Рефераты

Ревизия расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

Ревизия расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

3

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Налог на добавленную стоимость, как основной налог с оборота

1.1. Сущность и структура косвенных налогов и сборов, уплачиваемых субъектами хозяйствования Республики Беларусь

1.2. Налог на добавленную стоимость, его сущность, нормативно-правовая база, регулирующая порядок исчисления, уплаты и учета налога на добавленную стоимость

1.3. Проблемы исчисления и контроля налога на добавленную стоимость

2. Ревизия расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

2.1. Контроль документального оформления расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

2.2. Контроль операций по учету налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам

2.3. Контроль операций по учету налога на добавленную стоимость по реализации товаров, работ, услуг

2.4. Оформление результатов контроля расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Все предприятия постоянно ведут расчеты с бюджетом по платежам в бюджет и ассигнованиям из него. При этом основная часть расчетов с бюджетом - это платежи. Предприятия производят платежи из выручки, из прибыли, от фонда заработной платы. И от правильности и своевременности их исчисления и перечисления зависит финансовое состояние организации и экономическое положение республики в целом.

В настоящее время вопрос о правильной постановке бухгалтерского учета, в целях обеспечения стабильного финансового состояния и своевременного расчета по налогам и сборам, является очень важным, так как существующий механизм налогообложения организаций состоит из весьма многочисленной и достаточно сложной системы налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, что вызывает определенные трудности у специалистов учетной службы. Законами, методическими указаниями, инструкциями предусмотрены сроки уплаты налогов, порядок предоставления отчетности налоговой инспекции и соответствующим органам, нарушение которых влечет наложение серьезных финансовых санкций. При этом ошибки в налоговых расчетах происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и финансовых служб предприятия. По некоторым оценкам , 75% ошибок происходит вследствие низкой организации учета и только оставшаяся часть - результат несовершенства законодательства. В связи с этим ведение расчетов с бюджетом является очень ответственным участком работы бухгалтерии. Необходимо также иметь в виду, что учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, можно выработать наиболее удобный способ учета в целях получения налоговой экономии, наличие и величина которой зависят от правильности ведения бухгалтерского учета в целях налогообложения.

Актуальность выбранной темы неоспорима, поскольку проблема неплатежей, несвоевременных платежей и не правильного исчисления налога на добавленную стоимость на сегодняшний день стоит очень остро.

Исходя из вышеизложенного, целью курсовой работы является в изучении особенностей ревизии расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость в исследуемой организации, в целью проверки соблюдения действующего законодательства.

Учитывая поставленную цель при выполнении данной работы необходимо выполнить основные задачи:

- Изучить сущность и структуру косвенных налогов и сборов, уплачиваемых из выручки от реализации;

- ознакомится с действующими законодательными актами регулирующими налогообложение и ревизии расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость в Республике Беларусь;

- провести контрольную проверку документального оформления расчетов с бюджетом;

- провести проверку операций по учету налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам;

- провести проверку операций по учету налога на добавленную стоимость по реализации.

Объектом исследования курсовой работы является Коммунальное производственное унитарное предприятие «Золотая житница».

Коммунальное производственное унитарное предприятие «Золотая житница» создано решением Минского областного исполнительного комитета от «16» августа 2004г. № 773 и действует в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, решениями Учредителя и Уставом.

Предприятие является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках, в том числе валютные, печати, штампы, фирменные бланки, товарный знак и иные, необходимые для его деятельности атрибуты.

Основными видами деятельности КУП «Золотая житница» являются:

- производство мяса;

- переработка и консервирование картофеля;

- производство хлебобулочных изделий;

- неспециализированная оптовая торговля непродовольственными товарами;

- розничная торговля хлебобулочными изделиями, кондитерскими изделиями, алкогольными и безалкогольными напитками, табачными изделиями, молочными продуктами, детским питанием;

- предоставление услуг столовыми при предприятиях и учреждениях;

- поставка готовой пищи;

- деятельность автомобильного грузового транспорта;

- технические испытания и исследования;

- рекламная деятельность;

- столярные и плотницкие работы;

- устройство покрытий пола и облицовка стен;

- и другое в соответствии с уставом организации.

Управление КУП «Золотая житница» осуществляется директором, Бухгалтерский учет в соответствии с Законодательством о бухгалтерском учете и учетной политикой организации и представляет утвержденную отчетность в установленные сроки учредителю и Министерству по налогам и сборам.

1 НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, КАК ОСНОВНОЙ НАЛОГ С ОБОРОТА

1.1 Сущность и структура косвенных налогов и сборов, уплачиваемых субъектами хозяйствования Республики Беларусь

В соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь» за счет налогов формируется около 85% бюджета. Налоги - основной источник доходов государственного бюджета.

Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного плательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты.

Налоги - обязательные индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного владения или оперативного управления денежных средств в бюджет соответствующего уровня на основании законов о налогах.

Сущность налогов состоит в том, что они являются объективной экономической категорией, отражающей экономические отношения между государством, юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения валового внутреннего продукта в целях удовлетворения общегосударственных нужд. [12, с.10]

По своей экономической природе налоги призваны выполнять три важнейшие функции:

- обеспечение функционирования государственных расходов (фискальная функция);

- поддержание социального равенства путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

- государственное регулирование экономики.

Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняют фискальную функцию. Термин «фискальный» заимствован от латинского «fiscus», что в переводе - «казна». Налоги нужны государству для формирования бюджета (казны), из которого затем финансируются расходы на развитие народного хозяйства, содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. Фискальная функция налогов создает впечатление враждебности государства по отношению к населению, которое оно «обдирает». На самом же деле происходит сбор средств, которые, напротив, должны улучшать жизнь населения. Поэтому функцию сбора налогов корректнее было бы назвать «собирательной» - и понятнее, и к содержанию ближе.

Под социальной функцией понимается «перераспределение» с помощью величин налоговых ставок, доходов граждан с целью поддержания на приемлемом уровне различий в доходах различных социальных групп общества. Государственные органы предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы в целях смягчения социального неравенства. Широко распространены налоговые льготы многодетным семьям, студентам и предоставляются мелким и средним предпринимателям, фермерам, но эти льготы носят уже не только социальный, но и регулирующий характер.

Через регулирование налоговых ставок или путем освобождения на определенный срок от уплаты налогов можно способствовать развертыванию нового дела, формированию новых производств тех именно местах, где сами они не возникли бы. К регулирующему направлению налоговой политики относятся льготирование прибыли, направленной на создание новых рабочих мест и на строительство жилья.

Существующие в мировой практике налоги подразделяются на две основные группы: прямые и косвенные. Их соотношение в бюджетах экономически развитых государств сформировалось в пользу прямых налогов, а в бюджетах стран с переходной экономикой, к которым относится и Республика Беларусь, преобладают поступления косвенных налоговых платежей. [15, с.685].

Косвенные налоги включаются в цену продукции, товаров, работ и услуг в виде надбавок и оплачиваются покупателем. Их величина не связана с издержками производства или с прибылью налогоплательщика и зависит только от объема реализации и уровня рыночных цен. В число косвенных налогов в Республике Беларусь входят:

- акцизы;

- единый налог в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на содержание автомобильных дорог (единый налог из выручки);

- налог на добавленную стоимость;

- налог с продажи товаров в розничной торговой сети;

- налог на услуги, оказываемые объектами сервиса.

Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2008 №450-З «О республиканском бюджете на 2009 год», принятым Палатой представителей 9 октября 2008 года, одобренным Советом Республики 22 октября 2008 года установлено, что в 2009 году налоговые доходы республиканского бюджета составляют 34811056387 тыс. руб.

1.2 Налог на добавленную стоимость, его сущность, нормативно-правовая база, регулирующая порядок исчисления, уплаты и учета налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. Налог на добавленную стоимость стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения налога на добавленную стоимость была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века. Налог на добавленную стоимость относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов.

Налог на добавленную стоимость самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему Республики Беларусь. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Нормативно правовая база для исчисления и учета налога на добавленную стоимость:

1. Закон Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII (ред. от 26.12.07) "О налоге на добавленную стоимость"

2. Указ Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 397 (ред. от 15.09.2008) "О некоторых вопросах исчисления и уплаты акцизов и налога на добавленную стоимость" (вместе с "Положением о сроках уплаты в бюджет акцизов", "Положением об уплате акцизов при ввозе в Республику Беларусь товаров, подлежащих маркировке акцизными марками", "Положением о сроках уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость", "Положением о некоторых особенностях применения налоговых вычетов и исчисления налоговой базы по налогу на добавленную стоимость", "Положением о порядке возврата сумм налога на добавленную стоимость", "Положением о порядке применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации экспортируемых работ (услуг), а также при реализации на территорию Российской Федерации товаров, не происходящих с территории государств - участников таможенного союза")

3. Указ Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 535 (ред. от 10.04.2008) "Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость некоторых категорий товаров" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.05.2008)

4. Указ Президента Республики Беларусь от 23.08.2005 № 391 (ред. от 11.02.2008) "Об отсрочке уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость"

5. Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2005 № 657 "О некоторых вопросах уплаты налога на добавленную стоимость и внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 22 декабря 1997 г. № 650"

6. Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.02.2007 № 22 (ред. от 23.01.2008) "Об утверждении инструкции о порядке заполнения книги покупок, налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввезенным из Российской Федерации, расчета возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость"

7. Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 23.02.2004 № 32 (ред. от 18.01.2008) "О порядке подтверждения плательщиком налога на добавленную стоимость вывоза товаров за пределы Республики Беларусь"

8. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 23.08.2006 № 101/90 (ред. от 30.01.2007) "Об утверждении инструкции о порядке возврата превышения сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость"

9. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 16.12.2003 № 176 (ред. от 31.12.2004) "Об утверждении инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость"

10. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 05.06.2003 № 91 (ред. от 09.07.2004) "Об утверждении бланка счета-фактуры по налогу на добавленную стоимость формы СФ-1 и Инструкции о порядке его заполнения"

Согласно правилам организации и ведения бухгалтерского учета доходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций), установленным Инструкцией по бухгалтерскому учету «Доходы организаций»[28], выручка от реализации в бухгалтерском учете признается при выполнении следующих условий:

- организация на основании договора или ином основании, предусмотренном законодательством, имеет право на получение выручки;

- сумма выручки определена в соответствии с принятой организацией учетной политикой;

- расходы, включенные в фактическую себестоимость реализованных товаров, готовой продукции, работ, услуг, определены и соответствуют полученной или подлежащей получению выручке.

Выручка от реализации отражается в бухгалтерском учете на момент ее признания в соответствии с учетной политикой организации:

- при признании в бухгалтерском учете выручки от реализации по мере отгрузки товаров, готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг (метод начисления);

- при признании в бухгалтерском учете выручки от реализации по мере оплаты отгруженных товаров, готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Однако существуют и операции, по которым момент фактической реализации не зависит от учетной политики.

Сведения об этих операциях представлены в таблице 1.

Таблица 1

N п/п

Хозяйственная операция

Момент фактической реализации

1

Безвозмездная передача объектов

День передачи объектов

2

Обмен объектами

День обмена. Днем обмена признается дата совершения каждой отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги), передачи имущественного права

3

Натуральная оплата труда

День оплаты труда

4

Реализация природного и сжатого газа, электрической и тепловой энергии

День оплаты (Декрет Президента Республики Беларусь от 02.03.2000 N 8 "Об особенностях исчисления налога на добавленную стоимость при реализации природного и сжатого газа, электрической и тепловой энергии")

5

Приобретение объектов на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь

День оплаты (п. 3 ст. 10 Закона)

6

Прочее выбытие товаров сверх норм естественной убыли

День составления сличительной ведомости или иного документа, подтверждающего прочее выбытие товаров (п. 6 ст. 10 Закона)

7

Реализация объектов с получением разницы, возникающей в связи с изменением курса иностранной валюты Национального банка Республики Беларусь или условной денежной единицы с момента фактической реализации до момента, установленного для определения величины обязательства, по договорам, обязательства по которым выражены в белорусских рублях либо в иной иностранной валюте (суммовые разницы)

День получения суммовой разницы (п. 12 ст. 10 Закона)

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь выручка от реализации является объектом для исчисления налогов из выручки.

Объектом налогообложения является стоимость, которую предприятие (как в сфере производства, так и обращения) добавляет к стоимости сырья, материалов или товаров при производстве и реализации продукции, товаров, выполнении работ и оказании услуг, а также стоимость ввозимых на территорию Республики Беларусь товаров.

Важным для определения объекта обложения налогом на добавленную стоимость является наличие оборота по реализации объектов на территории Республики Беларусь.

Перечень операций, которые признаются объектами налогообложения, приведен в Законе «О налоге на добавленную стоимость» от 19.12.1991 № 1319-XII [7, ст. 2] .

Такими операциями признаются:

1. Реализация объектов на территории Республики Беларусь, включая:

1.1. продажу объектов своим работником;

1.2. обмен объектами;

1.3. безвозмездная передача объектов;

1.4. передача объектов по соглашению о предоставлении отступного;

1.5. передача предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

1.6. лизинг и аренда имущества;

2. Прочее выбытие:

2.1. товаров сверх норм естественной убыли;

2.2. основных средств и нематериальных активов;

2.3. неустановленного оборудования;

2.4. объектов незавершенного капитального строительства.

Прочим выбытием товаров, основных средств, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства, нематериальных активов является любое их выбытие, за исключением продажи, обмена и безвозмездной передачи;

3. Ввоз товаров на таможенную территорию Республики.

4. Приобретение объектов на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Как видно, в объектах налогообложения участвуют товары, работы, услуги, основные средства и нематериальные активы.

Товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством [14, ст. 29]. Законом также предусмотрено, что к товару не относятся деньги [7, п. 1-1 ст. 2].

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц [14, п. 1 ст. 30].

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности [14, п. 2 ст. 30].

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав равна стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленной исходя из рыночных цен (без включения НДС).

Таким образом, порядок определения налоговой базы при реализации зависит от суммы расчетов с покупателем.

Если товар подакцизный (сигареты, алкоголь, бензин), то в его стоимости учитывается сумма акциза. Сумма НДС, которую вы должны предъявить покупателю, в стоимость при этом не включается.

Таким образом, налоговая база = цена товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В таком же порядке определяется налоговая база:

1) по товарообменным (бартерным) операциям;

2) при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю в случае неисполнения обеспеченного залогом обязательства;

3) при передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг), имущественных прав для оплаты труда в натуральной форме.

4) при реализации произведенных товаров (работ, услуг), имущественных прав;

5) при реализации приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав;

6) при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав их собственником, правообладателем на основе договоров поручения, комиссии или консигнации либо иных аналогичных договоров.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав собственного производства по ценам ниже их себестоимости определяется исходя из цены реализации таких товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Рассмотрим общие правила определения налоговой базы:

1. Если ставка налога на добавленную стоимость одна, то налоговая база общая.

Следует суммарно определять налоговую базу по хозяйственным операциям, которые осуществляются на внутреннем рынке и которые облагаются по одной ставке.

Пример 1.

В течение января КУП «Золотая житница», осуществляющая оптовую торговлю, реализовала 100 т макаронных изделий по цене 100 тыс. руб. за тонну (без учета налога на добавленную стоимость). Макаронные изделия были реализованы 20 покупателям по 5 т каждому согласно договорам поставки. Кроме того, организация поставила 30 т крупы по цене 40 тыс.руб. за тонну (без учета налога на добавленную стоимость) 10 покупателям.

Решение.

Макаронные изделия и крупа облагаются по одной ставке налога на добавленную стоимость в размере 10%. Следовательно, налоговая база по всем осуществленным в январе операциям определяется организацией суммарно.

Итак, по итогам января при исчислении суммы налога на добавленную стоимость налоговая база равна:

НБ = (НБм1 + НБм2+.. + НБм20) + (НБк1 + НБк2 +.. + НБк10),

где НБ - общая сумма налоговой базы;

НБм - налоговая база по реализации макаронных изделий;

НБк - налоговая база по реализации крупы.

Общая сумма НДС по итогам января исчисляется следующим образом:

сумма НДС = НБ x 10%.

2. Если ставки налога на добавленную стоимость разные, то и налоговые базы разные.

Следует отдельно определять налоговые базы по каждому виду товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации (передаче) которых облагаются по разным ставкам.

Пример 2.

За основу возьмем условия примера 1, с тем дополнением, что в январе КУП «Золотая житница» также реализовала остатки материалов, не использованных при выполнении строительных работ.

Решение.

Реализация макаронных изделий и крупы облагается по общей ставке налога на добавленную стоимость в размере 10%.

Реализация строительных материалов облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 18%.

Следовательно, налоговая база по реализации продовольственных товаров определяется отдельно от налоговой базы по реализации строительных материалов.

Итак, по итогам января при исчислении суммы налога на добавленную стоимость КУП «Золотая житница» определяет две налоговые базы:

1) НБ1 = (НБм1 + НБм2 +.. + НБм20 + НБк1 + НБк2 +.. + НБк10),

где НБ1 - налоговая база по реализации продовольственных товаров;

НБм - налоговая база по реализации макаронных изделий;

НБк - налоговая база по реализации крупы;

2) НБ2 = НБмат,

где НБ2 - налоговая база по реализации строительных материалов;

НБмат - налоговая база по реализации строительных материалов;

Общая сумма НДС по итогам января исчисляется следующим образом:

сумма НДС = (НБ1 x 10%) + (НБ2 x 18%).

3. Выручка - это денежные и натуральные поступления в счет оплаты.

С выручки, которая получена от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, необходимо заплатить налог на добавленную стоимость. Иными словами, сумма выручки и есть налоговая база.

Причем для целей налога на добавленную стоимость выручка - это все доходы, которые были получены от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Во-первых, это деньги. Во-вторых, это любое иное имущество. Например, основные средства, материалы, продукты питания, ценные бумаги и др. Такие доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

Например, за поставку материалов частично расплатились деньгами, а в счет оставшейся части долга передали компьютер и ценные бумаги. И деньги, и компьютер, и ценные бумаги - это доходы от продажи материалов.

4. Выручка должна быть исчислена в рублях.

Налоговая база определяется только в рублях. Поэтому если за проданные товары (работы, услуги) расплатились валютой, то эту сумму следует пересчитать в рубли. Пересчет нужно произвести по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату наступления момента фактической реализации.

Дата для пересчета валютной выручки установлена для плательщиков, которые приобретают товары (работы, услуги), имущественные права у иностранцев, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь. Необходимо помнить, что в такой ситуации плательщик обязан исчислить и уплатить в белорусский бюджет сумму налога на добавленную стоимость. Пересчитать сумму в валюте, которая подлежит уплате иностранцу, необходимо на дату фактического осуществления расходов по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Представим все изложенное в виде таблицы.

Таблица 2

Хозяйственная операция

Дата пересчета валютной выручки

Реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав

День наступления момента фактической реализации

Приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах Республики Беларусь в качестве налогоплательщика

День наступления момента фактической реализации, который соответствует дню перечисления денежных средств в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав

Законом Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 19.12.1991 № 1319-XII (с изменениями и дополнениями) установлены ставки налога на добавленную стоимость в размере:

1. ноль (0) процентов - при реализации:

1.1. экспортируемых товаров;

1.2. работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;

1.3. экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ (услуг) по производству товаров из давальческого сырья (материалов).

2. десять (10) процентов:

2.1. при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

2.2. при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

3. восемнадцать (18) процентов:

3.1. при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, не указанных в подпункте 2.2, либо при использовании товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми они были освобождены от налогообложения;

3.2. при поступлении сумм, увеличивающих налоговую базу;

4. девять целых девять сотых (9,09) процента (10 : 110 x 100) или 15,25 процента (18 : 118 x 100) при:

4.1. реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом налога;

5. ноль целых пять десятых (0,5) процента - при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 7102, 7103);

6. двадцать четыре (24) процента - при реализации на территории Республики Беларусь и при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь сахара белого (код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 1701 99 100).

Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки и рассчитывается по формуле:

Н = Б x С,

где Н - исчисленная сумма налога;

Б - налоговая база;

С - установленная ставка налога.

Если осуществляются операции, которые облагаются по разным ставкам налога на добавленную стоимость, то нужно учитывать такие операции раздельно.

Для этого необходимо:

1) определить налоговую базу по каждому виду операций, облагаемых по разным ставкам;

2) исчислить отдельно суммы налога по каждому виду операций;

3) суммировать результаты.

Следовательно, при раздельном учете налог исчисляется так:

НДС = (НБ1 x С1) + (НБ2 x С2) + (НБ3 x С3),

где НБ1, НБ2, НБ3 - налоговая база по каждому виду операций, которые облагаются НДС по разным ставкам;

С1, С2, С3 - ставки налога, например 18%, 10% или 15,25%, 9,09%.

Пример 3.

Исчисление общей суммы налога на добавленную стоимость при осуществлении операций, облагаемых по разным ставкам:

КУП «Золотая житница» продает детскую одежду, обувь, детское питание, которые облагаются НДС по ставке 10%.

В числе товаров для детей организация реализует также спортивную обувь (кеды, кроссовки), которые облагаются НДС по ставке 18%.

Реализацию по разным ставкам бухгалтер учитывает раздельно.

Отчитывается по налогу на добавленную стоимость КУП «Золотая житница» ежемесячно.

В течение месяца 2008 г. организация реализовала товары, облагаемые по ставке 10%, на сумму 1400000 руб. (без учета НДС), а товары, облагаемые по ставке 18%, на сумму 200000 руб. (без учета НДС).

Решение.

По итогам месяца общая сумма НДС, которую надо заплатить в бюджет, составит 176000 руб. (1400000 x 10% + 200000 руб. x 18% = 140000 руб. + 36000 руб. = 176000 руб.).

Таким образом, сумма налога напрямую зависит от размера налоговой базы и применяемой по данной операции ставки налога на добавленную стоимость.

Исчисление налога по товарам плательщики, осуществляющие розничную торговлю и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, могут производить, исходя из налоговой базы и доли суммы налога по товарам, имеющимся в отчетном налоговом периоде, в стоимости этих товаров (с учетом всех налогов, сборов и отчислений, взимаемых при реализации товаров), включая товары, освобожденные от налога.

По итогам налогового периода необходимо исчислить общую сумму налога. Здесь действуют два основных правила:

1) общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется по тем операциям, по которым налоговая база определена. Момент ее определения должен приходиться на данный налоговый период;

2) по итогам налогового периода общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется в отношении операций, которые признаются объектом обложения налогом.

Кроме того, когда исчисляется общая сумма налога, нужно учесть все изменения, которые увеличивают или уменьшают налоговую базу в данном налоговом периоде.

Сумма налога, исчисленная в соответствии с вышеуказанным порядком, за исключением случаев уменьшения или увеличения налоговой базы, а также сумма налога, уплаченная при приобретении объектов у нерезидентов Республики Беларусь, предъявляется плательщиком при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При изменении порядка исчисления налога (изменение объектов налогообложения, налоговой базы, ставок) новый порядок исчисления применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных с момента изменения порядка исчисления налога.

Следовательно, исчисление налога на добавленную стоимость в новом порядке производится только в отношении объектов, отгруженных в условиях действия нового порядка исчисления налога на добавленную стоимость, т.е. для применения нового порядка должен наступить момент отгрузки. Если отгрузка осуществлена ранее изменения порядка, то в отношении таких объектов применяется ранее действующий порядок.

Исходя из этого, исчисление налога на добавленную стоимость при изменении порядка его исчисления не зависит от метода фактической реализации, установленного учетной политикой плательщика.

На основании изложенного можно привести алгоритм исчисления налога на добавленную стоимость при получении денежных средств, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав:

1. Определяем, облагается или не облагается налогом на добавленную стоимость основная операция по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

1.1. Если основная операция не облагается налогом на добавленную стоимость, то полученные суммы также не подлежат налогообложению.

1.2. Если основная операция облагается налогом на добавленную стоимость, то полученные суммы подлежат налогообложению.

2. Определяем ставку налога на добавленную стоимость, по которой облагалась основная операция.

2.1. Если основная операция облагалась по ставке 10%, то полученные суммы подлежат налогообложению по ставке 10%.

2.2. Если основная операция облагалась по ставке 18%, то полученные суммы подлежат налогообложению по ставке 18%.

2.3. Если основная операция облагалась по ставке 24%, то полученные суммы подлежат налогообложению по ставке 24/124.

Налоговые вычеты - это уменьшение суммы налога на добавленную стоимость, которая исчисляется для уплаты в бюджет, на суммы "входного" налога .

Однако для того, чтобы включить суммы "входного" налога в состав налоговых вычетов, необходимо соблюсти ряд условий.

Итак, принимается к вычету "входной" НДС, если выполняются следующие условия:

1. Товары (работы, услуги), имущественные права приобретены для операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

2. Товары (работы, услуги), имущественные права оприходованы (приняты к учету).

3. Суммы налога отражены в книге покупок.

4. Имеются надлежаще оформленные документы, в которых указана сумма налога.

1.3 Проблемы исследования и контроля налога на добавленную стоимость

Проблемы, связанные с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, с каждым годом становятся все более актуальными.

Налог на добавленную стоимость можно без преувеличения назвать как основным, так и самым проблемным налогом в белорусской налоговой системе.

Существующие методика расчета налога на добавленную стоимость и система его администрирования позволяют недобросовестным налогоплательщикам применять различные способы уклонения от его уплаты и создают дополнительные проблемы тем, кто исполняет обязанности по уплате налога.

Налог на добавленную стоимость является самым значительным источником поступлений в бюджет республики. Однако большие деньги рождают большие проблемы - большинство налоговых судебных разбирательств посвящены именно налогу на добавленную стоимость. При этом как субъекты хозяйствования, так и налоговые органы предъявляют встречные претензии.

Наличие нескольких ставок для исчисления налога, порядок отнесения выручки к доходам, облагаемым по той или иной ставке налога на добавленную стоимость, порядок льготирования и документального подтверждения, полученных льгот, выбор метода определения выручки (по отгрузке, по оплате) неизбежно влечет затруднения в организации правильного учета.

Реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав только тогда облагается налогом на добавленную стоимость, когда совершается на территории Республики Беларусь.

В большинстве случаев, когда сделки, направленные на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключаются между белорусскими организациями и предпринимателями и фактически осуществляются на белорусской территории, проблем с определением места реализации не возникает.

Сложности могут появиться при заключении договоров с организациями, в том числе иностранными, которые осуществляют свою деятельность за пределами территории Республики Беларусь.

Необходимо учитывать основные принципы определения места реализации товаров, работ и услуг, имущественных прав, установленные Налоговым Кодексом:

1. Место реализации товаров;

2. Место реализации работ (услуг), имущественных прав;

3. Место деятельности исполнителя;

4. Место нахождения имущества;

5. Место оказания услуг;

6. Место нахождения покупателя.

В настоящее время Республика Беларусь и Российская Федерация во взаимной торговле применяют принцип страны происхождения при взимании косвенных налогов. Согласно этому принципу налогами облагается взаимный экспорт товаров в стране их производителя, а импорт товаров освобождается от налогообложения. При переходе же к принципу страны назначения налогами должен облагаться в обеих странах товаров при полном освобождении от налогов их экспорта. Принцип страны назначения товара означает, что налоги в этом случае взимаются в той стране, для которой предназначен товар, и не взимаются в стране - экспортере товара. Для полного освобождения от налогов экспорта применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость, при которой экспортерам возмещаются (зачитываются) из бюджета все суммы налога, уплаченные при покупках сырья, материалов, оборудования и других ресурсов, использованных для производства экспортируемых товаров. В связи с тем, что на границе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией отменены таможенный контроль и таможенное оформление, взимание косвенных налогов по товарам, ввозимым на территорию государства одной стороны с территории государства другой стороны, возлагается не на таможенные, а на налоговые органы сторон. Взаимные поставки товаров из России в Беларусь облагаются налогом по нулевой ставке, а суммы «входного» налога на добавленную стоимость возмещаются (зачитываются) из соответствующих бюджетов, но при этом налог будет взиматься при ввозе (импорте) товаров из России в Беларусь по установленным соответствующим законодательством ставкам.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты