Рефераты

Роль денег в условиях кризисной экономики Казахстана

p align="left">Анализ динамики основных составляющих денежной массы свидетельствует о том, что были зафиксированы опережающие темпы роста депозитов резидентов в банковской системе по сравнению с темпами роста наличных денег в обращении. В результате, по итогам декабря 2008 года доля депозитов резидентов в структуре денежной массы увеличилась до 86,3% с 84,0% в декабре 2007 года.

Денежный мультипликатор увеличился с 3,16 в декабре 2007 года до 4,26 в декабре 2008 года в результате опережающего роста денежной массы по сравнению с расширением денежной базы (рисунок 5). Рост денежного мультипликатора был обусловлен снижением коэффициента резервирования, на который, в свою очередь, повлияло снижение нормативов минимальных резервных требований.

Рисунок 5. Динамика денежного мультипликатора и его составляющих

Наличные деньги в обращении

Наличные деньги в обращении за 4 квартал 2008 года увеличились на 6,3% и на конец декабря составили 857,8 млрд. тенге.

В декабре 2008 года наличные деньги в обращении увеличились на 16,0% по сравнению с декабрем 2007 года. Это свидетельствует о том, что действие факторов, обеспечивающих рост наличных денег (повышение заработной платы и пенсий), превалировало над действием факторов, которые способствовали их уменьшению (увеличение объемов продаж обменными пунктами наличной иностранной валюты, рост остатков на депозитах, поступления от реализации товаров, работ и услуг и др.).

В 4 квартале 2008 года по сравнению с 4 кварталом 2007 года выдачи наличных денег из касс банков выросли на 8,7% до 2837,6 млрд. тенге, а поступления в кассы банков увеличились на 4,8% до 2711,1 млрд. тенге. В результате нетто-выдачи из касс банков составили 126,6 млрд. тенге.

Депозиты резидентов

Депозиты резидентов на конец декабря 2008 года достигли 5408,6 млрд. тенге.

За 4 квартал 2008 года они выросли на 6,5%. Депозиты юридических лиц увеличились на 10,7%, физических лиц сократились на 3,2%. Общий объем депозитов резидентов в депозитных организациях за 2008 год вырос на 39,0%. При этом наблюдался опережающий рост депозитов юридических лиц по сравнению с депозитами физических лиц (таблица 4).

Таблица 4. Динамика изменений депозитов резидентов (% к соответствующему периоду предыдущего года)

В структуре депозитов физических лиц произошел переток из национальной валюты в иностранную. Во многом это объясняется наличием девальвационных ожиданий населения, которые повысились в 4 квартале 2008 года. Также негативным моментом остается значительное замедление притока других депозитов населения, являющихся важным источником финансирования деятельности банков.

Депозиты юридических лиц повысились на фоне замедления экономической активности. Источником депозитов стали деньги, выделяемые государством в рамках программы поддержки экономики и минимизации кризисных проявлений.

В декабре 2008 года средневзвешенная ставка вознаграждения по тенговым срочным депозитам небанковских юридических лиц составила 5,7% (в декабре 2007 года - 6,1%), а по депозитам физических лиц - 11,3% (11,5%).

2.2 Анализ финансового рынка

В 4 квартале 2008 года кредиты экономике выросли на 2,3% и достигли 7454,1 млрд. тенге. При этом кредиты населению снизились на 2,9%, юридическим лицам возросли на 4,8%.

В декабре 2008 года кредиты экономике на 2,7% превышали их объем по состоянию на декабрь 2007 года, в том числе кредиты юридическим лицам - на 9,3%, тогда как кредиты физическим лицам снизились на 9,3%.

Средневзвешенная ставка по кредитам юридическим лицам в декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года повысилась с 14,2% до 14,7%, при этом снизились только ставки по краткосрочным кредитам в национальной валюте, тогда как по другим видам кредитов ставки выросли.

Ставки по кредитам физическим лицам повысились в 2008 году с 17,7% до 18,1% (рисунок 6).

Рисунок 6. Динамика кредитов экономике и ставки вознаграждения по ним

В структуре кредитов в 2008 году основной рост был обеспечен за счет кредитов, выданных на приобретение оборотных средств, на новое строительство и реконструкцию, а также прочие цели, главным образом, на рефинансирование ранее выданных кредитов. Заметно снизились кредиты, выданные на потребительские цели, а также строительство и приобретение жилья гражданами.

Кредиты юридическим лицам

Кредиты юридическим лицам в декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года возросли на 9,3%.

В 4 квартале 2008 года годовой рост кредитов в иностранной валюте превышал рост кредитов в национальной валюте (рисунок 7).

Рисунок 7.Динамика кредитов юридическим лицам (% к соответствующему периоду предыдущего года)

Доля средне- и долгосрочных кредитов в объеме кредитов юридическим лицам на конец декабря 2008 года составила 71,9% (в декабре 2007 года - 71,1%).

Рисунок 8. Динамика кредитов населению (% к соответствующему периоду предыдущего года)

Кредиты населению.

В динамике кредитов населению, годовое снижение которых составило 9,3%, более высокие темпы снижения демонстрируют кредиты в иностранной валюте. В декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года кредиты населению в национальной валюте снизились на 8,2%, тогда как кредиты в иностранной валюте снизились на 11,1% (Рисунок 8).

Активы и обязательства банков

Активы

В 4 квартале 2008 года размер активов банков, рассчитанный в соответствии с монетарным обзором, уменьшился на 2,9% до 12,5 трлн. тенге. В годовом выражении (в декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года) активы банков выросли на 5,7% (рисунок 9).

Рисунок 9. Динамика активов банков, млрд. тенге

Внешние активы банков на конец декабря 2008 года занимали 24,4% от общего объема активов или 25,2 млрд. долл. США. По сравнению с сентябрем 2008 года они увеличились на 1,3%, а по сравнению с декабрем 2007 года - на 10,3%.

Рост объема внешних активов банков в 2008 году был обусловлен кредитованием нерезидентов, размещением депозитов, а также приобретением акций и других форм участия в капитале. При этом в 4 квартале 2008 года значительно возросли объемы переводимых депозитов банков, размещенных у нерезидентов.

Снижение нормативов минимальных резервных требований позволило банкам высвободить ликвидность, которая находилась на корреспондентских счетах в Национальном Банке, и перевести ее в зарубежные банки.

На долю внутренних активов в декабре 2008 года приходилось 75,6% или 9,5 трлн. тенге, в том числе внутренние активы в национальной валюте составили 46,3% или 5,8 трлн. тенге, в иностранной валюте - 29,3% или 3,7 трлн. тенге (рисунок 10).

Рисунок 10. Структура активов банков, %

За 2008 год внутренние активы увеличились на 4,2% за счет роста активов в национальной валюте, тогда как активы в иностранной валюте сократились.

Обязательства

Рисунок 11. Динамика обязательств банков, млрд. тенге

В 4 квартале 2008 года общая сумма обязательств банков, рассчитанная в соответствии с монетарным обзором, уменьшилась на 5,0% и на конец декабря составила 9,9 трлн. тенге. В годовом выражении (в декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года) обязательства банков выросли на 1,1% (рисунок 11).

Обязательства банков перед нерезидентами в декабре 2008 года по сравнению с сентябрем 2008 года сократились на 4,1% до 4,6 трлн. тенге, а по сравнению с декабрем 2007 года - на 15,0%. На конец декабря 2008 года они занимали 46,5% от объема обязательств банков.

Снижение обязательств банков перед нерезидентами в 2008 году было связано с погашением по ранее привлеченным кредитам.

Рисунок 12. Структура обязательств банков, %

За 2008 год обязательства банков перед резидентами выросли на 21,1% (в том числе в 4 квартале снизились на 5,8%) до 5,3 трлн. тенге за счет обязательств, как национальной, так и в иностранной валюте (Рисунок 12).

Ставки на финансовом рынке

В 4 квартале 2008 года наблюдалось повышение уровня ставок на межбанковском рынке.

Индикатор KazPrime вырос с 6,86% в среднем за 3 квартал 2008 года до 9,05% в среднем за 4 квартал 2008 года. При этом на конец сентября 2008 года данный индикатор составлял 6,97%, а на конец декабря 2008 года вырос до 12,00% (рисунок 13).

Резкое повышение данного индикатора в октябре 2008 года было обусловлено совершенствованием методологии и уточнением порядка его расчета. В целом в 4 квартале 2008 года динамика индикатора KazPrime отражает накопленные и ожидаемые риски, которые влияют на ситуацию на казахстанском денежном рынке:

- низкий уровень ликвидности, недоверие между участниками рынка и, соответственно,

- снижение (вплоть до закрытия) лимитов друг на друга.

Рисунок 13. Динамика индикатора KazPrime

Национальный Банк является практически единственным игроком, который предоставляет тенговую ликвидность.

Кроме того, нарастают девальвационные ожидания не только участников финансового рынка, но и всей экономики в условиях девальвации национальных валют соседних стран, стран - торговых партнеров, стран - экспортеров сырья.

Растут также ставки по операциям РЕПО.

Средневзвешенная ставка по 1-дневным операциям в секторе автоматического РЕПО в 4 квартале 2008 года повысилась и составила 5,03% (в 3 квартале 2008 года - 3,05%). При этом максимальный ее уровень составлял 11,40%, а минимальный - 1,81%.

Колебания ставки по 7-дневным операциям РЕПО в 4 квартале 2008 года проходили в диапазоне от 4,00% до 10,52% (средневзвешенная на день проведения операций), по 14-дневным операциям РЕПО - от 4,25% до 11,88%, по 28-дневным операциям РЕПО - от 3,95% до 11,14% (рисунок 14).

Волатильность ставок на денежном рынке остается высокой, что связано с малой емкостью рынка, незначительной глубиной, отсутствием достаточного количества залоговых инструментов. Кроме того, достаточно часто рыночные ставки выпадают за пределы коридора ставок Национального Банка, что не позволяет говорить о нем как об эффективном инструменте стабилизации ставок на денежном рынке.

Рисунок 14. Динамика ставок по операциям РЕПО

Объемы сделок в секторе автоматического РЕПО в 4 квартале 2008 года увеличились на 8,5% по сравнению с предыдущим кварталом и на 35,2% по сравнению с 4 кварталом 2007 года. При этом по сравнению с 3 кварталом 2008 года сократились объемы по 1-дневным операциям РЕПО, а по сравнению с 4 кварталом 2007 года - по 14-дневным и 28-дневным операциям.

Следуют отметить значительный рост объемов операций РЕПО со сроком 7 дней (в 3,3 и в 2,0 раза по сравнению, соответственно, с 3 кварталом 2008 года и с 4 кварталом 2007 года) с 5,3% в 3 квартале 2008 года до 16,1% в 4 квартале 2008 года.

Основной причиной является увеличение объемов предоставляемой ликвидности Национальным Банком (Национальный Банк проводит только 7-дневные операции РЕПО).

2.3 Инструменты и операции денежно-кредитной политики

В условиях недостатка краткосрочной ликвидности у банков в 4 квартале 2008 года Национальный Банк увеличивал объемы операций рефинансирования, а именно, операций обратного РЕПО и СВОП.

За 4 квартал 2008 года итогом операций Национального Банка на финансовом рынке стало предоставление ликвидности (рисунок 15).

В 4 квартале 2008 года процентные ставки Национального Банка оставались неизменными: уровень официальной ставки рефинансирования составлял 10,5%, ставки по привлекаемым от банков депозитам - 5,25%. При этом отмечалось некоторое повышение доходности на денежном рынке по сопоставимым по срокам операциям. В среднем за квартал уровень ставок находился в середине коридора ставок Национального Банка.

Рисунок 15. Сальдо операций Национального Банка на внутреннем рынке

Средневзвешенная ставка по межбанковским депозитам сроком до 30 дней в 4 квартале 2008 года сложилась на уровне 5,80%. Средневзвешенная ставка по межбанковским операциям РЕПО сроком 7 дней составила 8,06% (рисунок 16).

Рисунок 16. Границы коридора ставок Национального Банка

В 4 квартале 2008 года остатки на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке снижались. За прошедший период остатки на счетах в иностранной валюте снизились значительно, тогда как остатки на счетах в национальной валюте оставались относительно стабильными (рисунок 17).

Рисунок 17. Остатки на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке

Снижение остатков было связано со снижением нормативов минимальных резервных требований и, соответственно, со снижением потребности формирования значительных резервных активов. Высвобожденные деньги банки перевели на корреспондентские счета в иностранных банках.

Интервенции на внутреннем валютном рынке

Ситуация на внутреннем валютном рынке формировалась в условиях превышения спроса на иностранную валюту над ее предложением. Одной из причин превышения спроса над предложением стало снижение экспортной выручки нефтяных компаний вследствие падения мировых цен на нефть. Кроме того, это было обусловлено увеличением спроса на иностранную валюту со стороны банков. В условиях ограниченного доступа банковского сектора к заемным ресурсам на международных рынках капитала, в 4 квартале 2008 года, также как и в предыдущем квартале, по внешним заимствованиям банков наблюдался нетто-отток ресурсов. Так, по данным монетарного обзора за 4 квартал 2008 года обязательства банков перед нерезидентами снизились на 1,9 млрд. долл. США (за 3 квартал 2008 года - на 3,2 млрд. долл. США).

В 4 квартале 2008 года общий объем торгов на валютном сегменте Казахстанской Фондовой Биржи и на межбанковском валютном рынке составил 43,6 млрд. долл. США, снизившись (на 4,6%) по сравнению с 3 кварталом 2008 года.

Объем биржевых торгов в долларовой позиции на Казахстанской Фондовой Бирже снизился на 21,4% по сравнению с 3 кварталом 2008 года и составил 16,7 млрд. долл. США (нетто-объем торгов на Казахстанской Фондовой Бирже составил 72% брутто-объема). На внебиржевом валютном рынке объем операций за 4 квартал 2008 года увеличился по сравнению с предыдущим кварталом на 9,9% и составил 26,9 млрд. долл. США (рисунок 18).

Рисунок 18. Объем торгов на внутреннем валютном рынке, млрд. долл. США

По итогам 4 квартала 2008 года коэффициент нетто-участия Национального Банка на Казахстанской Фондовой Бирже стал негативным и составил (-)20,4% (в 1-3 кварталах 2008 года - 21,3%, 28,6% и 0,4% соответственно). Таким образом, в 4 квартале 2008 года Национальный Банк являлся преимущественно продавцом иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Минимальные резервные требования

В среднем за октябрь-декабрь 2008 года резервные активы на 54% превышали необходимый объем резервирования (в 3 квартале 2008 года - на 15%) (рисунок 19).

В целях регулирования краткосрочной ликвидности банков с 18 ноября 2008 года нормативы по внутренним обязательствам банка снизились с 5% до 2%, по иным обязательствам - с 7% до 3%. Установление новых нормативов позволило банкам высвободить порядка 350 млрд. тенге дополнительной ликвидности.

Рисунок 19. Выполнение норматива минимальных резервных требований

Операции открытого рынка

В 4 квартале 2008 года отмечалось некоторое снижение спроса со стороны банков на краткосрочные ноты Национального Банка, что связано с усилением проблемы нехватки краткосрочной ликвидности у банков. Так, объем выпущенных краткосрочных нот в октябре-декабре 2008 года снизился на 35,2% и составил 682,3 млрд. тенге. Ноты выпускались со сроками обращения 28, 91 и 182 дня, досрочного погашения нот не осуществлялось. Средневзвешенная доходность по размещаемым нотам снизилась с 6,64% в 3 квартале 2008 года до 6,04% в 4 квартале 2008 года (рисунок 20).

Рисунок 20. Объем размещения краткосрочных нот и доходность по ним (за период)

На конец декабря 2008 года объем краткосрочных нот в обращении составил 312,3 млрд. тенге, что на 36,4% больше объема на конец декабря 2007 года (Рисунок 21).

Рисунок 21. Краткосрочные ноты в обращении (на конец периода)

Постоянные механизмы

В 4 квартале 2008 года снизились объемы депозитов банков в Национальном Банке по сравнению с предыдущим кварталом, однако выросли по сравнению с показателем соответствующего периода 2007 года. Пик привлечения пришелся на октябрь. В целом, за октябрь-декабрь 2008 года было привлечено депозитов на сумму 1177,4 млрд. тенге, что в 2,2 раза меньше объема 3 квартала 2008 года и в 18,5 раза больше по сравнению с 4 кварталом 2007 года. Сроки привлечения депозитов составляли 7 дней по ставке 5,25% (рисунок 22).

Рисунок 22. Объем и ставки вознаграждения по привлеченным Национальным Банком депозитам (за период)

Снижение объемов привлечения депозитов от банков в 4 квартале 2008 года сопровождалось снижением объема непогашенных обязательств Национального Банка по ним в 6,3 раза до 33,0 млрд. тенге по сравнению с предыдущим кварталом (рисунок 23).

Рисунок 23. Объем непогашенных обязательств Национального Банка по привлеченным от банков депозитам (на конец периода)

В 4 квартале 2008 года отмечалось ухудшение ситуации с краткосрочной ликвидностью в банковском секторе.

Рисунок 24. Объем операций рефинансирования Национального Банка (за период)

Помимо снижения объемов стерилизационных операций Национального Банка, это сопровождалось ростом спроса со стороны банков на операции рефинансирования Национального Банка.

В 4 квартале 2008 года Национальный Банк предоставлял займы рефинансирования банкам посредством операций обратного РЕПО и СВОП. Общий объем операций обратного РЕПО составил 682,7 млрд. тенге, операций СВОП - 1675,1 млрд. тенге (рисунок 24).

Кроме того, в ноябре 2008 года Национальный Банк в целях поддержания краткосрочной ликвидности разместил в банках депозит на сумму 15,0 млрд. тенге.

Рисунок 25. Объем непогашенных обязательств по операциям рефинансирования Национального Банка (на конец периода)

На конец декабря 2008 года объем непогашенной задолженности по операциям обратного РЕПО составил 118,5 млрд. тенге, по операциям СВОП 137,4 млрд. тенге (рисунок 25).

3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО УЛУЧШЕНИЮ РОЛИ ДЕНЕГ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

3.1 Политика в условиях финансовой нестабильности

За годы независимости в Казахстане проведены экономические реформы, направленные на развитие рыночных отношений. За этот период была проведена приватизация, реформирование государственных финансов и финансового сектора, проведена пенсионная реформа. О результативности проведенных реформ говорит быстрый темп роста экономики. Если 10 лет назад ВВП на душу населения составлял чуть более 700 долларов США, то в конце 2004 года он достиг 2700 долларов, а по итогам 2007 года составил 6669 долларов. По классификации Всемирного Банка, Казахстан уже в 2005 году (при уровне 3771 долларов на душу населения) был отнесен к группе стран, имеющих доходы выше среднемирового уровня.

Одной из составляющей экономических успехов казахстанской экономики является денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан (далее Национальный Банк). Возможность проведения самостоятельной денежно-кредитной политики Казахстан получил с введением в 1993 года национальной валюты - тенге.

Денежно-кредитная политика Национального Банка более половины своей пятнадцатилетней истории тенге проводилась в условиях финансовой нестабильности.

В первую очередь определим, что мы понимаем под финансовой нестабильностью?

Очевидно, что финансовая стабильность означает полное выполнение финансовой системой своих прямых задач, а именно, успешное финансирование инвестиционных проектов и эффективное сглаживание скачков потребления ресурсов. Составляющими финансовой стабильности являются денежная стабильность, наличие доверия рыночных агентов к финансовым учреждениям и рынкам, отсутствие резких колебаний цен на реальные или финансовые активы.

С этой точки зрения периодами финансовой нестабильности со времени ведения тенге были периоды с ноября 1993 года по 1999 год и с августа 2007 года по сегодняшний день.

Охарактеризуем денежно-кредитную политику в каждом из этих периодов.

Период с ноября 1993 года по 1995 год - период обуздания гиперинфляции. К моменту введения тенге экономика Казахстана находилась в тяжелейшем состоянии. В 1993 году инфляция составила 2265%, а в целом за 1991-1995 годы производство упало почти на 50%. В целях приостановления падения производства, вызванного распадом Советского Союза и разрывом межхозяйственных связей, Национальный Банк фактически выполнял функции коммерческих банков: выдавал напрямую кредиты предприятиям, осуществлял прямое финансирование дефицита государственного бюджета.

Первоочередными задачами в этих условиях для Правительства Республики Казахстан (далее Правительство) и Национального Банка стали снижение инфляции и приостановление падения производства.

Для решения этих задач был взят курс на проведение жесткой макроэкономической политики, что включало значительное сокращение бюджетного дефицита и ограничение кредитной экспансии.

В 1994 году была прекращена практика выдачи льготных кредитов и рассмотрения прямых обращений предприятий за кредитами в Национальный Банк. Кредиты Правительству на покрытие бюджетного дефицита стали предоставляться на платной основе. В 1995 году была прекращена выдача Национальным Банком кредитов экономике по решению Правительства. Существенно изменился механизм рефинансирования банков: кредитные ресурсы стали размещаться Национальным Банком посредством кредитных аукционов и на ломбардной основе. В 1995 году был принят закон о Национальном Банке, согласно которому законодательно была определена независимость Национального Банка, а целью ставилось обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты.

Передав функции кредитования экономики банкам второго уровня и получив независимость в пределах своих полномочий, Национальный Банк продолжил работы по созданию современной банковской системы, основанной на рыночных принципах, эффективного банковского надзора. Другой важной задачей Национального Банка было развитие самой денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции. В этот период наряду со ставкой рефинансирования и нормативом минимальных резервных требований, были введены новые инструменты, такие как операции покупки и продажи на внутреннем валютном рынке, ломбардные кредиты, краткосрочные ноты Национального Банка.

В 1993-1995 годы инфляция снизилась с 2165% до 60%, однако падение производства продолжалось и в среднем за период превышало 10% (рисунок 26).

Параллельно с достижением стабильности цен, в стране решались задачи становления молодой национальной валюты. Тенге изначально была введена как конвертируемая по текущим операциям валюта. Что касается конвертируемости тенге по капитальным операциям, то с момента введения тенге лицензированию подлежали валютные операции, предусматривающие переход капитала от резидентов в пользу нерезидентов, в то время как приток капитала только регистрировался с целью статистического учета. Это было обусловлено значительным дефицитом внутренних источников предложения иностранной валюты. С целью увеличения предложения иностранной валюты на внутреннем рынке, как временная мера, была введена обязательная продажа на валютной бирже 50% экспортной выручки.

Рисунок 26. Изменение инфляции за 1993-1995 гг.

Период 1996 года по 1999 год (период достижения макроэкономической стабилизации). В январе 1998 года прекратилась практика прямого кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком (законодательно запрет оформлен с 2004 года). Дефицит республиканского бюджета стал финансироваться за счет выпуска ценных бумаг, что привело к развитию рынка ценных бумаг.

Рисунок 27. Макроэкономические показатели в 1996-2007 гг.

В целом для экономики это был период позитивных перемен. Инфляция продолжала стремительно падать и снизилась с 60,3% в 1995 году до 1,9% в 1998 году. Соответственно, темп падения производства значительно замедлился. Если в целом за 1993-1995 годы производство ежегодно падало в среднем на 10%, то в 1996-1999 годы наблюдался среднегодовой рост производства на 0,75% (рисунок 27). /18/

В этом периоде было продолжено проведение жесткой денежно-кредитной, развивались и совершенствовались инструменты денежно-кредитной политики, в частности, были введены такие инструменты, как операции репо, кредиты «овернайт».

В конце этого периода финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть подвергли своеобразному испытанию на прочность молодую национальную валюту. В результате значительной девальвации национальных валют целого ряда стран-торговых партнеров Казахстана в результате глобальных изменений на мировых финансовых рынках она в 1998-1999 годах подверглась сильнейшему девальвационному нажиму, а инфляция в 1999 году выросла до 17,8%.

Это создало для денежно-кредитной политики экстремальную ситуацию. Для восстановления конкурентоспособности тенге в апреле 1999 года был введен режим свободно плавающего обменного курса тенге. Выбор времени для отпуска тенге в свободное плавание был не случайным - это время стабилизации финансовой ситуации в России и снижение в Казахстане девальвационных ожиданий. Принятые меры по поддержке валютного рынка (временное введение обязательной продажи 50% экспортной валютной выручки, снижение резервных требований) позволила банковской системе и межбанковскому рынку продолжать стабильно функционировать. Меры по защите вкладов физических лиц и депозитов юридических лиц в банках второго уровня и социальной защите позволили избежать бегства клиентов банковской системы и сохранить жизнеспособность банковской системы. Курс тенге стабилизировался в течение нескольких дней.

Период с 2000 года по 2006 год - период финансовой стабильности и бурного развития экономики. Начиная с 2000 года, стабилизация мировых финансовых рынков, благоприятная ценовая конъюнктура на мировых товарных рынках, оживление мировой экономики оказали положительное влияние на макроэкономическую ситуацию в Казахстане.

В этот семилетний период в стране бурно развивалась финансовая система (созданы фонд гарантирования депозитов населения, система ипотечного кредитования в сфере жилищного строительства, развиваются страховой и фондовый рынок, запущена вексельная программа).

Наблюдаются значительный приток капитала, большие темпы роста вкладов населения в банки и кредитов банков экономике. Весь период инфляция поддерживается на уровне, измеряемом однозначной цифрой (6,4%-8,4%), а среднегодовой рост ВВП составил 10,3% (рисунок 2).

В области развития собственно денежно-кредитной политики важную роль сыграло создание в 2004 году Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее АФН) и выделение соответствующих полномочий из прерогативы Национального Банка. Это позволило с 1 января 2004 года в качестве основной цели Национального Банка законодательно объявить цель по обеспечению стабильности цен. Задачами Национального Банка, реализующими поставленную цель, были объявлены: разработка и проведение денежно-кредитной политики государства, обеспечение функционирования платежных систем, осуществление валютного регулирования и валютного контроля, содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

2007 год - период финансовой нестабильности. Несмотря на бурный рост экономики в начале текущего столетия, в 2006 году намечается тенденция роста инфляционного давления, обусловленная высоким притоком иностранного капитала, избытком ликвидности на внутреннем финансовом рынке, ростом расходов государственного бюджета. В 2006 году впервые с 2001 года инфляция превышает уровень 8%. Для раннего выявления проблем в финансовой системе Национальный Банк совместно с АФН с 2006 года стал выпускать ежегодные отчеты о финансовой стабильности. Уже отчет за 2006 год среди наиболее существенных факторов уязвимости финансовой системы назвал рост внешних займов банков.

Экономическое развитие Казахстана в 2007 году можно разделить на два этапа. В первой половине года сохранились положительные тенденции, которые наблюдались в предыдущие годы (высокие темпы развития промышленности, рынка недвижимости, строительства, торговли, рынка банковских услуг). За первые полгода кредиты экономике увеличились почти на 47%, депозиты резидентов в банковской системе - на 24%.

В августе 2007 года кризис на рынке ипотечных займов в США, который возник в начале 2007 года, перерос из локального в глобальный, оказав значительное воздействие на ситуацию на мировых финансовых рынках. Мировые рынки испытывали недостаток ликвидности, и ряд центральных банков, в частности Федеральная резервная система, Европейский центральный банк, проводили кредитные интервенции для поддержания банковских систем своих стран. В этих условиях процентные ставки на мировых рынках повысились. Портфельные инвесторы стали выводить капитал с развивающихся рынков. В результате для большинства развивающихся рынков доступ к внешним заимствованиям оказался практически закрыт.

Некоторое затруднение испытали казахстанские банки, которые в предшествующий период сделали существенные внешние заимствования. Однако, в основном доступ был закрыт к заимствованиям на рынках непрофессиональных инвесторов, т.е. через выпуск облигаций, проведение IPO, тогда как возможность привлечения синдицированных займов профессиональных инвесторов сохранилась. Однако, несмотря на некоторое снижение темпов роста банковского сектора (незначительный отток депозитов, повышение ставки по выдаваемым кредитам), отечественные банки не приостановили кредитование экономики. В ближайшие годы, вследствие неопределенности перспектив развития мировых финансовых и товарных рынках, в стране ожидается замедление роста экономики, особенно в таких отраслях, как строительство и финансовая деятельность. Темпы роста строительной отрасли будут тормозиться из-за недостатка кредитов, а финансового сектора - из-за ограничения доступа к внешним заемным ресурсам.

В 2007 году негативное влияние на казахстанскую экономику оказали также потрясения мировых рынков продовольствия. Так, в результате низкого урожая в странах - основных производителях зерновых культур, роста мирового производства альтернативных видов топлива на растительном сырье (биоэтанола) выросли мировые цены на пшеницу, подсолнечное масло. Все это послужило фактором роста инфляционного давления в стране.

Таким образом, в 2007 году одновременно наблюдался недостаток банковской ликвидности при одновременном росте инфляционного давления. В этих условиях Национальный Банк оказался перед необходимостью установления приоритета между мерами по поддержанию устойчивости банковской системы и мерами по сохранению стабильности цен. Проблема заключалась в том, что эти меры в данной ситуации противоречили друг другу. Для поддержания устойчивости банковской системы требовалось вливание ликвидности, а для снижения инфляционного давления - его абсорбирование. В этих условиях Национальный Банк определил приоритетность цели по сохранению устойчивости банковской системы перед целью поддержания стабильности цен. При этом учитывалось, что возникновение нестабильности банковской системы чревато не только банковской паникой, кризисом неплатежей, бегством вкладчиков, но и отрицательным влиянием на устойчивость других сегментов финансового рынка, подверженных системному кризису из-за того, что часть субъектов финансового сектора является дочерними организациями банков или входит в состав банковских конгломератов. Особенно могут пострадать накопительные пенсионные фонды (вследствие значительной доли присутствия финансовых инструментов банков в инвестиционном портфеле НПФ).

В течение 2007 года, вслед за изменением финансовой ситуации, претерпела определенные изменения и денежно-кредитная политика.

Так, если в течение первых 7 месяцев проводилась денежно-кредитная политика, направленная на изъятие избыточной ликвидности банков второго уровня, то во второй половине 2007 года стали снижаться объемы изъятия ликвидности путем снижения объемов выпусков нот и их досрочного погашения. С августа 2007 года Национальный Банк увеличил предоставление ликвидности банков через операции обратного РЕПО и операции валютного СВОП. Кроме того, был введен новый вид займов рефинансирования, а именно краткосрочные займы под залог остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке.

Введение принятых в первой половине года изменений в нормативы минимальных резервных требований, направленных на дополнительное связывание части избыточной ликвидности банков было перенесено на 2008 год. Более того, с 9 октября 2007 года был введен в действие новый механизм минимальных резервных требований, направленный на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов.

В 2007 году было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам предоставления банковских займов между Национальным Банком, АФН и банками второго уровня. Согласно этому соглашению банки добровольно соглашаются ограничить рост внешних активов и внешних обязательств, а также проводить консервативную кредитную и умеренную депозитную политику.

В области процентной политики в течение всего года проводилась политика «дорогих денег». На протяжении 11 месяцев 2007 года официальная ставка рефинансирования оставалась на уровне 9,0%, а с 1 декабря 2007 года была повышена до 11,0%. Тем самым был задан желаемый коридор рыночных ставок (рисунок 28), с верхней границей, определяемой ставкой по кредитам (равной ставке рефинансирования), и нижней границей, определяемой ставкой по привлекаемым депозитам (равной . ставки рефинансирования). Более точное позиционирование рыночной ставки внутри коридора призвана задавать ставка по нотам, средневзвешенное значение которой возросло с 4,69% в декабре 2006 года до 5,64% в декабре 2007 года.

Рисунок 28. Процентная политика Национального банка Республики Казахстан

В целом, сложная макроэкономическая ситуация, а также выбор приоритетности цели по сохранению устойчивости банковской системы перед целью поддержания стабильности цен привели к тому, что, несмотря на принятые меры по снижению инфляции, прогнозные ориентиры по инфляции на 2007 год не были выдержаны. Среднегодовая инфляция за 2007 год составила 10,8%, тогда как прогнозный коридор по сценарию высоких мировых цен на нефть, определенный Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы, составлял 8,2-9,2%.

Ожидается, что в ближайшие годы при условии отсутствия шоковых факторов влияния уровень годовой инфляции существенно замедлится.

В области денежно-кредитной политики в 2008 году Национальный Банк Республики Казахстан определяет приоритетным направлением своей деятельности осуществление денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение низкого уровня среднегодовой инфляции, а также на поддержание стабильного функционирования финансовой системы. (Приложение)

Установление официальной ставки рефинансирования будет производиться в зависимости от ситуации на денежном рынке и уровня инфляции таким образом, чтобы ее уровень оставался положительным в реальном выражении и являлся верхним уровнем ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов. Для дальнейшего совершенствования механизма регулирования ликвидности на внутреннем рынке Национальным банком проводятся операции валютного СВОП, что вызывает большой интерес со стороны банков второго уровня.

Будет продолжено совершенствования аналитических подходов в рамках Отчета по финансовой стабильности и разработке системы индикаторов раннего оповещения валютных и финансовых кризисов. Национальным Банком будет продолжено регулярное обследование банков, начатое в 2007 году, с целью анализа качественных характеристик развития кредитного рынка и факторов.

3.2 Политика по обеспечению финансовой стабильности

Это исследование является предварительным обзором политики по обеспечению финансовой стабильности Национального Банка Республики Казахстан (НБРК). Его цель заключается в поиске нового подхода к анализу финансовой стабильности, в котором будут использоваться элементы анализа регуляторного воздействия, или RIA. В последние годы RIA становится стандартной методикой, служащей улучшению эффективности регуляторной политики, в особенности в финансовом секторе. Однако эта методика до сих пор не применялась в выработке политики и осуществлении деятельности по обеспечению финансовой стабильности.

События, произошедшие в последние месяцы, подводят нас к тому, что применение RIA в этой области должно стать приоритетом. Необходимость принятия ответственности в совокупности с возрастающим давлением на государственный бюджет становятся серьёзными проблемами для тех государств, которые были серьёзно задеты кризисом.

Как объект изучения, Казахстан представляет весьма удачный пример. Власти этой страны продемонстрировали удачную реализацию политики по обеспечению финансовой стабильности в период нарастающей турбулентности рынка, осознавая неустойчивость тенденций рынка капитала. Экономика Казахстана пережила бум в середине 90-х, что ускорило проявление в ней эффектов мирового кризиса. Однако страна успешно избежала обширного снижения производства и занятости, т.е. кризис в её экономике не развился в полной мере. Это говорит об эффективности действий властей, которые смогли принять комплекс мер, позволивший смягчить эффекты мирового кризиса в момент начал его воздействия на экономику. Каким образом можно применить RIA в анализе финансовой стабильности? Это функции государства, которые охватывают монетарную, налоговую и регуляторную политику, и на первый взгляд их сложно рассмотреть вместе. Издержки возрастают в случае системных сбоев в экономике, и история финансовых кризисов демонстрирует, как различные направления политики могут применяться как для разрешения проблемы, так и предотвращения её причин.

Ответ на поставленный вопрос не может быть дан как определение воздействия, оказываемого каждым направлением политики. Особенностью финансовой стабильности является то, что это неотделимый элемент экономической и финансовой систем, а не их отдельных составляющих. И влияние этого элемента должно рассматриваться во всех плоскостях - например, как комплекса макроэкономических политик. Более того, финансовая стабильность может выступать в качестве дополнительного аспекта любой политики, и этот аспект должен играть определённую роль при проведении RIA.

Данное исследование сфокусировано только на роли центрального банка в обеспечении финансовой стабильности. Это оправдано в силу того, что обеспечение финансовой стабильности - это ключевая функция центрального банка. Например, в Европе, где только половина центральных банков осуществляют автономную монетарную политику, финансовая стабильность - это основной приоритет их деятельности. И никогда ещё эта функция не была столь важной, как начиная с весны 2007 года.

Риски финансовой сферы Казахстана

С 2000 по 2007 годы казахстанская экономика переживала интенсивный рост, который составлял порядка 10% в год. Это являлось следствием не только высоких цен на энергоносители, но и благоприятного эффекта макроэкономических и структурных реформ. Казахстан далеко продвинулся в реформах финансового сектора, в особенности реформе банковского сектора и либерализации процентных ставок. В плане развития банковского сектора казахстанская финансовая система больше приближена к развитым финансовым системам восточноевропейских стран, чем стран СНГ, за исключением России (Таблица 5).

Таблица 5. Индикаторы реформ ЕБРР

Будучи удачным примером финансовой либерализации, Казахстан начал быстро интегрироваться в мировые финансовые рынки. Главным двигателем этой интеграции являются банки, находящиеся преимущественно в собственности резидентов. С другой стороны, гораздо меньший прогресс был достигнут в диверсификации финансовой системы и в развитии несырьевых секторов экономики, в которые банки могли бы эффективно вкладывать свой капитал. Иными словами, реформа банковского сектора движется гораздо быстрее, чем в ряде других секторов экономики.

В годы бума доходность банковской системы была крайне высокой. Однако возрастал и уровень финансовых рисков, что явилось причиной последующего шока. Потенциальный источник риска финансовой нестабильности лежит частично в области управления активами, особенно в скорости роста банковского кредитования и стоимости активов. Но он также реализуется и в области обязательств, в росте внешнего заимствования. Казахстан не переживал дефицита текущего счёта платёжного баланса, так как поступления от продажи нефти уравновешивали дефицит ненефтяных секторов экономики. ВВД рос стремительно, так как финансовая интеграция облегчила кредитную экспансию банковского сектора.

Проблема, с которой столкнулись власти, заключалась в необходимости отделить экономический бум, возросшее производство и эффект финансовой либерализации от симптомов финансового пузыря, который мог привести к серьёзному ущербу для реального сектора. Эта проблема становится серьёзней в свете растущей экономики, где эффект реформ должен повлечь серьёзное изменение рыночного равновесия, выражающееся в изменении цен активов и росте реального обменного курса. Экономики же, экспортирующие энергоносители, могут ожидать кроме изменения тренда реального обменного курса в результате возрастающего притока денежных средств от продажи ресурсов, уравновешивания доходов и расходов.

В середине десятилетия банки и бизнес-сообщество считали тенденции развития экономики в высшей степени положительными, хотя и была обеспокоенность симптомами которого стало удвоение ВВП менее чем за десятилетие, но оно также пыталось снизить эффект бума, направляя налоговые поступления в Национальный Фонд, осознавая риск давления сырьевых цен на экономику.

Внешняя оценка разнилась в зависимости от вопросов, которые задавали внешние эксперты касательно тенденций в финансовом секторе. В исследовании банковских системных рисков агентства FitchRatings Казахстану была присвоена достаточно высокая степень риска (D по шкале от A до E) по силе позиций банковской системы, однако в плане качества кредитного портфеля, стоимости активов и реального обменного курса риск был определён как низкий (1 по шкале от 1 до 3).

Многие институты в своей оценке призывали к мониторингу тенденций развития финансового сектора, однако они не прогнозировали, что серьёзный шок мог наступить уже через пару лет. Внешняя оценка обычно не учитывала макрофинансовых связей, через которые шоки экономической системы могут повлечь за собой увеличение внутреннего финансового риска. Не учитывалось, что эти связи могут стать причиной появления замкнутого круга, в котором будут взаимосвязаны понижение объёмов кредитования и цен активов, а также процентные ставки.

В какой-то степени, исключением явилось проведённое в декабре 2005 года экономическое исследование Oxford/FIRS, которое освещало финансовую стабильность как ключевой параметр политики в большей степени, чем «голландскую болезнь». Основанием служило то, что комбинация позитивных шоков финансового сектора могла послужить причиной перегрева финансовых рынков по причине наличия макрофинансовых связей (таких как подверженность риску нефинансового сектора), которые были способны серьёзно снизить экономический рост и ввести экономику в фазу спада Начиная с 2005 года, Руководство НБРК обеспокоилось прогрессирующим ростом рисков финансовой системы и возможностью будущих угроз финансовой стабильности и акцентировало своё внимание на этих проблемах при взаимодействии с другими государственными органами. Основной проблемой считалась возможность того, что внешние заимствования банков могут стать причиной финансового шока, который может распространиться через макрофинансовые взаимосвязи, описанные выше. Последовательность событий в Казахстане с середины 2007 года подтвердила эти опасения. Как только возросла премия за риск на мировых рынках и начался кризис sub-prime, местные банки продемонстрировали уязвимость к внешним шокам. С середины 2007 был резко сокращён их доступ на международные рынки капитала. Стоимость кредитно-дефолтных СВОПов поднялась и долговые рейтинги международных агентств снизились. Эти внешние шоки преобразовались в снижение объёмов внутреннего кредитования и цен на активы, падении роста и давление на номинальный обменный курс.

Начальная фаза дестабилизации рынков оказала на Казахстан более серьёзное воздействие, чем на другие переходные экономики. Одним из факторов, который может дать объяснение этому феномену является то, что позитивные шоки финансовой системы и реальной экономики, которые в большей степени затронули Казахстан в сравнении с другими развивающимися странами на одной и той же стадии углубления финансовых взаимоотношений, сочетались с быстрым ростом трансграничных заимствований банков (рисунок 29).

Рисунок 29. Трансграничные займы и депозиты Казахстана

Другим фактором, объясняющим раннее проявление шоков ликвидности, является то, что значительная доля банковского сектора развивающихся экономик Восточной Европы находилась в иностранной собственности. На ранних этапах кризиса sub-prime это смягчило влияние шоков ликвидности на мировых рынках. Это частично отразилось на динамике портфеля специализированных банков, которые не зависели от кризиса sub-prime. Действительно, недавние кредитные потоки в Балтийском регионе демонстрируют, что присутствие зарубежного капитала в банковском секторе не снижает уязвимостей к внешним шокам.

Можно оспорить то, что Казахстан должен был избежать настолько сурового шока ликвидности в 2007 году, если бы в нём было более выраженное присутствие зарубежных банков, предоставляющих фондирование. Возможно, это правильно, если допустить, что такие банки не стали бы первыми жертвами кризиса sub-prime. Однако, можно сделать более уместное утверждение, что диверсификация финансового сектора может снизить риски за счёт увеличения количества источников кредитования экономики.

Изменение политики НБРК.

Официальная политика других ведомств в середине этого десятилетия была направлена на снижение уровня рисков для национальной экономики. Важно то, что Правительство создало Национальный Фонд с целью смягчения воздействия изменений доходов от продажи ресурсов, смягчив таким образом влияние на спрос и откладывая таким образом часть прибыли для будущих поколений. Кроме того, регуляторная система, выстроенная Национальным Банком в период, когда он нёс ответственность за регулирование финансовой системы, с созданием АФН как независимой структуры в 2004 году только укрепилась.

Когда НБРК стал более обеспокоен вопросами рисков финансовой стабильности, была создана стратегия, одним из направлений которой стало ужесточение монетарной политики, и, в этой связи, политика укрепления номинального обменного курса. Вторым направлением стал призыв к более широкому спектру действий в ответ на развивающийся бум, который был обоснован осознанием того, что достижение собственных целей НБРК по монетарной и финансовой стабильности зависит от эффективных мер в сфере фискальной политики и финансового регулирования. Что касается инструментов, то НБРК учитывал, что монетарная политика играла су-щественную роль в снижении рисков для стабильности. НБРК поднял ставки вознагражде-ния с целью обуздать необеспеченные заимствования домашних хозяйств и фирм в иностранной валюте (Рисунки 30-31). Только некоторые из центральных банков других стран работали в трёх указанных направлениях в этом периоде.

Рисунок 30. Эволюция номинальной и реальной процентных ставок

Однако, учитывая интенсивность финансового бума, НБРК посчитал, что макроэкономическая политика не может быть эффективной в рамках только монетарной политики. НБРК сосредоточился на жёсткой финансовой политике, чтобы снизить давление на уровень потребительских цен, цен на активы и реальный обменный курс. В 2006 году НБРК инициировал налоговые меры, направленные на снижение темпов роста внешних заимствований корпоративного сектора.

Рисунок 31. Обменный курс, тенге за доллар

НБРК также предупреждал АФН о необходимости усиления контроля над внешними заимствованиями и кредитованием. В Казахстане, как и во многих других успешных развивающихся экономиках, эта макропруденциальная инициатива была эффективно реализована как самим НБРК, так и АФН. Комплекс дополнительных регуляторных мер был принят АФН в июле 2005 года. Консервативная фискальная политика велась в эти годы с учётом роста нефтяных доходов (Рисунок 32).

Рисунок 32. Баланс расходов и доходов Правительства и баланс текущего счёта

Комплексная политика, в пользу которой высказывался НБРК в последние месяцы 2007 года (и которая широко применялась Правительством Казахстана и его ведомствами), сочетала 3 элемента.

Рисунок 33. Внутреннее кредитование в 2006-2008 годах, млрд. тг.

Во-первых, имели место обширные инъекции ликвидности и безусловная поддержка де-позитов в банках, при этом проблема возможности злоупотреблений в сфере принятия на себя банками чрезмерных рисков ушла на второй план (Рисунок 33).

Во-вторых, эта политика была направлена на поддержание финансового состояния корпоративного сектора с целью избежать потерь внутренней стабильности снизить риски корпоративного сектора и домашних хозяйств: в действительности номинальные процентные ставки были подняты только на 2% в течение критического периода. И, в-третьих, власти пошли на увеличение ненефтяного дефицита и специфические меры по поддержке частного сектора (Рисунок 34).

Рисунок 34. Изменение политики, 2003-2008 годы

Эта мера в период финансового кризиса выигрывает по сравнению с начальным рекомендациям МВФ по преодолению финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии, которые повлекли за собой сокращение налогообложения для восстановления доверия к финансовой системе и недооценили значение снижения обменного курса, влияющего на незащищённые активы. Эти уроки недавнего прошлого были хорошо усвоены. Более того, некоторые меры НБРК могут в 2008 году могут быть узнаны в ряде развитых экономик, поражённых кризисом sub-prime: после некоторой паузы, власти в этих странах также решили предоставлять ликвидность на беззалоговой основе и оказывать целевую финансовую поддержку уровня спроса частного сектора.

Оценка затрат Национального Банка в сравнении с достижением поставленных им целей однозначно может стать более детальной в будущем при тесном сотрудничестве с властями.

Альтернативы и компромиссные решения.

При применении RIA важно смотреть дальше, чем при прямом анализе издержек осуществлённых мер. Даже там, где есть свидетельства явных преимуществ, необходимо задать несколько дополнительных вопросов:

- Могли ли более жёсткие превентивные или корректирующие меры более эффективно снизить влияние финансового кризиса?

- Была ли необходимость прибегнуть к регуляторной мере и, следовательно, расходам на неё или же достаточно было просто дать рынку возможность саморегулирования?

- Был ли в достаточной мере проработан комплекс политик, или же расходы могли быть ниже или эффективность выше?

- Существую ли скрытые издержки, которые могут проявить себя в будущем (например, возможность ухудшения ситуации в будущем)?

Во-первых, мог ли Казахстан избежать кризисных явлений, применив более радикальные превентивные или корректирующие меры? Анализ действий НБРК не предполагает, что имелась возможность противостоять наплыву капитала извне и чрезмерному увеличению объёмов кредитного портфеля и стоимости активов, а также давлению на реальный обменный курс. Эти явления были вызваны «тектоническим сдвигами» в экономике - тройным шоком переходных реформ, растущими доходами от продажи ресурсов и финансовой интеграцией.

Можно было бы достигнуть большего, используя более жёсткую фискальную, монетарную и пруденциальную политики. Фискальная политика могла бы в значительной мере дестимулировать экономический бум в июле 2006 года, а номинальная процентная ставка могла бы подниматься более агрессивно. Однако, следует заметить, что некоторые более продвинутые экономики вступили в кризис менее подготовленными, чем Казахстан, и в ряде случаев с политикой, которая нанесла серьёзный ущерб. Более того, недавний кризис был вероятным, а не предопределённым, и события в американской экономике, послужившие его причиной, были намного разрушительней, чем это могло быть предсказано в международных кругах. При рассмотрении по факту случившегося, компромиссные решения неизбежно стали менее действенными, чем это казалось сначала.

Во-вторых, мог ли подход, базирующийся на убеждении и саморегулировании, принести эффект? Мог ли подход, не базирующийся на регуляторных мерах, сработать так же или более эффективно при меньших административных затратах НБРК и банков? Действительно, существуют примеры, когда власти шли в правильном направлении, используя убеждение и стимуляцию саморегулирования рынка. Например, Правление АФН проводит регулярные встречи с БВУ и даёт им рекомендации по управлению ликвидностью и ведению консервативных кредитной и депозитной политик, чем, как они считают, побуждают банки быть более активными в проведении внутреннего анализа и принятии решений. Также нежелательно было задушить инициативы частного сектора тотальным контролем.

В то же время проходящие одновременно дискуссии с автором этого исследования с местными и иностранными банками предполагают, что только убеждение - это не самый подходящий подход в период бума. Банкиры с завидной регулярностью отвергали анализ стабильности, проведённый НБРК, или считали его оценку риска преувеличенной. Они считали, по сути, свои собственные, низкие, оценки риска более правильными. Регуляторные меры являются незаменимыми. Имелась, однако, некоторая критика этих мер, связанная с необходимостью более интенсивных консультаций, являющихся важным элементом предварительного RIA. Этот вопрос заслуживает более тщательного рассмотрения в будущем, хотя и существует возможность осложнений в обсуждении некоторых мер, так как это может вылиться в упреждающие действия банков.

В-третьих, был ли комплекс политик оптимальным с точки зрения эффективности и влияния затрат на экономику? Взвесив всё, это исследование приводит нас к тому, что хорошо проработанная политика НБРК была оптимальной. Действительно, в конце 2006 года, накануне шока ликвидности, позиция, которой придерживался НБРК хорошо сочеталась с рекомендациями международных финансовых институтов, особенно в части необходимости ограничивающей фискальной политики.

В-четвёртых, будут ли скрытые издержки впоследствии? Как и в случае любых действий центральных банков и правительств в период сегодняшней нестабильности, ключевым вопросом является риск злоупотреблений, порождённый вмешательством. Одним традиционным ответом является усиление надзора, который предназначен, по большей части, для ограничения рисков злоупотреблений в финансовой системе. Однако, критичным является внимание к дальнейшим инициативам по проведению политики, когда кризис уже разрешён - в особенности когда бюджетные средства направлены в реальный сектор, когда собственники банков поставлены в зависимость, когда меры направлены на усиление балансов, и когда вся сила официальных мер преследует консолидацию банковской системы и очистку балансов. Это будет весьма существенным в дальней перспективе в плане определения издержек недавних мер, так как ошибки в этой области могут привести к широкому дисбалансу размещения ресурсов в будущем.

В то же время текущий цикл на международных финансовых и товарных рынках и в реальной экономике далеко не завершён, поэтому любые расчёты, связанные с определением эффекта политики по поддержанию финансовой стабильности в Казахстане, не могут дать абсолютно верного результата. Текущий шок ликвидности на мировых рынках и рецессия многих развитых экономик будут оставаться проблемой, которая требует решения в сфере пруденциального надзора с целью избежания негативных эффектов на экономику Казахстана.

В будущем, однако, снижение цен на нефть будет способствовать увеличению дефицита текущего счёта, в то время как напряжение на международных финансовых рынках подразумевает чистый отток капитала по платежам, связанным с погашением внешних обязательств банков. В этом свете необходимо соблюсти баланс монетарной и фискальной политик. Это необходимо для поддержания спроса с целью избежать нежелательного снижения курса тенге, которое может привести к усилению инфляции и снижению уровня доверия участников рынка.

Это означает, что НБРК должен избежать слишком быстрого ослабления монетарной политики в будущем, даже столкнувшись с вероятностью замедления роста. И, как следствие, фискальная политика должна быть направлена на поддержку экономики в будущем. Выводом является то, что фискальная политика должна стать более выборочной на микроэкономическом уровне. Она должна быть наиболее эффективной, если будет сочетать затраты, рассчитанные на стимулирование роста, как на инфраструктуру и образование, с сокращением таких неэффективных программ, как субсидирование и другая поддержка ряда нежизнеспособных проектов частного сектора.

Любая конкретная оценка политики по обеспечению финансовой стабильности должна принимать в расчёт полные последствия даже с учётом их влияния после того, как проблемы разрешены. Это значит, что последующая оценка должна давать очень ясную картину. Стратегия по обеспечению финансовой стабильности в Казахстане была абсолютно правильной, так как использовала правильный набор мер.

Тем не менее, есть уроки для будущего, и это - уроки успеха. На макроуровне ключевым уроком является необходимость поддержания в среднесрочном периоде устойчивой фискальной политики, предупреждающей стимулирование бума в период стабильности и обеспечение поддержания роста в период кризиса. Другим аспектом государственных финансов является необходимость инвестирования средств Национального Фонда, при отсутствии кризисных явлений, во внешние активы с достаточной степенью ликвидности: в этой форме он является запасом благополучия и фактором ограничения спроса, а также залогом стабильности экономики в период кризиса.

С другой стороны, проблемы надзора ещё далеки от полного решения, так как все действия, направленные на сохранение доверия в системе могут привести к росту риска злоупотреблений. Если говорить более предметно, то надзорные органы должны будут уделять непрестанное внимание концентрации внешних заимствований и размещения активов местных банков. Это также говорит о необходимости диверсифицировать финансовый сектор в среднесрочном периоде, сделав его менее зависимым от ограниченного числа местных банков. И будет важным провести мероприятия по подготовке к кризису с участием заинтересованных ведомств и, время от времени, зарубежных наблюдателей.

И, наконец, НБРК должен предложить рекомендации по приемлемому комплексу политик по поддержанию финансовой стабильности в перспективе, с требованием повышенного внимания к обменному курсу и монетарной политике. В связи с этим, решающее значение приобретает мониторинг ликвидности банковской системы в предстоящем периоде. Более того, в оценке политики по поддержанию финансовой стабильности НБРК может использовать методологию RIA. RIA может быть инструментом для оценки как текущей политики НБРК, так и других ведомств, занимающихся обеспечением роста и стабильности казахстанской экономики. Для того, чтобы быть эффективным, на его осуществление необходимо выделять достаточные ресурсы для мониторинга и осуществления наблюдения за соблюдением рекомендаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«...Деньги -- это только жир политического тела, избыток которого столь же часто мешает его активности, как часто недостаток влечет за собой болезнь... Подобно тому как жир облегчает движение мускулов, питает при недостатке продуктов питания, заполняет неровные впадины и украшает тело, так и деньги в государстве убыстряют его деятельность, питают продуктами, привезенными из-за границы во времена неурожая в собственной стране, служат благодаря своей делимости для ведения отчетности и украшают общество в целом, хотя более специально -- тех отдельных людей, которые имеют их в изобилии».

Лишь цена денег не имеет единственного значения. Какова их меновая стоимость, можно узнать, читая формулу справа налево. Весь бесконечный ряд конкретных товаров, которые можно приобрести за определенное количество золота, представляет собой выражение цены денег.

Развитие форм платежей, числа и видов платежных средств оказывает прямое влияние на умножение массы денег, требующихся для их обслуживания. Наряду с этим взаимное погашение платежей, выплаты их разниц сокращает потребность в деньгах. И в целом общая численность обращающихся денег отрывается от обращающейся наличной товарной массы, поскольку:

- идут денежные расчеты за товары, давным-давно потребленные;

- идут поставки товаров, на покупку которых в данный момент денег нет;

- идет самостоятельное движение разнообразных долговых обязательств.

Современные бумажные деньги характеризуются тремя признаками: неразменностъю, наличием принудительного курса и беспроцентностью. В настоящее время значительная часть неразменных денег в развитых странах выпускается в форме наличных денег. Около 95--97% от общего объема составляют бумажные деньги, выпускаемые правительствами или центральными банками. Оставшаяся часть -- 3--5% от общего объема -- выпускается в виде paзменныхx монет, как правило, от лица казначейства.

Сегодня ряд финансовых институтов имеет право выпускать неразменные деньги в форме открытия трансакционных (текущих, чековых, карточных) счетов, которые получили название депозитных денег. Банки, ссудосберегательные ассоциации, кредитные союзы в большинстве развитых стран предоставляют клиентам возможность открывать текущие счета. Все эти депозитные учреждения являются частными. На долю депозитных денег приходится от 55 до 80% денежного агрегата Ml -- массы «денег для сделок». В Казахстане только банки имеют право выпускать неполноценные деньги в форуме открытия текущих депозитов. Управление депозитными деньгами чаще всего осуществляется при помощи чека, пластиковой карты или систем дистанционного доступ к банковским счетам. Платежи на крупные суммы производятся с использованием оптовых электронных платежных систем. Следует заметить, что данные платежные инструменты сами по себе не добавляют в обращение денег. Они являются денежными документами, обусловливающими проведение расчетных операций, которые характеризуются разной степенью рентабельности и удобства, так как за каждой из них стоит своя платежная система, институциальная структура, через которую осуществляются финансовые сделки между субъектами хозяйства.

Можно выделить три основных достоинства электронных систем оптовых платежей:

увеличение скорости взаиморасчетов;

снижение себестоимости платежных операций;

упрощение обработки банковской корреспонденции.

Последние годы XX в. ознаменовались новым этапом в развитии товарно-денежных отношений: появлением новой формы кредитных денег -- электронных денег (emoney). К основным причинам их создания относятся желание снизить трансакционные издержки денежного обращения как в рамках традиционной, так и в рамках электронной экономики и электронный сеньораж. Несмотря на значительное количество различных систем электронных денег, на их долю в развитых странах в 2001 г. приходилось не более 1% объема денежного агрегата Ml.

Таким образом, суммарные издержки денежного обращения в случае с наличными деньгами будут значительно выше, чем в случае с депозитными и тем более электронными деньгами. Современная эволюция кредитных денег состоит в постепенном сокращении доли наличных денег в обращении развитых стран и их последовательном замещении расчетами депозитными и электронными деньгами.

В области денежно-кредитной политики в 2009 году Национальный Банк Республики Казахстан определяет приоритетным направлением своей деятельности осуществление денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение низкого уровня среднегодовой инфляции, а также на поддержание стабильного функционирования финансовой системы.

Установление официальной ставки рефинансирования будет производиться в зависимости от ситуации на денежном рынке и уровня инфляции таким образом, чтобы ее уровень оставался положительным в реальном выражении и являлся верхним уровнем ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов. Для дальнейшего совершенствования механизма регулирования ликвидности на внутреннем рынке Национальным банком проводятся операции валютного СВОП, что вызывает большой интерес со стороны банков второго уровня.

Будет продолжено совершенствования аналитических подходов в рамках Отчета по финансовой стабильности и разработке системы индикаторов раннего оповещения валютных и финансовых кризисов. Национальным Банком будет продолжено регулярное обследование банков, начатое в 2008 году, с целью анализа качественных характеристик развития кредитного рынка и факторов.

В будущем, однако, снижение цен на нефть будет способствовать увеличению дефицита текущего счёта, в то время как напряжение на международных финансовых рынках подразумевает чистый отток капитала по платежам, связанным с погашением внешних обязательств банков. В этом свете необходимо соблюсти баланс монетарной и фискальной политик. Это необходимо для поддержания спроса с целью избежать нежелательного снижения курса тенге, которое может привести к усилению инфляции и снижению уровня доверия участников рынка.

Это означает, что НБРК должен избежать слишком быстрого ослабления монетарной политики в будущем, даже столкнувшись с вероятностью замедления роста. И, как следствие, фискальная политика должна быть направлена на поддержку экономики в будущем. Выводом является то, что фискальная политика должна стать более выборочной на микроэкономическом уровне. Она должна быть наиболее эффективной, если будет сочетать затраты, рассчитанные на стимулирование роста, как на инфраструктуру и образование, с сокращением таких неэффективных программ, как субсидирование и другая поддержка ряда нежизнеспособных проектов частного сектора.

Любая конкретная оценка политики по обеспечению финансовой стабильности должна принимать в расчёт полные последствия даже с учётом их влияния после того, как проблемы разрешены. Это значит, что последующая оценка должна давать очень ясную картину. Стратегия по обеспечению финансовой стабильности в Казахстане была абсолютно правильной, так как использовала правильный набор мер.

Тем не менее, есть уроки для будущего, и это - уроки успеха. На макроуровне ключевым уроком является необходимость поддержания в среднесрочном периоде устойчивой фискальной политики, предупреждающей стимулирование бума в период стабильности и обеспечение поддержания роста в период кризиса. Другим аспектом государственных финансов является необходимость инвестирования средств Национального Фонда, при отсутствии кризисных явлений, во внешние активы с достаточной степенью ликвидности: в этой форме он является запасом благополучия и фактором ограничения спроса, а также залогом стабильности экономики в период кризиса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аймурзина Б. Финансовая глобализация на современном этапе развития государства // Финансы и кредит №5 2005 г., с. 9

2. Акишев Д.Т. О денежно-кредитной политике Национального Банка Республики Казахстан в условиях финансовой нестабильности. «Экономического обозрение» №4 2008

3. Альмекеров Д. Оценка стабильности финансовой системы Казахстана //Финансы Казахстана №5 2004г., с. 9-10

4. Амрекулов Н. Организация финансовой системы //Аль-Пари №1 2005 г., с. 11

5. Аханов С. Финансовый сектор Казахстана: основные тенденции и ключевые проблемы // Финансы Казахстана №12 2006 г., с. 4

6. Ахметов А., Оспанов Т. Денежно-кредитная политика Национального Банка за 10 лет независимости //Экономическое обозрение 2001г.

7. Баймажанов Ж. Денежно-кредитное регулирование Национального Банка, этапы развития

8. Баймуратов У. , Сембеков А. Денежно-финансовая система Республики Казахстан: особенности и проблемы //Банки Казахстана №4 2004 г., с. 5-19

9. Баймуратов У. Деньги и финансы: нелинейная система том 1 Алматы экономика 2005г., с. 208-226

10. Баймуратов У. Новая модель национальной денежно-финансовой системы Республики Казахстан //Финансы Казахстана №4 2005 г., с. 3

11. Давлетова М.Т. Кредитная деятельность банков в экономике - Алматы: «Экономика», 2001 год, 186 стр.

12. Данные Национального Банка 1993-2000г.г

13. Данные Национального банка Республики Казахстан за 2007 г

14. Данные Национального банка Республики Казахстан за 2008 г

15. Данные статистического ежегодника за 2007 г

16. Данные статистического ежегодника за 2008 г

17. Деньги. Кредит. Банки: учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулш [и др ]; под ред В. В Иванова, Б. И. Соколова. -- М.: ТК Велби, Изд-вІ Проспект, 2006. - 624 с.

18. Деньги. Кредит. Банки: Учебник/ под ред. Чл.-кор.АН РК, проф. Г. С. Сейткасимова. - Второе переработан. и дополнен. издание . - Алматы: Экономика, 1999. - 432 с.

19. Досмагамбетов К. Финансовае инструменты // Рынок ценных бумаг Казахстана №4 2003 г. с. 5

20. Дуйсекова А. Развитие экономики Казахстана в условиях глобализации //Транзитная экономика №3 2006 г., с. 8-9

21. Ермаков С.Л. Работа коммерческого банка по кредитованию заёмщиков - Москва: Компания Алес, 1995 год, 251 стр.

22. Есекина Б. Финансовые механизмы экономики //Транзитная экономика №2 2005 г., с. 9

23. Есенжолова Б.К. Актуальные вопросы экономики и финансов // Банки Казахстана №12 2005 г., с.5-7

24. Жуйриков К. Роль и значение капитала в условиях рыночных отношений// Банки Казахстана №4 2006 г., с. 15-16

25. Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании»

26. Иванова А. Банковские услуги: российский и зарубежный опыт 2005г.

27. Икранбеков А. Некоторые аспекты развития финансовой политики Казахстана // Банки Казахстана №12 2005г., с. 12

28. Искакова З. Прочность финансовой системы и ее факторы //Финансы казахстана №5 2004 г., с. 7-10

29. Кездикбаев Т. Финансовые механизмы национальной экономики //Банки Казахстана №3 2006 г., с. 7

30. Кенжегузин М. Рыночная экономика проблема становления и развития //Финансы и кредит №5 2006 г., с. 5

31. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело - Москва: ОГН, 1997 год, 473 стр.

32. Конституция РК от 30 августа 1995 г.// Издательство «ЮРИСТ» Алматы

33. Кулеев А. Методология инфляционного таргетирования // Аль-Пари №7 2003 г. с. 9-10

34. Лаврушин О.И. Банковское дело - Москва: Финансы и статистика, 2002 год, 576 стр

35. Лекция Президента РК Н.А Назарбаева в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева // Астана 2006 г.

36. Мадиярова Д.М., Марчевский М.Н. Основы современного банковского дела - Алматы: Экономика 1997 год, 136 стр.

37. Морсман Эдгард. Кредитный департамент банка: организация эффективной работы - Москва: Альпина Паблишер (пер. с англ.), 2003 год, 257 стр.

38. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире»//Алматы: Атамура 2007 г.

39. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Концепция развития финансового сектора РК на 2007-2011 годы»

40. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан - 2030» «Процветание, безопасность и благосостояние всех казахстанцев» //Алматы: Атамура 11 октября 1997 г., с. 47

41. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации»// Астана: Елорда 2005 г.

42. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева к народу Казахстана. «Через кризис к обновлению и развитию». 6 марта 2009 года.

43. Национальный Банк Республики Казахстан //Пресс-релиз от 11 марта 2007 г.

44. Нурумов А. Инновационные банковские услуги и процесс их развития в Республике Казахстан 2004г.

45. Основные направления денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан на 2005-2007 годы //Постановление правления Республики Казахстан от 29 января 2005 г. за № 10

46. Основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2006-2008 годы //Постановление правления Республики Казахстан от 11 марта 2006 г. за №20

47. Панова Г.С. Кредитная политика банка - Москва: ДИС, 1997 год, 116 стр.

48. Правила выпуска, размещения, обращения и погашения краткосрочных нот Национального Банка //Утвержденных постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 20 декабря 2001 г. за №554

49. Правительство Республики Казахстан об основных направлениях экономической и социальной политики и прогнозе экономических показателей на 2008 год //Постановление правительства Республики Казахстан от 24 января 2008 г. за №49

50. Правитильства РК и НБ РК об основных направлениях экономической и социальной политики и прогнозе экономических показателей на 2008 г. // Одобрено постановлением Правительства РК от 24 января 2008 г. №49

51. Рахимов А.К. Обеспечение финансовой устойчивости коммерческого банка в конкуренции. - Алматы, 2002 год, 26 стр.

52. Реформирование Казахстанской экономики: (сбор научных трудов), издательство: КазЭУ им. Т. Рыскулова 2001 г. с. 20-25

53. Сахариев Т. Политика таргетирования в Казахстане // Актуальные проблемы теории национального воспроизводства Алматы, КазНУ им. Аль-Фараби 2002г. с. 2-3

54. Серикбаев Ж. Теоретическое обоснование денежно-кредитного регулирования экономики //Банки Казахстана №5 2005 г., с. 14

55. Смагулов К. Финансовый обзор //Банки Казахстана №2 2007 г., с. 5-12

56. Ускорение развития Казахстанского общества в условиях экономической, политической и социальной модернизации: стратегия инновационного прорыва, КЭУК 2006 г.

57. Финансы Республики Казахстан. Статистический ежегодник 1994-2007г.г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Меры по обеспечению стабильности финансовой системы

Пути решения

Форма

Проблема: Сокращение ликвидности финансовых рынков

Увеличение объемов операций и сроков по классическим инструментам рефинансирования

Краткосрочные операции РЕПО (до 1 мес.)

Долгосрочные операции РЕПО (свыше 1 мес.)

Новые формы (инструменты, программы) рефинансирования

Операции рефинансирования по специальным условиям

Аукционы по предоставлению/размещению кредитов/депозитов в долларах США, в т.ч. и беззалоговые

Соглашения о валютных операциях СВОП в долларах США и иной валюте между центральными банками

Операции СВОП с долларом США и другой валютой

Беззалоговые кредиты (в т.ч. субординированные) через государственные банки, депозиты ЦБ и Правительства

Схемы обмена (выкупа) неликвидных активов банков на ликвидные активы

Изменений условий по операциям рефинансирования центрального банка

Расширение списка залогового обеспечения

Расширение списка организаций-контрагентов за счет брокеров, дилеров, кредитных организаций, инвестиционных банков, страховых компаний и пр. организаций

Снижение нормативов обязательного резервирования

Удешевление стоимости ресурсов центрального банка и кредитов экономике

Снижение ключевых процентных ставок

Иная форма предоставления ликвидности банкам

Повышение процентов по депозитам в центральных банках, выплата процентов по депозитам или депозитным сертификатам

Проблема: Снижение доверия к финансовой системе

Увеличение гарантий по вкладам коммерческих банков

Повышение максимальной суммы возмещения по гарантированным депозитам

Объявление гарантий по обязательствам банков и иных финансовых институтов

Гарантия Правительства или ЦБ по различным видам финансовых обязательств (межбанковских, внешних займов, депозитов) как существующих, так и новых привлечений

Проблема: Адекватность капитала рискам

Повышение капитализации до уровня, адекватного потенциальным рискам

Рекапитализация (выкуп и подписка под новый или имеющиеся объемы акций и субординированного долга)

Принудительная национализация финансовых институтов

Адресная поддержка

Предоставление кредитов в качестве кредитора последней инстанции финансовым институтам со стороны правительства или центральных банков

Повышение качества активов

Выкуп проблемных активов

Комплексное решение проблем с фондированием, гарантированием обязательств, выкупом активов и осуществлением временного управления

Создание специализированных институтов/фондов по поддержке финансовых институтов

Проблемы: Повышение волатильности финансовых рынков

Ограничение спекулятивных операций на внутренних рынках

Запрет на проведение коротких продаж по всему рынку или по ограниченному списку ценных бумаг, требования к раскрытию информации

Увеличение ресурсной базы ЦБ по удовлетворению спроса на ин.валюту

Кредиты МВФ

Стабилизация ценовых параметров рынка

Интервенции на внутренних валютных рынках

Интервенции на организованных рынках ценных бумаг

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты