Рефераты

Сделки с ценными бумагами

Сделки с ценными бумагами

76

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и история возникновения ценных бумаг

1.1 Понятие ценных бумаг

1.2 История возникновения ценных бумаг в России

1.3 Ценные бумаги - объект гражданских правоотношений

Глава 2. Виды ценных бумаг и их характеристика

2.1 Акции

2.2 Облигации

2.3 Вексель

2.4 Государственные ценные бумаги

2.5 Производные и иные ценные бумаги

Глава 3. Основные сделки с ценными бумагами

3.1 Участники рынка ценных бумаг

3.2 Операции с ценными бумагами. Эмиссионные операции

3.3 Инвестиционные операции

3.4 Дилерские и брокерские операции

3.5 Операции по доверительному управлению

Заключение

Список нормативно-правовых актов, научной и учебной литературы

Введение

В настоящее время в России происходят социально-экономические преобразования, которые направлены в сторону формирования и развития рыночной экономики. Происходит становление такой важной сферы экономики как рынок ценных бумаг. Вследствие этого появляются новые экономические объекты. Одним из таких объектов являются ценные бумаги. Ценные бумаги российских эмитентов составляют основу функционирования рынка ценных бумаг.

Во многих развитых странах рынок ценных бумаг уже давно сложился и плодотворно функционирует. У нас же он только развивается. Если обратиться к истории, то можно увидеть, что рынок ценных бумаг в России возник ещё в период правления Екатерины II. Со времён её правления до 1917 года развитие рынка ценных бумаг не прерывалось. Начиная с 90-х годов, вплоть до нашего времени идёт новый этап развития ценных бумаг в нашей стране. В дипломной работе будут подробно рассмотрены все этапы развития, которые прошёл рынок ценных бумаг в России.

Ценные бумаги являются объектом гражданского права. Они являются товаром, который может служить как средством кредита, так и платежа. Заменяя собой наличные деньги, они становятся удобным средством расчёта.

Правоотношения на рынке ценных бумаг регулируются нормами различных отраслей права. Основы функционирования этого рынка определены нормами гражданского права и экономической теории, порядок выпуска и обращения ценных бумаг является институтом административного и финансового права.

Многообразие видов ценных бумаг довольно широко и поэтому они классифицируются по разным признакам. В данной работе рассмотрены все те показатели, по которым происходит данная классификация.

Тема дипломной работы особенно актуальна в настоящее время, так как за последние годы в нашей стране произошёл значительный рост рынка ценных бумаг. На данный момент уже многие предприятия и просто физические лица вкладывают свои денежные средства в операции на рынке ценных бумаг.

В современных условиях российский рынок ценных бумаг приобретает важное значение как альтернативный источник финансирования экономики. При осуществлении эмиссии государственных ценных бумаг, федеральные органы власти и субъекты Федерации получают дополнительный источник бюджетного финансирования и покрывают бюджетный дефицит. Выпуская муниципальные ценные бумаги, органы местного самоуправления пополняют доход местных бюджетов и получают инвестиции на реализацию необходимых программ.

Ключевой проблемой российских региональных предприятий является дефицит источников финансирования инвестиционных проектов. Неоднократно отмечалось, что такие традиционные источники финансовых ресурсов как банковская система, государственные кредиты и собственные средства не в состоянии удовлетворить возрастающие потребности предприятий, поэтому они должны будут искать выходы на фондовый рынок. Эмитируя корпоративные ценные бумаги, акционерные общества формируют и пополняют акционерный капитал, обеспечивают финансирование производственно-хозяйственного развития. Используя капитальное финансирование, акционерное общество получает денежные средства для осуществления инвестиций в обмен на предоставление права долевого участия в собственности. Преимуществом эмиссии акций, несмотря на возможное изменение долей в уставном капитале, является отсутствие обязательств по погашению заимствованной суммы. Операции с акциями, проводимые на вторичном рынке привлекают внимание к акциям компании как крупных инвесторов, так и простых вкладчиков. Финансирование предприятия посредством облигационных займов даёт ему возможность сохранения пропорций в уставном капитале общества, при этом кредитор не получает права на долю собственности предприятия. Посредством мобилизации накопленных активов предприятия могут получать значительный доход от операций на рынке ценных бумаг. Это прибыль от размещения временно свободных денежных средств в фондовые ценные бумаги и в их производные. Ценные бумаги являются объектом исследования в данной дипломной работе.

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы раскрыть сущность и назначение разных видов ценных бумаг, обращающихся в Российской Федерации.

Для достижения цели ставятся следующие задачи: изучение всех видов ценных бумаг, обращающихся на российском рынке ценных бумаг; рассмотрение различных видов операций с ценными бумагами; установление лиц, осуществляющих операции с ценными бумаг исследование законодательной базы, которая регулирует отношения по сделкам с ценными бумагами и регулирующих органов.

Глава 1. Понятие и история возникновения ценных бумаг

1.1 Понятие ценных бумаг

Значение ценных бумаг в гражданском обороте исторически заключалось в том, что они оказались способными в определённых случаях заменить реальные деньги и товары, что приводило к ускорению товарооборота и повышению его устойчивости.

Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие имущественные права или отношения займа между владельцами и лицами, их выпустившими. Это инструмент привлечения денежных средств, объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких видов деятельности как брокерская, регистраторская, депозитарная, трастовая, клиринговая и консультационная.

Для раскрытия сущности ценных бумаг необходимо рассмотреть дополнительные качества, без которых документ не может претендовать на статус ценной бумаги. Во-первых, ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие имущественное право в форме титула собственности (акции корпораций, векселя, чеки, коносаменты и т.д.) или имущественное право как отношение займа владельца документа к лицу, его выпустившему (облигации корпораций и государства, сертификаты и т.п.).

Во-вторых, ценные бумаги выступают в качестве документов, свидетельствующих об инвестировании средств.

В-третьих, ценные бумаги являются документами, в которых отражены требования к реальным активам (акциям, чекам, приватизационным документам, коносаментам, жилищным сертификатам и др.).

В-четвёртых, важным моментом является такое обстоятельство, что ценные бумаги приносят доход.

Многообразие видов ценных бумаг приводит к тому, что их подразделяют на группы по тому или иному признаку. Ценные бумаги классифицируют по эмитентам, времени обращения, способу выплаты дохода, экономической природе, уровню риска и другим показателям.

Тип ценной бумаги характеризует её коренные свойства, происхождение. Различают основные и производные, первичные и вторичные типы ценных бумаг. Основные ценные бумаги - это бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо реальный актив. Среди основных бумаг выделяют первичные и вторичные ценные бумаги. Первичные ценные бумаги (акции, облигации, векселя) основаны на активах, в число которых не входят другие ценные бумаги. Вторичные - это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг (депозитарные расписки, сертификаты акций). Производные ценные бумаги - это форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены базисного актива.

Выпуск и обращение ценных бумаг называется эмиссией, а лица, которые совершают эмиссию называются эмитентами. Основными эмитентами ценных бумаг являются частный сектор, государство и иностранные субъекты. Ценные бумаги соответственно делятся на частные, государственные и международные.

Частные ценные бумаги выпускают нефинансовые корпорации и кредитно-финансовые институты (банки, страховые и инвестиционные компании).

Государственные ценные бумаги эмитируются как центральным правительством, так и местными органами власти.

Международные ценные бумаги различаются по эмитентам, валюте, срокам обращения.

Эмитентом ценных бумаг может быть юридическое лицо или органы исполнительной власти, либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закреплённых ими.

Традиционно деление ценных бумаг по признаку принадлежности прав: ценные бумаги на предъявителя и именные. Именные ценные бумаги выписываются на определённого владельца, информация о котором должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закреплённых ими прав требуют обязательной идентификации владельца.

Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя не требуют для выполнения прав идентификации владельца, и права, удостоверенные этой ценной бумагой, передаются другому лицу путём простого вручения.

Существуют документарная и бездокументарная формы ценных бумаг. При документарной форме ценных бумаг владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счёту депо. Бездокументарная форма ценной бумаги - форма, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг.11 Рынок ценных бумаг: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. Е.Ф.Жукова.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. стр.16.

Все перечисленные выше характеристики ценных бумаг говорят о сложной структуре этих документов. Они имеют определённые качества, коренные свойства и признаки, определённую форму выпуска и эмитента.

1.2 История возникновения ценных бумаг в России

Возникновение российского рынка ценных бумаг восходит к эпохе правления Екатерины Второй, когда в 1769 году Россией был размещён в Голландии (Амстердаме) первый государственный внешний заём. В дальнейшем государство продолжало регулярно покрывать свои потребности в финансовых ресурсах за счёт размещения крупных займов на заграничных рынках.

Рынок ценных бумаг в царской России формировался и развивался около 150 лет, с 1769 по 1913 год. Здесь выделяют три периода. Первый период - с 1769 года до конца пятидесятых годов двадцатого века. Это время возникновения и начала становления рынка ценных бумаг, когда происходило преимущественно обращение государственных ценных бумаг. Основным источником покрытия бюджетного дефицита оставался выпуск бумажных денег. Чрезмерная эмиссия ассигнаций приводила лишь к развитию инфляции, что вредило торговле и кредиту и никак не способствовала стабилизации экономики. Правительство по «Плану финансов», предложенному М.М. Сперанским, приступило к выпуску внутренних процентных долговых обязательств - облигаций долгосрочного государственного займа для трансформации части текущего беспроцентного долга в форме ассигнаций. Государственные ценные бумаги на внутреннем рынке появились в период правления Александра I в связи с Высочайшим указом от 25 марта 1809 года, определившим основные правила и условия их выпуска и обращения. В 1817 году была сформирована Государственная комиссия погашения долгов, в ведении которой находились государственные процентные бумаги. Правительство выпускало также долговые процентные бумаги другого вида: «краткосрочные казначейские обязательства» (первый выпуск - в 1812 году) и четырёхлетние билеты Государственного казначейства (первый выпуск в 1831 году). Они принимались во все казённые платежи. Их выпуск способствовал сокращению сферы применения обесценивающихся ассигнаций.

Первые российские внутренние займы приносили доход в размере 6% годовых с дополнительным премиальным одним процентом. Их доходность была выше, чем та которая предоставлялась государственными кредитными конторами, так как кредиты пользовались доверием.

Второй период - с 60-х годов девятнадцатого века по 1897 год - совпал с завершением денежной реформы (введением «золотой валюты»).

Третий период - с 1897 по 1913 год (начало первой мировой войны). Отменив крепостное право, Россия поднялась на новую ступень развития. С учётом улучшения состояния государственного бюджета и увеличения золотого запаса появилась возможность провести новую денежную реформу. В 1897 году была введена «Золотая валюта». Предел эмиссии определился в сумме 600 миллионов рублей, которая на 50% покрывалась золотом и на 50% - коммерческими векселями. Ценные бумаги: Учебник/ Под ред. В.И.Колесниеова, В.С.Торкановского.- М.: Финансы и статистика, 1999. стрю104.

В течение девятнадцатого и в начале двадцатого века российский бюджет отличался хроническим дефицитом. Государство периодически эмитировало облигации. Именные облигации могли конвертироваться в предъявительские, и наоборот, при участии Государственной комиссии погашения долгов. Государство стимулировало развитие рынка именных облигаций, поэтому конверсия предъявительских бумаг была бесплатной для их владельцев, а обратная процедура не обходилась без определённых расходов.

Период обращения облигаций государственного займа был краткосрочным, долгосрочным, среднесрочным и бессрочным. Продолжительность обращения краткосрочных бумаг составляла от 3 до 12 месяцев, а их номинал не превышал 500 рублей. Эмитентом выступало министерство финансов. К среднесрочным бумагам относились выпускавшиеся Государственным казначейством билеты, период обращения которых составлял 4 и 8 лет с номиналом в размере 50 рублей. Первые выпуски этих бумаг приносили доход в размере 3% годовых, а последующие приносили 4% годовых. Билеты Государственного казначейства сохраняли свою платёжеспособность на протяжении ещё 10 лет после завершения установленного при эмиссии срока обращения и по существу выполняли функции процентных денег.

Долгосрочные облигации в России выпускались на период 50 - 80 лет и более и вместе с бессрочными займами занимали доминирующее положение в структуре государственного долга. Бессрочные займы приносили владельцам облигаций непрерывный доход, ренту, однако правительство имело право погашать их по номинальной стоимости.

Говоря о государственных ценных бумагах Российской империи, следует упомянуть и гарантированные бумаги: акции и облигации российских железнодорожных компаний, имевшие срочные или бессрочные правительственные гарантии, которые обеспечивали их держателям безусловное получение в срок установленных процентов и минимальных дивидендов. Такая практика позволяла стимулировать привлечение капитала, особенно иностранного, в частный сектор экономики страны.

Появление на российском рынке акций и частных облигаций в период правления Николая I связано с принятием в 1836 году Закона о промышленных обществах. Объём оборота новых видов ценных бумаг в России долгое время оставался незначительным в сравнении с государственными облигациями, а также по отношению к развитым зарубежным рынкам. Это было связано с традиционным относительно слабым развитием частного предпринимательства в стране. В начале двадцатого века в России насчитывалось чуть более 1,5 тысяч акционерных компаний. В основном котировались акции железных дорог, коммерческих и земельных банков, нефтяных, страховых и металлургических компаний.

В третьей четверти девятнадцатого века, в период правления Александра II, на российском рынке появились долговые ценные бумаги городов. Срок обращения данных ценных бумаг доходил до 50 лет и более. Из-за ограниченности региональных ресурсов значительная их часть размещалась за границей.

Такой вид ценных бумаг как вексель появился в России в конце семнадцатого - начале восемнадцатого века благодаря тесным связям с немецкими купцами. При Петре I векселя стали использоваться правительством. Первый вексельный устав в России был принят в 1729 году и был посвящён в основном переводному векселю. Однако основным видом векселя в России стал простой вексель, прообразом которого была так называемая кабала (заёмное письмо).

Второй вексельный устав был принят в 1832 году, но он не учитывал хозяйственные реалии и судебную практику России. Принятый в 1902 году Устав о векселях удачно сочетал достижения Общегерманского вексельного устава 1847 года и особенности экономики России. Данный Устав просуществовал до 1917 года, а в 1922 году советское правительство приняло «Положение о векселях», в основу которого был положен данный Устав.

В период НЭПа (новой экономической политики) вексельное обращение получило широкое развитие. На операции по учёту коммерческих векселей приходилось до 60% кредитных операций Госбанка СССР. Кредитная реформа начала 1930-х годов упразднила в СССР коммерческий кредит и вексель. Векселя использовались только во внешней торговле.

В 1936 году Советский Союз присоединился к Женевским вексельным конвенциям. В 1937 году было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О введении в действие «Положения о переводном и простом векселе», основанное на Единообразном вексельном законе (ЕВЗ).

Торговлей ценных бумаг в Российской империи занимались фондовые отделы товарных бирж и Государственный банк при посредничестве коммерческих банков. Операции с ценными бумагами первых выпусков государственных займов начали проводиться Санкт-Петербургской товарной биржей, а затем и Московской.

Из-за начала первой мировой войны на Российском фондовом рынке возник кризис. А после февральских событий 1917 года экономическое положение страны ещё более ухудшилось. Рост военных расходов, высокие темпы инфляции и огромный государственный долг от прежнего режима вынудили Временное правительство изыскивать возможности привлечения финансовых ресурсов. Крупнейшие банки страны подписали соглашение с министерством финансов о размещении Займа свободы 1917 года - первой эмиссии долгосрочных облигаций Временного правительства. Но из-за инфляции результативность его размещения была снижена. К концу 1917 года рынок ценных бумаг прекратил своё существование.

Возрождение рынка ценных бумаг началось с переходом к НЭПу (новой экономической политике). Государственные заимствования на внутреннем рынке возобновились в 1922- 1923 годах, когда была проведена эмиссия облигаций первого и второго хлебных и сахарного займов. Они носили краткосрочный (сезонный) характер - срок обращения каждого не превышал года. Максимальный номинал хлебных облигаций составлял 100 и 10 пудов ржи - соответственно для первого и второго займов.

В 1922 году в СССР был впервые выпущен долгосрочный заём, который назвали золотым. Период его обращения превышал 11 лет, а продажа облигаций, выплата доходов, в том числе выигрышей, осуществлялась в рублях по курсу, привязанному к золоту. Широко практиковалось принудительное размещение займов. Так, например, размещались: второй государственный выигрышный заём 1924 года; ряд специальных займов для аккумуляции временно свободных денежных ресурсов государственных предприятий и учреждений; займы индустриализации, укрепления крестьянского хозяйства, предназначенные для государственных служащих, рабочих и другого.

Рынок частных ценных бумаг в СССР возник с утверждением в марте 1922 года Положения о комиссии для рассмотрения предложений об образовании смешанных обществ. Биржевая торговля в стране возобновилась в 1923 году с открытием фондового отдела Московской товарной биржи. С завершением периода НЭПа деятельность всех фондовых отделов бирж была прекращена, рынок ценных бумаг СССР стал окончательно государственным. Шабалин А.О. Особенности фондового рынка России в период НЭПа// Финансы.-№4.- 1997.- с.63.

Новый период развития рынка ценных бумаг наступил в 90-х годах уже в Российской Федерации. Главную роль в воссоздании рынка ценных бумаг сыграли приватизация и акционирование государственных предприятий. В России появился новый вид ценных бумаг - приватизационные чеки (ваучеры). Это государственные ценные бумаги на предъявителя, дающие право на приобретение части государственной собственности, которая безвозмездно передавалась гражданам Российской Федерации в процессе приватизации. Становление новых акционерных обществ привело к эмиссии новых ценных бумаг, таких как акции, облигации, производные ценные бумаги и корпоративные ценные бумаги. Также произошло расширение обращения ценных бумаг. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки: Учеб. пособие для вузов.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. стр.197.

В 1992-1995 годах осуществлялась эмиссия банковских коммерческих бумаг (векселей, чеков), банковских депозитных и сберегательных сертификатов. Открытое размещение акций стало практиковаться в 1990-1991 годах в торгово-посреднической сфере. Акции пользовались спросом и быстро росли в цене. Также начали формировать свои капиталы коммерческие банки, например Менатеп, Инкомбанк, Мосбизнесбанк и другие. Открытую продажу ценных бумаг на рынке стали практиковать появившиеся инвестиционные компании: Военно-промышленная инвестиционная компания, Российская инвестиционная акционерная компания, Народная нефтяная инвестиционно-промышленная евроазиатская корпорация. На фондовом рынке страны появились акции иностранных компаний, таких как Bank of America, Boeing Comp., Hitachi, Xerox и другие.

В этот же период во внутренний финансово-хозяйственный оборот России возвращается вексель. В начале 90-х годов в обороте преобладали простые финансовые векселя банков и финансовых компаний. Векселя выпускались сериями и служили в первую очередь средством привлечения относительно дешёвых денежных средств юридических и физических лиц.

Большую роль в становлении и развитии вексельного обращения сыграло постановление Президиума ВС РСФСР от 24 июня 1991 года «О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР», подтвердившее действие на территории РСФСР Положения о переводном и простом векселе, а также письмо ЦБ РФ от 9 сентября 1991 года «О банковских операциях с векселями», в котором были даны рекомендации по использованию векселей в хозяйственном обороте и приведены образцы векселей.

Банковские векселя стали использоваться предприятиями, финансовыми органами, финансовыми управлениями местных администраций для расчётов по просроченным платежам за товары и услуги, по просроченным кредитам и процентам на них, для погашения задолженности перед региональными и местными бюджетами, а также Пенсионным фондом РФ.

В 1995 году количество банков-эмитентов векселей возросло и их стало около 250. По оценке Банка России, во втором полугодии 1995 года на долю векселей в общем объёме выпущенных банками ценных бумаг приходилось около 75%, при этом до 20% их использовалось в качестве платёжного средства. Общая сумма обязательств коммерческих банков по векселям достигла в середине 1996 года 20 триллионов рублей.

С 1994 года начался выпуск векселей предприятиями, которые расплачивались ими за электроэнергию, воду, газ, железнодорожные перевозки. Широкое распространение получили схемы взаиморасчётов с помощью корпоративных векселей, что существенно снизило потребность в деньгах. По данным Министерства экономики в 1995 году предприятия осуществили платежи векселями на сумму 1400 триллионов рублей.

С целью регулирования деятельности на вексельном рынке в 1996 году при участии Банка России создаётся профессиональная организация, регулирующая вексельный рынок, - Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР). Согласно Уставу АУВЕР - негосударственная некоммерческая организация участников вексельного рынка, основанная на принципах добровольности, равноправия, свободного волеизъявления и общности интересов своих членов. АУВЕР призван обеспечивать условия деятельности участников вексельного рынка, разрабатывать стандарты и правила вексельного обращения и контролировать их исполнение. Целью АУВЕР также является создание технологической инфраструктуры вексельного рынка и внедрение прогрессивных технологий на вексельном рынке; осуществление профессиональной подготовки лиц - участников вексельного обращения, проведение сбора, анализа, раскрытия информации о рынке векселей и его участниках, проведение экспертизы вексельных проектов. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. Е.Ф.Жукова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-с.303.

В ноябре 1990 года были учреждены Московская международная фондовая биржа (ММФБ) и Московская центральная фондовая биржа (МЦФБ). После образовались Ленинградская (Санкт-Петербургская), Сибирская, Балтийская, Нижегородская, Российская и другие биржи.

В 1992 году была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации, куда вошли представители фондовых бирж, Центрального банка, Министерства финансов, Антимонопольного комитета, Российского фонда госимущества и другие представители. Фондовые биржи начали формировать органы своего саморегулирования, первым из которых стала Федерация фондовых бирж.

Таким образом, развитие рынка ценных бумаг в нашей стране началось с восемнадцатого века и продолжается в настоящее время. В период СССР рынок ценных бумаг приостановил своё развитие, став государственным. Происходило обращение только лишь государственных ценных бумаг. В результате своей непривлекательности рынок не вызывал интереса у инвесторов, поэтому практиковались принудительные займы. При переходе к рыночной экономике уже в Российской Федерации начался новый этап развития рынка ценных бумаг. К обращению было представлено всё многообразие видов ценных бумаг, рынок стал намного эффективнее.

1.3 Ценные бумаги - объект гражданских правоотношений

Ценные бумаги являются объектом гражданских прав. В Гражданском кодексе Российской Федерации даётся определение ценной бумаги, перечислены виды и требования к ценной бумаге. Также в нём указываются субъекты прав, условия передачи прав по ценной бумаге и исполнение по ценной бумаге.

Являясь объектом гражданских прав, ценные бумаги могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Конституцией РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Право собственности на ценные бумаги защищено согласно Конституции РФ. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, п.2, ст.8.

Юридический подход к определению ценной бумаги, данному в Гражданском кодексе РФ, абсолютно преобладает не только в юридической, но и в экономической литературе. В качестве примера можно сослаться на действовавшее в течение нескольких лет «Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» (1991 года), в котором ценные бумаги определяются как «денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ». Здесь видно то, что в основе ценной бумаги лежит, как правило, тот или иной хозяйственный, юридический договор. Так, например, основу облигаций или банковских сертификатов составляет договор займа, основу варранта - договор хранения, основу опциона или фьючерса - договор поставки, основу коносамента - договор морской перевозки.

Возвращаясь к определению ценной бумаги, закреплённому в Гражданском кодексе РФ, выделим юридические требования к ценной бумаге. Во-первых, она существует только в форме строгих документов, которые могут быть разными: контракт, банковская сберегательная книжка, складская расписка, сертификат. Во-вторых, не каждый из таких документов может быть ценной бумагой, так как для этого необходимо соблюдение ряда условий. Одним из условий является соблюдение установленной формы удостоверения соответствующих прав. Другое условие - государственная регистрация и лицензирование.

Существуют также и другие требования к ценным бумагам и их бланкам, технические: определённый формат, чёткость изображения, размер полей, качество бумаги, способ печатания, расположение определённых реквизитов, степень защиты бланков от подделки и другое.

Одним из главных элементов в системе юридических характеристик ценной бумаги является наличие в ней обязательных реквизитов. Сюда входит название ценной бумаги (например, акция или облигация), серия, номер, наименование эмитента и держателя ценной бумаги, её номинальная (лицевая) стоимость и другие имущественно-обязательственные условия, дата передачи прав, связанных с ценной бумагой. Ценная бумага перестаёт быть таковой при отсутствии обязательных реквизитов или при несоответствии её установленной формы.

У ценных бумаг, определяемых как документ, существует один общий признак - необходимость их предъявления для реализации выраженных в них прав. Для владельцев бездокументарных ценных бумаг законодательством предусмотрена выдача документа, свидетельствующего о закреплённом праве.

В настоящее время существует своеобразная процедура перехода права собственности по ценным бумагам. Переход права собственности по именным эмиссионным ценным бумагам сопровождается обязательной идентификацией владельца, при этом информация о владельцах должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг. Переход прав, закреплённых именной эмиссионной ценной бумагой, должен сопровождаться уведомлением держателя реестра, или депозитария, или номинального держателя ценных бумаг.

Осуществление прав по именным документарным эмиссионным ценным бумагам производится по предъявлении владельцем, либо его доверенным лицом сертификатов этих ценных бумаг эмитенту. При этом в случае наличия сертификатов таких ценных бумаг у владельца необходимо совпадение имени (наименования) владельца, указанного в сертификате, с именем (наименованием) владельца в реестре.

По эмиссионным ценным бумагам на предъявителя переход и закрепление прав на них не требует идентификации владельца. Это положение подтверждено тем, что права, закреплённые эмиссионной ценной бумагой, переходят к их приобретателю с момента перехода прав на эту ценную бумагу. Осуществление прав по предъявительским эмиссионным ценным бумагам производится по факту предъявления их владельцем, либо его доверенным лицом.

В случае хранения сертификатов документарных эмиссионных ценных бумаг в депозитариях права, закреплённые ценными бумагами, осуществляются на основании предъявленных этими депозитариями сертификатов по поручению, предоставляемому депозитарными договорами владельцев с приложением списка этих владельцев.

Осуществление прав по именным бездокументарным эмиссионным ценным бумагам производится эмитентом в отношении лиц, указанных в системе ведения реестра.

Законом, явившимся значительным шагом с точки зрения развития законодательства о ценных бумагах и совершенствования регулирования деятельности на фондовом рынке стал Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года. Этот закон регламентирует деятельность отдельных профессиональных участников рынка и вопросы регулирования рынка; определяет полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) России, её региональных отделений и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка; регулирует процедуру выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций), работу фондовых бирж, информационное обеспечение рынка ценных бумаг, требования к рекламе, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает государственное регулирование, регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг (саморегулирование рынка) и общественное регулирование (через общественное мнение).

Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надёжности и роста ценных бумаг, выработке его национальной модели, которая с учётом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту. В связи с этим задачами государства являются: разработка идеологии и законодательной базы работы рынка; концентрация финансовых ресурсов (государственных и частных) для достижения определённых целей; установление «правил игры» для участников рынка; контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка для его профессионалов и их клиентов; создание системы информации о состоянии рынка и обеспечению её открытости для инвесторов; формирование системы страхования; предотвращение негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного); недопущение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг. Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг: Учебник.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2006.- с.147.

Регулирование рынка ценных бумаг направлено на: поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка; защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций; обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения; создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается; формирование новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений; достижение каких-либо общественных результатов (повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и тому подобное).

Регулирующая роль государства осуществляется через фискальную политику и кредитно-денежную политику. Фискальная политика государства (политика государственных расходов и налогов) изменяет уровень равновесия дохода. При этом повышение налогов приводит к понижению чистого дохода населения. Сокращение доходов приводит к сокращению потребительских расходов, сбережений и в конечном итоге инвестиций, осуществляемых населением.

В случае, когда государство, собрав налоги, оставляет прежними государственные инвестиции и расходы, сокращение потребления вызывает уменьшение производимого чистого национального продукта. Таким образом, при высокой занятости населения и наличии инфляционных тенденций в экономике новые налоги помогают сократить инфляцию.

Если же экономика государства находится в депрессивном состоянии, то фискальная политика направлена на снижение налогов, что ведёт к росту чистого дохода. Всё это вызывает рост потребительских расходов, сбережений и частных инвестиций.

Рынок государственных ценных бумаг, выполняя функции по обслуживанию государственного долга, играет роль регулирующего финансового инструмента. В случае роста инфляции государство в лице уполномоченного института (Министерство финансов) выпускает государственные ценные бумаги. При этом часть денег связывается и изымается из оборота, что снижает инфляционное давление на финансовую систему. В случае экономического застоя, сокращения производства государство выкупает государственные ценные бумаги. При этом денежные средства высвобождаются, обеспечивая увеличение инвестиционных ресурсов. Тихомирова Ю.С. Правовое регулирование рынка ценных бумаг: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция»/ Под ред. проф. И.Ш.Килясханова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.- с.45.

Помимо Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О рынке ценных бумаг», регулирование рынка ценных бумаг происходит и на основе других нормативных документов. Этими документами являются: закон «О банках и банковской деятельности» (1990 год), закон «О Центральном банке Российской Федерации» (1995 года), закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (1991 год), закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 год), закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 год), закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992 год), закон «Об акционерных обществах» (1996 год), указы Президента РФ по развитию рынка ценных бумаг, постановления Правительства РФ.

К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России на федеральном уровне, относятся Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ. Первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг.

Совет Федерации ратифицирует законодательные акты по вопросам развития рынка ценных бумаг. Государственная Дума разрабатывает законодательные акты по вопросам развития фондового рынка. Правительство РФ определяет общие направления, осуществляет руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведёт законодательную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Минфин, Мингосимущество, Минэкономики России и так далее).

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), образованная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года, является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. ФКЦБ России подчиняется непосредственно Президенту РФ. Она состоит из шести руководящих членов: руководителя ФКЦБ - председателя ФКЦБ, являющегося по должности федеральным министром, первого заместителя председателя, трёх заместителей председателя и секретаря. ФКЦБ разрабатывает концепцию развития фондового рынка, нормативно-правовые акты. Она принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах.

ФКЦБ России издаёт распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения ФКЦБ России принимаются при согласии не менее половины её членов и подписываются председателем ФКЦБ России или его первым заместителем. Распоряжения ФКЦБ России подлежат опубликованию. Белов В.А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг/ Учеб. пособие.- М.: Высш. шк., 2005.- с.30.

Министерство финансов РФ осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и общий контроль за развитием фондового рынка. В качестве эмитента государства Министерство финансов России разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заключает договоры на первичное их размещение, оказывает организационно-техническое содействие в создании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создаёт систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения. Минфин РФ: устанавливает правила совершения операций на рынке, учёта и отчётности по сделкам с фондовыми инструментами (для всех участников, за исключением банков, депозитариев, регистраторов, из сферы регулирования Минфина выведен также оборот валютных ценностей); аттестует специалистов на право ведения операций с ценными бумагами (за исключением персонала банков), контролирует использование квалификационных аттестатов, применяет санкции; регистрирует выпуски ценных бумаг (за исключением ценных бумаг банков и акций чековых инвестиционных фондов); регулирует совместно с Банком России выпуск и обращение государственных ценных бумаг; ведёт Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг (за исключением акций банков и чековых инвестиционных фондов) и обеспечивает его публикацию; контролирует приобретение крупных пакетов акций.

Центральный банк Российской Федерации является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. Он регулирует деятельность коммерческих банков и размещает на рынке государственные ценные бумаги. Вкладывая в государственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Создавая вторичный рынок государственных ценных бумаг, этот банк выступает на нём в качестве финансового брокера, работающего по поручению Правительства. Он также выполняет функции депозитария, клирингового и расчётного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг. Осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, Центральный банк выступает агентом по платежам, связанным с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг. Согласно Законам РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации», Банк России на рынке ценных бумаг осуществляет: установление для банков правил совершения операций на рынке, учёта и отчётности по сделкам с фондовыми инструментами; регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами; аттестацию специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами; регистрацию выпусков ценных бумаг банков; регулирование выпуска и обращения государственных ценных бумаг; ведение реестра ценных бумаг банков; регистрация и ведение реестра акционерных обществ - банков; подготовку специалистов по ценным бумагам. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 14 июля 1992 года Банк России регулирует обращение ценных бумаг - валютных ценностей в части банковских и небанковских операций.

Министерство по управлению государственным имуществом осуществляет управление пакетами ценных бумаг, находящихся в собственности государства, в том числе золотыми акциями, дающими право вето на определённые решения акционерного общества. Мингосимущество РФ регулирует выпуск и обращение приватизационных чеков; устанавливает правила, регистрирует и контролирует преобразование государственных предприятий в акционерные общества при приватизации; осуществляет лицензирование, регулирование и контроль за деятельностью чековых инвестиционных фондов и аттестацию их специалистов; лицензирует, регулирует и контролирует управляющих чековыми инвестиционными фондами, регистрирует выпуск ценных бумаг чековых инвестиционных фондов; устанавливает правила учёта отчётности чековых инвестиционных фондов; ведёт разработку российской телекоммуникационной финансовой системы.

Совместно с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг Мингосимущество России определяет порядок создания и функционирования депозитариев и регистрационной сети, правил ведения реестров акционеров. Оно, также, регулирует порядок применения доверительной собственности, определяет содержание и порядок заключения трастовых договоров; осуществляет совместно с Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства регулирование, создание холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества; регулирует операции с ценными бумагами подотчётного ему Российского фонда федерального имущества; определяет порядок операций с ценными бумагами при реорганизации или ликвидации предприятий по делам, находящимся в ведении Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты