Рефераты

Регистрация и учет налогоплательщиков Алтайского края

Регистрация и учет налогоплательщиков Алтайского края

Содержание

Введение

Глава 1 Организация государственной регистрации и учёта налогоплательщиков - юридических лиц

1.1 Совершенствование процедуры регистрации и учета юридических лиц в России

1.2 Общая характеристика процедуры регистрации юридических лиц

1.3 Общая характеристика налогового учета

1.4 Единый государственный реестр юридических лиц

Глава 2 Анализ результатов работы налоговых органов Алтайского края по государственной регистрации и учету налогоплательщиков

2.1 Юридические лица. Единый государственный реестр налогоплательщиков

2.2 Физические лица. Единый государственный реестр налогоплательщиков

2.3 Индивидуальные предприниматели. ЕГРН

Заключение

Список использованных источников

Введение

Взимание налогов - одна из основных и древнейших функций государства, условие его существования. Не вызывает сомнения тот факт, что это одна из составляющих стабильного развития на пути к экономическому, социальному благополучию и наиболее эффективный инструмент регулирования экономических отношений. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Для установления эффективной системы налогообложения необходимо четко определить круг налогоплательщиков, на которых будет возложена обязанность по уплате налогов. Данная цель достигается с помощью государственной регистрации юридических лиц, на основании которой в сою очередь происходит учет налогоплательщиков. Функции государственной регистрации и постановки налогоплательщиков на налоговый учет осуществляют налоговые органы. Но функция государственной регистрации налогоплательщиков была передана им только с 1 июля 2002 года. Эти меры были предприняты с целью создания Единого государственного реестра юридических лиц и осуществления налогового контроля за деятельностью организаций. Таким образом, в ходе работы по регистрации и учету юридических лиц налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках и включают ее в свою базу данных.

Основным законодательным актом, регулирующим учет налогоплательщиков, является Налоговый Кодекс Российской Федерации, согласно которому обязанность встать на учет в налоговые органы возлагается на организацию.

Основным же документом, регулирующим регистрацию налогоплательщиков, помимо Налогового Кодекса Российской Федерации, является Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» введенный в действие с 1 июля 2002 года, который регламентирует два тесно связанных между собой круга правоотношений. Это непосредственно вопросы регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также ведения государственного реестра юридических лиц.

К тому же, с 1 января 2004 года вступил в силу Федеральный закон № 185-ФЗ РФ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который кардинально изменил всю действовавшую систему налогового учета введением принципа «одного окна». Чуть позже было принято Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которое уточнило эту процедуру и утвердило «Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков».

Итак, процедура государственной регистрации и учета налогоплательщиков по принципу «одного окна» применяемая с 2004 года поспособствовала взаимодействию регистрирующего органа с налогоплательщиками, что не могло не принести ощутимую пользу государству в деле взимания налогов с населения. Таким образом, процедура регистрации и постановки на учет для налогоплательщиков была существенно облегчена, но за годы применения принципа «одного окна» выявилось не малое количество проблем, которые требуют усиленного внимания, как со стороны налоговых органов, так и со стороны законодательной власти. Исходя из выше изложенного, можно утверждать, что данная тема актуальна как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения теоретической базы, анализа и обобщения действующей практики регистрации и учета налогоплательщиков Алтайского края предложить методологические подходы по совершенствованию процедуры государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) исследовать законодательные основы существующей системы регистрации и учёта налогоплательщиков в Российской Федерации;

2) раскрыть содержание процедуры государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц;

3) выявить теоретические аспекты ее эффективной организации и особенности практической реализации в Российской Федерации (на примере - УФНС и ИФНС по ИНД. району);

4) охарактеризовать основные недостатки существующей системы;

5) провести разработку основных направлений и методологических подходов по совершенствованию процедуры государственной регистрации и учета юридических лиц в Российской Федерации.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной регистрации и учёта юридических лиц УФНС по Алтайскому краю.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие вышеуказанные отношения. Для написания представленной работы были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение (дедукция и индукция), формально-логический и статистический методы. Источниками информации для работы являются законодательные акты и нормативные материалы, федерального, регионального и местного уровня, материалы официального сайта ФНС РФ и периодической прессы, а также отечественная литература по основам налогообложения и налогового контроля.

Глава 1 Организация государственной регистрации и учёта налогоплательщиков - юридических лиц

1.1 Совершенствование процедуры регистрации и учета юридических лиц в России

В период перехода экономики от административно-хозяйственной к рыночной системе процедура регистрации юридического лица неизбежно сильно усложняется, это отчетливо видно на примере процесса регистрации в конце 80-х гг. Учитывая, что государство в то время было тоталитарным, то и первые правила регистрации предпринимателей, а точнее регистрация кооперативов в конце 80-х гг. прошлого века была чисто разрешительной процедурой. Одного желания и умения было недостаточно для открытия кооператива. Требовалось доказать, что этот кооператив нужен, что имеются необходимые возможности для своего функционирования и т.д. и т.п. Все решала комиссия исполкома по кооперативам.

На следующем этапе регистрация юридических лиц: малых предприятий (существовала ранее и такая организационно-правовая форма), обществ с ограниченной ответственностью и других осуществлялась отделом исполкома уже по заявительному принципу, но с соблюдением определенных условий и подачей необходимых бумаг. Например, необходимо было одобрить в финансовом управлении района технико-экономическое обоснование создания и функционирования предприятия, получить согласие экологов и т.п.

Процессы либерализации и демократизации, происходившие в нашей стране на рубеже 90-х гг., оказывали свое влияние и на процесс регистрации. Постепенно препятствия, которые ставились перед предпринимателями, снимались, и регистрация вновь создававшихся предприятий перестала казаться таким уж невозможным делом.

Резкое изменение в процессе регистрации произошло с момента вступления в действие в 1990 г. законов: «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и «О собственности в РСФСР». Следует подчеркнуть, что до вступления в силу с 1 июля 2002г. закона «О государственной регистрации юридических лиц» процесс регистрации в стране основывался на статьях 34,35 закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»[40].

Действовавшая процедура регистрации юридических лиц была сложна и запутанна. Главными причинами несовершенства института государственной регистрации юридических лиц являлись: отсутствие единого законодательства, определяющего порядок и процедуру государственной регистрации юридических лиц, отсутствие единого государственного реестра, закрытость информации, включенной в государственный реестр, для субъектов рынка, а также множественность органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц. Более пяти лет с момента принятия первой части Гражданского кодекса РФ законодательными органами рассматривался проект закона «О государственной регистрации юридических лиц». 8 августа 2001 г. был принят долгожданный нормативно-правовой акт, он был введен в действие 1 июля 2002 г.

Новый Закон был направлен на совершенствование процесса регистрации создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, в том числе на упрощение процедуры регистрации и сокращение ее сроков, создание правовых основ формирования Единого государственного реестра юридических лиц. Закон о государственной регистрации юридических лиц основан на принципе единообразия. Регистрация осуществляется в единой системе регистрирующих органов по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации. С 1 июля 2002 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 319, принятым во исполнение Федерального закона N 129-ФЗ, функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, возлагаются на налоговые органы.

До вступления в силу Закона о государственной регистрации юридических лиц, регистрирующие органы в законодательстве были выделены не четко, что породило множество органов регистрации. Например, действовавший в то время п. 1 ст. 34 Закона РСФСР от 25.12.90 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в соответствии, с которым регистрацию юридических лиц должны осуществлять органы местного самоуправления, а ГК РФ в ст. 51 содержит указание на то, что юридическое лицо подлежит регистрации в органах юстиции. Вследствие этого вопрос об органах, осуществляющих регистрацию юридических лиц, решался по-разному. В сложившихся обстоятельствах субъекты РФ самостоятельно решали вопрос об органе, который осуществляет регистрационные функции. Так, после утверждения Постановлением Правительства РФ от 07.10.96 N 1177 Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации в некоторых субъектах (республиках Татарстан, Марий Эл, Саха, Кемеровской, Читинской областях и др.) были созданы специализированные органы по регистрации юридических лиц, являвшиеся либо самостоятельным органом, либо подразделением органа юстиции. В Москве орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, не являлся ни органом местного самоуправления, ни органом юстиции. Московская регистрационная палата, действовавшая на основании Положения, утвержденного Правительством Москвы от 25.07.91 N 134-2, являлась самостоятельной организацией [40].

Итак, до 2002 года процедуру регистрации юридических лиц в различных субъектах РФ могли осуществлять:

1) органы юстиции в субъектах Российской Федерации;

2) регистрационные палаты, созданные администрациями субъектов РФ;

3) органы местного самоуправления.

Приведенный перечень регистрирующих органов дополняется иными органами, в чью компетенцию также входили вопросы регистрации юридических лиц. В банковской сфере органом, осуществляющим государственную регистрацию, являлся Центральный банк РФ, в области средств массовой информации - Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Государственная регистрационная палата при Минюсте России является регистрирующим органом в отношении предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, независимо от размера уставного капитала, а также предприятий, размер вклада иностранного инвестора в которые составляет сумму, превышающую 100 000 руб.[40].

Итак, для всех был очевиден тот факт, что изменения существующей системы регистрации юридических лиц были просто необходимы. Так как отсутствовала единая система регистрирующих органов, отсутствовал государственный реестр, в котором содержались бы сведения обо всех юридических лицах, зарегистрированных на территории страны, информация из которого способствовала бы более цивилизованному способу ведения российского бизнеса и т.д.

На протяжении всех последующих лет процесс регистрации юридических лиц непрерывно совершенствовался, подвергался изменениям и дополнениям. Так главное нововведение Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившего в силу с 1 января 2004 г., - система «одного окна». По этому принципу налоговые органы, получившие заявительные документы от организации, должны обеспечить следующую последовательность действий: провести госрегистрацию налогоплательщика, внести сведения о нем в соответствующий государственный реестр, поставить на налоговый учет. И главное - в течение пяти дней со дня госрегистрации отправить необходимые документы для регистрации страхователя во внебюджетные фонды. В эти же пять дней налоговые органы должны выдать или отправить по почте «новообращенной» организации или предпринимателю свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый учет, а также уведомление о совершении указанных действий. Таким образом, юридическому лицу оставалось только посетить орган Госкомстата для получения кодов статистики и открыть счет в банке [17].

Однако, несмотря на столь привлекательные общие принципы «нового» законодательства, по прошествии трехлетнего периода применения данных норм следует задаться вопросом об эффективности и практичности его отдельных аспектов, так как за данный период обнаружилось множество проблем выявленных практической стороной его применения.

1.2 Общая характеристика процедуры регистрации налогоплательщиков - юридических лиц

Понятие процедуры и цель регистрации юридического лица

В настоящее время законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон о регистрации юридических лиц) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Начинать изучение процедуры регистрации юридических лиц надо с четкого понимания того, кого же российское законодательство признает в качестве юридического лица и четкого определения государственной регистрации юридических лиц, которое нам дает законодательство.

Итак, юридическим лицом, в соответствии со ст.48 ГК РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическим лицом как самостоятельным субъектом права организация может стать лишь при условии её государственной регистрации в данном качестве [1].

Налоговый Кодекс РФ дает следующее определение государственной регистрации юридических лиц (далее - государственная регистрация) - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [7].

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в целях:

1) проверки соответствия учредительных документов юридических лиц законодательству;

2) удостоверения факта создания, реорганизации и ликвидации юридического лица;

3) учета созданных, реорганизованных, ликвидированных юридических лиц на территории РФ;

4) ведения Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ);

5) создания информационного банка данных о юридических лицах.

Государственную регистрацию надо понимать, как установленную в законодательном порядке процедуру легализации деятельности субъектов хозяйствования, ей подлежат все вновь создаваемые (реорганизуемые) субъекты хозяйствования, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы действующих коммерческих и некоммерческих организаций. Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации, запрещается и признаётся незаконной, доходы, полученные от такой деятельности, и штраф в размере полученных доходов взыскиваются в доход бюджета [26].

Подводя итог сказанному, можно отметить следующее: государственная регистрация является инструментом легализации юридического лица, правоустанавливающим фактом и представляет собой регулирование государством порядка возникновения юридических лиц. Регистрация необходима, потому что с ее помощью можно избежать проникновения на рынок организаций, которые преследуют заведомо противоправные цели, например регистрация фирмы в целях уклонения от налогов, обналичивания наличных денег, возврата НДС, от таких фирм могут пострадать контрагенты, которые ничего не подозревают. Таким образом, очевидно, что одной из основных функций государственной регистрации является «фильтрация» субъектов, желающих приобрести статус юридического лица.

Порядок государственной регистрации юридических лиц

В настоящее время в законодательстве РФ четко определено, что для государственной регистрации юридических лиц предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Регистрация осуществляется по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации. Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируют несколько глав Закона о государственной регистрации юридических лиц, каждая из которых отдельно определяет процесс регистрации создания юридических лиц, реорганизации, внесения изменений в учредительные документы юридического лица, внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, ликвидации юридического лица.

Как уже говорилось, современная система государственной регистрации юридических лиц базируется на 129 Федеральном Законе, который вступил в силу в 2002 году, в его основе лежит концепция отличная от действовавшей ранее. Раньше многие регистрирующие органы полностью контролировали процесс создания юридического лица, включая постановку на учет в налоговом органе, внебюджетных фондах, органах статистики; контролировали открытие банковских счетов, изготовление юридическим лицом круглой печати и т.д. Только удостоверившись в совершении этих и других требуемых законодательством действий, регистрирующий орган выдавал постоянное свидетельство о регистрации. Некоторые чиновники настолько «увлекались» контролированием, что проникали даже в сферу интеллектуальной собственности: один из филиалов Московской регистрационной палаты для того, чтобы юридическое лицо могло использовать в своей круглой печати графическое изображение или символику, требовал представить свидетельство о регистрации товарного знака, содержащего соответствующее изображение [17]. Таким образом, Федеральный Закон №129 не только упростил процедуру регистрации, но и лишил регистрирующие органы на местах возможности необоснованно требовать представления дополнительных документов. Четко прослеживается направленность Закона на упрощение регистрации для заявителя. Упрощение процесса выражается в установлении обязанности регистрирующего органа информировать государственные и иные органы о регистрации юридического лица. При этом сама концепция упрощения процедуры регистрации сформулирована в Законе таким образом, что регистрирующие органы информируют иные органы и организации не только о факте регистрации юридического лица, но и обо всех изменениях сведений, которые содержатся в реестре относительно данного юридического лица[7].

Что касается заявителя, на сегодняшний момент при государственной регистрации юридического лица им могут являться следующие физические лица:

1) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

2) учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

3) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

4) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

5) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя. Следует обратить внимание на то, что подпись заявителя на заявлении о регистрации должна быть нотариально удостоверена. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. На регистрирующий орган так же возложена обязанность обеспечивать учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов [7].

Срок государственной регистрации юридических лиц составляет пять рабочих дней. Исчисление срока начинается с момента представления документов в регистрирующий орган[26]. До 2002 года срок государственной регистрации был существенной выше около 30 дней, что создавало для организаций множество проблем, которые ушли с введение пятидневного срока. Но проблемы возникли у налогового органа, потому что было существенно сокращено время для проверки корректности документов поданных для регистрации, для выявления правонарушений, что породило множество ошибок.

Регистрирующий орган, получив документы, необходимые для регистрации, принимает решение о государственной регистрации. Указанное решение является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр. С этим моментом связывается возникновение правовых последствий, присущих регистрируемому юридическому факту: с момента государственной регистрации юридическое лицо считается созданным (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и приобретает правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК РФ); с момента государственной регистрации вступают в силу для третьих лиц изменения устава акционерного общества (п. 2 ст. 14 Закона об АО); изменения в учредительных документах общества с ограниченной ответственностью, связанные с увеличением уставного капитала, приобретают силу для участников общества и третьих лиц со дня их государственной регистрации (ч. 4 п. 1 ст. 19 Закона об ООО) и т.д.

В течение одного рабочего дня с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр регистрирующий орган, во-первых, выдает (или направляет по почте) заявителю документ, подтверждающий факт осуществления регистрации, во-вторых, в течение пяти рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, перечень которых определен Правительством РФ.

Регистрирующий орган при проведении процедуры регистрации может вынести решение об отказе в государственной регистрации по следующим основаниям:

1) непредставления необходимых для государственной регистрации документов;

2) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

3) по некоторым другим основаниям определенным Федеральным Законом «О государственной регистрации юридических лиц».

Решение об отказе в государственной регистрации, как и решение о государственной регистрации имеет свои обязательные требования:

1) должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законодательством;

2) должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган;

3) должно быть направлено лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.

Так же надо отметить, что решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке [7].

Государственная регистрация юридических лиц при их создании

Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, а созданным оно считается с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Закон) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

3) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;

5) документ об уплате государственной пошлины.

Здесь надо отметить, что существует большое разнообразие требований специальных законов, предъявляемых к содержанию учредительных документов, что создает сложности в работе регистрирующих органов и оправдывает презумпцию достоверности заявления уполномоченного лица[17].

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Итак, по истечении пятидневного срока, отведенного на совершение процедуры государственной регистрации, налоговыми органами может произвести следующие действия, которые определены законодательством:

1) в случае наличия полного комплекта документов, необходимого для совершения процедуры государственной регистрации юридического лица, налоговым (регистрирующим) органам выдается свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

2) в случае отсутствия полного комплекта документов, необходимого для государственной регистрации или обращения в ненадлежащий налоговый орган, налоговый орган выносит решение об отказе в государственной регистрации.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации

Реорганизация юридических лиц осуществляется в формах: преобразования, слияния, разделения, выделения, присоединения. В случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, разделения или выделения имеет место создание нового или нескольких новых юридических лиц. В государственном реестре фиксируется создание нового юридического лица, но при реорганизации процесс возникновения нового юридического лица сопровождается существенными изменениями в состоянии существующей организации. Поэтому в государственном реестре должно быть отражено не только создание нового юридического лица, но и изменения по реорганизуемому юридическому лицу. Для внесения в реестр всех необходимых сведений регистрирующий орган должен иметь соответствующие документы, которые обязан представить заявитель из числа лиц, указанных в ст. 9 Закона о государственной регистрации [21].

Реорганизация может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, или в случаях, установленных законом, уполномоченными государственными органами. При реорганизации юридических лиц имеет место переход прав и обязанностей реорганизуемого лица к создаваемым в результате такой реорганизации лицам.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

2) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

3) решение о реорганизации юридического лица;

4) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;

5) передаточный акт или разделительный баланс;

6) документ об уплате государственной пошлины.

В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Подпись заявителя в заявлении должна быть удостоверена нотариально [7].

Таблица 1 - Моменты завершения реорганизации по формам проводимой реорганизации

Форма реорганизации

Момент завершения реорганизации

Преобразование

С момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность

Слияние

С момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность

Разделение

С момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность

Выделение

С момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц

Присоединение

С момента внесения в Государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц

Местом государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, является место нахождения реорганизуемых юридических лиц.

В случае если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в Государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Важным является вопрос о моменте завершения государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате различных форм реорганизации. В таблице 1 наглядно представлены варианты моментов завершения реорганизации в зависимости от форм проводимой реорганизации [40].

Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в сроки и порядке аналогичном «Порядку представления документов при государственной регистрации»[7].

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица

В соответствии с п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.

Решение о внесении изменений в учредительные документы принимается или высшим органом управления юридического лица, или его учредителями в зависимости от организационно-правовой формы субъекта. Следует помнить, что инициатором и лицом, принимающим решение о принудительном внесении изменений, может выступать суд, но только в случаях, прямо предусмотренных законами (ст. 119 ГК РФ) [1].

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

2) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

3) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

4) документ об уплате государственной пошлины.

Для внесения в Государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в Государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

Представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в Государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального Закона №129.

В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Государственный реестр соответствующую запись и самостоятельно пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

В случае государственной регистрации учредительных документов в новой редакции и (или) внесения в Государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, в Государственный реестр вносится соответствующая запись.

Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Поэтому процедура ликвидации достаточна сложная. Законом определен порядок проведения регистрации ликвидации, который применяется с учетом норм ГК РФ [40].

В соответствии со ст. 62 ГК РФ и ст. 20 Закона учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Вместе с тем порядок ликвидации, предусмотренный п. 2 ст. 61 ГК РФ, не применяется при наличии проверенных данных о прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей. В этом случае подлежат применению положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о несостоятельности) [26]. Однако признаки несостоятельности (банкротства) отсутствуют у значительной части организаций, не осуществляющих деятельность. Кроме того, согласно ст. 65 ГК РФ некоторые организации не могут быть признаны банкротами, например некоммерческие организации (за некоторыми исключениями).

Ликвидация отсутствующих должников, помимо механизма, предусмотренного Законом о несостоятельности, может быть произведена с помощью процедуры исключения недействующего юридического лица из государственного реестра по решению регистрирующего органа. Но решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц может быть принято при наличии в регистрирующем (налоговом) органе документов, подтверждающих отсутствие у недействующего юридического лица задолженности по обязательным платежам в бюджеты. То есть данный порядок в настоящее время распространяется на юридические лица не имеющих задолженностей перед бюджетом. Документы, подтверждающие отсутствие задолженности перед бюджетом, по запросу регистрирующего (налогового) органа по месту нахождения недействующего юридического лица, представляются соответствующим структурным подразделением каждого налогового органа, в котором недействующее юридическое лицо состоит на учете по основаниям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Итак, Федеральный закон от 02.07.2005 N 83-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Закон N 83-ФЗ) устанавливает критерии, при наличии которых юридическое лицо признается недействующим, и вводится процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа с соблюдением административной процедуры. До введения в силу данного закона существовало много неточностей по поводу процедуры исключения из ЕГРЮЛ организаций, которые в течение многих лет не представляют отчетность в налоговые органы, место нахождения которых неизвестно, теперь же все эти пробелы находятся на пути разрешения.

Юридическое лицо признается фактически прекратившим деятельность в случаях, если в течение последних двенадцати месяцев:

1) оно не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налоговым Кодексом установлена обязанность налогоплательщика представлять, в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Налоговый орган имеет право принять решение о приостановлении операций по счетам в банке не только для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, но и в целях принуждения налогоплательщика к исполнению обязанности по представлению налоговой декларации. Наличие в банке решения о приостановлении операций по счетам обеспечивает определенный режим функционирования счета. Статьей 134 НК РФ закреплена ответственность банка за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам.

2) Оно не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

В соответствии со ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и о проведении других операций по счету. Одним из оснований расторжения договора банковского счета по требованию банка является отсутствие операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты