Рефераты

Роль и пути оптимизации упрощенной системы налогообложения

Роль и пути оптимизации упрощенной системы налогообложения

2

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы упрощённой системы налогообложения

1.1 Понятие упрощённой системы налогообложения

1.2 Правила и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения

1.3 Основные элементы упрощенной системы налогообложения

1.4 Определение доходов и расходов при применении УСН

1.5 Упрощенная система налогообложения на основе патента

Глава 2. Применение УСН предпринимателями без образования юридического лица

2.1 Общая характеристика предпринимателя без образования юридического лица

2.2 Характеристика ПБОЮЛ Петрова А.А.

2.3 Практика применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения

2.4 Оценка риска оптимизации УСН. Арбитражная практика

Глава 3. Использование упрощенной системы налогообложения в целях оптимизации налогообложения

3.1 Налоговое планирование и оптимизация налогообложения

3.2 Применение упрощенной системы налогообложения как способ налоговой оптимизации

3.3 Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта налогообложения малого предпринимательства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -- основная форма доходов государства.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Определение оптимальных объемов налоговых платежей - проблема каждого налогоплательщика. В настоящее время налогоплательщики предпринимают множество усилий по снижению налоговых выплат, поскольку рассматривают налоги как «потери» для бизнеса.

С точки зрения законности и минимизация, и оптимизация налогообложения относятся к законным действиям, и в этом смысле существенной разницы между ними нет. Вместе с тем - и это важно:

- цель государства - добиваться оптимизации налогообложения, чтобы собранных налогов было достаточно для обеспечения всех задач, и в то же время, чтобы налоговое бремя не было чрезмерным и не подавляло экономическую деятельность налогоплательщика;

- для налогоплательщика естественно стремиться к максимальному уменьшению налогового бремени.

До тех пор, пока минимизация не будет выходить за пределы законности, ее нельзя признать противоречащей целям государства по оптимизации налогообложения, а следовательно, противоправной в связи с отсутствием общественного вреда.

Естественное стремление налогоплательщика уменьшить суммы налогов, уплачиваемых в бюджет, не вызывает одобрения со стороны контролирующих органов. Хозяйственные операции, имеющие своей целью снижение налогового бремени, находятся, и в дальнейшем всегда будут находиться под пристальным вниманием налоговых и иных контролирующих органов.

Упрощенная система налогообложения является законным способом налоговой оптимизации, так как единый налог заменяет четыре основных платежа в бюджет: НДФЛ, налог на имущество, страховые платежи во внебюджетные фонды и НДС (кроме «таможенного»). Поэтому применение УСН реально и на законных основаниях может снизить объем налоговых выплат. Однако даже на «упрощенке» можно минимизировать платежи в бюджет, выбрав наиболее выгодный объект налогообложения.

Нередко сами налогоплательщики при применении той или иной оптимизационной схемы допускают ошибки. При проведении оптимизационной процедуры не бывает мелочей, и она требует тщательного законодательного обоснования и документального оформления.

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что сегодня каждый предприниматель сталкивается с необходимостью платить налоги, что при неграмотном подходе и системных ошибках оборачивается лишними затратами и проблемами с законом. Поэтому необходимо проводить оптимизацию налогообложения, что сделает доходы максимальными, а налоги минимальными, не вступая в противоречие с законодательством.

Правильная оптимизация налогообложения и прогнозирование возможных рисков оказывает значительную помощь в создании стабильного положения финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя, поскольку позволяет избежать крупных убытков в процессе его деятельности.

Важное значение имеет концептуальное представление о механизме оптимизации налогообложения, заключенном в разрешении экономического противоречия между фискальной направленностью налоговой системы и необходимостью усиления стимулирующей и регулирующей функции налогов по отношению к предпринимательскому сектору.

Целью моей дипломной работы является рассмотрение особенностей налогообложения ПБОЮЛ в России по упрощенной системе налогообложения, а также рассмотрение фактов, касающихся налогового планирования и оптимизации УСН.

Глава 1. Теоретические основы упрощённой системы налогообложения

1.1 Понятия упрощённой системы налогообложения

Упрощенная Система Налогообложения - один из четырех видов специальных налоговых режимов, использующихся индивидуальными предпринимателями, позволяющий добровольно перейти на уплату единого налога (глава 26.2 НК РФ).

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);

- НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации). В случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС обязаны уплатить ее в бюджет.

При этом индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются:

- от уплаты акцизов;

- от уплаты имущественных и ресурсных налогов (при наличии соответствующего объекта налогообложения);

- от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа (за себя). Фиксированные платежи не связаны с доходом индивидуального предпринимателя, поэтому подлежат уплате независимо от размера полученного дохода от предпринимательской деятельности в данном налоговом периоде, а также от того, осуществлялась ли предпринимательская деятельность в данном налоговом периоде. Фиксированный платеж можно уплачивать частями в течение года в суммах не менее месячного размера платежа или можно внести единовременно за год в сумме, равной годовому размеру платежа, не позднее 31 декабря текущего календарного года. При наличии работников, страховые взносы в ПФР платятся ежемесячно в день выплаты заработной платы, но не позднее 15-го числа следующего месяца (п.2 ст.24 Закона N 167-ФЗ).

- от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных ст.24 НК РФ. НДФЛ, удержанный с заработной платы работников (гл.23 НК РФ). Предприниматели исполняют обязанности налогового агента по НДФЛ и обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату зарплаты (или дня перечисления на счета работников);

- от своевременного отчета перед территориальными отделениями Фонда о суммах, израсходованных на социальное страхование, и уплачивать взносы на страхование от несчастных случаев на производстве;

- от обязанностей по ведению кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40;

- от обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Упрощенная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

1.2 Правила и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения

Индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с которого осуществляется переход на УСН, подают в налоговые органы по месту своего жительства заявление о переходе на данную систему налогообложения по рекомендуемой форме N 26.2-1, утвержденной Приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. N ВГ-3-22/495.

При переходе на УСН должны быть соблюдены следующие условия:

- численность работников не превышает 100 человек;

- вид деятельности - любой, кроме игорного бизнеса, производства подакцизных товаров, добычи и реализации полезных ископаемых.

Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в праве подать в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Заявление подается в пятидневный срок с даты постановки на учет, указанной в свидетельстве о постановке на учет, выданном налоговым органом в соответствии с абз.2 п.2 ст.84 НК РФ. Данное заявление можно подать одновременно с документами на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

По итогам проверки поданных налогоплательщиком документов о переходе на УСН налоговые органы в месячный срок со дня их поступления в письменном виде уведомляют налогоплательщика о возможности либо о невозможности применения такой системы.

В соответствии с п.3 ст.346.13 НК РФ предприниматели, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не установлено данной статьей.

Переход налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на иные налоговые режимы осуществляется в добровольном или в обязательном порядке.

Добровольный переход с УСН на иной режим налогообложения может быть осуществлен с начала следующего налогового периода. В соответствии с п. 5 ст. 346.13 НК РФ предприниматель сообщает налоговому органу о своем отказе от применения УСН до 15 января года, в котором предполагается перейти на иной режим, путем представления уведомления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения (форма N 26.2-4). Форма уведомления утверждена Приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. N ВГ-3-22/495.

Переход с УСН на иной режим налогообложения в обязательном порядке осуществляется в том случае, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 20 млн. руб. с учетом индекса-дефлятора. А так же, если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ. Например, производство подакцизных товаров или превышение средней численности работников (более 100 человек).

Такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Об утрате своего права на применение УСН по любому из вышеперечисленных оснований налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту жительства в письменной форме в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Предприниматель, перешедший с упрощенной системы на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН, но не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы.

1.3 Основные элементы упрощенной системы налогообложения

Объектом налогообложения при применении упрощенной системе налогообложения может быть один из двух показателей:

- доходы (применяется ставка 6%);

- доходы, уменьшенные на величину расходов (применяется ставка 15%)

В соответствии с п.2 ст. 346.14 НК РФ, выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (п.3 ст.346.14 НК РФ).

При выборе в качестве объекта налогообложения доходов, полученную сумму можно уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов (ст. 346.21 НК РФ).

При использовании в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов, в случае получения убытка или если сумма единого налога, исчисленного в общем порядке, окажется меньше суммы минимального налога (1% от суммы дохода), то уплачивается минимальный налог. Перечень расходов указан в закрытом списке ст. 346.16 НК РФ.

Выбранный объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предполагает изменить объект налогообложения (п.2 ст.346.14 НК РФ).

При применении упрощенной системы налогообложения налоговой базой признается:

- денежное выражение доходов индивидуального предпринимателя, если объектом налогообложения являются доходы;

- денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов,

если объектом налогообложения являются доходы индивидуального предпринимателя, уменьшенных на величину расходов.

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном п.6 ст.346.18 НК РФ.

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями п. 7 ст.346.18 НК РФ.

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16 НК РФ, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.

Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.

Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.

Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, утвержденной Приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. N 154н.

На каждый очередной налоговый период открывается новая книга доходов и расходов. Следует отметить, что Приказ Минфина России N 167н позволяет вести Книгу как в бумажном, так и в электронном варианте. Если Книга ведется на бумажном носителе, то до внесения в нее записей она должна быть прошнурована и пронумерована, на последней странице необходимо указать количество листов, содержащихся в ней, эта информация подтверждается подписью индивидуального предпринимателя и печатью (при ее наличии). После этого Книгу необходимо зарегистрировать в налоговом органе по месту жительства индивидуального предпринимателя. Регистрация Книги заключается в заверении ее подписью должностного лица налогового органа и скреплении печатью (Приказ ФНС России от 27.04.2007 N ММ-3-25/267@ «Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков») в день обращения налогоплательщика и в его присутствии до начала ведения Книги.

Налоговым периодом является календарный год. Отчетные периоды установлены как первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Соответственно авансовые платежи должны быть уплачены в следующие сроки: 25 апреля; 25 июля; 25 октября. А налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой деклараций за соответствующий налоговый период.

Налоговые декларации по УСН по итогам отчетного периода (квартала) представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода (года) представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

1.4 Определение доходов и расходов при применении УСН

При определении объекта налогообложения налогоплательщики учитывают следующие доходы:

- доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются:

- доходы, указанные в статье 251 гл. 25 « Налог на прибыль» НК РФ;

- доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ, в порядке, установленном главой 23 НК РФ.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

- расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений п. 3 и 4 ст.346.16 НК РФ);

- расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений п. 3 и 4 ст. 346.16);

- расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

- расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;

- расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ;

- расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

- арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии со ст. 346.16 НК РФ и ст. 346.17 НК РФ;

- проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ;

- расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

- суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

- расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;

- расходы на командировки, в частности:

1. расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

2. расходы по найму жилого помещения.

Согласно данной статьи расходов, подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

3. суточные или полевое довольствие;

4. оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

5. консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

- плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. Такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;

- расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;

- расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);

- расходы на канцелярские товары;

- расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

- расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

- расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;

- расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

- суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с настоящей главой;

- расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров;

- расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

- расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

- расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

- расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

- плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

- расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

- расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;

- судебные расходы и арбитражные сборы;

- периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

- расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 НК РФ;

- расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации;

- расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;

- расходы по вывозу твердых бытовых отходов.

Расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:

1) в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;

2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения - с момента принятия этих нематериальных активов на бухгалтерский учет;

3) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:

- в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения;

- в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго календарного года - 30 процентов стоимости и третьего календарного года - 20 процентов стоимости;

- в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

В случае, если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.

В случае, если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения, стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в порядке, установленном пунктами 2.1 и 4 статьи 346.25 НК РФ.

Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 НК РФ классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах в соответствии со статьей 346.16 НК РФ с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Указанное положение в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 года.

Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 258 НК РФ.

В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с настоящей главой (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Порядок признания доходов и расходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

При использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты (п.2 ст.346.17 НК РФ).

В соответствии со статьей 346.17 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом. При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

1) материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов), а также расходы на оплату труда - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц;

2) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, - по мере реализации указанных товаров. Налогоплательщик вправе для целей налогообложения использовать один из следующих методов оценки покупных товаров:

- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

- по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

- по средней стоимости;

- по стоимости единицы товара.

Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты;

3) расходы на уплату налогов и сборов - в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность;

4) расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;

5) при выдаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются после оплаты указанного векселя.

При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя, выданного третьим лицом, расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются на дату передачи указанного векселя за приобретаемые товары (работы, услуги) и (или) имущественные права. Указанные расходы учитываются исходя из цены договора, но не более суммы долгового обязательства, указанной в векселе.

Налогоплательщики, определяющие доходы и расходы, не учитывают в целях налогообложения в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах (п.3 ст.346.17 НК РФ).

При переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются (п.4 ст.346.17 НК РФ).

1.5 Упрощенная система налогообложения на основе патента

Режим УСН на основе патента была введена Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ с 1 января 2006 г.

В соответствии со ст. 346.25.1 НК РФ УСН на основе патента индивидуальные предприниматели могут применять только при соблюдении следующих условий:

- решение о возможности применения упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами соответствующих субъектов РФ;

- индивидуальные предприниматели должны заниматься видами деятельности, предусмотренными законодательством для данного режима (до 1 января 2009 г. можно было осуществлять только один вид деятельности);

- с 1 января 2009 г. власти субъектов РФ не могут утверждать конкретный список видов деятельности, по которым разрешается применять упрощенную систему налогообложения на основе патента;

- индивидуальные предприниматели должны получить патент в налоговой инспекции по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2005 N САЭ-3-22/417, для чего необходимо подать заявление в налоговый орган по месту учета не позднее, чем за один месяц до начала применения упрощенной системы налогообложения на основе патента. В свою очередь налоговые органы обязаны либо выдать патент, либо отказать в этом в течение 10 рабочих дней. В последнем случае налоговые органы должны указать основания, не позволяющие индивидуальному предпринимателю выдать патент, со ссылками на нормы ст. 346.25.1 НК РФ. Налогоплательщик, имеющий патент, вправе подать заявление на получение другого патента на территории другого субъекта РФ;

- с 1 января 2009 г. в случае если индивидуальный предприниматель состоит на учете в налоговом органе в одном субъекте РФ, а заявление на получение патента подает в налоговый орган другого субъекта РФ, то он обязан вместе с заявлением на получение патента подать заявление о постановке на учет в этом налоговом органе;

- патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев; налоговым периодом признается срок, на который выдан патент;

- при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальные предприниматели вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, при этом среднесписочная численность таких работников (расчет которой следует производить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики) не должна превышать за налоговый период пяти человек.

Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов: квартал, шесть месяцев, 9 месяцев, календарный год.

При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе. Патент действует только на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он выдан.

В Письме Минфина России от 9 февраля 2006 г. N 03-11-02/34 разъяснен порядок ведения учета и составления отчетности индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН на основе патента:

- такие предприниматели должны учитывать полученные доходы и произведенные расходы в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 30 декабря 2005 г. N 167н;

- налоговые декларации, предусмотренные ст.346.23 НК РФ, индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН на основе патента, не представляются;

- в то же время на основании п.4 ст.346.11 НК РФ названной категорией налогоплательщиков представляется статистическая отчетность, установленная Росстатом (Госкомстатом России) для индивидуальных предпринимателей;

- в соответствии с п. 4 ст. 346.11 НК РФ при осуществлении расходов в наличной денежной форме индивидуальные предприниматели, применяющие УСН на основе патента, должны соблюдать положения Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40, и правила применения средств ККТ.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, вместо единого налога оплачивают стоимость патента. Годовая стоимость патента равняется потенциально возможному годовому доходу налогоплательщика, умноженному на ставку налога. При этом ставкой налога признается ставка, применяемая в соответствии с уже действующим законодательством по УСН для индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде дохода (6%).

Перейти на новый режим предприниматель может с начала любого квартала, а использовать его - в течение квартала, полугодия, 9 месяцев или года (п.4 ст.346.25.1 НК РФ). Период, на который выдается патент, не может переходить на следующий календарный год (Письмо от 14 августа 2007 г. N 03-11-02/230). Иными словами, индивидуальный предприниматель перед началом IV квартала не вправе потребовать выдачи ему патента на следующие 12 месяцев.

Если патент приобретен сроком меньше чем на год, его стоимость также будет пропорционально снижена (п. 6 ст. 346.25.1 НК РФ).

О желании получить патент предприниматель должен уведомить соответствующим заявлением налоговую инспекцию, в которой состоит на учете, не менее чем за месяц до перехода. Форма N 26.2.П-1 «Заявление на получение патента на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента» утверждена Приказом ФНС России от 31.08.2005 N САЭ-3-22/417. В заявлении указываются полный адрес места жительства, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, период действия патента, даты начала и окончания действия патента, вид предпринимательской деятельности.

Выдачу патента (или уведомления об отказе) инспекторы обязаны произвести в 10-дневный срок (п.5 ст.346.25.1 НК РФ).

Оплата патента производится в два этапа: треть - в течение 25 дней после начала применения нового налогового режима, а оставшаяся часть - не позднее 25 дней после окончания срока действия патента (п. п.8, 10 ст.346.25.1 НК РФ).

Поскольку на налогоплательщиков, применяющих УСН на основе патента, распространяются нормы, установленные ст.346.11 - 346.25 НК РФ (п.1 ст.346.25.1), они имеют право уменьшать стоимость патента (но не более чем на 50%) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за соответствующий период времени (ст.346.21 НК РФ). Уменьшение стоимости патента должно осуществляться на сумму страховых взносов, уплаченных до внесения оставшейся стоимости патента. На сумму страховых взносов, уплаченных после оплаты оставшейся стоимости патента, стоимость патента не уменьшается.

Если предприниматель просрочит первую часть оплаты, либо внесет ее не полностью, право на применение УСН на основе патента будет потеряно и предпринимателю придется платить налоги по общей системе.

При нарушении условий применения УСН на основе патента, в том числе привлечения в своей предпринимательской деятельности наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера) или осуществления на основе патента вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта Российской Федерации, а также при неоплате (неполной оплате) 1/3 стоимости патента в срок, установленный п. 8 ст.346.25.1 НК РФ, индивидуальный предприниматель теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент.

В этом случае индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, не возвращается.

Индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения.

Индивидуальный предприниматель, перешедший с упрощенной системы налогообложения на основе патента на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента не ранее чем через три года после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Также следует учесть, что при неуплате или неполной уплате оставшейся стоимости патента с индивидуального предпринимателя взыскиваются штрафные санкции в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога, предусмотренные ст.122 НК РФ.

Индивидуальный предприниматель, применяющий общий режим налогообложения, вправе перейти на УСН на основе патента как с 1 января 2009 г., так и в течение календарного года, то есть с 1 апреля, с 1 июля или с 1 октября 2009 г., при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в установленный срок.

С 1 января 2009 г. в п.2.2 ст.346.25.1 НК РФ определено, что индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему на основе патента, обязаны соблюдать ограничения по размеру полученных доходов. Так, доходы за налоговый период не должны превышать 20 млн руб., умноженные на коэффициент-дефлятор (п.4 ст.346.13 НК РФ).

Упрощенная система налогообложения на основе патента имеет два неоспоримых преимущества:

1) нет необходимости в подаче налоговой декларации;

2) сумма налога представляет собой фиксированный платеж, который полностью абстрагирован от конкретных результатов ведения бизнеса.

Глава 2. Применение УСН предпринимателями без образования юридического лица

2.1 Общая характеристика предпринимателя без образования юридического лица

Первый вопрос, который мне хотелось бы рассмотреть: что такое ПБОЮЛ?

Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ) или индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 2 ст. 11 НК РФ). Предпринимательская деятельность без образования юридического лица - это самостоятельная деятельность на свой страх и риск, направленная на получение прибыли.

В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В то же время не всякий гражданин вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Необходимым условием для занятия гражданином предпринимательской деятельностью является его дееспособность, возникающая в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Однако полная дееспособность может наступить и раньше указанного возраста. Это может быть в случае вступления в брак до достижения 18 лет. В этом случае гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (п. 2 ст. 21 Гражданского кодекса РФ). Или же несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипирован), если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 Гражданского кодекса РФ). За исключением видов деятельности, для которых предусмотрен возрастной ценз. Например, Шестнадцатилетний Савичев К.А.., объявленный в соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса РФ эмансипированным, изъявил желание заниматься частной детективной деятельностью. Однако его желание не может быть реализовано до достижения им возраста 21 года. Это связано с тем, что в соответствии со статьей 4 Закона РФ от 11 марта 1992 г. 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность. А в соответствии со статьей 6 указанного Закона лицензия не выдается гражданам, не достигшим двадцати одного года.

В то же время может быть и так, что гражданин, уже давно достигший восемнадцатилетнего возраста, является недееспособным или ограниченно дееспособным, (например, в вследствие психического расстройства (ст. 29 Гражданского кодекса РФ)). Возможность занятия предпринимательской деятельностью предусмотрена и для такой категории граждан, но только с согласия попечителя.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требования о регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (суд может применить к таким сделкам правила Гражданского кодекса РФ об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью).

В отношении ПБОЮЛ очень важным является то, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 Гражданского кодекса РФ). Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством. В первую очередь взыскание обращается на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте. Если денежные средства отсутствуют или их недостаточно, то взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое взыскание не может быть обращено. Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание, приведен в статье 446 Гражданского процессуального кодекса РФ. Например, Смирнов Е.Ф., зарегистрированный как ПБОЮЛ, оказался должным по обязательствам, возникшим в ходе осуществления предпринимательской деятельности 130500 руб. Денежные средства у Смирнова Е.Ф. для погашения задолженности отсутствуют, однако ему принадлежит легковой автомобиль, неиспользуемый в профессиональной деятельности. В соответствии с законодательством взыскание для погашения задолженности может быть обращено на легковой автомобиль.


© 2010 Рефераты