Рефераты

Роль МВД Российской Федерации в укреплении налоговой дисциплины

Роль МВД Российской Федерации в укреплении налоговой дисциплины

48

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра "Финансы и кредит"

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Федеральные налоги и сборы"

на тему: "Роль МВД Российской Федерации в укреплении налоговой дисциплины"

Выполнил:

Специальность: налоги и налогообложение

Группа:

Проверил:

Ростов-на-Дону 2007

Содержание:

Содержание

Введение

1. МВД как участник отношений по укреплению налоговой дисциплины

1.1 Министерство внутренних дел РФ, его задачи и функции,

система органов

1.2 Место органов внутренних дел, ведущих борьбу с налоговыми

преступлениями в системе органов МВД

1.3 Преемственность ФСЭНП

1.4 Налоговая дисциплина: исторический обзор деятельности

ОВД по её поддержанию. Место ОВД в системе отношений по

укреплению налоговой дисциплины

2. Укрепление налоговой дисциплины как самоцель деятельности

Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям

2.1 Основные задачи, функции и набор прав органов ФСЭНП

2.2 Сравнение выполняемых функций и решаемых задач

налоговых органов, органов ФСЭНП и упраздненной ФСНП

2.3 Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов

3. Пути повышения эффективности ОВД в укреплении

налоговой дисциплины

3.1 Международное сотрудничество ОВД по выявлению и

предупреждению налоговых преступлений, связанные с этим

проблемы и возможные пути их решения

3.2 Эффективность органов внутренних дел в укреплении

налоговой дисциплины

Заключение

Список литературы

Введение

От уровня налоговой дисциплины зависит экономическая безопасность страны. Если сказать, что повышение налоговой дисциплины в интересах государства, значит, ничего не сказать. Написаны многочисленные трактаты о роли налогов, их пересказывать - не тема курсовой, поэтому вкратце следует сказать, что налоговые доходы являются базой бюджета нашего государства, эффективное функционирование государственного аппарата зависит, в том числе и от достаточного финансирования решаемых последним задач, поэтому эффективное выполнение государством своих обязательств гарантирует стабильность экономики страны.

Налоговая дисциплина - обязательный для всех юридических и физических лиц строгий порядок соблюдения налогового законодательства, правильного исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Налоговая дисциплина зависит от нескольких факторов, их можно разделить на следующие: 1)меры государства по поддержанию и укреплению налоговой дисциплины, и 2)правосознание, менталитет нации. В свою очередь государственные меры включают деятельность органов государственной власти по контролю, предупреждению, пресечению отклонений в сфере налоговой дисциплины (ФНС, ФСЭНП) и ещё отдельно можно выделить нормы права (уголовного, административного), включающие запреты и санкции, которые выступают мерой устрашения.

Цель же данной курсовой работы - определить роль отдельного органа государственной власти - МВД (в лице его структурного подразделения - Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям) в укреплении налоговой дисциплины.

1.МВД как участник отношений по укреплению налоговой дисциплины

1.1 Министерство внутренних дел РФ, его задачи и функции,

система органов

Основную деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина в РФ, обеспечения правопорядка и обще-ственной безопасности осуществляют органы внутренних дел РФ. Кроме этого, органы внутренних дел РФ в системе госу-дарственных органов исполнительной власти призваны защи-щать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собствен-ность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В своей деятельности органы внутренних дел опираются на принципы законности, уваже-ния и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности со-трудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины.

Традиционно органы внутренних дел входят в систему Министерства Внутренних дел РФ.

Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ. Кроме органов внутренних дел, в МВД России входят 15 департаментов по основным направлениям деятельности министерства, Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ, Главное командование внутренних войск Министерства внутренних дел РФ и Федеральная миграционная служба МВД России. Систему МВД России составляют ее территориальные органы, а также научные, учебные заведения и учреждения, созданные для обеспечения деятельности министерства. Петухов Н.А. Загорский Г.И. Правоохранительные органы. М., 2006г, с.410

Возглавляет Министерство внутренних дел РФ министр, который, как и его первый заместитель, заместители, назначается на должность и освобождается от должности Президен-том РФ по представлению Председателя Правительства.

Основными задачами Министерства внутренних дел РФ являются:

1) разработка общей стратегии государственной полити-ки в сфере состояния правопорядка, общественной безопас-ности и миграционных процессов;

2) совершенствование нормативно-правового регулиро-вания в сфере состояния правопорядка, общественной безо-пасности и миграционных процессов;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) организация в пределах своих полномочий предупреж-дения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения адми-нистративных правонарушений и др. Галустьян О.А. Правоохранительные органы. М., 2007г., с.176

В соответствии с функциями МВД России правоохранительная деятельность органов внутренних дел сводится к следующему:

* организации и непосредственному осуществлению опе-ративно-розыскной и экспертно-криминалистической деятель-ности;

* производству дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внут-ренних дел;

* обеспечению реализации мер по предупреждению, выяв-лению и пресечению преступлений, проведению проверок и ре-визий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, уч-реждений и организаций независимо от форм собственности;

* осуществлению мер по борьбе с организованной пре-ступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными форми-рованиями;

* участию в осуществлении мероприятий по борьбе с тер-роризмом, контрабандой, охране государственной границы Рос-сийской Федерации, обеспечению безопасности Российской Фе-дерации, безопасности представительств иностранных государств на территории Российской Федерации, защите в системе Ми-нистерства сведений, составляющих государственную тайну;

* обеспечению исполнения уголовных наказаний и адми-нистративных взысканий, решений судов, по содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охране, этапирова-нию и конвоированию.

В свою очередь, органы внутренних дел МВД России об-разуют свою систему. В нее входят:

* центральный аппарат МВД РФ;

* главные управления МВД РФ по федеральным округам;

* министерства внутренних дел, главные, управления, управления внутренних дел субъектов РФ;

* линейные управления внутренних дел на железнодо-рожном, водном и воздушном транспорте;

* управления внутренних дел на особо важных и режим-ных объектах;

* районные, городские органы внутренних дел;

* экспертно-криминалистические учреждения МВД России;

* учебные и научно-исследовательские учреждения МВД России. Гуценко К.Ф., Ковалев Н.А. Правоохранительные органы. М., 2005г, с.144

1.2 Место органов внутренних дел, осуществляющих налоговый

контроль в системе органов МВД.

Рассматривая структуру центрального аппарата МВД России можно выделить следующие подразделения: Службу криминальной милиции, Службу общественной милиции, Службу тыла, федеральную миграционную Службу, федеральную Службу по экономическим и налоговым преступлениям, Главное управление кадров, Главное организационно-инспекторское управление, Главное управление собственной безопасности, Управление информации, региональных и общественных связей, Контрольно- ревизионное управление, Управление международного сотрудничества, Следственный комитет при МВД и др. Как видно из вышеизложенного, в структуре аппарата МВД всего две службы имеют федеральное значение, и одной из них является федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.

Подразделения по борьбе с экономическими и налоговыми преступле-ниями входят в структуру криминальной милиции, помимо них также в структуре криминальной милиции подразделения:

* уголовного розыска;

* по борьбе с экономическими преступле-ниями;

* по борьбе с налоговыми преступле-ниями;

* по борьбе с организованной преступностью;

* по борьбе с преступлениями в сфере высоких техно-логий;

* оперативно-поисковые;

* собственной безопасности и др. Структура Криминальной милиции (в ред. от 24.06.2003 N 362)

Задачами криминальной милиции, а, следовательно, и его подразделений, ведущих борьбу с налоговыми преступлениями являются:

* предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно предварительные следствия;

* организация и осуществление розыска лиц, скрываю-щихся от органов дознания, следствия и суда, уклонившихся от исполнения уголовного наказания, и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством;

* производство неотложных следственных действий по уголовным делам.

Как было сказано в части 1 главы 1 данной курсовой работы, в МВД России входят 15 департаментов по основным направ-лениям деятельности министерства, некоторые из них: Департамент обеспечения безопасности дорожного движения, Департамент охраны общественного порядка, Департамент собственной безопасности, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент, Финансово-экономический департамент и др.

Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации является оперативным подразделением криминальной милиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность. Департамент экономической безопасности - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающее и осуществляющее функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической и налоговой безопасности государства.

Департамент выполняет функции головного оперативного подразделения в системе МВД России по организации борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями. Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: www. mvdinform. ru

1.3 Преемственность ФСЭНП

Включение в состав Налогового кодекса РФ новой редакции главы 6 обусловле-но принятым в 2003 г. решением о создании на организационной основе двух ранее существовавших структур -- системы органов по борьбе с экономическими преступлениями МВД России и системы налого-вой полиции России -- единого организационно-структурного звена, обеспечивающего экономическую безопасность государства посредством выявления, предупреждения и пресечения эконо-мических и налоговых преступлений и правонарушений (до 1 июля 2003 г. гл. 6 НК имела иное название и была посвящена деятельности органов налоговой полиции России -- самостоятельного правоохранительного органа в системе обеспечения экономической безопасности РФ).

Оперативные подразделения БЭП в системе ОВД осуществляли ре-шение задач, направленных на борьбу с преступлениями в сферах при-ватизации, финансово-кредитной, внешнеэкономической деятельности, оборота подакцизных товаров, а также на потребительском рынке.

Налоговая полиция в системе налоговой администрации РФ явля-лась специализированным правоохранительным органом, усилия кото-рого были сконцентрированы на выявлении, предупреждении и пресечении налоговых правонарушений и преступлений. Проведенные преобразования были направлены на исключение дублирования действий в деятельности системы БЭП МВД России и органов нало-говой полиции в сфере борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями.

Правопреемницей указанных структур стала Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, со-зданная в структуре центрального аппарата МВД России. Она подчинена непосредственно министру внутренних дел России, а функции по коор-динации ее деятельности осуществляет первый заместитель министра -- начальник ФСЭНП МВД России. О преемстве ФСЭНП говорит не только передача прав и обязанностей новой службе, но и , для примера, то, что в процессе формирования Управления по налоговым преступлениям ГУВД Ростовской области максимального был использован кадровый потенциал упраздненного Управления ФСНП России по Ростовской области, и так по всей стране. Одним из первых мероприятий вновь созданной службы было принятие в производство уголовных дел, возбужденных ранее Федеральной службой налоговой полиции и переданных прокуратурой в ГУВД. Кваша Ю.Ф. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации частей I и II. М., 2006г., с.179

Структура ФСЭНП состоит из ранее входящих в ФСНП и ОБЭП подразделений, и имеет деление:

1) Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями ФСЭНП МВД России;

2) Главное управление по налоговым преступлениям ФСЭНП, в состав которого входят организационно-аналитическое управ-ление, три оперативно-розыскных бюро и управление документальных проверок и ревизий;

3) оперативно-розыскные бюро по экономическим и налоговым пре-ступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам;

4) управления по налоговым преступлениям в министерствах, глав-ных управлениях, управлениях внутренних дел субъектов РФ и непо-средственно им подчиненных подразделениях.

ФСЭНП, образованная именно в системе МВД России, одновремен-но получила статус функционального элемента национальной органа контроля налоговой дисциплины и элемента системы ОВД, что повлекло за собой необходимость адекватного изменения существующего законодательной базы регулирования правоохранительной деятельности в сфере противодействия на-логовой и экономической преступности. Для этого потребовалось зафиксировать в законодательных актах роль образованной структуры в деятельности по обеспечению налоговой безопасности, что и обуслови-ло изменение главы 6 НКРФ.

1.3 Налоговая дисциплина: исторический обзор деятельности ОВД

по её поддержанию. Место ОВД в системе отношений по укреплению налоговой дисциплины

Под дисциплиной понимают строгий порядок действий в соответствии с установленной нормой.

Налоговая дисциплина - обязательный для всех юридических и физических лиц строгий порядок соблюдения налогового законодательства, правильного исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Отечественные органы внутренних дел - первопроходцы в деятельности по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений, осуществляемой ими в процессе оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной, административной и иной проверочной деятельности.

В период НЭП широкое место в практической деятельности милиции занимала работа по выявлению лиц, уклоняющихся от уплаты продовольственного налога. В случае установления милицией фактов сокрытия или прямого отказа от сдачи сельскохозяйственных продуктов к плательщикам указанного налога на основании Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 15 июля 1921 г. применялись принудительные работы либо лишение свободы с конфискацией имущества.

С 1922 г. ответственность за неплатеж или отказ от уплаты налогов предусматривалась первым Уголовным кодексом РСФСР. А следующий УК РСФСР (1926 г.) налоговыми преступлениями признавал: неплатеж в назначенный срок налогов и сборов; сокрытие или неверное показание по сговору об объектах обложения; искусственное уменьшение стоимости имущества с целью обойти закон о налоге с наследства и имущества.

Расследованием преступлений в первые годы Советской власти занимались следственные комиссии, а позднее следователи, которые организационно не входили в структуру органов НКВД - МООП-МВД.

В УК РСФСР 1960 г. долгое время отсутствовали нормы об ответственности за налоговые преступления, но уже в 80-х, начале 90-х гг. ХХ в. в число деяний, образующих юридические составы налоговых преступлений, дополненный УК РСФСР включал: уклонение от подачи декларации о доходах; сокрытие доходов или иных объектов налогообложения; противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов или неуплаты налогов. Кузнецов В.П. Полномочия органов внутренних дел по поддержанию налоговой дисциплины: историко-правовой обзор.//Налоги и налогообложение, № 11, 2006г

В условиях несовершенства уголовно-правового законодательства в области налогов и сборов органы внутренних дел осуществляли предварительное расследование в форме дознания преступлений, предусмотренных: ст. 162.1 УК, ст. 162.2 и ст. 162.3 УК.

В исключительных случаях органы внутренних дел могли по названным статьям УК РСФСР осуществлять предварительное следствие, если такой порядок признавался необходимым прокурором либо судом.

Это положение сохранялось до 15.07.93., до вступления в силу Закона РФ о федеральных органах налоговой полиции, в соответствии с которым вести дознание по этим делам поручалось федеральным органам налоговой полиции.

Затем вступил в силу Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о федеральных органах налоговой полиции и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 17 декабря 1995 г. N 200-ФЗ, в соответствии с которым обязанность вести предварительное следствие по этим делам поручалась органам налоговой полиции.

На время переходного периода, потребовавшего от органов налоговой полиции адаптации и накопления опыта, налоговые и правоохранительные органы, в том числе милиция, руководствовались преимущественно указаниями Генерального прокурора РФ, межведомственными приказами и соглашениями о совместной деятельности, письмами.

Должностные лица органов внутренних дел в рамках реализации требований Указа Президента РФ от 14.12.1996 N 1680 "Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджеты" наделялись правом по согласованию с налоговыми органами: участвовать в обеспечении личной безопасности сотрудников налоговых органов при проведении ими контрольных проверок; участвовать в охране объектов налоговых органов на основе договоров.

Долгое время основной, если не единственной правовой нормой, обязывающей органы внутренних дел взаимодействовать с налоговыми органами, являлась ст. 5 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации". В соответствии с этой нормой органы внутренних дел обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей. При этом они должны обеспечивать принятие законных мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению должностными лицами налоговых органов своих профессиональных функций.

Приказом Госналогслужбы и МВД России определялись основные направления взаимодействия в целях выявления и пресечения нарушений налогового законодательства и иных финансовых и экономических правонарушений.

Органы внутренних дел обязывались оказывать содействие налоговым органам в осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах в пределах и объеме, установленных Законами РФ "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ" и другими правовыми актам.

Как было давно замечено, внимание (общественное, государственное, отдельных лиц) привлекают действия и определенные показатели, имеющие отклонения. Так дело обстоит и с налоговой дисциплиной, а именно: действия дисциплинированных плательщиков налогов по своевременному и полному осуществлению своих налоговых обязанностей перед государством последним никак не поощряются (можно ли считать отсутствие пеней и штрафов, и других санкций поощрением?) (для примера, во Франции существует льгота для бюджетников как вынужденных честных плательщиков), в то время как основное внимание направлено на устранение и предупреждение нарушений налоговой дисциплины.

В России главную роль в устранении и предупреждении нарушений налоговой дисциплины играют две федеральные службы - ФНС и ФСЭНП.

Как известно, на службы возложены обязанности по анализу, контролю и регулированию отдельных отраслей общественных отношений. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям создана в структуре МВД для решения вопросов, связанных с укреплением налоговой дисциплины, то есть в результате реализации задач налогового контроля, осуществляемого ФСЭНП на основе проверочных мероприятий, оперативно-розыскной деятельности, расследований и предупреждения налоговых правонаруше-ний и преступлений, укрепляется налоговая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Налоговые же органы контролируют соблюдение законодательства о налогах и сборах.

Однако следует учитывать и правоприменительную практику, которая в развитых стра-нах играет значительную роль в укреплении налоговой дисциплины. В условиях становления рыночной экономики потребность государства повысить собираемость налогов не может быть обеспечена только путем укре-пления финансовой дисциплины и усиления финансового контроля. Отсюда следует необходимость стимулировать налогопла-тельщиков к уплате налогов путем укрепления уголовно-правового регулиро-вания налоговых и бюджетных отношений. Таким образом, уголовное законодательство, непосредственно применяя различные санкции к нарушителям налогового законодательства, влияет на налоговую дисциплину (меры устрашения).

2. Укрепление налоговой дисциплины как самоцель деятельности

Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям

2.1 Основные задачи, функции и набор прав органов ФСЭНП

Отнесение Федеральной службы по экономическим и налого-вым преступлениям к правоохранительной системе предопределяет основную задачу ее деятельности -- выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, следствием чего является укрепление налоговой дисциплины. Кроме названной, основными задачами ФСЭНП, играющими немаловажную роль в деле борьбы с нарушениями налоговой дисциплины являются:

* подготовка предложений по основным направлениям государ-ственной политики по борьбе с налоговыми преступлениями и правонарушениями;

* организация выявления, предупреждения, пресечения и рас-крытия налоговых преступлений;

* организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благопри-ятных условий для развития предпринимательства и инвести-ционной деятельности;

* координация и организационно-методическое руководство дея-тельностью подразделений по экономическим и налоговым пре-ступлениям;

* совершенствование нормативно-правовой основы деятельно-сти подразделений по экономическим и налоговым преступ-лениям и организация исполнения органами внутренних дел законодательства по вопросам борьбы с преступлениями в экономической и налоговой сферах;

* обеспечение безопасности деятельности государственных на-логовых инспекций, защиты их сотрудников от противоправ-ных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

* предупреждение, выявление и пресечение коррупции в нало-говых органах. Крохина Ю.А. Налоговое право. М., 2006г, с.137

Реализация задач, поставленных перед ФСЭНП определяет набор основных функций, которыми наделена служба:

* разработка предложений по основным направлениям деятель-ности органов МВД по выявлению, предупреждению и пресе-чению налоговых преступлений и правонарушений;

* обеспечение в пределах полномочий органов МВД получения, обработки и комплексного анализа информации о состоянии преступности в сфере налогообложения, разработка на основе прогнозирования социально-экономической и криминогенной обстановки в стране предложений по предупреждению и пре-сечению налоговых преступлений;

* разработка и осуществление мер по обеспечению защиты за-конных интересов в области экономики и налогов физических и юридических лиц, общества и государства;

* участие в разработке и реализации государственных программ обеспечения экономической и налоговой безопасности страны;

* организация и осуществление оперативно-розыскной деятель-ности по выявлению, предупреждению и пресечению налого-вых преступлений;

* организация и контроль за деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям по выполнению возложенных на них задач;

* координация деятельности органов внутренних дел, главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию экономических и налоговых пре-ступлений;

* проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявле-нию и перекрытию каналов финансирования и поступления материально-технической помощи незаконным вооруженным формированиям, организациям и лицам, занимающимся тер-рористической деятельностью;

* организация и проведение работы по выявлению хозяйствую-щих субъектов, подконтрольных организованным группам и преступным сообществам (преступным организациям); осу-ществление оперативно-розыскных мероприятий по пресече-нию их преступной деятельности во взаимодействии с под-разделениями по борьбе с организованной преступностью, правоохранительными и контролирующими органами;

* разработка и реализация во взаимодействии с другими феде-ральными органами исполнительной власти и подразделе-ниями МВД России меры по борьбе с преступлениями и пра-вонарушениями в сфере налогообложения;

* обобщает и анализирует практику применения подразделе-ниями законодательства в сфере защиты законных экономи-ческих интересов физических и юридических лиц, общества и государства;

* оказание методической помощи подразделениям Службы об-щественной безопасности МВД России в организации дея-тельности милиции общественной безопасности по выявле-нию, предупреждению, пресечению и раскрытию преступле-ний в сфере экономики, по которым обязательно проведение предварительного следствия;

* взаимодействие и проведение консультаций с российскими и зарубежными общественными организациями, правоохра-нительными органами иностранных государств по вопросам правоохранительной деятельности в экономической и нало-говой сферах;

* взаимодействие со средствами массовой информации при ос-вещении проблем борьбы с налоговой преступностью;

* формирование и ведение оперативно-справочного учета, информационных систем и банков данных, необходимых для правоохранительной деятельности в налоговой сфере;

* разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также участие в разработке проектов международных договоров Российской Фе-дерации по вопросам борьбы с экономическими и налоговым преступлениями. Крохина Ю.А. Налоговое право. М., 2006г, с.141

Выполнение ФСЭНП возложенных государством задач и функ-ций обеспечивается предоставлением широкого набора прав:

* проводить и соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению феде-ральной службы но экономическим и налоговым преступле-ниям, а также обеспечения собственной безопасности;

* пользоваться при исполнении служебных обязанностей пра-вами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;

* осуществлять при наличии достаточных данных проверки на-логоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объ-еме с составлением актов по результатам этих проверок;

* приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчисле-нием и уплатой налогов (это распространяется только на рас-ходные операции проверяемого субъекта, приходные опера-ции по такому счету банк вправе осуществлять без ограниче-ний; при наличии у проверяемого субъекта нескольких банковских счетов ФСЭНП вправе приостановить расходные операции по всем из них); решение о приостановлении опе-раций по такому счету обязательно для выполнения обслужи-вающим банком. Данное право органов ФСЭНП (в отличие от полномочий налоговых органов) распространяется и на банковские счета физических лиц;

* беспрепятственно входить в любые производственные, склад-ские, торговые и иные помещения независимо от форм собст-венности и места их нахождения, используемые налогоплатель-щиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;

* выносить в качестве предупредительной меры письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и дру-гим должностным лицам банков и других организаций незави-симо от организационно-правовых форм и форм собственно-сти, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, пре-доставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законо-дательством, а при необходимости -- восстановления бухгал-терского учета за счет собственных средств налогоплательщи-ка, контролировать выполнение этих требований;

* проверять у граждан и должностных лита документы, удосто-веряющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

* вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральной службы по экономическим и налоговым престу-плениям;

* получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на ФСЭНП обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специаль-ный порядок получения такой информации; полученная Фе-деральной службой информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит;

* использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства, принадлежащее предприяти-ям, учреждениям и организациям или общественным объеди-нениям (кроме средств связи и транспортных средств дипло-матических представительств, консульских и иных учрежде-ний иностранных государств, международных организаций), для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении. Кваша Ю.Ф. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации частей I и II. М., 2006г., с.183

Правомерные действия сотрудника ФСЭНП вытекают из задач, возложенных государством на Федеральную службу по экономиче-ским и налоговым преступлениям, и соотносятся с обязанностями лиц обязанных уплачивать налоги. Таким образом, при исполнении слу-жебных обязанностей сотрудник ФСЭНП является представителем государственной власти и находится под зашитой государства.

Законодательством установлены две группы правовых гарантий осуществления ФСЭНП своих полномочий. К первой группе отно-сится императивность выполнения законных требований сотрудни-ка Федеральной службы по экономическим и налоговым преступ-лениям. Вторая группа гарантий заключается в запрете вмешательства в деятельность сотрудника ФСЭНП.

Реализация вышеперечисленных прав ФСЭНП обеспечивается мерами административной ответственности в виде штрафа. Нарушение руководителями и должностными лицами предприятий, уч-реждений и организаций независимо от форм собственности, физическими лицами прав органов ФСЭНП влечет за собой наложение штрафа в размере до стократного установленного зако-ном минимального размера месячной оплаты труда.

2.2 Сравнение выполняемых функций и решаемых задач налоговых

органов, органов ФСЭНП и упраздненной ФСНП

Начиная сравнение выполняемых функций и решаемых задач налоговых органов, органов ФСЭНП и ранее существовавшей ФСНП, следует заметить, что сравнение подразумевает сопоставление и выявление общих черт, а также различий. Рассматривая ныне действующие Федеральную налоговую службу и Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям, видно, что существующая законодательная база, определяющая их взаимодействие, была создана с учетом накопленного за период деятельности упраздненной ФСНП опыта, с устранением явных ошибок, а именно с устранением дублирования функций в области налогового контроля между службами. Исходя из этого следует скорее сравнивать полномочия ФСНП и ФСЭНП, и искать позитивные стороны реорганизации, а также рассматривать взаимное дополнение выполняемых ФСЭНП и ФНС функций в деле укрепления налоговой дисциплины.

Наделение Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям статусом правоохранительного органа означает не только наличие в ее компетенции характерных признаков, присущих всей правоохранительной системе, но в тоже время ФСЭНП существенно отличается от иных правоохранительных органов. Полномочиям Фе-деральной службы свойственна узкая специализация в сфере налого-вых правоотношений.

ФСЭНП реализует контрольно-надзорную функцию государственного управления. В деятельности налоговых органов отсутствует постоянное или систематическое воздействие на иных участников налоговых отношений; юридическим фактом, на основании которого органы ФСНП вступали в налоговые правоотношения, как правило, являлись нарушения законодательст-ва о налогах и сборах или угроза их нарушения. В отличие от ФСНП в отдельных слу-чаях органы ФСЭНП наделяются или фактически реализуют права налоговых агентов. Борисов А.Н. Комментарий к части первой Налогового кодекса РФ. М., 2006г, с.110

ФСЭНП отличается характером своих функций от налоговых органов, что предопределяет отсутствие дублирования в их деятельности. Налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о налогах и сборах, а Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям осуществляет проверочные мероприятия, оперативно-розыскную деятельность, расследует и предупреждает налоговые правонаруше-ния и преступления.

Наделение Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям статусом правоохранительного органа обусловило распространение на ее деятельность Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ. Кодекса РФ об админист-ративных правонарушениях, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в ред. от 20 марта 2001 г., Закона РФ «О безопасности» в ред. от 24 декабря 1993 г.

Сравнивая полномочия ФСЭНП с упраздненной ФСНП, следует отметить, что вновь созданная структура лишилась права:

1. самостоятельно проводить налоговые проверки (ФСЭНП сможет в них участвовать только по запросу налоговых органов);

2. получать сведения, составляющие налоговую тайну;

3. замораживать счета организаций;

4. бороться с административными налоговыми правонарушениями.

Проведенная реорганизация органов налоговой полиции и УБЭП в рамках структуры МВД РФ, бесспорно, позитивна. Так как органы ФСЭНП, нередко называемые налоговой милицией, смогут в своих действиях руководствоваться Уголовно-процессуальным кодексом, а также законами о милиции и оперативно-розыскной деятельности, но не Налоговым кодексом. То есть дублирование функций налоговых органов со стороны ФСЭНП исключается. Служба расследует правонарушения, выявленные налоговыми инспекциями и направленными в милицию. Важно, что налоговая милиция (в отличие от прежней ФСНП) не может самостоятельно доначислять и заставлять предпринимателей платить неуплаченные, по их мнению, налоги в бюджет.

Таким образом, произошло разделение силовых и налоговых полномочий существующих на данный момент ведомств с целью исключения дублирования. Однако всё ещё остается нерешенной проблема административного давления на бизнес и злоупотребления. Решения были приняты верные, однако сможет ли позитивная сторона реформирования затенить проблемные стороны.

2.3 Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов

Как было сказано выше, налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о налогах и сборах, а ФСЭНП осуществляет проверочные мероприятия, оперативно-розыскную деятельность, расследует и предупреждает налоговые преступления. При таком разделении функций зачастую требуется тесное взаимодействие указанных органов. Было бы не секретом сказать, что от уровня взаимодействия органов ФСЭНП и налоговых органов, зависит уровень налоговой дисциплины.

В целях организации взаимодействия между ОВД и налоговыми орга-нами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правона-рушений и преступлений были утверждены:

-- Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок;

-- Инструкция о порядке направления органами внутренних дел ма-териалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения;

-- Инструкция о порядке направления материалов налоговыми орга-нами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяю-щих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

В статье 36 главы 6 Налогового Кодекса в редакции от 30.06.2003 г. законодатель счел целесо-образным в п. 1 указать только, что ОВД (в лице сотрудников оператив-ной службы по экономическим и налоговым преступлениям) по запросу налоговых органов вместе с налоговыми органами участвуют в выезд-ных налоговых проверках. Это подтверждено и нормой п. 33 ч. 1 ст. 11 Закона «О милиции».

Правовой основой для подобного предписания служит ст. 5 Закона о налоговых органах, согласно которой органы МВД России обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при испол-нении служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотрен-ных упомянутым Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению ими своих дол-жностных функций. Романченко Л.И. Новые правила взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов… //Налоги и налогообложение, № 7, 2004г

Порядок организации и проведения налоговыми органами с участием ОВД выездных налоговых проверок, оформления и реализации их ре-зультатов регламентирует Инструкция о порядке взаимодействия орга-нов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок. В ней перечислены четыре основания, которые могут стать причиной привлечения налоговыми орга-нами сотрудников ОВД для проведения ВНП:

1) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о воз-можных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, на-логовыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;

2) назначение ВНП на основании материалов о нару-шениях законодательства о налогах и сборах, направленных ОВД в налоговый орган для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК;

3) необходимость привлечения сотрудников ОВД в качестве специа-листов для участия в проведении конкретных действий по осуществле-нию налогового контроля;

4) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной дея-тельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Включение в текст Инструкции закрытого перечня оснований для про-ведения совместных ВНП свидетельствует о том, что во всех иных ситу-ациях должностные лица налоговых органов не должны прибегать к по-мощи сотрудников ОВД.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты