным является указание на необходимость уплаты налога за счет собственных средств. Это означает, что уплата налога должна приводить к сокращению доходов налогоплательщика. Данное положение фактически означает запрет налоговых оговорок, под которыми обычно понимается перекладывание обязанности уплатить налог на иное лицо.
Предусмотренная законодательством обязанность уплатить налог за счет собственных средств еще не означает необходимости для налогоплательщика делать это самостоятельно. Законодательство предусматривает возможность уплаты налога за налогоплательщика его представителем. Налоговый кодекс Российской Федерации. Глава 4 Налоговые представители могут быть законными (по закону) и уполномоченными (по назначению).
Существует определенная система взаимодействия между отдельными элементами закона о налоге. Например, субъект и объект налогообложения находятся в известной взаимозависимости. Если тот или иной налог строится исходя из определения субъекта налогообложения, то определение объекта налогообложения вторично по отношению к субъекту. Так, при налоге на доходы физических лиц первично определение налогоплательщика - физического лица с постоянным местожительством в России. Именно для такого лица рассматривается, какие из его доходов подлежат налогообложению и по какой ставке; на первом месте стоит определение субъекта налога - налогоплательщика.
Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне.
Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет.
Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами законами.
Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.
А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.
Налоговая ставка представляет собой сумму налога, подлежащую уплате, приходящуюся на единицу налогообложения. В зависимости от типа группировки налоговые ставки различаются:
1) по методу установления - твердые и процентные. Иначе эти виды ставок называют специфическими и адвалорными;
2) по экономическому содержанию - предельные (или маргинальные), фактические (средние или эффективные) и экономические.
Схема 3. Виды налоговых ставок
При установлении налоговых ставок в виде специфических ставок (твердых сумм) в законе фиксируется определенная твердая сумма налога, подлежащая уплате с единицы обложения. Например, при обложении земельным налогом в г. Москве для первой территориально-экономической зоны города (внутри Садового кольца) установлена базовая ставка 300 277 руб. с гектара, а для 13-й зоны (район Сокольников) -39 742 руб. с гектара. Аналогично в виде твердых ставок установлены ставки транспортного налога, большинства акцизов, таможенных пошлин и некоторые другие.
Адвалорные (процентные) ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения. Например, ставка налога на прибыль (в федеральной ее части) составляет 5% с каждого рубля полученной и подлежащей налогообложению прибыли.
Наиболее яркий пример использования сочетания специфических и адвалорных ставок - обложение акцизами. Основные категории подакцизных товаров, такие, как алкогольная и табачная продукция, облагаются с использованием твердых, или специфических ставок.
Предельные налоговые ставки - это номинальные налоговые ставки, указанные в соответствующих законодательных актах.
Фактическая (или средняя) налоговая ставка представляет собой отношение реально уплаченной суммы налога к расчетной величине налоговой базы.
Экономическая ставка налога - это отношение всей суммы уплаченного налога ко всему полученному доходу налогоплательщика.
С проблемой установления налоговых ставок непосредственно связан применяемый в каждом конкретном случае метод налогообложения (схема 4), т.е. порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.
Схема 4. Методы налогообложения
1. Равное налогообложение предполагает установление фиксированной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговыми ставками и налоговой базой. Примером такого равного налогообложения может служить подушный налог, исторически один из наиболее ранних. В Японии, например, взимается 3200 иен в год с каждого жителя, а во Франции этот налог задействован в качестве одного из источников формирования местных бюджетов.
2. Пропорциональное налогообложение предполагает установление для каждого налогоплательщика фиксированной ставки, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При таком методе налогообложения налог растет пропорционально росту налоговой базы.
Большинство российских налогов строятся на основе пропорционального метода. Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки (не зависящей от величины полученной прибыли): 5% - федеральная составляющая, 17% -максимально возможная ставка субъектов Федерации и 2% -муниципальная составляющая налоговой ставки. С 2001 г. налог на доходы физических лиц в России также взимается на основе пропорционального метода налогообложения.
3. Прогрессивное налогообложение предполагает рост налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Этот вид налогообложения используется, как правило, при обложении доходов и реже при обложении имущества. Выделяют несколько возможных подходов к построению прогрессии в налогообложении:
а) при простой поразрядной прогрессии выделяются ступени, или разряды, налогооблагаемой базы и для каждого разряда устанавливается налоговый оклад в твердой сумме. Например, первый разряд составляет от 1 до 1000 руб., второй - от 1001 до 5000, третий - от 5001 до 10 000, четвертый - от 10 001 до 15 000 руб. и т.д. Для каждого из названных разрядов устанавливается сумма налога. Например, для первого разряда - 1 руб., для второго - 100, для третьего - 500 руб. и т.д. В современных условиях такая система практически не используется, поскольку при ее построении невозможно обеспечить прогрессивность в рамках разрядов. Более того, чем шире рамки разрядов, тем менее справедлива данная схема.
б) при простой относительной прогрессии устанавливают разряды и фиксированные ставки по этим разрядам, применяемые ко всей сумме налоговой базы по каждому разряду. Так, для первого разряда ставка может составить 2%, для второго -8, для третьего - 10, для четвертого - 15% и т.д. Эти ставки должны применяться ко всей сумме полученного дохода. Неудобство данного подхода построения прогрессии связано с тем, что на стыках разрядов при относительно незначительных различиях в полученных доходах (например, 9999 и 10 000 руб.) различия в уровне фактических налоговых ставок будут весьма ощутимы - 999 и 1500 руб.
в) сложная прогрессия наиболее часто встречается в современных налоговых системах. Суть ее заключается в распределении дохода (или налоговой базы иного вида) на несколько разрядов и применении налоговой ставки к части полученного дохода, попавшей в данный разряд. Фактически это означает, что предельная налоговая ставка применяется не ко всему объему налоговой базы, а только к ее части, соответствующей данному разряду. С 2001 г. в отечественной налоговой системе на основе прогрессии установлены ставки лишь двух налогов - на имущество физических лиц и с наследства и дарения.
4. В рамках моделей налогообложения самостоятельное направление представляет регрессивное налогообложение. Строго говоря, регрессивное налогообложение можно рассматривать как разновидность прогрессивного, но предполагающего отрицательный коэффициент прогрессии. При регрессивном налогообложении налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а, напротив, снижается. В чистом виде данный метод в современной экономической практике встречается крайне редко. Тем не менее российская налоговая система начиная с 2001 г. использует регрессивный метод налогообложения при установлении единого социального налога. Однако если рассматривать не номинальные (предельные) налоговые ставки, а экономические и соотносить сумму уплаченных налогов с общим объемом доходов налогоплательщика, то среди современных налогов можно найти много регрессивных, в том числе практически все косвенные налоги - НДС, акцизы, таможенные пошлины.
Строго говоря, регрессивность налогообложения косвенными налогами имеет место в отношении не налогоплательщиков (каковыми являются предприятия и иные юридические лица), а носителя налогов - населения. При прочих равных условиях, чем ниже уровень доходов того или иного человека, той или иной социальной группы, тем большую долю в его доходах составляют косвенные налоги.
2Налоги: их функции и виды
Важным аспектом налогового строительства являются функции, осуществляемые системой налогов той или иной страны.
1. Фискальная функция реализует задачу формирования единого фонда денежных средств государства. Именно фискальный потенциал налогов предопределяет возможность решения государством задач обороны, правоохранительных, социальных, охраны природы и др. Данная функция налогов в известной степени первична по отношению ко всем остальным функциям.
2. Распределительная (или перераспределительная) функция предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета (единого фонда денежных средств) часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует общество и реализует государство.
3. Стимулирующая (или дестимулирующая) функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности. Стимулирующая функция налогообложения реализуется через систему налоговых льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим.
4. Контрольная функция (иногда выделяемая) дает возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов.
5. Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль.
Фискальная и экономическая функции налогов взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции. В.Г. Панков \\Налоги и налоговая система,2005г.\\стр 9
Все многообразие налогов можно распределить на группы и виды в зависимости от ряда признаков. Рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся классификации и соответствующие им типы налогов:
1. По методу установления налоги принято разделять на прямые и косвенные.
а) к прямым относят подоходно-поимущественные налоги, то есть, те которые уплачиваются налогоплательщиком, самостоятельно исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что эти налоги будут переложены налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет бремя этого налога.
Прямые налоги делятся на личные и реальные. Личные налоги - это подоходные налоги. К ним относятся налог на доходы физических лиц (или индивидуальный/личный подоходный налог) и налог на прибыль организаций (налог на прибыль корпораций). Реальные налоги - налоги на имущество. Фактически эти налоги предполагают обложение гипотетического дохода того или иного человека (или предприятия) исходя из оценки стоимости его имущества (от англ. real (estate) - имущество, недвижимость).
б) если прямое налогообложение ориентируется в основном на процесс получения дохода, то косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств, т.е. косвенные налоги - это налоги на потребление. Косвенными они называются потому, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т.е. конечным носителем бремени напотев данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг. К косвенным относят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые другие налоги на товары и услуги (на потребление).
2. В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, принято различать общие налоги и целевые налоги.
а) к общим относятся те налоги, которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета, т.е. налоги указанной группы не имеют целевого назначения. Подавляющее большинство действующих в России налогов (на прибыль организаций, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество организаций, таможенные пошлины и многие другие) относится именно к этой группе.
б) целевые налоги в отличие от общих вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые бюджетные фонды. Только такой режим позволяет контролировать целевое использование указанных средств.
3. По характеру властной компетенции налоги подразделяют на государственные и местные.
а) государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государственный бюджет. Часть из них может зачисляться в доход местных бюджетов.
В Российской Федерации можно выделить две составляющие государственного устройства - федеральную и субфедеральную (субъекты Федерации). Соответственно к государственным налогам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов Федерации.
б) местные налоги устанавливаются на основании решений органов местного самоуправления и зачисляются, как правило, только в доход местных бюджетов.
Так же в Российской Федерации используется еще один критерий классификации имеющихся налогов и сборов - в зависимости от принципа, положенного в основу при определении адресата - получателя средств от данного налога (конкретного бюджета). Исходя из этого принципа налоги разделяются на собственные (закрепленные) и регулирующие.
а) собственные (закрепленные) - это налоги, которые на длительный срок полностью или частично закрепляются за тем или иным бюджетом в качестве источников его финансирования. Так, налог на имущество предприятий является собственным налогом субъектов Федерации. Средства от данного налога закреплены за бюджетами субъектов РФ, это их собственные налоги и собственные источники доходов. Субъекты РФ обязаны оставлять часть поступлений от данного налога в тех муниципалитетах, на территории которых расположены соответствующие имущественные объекты. Собственным налогом является и таможенная пошлина для федерального бюджета, поскольку поступления от данного налога формируют доход федерального бюджета.
б) регулирующие - это налоги, отчисления (нормативы или иной механизм распределения) от которых могут пересматриваться ежегодно в процессе формирования бюджета соответствующего уровня на будущий год. К регулирующим налогам относятся акцизы, налог на доходы физических лиц Налог на доходы физических лиц в соответствии с Законом о федеральном бюджете в 2003-2004 гг. полностью зачисляется в доход бюджетов субъектов Федерации.. НДС в 1992-2000 гг. распределялся между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации по нормативам. В 2001-2004 гг. этот налог полностью поступает в доход федерального бюджета. Эти два налога - налог на доходы физических лиц и НДС - являются регулирующими в отношениях между федеральным и субфедеральными (региональными) бюджетами.
Схема 5. Классификация налогов
3Особенности системы налогообложения коммерческих фирм
В настоящее время предприятия могут функционировать в условиях одной из четырех систем налогообложения:
1) общепринятая система налогообложения;
2) общепринятая система с использованием льгот по налогу на прибыль;
3) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности;
4) система единого налога на вмененный доход Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга, стр. 154.
Каждая из этих систем обладает специфическими особенностями при формировании совокупных налоговых обязательств. Вместе с тем, каждая из них опирается на единую методическую базу, которой являются стоимостные объекты системы бухгалтерского учета. Далее, в зависимости от норм ведения учетных операций (учетной политики) формируется разная база для налогообложения. Следовательно, при проведении сравнительного анализа указанных систем налогообложения, необходимо обратить особое внимание на формирование налоговых обязательств в системе бухгалтерского учета.
Рассмотрим более подробно два последних варианта.
Система налогообложения малых предприятий, которая в налоговом законодательстве известна как система упрощенного налогообложения, учета и отчетности. В ней используются адаптированные к малым предприятиям принципы и способы ведения учетных операций, составления отчетности и расчетов обязательств по единому налогу с совокупной выручки или совокупного дохода.
Для индивидуальных предпринимателей упрощенная схема предлагает замену уплаты подоходного налога на доход от предпринимательской деятельности уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Пока выбор упрощенной системы налогообложения принадлежит предпринимателю. Применить упрощенную систему имеют право организации, численность которых не превышает 15 человек.
Безусловно упрощенная система налогообложения обладает рядом преимущество сравнению с общим режимом. Так, например ряд налогов, такие как налог на прибыль организации (налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей), налог на имущество организаций (налог на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей), ЕСН, НДС заменяются единым налогом, с сохранением обязанности выплат страховых взносов в пенсионный фонд и оплаты больничных листов в предусмотренном порядке. Данное обстоятельство значительно упрощает ведения налогового учета и сдачи налоговой отчетности, так как обязанность вести налоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому, указанному выше, налогу в отдельности заменяется необходимостью проведения указанных мероприятия только в отношении одного налога.
Также немаловажным фактом является упрощение бухгалтерского учета для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Данное упрощение заключается в том, что отпадает необходимость ведения громоздкого бухгалтерского учета с использованием различных ведомостей, регистров, журналов, с заменой его бухгалтерским учетом с использованием Книги учета доходов и расходов, в которой порядок ведения бухгалтерских записей максимально упрощен. Данное обстоятельство позволяет сэкономить деньги на оплату услуг бухгалтера, приобретения канцелярских товаров и специализированного программного обеспечения, т.к. бухгалтерский учет по предложенной схеме может производить сам индивидуальный предприниматель, руководитель малого предприятия или другое уполномоченное лицо, не имеющее специального образования или опыта работы, без использования дорогостоящей вычислительной техники.
Одна из положительных сторон упрощенной системы налогообложения проявляется в возможности переноса полученных убытков на последующие налоговые периоды.
Также одним из плюсов упрощенной системы налогообложения можно выделить ускоренное списание расходов на приобретение объектов основных средств. Однако в правилах учета расходов на приобретение объектов основных средств есть и один недостаток, а именно необходимость уплаты дополнительной суммы налога и пени в случае продажи объекта основных средств ранее установленного срока.
Есть необходимость обратить внимание еще на один недостаток упрощенной системы налогообложения, который заключается в необходимости возврата на основной режим в случае превышения установленных лимитов в отношении суммы полученного дохода в течении года, а также величины остаточной стоимости объектов основных средств. Налоговое законодательство устанавливает требование возврата на основной режим в случае нарушения указанных лимитов, начиная с того квартала, в котором произошло данное нарушение. В такой ситуации у налогоплательщика возникает сложность восстановления бухгалтерского и налогового учета за относительно большой промежуток времени (от нескольких дней до более двух месяцев). Но такую опасность возможно исключить, если налогоплательщик будет постоянно следить за размером получаемого дохода и остаточной стоимости объектов основных средств, и в случае приближения данных величин своевременно организовать налоговый и бухгалтерский учет по правилам, установленным для налогоплательщиков, применяющих основной режим налогообложения.
Несмотря на перечисленные выше недостатки, положительные стороны упрощенной системы налогообложения значительно облегчают труд налогоплательщиков в области налогового и бухгалтерского учета, что делает упрощенную систему налогообложения привлекательной для субъектов малого бизнеса.
Предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.
Предприниматель, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через два года после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения. Информационно-справочный ресурс Юридического агентства "Столичный Стандарт", http://www.st-standart.ru/index.htm
Четвертая схема налогообложения субъектов малого предпринимательства предполагает уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Его принятие обусловлено тем, что современное состояние экономики, характеризующееся значительной долей теневого оборота капиталов, особенно в сферах широкого использования наличных денежных средств, позволяло уходить от уплаты налогов. В первую очередь это характерно для отраслей торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, выполнения строительных и ремонтных работ, а также оказания иных услуг населению. Федеральный закон был призван обеспечить равномерность распределения налогового бремени, направлен на пополнение доходной части бюджетов всех уровней в связи с легализацией учитываемых доходов и упрощение системы учета и отчетности.
Объектом обложения единым налогом, в данном случае, устанавливается совокупный доход или валовая выручка. Причем, при выборе объекта обложения принцип добровольности отсутствует. Его выбор предоставляется органу государственной власти субъекта Федерации.
При обложении совокупного дохода в федеральный бюджет налог зачисляется по ставке 10%, в региональный бюджет налог может быть установлен в пределах 20%. Если объектом обложения служит валовая выручка, то в федеральный бюджет направляется 3,33% от ее суммы, в региональный - 6,67%.
Проведем анализ этих систем налогообложения с целью определить: какую финансовую выгоду может получить конкретный субъект малого предпринимательства, принимая ту или иную систему налогообложения.
Для примера рассмотрим условное предприятие, уставной капитал которого составляет 50 тысяч рублей: 30% принадлежит юридическому лицу, 70% - работникам предприятия. Предприятие занимается оказанием транспортных услуг, численность работников составляет 75 человек. Исходные данные предприятия удовлетворяют всем критериям для отнесения его к категории малых предприятий. Кроме того, указанное предприятие переведено на уплату единого налога на вмененный доход с начала года. Предприятие, за рассматриваемый период, имеет балансовый убыток, однако, для целей налогообложения прибыль предприятия скорректирована и составляет 83,0 тыс. руб.
Допустим, что общее число сотрудников, занятых на производстве, не превышает предельной численности, установленной законом. Условимся также, что предприятие не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период, необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период сданы в налоговые органы в установленные сроки.
В этом случае, при валовой выручке малого предприятия за отчетный период 1218,0 тыс. руб. сумма единого налога, при установленной ставке 10%, составит 121,8 тыс. руб., а балансовая прибыль соответственно - 141,2 тыс. руб. После уплаты в бюджет единого налога у предприятия останется прибыль в размере 19,4 тыс. руб.
Второй вариант, когда малое предприятие по роду своей деятельности может перейти на уплату единого налога на вмененный доход. Автопарк предприятия состоит из 95 автомобилей, из которых 94 имеют грузоподъемность до 8 тонн и один - от 8 тонн. Из 95 автомобилей используются только 17. Согласно существующему Положению размеры базовой доходности на единицу физического показателя на месяц по оказанию транспортных услуг установлен и составляет 1908,5 руб. для автомобилей грузоподъемностью до 8 тонн и 9030,5 руб. для автомобилей грузоподъемностью выше 8 тонн. Сумма единого налога на вмененный доход от оказания транспортных услуг равна 25,5 тыс. руб. Однако, малое предприятие в соответствии с федеральным законодательством является плательщиком других налогов. После уплаты в бюджет и внебюджетные фонды единого налога в предприятия остается прибыль 149,2 тыс. руб.
Необходимо отметить, что, несмотря на постоянный рост количества зарегистрированных малых предприятий, количество применяющих общеустановленную систему налогообложения постоянно снижается и по состоянию на 1 января 2006 года составляет 57,8 % от общего количества зарегистрированных на эту дату предприятий. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: Дело, 2003. - с. 56.
В 2004 году из 879,3 тыс. индивидуальных предпринимателей (31,1 % от общего количества зарегистрированных) применяли общеустановленную систему налогообложения 87% индивидуальных предпринимателей, а в 2005 году их количество снизилось до 80% в связи с увеличением количества индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также переведенных на уплату единого налога на вмененный доход. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: Дело, 2003. - с. 57.
По состоянию на начало 2006 года количество малых предприятий, применяющих упрощенную систему, составило 140,9 тысяч и по сравнению с 2005 годом уменьшилось на 20,1 %. Их удельный вес в общем количестве малых предприятий снизился по сравнению с прошлым годом с 4,2% до 3,1%.
Заключение
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и так далее, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).
Подводя итоги выше проведенного анализа, можно сделать следующие выводы.
Общепринятая система налогообложения - это наиболее неблагоприятные условия для работы малых предприятий. Размер налогов и платежей во внебюджетные фонды, относимых на себестоимость оказываемых услуг, составляют 22% от общей суммы затрат. Налоги, уплачиваемые в бюджет за счет предприятия, составляют 99,5% внереализационных расходов, а удельный вес налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды составляет 43,2% от выручки от основной деятельности предприятия.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности - является более благоприятным для налогоплательщика. Во-первых, здесь привлекает добровольный порядок перехода на эту систему. Во-вторых, после уплаты единого налога в бюджет и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды в распоряжении предприятия остается 2% от выручки. Ведение бухгалтерского учета и отчетности предусмотрено в упрощенном варианте. Для субъектов малого предпринимательства сумма, начисленного к уплате единого налога, не является фиксированной, зависит от суммы полученной выручки.
Единый налог на вмененный налог - на первый взгляд, кажется самым благоприятным, например, отчисления во внебюджетные социальные фонды в 23 раза меньше, чем в остальных вариантах. Однако, жесткое требование к обязательному переходу на уплату единого налога на вмененный доход лишает налогоплательщика выбора, а применение льгот дело добровольное. Кроме того, налог исчисляется от суммы базовой доходности, и на его величину не влияют ни численность промышленного персонала, ни размер полученной выручки, ни иные показатели деятельности предприятия. Отметим также несоответствие выбора единицы физического показателя при определении единого налога на вмененный доход - транспортное средство (имеющее лицензию на оказание транспортных услуг) и налога с владельцев транспортных средств, где налог начисляется независимо от того, работают эти транспортные средства или нет.
Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской Федерации - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.
Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. «О разъяснениях налогового законодательства»/Налоговый вестник/ - 2005 - №10, стр 91
Список используемой литературы
1. Конституция РФ
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1998
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 05.08.2000
4. Белоусова С.В. Упрощенная система налогообложения: Решаем проблемы применения, 2006.
5. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы). - М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000.
7. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд. доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.
9. Мандрощенко О.В., Пинская М.Р. Налоги и налогообложение.- Москва, 2007.
10. Морозов А.А. Налоговая система и законодательное регулирование налогообложения, 2006.
11. Панков В.Г. Налоги и налоговая система РФ. - Москва, 2005.
12. Полонский Ю.Д. Упрощенная система налогообложения: По главе 26/2 Налогового кодекса Российской Федерации, 2006.
13. Толмачёв И.А. Специальные налоговые режимы: ЕСХН, упрощенная система налогообложения, ЕНВД, 2007.
14. Феоктистова И.А. Доходы и расходы при упрощенной системе налогообложения, 2007.
15. Новое в исчислении и уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) с 1 января 2006 года // Консультант бухгалтера. - 2005. - №9.
16. Самохвалова Ю.Н. Некоторые аспекты применения упрощенной системы налогообложения // Консультант бухгалтера. - 2004. - №6.
17. Сомов Л.К. Некоторые аспекты применения ЕНВД // Бухгалтерский учет. - 2005. - №4.