Развитие информационных технологий и их внедрение в деятельность налоговых органов
Развитие информационных технологий и их внедрение в деятельность налоговых органов
34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет экономики и права
Специальность 080107 «Налоги и налогообложение»
Кафедра математических методов и информационных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Информационные технологии в налогообложении»
на тему:
«РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВНЕДРЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ»
Студент
группа 642
подпись
М.А. Деревянкина
Научный руководитель
Доцент
Дата
Подпись
А.В. Мендель
Хабаровск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Законодательная база
1.1 Федеральный закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации
1.2 Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
1.3 Федеральный Закон N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»
1.4 Концепция электронного Правительства
ГЛАВА 2. Сети в Российской Федерации
2.1 Начало сетей в России
2.2 Российские и международные сети передачи данных
2.3 Корпоративные сети
ГЛАВА 3. Информационные технологии в налоговой системе Российской Федерации
3.1 Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе
3.2 Проект «Электронная Россия»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.
Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.
Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе--это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности
Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.
В данной курсовой работе я рассмотрю основные законы, применяющиеся при функционировании информационных систем, историю развития компьютерных технологий в области налогообложения и современные технологии, которые применяются в налоговых органах на современном этапе.
ГЛАВА 1 Законодательная база
1.1 Федеральный закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
Федеральный Закон № 24 "Об информации, информатизации и защите информации" был принят 20 февраля 1995 г.
Этот закон урегулировал отношения, возникающие при:
формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных проектах и информатизации.
Во второй статье были приведены термины, используемые в Федеральном законе, их определения.
информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных, других информационных системах);
информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;
конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ;
средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для ЭВМ; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация) используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;
собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;
владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;
пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
В статье 3 были указаны обязанности государства в сфере форматирования информационных ресурсов и информации.
Глава 2 была посвящена информационным ресурсам, государственным и частным, основам их правового режима, документам информации. Информационные ресурсы были разделены по категориям доступа на открытые, с ограниченным доступом, конфиденциальные, государственную тайну.
В статье 11 законодательством установлены перечни персональных данных, указаны действия, которые могут или не могут быть применены к этим данным.
Глава 3 регулирует пользование информационными ресурсами, доступ к информации, гарантии предоставления информации
Глава 4 посвящена информатизации, информационным системам, технологиям и средствам их обеспечения. Регулируется разработка и производство систем, технологий и средств их обеспечения; право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения, право авторства и другое.
Глава 5 регулирует защиту информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
Это первый закон Российской Федерации, который на федеральном уровне урегулировал отношения между государством, физически и юридическими лицами в области информации, информационных технологий.
1.2 Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Федеральный Закон №149-ФЗ был принят Государственной думой 8 июля 2006 года. Новый Федеральный Закон был введен взамен утратившего силу Федерального Закона №24-ФЗ. Он сильно отличается от 24-ФЗ. Был изменен перечень понятий, используемых в Федеральном Законе. В настоящее время используются следующие (в соответствии со ст.2):
1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
4) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
5) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
6) доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;
7) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
8) предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
9) распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
10) электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.
Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.
Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.
Статьей 6 установлен обладатель информации, его права.
Также законом установлены право на доступ к информации, ограничение доступа, ее распространение или предоставление, документирование.
В статье 13 и 14 регулируются отношения в сфере информационных систем и государственных информационных систем.
Законом введена абсолютно новая глава, посвященная использованию информационно-телекоммуникационных сетей
Статьей 17 установлена ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
1.3 Федеральный Закон N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»
Был принят 10 января 2002 года
Целью Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
В законе даются следующие понятия:
электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
владелец сертификата ключа подписи - физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах;
средства электронной цифровой подписи - аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций - создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей;
Также даются следующие понятия, которые я просто перечислю: сертификат средств электронной цифровой подписи; закрытый ключ электронной цифровой подписи; открытый ключ электронной цифровой подписи; сертификат ключа подписи; подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе; пользователь сертификата ключа подписи; информационная система общего пользования; корпоративная информационная система.
Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
Статья 5 раскрывает вопросы использования средств электронной цифровой подписи.
Статьи 6, 7 устанавливают правила использования сертификата ключа подписи, а также срок и порядок хранения сертификата ключа подписи в удостоверяющем центре
Глава III посвящена удостоверяющим центрам. В этой главе дается понятие центра, его статус, деятельность, его отношения с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обязательства УЦ и другое.
Глава IV рассказывает об особенностях использования ЭЦП в сфере государственного управления и в корпоративной информационной системе.
1.4 Концепция электронного Правительства
Под электронным правительством в настоящей концепции понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Настоящая Концепция основывается на концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года.
Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются:
повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением;
повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан и организаций в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:
развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов, основанных на использовании современных ИКТ;
предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями;
создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;
формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронном виде между органами государственной власти, гражданами и организациями, а также контроля за использованием государственных информационных систем.
План мероприятий по реализации концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (Приложение 1).
ГЛАВА 2Сети в Российской Федерации
2.1 Начало сетей в России
Отечественные сети общественного пользования появились с почти 10-летним отставанием от Запада и базировались не на отечественных оборонных технологиях, а создавались совершенно независимо. Это 10-летнее отставание сохранялось до конца 80-х - начала 90-х годов: ведь зарубежная сетевая технология не стояла на месте, а передача ее в нашу страну (особенно - программного обеспечения) была жестко ограничена КОКОМом.
В 1979-1980 годах начались практические эксперименты по теледоступу отечественных ученых к зарубежным банкам данных - в первую очередь, к Lokheed Dialog (США) и Data Star (Швейцария). Терминальный узел, созданный в академическом Институте системного анализа РАН (в то время - ВНИИ системных исследований ГКНТ и АН СССР) использовали специалисты разных отраслей для связи с европейскими и североамериканскими сетями и банками данных через венский Международный институт прикладного системного анализа.
Этот узел и создавший его коллектив стал основой Национального центра автоматизированного обмена информацией (НЦАО) и образованного для реализации этих функций Института автоматизированных систем - ИАС (тогда - ВНИИПАС).
В начале 80-х годов этот институт был определен головным в стране по созданию компьютерной сети Академии наук СССР и академий наук союзных республик - АКАДЕМСЕТИ. Просуществовавшая почти десятилетие, сеть едва ли способствовала действительному росту научных коммуникаций в академической среде: в стране не хватало вычислительной техники, особенно на окраинах страны, и после экспериментов по ежегодной демонстрации работоспособности сети в целом (по всем полутора десяткам узлов одновременно) многие институты отключали абонентские компьютеры от сети для использования их при плановых научных исследованиях, расчетах и моделировании.
Опыт создания АКАДЕМСЕТИ показал предпочтительность реализации сетевого программного обеспечения в виде специализированных аппаратно-программных средств и необходимости инициализации трафика на базе стремления пользователей к получению необходимой им информации. Но даже подбор абонентов на основе взаимной заинтересованности не вполне спасал. Операторы больших информационных хостов категорически возражали против введения каких-либо дополнительных коммуникационных пакетов в память их компьютеров, и подключение хостов к ИАСНЕТ осуществлялось через специализированные препроцессоры.
К 1986 г. была создана первая отечественная компьютерная сеть общего пользования ИАСНЕТ, охватившая не только Россию, но и бывшие союзные республики, а в следующем году оператор этой сети ИАС/НЦАО получил впервые в СССР от МСЭ (ITU) статус Признанной частной эксплуатирующей организации (RPOA), реализующей межсетевой протокол Х.25.
Почти до конца 80-х более 80% трафика в первой отечественной сети общего пользования ИАСНЕТ составляла научно-техническая информация - как зарубежная (через НЦАО, ставший первым международным сетевым шлюзом в стране), так и отечественная.
В те же 80-е в академическом Институте атомной энергии группа энтузиастов начала работу по созданию компьютерной сети для общения ученых-физиков.
Бесплатное распространение программного обеспечения через сеть дополнительно усилило рост популярности Internet, тем более что и плата за услуги сегодня существенно ниже, чем в сетях Х.25. Наконец, технология WWW дает Internet дополнительные преимущества в состязании с сетями Х.25.
Сетевые коммуникации в 80-е годы
Естественным образом ИАСНЕТ и АКАДЕМСЕТЬ включились в государственную программу создания единой Государственной автоматизированной системы НТИ (ГАСНТИ), предназначенной для обеспечения онлайнового доступа пользователей к хостам центров - генераторов научной информации.
ИАС стал головной организацией по созданию компьютерной сети соцстран, получал от государства ежегодно выделявшиеся средства на финансирование развития не только своего центрального коммутационного узла этой звездообразной сети девяти стран, но и создание и функционирование узлов у братьев по лагерю.
В самом начале создания ЦСАО геофизики из мировых центров данных Москвы и Колорадо обменивались файлами геофизических данных, в результате чего был подготовлен совместный справочник восьми мировых центров данных по наукам о Земле. В начале 80-х ЦСАО использовалась для обмена данными космических наблюдений между Институтом физики в Праге и Институтом космических исследований в Москве; для этого был разработан собственный протокол передачи файлов. В середине 80-х (в начале «перестройки») через ЦСАО был организован обмен данными наблюдения за ядерными испытаниями в рамках советско-американского проекта «Невада-Семипалатинск».
Позднее, в 1991 г., после землетрясения в Армении, канал Москва-Ереван сети ИАСНЕТ использовался советской госкомиссией и американскими группами гуманитарной помощи - другие каналы связи с районом бедствия были перегружены либо выведены из строя.
Сетевая революция 90-х годов в России
В самом начале 90-х годов в нашей стране обозначился взрывообразный рост количества сетей общего пользования, создававшихся в основном как частные сети совместных предприятий с участием крупных иностранных телекоммуникационных операторов. Одновременно расширялся обмен информацией с зарубежными странами.
Принято различать два типа телекоммуникационных операторов. К первому отнесем распорядителей телефонных, телеграфных и других «первичных» каналов. Ко второму - тех, кто оплачивает арендуемые у первых каналы. Именно ко второму типу операторов относились новые сети, да и пионер сетей ИАСНЕТ - тоже. Есть одно исключение - сеть РОСПАК, охватившая в начале 1992 года более 50 центров по России. Свои коммутационные узлы она организовала на базе штатных предприятий связи и использовала для создания международных магистралей передачи данных первичные каналы - собственность своего соучредителя - АО ИНТЕРТЕЛЕКОМ (ныне - РОСТЕЛЕКОМ).
Из-за безудержного, обгонявшего инфляцию роста тарифов на выделенные телефонные линии широкое внедрение спутниковых каналов на международных магистралях стало неизбежным.
Реализация в середине 90-х годов в глобальной сети Internet информационных WWW-серверов, система ссылок в которых основана на гипертекстовой технологии, совместно с использованием удачной поисковой системы Mosaic привели к упорядочиванию информационных массивов в сети Internet, существенному расширению возможности поиска нужной пользователю информации. И без того интенсивный рост числа пользователей этой сети перевалил за сотню тысяч в месяц. Общее количество пользователей Internet в мире исчислялось уже десятками миллионов, т. е. превысило общее число пользователей всех глобальных сетей Х.25.
Бурному развитию отечественных территориальных (глобальных) компьютерных сетей в первой половине 90-х годов в значительной мере способствовало определенное насыщение страны персональными компьютерами. Анализ объемов продаж ПЭВМ в стране в это время позволяет предположить, что общее число компьютеров в России достигло величины порядка 10 млн. штук. Чрезвычайно активным стал рынок модемного оборудования.
В настоящее время отечественная сетевая технология (при некотором отставании - на 1-2 года) твердо развивается в направлениях, по которым идут наиболее передовые в этом отношении страны: США, Великобритания, Германия, Франция.
2.2 Российские и международные сети передачи данных
Подключение однопользовательских компьютеров и ЛВС к российским и международным сетям передачи данных позволяет создавать региональные, федеральные и международные автоматизированные информационные системы. Наиболее известными сетями передачи данных являются ИНФОТЕЛ, РОСПАК, СПРИНТ, РАДИОТЕЛ, Интернет.
Большинство вычислительных сетей создавались для предоставления услуг доступа к разделяемым ресурсам. Различают два вида этих услуг: интерактивные и пакетные. Сегодня информационные технологии представлены множеством современных средств компьютерных коммуникаций и их сетевых приложений. Перенесенные на электронные носители информационные ресурсы приобретают качественно новое состояние, т.е. становятся активными, и в этом качестве являются доступными с помощью компьютерных средств и систем, в том числе и дистанционно с помощью компьютерных сетей общего пользования.
Информационные услуги сетей телекоммуникаций можно условно разделить на три группы: информационно-коммуникационные, информационно-прикладные и информационно-коммерческие. Последний вид услуг является сферой коммерческой деятельности и в государственной службе практически не применяется.
К информационно-коммуникационным услугам можно отнести услуги, обеспечивающие передачу различных видов информации между абонентами. К ним относятся: телефакс, электронная почта, передача файлов, терминальный доступ к удаленному компьютеру, электронная подпись, используемые, чаще всего, обслуживающим персоналом государственных структур.
К информационно-прикладным услугам относятся услуги с использованием коммуникационных ресурсов сетей на прикладном уровне в интересах удовлетворения информационных потребностей. К ним относятся: электронные доски объявлений, видеоконференции, телеконференции, интерактивные средства общения, видеотекст, телетекст, доступ к удаленным базам данных как в режиме отложенного доступа, так и в режиме реального времени, поиск сетевых ресурсов, а также интегрированные услуги с использованием доступа к информационным серверам.
Интерактивные средства общения: телефонные переговоры по сети телекоммуникаций, переговоры в режиме обмена звуковыми сообщениями, переговоры в режиме интерактивного обмена текстовыми фрагментами - в системе государственной службы практически не применяются, хотя это идеальное недорогое средство для проведения оперативных совещаний, переговоров, согласительных процедур и т.п.
Доступ к базам данных - наиболее привычная, технологически отработанная в государственной службе услуга. Она реализуется для госслужащих как в рамках привычных технологий через локальную сеть, так и через системы телекоммуникаций.
В последнее время широко распространяется технология WWW, являющаяся эффективным средством доступа к информации. В рамках Web-технологии возможен доступ к гипертекстовым документам, агрегация распределенной информации, доступ к базам данных, пересылка файлов, электронная почта, интерактивное общение, доступ к телеконференциям или к серверам новостей, поиск информационных ресурсов сети или адресов абонентов и организаций. Полезны для государственной службы технологии экономического и политического мониторинга - опросов абонентов сети с публикацией полученных результатов, например, сведений о рейтинге политических деятелей или законопроекта и т.п.
Следует отметить, что вопреки мнению об отсталости России, практически всем государственным служащим на федеральном уровне и многим государственным служащим на региональном уровне доступны многие из существующих в мире видов информационных услуг. Невостребованность информационных ресурсов, формирующихся в системе государственной службы, связана не столько с компьютерной неграмотностью, сколько с неподготовленностью информационных технологий, их трудоемкостью и затрачиваемым рабочим временем. Поэтому, несмотря на все усилия по внедрению Интернет-технологий, основным интерактивным средством в России по-прежнему остается телефон.
2.3 Корпоративные сети
Корпоративная сеть, как правило, является территориально распределенной, т.е. объединяющей офисы, подразделения и другие структуры, находящиеся на значительном удалении друг от друга. Часто узлы корпоративной сети оказываются расположенными в различных городах, а иногда и странах. Принципы, по которым строится такая сеть, достаточно сильно отличаются от тех, что используются при создании локальной сети, даже охватывающей несколько зданий. Основное отличие состоит в том, что территориально распределенные сети используют достаточно медленные (на сегодня - десятки и сотни килобит в секунду, иногда до 2 Мбит/с.) арендованные линии связи.
Основными задачами корпоративной сети оказываются взаимодействие системных приложений, расположенных в различных узлах, и доступ к ним удаленных пользователей.
Первая проблема, которую приходится решать при создании корпоративной сети - организация каналов связи. Если в пределах одного города можно рассчитывать на аренду выделенных линий, в том числе высокоскоростных, то при переходе к географически удаленным узлам стоимость аренды каналов становится астрономической, а качество и надежность их часто оказывается весьма невысокими. Естественным решением этой проблемы является использование уже существующих глобальных сетей. В этом случае достаточно обеспечить каналы от офисов до ближайших узлов сети. Задачу доставки информации между узлами глобальная сеть при этом возьмет на себя. Даже при создании небольшой сети в пределах одного города следует иметь в виду возможность дальнейшего расширения и использовать технологии, совместимые с существующими глобальными сетями.
Часто первой, а то и единственной такой сетью, мысль о которой приходит в голову, оказывается Internet.
Использование Internet в корпоративных сетях
При использовании Internet в качестве основы для корпоративной сети передачи данных выясняется очень интересная вещь. Бурный рост услуг, предоставляемых в Internet, приводит к перегрузке узлов и каналов связи, что резко снижает скорость и надежность передачи информации. При этом поставщики услуг Internet не несут никакой ответственности за функционирование сети в целом, а каналы связи развиваются крайне неравномерно и в основном там, где государство считает нужным вкладывать в это средства. Соответственно, нет никаких гарантий качества работы сети, скорости передачи данных и даже просто достижимости ваших компьютеров. Для задач, в которых критичными являются надежность и гарантированное время доставки информации, Internet - далеко не лучшее решение.
Еще одна проблема Internet, широко обсуждаемая в последнее время, - безопасность. Если мы говорим о частной сети, вполне естественным представляется защитить передаваемую информацию от чужого взгляда. Непредсказуемость путей информации между множеством независимых узлов Internet не только повышает риск того, что какой-либо не в меру любопытный оператор сети может сложить ваши данные себе на диск, но и делает невозможным определение места утечки информации. Средства шифрования решают проблему лишь частично, поскольку применимы в основном к почте, передаче файлов и т.п. Другой аспект проблемы безопасности опять же связан с децентрализованностью Internet - нет никого, кто мог бы ограничить доступ к ресурсам вашей частной сети. Есть, конечно, средства защиты (для них принято название Firewall). Однако считать их панацеей не стоит. Любую защиту можно сломать, лишь бы это окупало стоимость взлома. Необходимо также отметить, что сделать подключенную к Internet систему неработоспособной можно, и не вторгаясь в вашу сеть. Таким образом, рекомендовать Internet как основу для систем, в которых требуется надежность и закрытость, никак нельзя. Подключение к Internet в рамках корпоративной сети имеет смысл, если вам нужен доступ к тому громадному информационному пространству, которое собственно и называют Сетью.
Корпоративная сеть - это сложная система, включающая тысячи самых разнообразных компонентов: компьютеры разных типов, начиная с настольных и кончая мейнфремами, системное и прикладное программное обеспечение, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы и маршрутизаторы, кабельную систему. Основная задача системных интеграторов и администраторов состоит в том, чтобы эта громоздкая и весьма дорогостоящая система как можно лучше справлялась с обработкой потоков информации, циркулирующих между сотрудниками предприятия и позволяла принимать им своевременные и рациональные решения, обеспечивающие выживание предприятия в жесткой конкурентной борьбе. Последний пример резкого изменения технологии автоматизированной обработки корпоративной информации у всех на виду - он связан с беспрецедентным ростом популярности Internet в последние 2 - 3 года. Изменения, причиной которых стал Internet, многогранны. Гипертекстовая служба WWW изменила способ представления информации человеку, собрав на своих страницах все популярные ее виды - текст, графику и звук. Транспорт Internet - недорогой и доступный практически всем предприятиям (а через телефонные сети и одиночным пользователям) - существенно облегчил задачу построения территориальной корпоративной сети, одновременно выдвинув на первый план задачу защиты корпоративных данных при передаче их через в высшей степени общедоступную публичную сеть с многомиллионным "населением".
ГЛАВА 3. Информационные технологии в налоговой системе Российской Федерации
3.1 Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе
Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств в бюджетной системе, является налоговая служба, которая, как известно, состоит из Государственной налоговой службы РФ и государственных налоговых инспекций республик в составе России и субъектов РФ.
Мировой опыт показывает, что внедрение достижений информационных технологий -- наиболее перспективное и экономически эффективное направление в работе налоговых органов. Способы организации обработки налоговой информации оказывают все большее влияние на полноту сбора налогов, поэтому неизменно важной является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и предоставления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы.
Структура налоговой службы РФ предполагает единство целей, при которых локальные системы управления одного уровня функционируют по одной (типовой) схеме, решают идентичный набор задач по заранее определенной единой методологии и технологии обработки данных.
АИС в налоговой службе -- это автоматизированная информационная система (АИС «Налог»), определяемая как совокупность технических, организационных и программных средств, используемых для автоматизации процессов обработки учетной, контрольной и отчетной информации в налоговых органах различного уровня.
При решении задач, стоящих перед налоговыми органами, необходимо использовать и анализировать большие объемы информации. Эффективное и полноценное применение достижений информационных технологий требует сложной многовариантной обработки практически всего объема имеющейся в налоговых инспекциях информации.
Для решения задач внедрения информационных технологий непосредственно в региональных и местных налоговых инспекциях организуются специальные подразделения по информатизации, которые занимаются:
* внедрением нового системного программного обеспечения и средств электронно-вычислительной и другой офисной техники;
* эксплуатацией системных и прикладных программных продуктов и средств ЭВТ;
* информационным взаимодействием между уровнями АИС «Налог» и внешними автоматизированными системами;
* оказанием консультационной помощи.
При разработке АИС «Налог» в системах налогообложения необходимо владеть всей полнотой информации о предметной области налогообложения, которая включает информационно-функциональные схемы работы налоговых инспекций.
АИС «Налог» имеет свои особенности, которые определяются следующим перечнем требований: структура АИС должна соответствовать структуре налоговой системы; содержание АИС должно соответствовать предметной области налоговой системы (задачи, документы); система обработки информации в АИС реализуется на основе сетевой информационной технологии в налоговых службах; при разработке информационного, программного и технического обеспечения АИС необходимо учитывать единство стандартов, терминологии, унификации методик проектирования.
Техническую основу информатизации в налоговых органах в настоящее время составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC.
Основное системное программное обеспечение -- операционные системы фирмы Microsoft (для рабочих станций) и Novell (для локальных сетей).
Использование информационных технологий в налоговой инспекции позволяет реализовать:
* ввод и хранение платежных и отчетных налоговых документов;
* функционирование в единой среде нормативно-справочной информации;
* стандартизированную систему кодирования данных, предназначенных для обмена информацией между объектами налоговой службы;
* идентификацию информации по налогообложению в соответствии со стандартизированной системой присвоения внутренних машинных имен реквизитов;
* дополнительную (кроме общесистемной -- на уровне операционной системы или системы управления базами данных) защиту данных от несанкционированного доступа пользователей с различными привилегиями;
* дополнительные (кроме общесистемных) средства обеспечения сохранности и безопасности хранения информации;
* архивирование данных по налогообложению и последующий их анализ с возможностью построения прогнозных отчетов;
* ведение архивно-справочной системы хранения, извлечения и обработки результатов запросов к информационной базе, выходных отчетных форм и любых других документов;
* генерирование и возможность модификации входных интерфейсных форм, выходных отчетных форм, библиотек запросов, личных картотек пользователей.
Функционально АИС «Налог» состоит из прикладных программных комплексов, включающих:
* комплекс «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам»;
* комплекс «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства».
Комплекс «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» предназначен для:
*учета налогоплательщиков;
*оперативно-бухгалтерского учета в области налогообложения;
*камеральных проверок налоговых расчетов;
* ведения налоговой статистики и отчетности;
*учета и контроля банковских счетов;
*учета контрольно-кассовых машин;
* обработки информации по внешнеэкономической деятельности налогоплательщиков по данным Государственного таможенного комитета РФ.
Комплекс «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства» позволяет решить:
* составление, анализ и корректировку графиков проведения документальных проверок и их типов;
* сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из других подсистем АИС «Налог» с использованием запросной системы;
* сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из внешних автоматизированных систем;
* хранение размеров и видов выявленных сумм, актов по итогам документальных проверок, предложений к актам, журналов регистрации, проверок и правонарушений;
* получение и передачу в подсистему оперативно-бухгалтерского учета результатов проведения документальных проверок -- сумм сокрытых налогов, доначислений, переплат, штрафных санкций и пени;
* учет административных мер, наложенных на налогоплательщиков -- физических лиц.
В АИС «Налог» реализовано межуровневое информационное взаимодействие на основе создания интегрированных распределенных баз данных. По специальному регламенту на федеральном уровне собираются по каналам связи и обобщаются данные по Государственному реестру налогоплательщиков, налоговая статистическая отчетность, деловая и ведомственная переписка. Из Министерства РФ по налогам и сборам по электронным каналам поступают директивные указания, методические и нормативно-справочные материалы, сертифицированное программное обеспечение и доработки к нему.
Для полноценного использования средств информационных технологий необходимо получение информации практически из всех баз данных, имеющихся в настоящее время в информационной среде налоговых органов. Кроме того, должны быть созданы дополнительные базы данных с информацией, поступающей от внешних организаций, или реализованы постоянные информационные связи с ними.
АИС «Налог» располагает следующими основными базами данных.
* государственный реестр налогоплательщиков;
* интегрированная многоуровневая база данных банковских счетов налогоплательщиков;
* комплексная база данных лицевых счетов каждого налогоплательщика;
* база данных обязательных отчетных документов, которые определены налоговым законодательством для указания налогооблагаемой базы и исчисления налогов самим налогоплательщиком;
* база данных контрольных (документальных) проверок налогоплательщиков;
* нормативная база данных, содержащая нормативно-справочную информацию;
* база данных с дополнительными сведениями о налогоплательщиках.
Информационное взаимодействие с государственными организациями -- одна из главных задач, поставленных перед налоговой инспекцией.
Основные информационные потоки, связанные с Министерством РФ по налогам и сборам, приходят из банковских и кредитных учреждений, из Государственного таможенного комитета РФ, из Федерального казначейства, из Федеральной службы налоговой полиции и органов Министерства внутренних дел РФ. При слиянии и взаимном обмене этих потоков возможно создание и совместное использование таких баз данных, как:
* Государственный реестр налогоплательщиков с дополнительными учетными данными;
* сведения по нарушениям налогового законодательства;
* банковские счета налогоплательщиков (всех типов, в том числе и закрытых на текущий момент);
* движение на лицевых счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц.
Большое значение придается созданию автоматизированных компьютерных систем, предназначенных для выявления потенциальных или явных неплательщиков налогов.
3.2 Проект «Электронная Россия
Федеральная целевая программа "Электронная Россия 2002-2010" - своеобразная попытка рывка в "цифровое будущее".
Программа впрямую не ориентирована на достижение мгновенных экономических результатов: стимуляция развития российского рынка высоких технологий не является ее непосредственной задачей, хотя подобный эффект в случае успешной реализации намеченных планов также будет достигнут.
Реально успех программы будет означать в первую очередь, что органы власти всех уровней станут более доступными для граждан, а их деятельность - более прозрачной и более эффективной. Прозрачность достигается за счет обязательной электронной публикации и создания баз данных по всем документам, не имеющим статуса секретных, эффективность - за счет перевода в электронною форму значительных объемов документооборота. Программа также предусматривает наращивание возможностей доступа населения к интернету - это логично вытекает из вышеизложенного. Публиковать документы, которые мало кто сможет прочесть, - дело довольно бессмысленное. Соответственно, планируется также организовать подготовку специалистов в области информационных технологий. В первую очередь, такие специалисты понадобятся государственным учреждениям, но рост числа подготовленных людей не сможет не сказаться и в целом на ситуации на рынке. Отдельно предусматривается помощь в освоении новых технологий СМИ, в первую очередь - региональным (здесь имеются ввиду как подготовка специалистов, так и предоставление доступа к информационным сетям).
Косвенный результат - стимуляция ИТ-отрасли, в первую очередь - за счет роста числа специалистов, и кроме того - людей, имеющих доступ к информационным сетям, и, следовательно, являющихся потенциальными потребителями информационных услуг. Нельзя также сбрасывать со счетов и неизбежный рост спроса на услуги такого рода - как со стороны государственных организаций, внедряющих в делопроизводство новые технологии, так и со стороны их многообразных партнеров.
При этом все вышеперечисленное не служит однозначным обоснованием необходимости программы. Конечно без реализации этой и ряда подобных программ Россия все больше и больше будет отставать от ведущих развитых стран, плавно скатываясь к уровню середнячков третьего мира, которые прекрасно обходятся без информационно-коммуникативных технологий. Аргументы тех критиков программы, которые уже сейчас говорят, что заботиться о цифровом документообороте и расширении доступа к интернету в стране, имеющей целый ряд проблем куда более насущных, несколько преждевременно, не вовсе лишены оснований. Дать быстрый и однозначный ответ, не сбиваясь при этом на общие и бессодержательные рассуждения о месте России в мире и прочем, довольно затруднительно.
ФЦП не только предлагает решения очевидных проблем, она ставит целый ряд новых. Некоторые из этих проблем не могут быть решены в рамках "Электронной России 2002-2010". Для того, например, чтобы при помощи информационных технологий приблизить российскую систему образования к стандартам развитых стран Запада, разрабатывается программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг.". И требуется детальное обсуждение этих проблем. Выражаем надежду, что проект "Электронная Россия" станет удобной площадкой для начала такого обсуждения, в котором смогут принять участие не только специалисты, представляющие государственный аппарат и российский ИТ-рынок, но и все, кто осознает степень важности поставленных программой вопросов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе в главе 1 мной была рассмотрена законодательная база, регулирующая отношения в сфере информатизации и налогообложения. Я использовала Федеральный закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный Закон N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», концепцию электронного Правительства.
Также изучены материалы, дающие представление о сетях в России в прошлом и настоящем. Раскрыта история появления сетей в России, их развитие в 80-х - 90-х годах. Также я рассказала о российских и международных сетях передачи данных, о корпоративных сетях, их применении и роли для предприятий.
Глава третья полностью посвящена информационным технологиям в налоговой системе Российской Федерации. В ней представлена информация о прогрессивных технологиях, применяемых в настоящее время в налоговых органах России. Также представлена информация о проекте «Электронная Россия». В Приложении 1 дается информация о сроках и этапах выполнения данной программы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный Закон №1 "Об электронной цифровой подписи"
2. Федеральный Закон №24 "Об информации, информатизации и защите информации"
3. Федеральный Закон №149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
4. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Г.А. Титоренко. - М.:Юнити. - 2000г. - 400с.